Родился 3 февраля 1957 года в г. Кольчугино Владимирской области в православной семье. В 1974 г. окончил среднюю школу, работал на заводе им. Серго Орджоникидзе. В 1977 году после службы в рядах Советской Армии был направлен работать инспектором в отдел охраны административных зданий г. Москвы. В 1980 г. окончил Московский институт стали и сплавов, в 2006 – заочно Московскую духовную семинарию, в 2008 – экстернат Московской Духовной Академии.

В августе 1980 г. был пострижен в рясофор. С августа по декабрь 1981 года нес послушание в Свято-Параскевинском храме с. Великодворье Владимирской области. 17 декабря 1981 года пострижен в монашество с наречением имени Роман. В декабре того же года был рукоположен в сан иеродьякона, затем иеромонаха. В течение четырех лет до апреля 1986 г. был делопроизводителем Владимирского епархиального управления. Затем служил настоятелем Свято-Успенского собора г. Петушки.

В 1987 г. был переведен в клир Кишиневско-Молдавской епархии, где до ноября 1990 г. являлся настоятелем Преображенского собора г. Бендеры. В январе 1988 г. был возведен в сан архимандрита, в октябре – назначен членом Епархиального совета Кишиневской епархии. В феврале 1991 г. был принят в клир Московской епархии и назначен настоятелем Преображенского храма г. Железнодорожного, затем благочинным церквей Щелковского округа.

26 ноября 1992 г. назначен настоятелем Борисоглебского храма г. Дмитрова с оставлением прежних должностей. С 23 февраля 1993 года – настоятель Борисоглебского монастыря г. Дмитрова, с ноября 1995 года по октябрь 2005 – благочинный церквей Дмитровского округа.

За тринадцать лет служения в Дмитровском благочинии архимандрит Роман внес большой вклад в возрождение православия и духовности. За этот период значительно увеличилось количество православных общин и приходов. Возрождены к жизни Борисоглебский и Николо-Пешношский монастыри, Успенский кафедральный собор.

В декабре 2004 г. был назначен благочинным монастырей Московской епархии. С августа 2005 г. в течение шести лет являлся настоятелем Вознесенской Давидовой пустыни и одновременно благочинным церквей Чеховского округа.

В июле 2006 г. определением Священного синода был избран епископом Серпуховским, викарием Московской епархии. С октября 2011г. по настоящее время – настоятель Высоцкого монастыря г. Серпухова.

Епископ Роман удостоен наград Русской Православной Церкви: орденов благоверного князя Даниила Московского II степени, преподобного Сергия Радонежского II и III степени, святого равноапостольного великого князя Владимира III степени, памятной панагии.

Решением Совета депутатов Дмитровского муниципального района Московской области N 326/58 от 29.08.2013 г. епископу Серпуховскому Роману присвоено звание «Почетный гражданин Дмитровского муниципального района».

Пропагандисты РПЦ и УПЦ МП отрабатывают общую методичку по Украине

Почти месяц назад я написал в «Свободную тему» заметку о начавшемся грандиозном религиозном скандале вокруг Украины: Константинопольский патриарх Варфоломей вдруг решил даровать автокефалию, т.е. полную самостоятельность, Украинской церкви. Напомним, что в Украине есть несколько православных церквей. Во-первых, каноническая, всеми прочими православными церквями признаваемая, УПЦ МП (Украинская православная церковь Московского патриархата), которая обладает широкими правами автономии, хотя и признает над собой главенство Патриарха Московского и всея Руси. Но есть также неканонические, непризнанные образования: УПЦ Киевского патриархата под руководством патриарха Филарета (Денисенко) и Украинская автокефальная православная церковь.

Тогда я сказал, что решение патриарха Варфоломея вызовет войну за Украину между РПЦ и Константинополем (с первых же дней спикеры РПЦ стали сравнивать Варфоломея с Гитлером, а прибытие епископов-экзархов, посланников Константинополя в Украину, - с вторжением нацистов на территорию СССР).

Но это было только начало. Спикеры РПЦ и УПЦ МП, кажется, получили одну общую методичку, по которой стали «мочить» Константинополь и его «претензии» на Украину.

Началась война компроматов. То греки выкладывают расшифровку беседы от 31 августа между патриархами Кириллом и Варфоломеем, где митрополит Иларион (Алфеев) якобы заявляет, что президент Украины Петр Порошенко «подкупил Константинополь», а патриарх Варфоломей возмущается и требует доказательств, обвиняя Илариона в «хуле на Мать-Церковь». Вслед за этим пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков выступает с опровержением, говоря, что «стенограмма» - фейк, да и вообще «не по-джентльменски» выкладывать расшифровки закрытых переговоров. Хотя непонятно, при чем тут «джентльменство», если «стенограмма» - «фейк»?

