План пересказа

1. Жизнь добрых соседей А.Г. Дубровского и К.П. Троекурова.
2. Их ссора, суд. Дубровский лишается Кистеневки.
3. Приезд Владимира Дубровского. Похороны отца - старика Дубровского.
4. Владимир сжигает родной дом и становится разбойником.
5. Дубровский появляется в имении Троекурова под видом француза Дефоржа.
6. Дубровский обнаруживает себя в день храмового праздника в Покровском.
7. Владимир уезжает из Покровского, открывшись Маше Троекуровой.
8. Проходит год. Маша влюблена в Дубровского, а ее сватает князь Верейский.
9. Маша пишет Верейскому письмо о нежелании выходить за него замуж. Оно остается без внимания.
10. Маша заперта до венчания. Саша хочет помочь сестре и вызывается отнести кольцо в условленное место.
11. План передачи кольца сорван.
12. Маша Троекурова обвенчана с Верейским. Владимир Дубровский появляется слишком поздно.
13. Дубровский перестает быть разбойником. Его следы теряются.

Ничего и ничего не отказываешь. В связи с этим, интересно, четыре десятилетия назад, отголосок брезческой исповеди Брехта, обобщенный в эпиграфе, с которым мы открываем эту заметку, в не менее мучительных словах Роа Бастоса. Это не просто совпадение идей между двумя изгнанниками, а чувство и боль, которые разделяют те, кто по причинам, не зависящим от них, был вынужден покинуть свою страну. Следовательно, вопрос об изгнании является одним из повторяющихся мотивов роабастьянского романса. В свою очередь, и исходя из того, что в любом романе «форма должна вытекать из требования содержания, это форма, которая формуется, а не формы», мы можем предвидеть, что эта тема будет структурировать работу.

Пересказ

Том первый
Глава 1

«Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирила Петрович Троекуров». Он был богат и знатен, соседи его боялись и угождали ему. В быту Кирила Петрович выказывал привычки избалованного, необразованного человека, дающего полную волю своей необузданной натуре. Единственным человеком, которого он уважал, был Андрей Гаврилович Дубровский, сосед Троекурова, отставной военный, владеющий семьюдесятью душами. «Некогда были они товарищами по службе, и Троекуров знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера».

Цель этой работы состоит в том, чтобы изолировать и проанализировать эту серию дуальностей в двух романах Роа по отношению к его конкретному состоянию как изгнанному писателю. В обеих работах повествовательный дискурс прогрессирует, чередуя «здесь» - реальный или ментальный, в плоскости художественной литературы, который в общих чертах соответствует семантической области «бытия» и «там», окружающей среде, связанной с быть, соответственно. Однако во всех случаях Парагвай является привилегированным сценарием.

Хотя двойственность «здесь-там» обычно ассимилируется с экзистенциальным контекстом изгнания - Аргентина против Парагвай, для подавляющего большинства - в других случаях он проявляется в парагвайской географической реальности, как это происходит, например, в случае оппозиции Итапе против.

Они съезжались каждый день, оба были вдовцами, имели детей. Сын Дубровского, Владимир, воспитывался в Петербурге, Маша Троекурова «росла в глазах родителя». «Все завидовали согласию, царствующему между надменным Троекуровым и бедным соседом...». «Нечаянный случай все расстроил и переменил».

Раз осенью, готовясь к охоте, Троекуров пошел показать своим гостям псарню. Дубровский хмурился. На вопрос Троекурова о причине плохого настроения, он ответил, что вряд ли людям Троекурова живется так же хорошо, как собакам. Один из псарей обиженно ответил: «иному дворянину не мешало бы променять свою усадьбу на местную конуру». Дубровский оскорбился и уехал, Троекуров послал своих людей за ним, Дубровский прислал записку, в которой требовал прислать к нему дерзкого псаря, а уж он сам решит, «наказать его или помиловать».

В этом первом романе Роа каждая из ее глав структурирована на основе двойной пространственной и временной дихотомии. Последнее преобладает в некоторых, в то время как в других выделяется географическое или пространственное. В целом, однако, элемент путешествия присутствует, как временный или географический мост между различными «здесь» и «там» людьми. Это повторение важно, если учесть, что каждое изгнание обязательно подразумевает поездку, а в случае внутренних путешествий этого романа все являются вынужденными изгнанниками.

