Смыслом и проблемой рассказа " Лёгкое дыхание " Ивана Алексеевича Бунина являлась Оля Мещерская. Она была очень талантливой девушкой из богатой семьи, но ничем не отличалась от гимназисток.

В рассказе Оля играла роль девушки с прекрасной фигурой, которую не выразило человеческое слово. Все её подруги были очень порядочными, но именно этим Оля и отличалась от других. Она ничего не боялась и никогда не любила прислушиваться к другим.

На всех балах Мещерская была всегда в центре внимания, что ей очень нравилось. Но её поведение было неправильным, за что её вызвали в кабинет к начальнице. Кабинет начальницы нравился Оле, она с лёгкостью и простотой заходила в него. Начальница знала, что та не девочка, но и не женщина. Поэтому и спросила у Оли. Мещерская ответила, что она не девочка, но она женщина. Что всё это случилось прошлым летом в деревне с другом и соседом отца, ваш брат Алексей Михайлович Малютин. Начальница была очень возмущена.

Через месяц после этого разговора, офицер, который не имел ничего общего с кругом Оли Мещерской, застрелил её.После этого заявил, что её слова о браке -издевательство над чувствами Малютина.Офицер предложил страницу из дневника Оли, где говорилось о том, как противен ей был Алексей Михайлович, что она не могла пережить той ночи с ним.Она была так счастлива быть одна, она чувствовала, как-будто она одна во всём мире.А ведь Малютин был влюблён в неё.

После смерти, классная дама Оли Мещерской не покидала её, она жила выдумками, которые заменили ей действительную жизнь.Смерть Оли пленила её.Она ходила на её могилу каждый праздник и не спускала глаз с неё.

Никто, кроме лучшей подруги не знал, что было самым главным в Оле Мещерской.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Анализ рассказа «Легкое дыхание»

Тема любви занимает в творчестве писателя одно из ведущих мест. В зрелой прозе заметны тенденции осмысления вечных категорий бытия – смерти, любви, счастья, природы. Часто он описывает «мгновения любви», которые имеют фатальный характер, трагическую окраску. Большое внимание он уделяет женским характерам, таинственным и непостижимым.

Начало романа «Легкое дыхание» создает ощущение грусти и печали. Автор заранее готовит читателя к тому, что на следующих страницах будет разворачиваться трагедия человеческой жизни.

Главная героиня романа Ольга Мещерская, девушка гимназистка, очень сильно выделяется среди своих одноклассниц веселым нравом и явной любовью к жизни, она совершенно не боится чужих мнений, и открыто бросает вызов обществу.

В последнюю зиму в жизни девушки произошло много перемен. В это время Ольга Мещерская была в полном расцвете своей красоты. Про нее ходили слухи, что она не может жить без поклонников, но в тоже время очень жестоко с ними обращается. В свою последнюю зиму Оля полностью отдалась радостям жизни, она бывала на балах и каждый вечер ходила на каток.

Оля стремилась выглядеть всегда хорошо, она носила дорогие туфельки, дорогие гребешки, возможно, она бы и одевалась по последней моде, если бы все гимназистки не носили форму. Директриса гимназии сделала Ольге замечание по поводу внешнего вида, что такие украшения и обувь пристало носить взрослой женщине, а не простой ученице. На что Мещерская открыто заявила, что она имеет право одеваться как женщина, ведь она ею и является, и виноват в этом никто иной, как брат самой директрисы Алексей Михайлович Малютин. Ответ Ольги можно в полной мере расценивать как вызов обществу того времени. Молодая девушка без тени скромности надевает вещи не по возрасту, ведет себя как зрелая женщина и при этом открыто аргументирует свое поведение довольно интимными вещами.

