Последнее обновление: 26/02/2015

Вы когда-нибудь хотели стать психологом? Эта работа может быть захватывающей, она даёт много возможностей. Но что для этого нужно сделать? Как долго Вам придётся учиться? Нужно будет найти ответы на множество вопросов прежде, чем Вы окончательно определитесь со своим будущим.

Что вообще значит быть психологом?

Во-первых, важно понимать, что есть много различных отраслей психологии, и к каждой из них предъявляются специфические требования: педагогическая психология, производственно-организационная, судебная психология, психология спорта и многие другие.

Давайте предположим, что когда Вы говорите «Я хочу стать психологом», Вы имеете в виду профессию, которая использует науку о психике и поведении для оценки, диагностики, лечения и помощи людям, которые испытывают психологические проблемы. Но, конечно, есть ряд различных специалистов, которые предлагают услуги психотерапии - в том числе, консультантов и социальные работники.

Начните планировать своё дальнейшее образование заранее

Курс по психологии предлагают не все учебные заведения, однако всё чаще в них стали предлагать отдельные занятия/факультативы по психологии, позволяющие получить общее представление и базовые знания. Если в Вашей школе такие есть, было бы неплохо на них записаться. Имея базовые знания по общей психологии, Вы сможете углубить их во время учёбы в высшем учебном заведении.

Конечно, есть много и других предметов, которые помогут Вам подготовиться к будущей профессии. Сильная подготовка по другим предметам - всегда залог успеха. Так что старайтесь посещать столько курсов, сколько можете; желательно, по таким предметам, как биология, химия, анатомия человека/ физиология и др. Статистика - ключевой компонент любой университетской программы для психологов, поэтому полезной окажется и математика.

Помимо естественных наук и математики, Вам пригодятся курсы по истории, философии, религии и языку. При поступлении в ВУЗ важно быть способным выдержать конкуренцию, а значит необходимо иметь сильную подготовку по самым разным предметам и хорошие оценки/отзывы преподавателей.

Итак, советы для школьников:

  • посещайте факультатив по психологии;
  • проверьте, нет ли в Вашем местном колледже/институте/университете курсов по психологии для старшеклассников;
  • изучайте дополнительно естественные и гуманитарные науки;
  • изучите возможности волонтёрской работы;
  • начните выбирать университет ещё до выпускного класса;
  • стремитесь получать не только хорошие оценки, но и знания.

Получите степень бакалавра

После того, как Вы поступите в выбранный университет, стоит всерьёз заняться изучением психологии. С преподавателем, которого Вы считаете наиболее опытным специалистом Вы можете продумать план изучения психологии на четыре года, охватывающий не только формальные занятия, но и самостоятельную дополнительную подготовку. Позже Вы, возможно, и отклонитесь от этого плана - по самым разным причинам, - однако он не перестанет служить Вам ориентиром. С его помощью гораздо проще будет добиться своей цели - стать настоящим психологом.

По мере изучения психологии Вы можете обнаружить, что интерес у Вас вызывает определённая область (например, когнитивная психология, биопсихология или психология развития). В этом случае Вам будет необходимо скорректировать составленный ранее план и включить в него факультативные занятия по этой предметной области. И помните, что для поступления в аспирантуру необходим высокий средний балл.

Итак, советы для студентов:

  • ищите возможности участия в исследованиях и принимайте активное участие в разнообразных экспериментах;
  • попробуйте себя в преподавании или исследовательской деятельности. Так Вы сможете получить ценный опыт;
  • поддерживайте высокий средний балл;
  • сдавайте дополнительные экзамены, если это необходимо;
  • уже с самого начала обучения начинайте изучать возможность продолжить образование (понимание необходимости его продолжения приходит позднее, к тому моменту у Вас должны быть заготовлены варианты).

Не останавливайтесь!

Следующий вопрос, который Вы должны себе задать: какую учёную степень Вы хотите заработать? Обычно думают в первую очередь о степени доктора философских наук, но это не единственный вариант - докторскую степенью можно получить и в области психологии. В чём отличие? Как правило, доктора философских наук далее посвящают себя научной и исследовательской деятельности. Доктор психологических наук, скорее, предпочтёт теории практику и выберет работу в клинических условиях.