Изгнание Мигеля Веры отражает отношение Роа Бастоса, и это, в свою очередь, является лишь одним из тысяч ссыльных. Это метафизическое чтение путешествия Веры, включая указанную биографическую аллюзию, уже подразумевается в одном из эпиграфов, которые возглавляют работу.

Письмо Дубровского разгневало Троекурова, ведь тот дерзал миловать или наказывать его людей, а это право только Кирилы Петровича. Еще одно обстоятельство усугубляет конфликт: Дубровский поймал в своей роще порубщиков — мужиков Троекурова. Он отобрал у них лошадей, а самих наказал прутьями. Троекуров пришел в бешенство. Сначала он хотел со своей дворней напасть на Кистеневку и спалить ее. Но, поразмыслив, решил отнять имение у Дубровского. Используя услуги заседателя Шабашкина, Троекуров выказал желание «безо всякого права отнять имение» соседа. Документы на имение Дубровского сгорели при пожаре. Шабашкин подкупом судей добился рассмотрения дела в суде.

Контекстная интерпретация этих библейских стихов может прояснить наше предыдущее утверждение. Эзекиэль, священник Иерусалима, в Тель-Авиве, находится посреди его слушателей, с которыми он должен был отправиться в изгнание, депортирован. Тель-Авив для них «здесь» и в Иерусалиме «там», поскольку различные места, к которым предназначена Вера, предназначены для него «здесь», а Итап - родной город - «там». То же самое происходит между Аргентиной и Парагваем для Роа. Если мы рассмотрим, кроме того, что Иезекииль как миссия пророчествовать, говорить о причинах изгнания и объявлять о восстановлении Израиля после пленения, мы можем понять, что нечто подобное похоже на то, что делает Роа в этой работе.

Глава 2

Троекурова на суде встретили с подобострастием, а Дубровского почти не замечали. Судом было установлено, что Дубровский владел Кистеневкой незаконно, и имение должно было быть передано «законному» владельцу — Троекурову. Когда Дубровскому предложили апелляцию, он, схватив чернильницу, запустил ею в председателя суда; его едва уняли сбежавшиеся сторожа. Затем больной Дубровский был отвезен в Кистеневку, «почти уже ему не принадлежавшую». Внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало на Троекурова, отравив ему торжество победы.

Речь идет о парагвайской ссылке. В результате идея быть способной идентифицировать или хотя бы указывать на параллелизм, существующий между двумя «пророками», Эзекилем и Роа Бастосом, очень заманчива. В главах, в которых Мигель Вера повествует о действии, восстанавливающем свое прошлое через воспоминание, временные планы «здесь» и «там» сталкиваются с диалектическим и динамическим способом. Контекст «здесь» и чувство вины, которое пронизывает его, когда он пытается пережить свое детство, влияют на болезненные воспоминания о детстве, с горьким вкусом искупления.

Глава 3

С каждым днем Дубровский все больше угасал. Егоровна, нянька Владимира, написала ему в Санкт-Петербург письмо. Владимир Дубровский воспитывался в Кадетском корпусе, выпущен был корнетом в гвардию. Отец посылал ему приличное содержание. Получив «довольно бестолковые строки» из деревни, Владимир понял одно: его присутствие в имении отца необходимо. Он получил отпуск и через три дня отправился в имение. На почтовой станции его встретил старый кучер Антон, поведавший обо всех бедствиях. Антон просил у молодого Дубровского защиты, уверяя, что крестьяне будут ему верны. Отца Владимир нашел очень слабым, вскоре впавшим в беспамятство; это произвело сильное впечатление на молодого человека.

Оба экземпляра составляют теорию повествовательной практики, объясняют диалектическую взаимосвязь между контекстом «здесь» и «там» в этом романе. Как правило, две пространственно-временные координаты перекрываются, они сталкиваются, они общаются в тексте посредством некоторого общего контекстного элемента. Так, например, через двадцать лет Мигель возвращается к Сапукаю, и, не помня себя, он переживает чувства, пережитые там однажды ночью очень далеко. Вмешательство в память создает своего рода «текстовый диалог», в котором настоящее и прошлое чередуются друг с другом.

