В сети можно найти достаточно много информации о собеседованиях при приёме на работу. Вы без проблем отыщете и вопросы, которые вам могут задать и прочтете о чужом опыте прохождения собеседований и сможете узнать хитрости, применяющиеся HR-менеджерами (кадровиками) различных компаний к своим потенциальным сотрудникам.

Однако даже прочитав и переварив всю эту тонну информации Вы понимаете, что страх перед собеседованием никуда не ушёл. Наоборот! Вы узнали много таких "зверств", о которых и не подозревали до того, как начали рыться в сети.

Во-первых успокоиться стоит уже хоть бы и потому, что с вами с вероятностью 99% ничего необычного не случится. В странах СНГ хитрости и стрессовые ситуации используются достаточно редко, да и то, в основном только когда кадровик или директор - молодые ребята (что тоже случается нечасто). Однако такая вероятность вас всё равно не успокоит.

"Я-то с моим счастьем обязательно попаду в этот 1% ", - скажете Вы.

Все может быть, но вероятность этого такая же, как если бы Вы наугад, не зная номера квартиры, где живёт ваш друг, на панели домофона набрали именно его номер.

Но если Вы все же не верите в вероятности, и страх перед собеседованием никуда не уходит, есть несколько методов, с помощью которых его можно притупить.

  1. Убедите себя, что вам эта работа не очень-то и нужна. Платят не так уж и много, ехать далеко, вставать рано. Идёте Вы туда только потому, что вам интересно и есть что предложить работодателю. А будут сильно
  2. Оденьтесь не в такой наряд, которого требует этикет (хотя это и правильнее, но многим руководителям сегодня плевать, лишь бы Вы приносили им деньги), а в такой, который делает вас максимально уверенным в себе. Чтоб при определенной строгости, он был удобным и подчёркивающим ваши телесные достоинства (не переборщите, обтягивающие лосины одевать явно не стоит).
  3. Страх перед собеседованием, как и любой страх можно перебить. Тут подойдет смех или медитация. Посмотрите перед выездом к работодателю смешной фильм или передачу, а ещё лучше помедитируйте в тишине.
  4. Постарайтесь договориться о нескольких собеседованиях на один день. Таким образом ваша внутренняя самооценка вырастет, а значит и уверенности будет больше. Главное тут не напортачить со временем и не опоздать.
  5. Постарайтесь узнать побольше о компании, в которую намерились идти собеседоваться. С той же вероятностью в 99% это вам ничего не даст, так как подобная практика в СНГ применима только к большим транснациональным корпорациям, но страх перед собеседованием будет немного задавлен и ваша уверенность в себе вырастет.

Главное, поймите, что вам так же нужна эта работа, как и работодателю нужен хороший работник, т.е. Вы. Незачем бояться, ведь ваше трудоустройство - обоюдно выгодная сделка, а ваш страх перед собеседованием это то же самое, что страх продавца лимонов перед их продажей.

Здравствуйте, дорогой друг!

Повод для волнения на собеседовании может возникнуть неожиданно.

Как не волноваться на собеседовании? Такая постановка вопроса не совсем корректна. Об этом мы уже говорили в статье Волнение во время ответственной беседы- явление вполне нормальное. Проблемы возникают тогда, когда оно перерастает в сильное.

Собеседование обычно проходит в несколько этапов. И на каком то этапе вы можете столкнуться с неудобными, каверзными а то и просто глупыми вопросами. Иногда с , «нокаут» приемами.

Некоторые люди специально их применяют, чтобы вывести из равновесия, выбить из колеи. Такие «нокаут» приемы позволяют сбить с заготовленной . Кто-то делает это в силу своего характера, желания что называется «нагнуть» собеседника.

Иногда рекрутер или руководитель считают, что таким образом можно проверить вашу устойчивость к стрессу.

Пример из практики:

«М ы про вас все знаем!»

Большинство кандидатов сразу реагируют: «Что именно ?». «Ну, сейчас при желании любую информацию можно найти» — отвечает собеседник. По моим прикидкам, примерно 3 из 5 кандидатов начинают заметно нервничать. У каждого есть какие-то шероховатости в биографии. От былой уверенности не осталось и следа.

