Антипасха в 2019 году, какого числа она будет, даже подсчитывать не нужно. Это день Красная горка или начало Фоминой недели, второй недели после наступления большого праздника Пасха. То есть, в текущем году, когда православная Пасха наступила 28 апреля, Антипасха или Красная горка будет отмечаться уже 5 мая.

Интересоваться вопросом, когда же будет Красная горка и что нельзя делать, люди часто начинают еще в период Великого поста. Это важный праздничный день и в народе верят, что брак в этот день принесет молодым счастье, и он никогда не приводит к разводу. Например, члены царской семьи венчались только в Антипасху. На этой же неделе, во вторник, проходит

Важно! Название этого дня «антипасха» многих вводит в заблуждение. Люди думают, что это какое-то противопоставление Пасхе. На самом деле, тут нет никакого противопоставления, а, наоборот, идет повторение праздника. Уже с 380 году в апостольских постановлениях можно было прочитать описание этого дня.

  • О Фоминой неделе
  • Что нужно делать в Антипасху
  • Что нельзя делать

О Фоминой неделе

В воскресенье, которое идет сразу после Пасхи, христиане отмечают Антипасху или Красную горку или, следуя церковному календарю, просто начало второй праздничной недели. У этой недели имеется свое название «Фомина». Найти информацию о том, как появилось разделение воскресений и почему, можно найти в разных священных писаниях. Самым распространенным является библейское сказание о том, как Фома не поверил, что Иисус Христос уже явился, воскреснув, 11 своим ученикам в пасхальный вечер.




Фома сказал что-то типа того, что он не может поверить в это, пока своими глазами не увидит раны от гвоздей на запястья Христа и пока сам не прикоснется к ребрам. Именно так Фома сказал апостолам, которые уверяли его в том, что Христос Воскрес. И тут Фома увидел Иисуса, который явился ему. Причем, он понял, что Иисус не просто воскрес, он смог понять, это есть и Отец, и Сын, и Святой дух.

Народные особенности празднования

Антипасха в 2019 году, какого числа будет, рассмотрели. В этом году она выпадает на воскресенье 5 мая, потому что, это второе праздничное воскресенья после самой Пасхи, которую православная церковь в текущем году отметила уже 28 апреля. Какие народные традиции и обычаи связаны с этим днем. Напомним, что более популярное в народе название – это Красная горка.




Можно смело говорить о том, что истоки этого праздника имеют языческие корни. Тогда люди поклонялись Богу солнца и отмечали праздник Красная горка как встречу весны и звали лето. Легенда говорит о том, что в этот период на вершинах возвышенностей еще лежал снег, но солнышко его окончательно растопило, и люди могли со спокойной душой встречать весну. Все выходили на улицу, играли в прятки, водили хороводы, пели и веселились у костра.

Затем уже традиции стали постепенно развиваться и перешли вместе с народом в христианское понимание праздника. Некоторые обрядовые блюда на этот день, допустим, яичница круглой формы, выпечка, сохранились. С тех пор в деревнях в Красную горку было принято встречаться вместе на пригорках и веселиться, особенно, молодежи. В современное время традиция эта не столь популярна, но ее всячески стараются воссоздавать и возрождать. В честь праздника можно приготовить .

Что нужно делать в Антипасху

Стоит обязательно выйти на улицу в этот день и повеселиться. Считалось, что если парень не выйдет на веселье, то его ждет некрасивая жена. Если же девушка откажется участвовать в забавах, то она никогда не выйдет замуж.
В этот день женихи обливали невест водой, а потом шли свататься. Потому что, облитая девушка считалась опозоренной.
Чтобы сохранить молодость и красоту, девушки в этот день умывались дождем.

Что нельзя делать

Нельзя грустить и скучать. Стоит пойти где-то погулять и провести время с друзьями. Не стоит также в этот день быть только вдвоем со второй половинкой. Это день веселья и забав.
Какого числа Красная горка рассчитать достаточно просто. Всего лишь нужно заглянуть в календарь и увидеть, на какое число приходится второе воскресенье после Пасхи. В этом году, если рассматривать православный календарь, это будет 8 мая. Обратите внимание, что Антипасха, Красная горка или Фомина неделя – все это разные названия одного и того же периода.

Неделя, следующая за пасхальной, получила название «Фомина» (по имени апостола Фомы, уверовавшего в Воскресение Христово после того, как он ощупал раны Спасителя). В народе она именуется Проводной. По традиции именно в это время поминают умерших.
Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи или Фоминого воскресенья. В народе этот день называется Красной горкой. Название Антипасха означает “вместо Пасхи” или ”противоположный Пасхе”- но это не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его на восьмой день после Пасхи.

С древних времен окончание Светлой Седмицы празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи. Также этот день называют Фоминой неделей, в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.

