«Я»-высказывания и «Ты»- высказывания « Ты все время меня перебиваешь!» « Мне сложно говорить, когда кто - то еще разговаривает одновременно со мной. Мне обидно и кажется, что тебе неинтересно разговаривать со мной. Если у тебя есть вопрос - задай его. Возможно, если послушаешь меня до конца, то у тебя возникнет меньше вопросов ».


«Я»-высказывания и «Ты»- высказывания « Вечно ты хамишь!» « Когда я слышу твои слова, я раздражаюсь и не хочу больше общаться. Я знаю, что ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. Мне это было бы так приятно. В свою очередь, я постараюсь быть более терпимой ».






Схема построения «Я»- высказывания O Фраза начинается с фактов: описания поведения другого человека, которое вас не удовлетворяет, или описание ситуации, которая вызвала напряжение (« Когда я вижу, что ты …»; « Когда это происходит …»; « Когда я сталкиваюсь с тем, что …»); O Затем следует описание ваших рациональных или эмоциональных реакций на это поведение (« Я чувствую …»; « Я не знаю, как реагировать …»; « У меня возникла проблема …»);


Схема построения «Я»- высказывания O Далее объясняется, почему данное поведение затруднительно для вас, называются причины этого чувства (мысли по поводу двух предыдущих пунктов (« Мне кажется …», « Я думаю …» и пр.); O Заканчивается сообщение пожеланием того, чего бы вы хотели и что намереваетесь делать.


Схема построения «Я»- высказывания Компоновка заявлений от « Я » состоит из: o события; o реакций индивида; o предпочитаемого исхода для личности. В « Я »- высказываниях очень эффективно работают самокритика и подстройка. « Я »- высказывание предполагает способность к самораскрытию.


Упражнение «Я- высказывания» Цель: научиться формулировать « Я »- сообщения в повседневном общении. Замените « Ты »- сообщения (левая колонка) на « Я »- высказывания (правая колонка). Далее группа делится на пары. Первым номерам предлагается составлять « Ты »- высказывания, а вторые номера должны как можно быстрее заменить их на « Я »- сообщения. Потом пары меняются местами.


Упражнение «Я- высказывания» « Ты »- высказывания « Я »- высказывания Это просто твой эгоизм! Я последнее время не чувствую от тебя прежней заботы. С чем это связано? Ты не в состоянии понять другого человека! Тебе все равно, что я думаю! Ты больше меня не любишь! Ты ни во что меня не ставишь и все делаешь по своему! Ты всегда делаешь только так, как хочешь!


Упражнение «Я- высказывания» Упражнение 2: Сначала продумать « Ты »- высказывание, которое до сих пор вас ранит. Рассказать об этом группе. Тройка пытается понять, какая потребность двигала произнесшим « Ты »- высказывание, и переформулировать его в « Я »- высказывание. Упражнение 3: прописать 10 « Я »- высказываний. ПРИЛОЖЕНИЕ Схема построения « Я »- высказывания O Фраза начинается с фактов: описания поведения другого человека, которое вас не удовлетворяет, или описание ситуации, которая вызвала напряжение (« Когда я вижу, что ты …»; « Когда это происходит …»; « Когда я сталкиваюсь с тем, что …»); O Затем следует описание ваших рациональных или эмоциональных реакций на это поведение (« Я чувствую …»; « Я не знаю, как реагировать …»; « У меня возникла проблема …»); O Далее объясняется, почему данное поведение затруднительно для вас, называются причины этого чувства (мысли по поводу двух предыдущих пунктов (« Мне кажется …», « Я думаю …» и пр.); O Заканчивается сообщение пожеланием того, чего бы вы хотели и что намереваетесь делать.

Автор Румянцева Т.В.
Повышение эмоциональной компетентности и улучшение взаимопонимания в общении как с очень близкими людьми, так и со знакомыми, коллегами, предполагает освоение техники формулирования Я – высказываний , а также ее применение в конфликтных и трудных жизненных ситуациях, как конструктивного способа выражения своих эмоций и переживаний.

