Умные афоризмы про совесть, цитаты о чести и неизменном достоинстве

Человек, который с самого начала ведет себя достой­но, избавлен от угрызений совести.

Абу-ль-Фарадж

Притупление совести узнается из неспособности к негодованию против действий, наносящих вред человечеству.

А. Амъель

Стыд и честь - как платье: чем больше потрепаны, тем беспечнее к ним относишься.

Апулей

Наша совесть - судья непогрешимый, пока мы не убили ее.

О. Бальзак

Приятно следовать внушениям совести.

О. Бальзак

Честь есть краеугольный камень человеческой муд­рости,

В. Г. Белинский

Где же познается истинное величие человека, как не в тех случаях, в коих он решается лучше вечно страдать, нежели сделать что-нибудь противное совести?

В. Г. Белинский

Человеческая совесть побуждает человека искать лучшего и помогает ему порой отказываться от старого, уютного, милого, но умирающего и разлагающегося - в пользу нового, сначала неуютного и немилого, но обещающего свежую жизнь.

П. Буаст

Все, что успокаивает нечистую совесть, вредит обще­ству.

Буаст

Угрызение совести - это эхо утраченной доброде­тели.

Э. Булвер-Литтон

Есть нечто столь же прекрасное, как великий чело­век,- это человек чести.

А. Виньи

Честь - это мужественная стыдливость.

А. Виньи

Тот, кто требует платы за свою честность, чаще всего продает свою честь.

Л. Вовенарг

Торг честью не обогащает.

Л. Вовенарг

Честь - это бриллиант на руке у добродетели.

Ф. Вольтер

Честь - это желание снискать почести; соблюдать свою честь - это значит не совершать ничего такого, что было бы недостойно почестей.

Ф. Вольтер

Люди никогда не испытывают угрызений совести от посту икон, ставших у них обычаем.

Ф. Вольтер

Угрызение совести есть единственная добродетель, остающийся у преступников.

Ф- Вольтер

В вопросах совести закон большинства не действует.

М. Ганди

Стыдливость указывает на внутренний предел чело­веческого греха; когда человек краснеет, начинается его более благородное «я».

Достоинство есть именно то, что больше всего возвышает человека, что придает его деятельности, всем его стремлениям высшее благородство…
Того, чего хочет обыватель,- жить и размножаться… хочет и животное… Чувство своего человеческого достоинства, свободу, нужно еще только пробудить в сердцах этих людей. Только это чувство, которое вместе с греками покинуло мир, а при христианстве растворилось в обманчивом мареве царства небесного, может снова сделать общество союзом людей, объединенных во имя своих высших целей…
К. МАРКС

Презрение к самому себе - это змея, которая вечно растравляет и гложет сердце, высасывает его животворящую кровь, вливает в нее яд человеконенавистничества и отчаяния.
К. МАРКС

Каждая общественная группа имеет… свой собственный кодекс чести…
Ф. ЭНГЕЛЬС

Достоинство выражает сопротивление духа инстинкту.
Ф. ШИЛЛЕР

Один из высочайших принципов истинной нравственности заключается в уважении к человеческому достоинству во всяком человеке, без различия лица, прежде всего за то, что он - человек, а потом уже за его личные достоинства.
В. Г. БЕЛИНСКИЙ

Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство - сильнее всего.
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ

Ценность и достоинство человека заключены в его сердце и в его воле; именно здесь - основа его подлинной чести.
М. МОНТЕНЬ

Не то жалко, что человек родился или умер, что он лишился своих денег, дома, имения,- все это не принадлежит человеку. А то жалко, когда человек теряет свою истинную собственность - свое человеческое достоинство.
ЭПИКТЕТ (Л. Н. ТОЛСТОЙ)

…Наиболее полно и концентрированно выражаются воспитанность и нравственная культура человека в том, чтобы мерить одинаковой мерой и равно ценить как собственное, так и чужое достоинство…
Ф. БЭКОН

