Страница 2

Судебная психология – научно-практическая дисциплина, которая изучает психологические закономерности системы человек - право, разрабатывает рекомендации, направленные на повышение эффективности этой системы.

Методологическую основу судебной психологии составляет системно-структурный анализ процесса деятельности, который рассматривается во взаимосвязи со структурой личности и системой правовых норм.

Таким образом, в центре внимания этой науки находятся психологические проблемы согласования человека и права как элементов одной системы.

Исследуя проблему предмета и системы судебной психологии, мы исходим из принципиального положения, что психологические закономерности в области правоприменительной деятельности делятся на две большие категории: деятельность правопослушную и деятельность, связанную с теми или иными правонарушениями. Этими методологическими предпосылками, а также принципом иерархии определяется построение системы судебной психологии, в которой последовательно анализируются психологические закономерности в сфере правопослушного поведения и в сфере социальной патологии.

Судебная психология составляет особенную часть юридической психологии, которую часто и называют судебной психологией, состоит из следующих разделов: криминальная психология, психология потерпевшего, психология правонарушений несовершеннолетних, следственная психология, психология судебного процесса, судебно-психологическая экспертиза и исправительно-трудовая психология.

Судебная психология изучает человека во всей полноте, с другой стороны, этой научной дисциплине ярко выражены юридические аспекты, которые обуславливают комплекс объективных закономерностей, изучаемых дисциплиною. Она разрабатывает психологические основы:

Ø правопослушного поведения (правосознание, мораль, общественное мнение, социальные стереотипы);

Ø преступного поведения (структура личности преступника, преступный стереотип, структура преступной группы, криминогенная ситуация, структура личности потерпевшего и роль этих структур в генезисе преступного поведения);

Ø правоохранительной деятельности (профилактика правонарушений, следственная психология, психология судебного процесса, судебно-психологическая экспертиза);

Ø ресоциализации правонарушителей (исправительно-трудовая психология, психология адаптации после освобождения из ИТУ);

Ø психологии несовершеннолетних.

Судебная психология решает следующие задачи:

Ø изучение психологических закономерностей воздействия права и правоохранительной деятельности на отдельных лиц, группы и коллективы;

Для оптимизации правоохранительной деятельности необходимы, во-первых, подробное описание всех сторон этой сложной профессиональной деятельности, личностных качеств и навыков, которые в ней реализуются, и, во-вторых, научно обоснованные рекомендации о соответствии конкретной человеческой личности объективным требованиям, предъявляемым к профессии юристов и о методике подбора и расстановки юридических кадров.

Синтез психологии и юриспруденции в научных дисциплинах – юридической психологии и психологии юридического труда – должен привести к взаимному обогащению этих наук, разрешению одной из наиболее актуальных проблем в этой стыковой области – повышению эффективности правоохранительной деятельности.

Судебная психология (в современном понимании) – это наука, изучающая различные психологические аспекты личности и деятельности в условиях правового регулирования. Она может успешно развиваться и решать комплекс стоящих перед ней задач только благодаря системному подходу.

Возникновение специальных дисциплин объясняется, конечно, растущей дифференциацией и прогрессом аналитических методов. Однако в области человекознания эта тенденция переплетается с синтетическими подходами к реальным целостным или сложным видам человеческой деятельности. Поэтому специализация в этой области чаще всего сочетается с объединением отдельных частных теорий в общую теорию того или иного образования, свойства или вида человеческой деятельности.


Тренинг памяти
При осуществлении профессиональной деятельности сотрудникам органов внутренних дел приходится постоянно оперировать различной информацией: сведениями, сообщениями, сводками, ориентировками и т.п., поэтому память сотрудника подвержена боль...

Понятие профессиональной деформации
Профессиональная деформация личности – это изменения качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые появляются под влиянием выполнения профессиональной роли1. О профессио...

Экспериментальная работа по диагностике и коррекции психологической готовности дошкольников к обучению в школе. Диагностика психического развития дошкольников, готовности их к школе
Диагностика сформированности предпосылок учебной деятельности направлена на определение готовности школьника к новой для него деятельности – учебной. В отличие от игровой учебная деятельность имеет ряд специфических особенностей. Она пред...

Еще в XIX веке большое значение уделялось психологии, в том числе и судебной. Сегодня является одной из отраслей науки, и ее знания используются для решения многих юридических проблем.

Судебная психология: задачи

Вопросы надежности свидетельских показаний, мотивация криминального поведения, психология принятия решений, влияние особенностей человеческой памяти на свидетельские показания, вопросы общей свидетельской достоверности - все это изучается при помощи судебной психологии. В ней различают:

  • психологию свидетелей;
  • судейскую психологию.

Данная дисциплина позволяет анализировать причины совершенных преступлений, выявлять черты характера преступника, повлиявших на их совершение, выяснять, как изменились черты характера и каким образом исправить психику преступника.