В любом случае Вы должны будете пройти практику в клинических условиях. Это прекрасная возможность получить практический опыт в своей области, получить знания от опытных психологов и узнать больше о себе - например, понять, где бы Вы хотели работать после завершения образования.


Обычно люди представляют, что стать психологом можно всего лишь, пройдя обучение – например, в форме высшего образования, нескольких лет учебы (курсов переподготовки для тех, кто имеет высшее образование по другой специальности) или даже среднего специального. Однако чтобы стать психологом, вам понадобится:

Выучиться на соответствующей специальности в вузе в течение 4 лет (степень бакалавра),

Либо пройти переподготовку на базе высшего образования (1-3 года, редко – от 9 мес.).

По документам вы уже сможете работать психологом.

Куда можно устроиться?

В школу,

В центры занятости,

На предприятия, где нужен штатный психолог,

В компании, занимающиеся подготовкой, поиском, набором персонала (кадровые агентства).

Это интересно: даже на железной дороге работает собственная психологическая служба.

Где еще можно стать психологом?

Варианты дополнительного обучения для психолога – это степень специалиста (5 лет в ВУЗе), магистра.

Часто психологи, начиная работу, сталкиваются с тем, что их знания сравнительно мало помогают работать с реальными людьми. Чтобы наработать к солидной теоретической базе хорошие практические навыки, можно отправиться в обучающие программы психотерапевтов (не медицинских). А это такие учебные заведения, как

МГИ (Московский гештальт-институт),

МИГИП (Московский институт гештальта и психодрамы),

ИППиП (Институт Практической Психологии и Психоанализа),

И многие другие.

Именно здесь можно наработать навыки по таким областям деятельности, как:

Семейное консультирование и психотерапия пар,

Консультирование организаций (сокращенно – оргконсультирование),

Групповая психотерапия (в малых динамических группах, до 10 человек),

Психотерапия психосоматических заболеваний,

Телесная психотерапия (бодинамический подход),

И другие.

Всегда ли должен психолог работать с людьми?

В России на сегодняшний день деятельность психологов не требует лицензирования. Одновременно психологи требуются не только в учреждениях системы дошкольного, школьного, высшего образования (специальность «педагог-психолог») или в отделе кадров. А частнопрактикующие специалисты пользуются большим спросом не только в области коучинга. Есть еще ряд более современных, молодых психологических профессий. Это:

Психология труда,

Инженерная психология,

Эргономика,

Юридическая психология,

Психология спорта.

Получить дополнительное образование по ряду самых молодых отраслей психологии довольно затруднительно – как правило, для этого необходимо обучение и/или стажировка за рубежом. В ряде стран эти области размежевались между собой и имеют готовые программы обучения.

Как стать настоящим психологом? Краткие выводы

Проще всего получить образование – на основе первого высшего вы сможете сделать это буквально за 9 месяцев или чуть больше. Затем предстоит найти место работы (как правило, не особенно прибыльное и не самое выгодное) и приступить к работе. А вот в морально-этическом плане психологом стать сложнее всего. В течение работы вам придется столкнуться с самыми разными людьми – посетителями вашего кабинета, научиться работать с теми, кто уже сформировал предвзятое мнение о психологах.

Затем стоит обратить внимание на более узкую специализацию – работу с группами, с организациями, консультирование пар, работа с детьми, труд в школе (младшей, средней, старшей), в вузе, или на крупном предприятии.

Необходимы психологи даже на фабриках игрушек (проверка модели на соответствие возрастным критериям) и в сфере эргономики.

Знание психологии коренным образом меняет восприятие окружающего мира и позволяет найти объяснения большинству тех или иных поступков людей.

Как стать психологом?

Психологом можно стать, пройдя два разных пути – более сложный и более простой. Простой путь в становлении вашей личности как психолога заключается в получении психологического образования в среднем или высшем учебном заведении. Вот и ответ на вопрос, как стать профессиональным психологом.