Потом началась «война документов»: Константинополь публикует многостраничные «доказательства» того, что Украина всегда была канонической территорией Вселенского патриархата, а Москве, мол, дали временно попользоваться, а теперь пора и честь знать. В ответ РПЦ начинает лихорадочную публикацию своих подборок документов с доказательствами обратного, а тот же священник Волков вновь указывает, что документы Константинополя «псевдоисторичны».

На поле битвы выступили церковные историки РПЦ, которые дружно повторяют, что никаких прав у Константинополя на Украину нет, да и вообще патриархи Стамбула (Константинополя) вечно хотят стать «восточными папами», быть самыми главными в православии, а это, мол, самая натуральная ересь. Да к тому же и обнимаются с настоящими папами римскими, а еще впали в либерализм и решили разрешить вдовым священникам жениться во второй раз, чего до этого не было. Глядишь, завтра начнут геев венчать. (Притом что и патриарх Кирилл встречался с Папой Римским, а в РПЦ полным-полно второбрачных священников, только неофициально.)

Другие спикеры, включая представителей УПЦ МП, в запале заявляют, что Константинопольский патриарх, у которого паствы в Турции всего «три тысячи человек», вообще должен сначала «христианизировать Турцию» и «построить хоть собачью будку», прежде чем сметь приходить к украинским епископам, которые за годы своего служения «построили» сотни храмов и десятки монастырей. Правда, умалчивается, что паствы у Константинопольского патриарха полно по всему миру, включая главный центр монашества - Афон, и что храмы и монастыри строят все-таки не епископы лично, а священники и монашествующие вместе с мирянами и спонсорами. А то выходит как в знаменитом стихотворении: «Прошла зима, настало лето - спасибо партии за это…»

Но и это далеко не все. Начались постоянные угрозы «крови» - один за одним спикеры РПЦ и УПЦ МП говорят, что если Константинополь даст автокефалию Украине, то даст он ее раскольникам (хотя это, скорее всего, не так будет устроено), а значит, раскольники и националисты массово начнут «захватывать» храмы и монастыри УПЦ МП.

Об этом недавно заявил митрополит Владимир (Мороз), наместник Почаевской лавры, предупредив верующих, что готовится захват лавры и что скоро нужно будет приезжать и защищать монастырь.

Наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел (Лебедь) вообще публично сказал перед телекамерами, что США в секретных лабораториях на территории Украины готовят «зараженных комаров», которые, видимо, будут кусать каноничных православных, а раскольников целовать нежно в носик. Впрочем, нести бред для митрополита Павла, который уже 25 лет руководит главным монастырем УПЦ МП, - привычное дело.

Недавно прозвучала новость, распространяемая УПЦ МП, что в Ивано-Франковской области радикалы напали на храм, избили прихожан и священника и захватили храм, сменив замки. Эту новость растиражировали сотни российских и пророссийских СМИ - как светских, так и церковных. Правда, практически никто из этих СМИ не уточнил позже, что украинская полиция опровергла информацию о захвате (хотя конфликт с дракой все же был, но вот только радикалов перепутали с представителями администрации района), да и оказалось, что храм-то вообще - бывший католический костел и памятник архитектуры, и сами православные МП не хотят его отдавать католикам и не выселяются, хотя администрация поселка разорвала с общиной договор о безвозмездном пользовании более года назад.

И вот это центр истории - вокруг чего идет вся борьба за «каноничность» в Украине. Об этом прямо сказал все тот же митрополит Иларион (Алфеев), «второй человек» в РПЦ, как его некоторые называют: «Признание автокефалии на Украине лишит УПЦ прав на ее храмы и святыни».

Имущественный вопрос - главный пункт борьбы. Дело в том, что тут Россия и Украина кардинально различаются. По уставу РПЦ вся церковная недвижимость принадлежит РПЦ, то есть община в случае выхода из состава РПЦ и перехода в другую религиозную юрисдикцию лишается и храма, и всего прочего церковного имущества. Это создает систему, лишающую всех прав прихожан и поддерживающую безграничную власть Московской патриархии.

В Украине все иначе - там община может уйти из юрисдикции вместе с имуществом, если так решит община. Поэтому и идут там войны за храмы, когда деятели УПЦ КП или УПЦ МП привлекают своих сторонников (порой даже громил) и пытаются забрать храм себе. Именно это и называют в УПЦ МП и в РПЦ «гонениями» на канонических православных в Украине.

Но раньше можно было хоть сваливать на то, что храм у УПЦ МП отобрали «раскольники», а вот если патриарх Варфоломей даст автокефалию новой Украинской церкви, то она получит каноничность, признание других поместных церквей (возможно, не всех и не сразу, но все же). И это намного облегчит уход общин в Украине из УПЦ МП - отпадет страх «неканоничности».