Крестная смерть Христа произвела на апостола Фому невероятно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: “Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю” (Ин. 20, 25).
На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: “Господь мой и Бог мой!” Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.

По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу.
Начиная с Фоминого воскресенья в Православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение таинства венчания. На Руси именно на этот день, Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устраивались гуляния, сватовства.
Также на Фоминой неделе, во вторник второй недели, в девятый день по Пасхе, Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.

Каждый день Фоминой недели имеет как своё название:

В понедельник или вторник на Фоминой неделе церковь установила поминовение усопших. Служат панихиды и ходят на кладбище.
Понедельник зовётся «проводами». Считается, что в пасхальный период покойники навещают свои дома, чтобы отметить собственную Пасху. Нам же, живущим в этом земном мире, полагается встретить умерших, принять (угостить) их, а затем помочь им вернуться на тот свет. Таким образом, согласно традициям в понедельник начинают провожать предков на тот свет.
Вторник – это основной день Фоминой недели, который называют Радуницей, Радоницей, Раданицей, Радовницей. В 19 веке Навий день и Радоница объединились в один и стали справляться в яркой форме. По словам учёных, «Радоница» происходит от слова «радость», которую принесло воскресение Христово.
Древнейшим славянским обычаем был праздник Радоница, который проводился весной в честь Рода, творца Вселенной, первейшего славянского бога. На Радоницу обращались к умершим предкам с просьбами о покровительстве дому, его защите. Молодые спрашивали благословения на любовь и замужество. В канун Радоницы обычно топили баню для предков, готовили полотенце и мыло, но сами не мылись.
Также люди приносили гостинцы и крошили их на могилы близких (выпечку, блины, поминальную кутью, крашеные яйца, пиво, вино и т.д.). После чего угощались сами. На погосте жгли поминальные костры. В этот день было принято петь песни и водить хороводы. Печаль нередко переходила в веселье. Недаром известна поговорка: на Радоницу утром пашут, днём плачут, а вечером скачут. А всё потому, что после Пасхи начинались весенние полевые работы, на Радоницу люди посещали кладбища, а к вечеру устраивались веселья.
От этих дохристианских ритуалов идут весенние поминальные обряды на Фоминой неделе. Церковный устав предписывает посещение кладбищ после Светлой недели: «Пасха для верующих есть вход в мир, где упразднена смерть и где все, кого можно воскресить, уже живы во Христе». В этот день в церквях совершается вселенская панихида. Люди идут на кладбище к могилам своих близких и символически христосуются с ними. Отведав кутью, пьют водку или вино, не чокаясь. Вспоминают тёплыми словами умершего. Считается, что усопшие разделяют трапезу с живыми. Остатки угощений крошатся, а поминальную стопку водки выливают на могилу. Часть поминальных кушаний (конфеты, сладости, выпечку, крашеные яички) раздают окружающим и детишкам «за упокой души».
Четверг считается самым опасным днём Фоминой недели: в этот день умершие приходят в свои дома. Чтобы достойно их встретить, в одной из комнат на ночь оставляли угощение и открывали окна. В комнату категорически запрещалось входить до рассвета. Защищаясь от нежелательных покойников, одновременно предпринимали и определенные меры защиты: дома обсыпали по углам маком и зажигали перед иконами страстные свечи. Если в семье есть утопленники, то угощение оставляли у воды или бросали в реку.
В Фомину субботу в деревнях происходило изгнание смерти. Со всего села собирались старые и молодые женщины и, вооружась метлами, кочергами и прочей домашней утварью, выкликали смерти проклятия. Считалось, что чем дольше и веселее устрашать призрак, тем надежнее можно избавиться от всякой болезни. Кроме этого, люди обегали кладбища с ножами в руках и восклицали: «Бегите, бегите, злые духи!». Таким способом стремились облегчить загробные страдания покойников.
Воскресенье на Фоминой неделе зовётся Красной горкой. В этот день старались освободиться от всех грустных раздумий и переживаний. На возвышенных местах устраивали массовые гулянья, весёлые игры и водили хороводы. Также в этот день происходили смотрины будущих невест. Накануне по деревням ходили окликалыцики, которые исполняли под окнами молодожёнов величальную песню и приглашали всех жителей на гулянья.

Фомина неделя.