Еще пример:

«Вы мне скажите главное! В чем суть вопроса?!» Все попытки кандидата что-то объяснить, наталкиваются на сопротивление : «Вы по сути говорите! В трех словах объясните, в чем изюминка. Эх вы, говорите о достижениях, а сути объяснить не в состоянии».

Вот такой достаточно жесткий прессинг.

Не поверите, сколько закомплексованных людей прячутся под маской “крутых” и уверенных.


Кто-то впадает в ступор, кто-то начинает что-то лихорадочно говорить или оправдываться. Кто-то проявляет агрессию. В таком состоянии у многих людей мозг выключается. Последствия такого состояния обычно не самые лучшие. Тест не пройден .

Я выделил несколько действенных техник, которые помогут снизить градус волнения и не допустить его бесконтрольное нарастание.

1.Пауза

К таким вопросам можно подготовиться, о технике противодействия “игра в туман” чуть ниже, а пока совет такой: Научитесь делать паузы. Улыбнитесь, просто скажите, что вопрос неожиданный, сейчас соображу.

За несколько секунд к вам обязательно вернется самообладание и вы найдете что . Не случайно же говорят «гроссмейстерская” пауза. И никто вас тормозом не назовет. Вовремя сделанная пауза говорит о вашей эмоциональной зрелости и поможет вам оправиться от неожиданного поворота.


И тогда на заявление «Мы о вас все знаем» вы не выпалите автоматом с круглыми глазами «Что именно?» , а спокойно скажите: «Очень хорошо, грамотный руководитель найдет способ найти нужную информацию» . И продолжите беседу как ни в чем не бывало.

Это упрощенная демонстрация одной из техник противодействия давлению – наведение тумана.

Справедливости ради, скажу, что приемы психоподавления применяются сравнительно нечасто.

2.Техника «Игра в туман»

Способ ответа на наезд, который лишает опоры. Техника вам может показаться несколько странной, несерьезной, но она приводит к хорошим результатам, а это главное.

— «Ты нехороший человек!»

— «Некоторые люди действительно не очень хороши». Вы согласились. Но не с тем, что сказал собеседник, а с частью утверждения, которая является правдой.

— «Ты передергиваешь контекст».

– «Иногда действительно контекст передергивается». Все, что вам говорит агрессор словно растворяется в тумане, вы соглашаетесь . Он рассчитывал на ответную реакцию, ан нет, и он бросает это бесполезное дело.

Своего рода психологическое айкидо.

У каждого человека есть некая оболочка- сфера. При общении сферы соприкасаются и если я на границе контакта сохраняю нейтралитет, у вас нет повода агрессировать. Если я залезаю на вашу сторону, вас начинает это раздражать, и дальше слово за слово...

Техника наведения тумана позволяет ответить так, чтобы сохранить нейтральность, но при этом у вас есть свое мнение. И ответить в такой форме, что легче с вами согласиться, чем вступать в конфронтацию.

Вернемся разделом выше к вопросу “Мы о вас все знаем! ” Следуя технике наведения тумана можно ответить так: «Я уже не мальчик, у меня довольно обширный профессиональный и жизненный опыт. А то, что знаете- прекрасно. Мне проще будет рассказать о себе».

С чем соглашаться?

С частью предложения. Только такой, как ты, может вытащить из дома в такую погоду! – Погода и вправду дрянь… Вы согласились.

Теперь рассмотрим как быть в ситуации,

Когда эмоции начинают зашкаливать

Такое бывает нередко. Когда эмоции хлещут через край, мозг не может «думать», на первый план выходят рефлексы. Высшие функции мозга отключаются.

Вы начитаете«тормозить», впадать в ступор. Или наоборот, в состояние агрессии.

Вы забываете важные моменты, разум как будто затуманился.

Важно вовремя распознать приближение порога потери контроля и принять экстренные меры.

3.Техника «Набрать высоту»

Это экспресс-метод, который можно применить прямо во время собеседования. Взгляните на рисунок:

Вы — катер, а возникшая,ситуация нервного напряжения — водоворот. Вы несетесь прямо в водоворот. Ваша задача (катера) — преодолеть водоворот и продолжить путь в нужном направлении. Водоворот может запросто засосать катер или отбросить в ненужное нам направление.

Можно попытаться включить мотор на полную и преодолеть водоворот в лоб. Но далеко не факт, что получиться. А может быть использовать способ похитрее?