Превращение Ольги в женщину произошло летом на даче. Когда родителей не было дома, в гости к ним на дачу приехал Алексей Михайлович Малютин, друг их семьи. Не смотря на то что он не застал отца Оли, Малютин все же остался в гостях, объясняя это тем что хочет, чтобы как следует просохло после дождя. В отношении Оли Алексей Михайлович вел себя как кавалер, хотя разница в их возрасте была огромной, ему было 56, ей – 15. Малютин признавался Оле в любви, говорил всевозможные комплименты. Во время чаепития Ольга почувствовала себя плохо и прилегла на тахту, Алексей Михайлович начал целовать ей ручки, рассказывать о том, как он влюблен, а после поцеловал в губы. Ну и далее произошло то, что произошло. Можно сказать, что со стороны Ольги это был не более чем интерес к тайне, стремление стать взрослой.

После этого была трагедия. Малютин застрелил Ольгу на вокзале и объяснил это тем, что был в состоянии аффекта, ведь она показала ему свой дневник, в котором было описано все произошедшее, а после и Ольгино отношение к ситуации. Она писала, что испытывает отвращение к своему ухажеру.

Столь жестоко Малютин поступил потому, что было задето его самолюбие. Он был уже далеко не молодым офицером, да еще и холостым, ему естественно было приятно тешить себя тем, что юная девушка выразила к нему свою симпатию. Но когда он узнал что она не испытывает к нему ничего кроме отвращения, было как гром среди ясного неба. Он сам обычно отталкивал женщин, а тут оттолкнули его. Общество было на стороне Малютина, он оправдал себя тем, что якобы Ольга сама его соблазнила, обещала стать его женой, а после бросила его. Так как у Оли была репутации сердцеедки, никто не усомнился в его словах.

Заканчивается рассказ тем, что классная дама Ольги Мещерской, мечтательная дама, живущая в своем выдуманном идеальном мире, приходит на могилу Оли каждый праздник и по нескольку часов молча наблюдает за ней. Для дамы Оля идеал женственности и красоты.

Здесь «легкое дыхание» - это легкое отношение к жизни, чувственность и импульсивность, которые были присущи Оле Мещерской.

Изучив анализ рассказа «Легкое дыхание» вы несомненно заинтересуетесь другими сочинениями, связанными с Иваном Алексеевичем Буниным:

  • «Солнечный удар», анализ рассказа Бунина
  • «Кукушка», краткое содержание произведения Бунина

Сочинение

Осенью 1912 года в интервью корреспонденту «Московской газеты» Бунин сказал: «…мною задумана и даже начата одна повесть, где темой служит любовь, страсть. Проблема любви до сих пор в моих произведениях не разрабатывалась. И я чувствую настоятельную потребность написать об этом». Действительно, до тридцатидвухлетнего возраста писатель почти не касался темы, которая спустя несколько лет станет ведущей в его творчестве. Бунин с детства был необыкновенно чуток к женской красоте, ощущая в ней «что-то совсем особенное», чем, вероятно, давал повод поверхностным толкователям обвинять его в «терпкой чувственности».

На самом деле Бунин создал собственный образ любви еще в юности и оставался верен этому представлению до конца жизни. В статье 1888 года писатель заметил: «Любовь, как чувство вечное, всегда живое и юное, служило и будет служить неисчерпаемым материалом для поэзии; она вносит идеальное отношение и свет в будничную прозу жизни, расшевеливает благородные инстинкты души и не дает загрубеть в узком материализме и грубо-животном эгоизме», В поздней бунин-ской прозе – «Жизни Арсеньева», в «Темных аллеях» особенно – любовь всегда окрашена трагизмом и печалью. Через любовное переживание человека писатель постигал наиболее общие и неизменные законы жизни, сложные духовные процессы вовлечения личности в жизнь Вселенной. В числе предреволюционных бунинских рассказов, объединенных темой любви,- «Чаша жизни», «Сын», «Грамматика любви» и др. Шедевром же прозы этих лет по праву признано «Легкое дыхание».