Как и всякая психология, судебная имеет ряд задач. При помощи нее выявляют подлинную картину совершения преступления и, основываясь на этом, принимают верное решение (выносят приговор). Также задачей психологии судебной практики является предотвращение совершения преступлений, перевоспитание преступников и правонарушителей, прививание населению стремления соблюдать закон.

Психологические методы

Методы, применяемые в психологии, сегодня используются и в такой юридической дисциплине, как судебная психология.

  1. Составление психологического портрета. Для этого анализируются ранее совершенные аналогичные преступления и выявляется тип человека, который смог бы совершить такое преступление. Таким образом составляется профиль преступника.
  2. Когнитивный опрос. Суть его заключается в том, что, отвечая на вопросы, свидетель вспоминает совершенное преступление до мелочей.
  3. Метод беседы (интервью). Чтобы установить контакт с подозреваемым в преступлении лицом, данный метод используется в начале расследования, вопросы понятны и кратки.
  4. . Данный метод психологии ведения судебного процесса требует составить определенную программу действий: определить закономерности и способы фиксирования результатов, выяснить роль и место наблюдателя среди других лиц. Кроме этого, метод наблюдения позволяет более точно отметить мимику и жесты наблюдаемого лица и зарегистрировать увиденные факты.
  5. Анкетный метод. Одинаковые вопросы с целью выявления каких-либо нюансов задаются большому количеству людей, а после результаты ответов обрабатываются.
  6. Метод эксперимента. Цель его проведения — определение реакции преступника на различные действия, то есть этот метод выявляет психическую реакцию, в результате воздействия которой произошло преступление.

Таким образом, судебная психология, взаимодействуя и с психологией, и с законом, решает правовые вопросы при помощи психологических знаний.

