ЛИЗА - героиня повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» (1792). Сюжет повести прост. Бедная крестьянская девушка Л. встречает молодого дворянина Эраста. Уставший от света, он влюбляется в непосредственную, невинную девушку любовью брата. Однако вскоре платоническая любовь переходит в чувственную. Между тем Эраст уходит на войну. «Нет, он и в самом деле был в армии, но вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение». Чтобы поправить дела, Эраст женится на богатой вдове. Узнав об этом, Л. топится в пруду.


Карамзин использует весьма распространенный сюжет европейской мещанской драмы, пересадив его на русскую почву. При этом писатель идет на определенный риск - читающее общество могло не принять его героев с их «заблудшими сердцами». Слишком сложными для неподготовленного читателя оказываются характеры Л. и Эраста при всей их условности. Ни одного из героев нельзя с уверенностью назвать положительным или отрицательным персонажем. Особая роль принадлежит повествователю, чей образ также был в новинку для литературы конца XVIII века. Красота прямого общения удивительно воздействовала на читателя, создавая между ним и автором неразрывную эмоциональную связь, перерастающую в подмену вымысла былью.

С «Бедной Лизой» русская читающая публика получила один важный подарок - первое в России место литературного паломничества. Незадолго до написания повести Карамзин возвращается из путешествия по Европе, где посещает многие памятные литературные места. Испытав на себе, какой эмоциональный заряд таит в себе эффект соприсутствия, молодой литератор точно указывает место действия своей повести - окрестности Симонова монастыря. Даже сам Карамзин не предполагал, какое воздействие окажут на читателя его нововведения. Практически сразу «Бедная Лиза» стала восприниматься читателями как рассказ о подлинных событиях. Многочисленные паломники устремились к скромному водоему у монастырских стен.

Реальное название пруда было забыто - отныне он стал Лизиным прудом. На стволах деревьев любопытные посетители писали слова сострадания к бедной девушке и признательности к сочинителю повести. Например, на одном из деревьев было вырезано: «В струях сих бедная скончала Лиза дни,
//Коль ты чувствителен, прохожий, вздохни!» Встречались и иронические надписи: «Погибла здесь, в пруду, Эрастова невеста.
//Топитесь, девушки, в воде довольно места...»

Собственно, с «Бедной Лизы» началась новая в русской литературе эпоха, отныне главной мерой всего становится человек чувствительный. Это и обусловило невероятный читательский интерес. «Карамзин первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество...» - отмечал В.Г.Белинский. Подобная заинтересованность значительно расширила круг читающей публики и возвысила самосознание российского читателя до европейского уровня. Со временем популярность произведения значительно снизилась: русский читатель «перерос» этап чувственных рыданий. Однако образ Л. прочно закрепился в русской литературной традиции. В дальнейшем мотивы этого образа будут встречаться у Е.А.Баратынского, А.А.Дельвига, А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского. Бедная Лиза - страдалица, святая, жертва социального неравенства, грешница. Образ героини постепенно перестал принадлежать писателю, сделавшись частью литературной традиции, превратившись в национальный культурный миф.

Лит.: Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. М., 1987; Топоров В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина. Опыт прочтения. М., 1995.

Одним из основных нравственных законов считается жизнь по законам сердца. Повесть Карамзина «Бедная Лиза» привлекает нас тем, что в ней отражены человеческие страсти: коварство и любовь, верность и измена. Когда я прочитал это произведение, меня очень тронула судьба этой девушки и ее матери.

Главные действующие лица повести - Лиза и Эраст относятся к разным социальным категориям, следовательно, и ценности у них также разные. Лиза принадлежит к тому сословию, в котором ценности заключаются в трудолюбии, трогательности в проявлении взаимных чувств, дочерней и материнской любви. После ухода из жизни Лизиного отца она стала во всем помогать матери. Эта женщина, добрейшей души человек называла ее кормилицей и молилась, чтобы Бог наградил ее за все старания и усердие.

Размеренная жизнь была нарушена встречей Лизы и Эраста - молодого человека из дворянской семьи. Он пришелся по душе матери девушки. Никто и предположить не мог, что эта встреча закончится трагично. Эраст клялся в вечной любви своей избраннице. Девушка искренне верила в честность его намерений. Сама Лиза умела любить верно и преданно. Предательство, которое она испытала от Эраста, довело ее до самоубийства. Автор не винит девушку ни в излишней доверчивости, ни в совершении греха. Он оплакивает ее плачевную судьбу.

Лиза погибла из-за социального неравенства, из-за того, что у каждого из слоев были свои ценности, устои. Если для Лизы любовь была смыслом жизни, то для ее второй половинки лишь забава. В своей повести Карамзин обвиняет наше общество в несовершенстве, в том, что из-за победы материальных ценностей над нравственными, погибла ни в чем не повинная девушка.

В повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» речь идёт о том, как молодой дворянин по имени Эраст встретил однажды прекрасную девушку Лизу. Лиза со своею матушкой проживала на окраине Москвы, зарабатывала на жизнь продажей цветов. На работе ей и повстречался Эраст.

Молодой человек был очень добрым, умным, но в то же время, по словам Карамзина «ветреным и слабым». Между Эрастом и Лизой вспыхнули чувства, они полюбили друг друга. Но ветреность главного героя разрушила их отношения – однажды он очень крупно проигрался в карты. И для того, чтобы решить свои финансовые проблемы, Эраст решает жениться на богатой вдове. Придя к такому решению, он бросает свою возлюбленную. Разбитое сердце Лизы, измена, отчаяние – несчастная девушка прыгает в пруд и тонет.

Конечно же, их отношения изначально не могли принести ничего хорошего, хотя бы из-за сильного социального неравенства. Ведь Эраст был богатым дворянином, а Лиза – бедной девушкой из крестьянской семьи. Поэтому то и не следовало ожидать положительного завершения таких отношений. Но сам Карамзин в своей повести «Бедная Лиза» не преклоняется перед материальными благами Эраста, он ценит чистоту и невинность души Лизы, её искренность, доброту, верность.

Во время прочтения повести Карамзина «Бедная Лиза» практически невозможно не встать на сторону главной героине, не восторгаться её любовью, не сопереживать её смерти. При этом мне очень понравилась позиция автора – он считает, что к какому бы сословию человек не принадлежал, он должен нести равную со всеми людьми ответственность за свои поступки.

На этой странице искали:

  • сочинение бедная лиза
  • бедная лиза сочинение
  • сочинение по повести Бедная Лиза
  • сочинение по рассказу бедная лиза
  • сочинение по повести карамзина бедная лиза

Измена… Какое страшное слово! Произносишь его, и холодок идет по телу… Почему-то, прочитав тему, я сразу подумала о любовной измене (хотя, конечно, можно говорить и об измене Родине, и о предательстве друга). Сразу представляешь не просто расстроенное, а растерянное лицо женщины, злые глаза мужчины. И понимаешь, что такое простить нельзя, почти невозможно. Чтобы ответить на вопрос: почему? – хочется обратиться к произведениям художественной литературы, где можно найти ответы на все вечные вопросы.

Мне сразу вспомнилось произведение Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

Как настоящий писатель-сентименталист, Карамзин запечатлел очень грустную историю любви и смерти. Повествование об обыкновенной крестьянке превратилось под пером мастера в настоящую драму, когда хочется плакать от безысходности. Но… расскажу обо всем по порядку.

Сюжет произведения прост. Молодой дворянин Эраст случайно встречается с с крестьянкой, которая продает цветы. Девушка сразу покорила его своей искренностью, скромностью и простотой. И Лизе он понравился. Но автор сразу обращает наше внимание на то, что жизнь Эраст вел рассеянную, думал больше о своем удовольствии и светских развлечениях и, конечно, был Лизе, явно не пара (как сказали бы сегодня). Но любовь не спрашивает совета разума! Она просто приходит, и человек не может ничего с собой сделать! Так было и с Лизой. Она полностью отдалась своему чувству. Все ее мысли были об Эрасте, и когда он впервые поцеловал ее и сказал о своей любви, она не поверила своим ушам! И хотя была девушкой чистой и целомудренной, чувства взяли верх. Можно ли ее осуждать за это? Ведь она любила! А Эраст? Нам хочется верить, что он встретил ту единственную, которая заставит его забыть разгульный образ жизни, свойственный дворянам. Ведь и он влюблен! Мы становимся свидетелями их страстных встреч, мы верим его словам и любовным клятвам. Но финал произведения оказался жестоким. Эраст уходит на войну, проигрывает в карты большую сумму денег, и чтобы поправить свое состояние, женится на богатой вдове. Когда Лиза узнает об этом, она не верит своим ушам. Больше всего меня потрясло, что, разрывая с ней отношения, Эраст дает ей сто рублей! Как будто заплатил за украденную невинность… «Он выгнал меня? Он любит другую? Я погибла!» - вот ее мысли, ее чувства. Когда любовь так велика, измену трудно простить. Это настоящее предательство! Лиза, чистая и невинная, поверила его клятвам, а Эраст жестоко растоптал их любовь. И она бросается в пруд, не желая жить без любимого человека.

Поступок Лизы дал мне понять, что измену трудно простить. Когда ты отдаешь любимому человеку все, что у тебя есть: душу, сердце, любовь, а взамен получаешь измену и сто рублей, - твои чувства растоптаны, и только сильный человек может это пережить. Лиза не была сильной. И измену простить не смогла. Можем ли мы судить ее за это?