Нет достоинства при отсутствии ясных и четких понятий общего блага.
Д. ДИДРО

Чувство собственного достоинства развивается только положением самостоятельного хозяина…
Я. Л ЧЕРНЫШЕВСКИЙ

Без ярко выраженного личного воплощения в труде, без материализации в труде духовного мира личности нет чувства личной чести и достоинства.
В. А. СУХОМЛИНСКИЙ

…Ничто не может быть более похвальным, чем сознание собственного достоинства в тех случаях, когда мы действительно обладаем ценными качествами.
Д. ЮМ

Не поддерживает ли честного человека в огромном несчастье, которого он мог бы избежать, если бы только мог пренебречь своим долгом, сознание того, что в своем лице он сохранил достоинство человечества и оказал ему честь и что у него нет основания стыдиться себя и бояться внутреннего взора самоиспытания?
И. КАНТ

Крепнет чувство нашего достоинства и нашей силы, когда мы говорим себе: мое существование не тщетно и не бесцельно, я - необходимое звено великой цепи, которая тянется от развития у первого человека сознания его бытия - в вечность.
И. ФИХТЕ

Тот, кто не понимает своего назначения, всего чаще лишен чувства собственного достоинства.
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ

Безмерное самолюбие и самомнение не есть признак чувства собственного достоинства.
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ

Человек гордый уважает не себя, а то мнение, которое о нем составляют люди; человек с сознанием своего достоинства уважает только себя и презирает людское мнение.
Л. Н. ТОЛСТОЙ

…Истинное величие души, дающее человеку право уважать себя, больше всего заключается в его сознании того, что нет ничего другого, что ему принадлежало бы по большему праву, чем распоряжение своими собственными желаниями.
У кого есть… сознание и чувство собственного достоинства… Они… не боятся, что другие умнее их, образованнее или красивее… Равным образом они не считают себя значительно выше тех, кого они в свою очередь превосходят, потому что все это кажется им имеющим очень мало значения в сравнении с доброй волей, за которую они только себя уважают и которую предполагают у каждого человека.
Р. ДЕКАРТ

Ничего не имею против того, чтобы быть ниже людей, более достойных, чем я.
В. ЛИБКНЕХТ

…Никто не умеет правильно различать в себе самом добродетель и порок или же быть уверенным, что его оценка собственного достоинства вполне обоснована… Если бы вообще было позволительно заблуждаться… то более выгодным для нас было бы переоценить наше собственное достоинство, нежели образовать о нем представления более низкие, чем следует.
Д. ЮМ

Большая ошибка мечтать о себе больше, чем следует, и ценить себя ниже, чем стоишь.
И. ГЁТЕ

От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения.
М. МОНТЕНЬ

Есть пороки, которые происходят от недостатка самоуважения. Есть и такие, которые происходят от избытка его.
Ш. МОНТЕСКЬЕ

Сам себя не уважаешь - и другие не будут тебя уважать.
Японская пословица

Уважай себя, если хочешь, чтобы другие тебя уважали.
Английская пословица

Сомнение в своем достоинстве - малодушное самоуничижение.
В. ШЕКСПИР

…Уничижение есть, собственно, не что иное, как сравнение своего личного достоинства с моральным совершенством.
И. КАНТ

Смирение нередко оказывается притворной покорностью, цель которой - подчинить себе других; это - уловка гордости, принижающей себя, чтобы возвыситься…
Ф. ЛАРОШФУКО

Кто унижает самого себя, тот хочет возвыситься.
Ф. НИЦШЕ

Мы так многое в жизни презираем, чтобы не исполниться презрением к самим себе.
Л. ВОВЕНАРГ

Чувство гуманности оскорбляется, когда люди не уважают в других человеческого достоинства, и еще больше оскорбляется и страдает, когда человек в себе не уважает собственного достоинства.
В. Г. БЕЛИНСКИЙ

…Неподдельная, искренняя гордость, или самоуважение, если только она хорошо скрыта и в то же время действительно обоснована, безусловно должна быть характерна для человека чести…
Д. ЮМ