  • 1. Понятие психологии, ее место в системе наук. Классификация отраслей психологии. Современные направления психологии, их характеристика.
  • 2. Понятие, предмет, цели, задачи и содержание юридической психологии. История юридической психологии в России и за рубежом. Ведущие направления в отечественной и зарубежной юридической психологии.
  • 4. Юридико-психологическое содержание проблемы психических расстройств, не исключающих вменяемость.
  • 5. Основные подходы к изучению личности в отечественной и зарубежной психологии. Юридико-психологические аспекты учения о личности. Типологическая система к.Леонгарда – а.Е.Личко.
  • 6. Социальные стереотипы, предрассудки: понятие, психологическое содержание, значение для юридической психологии.
  • 7. Правовая психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы. Юридико-психологические аспекты правовой социализации личности.
  • 8. Биопсихосоциальное содержание о морали, законопослушном и аномальном поведении.
  • 9. Психологические аспекты правотворчества.
  • 10. Юридико-психологическая характеристика правосознания как системы отражения правовой действительности. Характеристика функций правосознания. Правовая культура.
  • 11. Психологические особенности деформации права и правосознания в тоталитарных обществах.
  • 12. Юридически значимые эмоциональные состояния: понятие, характеристика отдельных видов.
  • 13. Медицинский (психиатрический), психологический и юридический подходы к категории вменяемости.
  • 14. Психологический, юридический и медицинский (психиатрический) подходы к понятию аффекта.
  • 15.Дистанционная психодиагностика личности в юридической психологии.
  • 18. Юридико-психологическая характеристика аттракции и эмпатии.
  • 19. Юридико-психологическая характеристика локуса контроля личности.
  • 20. Фундаментальная ошибка атрибуции: содержание, значение для юридической деятельности
  • 21. Понятие, содержание и организация профессионального психологического отбора в правоохранительные органы.
  • 22. Профессиональная деформация личности сотрудников правоохранительных органов.
  • 23. Психологический мониторинг сотрудников правоохранительных органов.
  • 24. Криминальная психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы.
  • 25. Понятие личности преступника в праве и юридической психологии. Правовые и психологические подходы к изучению личности преступника.
  • 27. Психологические факторы, стимулирующие и тормозящие криминальное поведение.
  • 28. Агрессия: понятие, основные теории. Проявления агрессии. Управление агрессией.
  • 29. Юридико-психологические аспекты виктимного поведения.
  • 30. Понятие малой группы. Классификация малых групп. Структура малой группы. Преступная группа как частный вид малой группы.
  • 31. Внутригрупповые процессы в малой группе (социальная фасилитация, деиндивидуализация, групповая поляризация, огруппления мышления, влияние меньшенства). Групповые нормы и ценности.
  • 32. Понятие конфликта. Классификация конфликтов. Психологические механизмы и динамика конфликтов. Конфликты в юридической деятельности. Психологические основы разрешения конфликтов.
  • 33. Юридико-психологическая характеристика криминальной субкультуры.
  • 34. Психология в расследовании преступлений.
  • 35. Следственный анализ преступления (следственное профилирование).
  • 36. Юридико-психологическая характеристика массовых убийств.
  • 37. Юридико-психологическая характеристика краж.
  • 38. Юридико-психологическая характеристика терроризма.
  • 39. Проблема психологического воздействия в юридической деятельности. Психологическая судебная экспертиза по фактам неправомерного психического воздействия.
  • 40. Юридико-психологическая характеристика тоталитарных культов.
  • 41. Юридико-психологическая характеристика допроса как специфической для юридической деятельности формы общения.
  • 42. Психологические аспекты отдельных следственных действий.
  • 43. Психология понимания правды. Проблема истинности/ложности показаний участников процесса.
  • 44. Возможности выявления истинности/ложности сообщения по поведенческим особенностям.
  • 45. Юридико-психологические особенности использования полиграфа в оперативно-розыскной и следственной деятельности.
  • 46. Психолог как специалист в уголовном процессе.
  • 47. Судебная психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы.
  • 48.Состязательный подход в судопроизводстве: большая справедливость или тенденциозность?
  • 49. Юридико-психологические аспекты показаний свидетелей и потерпевших (убедительность, точность, ошибки).
  • 50. Юридико-психологические аспекты подсудимого (физическая привлекательность, сходность с судьей/присяжными)
  • 51. Юридико-психологические аспекты суда присяжных.
  • 52. Медицинский (психиатрический), психологический, юридический подходы к проблеме дееспособности.
  • 53. Психологическая судебная экспертиза как отрасль прикладной юридической психологии. Правовые основы психологической судебной экспертизы.
  • 54. Психологическая судебная и психиатрическая судебная экспертиза: современное понимание соотношения в России и за рубежом. Организация проведения психологических судебных экспертиз в России.
  • Этапы проведения психодиагностического исследования
  • 55. Классификация (виды) психологических судебных экспертиз. Подготовка, назначение и проведение психологической судебной экспертизы. Квалификационные требования к эксперту-психологу.
  • 56. Заключение психологической судебной экспертизы и его оценка следственными органами и судом.
  • 57. Психологическая судебная экспертиза несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых, подсудимых): теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
  • 58. Психологическая судебная экспертиза свидетелей и потерпевших: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
  • 59. Психологическая судебная экспертиза в делах о сексуальных преступлениях: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
  • 60. Психологическая судебная экспертиза юридически значимых эмоциональных состояний: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
  • 61. Психологическая судебная экспертиза в делах о происшествиях, связанных с управлением техникой: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
  • 62. Психологическая судебная экспертиза личности обвиняемого (подозреваемого, подсудимого) и мотивов противоправных действий: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
  • 63. Посмертно психологическая судебная экспертиза: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
  • 64. Психологическая судебная экспертиза в делах по искам о возмещении морального вреда: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
  • 65. Психологическая судебная экспертиза по спорам о праве на воспитание детей: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
  • 66. Психологическая судебная экспертиза преступной группы: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
  • 67. Психологические судебные комплексные экспертизы.
  • 68. Пенитенциарная психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы.
  • 69. Стэнфордский тюремный эксперимент (ф.Зимбардо) и его значение для юридической психологии.
  • 70. Типичные психофизиологические особенности осужденных.
  • 71. Психофизиологические последствия заключения. Юридико-психологические проблемы адаптации освобожденных к условиям жизни на свободе.
  • 72. Психологические средства исправления осужденных.
  • Судебная психология – научно-практическая дисциплина, которая изучает психологические закономерности системы человек - право, разрабатывает рекомендации, направленные на повышение эффективности этой системы.

    Методологическую основу судебной психологии составляет системно-структурный анализ процесса деятельности, который рассматривается во взаимосвязи со структурой личности и системой правовых норм.

    Таким образом, в центре внимания этой науки находятся психологические проблемы согласования человека и права как элементов одной системы.

    Судебная психология составляет особенную часть юридической психологии, и состоит из следующих разделов: криминальная психология, психология потерпевшего, психология правонарушений несовершеннолетних, следственная психология, психология судебного процесса, судебно-психологическая экспертиза и исправительно-трудовая психология.

    Судебная психология изучает человека во всей полноте, с другой стороны, этой научной дисциплине ярко выражены юридические аспекты, которые обуславливают комплекс объективных закономерностей, изучаемых дисциплиною. Она разрабатывает психологические основы:

    правопослушного поведения (правосознание, мораль, общественное мнение, социальные стереотипы);

    преступного поведения (структура личности преступника, преступный стереотип, структура преступной группы, криминогенная ситуация, структура личности потерпевшего и роль этих структур в генезисе преступного поведения);

    правоохранительной деятельности (профилактика правонарушений, следственная психология, психология судебного процесса, судебно-психологическая экспертиза);

    ресоциализации правонарушителей (исправительно-трудовая психология, психология адаптации после освобождения из ИТУ);

    психологии несовершеннолетних.