Представьте себе, что катер имеет воздушную подушку и может подняться над воронкой. Дальше ему не составит труда выбрать нужное направление.

Находясь над ситуацией, вам намного проще принимать решение. Итак, чтобы быстро успокоиться, — мысленно переключитесь на режим воздушной подушки и вы легко преодолеете водоворот.

  1. Мысленно скомандуйте: «Стоп машина!». Вы распознаете ситуацию и тормозите нарастание эмоций.
  2. Скомандуйте «Переключиться на нейтраль!». Делаете быстрый вдох и более длинный выдох. На это может уйти всего нескольких секунд . По возможности повторите дыхательный цикл несколько раз. Обращайте внимание на ощущения в теле.
  3. Скомандуйте «Набрать высоту!». Почувствуйте себя над ситуацией. Взгляните на ситуацию с высоты птичьего полета.

Ваше волнение всего лишь минутная слабость и ничего больше. Здесь вы играете по тем правилам, которые вам предлагают. Ваши собеседники тоже игроки. Но, иногда слишком рьяно навязывают свои правила. Но вам это до лампочки. Все пройдет, пройдет и это.

Пользуйтесь этим методом, в качестве экстренной меры неплохо помогает.

Важно выбрать подходящий момент, поскольку упражнение занимает некоторое время. Но не так много, как может показаться — буквально 5-6 секунд.

4.«Колокол осознанности»

Поставьте сигнал мобильника на определенное время в диапазоне периода (или других переговоров). Сигнал должен быть коротким и негромким, поскольку на собеседовании слушать свиристели мобильников не принято.


Когда будет сигнал, поразмышляйте секунду о том, не проявлялась ли ваша психологическая проблема. Если да, мысленно зафиксируйте ее и включите «стопмашину».

5.Техника «Спасибо маме»

Это упражнение я подробно объяснял в статье . Могу только добавить, что, выбрав подходящий момент, его вполне уместно применить и на самой встрече.

На этом позвольте откланяться.

Спасибо за проявленный интерес к статье. Буду признателен за комментарий (внизу страницы).

Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи по выбранным вами темам к себе на почту.

Удачного вам дня и хорошего настроения!

Очевидно, что всегда испытываешь легкий мандраж, отправляясь на собеседование по приёму на работу.

Сердце бьётся учащённо, почти незаметный блеск в глазах выдаёт волнение, едва уловимый страх gthtl cj,tctljdfybtv разливается по всему телу, а губы сохнут, несмотря на достаточное количество помады пастельных оттенков. Сменяя друг друга, на пол падают наряды, и дорогие марки начинают выглядеть очень оригинально в виде красивой разноцветной кучки у зеркала. В итоге выбор останавливается на стильном синем брючном костюме, который примеряла первым, понимая, что к этому случаю он подходит как никакой другой. Немного успокоившись увиденным в зеркале, бодро выскакиваешь на улицу.

До невероятных подробностей и мелочей всем знаком этот сценарий, его развитие, а часто и окончание. Так-то оно так, если получение работы, на собеседование которой сейчас так торопишься, является той самой заветной целью. Важной и главной целью всей жизни в данный момент. А если… нет?

Нам с детства твердят о том, как важно заниматься делом. Важно иметь образование, перспективную профессию и хорошую стабильную работу. Даже мысли об этом уже навевают серьёзность и заставляют расправить плечи, а столкновение лицом к лицу с рабочим вопросом и вовсе подталкивает к тому, чтобы временно исключить из своей жизни всяческие развлечения, на которые не стоит отвлекаться. А если отступить от общепринятых правил и на самом деле отвлечься? Отнестись к поиску работы как… к игре? К игре, которую ты не воспринимаешь всерьёз, а лишь примеряешь, как роль. Одну из ролей, и в данном случае - роль потенциального работника. При этом не забывая, что завтра тебе, возможно, придётся примерить на себя уже другую роль - подруги, жены или матери.

При таком отношении к делу его значимость моментально снижается страх перед собеседованием неминуемо отступает. А все потому, что ты не воспринимаешь всё происходящее всерьёз и надолго, а ведь именно от твоего восприятия зависят внутренние ощущения.