Как высказать свою точку зрения и не поссориться? Как достичь взаимопонимания с близкими, друзьями, коллегами? Помочь могут Я-высказывания.

Приведу кусочек из моей книги про Я-высказывания

(Румянцева Т.В. Саморегуляция и профессиональная идентичность педагогов общеобразовательных школ. Монография.- Ярославль: МОУ ГЦРО, 2012, 178 с.. источник):

Я- высказывание (или я — сообщение) представляет собой сообщение собеседнику о своем переживании в связи с определенным событием .

Структура я-высказывания включает в себя четыре основных составляющих (1-4) и две дополнительных (5 и 6):

1) «Когда …» (описывается безоценочно фактическая сторона события, т.е. то, что происходило, как можно точнее и конкретнее).

2) «Я почувствовал (а) …» или «Мне понравилось/не понравилось» (говорится, какая эмоция, чувства были испытаны).

3) «Потому что ….» (поясняется, в связи с чем возникло данное чувство, какое значение имеет данное событие для говорящего).

4) «Я хочу ….» (предлагается желаемый вариант развития ситуации).

5) «Я надеюсь ….» (или констатируется позитивный исход развития ситуации, или обсуждается возможность достижения договоренности о развитии ситуации).

6) «Иначе …» (проговариваются либо санкции в случае отрицательного развития ситуации, либо предупреждение о нежелательном изменении отношений).

Я-высказывания могут нести позитивный или негативный смысл в зависимости от знака, представляемой эмоциональной реакции. Грамотно сформулированное и выраженное Я- высказывание способствует, как улучшению самочувствия самого говорящего, так и регулированию конфликтных ситуаций во взаимоотношениях членов семьи, коллег, проясняя и углубляя взаимопонимание (между супругами, родителями и детьми, коллегами).

Пример негативного я- высказывания (высказывания, которое содержит описание отрицательных эмоций) :

«Когда вместо того, чтобы прийти домой в 19.00, ты возвращаешься в 23.00, заранее не предупредив о задержке./ Я чувствую и страх, и гнев, и тревогу./ Мне лезут в голову мысли, что с тобой случилось что-то ужасное, я переживаю. С другой стороны, злюсь, когда подумаю, что ты мало обо мне заботишься, если заставляешь волноваться, не предупреждая о задержке. / Я хочу, чтобы ты приходил домой вовремя – в 19.00. И если задерживаешься, то предупреждал бы заранее./ Я надеюсь, что ты учтешь мое пожелание. / Иначе я буду сильно обижаться на тебя, и мы будем ссориться».

Пример позитивного я- высказывания (высказывания, которое содержит описание положительных эмоций) :

«Когда ты приходишь домой раньше, чем обычно (раньше 19.00)./ Я радуюсь./ Потому что у нас больше времени, чтобы провести его вместе. Мне так нравится с тобой общаться! / Я хочу, чтобы ты приходил домой пораньше как можно чаще./ Я надеюсь на это.

Важно отметить, что формулировка Я- высказывания является сложной задачей, и не всегда сразу удается точно сформулировать свою реакцию и в виде эмоции, и в виде мысли, и в виде желания, и в виде обозначаемого факта. Необходима тренировка в формулировании каждой составляющей сначала для самого себя, а потом уже для передачи другому. Возможна вначале формулировка Я-высказывания только для самого себя.

С развитием навыка формулирования Я- высказываний развивается и способность управлять своими эмоциями, повышается эффективность саморегуляции, поскольку формулирование я-сообщения предполагает не только полный анализ ситуации взаимодействия, но и углубление самоанализа, рефлексии своих эмоций, желаний.

Особенно эффективно использовать Я-высказывания для выражения таких эмоций, как обида, гнев, агрессия, тревога, страх. Выражение этих чувств открыто помогает справиться со многими конфликтными ситуациями более конструктивно, очень важно для профилактики психосоматических заболеваний.

Умение взрослых в семье выражать свои чувства и эмоции в форме Я-высказываний помогает и детям осваивать этот очень важный коммуникативный навык. Позволяет улучшить взаимопонимание и контакт между родителями и детьми.