Каждый день Фоминой недели имеет как своё название, так и обычаи, все они связаны с поминовением…

Понедельник зовётся «проводами». Считается, что в пасхальный период покойники навещают свои дома, чтобы отметить собственную Пасху. Нам же, живущим в этом земном мире, полагается встретить умерших, принять (угостить) их, а затем помочь им вернуться на тот свет. Таким образом, согласно традициям в понедельник начинают провожать предков на тот свет.
Вторник – это основной день Фоминой недели, который называют Радуницей, Радоницей, Раданицей, Радовницей. В 19 веке Навий день и Радоница объединились в один и стали справляться в яркой форме. По словам учёных, «Радоница» происходит от слова «радость», которую принесло воскресение Христово.
Древнейшим славянским обычаем был праздник Радоница, который проводился весной в честь Рода, творца Вселенной, первейшего славянского бога. На Радоницу обращались к умершим предкам с просьбами о покровительстве дому, его защите. Молодые спрашивали благословения на любовь и замужество. В канун Радоницы обычно топили баню для предков, готовили полотенце и мыло, но сами не мылись.
Также люди приносили гостинцы и крошили их на могилы близких (выпечку, блины, поминальную кутью, крашеные яйца, пиво, вино и т.д.). После чего угощались сами. На погосте жгли поминальные костры. В этот день было принято петь песни и водить хороводы. Печаль нередко переходила в веселье. Недаром известна поговорка: на Радоницу утром пашут, днём плачут, а вечером скачут. А всё потому, что после Пасхи начинались весенние полевые работы, на Радоницу люди посещали кладбища, а к вечеру устраивались веселья.
От этих дохристианских ритуалов идут весенние поминальные обряды на Фоминой неделе. Церковный устав предписывает посещение кладбищ после Светлой недели: «Пасха для верующих есть вход в мир, где упразднена смерть и где все, кого можно воскресить, уже живы во Христе». В этот день в церквях совершается вселенская панихида. Люди идут на кладбище к могилам своих близких и символически христосуются с ними. Отведав кутью, пьют водку или вино, не чокаясь. Вспоминают тёплыми словами умершего. Считается, что усопшие разделяют трапезу с живыми. Остатки угощений крошатся, а поминальную стопку водки выливают на могилу. Часть поминальных кушаний (конфеты, сладости, выпечку, крашеные яички) раздают окружающим и детишкам «за упокой души».
Четверг считается самым опасным днём Фоминой недели: в этот день умершие приходят в свои дома. Чтобы достойно их встретить, в одной из комнат на ночь оставляли угощение и открывали окна. В комнату категорически запрещалось входить до рассвета. Защищаясь от нежелательных покойников, одновременно предпринимали и определенные меры защиты: дома обсыпали по углам маком и зажигали перед иконами страстные свечи. Если в семье есть утопленники, то угощение оставляли у воды или бросали в реку.
В Фомину субботу в деревнях происходило изгнание смерти. Со всего села собирались старые и молодые женщины и, вооружась метлами, кочергами и прочей домашней утварью, выкликали смерти проклятия. Считалось, что чем дольше и веселее устрашать призрак, тем надежнее можно избавиться от всякой болезни. Кроме этого, люди обегали кладбища с ножами в руках и восклицали: «Бегите, бегите, злые духи!». Таким способом стремились облегчить загробные страдания покойников.
Воскресенье на Фоминой неделе зовётся Красной горкой. В этот день старались освободиться от всех грустных раздумий и переживаний. На возвышенных местах устраивали массовые гулянья, весёлые игры и водили хороводы. Также в этот день происходили смотрины будущих невест. Накануне по деревням ходили окликалыцики, которые исполняли под окнами молодожёнов величальную песню и приглашали всех жителей на гулянья.

Иные Православные праздники и Святые угодники:

Собор святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 20 января. Православный церковный календарь
Святитель Феодосии Углицкий Черниговский. День святой мученицы Агафии. Празднование Божией Матери в честь иконы Ее Взыскание погибших. 18 февраля. Православный церковный календарь
Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России чудотворец. Святой Мелетий. Празднование Иверской иконы Божией Матери. 25 февраля. Православный церковный календарь