И если, собираясь на собеседование, ты будешь исходить из того, что просто играешь - без всяких целей, здесь и сейчас, наслаждаясь самим процессом игры, - ты начнёшь чувствовать себя легко и раскованно. И это вовсе не означает, что можно явиться в кабинет к потенциальному работодателю в джинсах и со жвачкой во рту. Ведь актрисе, играющей роль Анны Карениной, вовсе необязательно перед съемками ложиться на рельсы, чтобы понять, что она чувствовала, когда совершала свой легендарный поступок.

Допустим, что тебя, мечтавшую в детстве стать актрисой, поставили на сцену в зале без единого зрителя, в чужом городе или даже стране (так, чтобы ты наверняка расслабилась) и сказали:

Ты мечтала об этом? Пожалуйста! Действуй!

Скорее всего, ты такой шанс не упустишь и поспешишь оттоптать деревянный пол по полной программе. Потому как прекрасно осознаёшь, что за столбами нет фотографов с камерами в руках, жаждущих запечатлеть твой «звёздный час». Потому как прекрасно понимаешь, что если ты сейчас сфальшивишь или, чего доброго, и вовсе «провалишься», газеты завтра не раструбят об этом на всю страну и твой профессиональный рейтинг не покатится по наклонной. И ты прекрасно знаешь, что вряд ли ещё когда-нибудь вернёшься на эту сцену. Так, собственно, зачем терять такую возможность?! И лишь полностью осознав это, ты станешь… настоящей. Перестанешь стараться понравиться и «заработать очки», а начнёшь просто быть и наслаждаться теми ощущениями, пережить которые мечтала с самого детства! Собственно, а кабинет потенциального руководителя чем не та же сцена?

Безусловно, здесь лежит психологическая подоплёка, сводящаяся к следующему: когда мы рассматриваем что-то как вожделенную цель, получение которой становится почти жизненной необходимостью, то её достижение усложняется. В психологии это называется избыточная важность или избыточные ожидания. А в данном случае это априори будет иметь место в невероятном количестве. Ведь в нас заложена установка, что мы должны произвести хорошее впечатление на интервьюера, в том числе своими вопросами и качеством предварительной подготовки. Претендент полагает, что именно этим он продемонстрирует свою заинтересованность и покажет, что пришел не только узнать, что смогут предложить ему, но и продумал заранее, чем он может быть полезен компании. Он сосредотачивается именно на этом, мысленно прокручивая в голове предстоящий диалог тысячу раз, что неминуемо начинает создавать напряжение, и лишнее волнение перед собеседованием. А это, в свою очередь, приведет к различным трудностям: от переноса собеседования на другой день по желанию работодателя вплоть до закрытия вакансии вообще.

Что в данном случае делать? Отпустить срочность осуществления этой идеи, причём именно для того, чтобы убрать напряжение. Ведь оно само по себе тормозит претворение идеи в жизнь. Иными словами, чтобы перестать испытывать страх перед собеседованием и предстоящим приемом на работу, необходимо снизить для себя важность всего происходящего.

И ещё… позвольте напомнить о столь существенной части делового общения, как невербальное. А ведь оно занимает ни много, ни мало, а целых 80% всего общения.

Такие невербальные элементы, как жесты, интонация, мимика, походка, поза, голос создают основное впечатление о нас у интервьюера на подсознательном уровне, а никак не наши «заслуги перед Отечеством». Именно невербальные элементы отражают наше внутреннее состояние. И если с ним всё в порядке, то и жесты наши будут легки и непринуждённы, и тело расслаблено, и голос уверен, и поза естественная, и даже для чувства юмора останется место.

Собеседник считывает наш внутренний настрой на подсознательном уровне. Наша уверенность в себе передаётся ему, и имеющееся различие между опытом работы и перечнем требований уже не будет казаться столь существенным. Ведь собеседника он подсознательно воспринимает как производящего впечатление и уверенного в себе человека, который справится со всеми поставленными задачами.

В моей жизни был такой яркий пример. Один знакомый устраивался на конкурсной основе в крупную PR-компанию, где главным условием было свободное владение английским языком. Надо признаться, с английским у него было не очень, зато с русским всё в порядке! А ещё с харизмой и обаянием. Кроме того, он отправился на это собеседование играючи, не воспринимая его слишком серьезно и не возлагая больших надежд на получение этой весьма достойной и перспективной должности. Каково же было всеобщее удивление его близких знакомых, да и его самого, когда после трёх этапов собеседования компания утвердила его на эту должность его… и оплатила индивидуального репетитора на три месяца вперёд! Кстати, сейчас у моего знакомого с английским всё прекрасно.