Честь - одна и та же у женщин и мужчин, девушек, замужних женщин, стариков и старух: «не обманывай», «не воруй», «не пьянствуй»; только из таких правил, относящихся ко всем людям, слагается кодекс «чести» в правдивом смысле слова.
Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ

…Для кого даже честь - пустяк, для того и все прочее [ничтожно].
АРИСТОТЕЛЬ

…Честь - это награда, присуждаемая за добродетель…
АРИСТОТЕЛЬ

Честь человека заключается в том, чтобы в отношении удовлетворения своих потребностей он зависел только от своего трудолюбия, от своего поведения и от своего ума.
ГЕГЕЛЬ

Одним из основных определений принципа чести является то, что никто не должен своими поступками давать кому бы то ни было преимущества над собой.
ГЕГЕЛЬ

Честь - это мужественная стыдливость.
А. ВИНЬИ

Честь - это поэзия долга.
А. ВИНЬИ

Честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь.
А. ШОПЕНГАУЭР

Честь - это совесть, но совесть болезненно чуткая. Это уважение к самому себе и к достоинству собственной жизни, доведенное до крайней степени чистоты и до величайшей страстности.
А. ВИНЬИ

Честь есть не что иное, как хорошее мнение о. нас других людей.
Б. МАНДЕВИЛЬ

Объективно - честь есть мнение других о нашей ценности, а субъективно - наша боязнь перед этим мнением.
А. ШОПЕНГАУЭР

Противоположностью чести является бесчестье, или позор, который заключается в плохом мнении и презрении других.
Б. МАНДЕВИЛЬ

Исчезает честь - остается формула чести, что равносильно смерти чести.
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ

Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее, если оно еще может стать совершеннее.
ПЛАТОН

Чем лучше человек, тем труднее ему подозревать других в бесчестии.
ЦИЦЕРОН

Я легко снесу несчастье без несправедливости;
Вытерплю несправедливость, только не бесчестье.
ЦЕЦИЛИЙ СТАЦИЙ

Честного человека можно подвергнуть преследованию, но не обесчестить.
ВОЛЬТЕР

Нельзя обесчестить того, кто не страшится смерти.
Ж. Ж. РУССО

Смешное наносит чести больший ущерб, чем само бесчестие.
Ф. ЛАРОШФУКО

В ком честь, в том и правда.
Русская пословица

Честь ум рождает.
Русская пословица

Торгуя честью, не разбогатеешь.
Л. ВОВЕНАРГ

Тот, кто требует платы за свою честность, чаще всего продает свою честь.
Л. ВОВЕНАРГ

Что может привести человека к бесчестному поступку? В нашей жизни на протяжении долгих лет идет ожесточенная борьба между такими понятиями как честь и бесчестие. Милосердие, сострадание, готовность отдать жизнь за справедливость, честность и искренность - именно эти моральные качества относятся к понятию чести. Но почему не каждый способен жить по законам нравственности? Почему мы, люди, так часто позволяем себе унижать, обманывать, грубить другим людям, кто дал нам право это делать?

Я думаю, что причиной совершения бесчестных поступков может послужить непонимание близких, страх за свою жизнь, а может желание заслужить авторитет. Большую роль в нашей жизни играет семья, именно среди родных и близких мы формируем себя как личность. В детстве мы получаем первые понимания о том, что такое добро и зло, любовь и ненависть, уважение и бесчеловечность. Но в течение жизни многие из нас ошибаются и выбирают неверный путь лжи и лицемерия.

Мои рассуждения легко подтвердить примерами из отечественной и мировой литературы, ведь многие писатели были весьма озабочены проблемой морального падения человечества.

В качестве примера я бы хотела взять произведение И.С.Тургенева "Довольный человек". Перед нами образец настоящего лжеца и лицемера. Задача автора обличить человеческие пороки путем иронии. Ни совесть, ни жалость, ни милосердие не присущи этому человеку. Ему абсолютно ничего не стоит обмануть, предать, подставить человека, он может спокойно продолжать жить не чувствуя муки совести. Мы понимаем, что еще не раз этот многообещающий молодой человек покажет свое истинное лицо, совершая свои подлые поступки.

