Урок окружающего мира в 3 классе

Урок – исследование «Почва. Состав почвы»

УМК «Планета знаний»

Учитель Насырова Г.М. МБОУ СОШ №18 г. Ишимбая Республики Башкортостан

Ход урока.

    Организационный момент. Настрой на урок.

Доброе утро Солнцу и птицам! Доброе утро

Улыбчивым лицам!

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успехов!

Наши глаза внимательно смотрят и всё ... (видят).

Уши внимательно слушают и всё ... (слышат).

Голова хорошо... (думает).

2. Актуализация знаний, постановка цели.

Вспомним горные породы, о которых узнали на предыдущих уроках, разгадаем кроссворд и узнаем ключевое слово сегодняшнего урока.

    Горючее полезное ископаемое.

    Самое распространённое полезное ископаемое, которое широко используется в строительстве и изготовлении стекла.

    Цветной металл

    Плотная горная порода, используемая в строительстве и в изготовлении фарфоровой посуды.

    Горная порода белого цвета, чаще используется как строительный материал.

У слова «земля» есть несколько значений. Слайд

Как по-другому можно назвать слово «земля» (Почва).

Итак, тема нашего урока: «Почва» (выставить на доску карточку).

А что вы знаете о почве?

А что ещё хотите узнать? (Из чего она состоит)

Попробуйте сформулировать цель нашего урока. Сегодня наш урок мы посвятим почве, узнаем её состав, как она образуется и какими свойствами она обладает. (на доске таблички «Что такое почва?», «Состав почвы», «Свойства почвы», «Образование почвы»)

Что для этого нам надо сделать? (исследовать)

Какова цель исследования? (определить состав почвы)

3. Новый материал.

Что такое почва?

В толковых словарях найдём и прочитаем определение слова «ПОЧВА».

Вывод. Почва – верхний плодородный слой земли. Толщина почвенного слоя бывает разная: от 2-3 см до 150-200 см. Почвенный слой словно чехол одевает сушу нашей планеты.

Значение слова плодородие СЛАЙД

Какое значение почва имеет для растений, животных, человека? (Ответы детей)

В нём находятся корни растений, живут черви, насекомые и их личинки. Растительноядные животные питаются растениями, растущими на нём. Человек получает урожай, выращенный на земле.

4. Практическая работа.

Итак, ребята, наш класс - небольшая лаборатория, а вам я предлагаю побывать в роли исследователей.

Я приготовила почву с нашего пришкольного участка. Что можно узнать о почве с помощью органов чувств? (цвет, запах, структуру почвы).

Работа в группах.

При помощи лупы рассмотреть комочек почвы, определить цвет, запах, сыпучесть, имеются ли корни и остатки растений.

Предлагаю обратиться к учебнику на с. 69. Посмотрите на картинки.

Какие опыты вы можете сделать сами, а какие, наблюдая за учителем?

Почему? (в целях безопасности).

Куда будем записывать наблюдения и выводы? (в печатной тетради).

Откройте тетрадь на стр._____. Эту таблицу будем заполнять поэтапно.

Предлагаю выполнить опыт №1 в парах. Прочитайте его описание.

Выполняем. Что вы увидели? Запишите свои наблюдения и вывод.

А теперь смотрим на экран, сравните свои результаты с эталоном. Слайд - Воздух

Предлагаю понаблюдать за следующим опытом, который сделаю сама . (№2)

Нагреем почву. Над почвой установим стекло. Что видите на стекле? Что доказывает опыт? Запишите в лист, сверьте. Слайд - Вода

Ребята, следующий я проделаю сама, а вы внимательно наблюдайте и выводы записывайте в таблицу.

Высушенный комочек почвы кладу в керамическую чашку, грею на спиртовке. Что вы чувствуете? (Появление дыма с запахом)

Что может гореть? (остатки насекомых, листьев)

Как вы думаете, что происходит с ними, когда они находятся в почве? (гниют) Предположите, что же содержится в почве?

Свои наблюдения и вывод запишите в тетрадь. Проверим себя, лист самооценки. Слайд - Перегной

Прочитайте в учебнике опыт №3 .

- Теперь остаток почвы сильно прокаливаю, высыпаю в стакан с водой, размешиваю и даю отстояться. Что вы заметили? (на поверхности воды плавает мусор, а на дне стакана грязь – муть)

Как вы думаете, что получится в результате, когда вода отстоится?

Этот опыт, ребята, требует большего времени, поэтому я сделала его до урока, а вы можете проделать это дома вместе с родителями.