Исследователи по-разному интерпретировали бунинскую новеллу, однако наиболее удачными можно считать только те прочтения, которые отражают авторский взгляд на человека, запечатленный в «Легком дыхании». Прежде всего необходимо учесть, что категория характера приложима далеко не ко всем героям Бунина, из чего вытекает и необязательность события, действия, поступков героев. Чаще писатель представляет человека не как характер, а как состояние или повседневное сознание. Мысль и поступок вытесняются у героя Бунина состоянием, ощущением, воспоминанием. Все существо бунинского человека настроено на восприятие жизни, а не на ее объяснение и – тем более – изменение. Художественный мир Бунина, как уже говорилось, всегда неизменен. И человек существует в нем не как совокупность определенных черт, а совсем в другом качестве. Г. Н. Кузнецова в «Грасском дневнике», вспоминая жизнь в доме Буниных, передает свой разговор с писателем о его «Легком дыхании». Ей показалась сомнительной та легкость, с которой героиня новеллы гимназистка Оля Мещерская признается начальнице гимназии в том, что «она уже женщина». Бунин не стал спорить, но попытался разъяснить свою художественную задачу. Его интересовало изображение женщины, доведенной до предела своей «утробной сущности». Наивность, легкость, недоумение и подобные иррациональные состояния героини доведены автором «до предела», исключающего возможность оценивать поступки Оли Мещерской с точки зрения разума. Вспомним, что предшественники Бунина доводили «до предела» именно разумные начала жизни человека’.; Действия героев всегда имели социально-культурные причины. Их поступки отвечали идеям, представлениям, традициям, которые в случае разумности приносили добро как самому герою, так и его ближним. В противном случае совершались несчастья и трагедии. У Бунина мотивы человеческих поступков почти всегда зарождаются в области бессознательного. Их можно охарактеризовать именно как «утробные».

В споре с Буниным Г. Н. Кузнецова оказывается на привычной для восприятия литературного произведения позиции классического реализма. Она хорошо знала тип русской гимназистки определенной эпохи и посчитала, что так, как Оля Мещерская, девушка поступить не могла. А. С. Выготский, анализируя «Легкое дыхание», в этой связи замечает следующее: форма рассказа Бунина направлена «не на то, чтобы… раскрыть жизнь русской гимназистки до конца, во всей ее типичности и глубине, а как раз в обратную сторону». Его мысль получила дальнейшее развитие в исследовании В. Я. Линкова, утверждающего, что «…Оля Мещерская совершает свои поступки совсем не потому, что она гимназистка. Ее поведение не есть плод воспитания и влияния среды, а порождено, как выразился Бунин, «утробным» началом, общим у героини, по мнению писателя, не с русскими гимназистками, а со всеми женщинами независимо от страны, среды, воспитания, эпохи».

ng>Суть содержания, структуры и стилистики анализируемой новеллы наиболее обстоятельно раскрывает зарубежный русист А. К. Жолтовский в работе «”Легкое дыхание” Бунина – Выгодского семьдесят лет спустя». По мысли Жолтовского, своеобразие произведения Бунина – прежде всего в композиции, для которой характерно множество временных скачков. Они могут рассматриваться и как прием снижения интереса к событиям в пользу сотворения общей атмосферы легкости и отрешенности, и как способ создания повествовательных контрастов (событийных неожиданностей и др.). Композиционные сдвиги подчинены общей схеме: повествование из настоящего (на могиле Оли) переходит к восстановлению прошлого (ее гимназическая жизнь), доходит почти до настоящего (смерть Оли и следствие над ее убийцей), снова обращается к прошлому (эпизод падения), перебрасывается в настоящее (классная дама на пути к Олиной могиле), далее кратко описав прошлое (классной дамы), возвращается в настоящее (классная дама на могиле), затем автор приводит разговор из прошлого (о легком дыхании), откуда резко возвращает нас в настоящее (ветер на кладбище).