РПЦ уверяет, что за этими действиями Константинополя стоят украинские политики и США: мол, им надо оторвать украинских православных от РПЦ и «русского мира». Но при этом сами спикеры РПЦ ведут себя как оголтелые политики, как представители имперского мировоззрения, по-прежнему считающие, что Украина - просто часть СССР/России/империи и не имеет права на самостоятельное существование как политически, так и религиозно. Чему же удивляться, если граждане Украины в своей немалой части не хотят подобного уничижительного к себе отношения и стремятся избавиться от подобной «дружбы» и «покровительства»?

Предстоятель УПЦ МП блаженнейший митрополит Онуфрий на днях в проповеди сказал: «Когда человек проводит благочестивую жизнь, кается в своих грехах, бережется от неправды, старается делать то, что Бог ему повелевает делать, любит Бога, любит ближнего, делает дела милосердия, тогда человек получает свободу от греха. А свобода от греха - это и есть «духовный томос», который Господь дает человеку как свидетельство того, что он свободен в правильном смысле этого слова».

Но эти мудрые слова не готовы услышать политиканы от религии ни с одной, ни с другой стороны. Взаимная вражда, война компроматов, угрозы, фейки, откровенная ложь, провокации - продолжаются. И обстановка только накаляется - все ждут, что уже, возможно, к середине октября патриарх Варфоломей даст томос об автокефалии Украине.

«Христос?» - спросите вы. А кого интересует Христос, когда идет война за каноны, территории, храмы и «святыни»? У них просто совсем другие святыни и ценности. Христос предлагал отдать последнюю рубашку требующему, видимо, не патриархам, не наместникам лавр, не спикерам церковных кафедр. Кого будут слушать простые верующие - Христа или пропагандистов? Каждый, думается, должен решать сам.


Примите за истину тот факт, что только вы несете ответственность за свою жизнь и никто другой, а любой результат и событие - есть прямая отдача от ваших мыслей и действий. Только такой подход к жизни можно назвать действительно зрелым и достойным состоявшегося взрослого человека. Порой нам может показаться, что мы мало влияем на ситуацию, и от нас мало что зависит. Ведь зарплату определил работодатель, со спутником жизни мы познакомились случайно, а продолжительность жизни отвел нам господь. На самом же деле это является правдой только до тех пор, пока мы верим в это. Есть и другая правда, более позитивная, жизнеутверждающая и дающая реальные надежды. Все зависит от нас, вся наша жизнь. Мы несем ответственность за каждый ее миг, и все происходящее исходит от нас самих.Это тоже иллюзия, и возможна, она придумана сильными мира сего, которые не хотят, чтобы мы искали виновных. И всё же человек становится действительно взрослым и зрелым, когда он принимает это утверждение: «Я несу ответственность за все происходящее в моей жизни». Ныть и искать виновных – еще хуже. Пусть даже косвенно, но мы действительно несем ответственность за все то хорошее и плохое, что происходит в нашей жизни. Для каждого из нас есть хорошая новость: мы можем изменить существующее положение вещей. Просто надо думать и действовать, надо много и грамотно работать над ситуацией.

Жизнь – интересная штука и на некоторые утверждения, проверенные временем, стоит обратить внимание. Одна из таких аксиом гласит: «Я несу ответственность за все происходящее в моей жизни».

Можно осуждать правительство, ругать налоговую систему и дурака-начальника, но на самом деле, мир так просто разом не изменишь, а сейчас только вы несете ответственность за все, что происходит в вашей жизни и что вы имеете на сегодня. Приняв это утверждение, вы становитесь крепче, сильнее, самостоятельнее.

Перестаньте думать о негативе, перестаньте думать о своих страхах. Хотя бы во время постановки целей отталкивайтесь от списка ваших желаний. «Чего я хочу?» - это один из первых вопросов, который вы должны задать себе. Отвечайте откровенно. Оценивайте свои цели следующим образом. Представьте, что вы уже получили желаемое. Если в момент достижения желаемого вы встрепенетесь, придете в приятное психическое возбуждение, на вашем лице появится улыбка и нотки счастья пробегут в вашей голове, то эта цель достойная, ваша цель. Получив это, вы захотите идти дальше и добиваться большего, расти. Если же достижение цели едва ли вызовет такие эмоции, значит, это мелкая цель. Или она вам кем-то навязана. Для кого-то вдохновляющим достижением и приобретением будет новый дорогой автомобиль, а для кого-то набитая морда противника надолго принесет моральное удовлетворение. Для иного даже мысль о красивом большом доме может служить настоящим витамином счастья, а кто-то стремится к счастливой семье и улыбкам близких людей. Определитесь с тем, чего Вы хотите достичь, что изменить и чем владеть. Много думайте и размышляйте над тем, что можно сделать, чтобы достичь желаемого. Это время не пройдет даром. Занимайтесь творчеством, подключайте воображение. Любой человек даже в течение одного дня пребывает в самых разных состояниях. Возможно, в один из таких моментов на Вас снизойдет озарение, и Вы точно поймете, что нужно сделать для того, чтобы все было так, как Вы того хотите.

Сергей Барановский