Стихотворение «Осыпаются астры в садах» написано 18-летним Буниным в 1888 г. и опубликовано в литературном журнале «Книжки Недели» в №104. В это время Бунин жил в имении родителей на хуторе Бутырки Елецкого уезда. Здесь прошло детство писателя, сюда он приезжал на гимназические каникулы. Природа, описанная в стихотворении, с ранних лет знакома писателю.

Литературное направление и жанр

Бунин – писатель реалистического направления. Он удивительно точно передал осеннюю природу средней полосы, передав печальное настроение, которое почувствовал лирический герой. Оно относится к жанру пейзажной лирики. Философское обобщение во второй части основано на осознании увядания в природе, наполнено психологизмом.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из двух равных частей, представляющих собой три катрена каждая. Таким образом, в стихотворении 6 строф. Первые 3 строфы – описание осенней природы. В первой строфе лирический герой наблюдает осеннюю природу деревни: цветы в садах, клёны у окошка, поля за домами.

Во второй строфе лирический герой достигает (мысленно или реально) ближнего леса, осматривает его. В третьей строфе человек входит под лесную сень и настраивается на философский лад. Появляются созвучные осеннему настроению мотивы тоски и разлуки. Стихотворение могло бы быть закончено и после третьей строфы, но ощущается некоторая недосказанность, заявление новой темы. Удивителен восклицательный знак в конце первой строфы. Это мысленное восклицание лирического героя в чаще, где «не слышно ни звука», своеобразный крик души.

Неизвестно, к кому обращена вторая часть стихотворения. Чаще всего в случаях, когда адресат не назван, Бунин обращается к самому себе. Это обращение во внутренний мир, к лирическому герою стихотворения. По последним строкам первой и второй части можно сделать предположение, что лирический герой обращается к женщине, с которой переживает разлуку, с которой был счастлив, но счастье его обмануло. Обращение к женщине подтверждается возникновением в предпоследней строчке местоимения «нам». Лирический герой готов к диалогу с невидимым собеседником (или собеседницей).

В пользу первой версии говорит первая строчка второй части. Последними днями Бунин называет, очевидно, дни перед отъездом лирического героя из деревни. В четвёртой строфе лирический герой как будто отправляется по собственным следам: осматривает аллеи и нивы, как в первой строфе. В пятой строфе путешествие в пространстве заменяется путешествием во времени: осенние ночи навевают мысль о летних, когда пел соловей.

Философская мысль, высказанная в последней строфе, в сущности, перекликается с высказыванием Гераклита: «Нельзя дважды войти в одну реку». Осень сменится весной, но это будет уже другая весна, лирический герой не испытает былого счастья. К мысли об изменчивости присоединяется мысль о бренности существования, о быстро текущих годах.

Тема стихотворения: осень в природе навевает грустные мысли о конечности всего сущего. Основная мысль: былого не вернуть, и осень – время тихой грусти по ушедшему.

Тропы и образы

Образы первой строфы создают эпитеты: стройный клён, холодный туман, ближний лес, золотая листва, сквозная листва, неподвижно белеет (наречный). Образы стихотворения традиционные для осеннего пейзажа: увядающие астры, желтеющий клён, туман на полях, лес в уборе (олицетворение), сквозная листва. Увядание природы создаёт образ осени как живого существа (олицетворение). Она веет тоской и разлукой (метафоры).

Первая строфа наполнена осенними красками: разноцветные цветы, жёлтый клён, золотистый лес, белый туман.

Эпитеты второй строфы посвящены описанию не осенней природы, а пространства и времени, пропущенного через призму человеческого сознания: последние дни, давно молчаливая аллея (метафорический эпитет), знакомые нивы, деревенские ночи, осенняя полночь, летние ночи, обманувшее счастье (метафорический эпитет). Существительные этой строфы тоже связаны с внутренним миром человека: любовь, грусть, тишина, молчанье, ночи, годы, счастье. Эти слова продолжают ряд эмоций, начинающийся в предыдущей части словами тоска и разлука . В антитезе осени и весны заключена идея стихотворения о быстротечности и бренности бытия.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано неторопливым трёхстопным анапестом, рифмовка перекрёстная, мужская рифма чередуется с женской.