    Судебная психология решает следующие задачи:

    изучение психологических закономерностей воздействия права и правоохранительной деятельности на отдельных лиц, группы и коллективы; разработка научных рекомендаций с целью повышения эффективности правоохранительной деятельности, строгого соблюдения законности, успешного осуществления задач правосудия и перевоспитания лиц, совершивших преступление.

    Судебная психология – это наука, изучающая различные психологические аспекты личности и деятельности в условиях правового регулирования.

    48.Состязательный подход в судопроизводстве: большая справедливость или тенденциозность?

    Американцам и континентальным европейцам более справедливым кажется именно состязательный подход. Это показывают исследования, где испытуемые становятся участниками инсценированных, судебных разбирательств, в ходе которых используется либо состязательный, либо следственный подход. Даже те, кто проиграл в этих инсценированных тяжбах, испытывали меньшую неудовлетворенность исходом, когда решение было принято в результате состязательного процесса.

    Самое большое различие между состязательным и следственным подходами состоит в том, что при состязательном подходе создается больше возможностей для уравнивания положения сторон в случае, если одна из них имеет большие преимущества перед другой.

    Это является благом, когда преимущество одной из сторон основано на каком - либо иррациональном предубеждении, таком как стереотипные мнения присяжных о преступлении («Торговцев наркотиками не привлекают к уголовной ответственности, если полиция не взяла их с поличным»). В исследованиях инсценировок суда присяжных было обнаружено, что если доказательства по делу представляются в состязательной форме, то при вынесении вердикта уже имевшиеся у испытуемых мнения оказывают меньшее влияние, чем в случае, когда дело излагается в следственной форме.

    Но когда преимущество одной из сторон основано на фактах, а не на предубеждениях, то полезность уменьшения такого преимущества вызывает сомнение. Тем не менее применение состязательных методов может способствовать уравниванию положения сторон и в этом случае. В одном исследовании обнаружено, что студенты - юристы, которые при прохождении практики были назначены помогать более слабой стороне, при использовании состязательных процедур старательнее расследовали дело и защищали позиции своей стороны, чем при использовании следственных процедур. В результате дело, в котором одна из сторон имела явный перевес, показалось беспристрастным наблюдателям гораздо более сбалансированным, чем оно было на самом деле.

    Когда дела можно представлять таким образом, чтобы создавалась видимость равенства шансов сторон, возникает определенный риск того, что опасный преступник останется на свободе. С другой стороны, американская система правосудия исходит из той презумпции, что ошибочное обвинение и лишение свободы - это худшая из всех возможных ошибок. Поскольку при состязательном подходе более слабую сторону побуждают прилагать больше усилий, то этот подход может обеспечить приемлемый, хотя, может быть, и не идеальный баланс: с одной стороны, презумпция невиновности для обвиняемых, а с другой стороны, сотрудникам правоохранительных органов все - таки предоставляются большие права и возможности для проведения расследования.

Юридическая и судебная психология


Предмет и система юридической психологии

Юридическая психология включает в себя различные области научных знаний, является прикладной наукой и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правового регулирования.

Право всегда связано с нормативным поведением людей. Ниже мы кратко рассмотрим эти понятия, после чего перейдем к рассмотрению системы «человек – право» и «человек – право – общество», а затем – к анализу правоохранительной и других видов юридической деятельности.

Являясь активным членом общества, человек совершает поступки. действия, которые подчиняются определенным правилам. Правила, обязательные для какого-то конкретного множества (массы) людей, называются нормами поведения, которые устанавливаются самими людьми в интересах либо всего общества, либо отдельных групп и классов.

Все нормы поведения обычно делят на технические и социальные. Первые регулируют деятельность человека по использованию природных ресурсов (нормы расхода топлива, электроэнергии, воды и т.п.) и орудий труда. Социальные нормы регулируют человеческие действия в отношениях между людьми.

Социальные нормы включают в себя обычаи, мораль и право. Все социальные нормы, исходя из принятых в обществе оценок, требуют либо воздержания от определенных поступков, либо совершения каких-то активных действий.

Методологическая особенность юридической психологии состоит в том, что центр тяжести в познании переносится на личность как субъект деятельности. Таким образом, если право в первую очередь выделяет в человеке правонарушителя, то юридическая психология исследует человека в правонарушителе, в свидетеле, потерпевшем и т.п.

Психическое состояние так же, как и устойчивые особенности характера и личности потерпевшего, правонарушителя, свидетеля, развиваются и протекают не иначе, как подчиняясь общепсихологическим и психофизиологическим законам. Специфика предмета юридической психологии заключается в своеобразии видения этих состояний, в исследовании их правового значения в процессе установления истины, в поисках научно обоснованных методов снижения возможности нарушения правовых норм путем психологической коррекции этих состояний, равно как и свойств личности правонарушителей.