Глава 4

Владимир думал заняться делами, «но отец его был не в состоянии дать ему нужные объяснения». Срок апелляции прошел, и Троекуров «законно» вступил во владение Кистеневкой. Троекуров был удовлетворен, но понимал, что поступил с Дубровским не по справедливости. Он решил лично съездить к нему и помириться. Старик Дубровский, увидев приехавшего Кирилу Петровича, пришел в сильное волнение, упал без чувств, его разбил паралич. Владимир приказал выгнать обидчика. Старик Дубровский умер.

Прибытие в Сапукай в компании Кристобала Хары начинается с этих мыслей Мигеля Веры. Чистый свежий воздух восхода солнца закончил меня. Подобно той далекой ночи моего детства, в которой мы спали посреди обломков станции, разрушенной бомбами, Сапукай все еще работал на меня со странным влиянием. Он потянулся за стоянкой между новой станцией и ремонтной мастерской. Были еще почерневшие камни. Дивало пришлось ждать с другими пассажирами пересадки рассвета. Вспомните диапазон ощущений, испытываемых в этом случае, чтобы в конечном итоге сформулировать гипотезу вокруг этого прошлого с данными, которые были получены намного позже.

Глава 5

После похорон отца Владимир застал в своем имении судейских, которые приехали передавать имущество Троекурову. Крестьяне отказались им подчиняться и не пожелали переходить к чужому барину, грозя расправой. Владимир успокаивал крестьян, обещая просить защиты у государя. Судейские остались на ночлег в Кистеневке.

Есть настоящее и прошлое, «здесь» и «там», обращенные друг к другу, дополняя друг друга. Мигель утверждает, что прошлое является ключом к настоящему, и он прибегает к заказу текущих данных, пытаясь найти какое-то объяснение - с помощью интерполированных деталей известной им истории - его явно абсурдного и парадоксального настоящего.

«Здесь» и «там» временные совпадают, прямо или косвенно, с другим географическим «здесь» и «там». В первой главе Мигель Вера мысленно возвращается из своего повествования «здесь» к другому «там» и «там»: к «там» его детства в Итапе того времени и к самому дальнему «там» молодости из Макарио в Успение. В главе 2 перечислены несколько эпизодов, задуманных в этой двухмесячной перспективе, среди которых Алексис Дубровский, все еще присутствующий для Мариа-Регалады, который от нее теперь пробуждает прошлое через собаку, оставленную Дубровским, и чье присутствие на страницах текст ссылается и параллельно с политическим изгнанием.

Глава 6

Владимир понимал, что все кончено, он потерял поместье. Он приказал спалить дом, чтобы ничего не досталось обидчику, наказав кузнецу Архипу вывести из дома своих людей и отпереть двери, чтобы судейские смогли выйти. Но Архип нарочно запер двери, чтобы чиновники сгорели. Дубровский уехал, назначив своим людям встречу в Кистеневской роще.

Поездка в неизвестном месте Россия-Сапукай-Дубровский похожа на неизвестное место в Парагвае-Аргентине-Парагвае, которое сделали эти изгнанники, которые по политическим причинам вынуждены были покинуть страну, и теперь они возвращаются. В третьей главе встают два места - Итепе и Успение - которые в контексте главы и жизненной траектории Мигеля проходят постепенно и болезненно от «здесь» и «там» до нового «здесь» и «здесь», там, соответственно. Путешествие не только дистанцирует его географически от его жизненного центра, но и трансформирует его психологически.

Глава 7

«На другой день весть о пожаре разнеслась по всему околотку». Троекуров сам провел расследование и выяснил, что кузнец Архип «главный, если не единственный, виновник пожара. На Дубровском лежали сильные подозрения».

Вскоре в окрестностях появилась шайка разбойников, и Дубровского называли ее предводителем. Разбойники отличались отменной храбростью, не трогали они лишь имение Троекурова. Кирила Петрович объяснял это хорошо организованной охраной своего имения.

