А. А. Блок — поэт-символист «серебряного века» рус-ской литературы. Сложность, неоднозначность, подавля-ющая масштабность социальных потрясений революци-онной эпохи породила богатую, сложную, таинственную символику творчества Блока. Поэт воспринимает проис-ходящее скорее не сознанием, а чувствами. Отсюда мис-тицизм, загадочность и неизменная притягательность его поэзии, которая проникает в сердце, минуя разум.

Свое поэтическое мастерство Блок в совершенстве пе-редал в любовной лирике. Любовь Блока — это любовь к Прекрасной Даме, Таинственной Незнакомке, Деве. Она — мечта, она вся сотканная из огня, звездного све-та и небесной лазури — именно эти символы чаще всего встречаются в цикле стихотворений «Стихи о Прекрас-ной Даме». Образ неземной возлюбленной видится поэту «у дальнего края разгоревшейся тучи», «на небесном про-сторе — Ты — золотая звезда». В суете и мраке повсед-невности ловит поэт то отзвук чьего-то нежного голоса, то шорох платья («вздохнули шелка, задремали ресницы»), то чей-то мимолетный взгляд — и видит в этом тень сво-ей мечты: «Смотрится призрак очами великими//Из-за людской суеты» («Зарево белое, желтое, красное...»).

Но, в отличие от Лермонтова, который также со-здал себе образ идеальной любви, Блок хочет найти ее среди земных женщин, он верит, что это возможно: «Я озарен — я жду твоих шагов» («Бегут неверные днев-ные тени...»), «О, взойди же предо мною Не в одном воображеньи!» («Целый день передо мною...»).

И вот — свершилось: Блок встречает ту, образ которой неотступно следовал за ним всю жизнь, ту, что виделась ему в закатном зареве, в сиянье звезд, в лике Богоматери. И чувство, нахлынувшее на Блока, имеет поистине кос-мические масштабы. Как пишет он о простом свидании («Я долго ждал — ты вышла поздно...»):

Ты в белой вьюге, в снежном стоне Опять волшебницей всплыла, И в вечном свете, в вечном звоне Церквей смешались купола.

Последние две строки выражают вселенскую любовь Блока: весь мир завертелся водоворотом вокруг этого чувства, светлого, волшебного, божественного, вечного!

Любовь к земной женщине открыла новые грани по-этического гения. Любовная лирика Блока прониклась не только отстраненными, фантастическими грезами, но и животрепещущими, горячими, реальными чувствами:

Моя ты, вся моя — до завтрашней разлуки, Мне все равно — со мной до утра ты.

(«Ловлю дрожащие, хладеющие

руки...»)

Из биографии поэта мы знаем имя той Прекрасной Дамы, что прошла с ним рука об руку: Любовь Менделее-ва. Она стала для поэта воплощением его идеала любви на земле, неиссякаемым источником вдохновения и счастья.

Александр Блок пополнил сокровищницу мировой лю-бовной лирики настоящими шедеврами. Его стихи — от-ражение любви как высшей тайны, божественного света, космического, мистического, непознаваемого. Она при-зрачна и сумрачна, она ясна и жгуча, она вся — лунный отблеск и солнечное сияние, лед и пламя, непостижимая загадка Мироздания, в познании которой раскрывается, светлеет и оживает душа человека.