Посмотрите, что получилось. Как вы думаете, что оказалось на дне стакана? -Какой вывод сделаем? Запишите в тетрадь. Слайд - Песок и глина

Опыт №5

Насыпаем остатки прокаленной почвы в стакан с водой и пробуем растворить ее. Профильтруем воду, нальем несколько капель на стекло и нагреем.

Что видим? (Вода испарилась, а на стекле - белый налет.)

Что это? Это соли питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.) Слайд - соли

5. Физминутка.

Статистические упражнения «Потягивание», «Бабочка».

6. Первичное закрепление с комментарием во внешней речи.

Мы завершили наше исследование. Какова была цель нашего исследования? Что мы хотели узнать? (Из чего состоит почва)

Мы исследовали почву и заполнили таблицу «Состав почвы». Что нам стало ясно из этих опытов?

Какой вывод мы сделаем?

ВЫВОД : В состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли и микробы. Слайд - состав почвы

7. Первичная проверка усвоения новых знаний.

- Итак, что же растения получают из почвы? Вывод: 1.Во-первых, воздух. Корни растений дышат воздухом, который находится в почве. 2.Во-вторых, воду. Вместе с водой растения поглощают питательные вещества. -Откуда же они берутся? 3.Остатки погибших растений, животных, перерабатывают бактерии и насекомые, и почва постоянно пополняется перегноем и минеральными солями. Следовательно, в почве имеются все вещества, необходимые для роста и развития растений.

8. Перенос знаний в новую ситуацию.

Кто знает, как образуется почва? (Ответы детей)

Посмотрите на слайд. Растут ли здесь растения? Почему не растут? (Нет почвенного слоя)

Сначала Земля была покрыта голыми безжизненными скалами. Слайд

Как же на безжизненных голых скалах появилась почва? (Ответы детей)

Под действием солнца, ветра, воды горы постепенно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В этом слое нет питательных веществ, необходимых растениям. Но все же некоторые неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из их остатков под действием бактерий образуется перегной. Посмотрите на схему.

Слайд

Теперь в почве могут поселиться растения. Они дадут еще больше перегноя. Медленно камни, глина, песок под действием живых существ превращаются в почву. В почве селятся различные животные: насекомые, черви, личинки, кроты.

Как видите, почва не может появиться без живых существ, а растениям и животным необходима почва. В природе все взаимосвязано .

Прошло несколько миллиардов лет, прежде чем Земля стала зеленой планетой. Слайд

Свойства почвы

Сыпучая

Почва пропускает воду - водопроницаемость

Почва нагревается и охлаждается -теплопроводность

Плодородие

Мы узнали, что почва - плодородный слой земли.

Чем больше перегноя, тем плодороднее почва, тем она темнее.

Перегной накапливается в верхнем слое почвы, поэтому этот слой тёмный. (таблица)

Каково же основное свойство почвы? Плодородие.

Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20 сантиметров – за 5-6 тысяч лет. Какой вывод можете сделать? (Ответы детей).

Верно, к почве, как к природному богатству нужно относиться бережно.

- Что может погубить почву? (Сообщение ученика.)

1)Ветер и вода могут за несколько часов смыть и развеять почву на больших площадях. Сильные ветры могут унести слой почвы толщиной до 25 см. После такой работы ветра на участках долгие годы не растут растения.

Частые дожди вымывают все питательные вещества.

Во время сильных дождей или быстрого таяния снега весной почва не может впитать всю выпавшую на неё воду. Она стекает под уклоном, смывая и унося сначала верхние, а затем более глубокие слои почвы. Так образуются овраги. (картинки)

2)Деятельность человека: неправильная вспашка и обработка земли, вытаптывание, загрязнение почвы.

Как можно предотвратить гибель почвы? (Ответы детей.)

1) Там, где ветер угрожает почвам, через определенные промежутки высаживают лесные полосы, сеют траву. К тому же корни укрепляют почву и не позволяют водным потокам размывать верхний слой.

2)Вносить удобрения, правильно обрабатывать – вспашка поперек склонов

3) Не загрязнять почву бытовыми и производственными отходами.

4)Улучшают свойства почвы дождевые черви. Передвигаясь в почве, они разрыхляют её, делая более проницаемой для воды и воздуха. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков.

9. Закрепление.

Задание №1 электронного учебника

- №70 рабочей тетради

Кроссворд (слайд)

10. Итог урока. Рефлексия.

Какова была цель нашего урока? (выяснить состав, свойства, образование почвы)

Достигли цели урока?

Какие факты оказались для вас удивительными?

- Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи, песни. Давайте же и мы с вами будем любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда и она будет нас радовать богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

11.Информация о домашнем задании.

Домашнее задание предлагаю на выбор:

б) Подготовить сообщение о животных, обитающих в почве.


Почва и её состав
Взаимосвязь неживой и живой природы

Данный видеоурок предназначен для самостоятельного изучения темы «Почва и её состав». В ходе этого занятия вы сможете познакомиться с главным свойством почвы - плодородием. Учитель расскажет о составе почвы, благодаря которому растения могут получать из нее элементы, необходимые для своего роста.


Знаете ли вы, каково главное свойство почвы? Главное свойство почвы - ее плодородие. Почва - это верхний плодородный слой земли. То есть это слой, содержащий вещества, которые необходимы для роста и развития растений, без которых не бывает и плодов. Чтобы узнать, что растения получают из почвы, давайте изучим ее состав, проделав опыты с почвой.

Почва темного цвета. Если мы рассмотрим образец почвы через лупу, то мы увидим остатки полусгнивших корешков и листочков растений, части тел червяков, насекомых и других мелких животных (рис. 1).

Если в стакан с водой опустить кусочек сухой почвы, как объяснить появление пузырьков воздуха в воде? Этот опыт показывает, что в состав почвы входит воздух.

После того как опустить почву в стакан с водой, нужно размешать и дать ей отстояться. С помощью пипетки берется несколько капель этой воды и помещается на предметное стекло. Теперь нужно нагреть стекло над огнем свечи. После испарения воды на стекле остался тонкий белый налет, это минеральные соли. Этот опыт показал, что почва содержит минеральные соли, которые могут растворяться в воде.

Можно положить почву в крышечку, затем следует ее нагреть над пламенем свечи. Над почвой держится стекло. Стекло сначала становится влажным, а потом на нем появляются капельки воды. Это вода, которая содержится в почве, при нагревании она испаряется. Водяной пар поднимается вверх, встречает на своем пути холодное стекло, охлаждается и превращается в мельчайшие капельки воды (рис. 2).

Рис. 2. Опыты над почвой ()

Этот опыт показывает, что в почве присутствует вода. Если продолжать нагревать почву, то вскоре появится дым и неприятный запах. Это сгорает часть почвы, которая состоит из перегнивающих остатков растений и мелких животных. Это составная часть почвы - перегной. Если очень долго прокаливать почву на огне, то перегной полностью сгорит и почва приобретет серый цвет. Это доказывает, что перегной придает почве темный цвет.

Если вы опустите немного почвы в стакан с водой, перемешаете и дадите отстояться, то увидите, как на дно осядет слой песка, поверх него - слой глины, а сверху слой темного цвета - это перегной. Это доказывает, что в почве содержится песок и глина (рис. 3).

Рис. 3. Опыты над почвой ()

Каковы же результаты проведенных опытов и наблюдений? Мы узнали, что в состав почвы входят воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина.

В почве всегда есть и живая природа: корни растений, бактерии, дождевые черви, муравьи, жуки-навозники и многие другие. Они грызут корни растений, что-то измельчают, перетаскивают, собирают.

Что же получают растения из почвы? Во-первых, воздух, корни растений дышат воздухом, который находится в почве. Во-вторых, воду. Растения вместе с водой поглотают питательные вещества. Остатки погибших растений и животных перерабатывают бактерии и насекомые, которые находятся в почве. Так, почва постоянно пополняется перегноем и минеральными солями. Это настоящая кладовая питательных веществ для растений. Кроме того, животные, обитающие в почве, рыхлят ее, и в почву лучше проникают воздух и вода.

Когда говорят, что земля - кормилица, имеют в виду почву. Растения берут из почвы воду и растворенные в ней питательные вещества. Растениями питаются очень многие животные. Насекомые едят корни растений, стебли, листья (рис. 4), зерноядные птицы лакомятся плодами. Растительный корм поедают коровы, лошади, лоси.

Растительноядные животные становятся добычей для хищников. Следовательно, хищные животные зависят от плодородия почв.

Человек на земле выращивает зерновые, овощные, бобовые, плодово-ягодные и декоративные растения. Плодородная почва обеспечивает людей одеждой из хлопка и льна, домашних животных - кормом, а они дают человеку молоко, мясо, яйца, мед, шерсть и многие другие продукты. Почва - это важнейшее богатство страны, поэтому земледельцы заботятся о повышении ее плодородия и охраняют ее.