Также в качестве аргумента я хочу привести произведения Ш. Бодлера "Фальшивая монета". Этот рассказ учит нас тому, что даже в самых благородных поступках иногда скрывается обман. Богатый человек дал нищему фальшивую монету, он смотрел и смеялся над тем, как несчастный искренне радуется подделке. Для других он казался щедрым и добрым, так как об обмане кроме него больше никто не знал. Но за бесчестие придется платить и цена может быть слишком высока. Мы видим, что главный герой лишился своей чести, он перешел черту, которая ведет в пропасть. Очень легко потерять свою честь, также как и доверие окружающих. Это ужасно подло и бесчеловечно поступать так с теми, кто действительно нуждается в твоей помощи.

В заключении хочу сказать, что мы и только мы вершители своих судеб. Только от нас самих зависит наше будущее. Ведь жизнь - это вечный поиск себя, а значит каждый день мы должны бороться за свою правду, и тогда ничто не сможет привести нас к бесчестному поступку.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Великий князь Киевский (1016-1018, 1019-1054).

Ярослав Владимирович родился около 978 года. Он был сыном великого князя Киевского и великой княгини Рогнеды, дочери полоцкого князя Рогволда.

Ярослав Владимирович был посажен отцом на княжение сначала в , потом в . В 1014 году он прекратил выплату дани в Киев, надеясь отделить свои владения от Южной Руси. начал сбор войска, чтобы силой заставить сына подчиниться своей власти, но во время приготовлений к походу умер.

После смерти киевский престол захватил туровский князь Святополк Окаянный, сводный брат Ярослава Владимировича. Желая устранить возможных соперников, Святополк организовал убийство своих братьев, князя Ростовского Бориса и князя Муромского Глеба, а также древлянского князя Святослава.

Заручившись поддержкой новгородцев, Ярослав Владимирович в декабре 1015 года в битве под Любечем одержал победу над Святополком и захватил Киев. В 1018 году вместе со своим тестем, польским королем Болеславом I Храбрым, Святополк вторгся в пределы Руси, сумел нанести поражение Ярославу в сражении при Буге и отбить Киев. Ярослав Владимирович бежал в , откуда намеревался отправиться в Скандинавию. Но новгородцы порубили княжеские ладьи и вынудили Ярослава продолжить борьбу. В битве на Альте в 1018 году Святополк потерпел сокрушительное поражение, и Ярослав вновь занял Киев.

После победы над Святополком Ярослав Владимирович начал борьбу с другим своим братом тмутараканским князем Мстиславом, также предъявлявшим права на киевский престол. В сражении под Лиственом (около Чернигова) в 1024 году победил Мстислав, но он разрешил Ярославу княжить в Киеве. Все же Ярослав не решился принять предложение брата и продолжал оставаться в , направив в Киев своих посадников.

По мирному договору 1025 года Ярослав Владимирович получил русскую землю на запад от Днепра и с центром в Киеве, а Мстислав - восточную часть, с Черниговом и Переяславлем. Лишь после смерти Мстислава в 1035 году Ярослав Владимирович стал «самовластцем» на Руси.

В 1036 под Киевом были разбиты печенеги, прекратившие нападения на Русь. В 1038-1042 Ярослав Владимирович вел успешные войны с Византией, литовскими и финскими племенами.

Период единовластного правления Ярослава Мудрого стал временем политического могущества, культурного и экономического расцвета древнерусского государства. Об этом свидетельствовали браки дочерей Ярослава с королями Франции, Норвегии, Дании, Венгрии. Он укрепил внутреннее положение государства введением свода законов - «Русской Правды». Князь также способствовал усилению своего влияния на церковь, поставив митрополитом русского монаха Илариона. При нем были созданы первые монастыри, в Киеве был возведен величественный Софийский собор. Любовь к книжности, переводы византийских сочинений на славянский язык, развитие летописания являются блестящим выражением расцвета всей древнерусской культуры. При Ярославе Мудром была написана первая русская летопись - т.н. Древнейший свод. В «Повести временных лет» содержится похвальный отзыв о просветительской деятельности великого князя.