По пути он теряет свою невиновность и проблески, впервые в своей жизни, противоречивую человеческую и общественно-политическую реальность. В четвертых, пяти и шести главах пространственно-временная двойственность соответствует временам и местам, которые сначала посетили Казиано и Нати Хара, а потом его сын Кириту. Присутствие этих людей снова встречается с Сапукаем сегодня с вчерашним Сапукаем, и с очень небольшими различиями «здесь» - для него долгий и болезненный путь в этом регионе Чако, приносящий воду тем, кто умирает в этом война жажды.

Глава 8

Маше Троекуровой «было 17 лет, и красота ее была в полном цвете». Кирила Петрович любил дочь и потакал любой ее прихоти, а иногда пугал суровым и даже жестоким обращением. Она росла в уединении, рано потеряв мать. Еще Троекуров воспитывал сына Сашу, матерью которого являлась мамзель Мими, гувернантка Маши. Для него был выписан молодой учитель-француз, приехавший из Москвы в разгар описываемых событий.

Из его «там» он полностью отражен и даже предопределен в «там». В седьмой главе «здесь» совпадает с различными моментами написания дневника Веры и географически находится сначала в Пенья-Хермосе, а затем в Чако. «Там» восстанавливает моменты своего прошлого в Итапе. В следующей главе мы снова встретимся с Кристулдой Харой, теперь далеко от его родного города. Он расположен в Чако, погруженном в братоубийственную войну, и «здесь» для него - долгое и болезненное путешествие по этому району чакеша, неся воду для тех, кто умирает в этой «войне жажды», у него только свободные воспоминания и имя его народа выгравировано на листе грузовика, который будет сопровождать его до самой смерти.

Своей наружностью и простым обращением Дефорж понравился Троекурову. Вначале Маша не обращала никакого внимания на молодого француза. «Воспитанная в аристократических предрассудках», она воспринимала учителя как род слуги и совсем не замечала впечатления, произведенного ею на Дефоржа.

На дворе Троекурова обитало обыкновенно несколько медвежат, а когда они подрастали, их сковывали цепью. Лучшей шуткой считалось, когда голодного медведя привязывали в пустой комнате на длинную веревку так, чтобы лишь один угол был недосягаем для зверя. Приводили и вталкивали туда новичка. Вскоре после приезда учителя Троекуров решил «угостить» француза «медвежьей комнатой». Оказавшись наедине с медведем, Дефорж достал пистолет и выстрелил в ухо голодному зверю. Кирила Петрович изумился развязкой своей шутки, он хотел узнать, кто предупредил француза. Француз ответил, что ничего не знал, а пистолет ему нужен потому, что он «не намерен терпеть обиду, за которую, по его званию, он не может требовать удовлетворения». Кирила Петрович назвал Дефоржа молодцом и более уж не проверял его смелость, а Маша «с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение». Дефорж стал давать Марье Кириловне уроки пения. И вскоре она влюбилась в него помимо своей воли.

Его зеркало - его память и тысячи файлов и документов, которые на протяжении всего его письма комментируют и исправляют. И «вечный циркуляр», и «частный дневник», тексты, которые интеркалируются диалектически по всему тексту, в свою очередь отражают отражения, тексты-зеркала, которые захватывают, изменяют их, другие тексты - первичные зеркала. Таким образом, поскольку письменная история является зеркальным текстом - пытаясь воспроизвести объективную реальность - она ​​также может создавать зеркальные тексты второй степени при условии, что она воспринимается как исходный или основной текст.

Том второй
Глава 9

1 октября, в день храмового праздника, в Покровское съехались многочисленные гости. После обедни все были приглашены к столу. Появился Антон Пафнутьевич Спицын, опоздавший к началу, так как у него была с собой большая сумма, и он, опасаясь разбойников Дубровского, ехал не через Кисте-невский лес, а окружным путем (именно Спицын показал на суде, что Дубровские владеют имением незаконно). Старик Дубровский грозился отомстить ему.