  • Анализ рассказа «Легкое дыхание»
  • «Солнечный удар», анализ рассказа Бунина

Осыпаются астры в садах,

Стройный клен под окошком желтеет,

И холодный туман на полях

Целый день неподвижно белеет.

Ближний лес затихает, и в нем

Показалися всюду просветы,

И красив он в уборе своем,

Золотистой листвою одетый.

Но под этой сквозною листвой

В этих чащах не слышно ни звука...

Осень веет тоской,

Осень веет разлукой!

Поброди же в последние дни

По аллее, давно молчаливой,

И с любовью и с грустью взгляни

На знакомые нивы.

В тишине деревенских ночей

И в молчанье осенней полночи

Вспомни песни, что пел соловей,

Вспомни летние ночи

И подумай, что годы идут,

Что с весной, как минует ненастье,

Нам они не вернут

Обманувшего счастья...

И. Бунин писал много стихов о природе. В этом стихотворении поэт изобразил картину осени. Атмосфера, созданная автором, усиливается художественными тропами: стройный клен (эпитет); лес, золотистой листвою одетый (метафора, золотистой – эпитет); молчаливая аллея (эпитет); красив он в уборе своем (метафора).

Помимо темы природы, в стихотворении присутствует тема любви, даже трагической любви, что характерно для творчества Бунина. Метафора ОСЕНЬ ВЕЕТ ТОСКОЙ передает настроение лирического героя. Его одолевает грусть, легкое уныние, навеянные осенью. «Осень веет разлукой!» - эта фраза говорит о том, что герой чувствует себя одиноким; осень символизирует конец чего-то светлого, яркого, теплого. Герой призывает вспомнить прошлое, вспомнить «песни, что пел соловей», побродить «по аллее, давно молчаливой». И «в тишине… ночей» осознать, что счастье ушло, что жизнь проходит, и прошлое не вернуть. Да, весна вновь придет, и зацветет новая жизнь, новая любовь, но все уже будет по-другому.

Министерство образования Республики Башкортостан

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Дмитриевка муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан

(Анализ стихотворения И. Бунина «Осыпаются астры в садах…» с применением теории Бальмонта о символах и буквах русского алфавита, теории лечебного и цветового эффекта звуков.)

Выполнила Коробова Ксения, ученица 10 класса,

научный руководитель: Зубарева Евгения Фёдоровна,

учитель русского языка и литературы

2014 год

1. Введение. Звук, слово, музыка………………………………………...3

2. Теории М. В. Ломоносова и К. Бальмонта о буквах и звуках……..3-4

3. Лексические ассоциации, смысловая звукопись, целебная и цве-

товая функция звука по И. П. Шмелёву…………..…………………...4-5

4. Цвет и звук (синтез теорий)………………………………………….5-6

5. Анализ стихотворения И. Бунина «Осыпаются астры в садах...»... 6-8

6. Анализ стихотворения в звукобуквенном подсчёте в свете разных теорий. Звукоцветовая диаграмма…………………………………….8-9

7. Вывод о звуковой значимости поэтического текста……………...9-10

8. Обобщение……………………………………………………………..10

9. Использованная литература…………………………………………..10

Введение.

Наверное, с тех самых пор, как человек научился творить, поэзия, слово, музыка и цвет существуют неразрывно. Но первым музыкальным инструментом был человеческий голос. Народная мудрость гласит: «Слово, как бальзам на душу». Действительно, есть такие слова, которые лечат «душу», а есть такие, что «убивают» её. Есть слова, которые заставляют видеть всё в красках, а есть слова, которые вызывают мрак и тьму…Что же значит для человека слово?

Моя исследовательская работа является продолжением двух предыдущих, их синтезом и обобщением.

Теории М. Ломоносова и К. Бальмонта о буквах и звуках.

Ещё в XVII веке М.В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» писал о значимости и способности к изображению не только слов, но и каждого звука в отдельности. М. Ломоносов писал: «Частое повторение письмени А способствовать может к изображению великолепия…пространства, глубины и вышины…». Он дал описание значений почти всем буквам и утверждал, что истинное стихотворение должно обладать такой звуковой характеристикой.