Одно из лучших стихотворений А. Блока о любви «Я долго ждал — ты вышла поздно… » входит в цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Создавая его, Блок был вдохновлен любовью Дмитриевной Менделеевой. «Стихи о Прекрасной Даме» — истинное начало, исток всего творчества поэта. На таком понимании значения своей первой книги Блок настаивал всегда, до конца жизни. Каждое стихотворение предельно важно для Блока, без него книга стихов, книга души поэта была бы неполной. Цикл стихотворений был опубликован в «Северных Цветах» в 1903 году, то есть за год до женитьбы Блока на Менделеевой.
Поэт часто делал записи в дневнике, касающиеся событий, толкнувших создать то или иное произведение.
В стихотворении «Я долго ждал — ты вышла поздно… » ожидание героя и приход любимой — вот, что выразил Блок в этих потрясающих своим напряжением, глубиной чувства строках. Лирический герой ждет, ждет долго, идут минуты, часы, он силится услышать хоть единый звук… Ожидание, страх, что она не придет, автор показывает с помощью метафор «в ожиданьи ожил дух», «я напрягал и взор и слух»…
Герой весь превратился в слух, но вдруг в темноте забрезжил огонек, для ожидающего он превращается в «пламень» надежды, спасения. Послышался голос,...
и «разбился лед», упал камень с души героя, и «сердце занялось». Здесь Блок использует прием аллегории. Вспыхнувшую надежду автор сравнивает с пламенем, а радость, облегчение героя — с упавшим камнем.
Она пришла… Для героя Она волшебница из «белой вьюги». Приветствуя Ее и отражая радость лирического героя, «в вечном свете, в вечном звоне».
Интересна цветовая гамма стихотворения. Блок любит контрасты, в этом стихотворении они тоже есть. «Ложился сумрак», темно, но вдруг вспыхивает яркий «пламень», тьма рассеивается. И вот в «белой вьюге» появляется Она, чтобы навсегда остаться в «вечном свете».
О лирическом герое в стихотворении почти не говорится ничего: нет ни его портрета, ни описания его характера. Но есть картина душевного состояния героя в миг его ожидания. Мы словно видим, как он напряжен, как застыл, испытывал и страх разочарования и надежду на приход любимой.
Блок передал своему лирическому герою свои чувства, свои переживания, свой страх: вдруг его любимая не придет, и он один останется в вечной мгле ожидания. Это полное психологизма, поражающее своей красотой и лиричностью стихотворение не может оставить равнодушным. Оно словно соткано из лиричных струн души поэта. Это стихотворение, несомненно, одно из самых лучших в творчестве А. Блока.

«Ночью вьюга снежная…» Александр Блок

Ночью вьюга снежная
Заметала след.
Розовое, нежное
Утро будит свет.

Встали зори красные,
Озаряя снег.
Яркое и страстное
Всколыхнуло брег.

Вслед за льдиной синею
В полдень я всплыву.
Деву в снежном инее
Встречу наяву.

Анализ стихотворения Блока «Ночью вьюга снежная…»

Таинственная героиня «Стихов о Прекрасной Даме» может являться лирическому субъекту в зимнем антураже. Иногда снежный пейзаж подчеркнуто символичен и представляет собой «белый храм», купающийся в небесной лазури. Однако в текстах цикла встречаются фрагменты, которые лишены столь выраженной семантики недоступности, хотя и обладают волшебным контекстом. В произведении «Я долго ждал - ты вышла поздно…» женский образ наделяется колдовским началом. Он возникает в свете «белой вьюги» и звуках колокольного звона. Для характеристики магического облика своего идеала автор избирает глагол «всплыть».

Необычная, сказочно прекрасная атмосфера зимнего утра воссоздана в стихотворении 1901 г. Погожее начало дня, сменившее вьюжную ночь, получает эпитет «нежное». Гармоничную умиротворяющую картину поддерживают соответствующие колористические решения: розовые оттенки предваряют появление красных, знаменующих восход яркого солнца. Свет утренних лучей озаряет снежные покровы и возрождает к жизни «яркое и страстное» - надежду, волнующую душу лирического «я».

Пейзажные зарисовки динамичны: в финальной части происходит смена основных цветовых характеристик. Здесь господствуют холодные снежно-белые и синие тона. Они формируют особый фон, на котором происходит встреча романтической пары. Чудесный пейзаж, изменивший сумрачное и тревожное художественное пространство, влечет за собой преображение души лирического «я». Она воспаряет ввысь, разделяя ликование природного мира. Намерение повторить движение льдины, отколовшейся от берега, символизирует этот процесс.

Обозначая собственные планы, субъект речи использует глагол «всплыть» - тот самый, что характеризует идеальную героиню «Я долго ждал…» Лексема указывает на общие точки структуры двух образов, оправдывая их дальнейшее сближение.

Оказавшись в волшебном измерении и изведав на себе его благотворное влияние, герой наконец удостаивается долгожданного свидания. Возлюбленная на этот раз оборачивается Снежной Девой, и «зимняя» ипостась Вечной женственности предвосхищает развитие образа лирической героини в блоковской поэтике.