Следователь, производя предварительное следствие, суд, разбирая дело в судебном заседании, выясняют сложные переплетения человеческих взаимоотношений, порой трудно поддающиеся учету психологические, субъективные качества людей, мотивы, по которым человек совершил преступление. Так, в делах об убийстве, о доведении до самоубийства, об умышленном нанесении тяжких телесных повреждений, о хулиганстве, о кражах рассматриваются по существу психологические вопросы – корысти и мести, коварства и жестокости, любви и ревности и др. При этом судья, прокурор, следователь, работник органов дознания имеют дело не только с преступниками, но и с самыми различными людьми, выступающими в качестве свидетелей, потерпевших, экспертов, понятых. Личность каждого из них сложилась в определенных условиях общественной жизни, индивидуальны образы их мышления, неодинаковы их характеры, своеобразны их отношения к самим себе, к окружающему миру.

Точное представление о том, почему мы поступаем так, а не иначе, дает нам возможность лучше понять свою жизнь и более сознательно властвовать над нею. Судья и следователь, прокурор и защитник, администратор и воспитатель исправительных колоний должны быть вооружены психологическими знаниями, позволяющими правильно ориентироваться в сложных и запутанных отношениях и конфликтах, в которых им приходится разбираться. Бесспорно, что значение психологической науки необходимо каждому, кто имеет дело с людьми, кто признан воздействовать на них, воспитывать их. Наука о психической жизни и деятельности человека, изучающая такие процессы, как ощущение и восприятие, запоминание и мышление, чувства и воля, свойства личности с индивидуальными особенностями, как темперамент, характер, возраст, склонности, не может не иметь самого прямого отношения к раскрытию и расследованию преступлений, рассмотрению дел в суде.

В значительной степени задачи юридической психологии определяются потребностями в совершенствовании практической деятельности органов правосудия.

Работники следствия и суда, повседневно сталкиваясь с разнообразными проявлениями психики подследственного, потерпевшего, свидетеля, конечно, стараются разобраться в сложностях их душевного мира с тем, чтобы правильно понять его и должным образом оценить. Особенность самой профессии следователя, прокурора и судьи состоит в том, что она постепенно формирует определенные знания о человеческой психике, заставляя оперировать положениями так называемой практической психологии и быть в какой-то мере осведомленными в этой области. Однако объем и качество таких знаний, преимущественно интуитивных, не могут выйти за рамки индивидуального опыта и личных данных того или иного работника. Кроме того, такие эмпирические знания о душевном мире человека, приобретаемые от случая к случаю, бессистемны, и поэтому они не могут удовлетворять все возрастающие требования жизни. Для наиболее объективного и квалифицированного решения множества вопросов, постоянно возникающих перед судебно-следственными работниками, наряду с юридической и общей эрудицией, профессиональным опытом, требуются также и обширные психологические знания.

Занимаясь исследованием теневых сторон жизни, иногда в самых отталкивающих ее проявлениях, следователь, судья должны уметь сохранить личную невосприимчивость (иммунитет) к отрицательным влияниям и избежать нежелательного искажения личности, так называемой профессиональной деформации (подозрительность, самоуверенность, обвинительный уклон и т.п.).

Особенности труда этих работников делают необходимой морально-психологическую закалку, ибо они связаны со значительным напряжением умственных и моральных сил.

Юристам необходимо уметь рационально распределять свои силы и способности, чтобы сохранить результативность труда на протяжении всего рабочего дня, владеть профессиональными психологическими качествами, чтобы при наименьшей затрате нервной энергии получать оптимальные доказательственные данные. В последовательном развитии таких профессиональных качеств, как гибкость ума и характера, острая наблюдательность и цепкая память, самообладание и выдержка, принципиальность и справедливость, организованность и самостоятельность, большое значение имеют рекомендации психологической науки, которая указывает верные пути и средства их формирования. Наряду с этим дальнейшее повышение эффективности труда судебно-следственных работников требует всесторонней, глубокой разработки психологических основ криминалистической тактики, а также психологии других участников уголовного судопроизводства (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля и др.). Психологическая компетентность судебно-следственных работников помогает «предотвратить чреватые иногда тяжелыми последствиями ошибки, которые могут возникнуть при суждении о человеческих поступках вследствие недоучета психологических моментов» [Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е. М., 1946. С. 26.].

Юридическая психология – научно-практическая дисциплина, которая изучает психологические закономерности системы «человек – право», разрабатывает рекомендации, направленные на повышение эффективности этой системы.

Методологическую основу юридической психологии составляет системно-структурный анализ процесса деятельности, который рассматривается во взаимосвязи со структурой личности и системой правовых норм.

Таким образом, в центре внимания этой науки находятся психологические проблемы согласования человека и права как элементов одной системы.