Теория К. Бальмонта о звуках («Поэзия волшебства»,1916) тоже свидетельствует о значимости каждого звука. По его теории буква имеет своё звуковое или чувственное назначение:

а – русское, масштабное;

е – светлое благовестие;

и – тонкое, хрупкое или крик, визг, свист;

о – большое, зовущее;

у – шум, неприязнь;

я – утверждающее, величественное;

л –ласковое, нежное;

ч – мрачное, таинственное;

в – воющее;

м – стон сдержанной, «скомканной муки».

Это значит, что фонетическое звучание создаёт вокруг оболочки слова круг ассоциаций. Гласные, созвучные согласные усиливают поэтическую выразительность. Не зря К. Бальмонт вслед за футуристами объявил слово чудом, букву – магией, делая вывод, что поэзия – это комбинация и игра звуков.

Лексические ассоциации, смысловая звукопись и целебная функция звука (теория И. П. Шмелёва).

Лексические ассоциации – это смысловая звукопись. Иногда бывает звуковое подражание (шуршание, карканье и пр.), но в поэтическом тексте чаще всего происходит ассоциация звука и смысла, что приводит к возникновению соответствий между звучанием и значением.

Стремление к совершенствованию и гармонии нельзя не заметить в стихотворениях поэтов серебряного века. Они всегда стремились достичь мелодичности стиха – совершенства ритма и гармонии. И это нашло отражение в поэзии той эпохи.

Нередко задумываешься, почему некоторые стихи читаются легко, оставляя ощущение воздушности, радости, а есть такие, от которых становится тяжело, «душно», ты как бы содрогаешься под их словесными ударами. Недаром существует утверждение, что словом можно вылечить, а можно и убить.

Природа наградила человека удивительным свойством, дав ему возможность выражать свои чувства и мысли с помощью звуков-слов.

Связь голоса с нервными центрами и здоровьем человека была установлена ещё в древности. Пение в лечебных целях применял Аристотель, Пифагор в своём университете начинал и заканчивал день с хорового пения. В Древнем Китае считалось, что произношение некоторых звуков способно исцелять.

Исследователь И.П. Шмелёв в работе «Третья сигнальная система» пишет: «Диатонический звукоряд потенциально обладает терапевтическим эффектом…»:

А – оздоровляет организм в целом

Е – снимает негативные эмоции

И – глаза

М, У – лёгкие

Н – активизирует творческие способности

О – поджелудочная железа

Ы – уши

Э – мозг

Ю – почки

Причём, каждый человек имеет свой звук.

Цвет и звук (синтез теорий).

Свойство звуков вызывать цветовые образы было замечено давно. Многое писалось о цветовом слухе А. Скрябина. Целое направление в искусстве – цветомузыка – основано на этом свойстве звуков. Но есть ещё и свидетельства о том, что звуки речи тоже могут восприниматься в цвете, особенно гласные. Некоторые языковеды (французсеий – К. Нироп, немецкий – А. Шлегель), а также поэты (французский основоположник направления символистов Артюр Рембо, русские – К. Бальмонт, А. Белый и др.) приравнивают звук к определённому цвету. Конечно, существуют разные цветовые окраски. Так, А. Рембо в сонете «Гласные» считал А чёрным , Е белым, И красным , У зелёным , О – синим . К. Нироп приписывал гласным такие цвета: И – синий , У – ярко-жёлтый , А – красный . А. Шлегель писал, что для него И – небесно-голубой , А – красный, О – пурпурный . А вот русский поэт Андрей Белый утверждал, что ему А представляется белым, Е – жёлто-зелёным , И – синим, У – чёрным, О – ярко-оранжевым . Если продолжать называть разные суждения, то каждый звук окажется раскрашенным в цвета радуги.