Как люди заботятся о почве? Для того чтобы почва лучше пропускала воздух и удерживала воду, ежегодно ее перекапывают и рыхлят. При осенней перекопке после сбора урожая комья земли не разбиваются, зимой между ними задерживается снег, поэтому весной почва лучше пропитывается водой. Рыхлят почву весной, перед самым посевом (рис. 5). В рыхлой земле лучше прорастают семена, быстрее пробиваются наружу ростки, хорошо развивается корневая система.

Рис. 5. Рыхление почвы ()

В почве очень мало растворенных солей, поэтому необходимо ежегодно пополнять запасы солей. На заводах производят удобрения, которые содержат все необходимые для роста растений минеральные соли. Но есть и очень хорошие природные удобрения, это торф и навоз. Их наносят на почву осенью. Чем богаче почва перегноем, тем она плодороднее. Благодаря темному цвету, почва лучше прогревается под солнечными лучами.

Что наносит вред почве? Вред почве причиняют овраги (рис. 6), сильные ветры, ливневые дожди, колеса проезжающих автомобилей, бытовой мусор. Но люди научились бороться с оврагами, например, их склоны распахивают не вдоль, а поперек.

Ростки задерживают воду, и она не стекает вниз по склону и не размывает почву. Еще, чтобы остановить рост оврагов, высаживают кустарники и деревья на вершинах и склонах оврага. В тех местах, где сильные ветры частые, люди высаживают лесозащитные полосы и сеют травы.

Сегодня на уроке вы получили знания о составе почвы. Также вы узнали значение почвы для жизни человека.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. - М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. - М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. - М.: Просвещение.
  1. Krugosvet.ru ().
  2. Zaiko-mich.narod.ru ).
  3. Схемо.РФ ().

Домашнее задание

  1. Каково главное свойство почвы?
  2. Состав почвы?
  3. Как люди заботятся о почве?

Тема урока: Что такое почва.

Цели:

формировать у учащихся понятие “почва”;ознакомить с составом почвы, ее свойствами; продолжать учить детей выделять существенные признаки предметов (почвы), делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений, развивать исследовательский подход к изучению природных объектов; воспитывать заботливое отношение к природе.

Оборудование:

Образцы почвы, прозрачные стаканы с водой, палочки, стекло (лабораторное), колба, спиртовка, штатив, держатель, толковый словарь русского языка, электронная презентация

Ход урока

1.Организационный момент.

Начинаем наш урок .

Психологическая установка на работу.

Орешек знаний тверд, но все же.
Мы не привыкли отступать,
Нам расколоть его поможет.
Стремленье вечно познавать.

2. Актуализация знаний.

Сейчас проверим домашнее задание . Если вы правильно ответите на все вопросы, то получите оценку «5», допустите 1 ошибку, получите «4», 2 ошибки «3», а 3 ошибки – это уже «2», но надеюсь, что у вас такого не случится и вы все получите положительные оценки. Если же вы всё-таки плохо подготовились, то у вас есть возможность в течение урока её повысить.

Тест «Как разрушаются камни?»

1.Твёрдые тела при нагревании

А) сжимаются

Б) расширяются

В) лопаются

2.Твёрдые тела при охлаждении

А) сжимаются

Б) расширяются

В) лопаются

3.Что образуется в камнях из-за изменений температуры?

А) полоски

Б) глина

В) трещины

4.Что ещё играет роль в разрушении камней?

А) воздух, ветер, дождь

Б) Вода, ветер, растения

В) Вода, ветер, животные

5.Что образуется в результате разрушения камней?

А) песок и глина

Б) Слюда и гранит

В) глина и гранит

Проверка детьми своих работ(самоконтроль)

Кто не допустил ошибок? Молодцы, 5.

3.Постановка проблемы.

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в мешок картофеля. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Чудесная кладовая есть на самом деле. Как она называется?

Это Земля. Это слово имеет несколько лексических значений. Назовите мне их.

Сегодня на уроке мы остановимся на последнем значении этого слова

Что мы должны сегодня узнать?

Мы узнаем, что такое почва и из чего она состоит.

4.Открытие нового знания.

Учитель: Что мы называем почвой?

Работа в учебнике с.65

Рассмотрите рисунок, прочитайте определение.

Запись определения в тетрадь с.

Какое же её главное свойство?

Что это значит, как вы думаете?

Чтение определения в толковом словаре

Вы были когда-нибудь в лаборатории? Там работают учёные-исследователи. Они проводят опыты. У нас сегодня выдалась такая счастливая возможность, представить себя в роли учёных. Мы сейчас проведём несколько опытов и выясним: из чего состоит почва и почему она плодородна.

Практическая работа . Состав почвы.

Опыт № 1

Учитель: Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели?

Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха.

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Дети: В почве есть воздух.

За правильные ответы ставить плюсики на листочках. (Дети сами, кому скажет учитель)

Если дети не могут сами сделать вывод, читаем постепенно текст учебника с.66

Обязательно после опыта и вывода проверяем себя по учебнику, прежде чем сделать запись в тетради.

(Дети делают запись в рабочих тетрадях)

Инструктаж по ТБ

Все остальные опыты самостоятельно не проводить. К лабораторному столу подходить только после разрешения. Можно обжечься или порезаться стеклом.

Опыт № 2

Учитель: Посмотрите на лабораторный столик, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным. Что доказывает этот опыт?

Дети: В почве есть вода.

Опыт № 3

Учитель: Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?

Дети: Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.

Учитель: Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придает почве темный цвет. Какой вывод мы с вами должны сделать?

Дети: В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, остатки насекомых, червей, из этого получается перегной.

Опыт № 4 (прокалить и высыпать в воду заранее)

Учитель: прокалённую почву насыплем в стакан с водой. Что вы видите?

Дети: Песок поверх которого осела глина.

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Дети: В почве есть песок и глина.

Опыт № 5

Учитель: Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу над огнем.Что произошло?

Дети: Это похоже на соль.

(Дети рассматривают налет на стекле,чтение вывода,запись в тетрадь)

. Вам, наверное, случалось видеть, как на огородах, дачных участках, полях, прежде чем сеять, люди сжигают сухую траву, листья, ветки.Можно это делать?

- Этого делать нельзя.Почему?(Вредный дым)

- Что нужно сделать, чтобы принести пользу?

- Нужно закопать их в землю, чтобы вернуть те соли, которые растения поглотили из почвы.

- Как же они там образуются? Как вы думаете?

Если бы мы могли заглянуть внутрь почвы, то увидели бы сказочную картинку. Оказывается, что в почве есть микроорганизмы, то есть очень маленькие живые существа, которые видны только в микроскоп. Они делятся на две группы: 1 группа – заготовители пищи. Они разрушают растительные и животные останки.

2 группа – повара, которые день и ночь готовят пищу растениям из сложных веществ, превращая их в минеральные соли.

Учёные установили, что в одном квадратном метре почвы находится 50 кг микроорганизмов.

Учитель: Пользуясь тетрадями, перечислите, из чего состоит почва.

Дети: Почва состоит из воздуха, воды, перегноя, песка, глины и минеральных солей

Экологический момент

Наука установила, что миллионы лет назад Земля была безжизненна.Почвы не было, её образование идёт очень медленно. Так, в разных условиях слой почвы в 1см в природе образуется за 100, а иногда 300 лет. Значит, всеми мерами нужно беречь почву.

Давайте определим, что для почвы полезно, а что нет. (бумага, стекло, дождевой червь, крот)

Выходят дети

Полезное отодвинем налево, а вредное направо.

Давайте предоставим им самим слово.

Я - бумага. Полностью разлагаюсь в почве только в течение 100 лет.

Я- стекло. Не разлагаюсь вовсе. А если меня хорошенько пригреет солнышко, то могу и загореться и устроить пожар.

Я- крот. Рою длинные туннели под землёй. В рыхлую почву лучше поступают вода и воздух.

Я- дождевой червь. Затаскиваю в свои норки остатки растений, они там потом перегнивают.

- Правильно ли мы распределили?

5.Закрепление

Игра “Хлопки”.

Учитель: А сейчас проверим, хорошо ли вы запомнили, что входит в состав почвы.

Песок, глина, стекло, вода, воздух, бумага, целлофановые пакеты, перегной.

(Дети не хлопают в ладоши, когда учитель называет стекло, бумагу, целлофановые пакеты)

Вывод: Что полезно и что вредно для почвы?

Василий Васильевич Докучаев замечательный русский учёный. Он создал науку о почвах- почвоведение. Слайд 10

Объясните, почему Докучаев называл почву «живое- мёртвое»тело?

Это домашнее задание. Запишем этот вопрос в тетрадь.

Подведение итогов

О чём говорили на уроке?

Что узнали нового?

Что запомнилось?

Чего вы никогда не будете делать?

Что такое почва?

Назовите её главное свойство.

Из чего она состоит?

Выставление оценок

Подсчёт по листочкам с комментированием

Домашнее задание

Напишите небольшой рассказ «Путешествие маленького червячка»

ЧТО ТАКОЕ ПОЧВА

проведён учителем

Начальных классов

МОУ СОШ № 8

С.Ульяновка

Калугиной Л.А.