Более сложным вариантом является самообразование. Недостаток в изучении психологии и ее приемов без посторонней помощи в том, что документального подтверждения ваших знаний не будет. А значит, работы в должности психолога вам не получить.

Как стать психологом самостоятельно?

Большинство людей окунаются в сферу психологии по личным мотивам. В первую очередь для того, чтобы разобраться в себе и своих близких. Либо для достижения каких-либо целей, где психология может оказаться полезной. Для саморазвития не требуется обучения в ВУЗе. Достаточно будет лишь специальной литературы и разработанных методик. Однако, прочитав пару книг, не стоит прыгать выше своей головы и начинать раздавать советы налево и направо. Вы всегда должны помнить, что для вас это может стать лишь игрой в специалиста по психологии, а для кого-то важным ответственным решением в сложный момент жизни.

Как стать хорошим психологом?

Уровень вашего профессионализма будет зависеть от желания учиться и практиковаться. Знания психологии предполагают понимание сущности людей и их проблем. Прежде, чем вы научитесь определять характер человека по его манере разговора и движениям вам придется значительно потрудиться. Одного лишь вашего желания и слов «хочу стать психологом» будет недостаточно. В наше время помимо основного среднего и высшего образования имеется достаточно методик и курсов по психологии, которые могут быть полезными при самообучении. В вашем распоряжении все просторы интернета и доступные библиотеки.

Вы должны четко осознавать, что нужно, чтобы стать психологом. Для начала исключите все сомнительные источники необходимой литературы. Знания должны быть взяты из проверенных книг известных авторов. Осваивайте лишь опробованные методики, которые уже на практике оправдали себя. Никогда не забывайте, что психология – это не просто хобби, это наука, которая может, как помочь, так и навредить при ее неправильной трактовке. Причем не только вам.

Что надо знать и сделать для того, чтобы стать психологом?

Если вы всерьез заинтересованы в психологии и хотите сделать ее образом жизни, приносящим доход, то учеба в высшем учебном заведении единственный выход. Без диплома вам просто не дадут взять такую ответственность, как должность практикующего психолога. Психология – это гуманитарная наука, а не медицинская. Это нужно учитывать при выборе образовательного учреждения. Учиться придется в течение 4 лет, ежедневно посещая занятия. На вечернем или заочном отделении можно смело добавлять год – два сверху. Прежде, чем приступать к практике, необходимо получить степень бакалавра. Для тех, у кого уже есть высшее образование, весь процесс обучения значительно облегчен. Достаточно будет обучающих курсов, которые не продлятся дольше года.

Прежде чем дать ответ на вопрос могу ли я стать психологом самому себе, задумайтесь, а обладаете ли вы всеми необходимыми качествами.

Тестирование – это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Такие задания принято называть тестами. Тест – это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношение к тем или иным объектам. В результате тестирования обычно получают некоторую количественную характеристику, показывающую меру выраженности исследуемой особенности у личности. Она должна быть соотносима с установленными для данной категории испытуемых нормами.

Значит, с помощью тестирования можно определить имеющийся уровень развития некоторого свойства в объекте исследования и сравнить его с эталоном или с развитием этого качества у испытуемого в более ранний период.

Существуют определенные правила проведения тестирования и интерпретации полученных результатов. Эти правила достаточно четко проработаны, и основные из них имеют следующий смысл:

1) информирование испытуемого о целях проведения тестирования;

2) ознакомление испытуемого с инструкцией по выполнению тестовых заданий и достижение уверенности исследователя в том, что инструкция понята правильно;

3) обеспечение ситуации спокойного и самостоятельного выполнения заданий испытуемыми; сохранение нейтрального отношения к тестируемым, уход от подсказок и помощи;

4) соблюдение исследователем методических указаний по обработке полученных данных и интерпретации результатов, которыми сопровождается каждый тест или соответствующее задание;

5) предупреждение распространения полученной в результате тестирования психодиагностической информации, обеспечение ее конфиденциальности;

6) ознакомление испытуемого с результатами тестирования, сообщение ему или ответственному лицу соответствующей информации с учетом принципа «Не навреди!»; в этом случае возникает необходимость решения серии этических и нравственных задач;

7) накопление исследователем сведений, полученных другими исследовательскими методами и методиками, их соотнесение друг с другом и определение согласованности между ними; обогащение своего опыта работы с тестом и знаний об особенностях его применения.