Такова функция различных документов, вставленных в повествование, в отношении текста Всевышнего. Мы видим тогда, что отношение бимембра «здесь-там» также проявляется в формальной плоскости этого романа. Хотя Верховный суд неоднократно ссылается на свое физическое небытие, его подземное «здесь», читатель воспринимает его как одержимое, вездесущее присутствие во времени и истории. Его «здесь» - это его незабываемое исследование, в котором находится «приглушенный тиканье часов» и где «полые звуки колокола собора падают, отмечая не часы, а столетия».

Анна Савишна Глобова рассказала, что недавно она послала сыну-гвардейцу деньги, а приказчик сказал, что по дороге на почту его ограбил Дубровский. Обедавший у нее генерал засомневался в этом и заставил приказчика сказать правду: тот присвоил деньги сам. Исправник обещал вскоре поймать Дубровского по имеющимся приметам. Троекуров попросил их зачитать: «От роду двадцать три года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой». Особых примет не оказалось, и Троекуров поднял исправника на смех: по таким приметам невозможно найти разбойника. Потом он рассказал о Дефорже, убившем медведя, добавив, что с таким храбрецом никакой Дубровский не страшен.

В этом непреложном пространстве лежит Всевышний, потому что, по его словам, «все повторяется по образу и подобию». Этот верховный рассказчик видит, будучи вне нашей космической среды, «прошлое смутилось с будущим». Однако он должен цепляться за ссылочную историческую структуру читателя, добиваясь своей цели «повторного свидетельства вещей», а не «повторного представления» их.

С этой точки зрения рассказчик вызывает различные «там», предвзятые на протяжении всей истории, в которых он теперь выступает как редактор, режиссер и переводчик. «Здесь» существует только в функции «там» и между обоими повествовательными компонентами установлен истинный «интертекстуальный диалог». Это уже не просто контрапунктическая игра, а диалектическая взаимосвязь. Верховный находится в «здесь», измученный историей, необратимым прошлым и вынужден снова и снова возвращаться к «там» до своей диктатуры, оправдываться и выходить победителем из нынешней конфронтации - прошлое: «Здесь, в Парагвае, до вечной диктатуры, мы были полны книжников, врачей, образованных людей, а не фермеров, фермеров, трудолюбивых людей, как и должно быть, и теперь это так», - объясняет он.

Глава 10

На празднике гости веселились от души. Озабочен был только Антон Пафнутьевич. Все свои деньги он носил в кожаной сумке на груди, и теперь, боясь ограбления, просился на ночлег к отважному французу. Ночью Антон Пафнутьевич почувствовал, что с него пытаются снять заветную сумку. Он начал было кричать, но француз, оказавшийся Дубровским, «чистым русским языком» приказал ему молчать.

Динамичное противостояние, которое действует между различными «здесь» и «там», которые информируют текст, не ограничивается историческим пространством. Также включены различные «там», соответствующие историческому контексту «представленного» момента, где расположены географическое пространство Тевегу, тюрьмы, населенные политическими врагами или обычными ворами, местами лишения свободы и остальными. от парагвайского народа, поскольку между ним и его человеком Верховный наложил ряд жестких правил, которые сделали невозможным взаимное взаимопроникновение на человеческом уровне.

Глава 11

Автор рассказывает предыдущую историю Дефоржа. На почтовой станции француз-учитель, ожидая лошадей, познакомился с военным, рассказал, что он едет гувернером к Троекурову, на что военный предложил ему десять тысяч рублей в обмен на документы и рекомендательное письмо. Француз согласился.

Дубровский явился к Троекурову и поселился в его доме. Давая полную свободу Саше, он с большим прилежанием следил за музыкальными успехами своей ученицы. В доме все полюбили его. И вот, ночуя в одной комнате с одним из главных виновников своих бедствий, Владимир не мог удержаться и отнял его сумку. Спицын, испуганный его внезапным превращением из учителя в разбойника, утром, с ужасом гладя на француза, уехал.