На индивидуальных и семейных консультациях (очных и онлайн) мы разбираем с клиентами варианты формулировок Я-высказываний для особенно сложных и конфликтных ситуаций из их профессиональной или личной жизни .

http://www.b17.ru/article/11855/

Обращайтесь! Готова предложить свою помощь как психолога — психоаналитика, постоянно работающего как с индивидуальными клиентами, так и с парами, семьями, имеющих трудности в отношениях. Всегда буду рада помочь вам или вашим близким в создании и поддержании более гармоничных и удовлетворяющих отношений! Опыт индивидуального, семейного консультирования более 15 лет.

Со мной можно связаться
:

Еще мои статьи близкие этой теме .

Я-высказывание — это форма высказывания, в котором человек говорит о своих намерениях и состоянии, о своих чувствах, стараясь не задевать и не обвинять своего собеседника.

Техника «Я-высказывания» — эффективный приём в общении, смягчающий эмоциональное напряжение и предупреждающий возникновение конфликтных ситуаций.

Польза техники «Я — высказываний»

С чего начинается обычная, на первый взгляд, безобидная ссора? С определенных возражений или недопонимания, скажете вы. И будете правы. А почему же зачастую такие вот житейские ссоры перерастают в конфликт? А потому что мы все совершаем одни и те же стратегические ошибки, нападая и обвиняя партнера. При этом критикуем его личные качества и обобщаем все ситуации, поступки и действия.

Такие обвинения чаще всего начинаются с нападающих на партнера местоимений » Да, ты»: «Ты всегда ведешь себя так, что мне от этого только хуже», «Ты никогда не говоришь мне ничего хорошего, только ругаешься», «Вас на самом деле это не волнует, вы думаете только о себе». Вдобавок к различным обвинениям мы используем обобщения типа «Всегда» или «Никогда», которые только масла в огонь подливают, заставляя вашего партнера идти в атаку.

Любые обвинения легко перерастают в конфликт, а вот использование техники «Я — высказывания», а именно переход с «Ты» на «Я», на описание своих чувств обычно смягчает напряженную ситуацию. Как говорится, почувствуйте разницу:

«Ты думаешь головой своей, что ты говоришь вообще?» или «Мне неприятно слышать то, что ты сейчас сказал». Последнее выражение своих чувств звучит конечно мягче и вежливее, и оппоненту нет смысла защищаться, наоборот появляется желание обсудить спорный вопрос.

Техника «Я -высказывания» в профилактике конфликта

При использовании техники «Я — высказываний» появляются возможности:
заявлять о намерениях, не ущемляя собственных интересов;
разряжать напряжение, не доводя до конфликта;
быть уверенным и правдивым в сказанных словах;
сохранять личностные качества, преграждая путь манипуляциям и давлению;
предоставлять партнеру право выбора;
учитывать детали противоречий и находить приемлемое решение для обоих.

Предостережения при использовании техники «Я — высказывания»

Однако нужно быть осторожным: если этот прием применять бездумно, он будет конфликты не предотвращать, а множить. На самом деле, помогают предупредить конфликт не сама техника «Я-высказывания» как таковая, а прежде всего вежливость и корректность, также желание понять собеседника и умение мягко, тактично сформулировать свою позицию и свои интересы.

Например, такое описание своих чувств как: «Я в бешенстве, когда вижу невымытую посуду» запустит скандал с полуоборота.

Или «Я раздражаюсь, когда ты опаздываешь на свидание» — возможно, вы скажете о своем чувстве раздражения, а получилось обвинение в опоздании. Аналогично, фраза «Я так волновалась, пока тебя не было, и мне было больно, что ты мне не позвонил» — сохраняя (вроде бы) форму «я-высказывания», эта фраза является одновременно уколом, обвинением и достаточно грубым психологическим давлением на партнёра.

Если вы в своих «Я-высказываниях» думаете только о себе и своих чувствах, то само собой спровоцируете конфликт.