Летописные данные по поводу смерти Ярослава Мудрого противоречивы. Считается, что он скончался 2 февраля 1054, однако называются и иные даты. Перед смертью великий князь завещал киевский престол старшему из своих сыновей, новгородскому князю Изяславу Ярославичу, а остальные владения разделил на уделы, чем положил начало феодальной раздробленности. Ярослав Мудрый был погребен в усыпальнице Софийского собора в Киеве.

Князь Ярослав Мудрый

Лучше претерпеть обиду, чем нанести ее.

Платон

Князь Ярослав Мудрый родился в 978 году. Его отцом был князь Владимир, который посадил своего молодого сына на княжеский престол города Новгорода, которым тот правил вплоть до 1019 года. После кончины князя Владимира, киевский престол захватил Святополк, который ослепленный жаждой власти, убил трех своих братьев: Бориса, Глеба и Святослава. Желая наказать своего брата, Ярослав собирает войско для похода на Киев. Всего войско состояло из сорока тысяч славян и тысячи наемных варяг. Поход сей был начат в 1016 году. Противостояние со Святополком продолжалось до 1019 года, и закончилось убийством последнего.


Начало правления

Так князь Ярослав Мудрый начал свое правление, которое продолжалось 35 лет. Это время без сомнения можно назвать золотым временем в истории Киевской Руси. Но изначально все не было так гладко. Княжение Ярослава, даже после смерти Святополка, не было безоговорочным. Мстислав Удалой, занимавший в то время княжеский пост в городе Тмутаракани, отказался признавать брата единоличным правителем Киевской Руси. Мстислав собрал войско и пошел войной на Киев. Ключевое сражение этого противостояния произошло на реке Руда в 1023 году . В этой битве Ярослав был разбит и отправился в Новгород собирать новое войско. Следует отметить тот факт, что Мстислав проявил редкое великодушие и решил не оспаривать княжение брата. Он предложил Ярославу править всеми землями по правую сторону Дона, оставив за собой левую часть. Ярослав отказался.

Раздел и объединение страны

Однако, после возвращения в Новгород князь Ярослав Мудрый собрал новое войско и отправился на встречу с братом, которая произошла под Киевом. Браться договорились о заключении союза и разделили земли Киевской Руси между собой. Мстислав взял под свой контроль все восточные земли, Ярослав – западные. Единственной границей между владениями братьев был Днепр. Это событие было воистину ключевым для Руси. Впервые страна, до этого постоянно терзаемая внутренними и внешними врагами, обрела спокойствие. Согласие князей было полным и они не смели нарушать условия подписанного мира. Продолжалось это до 1036 года, когда Мстислав умер. После смерти брата князь Ярослав Мудрый стал полноправным властителем. Теперь под его контролем была вся Киевская Русь: ее западная и восточная части.


1036 год знаменуется не только воссоединением западных и восточных земель Руси. Именно в этом году под Киевом состоялось сражение с половцами. Русская армия одержала великолепную победу, наголову разбив противника. Отныне они не представляли такой грозной силы. Теперь князь мог сосредоточиться на решение других насущных проблем.

Завершение правления

В историю князь Ярослав вошел под именем Мудрый. Так его назвал народ Киевский, ведь именно при нем в стране были открыты первые образовательные учреждения, а также составлен первый письменный свод законов – «Русская правда».

Последние годы своей жизни этот правитель направил на борьбу с возможной после его кончины междоусобной войной. Для этого он сам решил разделить страну между своими сыновьями. Так, Изяславу, старшему сыну, завещался в управление город Киев, Святослав становился правителем Чернигова, Всеволод наследовал Переяслав, Игорь становился князем во Владимиро-Волынской земле, Вячеслав же становился правителем Смоленска.

Умер Ярослав Мудрый в 1054 году , оставив своим сыновьям великую страну, которая после продолжительного периода спокойствия, заявила о себе, как о сильной державе.