Глава 12

Жизнь в Покровском шла своим чередом, но вот однажды во время урока француз передал Маше записку с просьбой явиться на свидание в беседку у ручья. Учитель признался ей, что он Дубровский, и уверил, что он простил Троекурова благодаря любви к ней. Он предложил девушке свое покровительство и защиту, если ей они когда-нибудь понадобятся. Вечером приехавший исправник объявил, что под именем француза скрывается Дубровский. Кинулись искать Дефоржа и не нашли.

Глава 13

Прошел почти год, и следующим летом в свое имение, по соседству с Троекуровым, приехал князь Верейский. Ему было пятьдесят лет, но он выглядел старше. Кирила Петрович радовался такому соседству и вскоре близко с ним сошелся.

Глава 14

Маша получила письмо от Дубровского, но не успела его прочитать, поскольку отец позвал ее к себе и сообщил, что князь Верейский" просит ее руки. Троекуров приказал ей выйти замуж. Маша в своей комнате прочла письмо. Дубровский приглашал ее на свидание.

Глава 15

При встрече Владимир, уже знавший обо всем, предложил Маше «избавить ее от ненавистного человека». Но девушка запретила убивать Верейского и попросила пока не вмешиваться, надеясь переубедить отца. Дубровский сомневался в этом. На прощание Дубровский дал девушке кольцо, и Маша обещала прибегнуть к его помощи, если не сможет справиться сама. Она должна была положить кольцо в дупло дуба, это и было бы сигналом Дубровскому.

Глава 16

Троекуров принимал поздравления, а Маша все откладывала решительное объяснение. Наконец она написала письмо Верейскому с просьбой отказаться от нее, но князь отдал письмо Троекурову. Кирила Петрович решил ускорить свадьбу. Он объявил, что венчание состоится через день, и запер Машу до венчания. Ей оставалось только плакать.

Глава 17

Утром неожиданно под окном появляется Саша и предлагает сестре помощь. Маша дает ему кольцо Дубровского, но только Саша положил кольцо в условленное место, как неизвестный рыжий мальчишка запустил туда руку. Саша, полагая, что тот хочет украсть кольцо, кинулся на него, призывая на помощь дворовых. Мальчишку отвели к Кириле Петровичу. Саша признался, что отнес кольцо в дупло по просьбе сестры, по существу, предал ее. Рыжий мальчишка держал язык за зубами, сказал только, что он дворовый человек Дубровского, крал в Покровском малину. Барин потребовал у мальчика кольцо. «Мальчик разжал кулак и показал, что в его руке не было ничего». Его сначала заперли, допрашивали, а затем отпустили, и он побежал в Кистеневку.

Глава 18

В Покровском Машу одевали к венцу, ее почти на руках отнесли в карету. Обряд венчания проходил в пустой запертой церкви. Марья Кирилловна с самого утра ждала Дубровского, надеясь на его помощь. Когда же венчание закончилось, она «все еще не могла поверить, что жизнь ее была навеки окована, что Дубровский не прилетел освободить ее». На обратном пути в Арбатове люди Дубровского остановили карету. Дубровский сказал Маше, что она свободна, но она отказывалась выходить из кареты. Узнав, что это Дубровский, князь ранил Владимира в плечо. Крестьяне хотели зарезать князя, но Дубровский остановил их. Маша отказалась от предложенной свободы, поскольку уже была обвенчана. Дубровский, не слыша ее последних слов, упал в обморок. Крестьяне увезли Владимира, «не пролив ни единой капли крови в отмщение за кровь своего атамана».

Глава 19

«Посреди дремучего леса на узкой лужайке возвышалось маленькое земляное укрепление, состоящее из вала и рва, за коим находилось несколько шалашей и землянок». В одном из шалашей был раненый Дубровский. Дозорный сообщил, что в лесу показались солдаты во главе с офицером. Сначала они стали одолевать разбойников, но Дубровский убил офицера, и солдаты отступили. Разбойники укрылись в «крепости». На их поимку была отправлена рота солдат. Понимая, что они обречены, Дубровский, «объявил, что намерен навсегда их оставить, советовал и им переменить образ жизни», скрывшись в отдаленные губернии. Дубровский взял с собой верного человека и исчез, «грозные посещения, пожары и грабежи прекратились. Дороги стали свободны. По другим известиям узнали, что Дубровский скрылся за границу».