Исследуя проблему предмета и системы юридической психологии, автор исходит из принципиального положения, что психологические закономерности в области правоприменительной деятельности делятся на две большие категории: деятельность правопослушную и деятельность, связанную с теми или иными правонарушениями.

Этими методологическими предпосылками, а также принципом иерархии определяется построение системы юридической психологии, в которой последовательно анализируются психологические закономерности в сфере правопослушного поведения и в сфере социальной патологии).

В общей части юридической психологии излагаются предмет, система, история, методы, связь с другими научными дисциплинами, а также основы общей и социальной психологии. В специальном разделе рассказывается о закономерностях правопослушного поведения, правовом сознании и интуиции личности, их роли в формировании иммунитета личности к криминогенной ситуации.

Особенная часть юридической психологии, которую часто называют судебной психологией, состоит из следующих разделов: криминальная психология, психология потерпевшего, психология правонарушений несовершеннолетних, следственная психология, психология судебного процесса, судебно-психологическая экспертиза и исправительно-трудовая психология.

Юридическая психология – самостоятельная психологическая дисциплина, изучающая человека во всей полноте. С другой стороны, в этой научной дисциплине ярко выражены юридические аспекты, которые обусловливают комплекс объективных закономерностей, изучаемых данной дисциплиной. Она разрабатывает психологические основы:

правопослушного поведения (правосознание, мораль, общественное мнение, социальные стереотипы);

преступного поведения (структура личности преступника, преступный стереотип, структура преступной группы, криминогенная ситуация, структура личности потерпевшего и их роль в генезисе преступного поведения);

правоохранительной деятельности (профилактика правонарушений, следственная психология, психология судебного процесса, судебно-психологическая экспертиза);

ресоциализации правонарушителей (исправительно-трудовая психология, психология адаптации после освобождения из ИТУ);

психологии несовершеннолетних (психологические особенности проблем, изложенных в пунктах 1 – 4).

Юридическая психология решает следующие задачи:

изучение психологических закономерностей воздействия права и правоохранительной деятельности на отдельных лиц, группы, коллективы;

Наряду с развитием криминальной психологии, психологии потерпевшего, следственной психологии и других дисциплин, входящих в структуру особенной части юридической психологии, за последние годы в нашей стране получили развитие исследования психологии юридического труда, в частности отдельных его сторон, профессиограмм юридических профессий, профессионального отбора и профессиональной ориентации в области юриспруденции.

Для оптимизации правоохранительной деятельности необходимо, с одной стороны, подробное описание всех сторон этой сложной профессиональной деятельности, личностных качеств и навыков, которые в ней реализуются, и, с другой – научно обоснованные рекомендации о соответствии конкретной человеческой личности объективным требованиям, предъявляемым к профессии юристов, о методике подбора и расстановки юридических кадров.

Психология юридического труда – самостоятельная психологическая дисциплина: комплекс основных изучаемых ею проблем связан с юридической профессиографией, профессиональной консультацией и ориентацией, профессиональным отбором и профессиональным воспитанием, специализацией и предупреждением профессиональной деформации работников правоохранительных органов. Однако есть целый ряд пограничных аспектов, по которым эта дисциплина входит в систему юридической психологии: например, индивидуальные особенности личности работника и их реализация в правоохранительной деятельности (индивидуальный стиль допроса), доминирование различных сторон профессиональной деятельности на различных этапах, роль личностных качеств в достижении успеха (или неуспеха) в различных профессиональных ситуациях и т.д.

Синтез психологии и юриспруденции в научных дисциплинах – юридической психологии и психологии юридического труда – должен привести к взаимному обогащению этих наук, разрешению одной из наиболее актуальных проблем в этой стыковой области – повышению эффективности правоохранительной деятельности.

Юридическая психология в современном ее понимании – наука, изучающая различные психологические аспекты личности и деятельности в условиях правового регулирования, может успешно развиваться и решать комплекс стоящих перед ней задач только благодаря системному подходу.

Для современной науки характерно совмещение двух противоположных тенденций – возрастающей дифференциации и интеграции различных наук. Возникновение специальных дисциплин объясняется, конечно, растущей дифференциацией и прогрессом аналитических методов науки. Однако в области человекознания эта тенденция переплетается с синтетическими подходами к реальным целостным или сложным видам человеческой деятельности. Поэтому специализация знаний в этой области чаще всего сочетается с комплексным объединением отдельных частных учений в общую теорию того или иного образования, свойства или вида человеческой деятельности [См.: Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М. 1977. С. 14.].

Изучение генезиса правонарушений характеризуется различными подходами к этим явлениям в зависимости от научной дисциплины, поскольку структура конкретного правонарушения может быть проанализирована с разных точек зрения. Юридический подход характеризует его как деяние, состоящее из четырех элементов: объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон. Для криминологии, социологии и психологии более продуктивен динамичный, генетический подход, позволяющий изучить поведение человека в развитии.