Избегайте «Я-высказывания», когда вы испытываете сильное раздражение или гнев. Сначала вам надо будет успокоиться и прийти в чувства, а потом уже понять, что вы на самом то деле чувствуете по поводу конкретной ситуации, и только тогда использовать технику «Я — высказывания»

Правильным «Я-высказываниям» нужно учиться, превращая их в большей степени в мягкие просьбы и «Я-послания». Нередко Я-высказывания используют как способ привлечь к себе дополнительное внимание, с целью преследования сугубо личного интереса. «Я», «Мне», «У меня»… поэтому не удивляйтесь, что иногда такие высказывания воспринимаются негативно, как проявления эгоцентризма или даже нарциссизма.

Алгоритм «Я — высказывания»

«Когда….. я чувствую……. я хотел бы……»
Например, «Когда на меня кричат, я расстраиваюсь, и хочу выйти из комнаты»

Как использовать технику «Я — высказывания»?

1. Начинайте фразу описанием того факта, который не устраивает вас в поведении или действии другого человека. Подчеркиваю, именно факта! Никаких эмоций или оценки человека как личности. Например, так:«Когда ты опаздываешь…»

3. Потом нужно объяснить, какое воздействие это поведение оказывает на вас или на окружающих. В примере с опозданием продолжение может быть таким: «потому что мне приходится стоять у подъезда и мерзнуть», «потому что я не знаю причину твоего опоздания», «потому что у меня остается мало времени на общение с тобой» и т.д.

4. В завершающей части фразы надо сообщить о вашем желании, то есть о том, какое поведение вы бы хотели видеть вместо того, которое вызвало у вас недовольство. Продолжим тот же пример с опозданием: «Мне бы очень хотелось, чтобы ты звонила мне, если не можешь прийти вовремя».

В результате вместо обвинения «Ты опять опоздала» мы получаем фразу вроде «Когда ты опаздываешь, я волнуюсь, потому что не знаю причину твоего опоздания. Мне бы очень хотелось, чтобы ты звонила мне, если не можешь прийти вовремя».

Примеры техники «Я — высказывания»

«Ты постоянно поступаешь по-своему» можно заменить на Я-высказывание «Когда ты делаешь все по-своему, я расстраиваюсь, потому что думаю, что для тебя не важно мое мнение. Я была бы рада, если бы мы вместе решали, как поступить».

«Ты меня уже не любишь», а пример «Я — высказывания»: «Мне важно проявление твоих чувств»

«Почему ты все время перебиваешь меня» «Я — высказывание»: «Мне сложно сконцентрироваться, дослушай до конца и задай желаемый вопрос»

«Почему ты мне грубишь» и пример «Я — высказывания»: «Я постараюсь быть терпеливой, если ты научишься меня уважать»

«Ты ужасен в своем поведении» и «Я — высказывание»: «Твое поведение меня огорчило. Ты можешь так больше не поступать»

«Ты без разрешения пользуешься моими вещами» «Я — высказывание»: «Мне неудобно, когда вещи расположены по другим местам. Попроси разрешения, и я с удовольствием расскажу, как ими пользоваться и где они находятся»

«Ты живешь только своей работой». Пример «Я — высказывания»: «Мне одиноко по вечерам без тебя»

«Ты меня не слушаешь.» или «Я — высказывание»: «Мне важно твое мнение, послушай меня»

Использование техники Я-высказываний требует определенного опыта, поскольку не всегда можно быстро сориентироваться и перестроить фразу, однако со временем это будет получаться все лучше и лучше. Техника Я-высказывания не заставляет партнера защищаться, а, напротив, приглашает его к диалогу, дает возможность высказать свое мнение и сохранить взаимное уважение.

Оставлен Лизавета Пт, 16/10/2015 - 00:00

Описание:

Статья о так называемых "Я-сообщениях", которые помогают улучшить взаимодействие с ребенком и позволяют общаться с ним более позитивно и продуктивно. Всем нам знакомы ситуации, когда взрослый, устав от попыток добиться от ребенка чего-то необходимого, начинает укоризненно высказываться в адрес малыша, возмущаясь "маленьким упрямцем". В результате этих укоров, как правило, дело "не сдвигается с мертвой точки", а порой ситуация обостряется еще больше. Это происходит потому, что довольно часто родители используют в общении с ребенком «Ты-высказывания». Любой партнер по общению, в том числе и любой ребенок, услышав в свой адрес, например, «Ты никогда меня не слушаешь», воспринимает построенную таким образом фразу как обвинение, и вынужден принять защитную позицию и даже начать обороняться! А как может обороняться ребенок, думаю, и рассказывать не надо: крики, топанье ногами, "упрямство" и т.д. Следовательно, возникает высокая вероятность, что диалог между собеседниками прервется или войдет в неконструктивное русло.