Том первый

Гл. 1

В одном из своих поместий живет Кирила Петрович Троекуров, богатый знатный барин, надменный самодур. Соседи во всем ему угождают и боятся. Сам Троекуров уважает только своего бедного соседа Андрея Гавриловича Дубровского, в прошлом своего товарища по службе. Троекуров и Дубровский оба вдовцы. У Дубровского сын Владимир, у Троекурова дочь Маша. Однажды Троекуров показывает гостям, среди которых находится и Дубровский, псарню. Дубровский неодобрительно отзывается об условиях жизни слуг Троекурова по сравнению с собаками. Один из псарей, обидевшись, заявляет, что «иному барину неплохо было бы променять усадьбу на собачью конуру» у Троекурова. Оскорбленный Дубровский уезжает, посылает Троекурову письмо с требованием извинений и наказания псаря. Троекурова не устраивает тон письма. Конфликт усугубляется тем, что Дубровский обнаруживает в своих владениях мужиков Троекурова, ворующих лес. Дубровский отнимает у них лошадей, а крестьян велит высечь. Узнав об этом, Троекуров приходит в бешенство. Воспользовавшись услугами заседателя Шабашкина, Троекуров заявляет свои права (несуществующие) на владение Кистеневкой, имением Дубровских.

Гл. 2

Суд присуждает имение Троекурову (бумаги Дубровского сгорели, и подтвердить свое право на владение Кистеневкой он не может). Троекуров подписывает документ на владение Кистеневкой, когда предлагают подписать тот же документ Дубровскому, он сходит с ума. Его отправляют в Кистеневку, которая ему уже не принадлежит.

Гл. 3

Дубровский быстро угасает. Нянька Егоровна письмом уведомляет о случившемся Владимира, корнета, выпускника Кадетского корпуса. Владимир получает отпуск и отправляется к отцу в деревню. На станции его встречает кучер Антон, который уверяет молодого барина, что крестьяне будут ему верны, так как не хотят переходить к Троекурову. Владимир находит отца тяжело больным и просит слуг оставить их наедине.

Гл. 4

Больной Дубровский не в состоянии дать сыну четких разъяснений относительно дела о передаче имения. Срок подачи апелляции истекает, Троекуров законно вступает во владение Кистеневкой. Сам Кирила Петрович чувствует себя неудобно, жажда мести его удовлетворена, и он понимает, что поступил с Дубровским не по справедливости. Троекуров отправляется к Дубровскому, решив помириться и вернуть старому другу его законное владение. Когда стоящий у окна Дубровский видит подъезжающего Троекурова, его разбивает паралич. Владимир посылает за врачом и велит выгнать Троекурова. Старый Дубровский умирает.

Гл. 5

После похорон отца Владимир застает в кистеневском имении судебных чиновников и заседателя Шабашкина: дом передают Троекурову. Крестьяне отказываются переходить к чужому барину, угрожают чиновникам, наступают на них. Владимир успокаивает крестьян. Чиновники остаются в доме ночевать.

Гл. 6

Владимир, не желая, чтобы дом, где он провел свое детство, достался Троекурову, распоряжается сжечь его, полагая, что двери не заперты и чиновники успеют выскочить. Кузнец Архип двери запирает (втайне от хозяина) и поджигает усадьбу, успев, впрочем, спасти из огня кошку. Чиновники погибают.

Гл. 7

Троекуров лично проводит дознание, почему сгорело имение. Выясняется, что виновник пожара - Архип, но и на Владимира падает подозрение. Вскоре в окрестностях появляется шайка разбойников, грабящая помещичьи усадьбы и сжигающая их. Все решают, что предводитель разбойников - Владимир Дубровский. Впрочем, поместье Троекурова разбойники почему-то не трогают.

Гл. 8

История Маши Троекуровой. Маша выросла в уединении, читая романы. У Кирилы Петровича воспитывается Саша, его сын от гувернантки. Для него Троекуров выписывает молодого учителя-француза Дефоржа. Однажды Троекуров ради забавы вталкивает учителя в комнату с медведем. Француз, не растерявшись, стреляет и убивает зверя, чем производит большое впечатление на Машу. Троекуров уважает учителя за храбрость. Француз начинает давать девушке уроки музыки. Вскоре Маша в него влюбляется.