Изучив эти теории, мне захотелось выяснить, есть ли какое-то определённое суждение звукоцветового соответствия? Прочитав работы по исследованию цветового соотношения звука по опросам людей, компьютерным обработкам, я узнала, что многие совпадения существует. Так выглядит таблица соответствие звукобуквы и цвета:

А – густо-красный

Я – ярко-красный

О – светло-жёлтый или белый

Е – зелёный

И – синий

У – тёмно-синий

Ю – голубоватый

Ы – мрачный тёмно-коричневый или чёрный

Анализ стихотворения И. Бунина «Осыпаются астры в садах…»

Для исследования я проанализировала стихотворение И. Бунина «Осыпаются астры в садах…»

О сып а ются а стры в с а д а х,
Стр о йный кл е н п о д о к о шк о м ж е лт ее т,
И х о л о дный тум а н н а п о лях
Ц е лый д е нь н е п о дв и жн о б е л ее т.
Бл и жний л е с з а т и х а е т, и в н ё м
П о к а з а л и ся всюду пр о св е ты,
И кр а с и в о н в уб о р е св оё м,
З о л о т и ст о й л и ств о ю о д е тый.
Н о п о д эт о й скв о зн о ю л и ств о й
В эт и х ч а щ а х н е слышн о н и звук а
О с е нь в ее т т о ск о й,
О с е нь в ее т р а злук о й!

П о бр о д и ж е в п о сл е дн и е дн и

П о а лл ее , д а вн о м о лч а лив о й,

И с люб о вью и с грустью взглян и

Н а зн а к о мы е н и вы.

В т и ш и н е д е р е в е нск и х н о ч е й

И в м о лч а нь е о с е нн е й п о лн о ч и

Всп о мн и п е сн и , чт о п е л с о л о в е й,

Всп о мн и л е тн и е н о ч и

И п о дум а й, чт о г о ды и дут,

Чт о с в е сн о й, к а к м и ну е т н е н а сть е ,

Н а м о н и н е в е рнут

О бм а нувш е г о сч а стья...

1888 г.

Если рассматривать стихотворение с точки зрения ассоциации словесного поля, то возникает такая картина: тема природы соединяется с темой любви, даже в какой-то степени трагической. Настроение лирического героя передано метафорой «Осень веет тоской…». Героем владеет грусть, легкое уныние. Он чувствует себя одиноким, осень символизирует конец чего-то светлого, тёплого. Вспоминая прошлое, зовёт побродить «по аллее, давно молчаливой»; осознать, что счастье ушло, прошлого не вернуть. Весна, конечно же, вновь придёт, зацветёт новая жизнь, новая любовь, но это всё уже будет по-другому… Потому-то так печально, но в то же время светло от чистых чувств. И эти чувства переполняют и щемят душу лирического героя, да и читателя.

При звукобуквенном подсчёте получилась следующая таблица

О – 60 Н - 41

Е – 50 С - 29

И – 36 В - 28

А – 24 Л – 25

Если следовать теории Бальмонта, то получается картина чего-то огромного (О – 60),наполненного светлым благовестием (Е – 50), очень тонко-хрупкого (И – 36), ласково-нежного (Л – 25).По теории звукоцвета рисуется настоящая осенняя картина с её светло-жёлто-белыми красками леса (О - 60), ещё оставшейся зелени (Е - 50), всё ещё синим небом (И - 36) и кое-где густо-красной листвой (А - 24).

Анализ стихотворения в звукобуквенном подсчёте в свете разных теорий.

Проведя звукобуквенный анализ, я составила следующую таблицу:

По теории К. Бальмонта

По теории И. Шмелёва

Звукоцвет (синтез анализа по опросу и компьютерной обработке)

О – 60 – огромное

О – 60 – воздействие на оздоровление поджелудочной железы

О – 60 – светло-жёлтый или белый

Е – 50 – светлое благовестие

Е – 50 – снимает негативные эмоции

Е – 50 – зелёный

И – 36 – тонкое, хрупкое

И – 36 – благоприятно действует на зрение

И – 36 – синий

А – 24 – русское, масштабное

А – 24 – оздоровляет организм в целом

А – 24 – густо-красный

Н – 41 – активизирует творческие способности

И -

О –

Е –

А –

Вывод о звукобуквенной значимости поэтического текста.

Опираясь на звукобуквенную теорию, я пришла к таким выводам:

1. Стихотворение И. Бунина (по теории К. Бальмонта) представляет собой в эмоционально-звуковом плане масштабное русское (А) светлое благовестие (Е); полотно, представляющее собой что-то ласковое, нежное (Л), тонкое, но огромное и манящее к себе, исполненное переживанием (И, О, М).