Движение из настоящего в прошлое ритмически неравномерно. Крупным планом даны разговор Оли с начальницей и рассказ о «легком дыхании». Целая же цепь важных событий и планов спрессована в одно, на первый взгляд, неестественно длинное предложение: «И невероятное, ошеломившее начальницу признание Оли Мещерской совершенно подтвердилось: офицер заявил судебному следователю, что Мещерская завлекла его, была с ним близка, поклялась быть его женой, а на вокзале, в день убийства, провожая его в Новочеркасск, вдруг сказала ему, что она и не думала никогда любить его, что все эти разговоры о браке – одно ее издевательство няд ним, и дала ему прочесть ту страничку дневника, где говорилось о Малютине».

Степень важности событий, «нагроможденных» в ОДНОМ предложении, искажена. И даже если последовательно выстроить ни порядку все события, в Олиной биографии остаются разрывы. В результате разговор о легком дыхании не приурочен к какому-либо конкретному периоду жизни Оли (до или после падения? до или после связи с офицером?). Иначе говоря, у Бунина движение времени не способствует хронологическому выстраиванию истории героини. Вместо ее размеренного хода в одном направлении происходят то остановки, то разрывы. Время идет неравномерно, на плохо связанных отрезках и в разных направлениях. Такой прием создает эффект освобождения от времени и ослабляет интерес к развитию сюжета.

Традиционное новеллистическое повествование всегда основывается на интересе к событию, смысл которого раскрывается в финале произведения. Отсюда осгросюжетность новеллы. В «Легком дыхании» традиционные способы изложения оказываются потесненными, но не отбрасываются полностью. О смерти Оли сообщается в начале произведения, читателю хочется узнать как это случилось. Интерес подкрепляется тем, что история «падения» Оли сначала пропускается, затем прерывается, едва начавшись (в сцене с начальницей) и лишь позднее о ней рассказывает страничка из дневника. Такой обрыв фабульных связей свидетельствует о наличии в бунинском тексте ярко выраженных черт модернистского письма. Так, остается неизвестным, к чему привело покушение гимназиста Шеншина на самоубийство, чем кончился прерванный рассказчиком разговор Оли с начальницей, что стало с арестованным убийцей Оли, как развивались отношения Оли и ее родителей с их другом и ее совратителем Малютиным. В то же время рассказчик уделяет много внимания совершенно второстепенным Толе и Субботиной. Происходит как бы нарочитое смазывание фабулы. Да и сама она далека от принятой в реалистической литературе причинной связанности.

Рассказ «Легкое дыхание», написанный в 1916 году, заслуженно считается одной из жемчужин бунинской прозы - так лаконично и ярко запечатлен в нем образ героини, так трепетно передано чувство прекрасного. Что же такое «легкое дыхание», почему это словосочетание давно стало нарицательным для обозначения человеческого таланта - таланта жить? Чтобы разобраться в этом, проанализируем рассказ «Легкое дыхание».

Повествование Бунин строит на контрастах. Уже с первых строк у читателя возникает какое-то двойственное ощущение: грустное, пустынное кладбище, серый апрельский день, холодный ветер, который «звенит и звенит фарфоровым венком у подножия креста». Вот начало рассказа: «На кладбище, над свежей глиняной насыпью стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий… В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне - фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами». По принципу контраста описывается вся жизнь Олечки Мещерской: безоблачное детство и отрочество противопоставлены трагическим событиям последнего прожитого Олей года. Автор всюду подчеркивает разрыв между кажущимся и реальным, внешним и внутренним состоянием героини. Фабула рассказа чрезвычайно проста. Юная, безоглядно счастливая красавица гимназистка Оля Мещерская становится сначала добычей пожилого сластолюбца, а затем - живой мишенью для обманутого ею казачьего офицера. Трагическая гибель Мещер ской подвигает на исступленное, иссушающее «служение» ее памяти одинокую маленькую женщину - классную даму. Кажущуюся простоту сюжета рассказа нарушает противопоставление: тяжелый крест и радостные, живые глаза, - заставляющее сердце читателя тревожно сжаться. Оно будет преследовать нас на протяжении всего рассказа о короткой жизни Оли Мещерской. Простота сюжета обманчива: ведь это рассказ не только о судьбе юной девушки, но и о безрадостной судьбе классной дамы, привыкшей жить чьей-то чужой жизнью, сиять отраженным светом - светом «живых глаз» Оли Мещерской.