Идея комплексного подхода к определению предмета и задач криминальной психологии высказывалась еще в середине 20-х годов С.В. Познышевым. «Криминальная психология, – писал он, – изучает все те психические состояния личности, которые оказывают то или иное влияние на уголовную ответственность, и предмет криминальной психологии составляет не отдельные психические процессы в возможном мысленном их обосновании, а личность в известном круге ее проявлений, относящихся к области преступления или борьбы с ним» [Познышев С.В. Криминальная психология. М. 1926. С. 9.].

Важная задача криминальной психологии – выделить внутренние личностные предпосылки, которые во взаимодействии с определенной внешней ситуацией могут создать криминогенную ситуацию, т.е. определить криминогенные личностные качества и предпосылки. Далее, в рамках криминальной психологии устанавливаются специфические особенности личности, которые причинно обусловливают в ней криминогенные предпосылки (дефекты правосознания, нравственности, культуры эмоций и т.д.), а также устанавливается причинная связь между выявленными дефектами и склонностью к совершению определенной категории преступлений. Криминальная психология исследует механизм иммунитета личности к криминогенной ситуации и через познание закономерностей этого явления разрабатывает рекомендации по профилактике преступности.

Аналогичные задачи («по другую сторону барьера») в криминогенной ситуации ставит и должна решать психология потерпевшего.

Психология потерпевшего изучает факторы формирования личности потерпевшего, его поведение в генезисе преступления, а также разрабатывает практические рекомендации по методике допроса потерпевшего и воспитания у людей морально-волевых качеств, которые обеспечивали бы защиту от преступного посягательства. Психология потерпевшего тесно связана с уголовным правом, криминологией, социальной психологией и психологией личности.

Психологические исследования личности потерпевшего и его деятельности представляются весьма актуальными, так как способствуют решению целого ряда вопросов: более правильной квалификации преступлений, изучению их причин и условий, более всестороннему расследованию уголовных дел, обнаружению новых доказательств и т.д.

Проблема включает в себя следующие аспекты: методы исследования личности потерпевшего, изучение поведения потерпевшего непосредственно перед событием преступления, в момент события преступления, после него и, наконец, в стадии предварительного следствия.

Сложная проблема формирования преступного умысла может быть достаточно глубоко исследована в первую очередь в рамках криминальной психологии и психологии потерпевшего.

В особом разделе криминальная психология исследует психологические аспекты неосторожной преступности, в том числе бытовую и профессиональную неосторожность.

Преступность – большое социальное зло, а преступность несовершеннолетних – это зло, многократно увеличенное. Значительное количество особо опасных рецидивистов свое первое преступление совершили в возрасте до 18 лет. Общество, желающее избавиться от преступности, прежде всего, должно правильно воспитывать детей.

В подавляющем большинстве случаев в число подростков-правонарушителей попадают те, у которых не сложились отношения в школьном коллективе.

Таким образом, юридическая психология исследует антисоциальное поведение несовершеннолетнего и влияние на него факторов внешней микросреды, а также особенности личности подростка, которые обусловливают его индивидуальное реагирование на различные «жизненные неудачи», и разрабатывает рекомендации, направленные на профилактику детской и юношеской преступности.

Предварительное следствие – это целенаправленный процесс, целью которого является реконструкция (восстановление) события преступления, имевшего место в прошлом, по следам, обнаруженным следователем в настоящем (ст. ст. 20,21 УПК РСФСР).

Можно выделить, по крайней мере, два направления такой реконструкции: реконструкцию самого события преступления и объективных условии, которые способствовали его совершению. Окончательной целью такой реконструкции является получение исчерпывающих сведений об объекте и объективной стороне состава преступления.

Второе направление реконструкции – исследование личности преступника в ее эволюции, развитии, изучение механизма образования преступного умысла, преступной установки, исследование субъективного отношения преступника к совершенному деянию. Такая реконструкция необходима для того, чтобы получить исчерпывающую информацию о субъекте и субъективной стороне состава преступления, о конкретных причинах данного преступления, которые проявляются через преступные установки и преступное поведение исследуемой личности.

В рамках следственной психологии разрабатываются психологические основы важнейших следственных действий: осмотра, допроса, обыска, опознания и др. – и разрабатываются психологические рекомендации, направленные на повышение их эффективности.

Психология рассмотрения уголовного дела в суде исследует закономерности психической деятельности всех лиц, участвующих в рассмотрении уголовного дела в суде, а также воспитательное воздействие судебного процесса и приговора на подсудимого и других лиц, роль общественного мнения как фактора, влияющего на судебный процесс, и др. С этим разделом тесно связаны науки: уголовное право, уголовный процесс, социальная психология, судебная этика.

Психологический анализ судебного процесса дает возможность разработать рекомендации, направленные на повышение эффективности правосудия, культуры процесса, максимального воспитательного воздействия на всех его участников.