2. С точки зрения воздействия на организм людей стихотворение снимает негативные эмоции (Е), оздоровляя организм в целом (А), обостряя зрение (И), активизирует способности видеть и воспевать её (Н).

3. Согласно теории звукоцвета полотно стихотворения представляет осеннюю картину во всём её многоцветье: от светло-жёлто-белого до синего и густо-красного с зелёными вкраплениями. В общем-то, ту же картину рисует словесно и Бунин: белый туман, жёлтый клён, золотистая листва.

4. Настроение наполнено лёгкой грустью, нежной печалью, трепетно-ласковым дыханием осени и прошлого.

Таким образом, все 4 направления анализа поэтического текста (смысловой и три звуковых анализа) совпадают в представлении определённой картины, окрашенной в цвета. Вот оно отточенное мастерство!

Именно это и является доказательством, что такие стихи являются бессмертными.

Они трогают струны человеческих душ. Люди находят в них те слова, которые откликаются в их сердцах и перекликаются с ними.

Обобщение.

Такова настоящая поэзия.

В ней нет ни одного лишнего слова. Какая огромная работа проведена, сколько создано новых слов. Вот почему кажется, что произошло единение музыки, поэзии, цвета и чувства.

Использованная литература:

1. Б.М. Эйхенбаум. «О литературе. Работы разных лет». М., 1987, с.324-325

2. Поэзия серебряного века в школе. М., Дрофа, 2007.

3. «Строфы века». Антология русской поэзии. Сост. Е. Евтушенко. Минск-Москва. «Политфакт», 1995.

4.Материалы с сайта http // www . coolsoch . ru ./; Lib . ru /Классика: Краткое руководство к красноречию. §№170-180.

5. А. Журавлёв. «Диалог с компьютером». Изд. «Молодая гвардия», 1987г.

Исследование звучания слова, его воздействия на человека и соответствия звукоцвета в поэзии.

Коробова Ксения, ученица 10 класса МОБУ СОШ с. Дмитриевка

Уфимского района Республики Башкортостан

Научный руководитель: Зубарева Евгения Фёдоровна,

учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ с. Дмитриевка муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан

Основные тезисы:

1. О значении слова и звука в поэзии. «Слово – бальзам на душу».

2. М.В. Ломоносов о значимости и способности к изображению не только слов, но и звуков («Краткое руководство к красноречию»).

3. «Поэзия как волшебство» – теория К. Бальмонта о символах и буквах алфавита русского языка.

4. Лексические ассоциации: лейтмотивная, подражательная и звуко-смысловая.

5. Целебные свойства звука. У каждого звука – свой «дом».

6. Звук и цвет. Синтез различных представлений и компьютерной обработки.

7. Исследовательский анализ стихотворения И. Бунина «Осыпаются астры в садах…» Определение основного настроения, которое создают отдельные звуки.

8. Выводы звукового анализа, сопоставление со смысловыми и целебными характерами настроений.

9. Вывод о бессмертии творчества И. Бунина.

10. Общий вывод о звукобуквенной наполненности стихов.

Цель исследования (включая материал предыдущих работ): закончить работу, рассчитанную на три этапа, по исследованию и наблюдению над соответствием смысловой, звуковой, лечебной и цветовой функцией слова и их воздействия на человека.

Задачи:

Обратить внимание на смысловую ассоциацию стихотворения.

Выяснить звуковую функцию с применением теории К. Бальмонта.

Соотнести влияние звука на организм человека (по теории Шмелёва о лечебной функции звука).

Сделать вывод о соответствии смысловой, звуковой, лечебной и цветозвуковой функций звука.

Предмет исследования: звук в стихотворении И. Бунина «Осыпаются астры в садах…»

Методы исследования: наблюдение над поэтическим текстом, смысловой и звуковой анализы стихотворения.

Этапы работы над темой:

    Выбранную тему обсудить на индивидуальной консультации с руководителем.

    Изучить предложенную руководителем литературу.

    На основе прочитанных стихотворений и изученного теоретического материала выполнить и написать анализ собственного изучения темы.

    На основе изученного теоретического материала выполнить исследовательскую часть работы.

    Оформить работу в соответствии с требованиями и на основе её содержания подготовить выступление (7-10 минут) на конференции.