Дата публикации:

03/10/15

Я хочу предложить Вашему вниманию небольшую статью о так называемых "Я-сообщениях", которые помогают улучшить взаимодействие с ребенком и позволяют общаться с ним более позитивно и продуктивно.

Всем нам знакомы ситуации, когда взрослый, устав от попыток добиться от ребенка чего-то необходимого, начинает укоризненно высказываться в адрес малыша, возмущаясь "маленьким упрямцем". В результате этих укоров, как правило, дело "не сдвигается с мертвой точки", а порой ситуация обостряется еще больше. Это происходит потому, что довольно часто родители используют в общении с ребенком «Ты-высказывания». Любой партнер по общению, в том числе и любой ребенок, услышав в свой адрес, например, «Ты никогда меня не слушаешь», воспринимает построенную таким образом фразу как обвинение, и вынужден принять защитную позицию и даже начать обороняться! А как может обороняться ребенок, думаю, и рассказывать не надо: крики, топанье ногами, "упрямство" и т.д. Следовательно, возникает высокая вероятность, что диалог между собеседниками прервется или войдет в неконструктивное русло.

Чтобы этого не произошло, лучше построить фразу так: «Я вижу, что ты не слушаешь меня, и мне неприятно…». В этом случае вы не оцениваете поведение ребенка, а говорите ему о себе, тем самым обозначая свою позицию, но воздерживаясь от обвинений в адрес малыша. Это и будет Я-высказвание.

В целом ряде напряженных моментов, которых хватает в каждой семье, «Я-высказывания» или «Я-сообщения» позволяют снизить эмоциональное напряжение у собеседников (в нашем случае у родителя и ребенка) и сделать их взаимодействие гораздо эффективнее, тем более, что у близких людей присутствует очевидное и обоюдное желание общаться и разрешать возникающие затруднения.

Главное правило «Я-высказывания» - это высказывание БЕЗ ОЦЕНКИ.

Для того, чтобы освоить и использовать Я-высказывания, НУЖНО учитывать, что ваше Я-сообщение должно быть построено определенным образом и содержать:

  1. Описание события или ситуации, которая вызывает напряжение («Когда я вижу, что...», «Когда это происходит...» «Когда я сталкиваюсь с тем, что…».).
  2. Описание своей эмоциональной реакции, то есть точно названное чувство, которое переживается в этой ситуации (раздражение, злость, беспомощность, горечь, боль, недоумение и т.д.) («Я чувствую...», «Я огорчаюсь...», «Я не знаю, как реагировать...»).
  3. Объяснение причины этого чувства и высказывание своих пожеланий («Потому что я не люблю…», «Мне бы хотелось...») и - обязательно - обозначение альтернативного варианта поведения («Возможно, тебе стоит поступить так...», «В следующий раз сделай...»)

"Формула" Я-высказывания выглядит так: Ситуация + Я-(мое)чувство + желательное поведение.

Приведу несколько примеров, иллюстрирующих различия между "Ты-высказываниями" и "Я-высказываниями".Эти примеры, конечно, иллюстрируют взаимодействие взрослых людей, но для понимания сути вопроса, стоит внимательно прочитать, вдуматься и прочувствовать, чем же они отличаются друг от друга.