Бунин верил в то, что рождение человека не является его началом, а значит, смерть не является концом существования его души. Душа - ее символом и является «легкое дыхание» - не исчезает безвозвратно. Она - лучшая, настоящая часть жизни. Воплощением этой жизни стала героиня рассказа Оля Мещерская. Девушка естественна настолько, что даже внешние проявления ее существования вызывают неприятие у одних и восхищение у других: «А она ничего не боялась - ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрепанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена. Без всяких ее забот и усилий и как-то незаметно пришло к ней все то, что так отличало ее в последние два года из всей гимназии, - изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз...» На первый взгляд, перед нами обычная гимназистка - красивая, благополучная и немного ветреная девочка, дочь обеспеченных родителей, которую ожидает блестящая партия.

Но наше внимание постоянно и настойчиво направляется к каким-то потаенным пружинам Олиной жизни. Для этого автор затягивает объяснение причин гибели героини, как бы порожденной самой логикой поведения девушки. Может быть, она сама во всем виновата? Ведь она кокетничает с гимназистом Шеншиным, кокетничает, пусть бессознательно, с Алексеем Михайловичем Малютиным, который ее соблазняет, зачем-то обещает казачьему офицеру выйти за него замуж. Зачем? Для чего ей все это нужно? И постепенно мы понимаем, что Оля Мещерская прекрасна, как бывает прекрасна стихия. И так же вненравственна, как она. Она хочет во всем дойти до предела, до глубины, до сокровенной сути, не считаясь с мнением окружающих. В поступках Оли нет ни осмысленного порока, ни чувства мести, ни боли раскаяния, ни твердости решений. Выходит, прекрасное ощущение полноты жизни может быть губительным. Даже бессознательная тоска по ней (как у классной дамы) трагична. Поэтому каждая деталь, каждый шаг Олиной жизни грозит катастрофой: любопытство и шалость могут привести к насилию, легкомысленная игра с чужими чувствами - к убийству. Оля Мещерская живет, а не исполняет роль живого существа. Это ее сущность. В этом ее вина. Быть предельно живым, не соблюдая правил игры, - значит быть предельно обреченным. Ведь среда, в которой суждено было появиться Мещерской, начисто лишена органического, целостного чувства прекрасного. Здесь жизнь подчинена строгим правилам, за нарушение которых приходится платить. Оле, привыкшей не то чтобы дразнить судьбу, а просто отважно идти навстречу новым ощущениям и впечатлениям во всей их полноте, не довелось встретить человека, который оценил бы не только ее телесную красоту, но и душевную щедрость и яркость. Ведь Оля действительно обладала «легким дыханием» - жаждой какой-то особенной, неповторимой судьбы, достойной только избранных. Учительница, не сумевшая спасти свою ученицу, вспоминает ее слова, случайно подслушанные на перемене. Среди подробного описания женской красоты и полудетской «примерки» этого описания к собственной внешности так неожиданно звучит фраза о «легком дыхании», понятая девочкой буквально: «…Но главное знаешь ли что? - легкое дыхание! А ведь оно у меня есть, - ты послушай, как я вздыхаю…» Автор оставляет миру не красоту девушки, не ее опыт, а лишь эту так и не раскрывшуюся возможность. Она, по мысли Бунина, не может до конца исчезнуть, как не могут исчезнуть тяга к прекрасному, к счастью, к совершенству: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре».

«Легкое дыхание» в представлении Бунина - это умение радоваться жизни, принимать ее как светлый дар. Оля Мещерская пленяла окружающих щедрым и яростным жизнелюбием, но в скудном мире маленького городка, к несчастью для нее, не нашлось человека, способного защитить ее «легкое дыхание» от «холодного весеннего ветра».