Исправительно-трудовая психология исследует психологические стороны перевоспитания лиц, совершивших преступления, приобщения их к трудовой деятельности и адаптации к нормальному существованию в нормальной социальной среде, динамику личности осужденного, факторы, влияющие на его перевоспитание, структуру коллектива осужденных, а также разрабатывает практические рекомендации по перевоспитанию и ресоциализации осужденных.

Эти задачи не могут быть решены без использования данных различных наук, изучающих личность человека, его взаимоотношения с коллективом, а также роль различных факторов, положительно или отрицательно воздействующих на личность осужденного. Одной из наиболее актуальных наук, способствующих решению указанных выше задач, является исправительно-трудовая психология, которая исследует закономерности психической деятельности человека, отбывающего наказание, и основные факторы, влияющие на него в процессе перевоспитания: режим, труд, коллектив, воспитательное воздействие, а также факультативные факторы – семья, дружеские связи с лицами, находящимися на воле, учеба, увлечение самодеятельностью и т.д.

Исправительно-трудовая психология тесно связана с исправительно-трудовым правом, педагогикой, психологией труда и социальной психологией.

Синтез психологии и юриспруденции в новой научной дисциплине – юридической психологии – должен привести к взаимному обогащению обеих наук, разрешению одной из наиболее актуальных проблем – повышению эффективности правоохранительной деятельности.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Судебная психология

Область юридической психологии , изучающая круг вопросов, относящихся к судопроизводству: психологию судей, следователей и других работников правоохранительных органов и адвокатуры, психологическое содержание их профессиональной деятельности , методы отбора и обучения, психологию обвиняемых, свидетелей, потерпевших, психологию свидетельских показаний, психологические осн овы следственных и судебных действий (допроса, очной ставки и др.), оперативно-розыскной деятельности ; методологию и методику судебно-психологической экспертизы (см. психология допроса и показаний).


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Судебная психология Этимология.

Происходит от греч. psyche - душа, logos - учение.

Категория.

Раздел юридической психологии.

Специфика.

Изучает закономерности деятельности расследования, судебного рассмотрения и предупреждения преступлений. Основной задачей судебной психологии является выяснение того, какие свойства личности обусловливают успешную профессиональную деятельность судебно-следственных работников, и как они могут быть целенаправленно сформированы. В ее рамках рассматриваются вопросы оптимальных приемов взаимодействия юристов с другими участвующими в уголовном деле лицами, осуществления следственных и судебных действий (допроса, осмотра, очной ставки, обыска, опознания).


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Смотреть что такое "судебная психология" в других словарях:

    СУДЕБНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - область психологии, изучающая круг вопросов, относящихся к нарушителям закона (криминальная психология) и свидетелям (психология свидетелей); отраслью судебной психологии, которая еще мало разработана, является судейская психология как наука о… … Философская энциклопедия

    Судебная психология Энциклопедия права

    Судебная Психология - отрасль юридической психологии, изучающая закономерности деятельности расследования, судебного рассмотрения и предупреждения преступлений. Основной задачей судебной психологии является выяснение того, какие свойства личности обусловливают… … Психологический словарь

    Судебная психология - Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Судебная психология представляет собой раздел юридической психологии, в котором изучаются… … Википедия

    Судебная психология - (юридическая психология) отрасль психологии, изучающая особенности проявления закономерностей психической жизни в области предупреждения преступлений, судопроизводства, исправления и перевоспитания преступников. Данные С.п. используются в… … Криминалистическая энциклопедия

    Судебная психология - область юридической психологии, изучающая круг вопросов, относящихся к судопроизводству: психология судей, следователей и других работников правоохранительных органов и адвокатуры, психологическое содержание их профессиональной деятельности,… … Психологический лексикон

    Судебная психология - см. Юридическая психология … Большой юридический словарь

    Судебная психология - отрасль психологии, в которой знания психологии применяются для решения некоторых юридических проблем. Например, изучаются такие вопросы, как надёжность свидетельских показаний, психология принятия решений, включая групповые решения, мотивация… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Судебная психология - отрасль науки, изучающая особенности проявления закономерностей психической жизни в области предупреждения преступлений судопроизводства (См. Судопроизводство), исправления и перевоспитания преступников. С. п. исследует психологический… … Большая советская энциклопедия

    СУДЕБНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - Отрасль психологии, применяющая психологические знания и законы к юридическим проблемам. Обычно различается с судебной психиатрией. Она изучает ряд проблем психологического характера, включая надежность свидетельства, надежность показаний… … Толковый словарь по психологии

Книги

  • Медицинская и судебная психология. Курс лекций. Учебное пособие , Дмитриева Т., Сафуанова Ф. (ред.). "Медицинская и судебная психология. Курс лекций" . Учебное пособие представляет собой первое отечественное издание, в котором в лекциях ведущих ученых отражен системный междисциплинарный…