  1. Ты - высказывание: "Ты никогда меня не слушаешь!" . Я - высказывание: "Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю."
  2. Ты - высказывание: "Вечно ты грубишь!". Я - высказывание: "Когда ты грубо разговариваешь со мной, я понимаю, что ты злишься, но я обижаюсь и не хочу больше с тобой общаться. Я думаю, что ты можешь быть более уважительным(ой) по отношению ко мне. В свою очередь я постараюсь быть более терпимой."
  3. Ты - высказывание: "Ты всегда плохо себя ведешь! ". Я - высказывание: "В этот раз ты вел(а) себя некрасиво, может быть ты устал(а). Меня раздражает такое поведение, я злюсь. Ты можешь вести себя иначе, поэтому, пожалуйста, в следующий раз не кричи, а скажи."
  4. Ты - высказывание: "Ты всегда без спросу берешь мои вещи! ". Я - высказывание: "Когда без спросу берут мои тетради, мне неприятно. Они мне нужны в ближайшее время, я в них пишу. Я не против, чтобы ты их посмотрел(а), но предварительно спроси меня, можно ли это сделать."

Приведенные мной примеры фраз взяты из диалогов между взрослыми.

Но дело в том, что и для диалога с детьми "Я-высказывания" могут быть также очень полезны!

Давайте вспомним типичную "трудную" ситуацию, с которой знакомо большинство родителей и разберем ее с точки зрения использования Я-высказываний: ребенок не хочет оторваться от игры, а родитель приготовил обед и зовет ребенка к столу.

Помните "формулу" Я-высказывания?

  • Давая описание ситуации, важно подходящими словами сообщить ребенку, что: «Я вижу, что тебе интересно играть и тебе не нравится, когда тебя отвлекают…»
  • Называя свое чувство, которое вы испытываете в данной ситуации, нужно сообщить малышу, что: «Я чувствую раздражение (или беспомощность или злость или обиду) …»
  • Называя причину своего чувства и обозначая желательный способ поведения ребенка в этом случае, нужно сообщить ему, что: «Обед готов и остывает, и я хочу, чтобы ты пришел(а) и сел(а) за стол»

Полностью Я-высказывание по такому поводу может, например, звучать так: "Я вижу, ты играешь. Недоволен(а), что я тебя зову кушать. Я сержусь. Хочу, чтобы ты съел(а) суп, пока он не остыл".

Стоит помнить, что используя Я-высказывания, вы сообщаете ребенку, что не игнорируете его потребности, а напротив, видите его интерес к тому или иному занятию и учитываете важность для него той или иной ситуации. Обращаясь к ребенку с Я-высказванием, желательно назвать ему то чувство, которое он может испытывать в данной ситуации. Далее Вы обозначаете, что происходит с Вами, называете Ваши чувства, воздерживаясь при этом от обвинений, и затем даете ребенку четко понять, что Вы от него хотите.

Разговаривая с детьми, важно говорить спокойно и размеренно, но придавать своим словам эмоциональную окраску, например, с помощью интонации и мимики. Конечно, следует учитывать, что маленьким детям трудно понять длинную фразу, поэтому нужно разбивать Я-высказывание на несколько коротких и выразительных предложений. Например, "Я вижу, тебе трудно. Ты злишься. Я расстроена. Давай я тебе помогу!" или "Я знаю, ты любишь конфеты. Я беспокоюсь, что ты не будешь обедать. Я хочу, чтобы ты съел(а) суп".

Конечно, "трудных" ситуаций с детьми может быть множество. Универсальных рецептов нет, как поступить в каждой конкретной ситуации.

Желаем всем приятного общения!

  • 1217 просмотров

Написано много статей о том, как важно замечать и выражать свои эмоции в отношениях. Говорить о своих чувствах важно с родителями, друзьями, любимыми и даже с ребенком. Это важно, чтобы окружающие могли заметить о том, что с вами происходит и с чем связаны перемены в вашем поведении.

К сожалению, мало пишут о том, что иногда выражение эмоций происходит в таком виде, в такой форме, что может здорово разрушать отношения, способствовать возникновению ссор и росту напряженности.

Примером таких "разрушающих" отношения эмоций могут быть эмоции, выраженные в форме упреков, претензий, требований, обвинений, осуждения.

Когда мы ведем себя неконструктивно, начинаем упрекать, осуждать, обвинять - большая вероятность,что наш партнер инстинктивно начнет защищаться, обвинять и упрекать в ответ.