Красная горка – это праздник весны и любви. Вы решили пожениться на Красную горку: обвенчаться в церкви или расписаться в загсе? Тогда вам будет интересно узнать, почему именно на это время приходится наибольшее количество свадеб. История праздника и его названия уходит корнями в далекое прошлое…
Сегодня слово «красный» ассоциируется у нас только с одним из 7 цветов спектра, но не так было еще 100-150 лет назад. У этого слова было множество значений: «красивый», «богатый», «самый дорогой», «праздничный», «главный», «радостный» и т.д. «Красный угол» – угол, в котором висели иконы (в советские времена, переродился в «красный уголок»). «Красная девица» – красавица. «Красная строка» – строка, с которой начинается новый абзац. «Красная пора, житье» – довольство, избыток, раздолье.
Кому не знакомы пословицы: «Не красна изба углами, а красна пирогами» или «Пришла весна-красна»? Есть и такая поговорка: «Ради красного словца не пожалеет и отца» – ради меткого, острого, может быть, смешного речевого оборота готов обидеть даже близкого человека. Отсюда пошло и слово «краснобай» – тот, кто бает (говорит) красно – широко и самоуверенно, но не всегда основательно.
Говоря о значении слова «красный», уместно вспомнить, что «Красный поезд» – это «веселый, княжий, свадебный поезд». «Красный стол» – угощение у родителей жениха, вечером после брака или на другой день» («Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даль, 1881 г.).
Само название «Красная горка» заимствовано народом у своих предков-язычников. На Руси этот праздник отмечали еще задолго до принятия христианства и символизировал победу весны над зимой, жизни над смертью. И, конечно же, его празднование проходило весной, после весеннего снеготаяния и паводков, когда начинает припекать «красно солнышко», а работы в поле не начинаются, поскольку поля еще покрыты снегом.Фомина неделя – начало свадебного бума
«Горка» – место для народных празднеств, где всем есть место, чтобы развернуться, разгуляться. Отсюда и название праздника – «Красная горка».
«Красная горка» – по Далю, «Фомина неделя; Фомин понедельник, местами вторник, местами целые две и три недели».Фомина неделя – начало свадебного бума
«Красная горка» – народное название первого воскресного дня после Праздника Пасхи, который в церковном словаре называется Антипасхой. За Антипасхой следует Фомина неделя, которую и называют Красной горкой. На этой неделе в церкви вспоминают апостола Фому, который пожелал лично удостовериться в воскресении Спасителя, не поверив ученикам, поведавшим ему чудесную весть. По евангельскому сюжету, воскресший Христос явился перед Фомой, чтобы тот мог вложить персты в его раны и своими глазами увидеть, что совершилось чудо. «И не будь неверующим, но верующим», – сказал Спаситель Фоме (Лк., 20:27). Кстати, поэтому в народе человека, что-либо подвергающего сомнению, называли «Фомой неверующим».
Антипасха является первым днем после длительного перерыва, состоящего из Масленицы, Великого поста, Страстной недели и Светлой седмицы, когда церковь вновь начинает венчать браки и благословлять молодых на супружество.Фомина неделя – начало свадебного бума
И хотя сегодня венчание в церкви не является обязательным для всех обрядом, как это было в XIX веке, многие молодожены не хотят до Красной горки даже расписываться в загсе, считая, что свадьба, сыгранная в пост, не принесет счастья. Поэтому на Красную горку по традиции играют особенно много свадеб.
В этом году Антипасха приходится на 15 апреля, а Фомина неделя продлится до 21 апреля.
Кстати, церковь предписывает супругам во время поста и до Антипасхи воздерживаться от близости. Это предписание полезно и для желающих вступить в брак, даже если между вами уже были близкие отношения. Тогда брачная ночь вызовет целую бурю чувств, и вам обоим покажется, что все было как в первый раз.
И еще совет: учтите, что на Красную горку цены на свадебные услуги делают резкий скачок. Это происходит из-за большого количества желающих соблюсти традиции и пожениться именно в этот период.
У Даля приводится шуточная народная присказка:
«Что красен? – Жениться хочу. Что бледен? – Да женился».
А мы желаем всем новобрачным розоветь от любви, а не бледнеть от тоски! Пусть ваше семейное счастье будет долгим, а взаимные чувства крепнут год от года!

Неделя, следующая за пасхальной, получила название «Фомина » (по имени апостола Фомы, уверовавшего в Воскресение Христово после того, как он ощупал раны Спасителя). В народном календаре славян она именуется Проводной (Радоницкой / Радуницкой неделей). По традиции именно в это время поминают умерших. « На этой неделе люд крещёный с покойничками христосуется ». Проводятся «радостные весенние поминки». Дни Фоминой недели считаются свадебными, происходят смотрины будущих невест.
Воскресенье на Фоминой неделе зовётся Красной горкой (Фомино воскресенье , Антипасха , Радушное воскресенье ). В этот день старались освободиться от всех грустных раздумий и переживаний. На возвышенных местах устраивали массовые гулянья, весёлые игры и водили хороводы. Накануне по деревням ходили окликальщики, которые исполняли под окнами молодожёнов величальную песню и приглашали всех жителей на гулянья.

Люди идут на кладбище к могилам своих близких и символически христосуются с ними. Принося поминальные кушанья (конфеты, сладости, выпечку, блины, поминальную кутью, крашеные яйца, пиво, вино и т.д.). Отведав кутью, пьют водку или вино, не чокаясь. Вспоминают тёплыми словами умершего. Считается, что усопшие разделяют трапезу с живыми. Остатки угощений крошатся, а поминальную стопку водки выливают на могилу. Часть поминальных кушаний и детишкам «за упокой души ».

Молодые спрашивали благословения на любовь и замужество. На погосте жгли поминальные костры. В этот день было принято петь песни и водить хороводы. Печаль нередко переходила в веселье. Недаром известна поговорка: на Радоницу утром пашут, днём плачут, а вечером скачут. А всё потому, что после Пасхи начинались весенние полевые работы, на Радоницу люди посещали кладбища, а к вечеру устраивались веселья