Выделяют также несколько типов тестов, каждому из которых сопутствуют соответствующие процедуры тестирования.

Тесты способностей позволяют выявить и измерить уровень развития тех или иных психических функций, познавательных процессов. Такие тесты чаще всего связаны с диагностикой познавательной сферы личности, особенностей мышления и обычно называются также интеллектуальными.

К ним относятся, например, тест Равена, тест Амтхауэра, соответствующие субтесты теста Векслера и т.д., а также тесты-задания на обобщение, классификацию и множество других тестов исследовательского характера.

Тесты достижений ориентированы на выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений и навыков и как меры успешности выполнения, и как меры готовности к выполнению некоторой деятельности. В качестве примеров могут служить все случаи тестовых экзаменационных испытаний. На практике обычно применяются «батареи» тестов достижений.

Личностные тесты предназначены для выявления свойств личности испытуемых. Они многочисленны и разнообразны: существуют опросники состояний и эмоционального склада личности (например, тесты тревожности), опросники мотивации деятельности и предпочтений, определения черт характера личности и отношений.

Имеется группа тестов, называемых проективными, которые позволяют выявить установки, неосознаваемые потребности и побуждения, тревоги и состояние страха.

Применение тестов всегда связано с измерением проявления того или иного психологического свойства и оценкой уровня его развития или сформированности. Поэтому важное значение имеет качество теста. Качество теста характеризуется критериями его точности, т.е. надежностью и валидностью.

Надежность теста определяется тем, насколько получаемые показатели являются стабильными и насколько они не зависят от случайных факторов. Разумеется, речь идет о сравнении показаний одних и тех же испытуемых. Это значит, что надежному тесту должна быть свойственна согласованность показателей тестирования, полученных при повторном тестировании, и можно быть уверенным в том, что тест выявляет одно и то же

свойство. Применяются разные способы проверки надежности тестов.

Один способ – это только что упомянутое повторное тестирование: если результаты первого и через определенное время проводимого повторного тестирования покажут наличие достаточного уровня корреляции, то это будет свидетельствовать о надежности теста. Второй способ связан с применением другой эквивалентной формы теста и наличием высокой корреляции между ними. Возможно и применение третьего способа оценки надежности, когда тест допускает его расщепление на две части и одна

и та же группа испытуемых обследуется с применением обеих частей теста. Надежность теста показывает, насколько точно измеряются психологические параметры и насколько высокой может быть мера доверия исследователя к полученным результатам.

Валидность теста отвечает на вопрос о том, что именно выявляет тест, насколько он пригоден для выявления того, для чего он предназначен. Например, тесты способностей нередко выявляют несколько иное: натренированность, наличие соответствующего опыта или, наоборот, его отсутствие. В таком случае тест не отвечает требованиям валидности.

В психодиагностике выделяют разные виды валидности. В простейшем случаеь валидность теста обычно определяется путем сопоставления полученных в результате тестирования показателей с экспертными оценками о наличии данного свойства у исследуемых (текущая валидность или валидность «по одновременности»), а также путем анализа данных, полученных в результате наблюдения за обследуемыми в различных ситуациях их жизни и деятельности, и их достижений в соответствующей области.

Вопрос о валидности теста может быть решен еще и сравнением его данных с показателями, полученными с помощью методики, связанной с данной методикой, валидность которой считается установленной.

Изучение продуктов деятельности – это исследовательский метод, который позволяет опосредованно изучать сформированность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности. Особенность этого метода заключается в том, что исследователь не вступает в контакт с самим человеком, а имеет дело с продуктами его предшествующей деятельности или размышлениями о том, какие

изменения произошли в самом испытуемом в процессе и в результате его включенности в некоторую систему взаимодействий и отношений.