Том второй

Гл. 9

1 октября, в день храмового праздника, к Троекурову съезжаются гости. Антон Пафнутьевич Спицын опаздывает, объясняет, что опасался разбойников Дубровского (именно он показал под присягой, что Дубровские незаконно владеют Кистеневкой). У самого Спицына с собой большая сумма денег, которую он прячет в особом поясе. Исправник божится, что поймает Дубровского, так как у него есть список примет разбойника, впрочем, по замечанию Троекурова, под список зтих примет может подойти очень много людей. Помещица Анна Савишна уверяет, что Дубровский справедлив. Узнав, что она отправляет сыну в гвардию деньги, не ограбил ее. Троекуров заявляет, что в случае нападения справится с разбойниками своими силами и рассказывает гостям о подвиге Дефоржа.

Гл. 10

Спицын просит Дефоржа ночевать с ним в одной комнате, так как он боится ограбления. Ночью Дефорж, оказавшись переодетым Дубровским, отнимает у Спицына деньги и запугивает его с тем, чтобы Спицын не выдал его Троекурову.

Гл. 11

Автор возвращается к тому, как Дубровский познакомился с французом Дефоржем на станции, предложил ему 10 тыс. в обмен на документы и рекомендательное письмо к Троекурову. Француз с радостью согласился. В семье Троекурова «учителя» все полюбили: Кирила Петрович за смелость, Маша за «снисходительность к шалостям», домочадцы «за доброту и щедрость».

Гл. 12

Во время урока учитель передает Маше записку с просьбой о свидании в беседке у ручья. Владимир открывает девушке свое настоящее имя, уверяет ее, что больше не считает Троекурова своим врагом благодаря Маше, в которую влюблен. Объясняет, что вынужден скрыться. Предлагает девушке свою помощь в случае несчастья. Вечером к Троекурову приезжает исправник, чтобы арестовать француза-учителя: опираясь на показания Спицына, он уверен, что учитель и Владимир Дубровский - одно лицо. Учителя в имении не обнаруживают.

Гл. 13

В начале следующего лета в имение по соседству с Троекуровым приезжает хозяин - князь Верейский, англоман лет 50. Верейский близко сходится с Кирилой Петровичем и Машей, ухаживает за девушкой, восхищается ее красотой.

Гл. 14

Верейский делает предложение. Троекуров его принимает и приказывает дочери выходить за старика. Маша получает письмо от Дубровского с просьбой о свидании.

Гл. 15

Маша встречается с Дубровским, который уже знает о предложении князя. Предлагает «избавить Машу от ненавистного человека». Ta просит пока не вмешиваться, надеется сама переубедить отца. Дубровский надевает ей на палец кольцо. Если Маша положит его в дупло дуба, через которое они обменивались письмами, это будет ему сигналом, что девушке нужна помощь.

Гл. 16

Маша пишет письмо Верейскому с просьбой отступиться, но тот показывает письмо Троекурову, и они решают ускорить свадьбу. Машу запирают.

Гл. 17

Маша просит Сашу опустить кольцо в дупло дуба. Выполнив просьбу сестры, Саша застает рыжего мальчишку возле дуба, решает, что тот хочет украсть кольцо. Мальчишку приводят на допрос к Троекурову, он не сознается в своей причастности к переписке влюбленных. Троекуров отпускает его.

Гл. 18

Машу наряжают в свадебное платье, везут в церковь, где происходит обряд венчания Маши и Верейского. На обратном пути перед каретой появляется Дубровский, предлагает Маше освобождение. Верейский стреляет, ранит Дубровского. Маша отказывается от предложенной помощи, поскольку она уже обвенчана.

Гл. 19

Стан разбойников Дубровского. Войска начинают облаву, солдаты окружают повстанцев. Разбойники и сам Дубровский храбро сражаются. Понимая, что они обречены, Дубровский распускает шайку. Никто его больше не видел.