Это вовсе не значит, что нужно всегда вести себя конструктивно.
Это скорее про то, что если вы хотите получить понимание -
говорите о своих чувствах так, чтобы вас хотелось понимать,
а не хотелось сбежать от вас подальше или "стукнуть" в ответ
.

Чтобы когда мы говорим об усталости - наши близкие слышали про усталость, а вовсе не о том, какие они плохие, и как они нам не помогают.

В подобных ситуациях психологи предлагают использовать технику "Я-высказываний".

"Я-высказывание"
способ, при котором мы, обращаясь к собеседнику, говорим о своих переживаниях от первого лица. "Я-высказывание" позволяет сообщить о своих переживаниях, не разрушая атмосферу доверия и взаимного уважения. Позволяет передать суть и при этом не задеть самооценку собеседника. Более того, тот, кто высказывается, принимает ответственность за свои эмоции на себя, а не обвиняет партнера в своих эмоциях.

Примеры "Я-высказываний":

  • "Я тревожусь, когда не чувствую поддержки от близких мне людей."
  • "Когда я чувствую, что обо мне заботятся, мне становится радостнее.»

Противоположность "я-высказываний" - "ты-высказывания" ("ты-канья").

  • "Ты не уделяешь мне внимания!"
  • "Ты обо мне не заботишься!"
  • "Ты мне никогда не помогаешь!"

Обычно так мы формулируем те самые упреки и претензии, которые высказываем близким.

Замечаете разницу между "Я-высказываниями" и "Ты-высказываниями"?
Более распространены - «Ты-высказывания», а «Я-высказывания», как правило, говорят о развитой психологической культуре их автора.

Важно уметь различать "мне плохо" ("Я-высказывание") и "ты плохой" ("Ты-высказывание"). Высказываясь о своих чувствах, вкусах и мнениях, вы говорите именно об этом, о своей субъективности, а не о чем-то объективно присущем людям и вещам.

Схема “Я-высказывания”

  1. Описание ситуации, вызвавшей затруднение.
    (”Когда я вижу, что …”, “Когда это происходит…”)
  2. Точное название своего чувства в этой ситуации.
    (”Я чувствую…”)

И будет еще лучше, если после "Я-высказывания" вы добавите, какого поведения хотели бы от партнера, скажете, в чем вы нуждаетесь, чтобы вам стало лучше, легче.

Выгоды от использования техники "Я-высказываний"

Тот, кто освоил технику "Я-высказываний", получает следующие возможности:

  • прямо заявлять о собственных интересах как в деловых отношениях, так и в личных;
  • понижать уровень своего эмоционального напряжения;
  • вести себя более уверенно, естественно, задавать нужный характер общения;
  • противостоять давлению и манипуляциям;
  • сохранять чувство собственного достоинства;
  • поставить партнера в ситуацию ответственного выбора;
  • конструктивно вести себя в случае противоречий и конфликтов.

Границы применения "Я-высказываний"

Неправильно сформулированные "Я-высказывания" нередко воспринимаются как негативные манипуляции. "Я так волновалась, пока тебя не было, и мне было больно, что ты мне не позвонил," - сохраняя форму "Я-высказывания", является одновременно уколом, обвинением и достаточно грубым давлением на партнера. Поэтому, формулируя то или иное "Я-высказывание", на первых порах проверяйте, не обидит ли оно партнера.

Подумайте, какой была бы ваша реакция, если бы вам сказали такую фразу?
Если высказывание вызывает неприятные ощущения, напоминает манипуляцию, подумайте над формулировкой еще.

Как способ предупреждений конфликтов "Я-высказывания" работают только в кругу людей, с которыми у вас хорошие, доверительные отношения. Если вы попробуете рассказывать о своих чувствах совершенно посторонним людям, это будет выглядеть странно и вряд ли эффективно.

Важно! Начав применять технику "Я-высказываний" не перестарайтесь.
Она предназначена для очень эмоциональных ситуаций, для моментов разногласий.
Если вы будете пытаться применять ее в любых контактах с близкими, то ваша речь потеряет живость, станет шаблонной, а вас начнут принимать за очень ранимого человека.