Предположим, теоретически, вы согласились со всем вышесказанным. А как же теперь претворить это в жизнь? Вот как же так, взять и унять волнение? Как побороть страх перед собеседованием и отключиться от уже сотого мысленно проведённого интервью? Очень просто. Перестроиться на новый тип мышления, что потребует некоторого времени, поэтому подготовку можно начинать за пару дней до «роковой даты». Итак, давайте приступим.

Как перестать бояться собеседования и получить желаемую работу

    Осознайте простую вещь: грядущее событие не является событием того уровня, что бы делить свою жизнь на до и после него. И как бы ни манили собой перспективы при положительном ответе работодателя, в данном случае очень полезно быть чуточку фаталистом и осознавать, что если закроется эта дверь, то в тот же самый момент откроется следующая, за которой будет ещё лучше, чем могло бы быть здесь. Это первое и, пожалуй, главное… Если удастся осознать это до глубины души, то, скорее всего, 50% напряжения с успехом растворятся и канут в небытие.

    Если позволяет возможность, очень действенным может оказаться покупка какой-либо новой одежды, подходящей для этой встречи. Ведь красивая вещь, надетая впервые, уже сама по себе поднимает настроение и заставляет ощущать себя совершенно иначе. А это именно то, что нам надо! Можно даже мысленно окрестить эту вещь счастливой. Кто знает, быть может, потом она ещё не раз выручит в ответственные моменты. Кстати, этот совет лично от меня, потому как «бывали, знаем!».

    Накануне посетить какое-нибудь позитивное мероприятие. Концерт, кино (непременно комедию), чей-то бенефис или даже караоке-клуб. Хорошим «аперитивом» может оказаться и чей-то день рождения, и просто душевная встреча с друзьями, которая растворит ещё половину оставшегося напряжения.

    И наконец, перед сном… Известно, что ночь – это магическое время. Только не надо кидаться к окну и, скрестив руки на груди, начинать слезно молить Луну о том, что бы она помогла попасть на вожделенное место. Гораздо полезнее будет мысленный настрой (пусть даже глядя на ту же луну), что всё, что происходит – к лучшему. Эта простая фраза, при глубоком её осознании, вселяет чувство уверенности. Каждой клеточкой своего тела прочувствуйте уверенность в том, что судьба вас никогда не оставит, на всем протяжении жизненного пути она всегда будет идти с вами рука об руку и по одному вашему запросу выдавать лучшие варианты, уготованные специально для вас. И, пожалуй, это осознание будет самым важным, базовым.

    А поутру, проснувшись, уже можно примерять на себя роль. На такую качественно подготовленную почву она должна «сесть» идеально! Попробуйте усилить это, сменив привычный порядок вещей: вместо обычного утреннего чая заварите свежий кофе, вместо выпрямленных волос взбейте кудри, вместо душа на скорую руку примите ванну. Да, да… именно ванну, и именно с утра! Заведите будильник на полчаса раньше. Ведь сегодня особенный день. Сегодня на время вы превращаетесь в актрису. А кому, как ни актрисам, свойственно большую часть своей жизни делать совершенно несвойственные им вещи?!

    Да, и не забудьте перед выходом прослушать свою любимую песню. (Я обычно в таких случаях слушаю «Сan’t take my eyes off you»).

Крылатые фразы «Вся наша жизнь – игра», «Жизнь ― театр, а люди в ней актеры» и «Надо жить играючи» уже не просто слова великих и коммерческие слоганы. Это стиль жизни, причём успешной жизни. И в череде унылых будней, с таким редким появлением солнца на сером небосклоне, быть может, действительно, стоит устроить праздник, в первую очередь для себя, и даже такое серьёзное событие превратить в маленький спектакль? Ведь тогда вырастают шансы не только поднять себе настроение, но и побороть страх перед собеседованием и на самом деле получить заветную должность! И напоследок позвольте пригласить вас на моей тренинг , который состоится 20-21 апреля. До встречи!

Блог «Работа мечты»

Бесплатная книга «Как легко получить работу… которая нужна?»

Перепечатка материалов сайта допускается при условии размещения активной ссылки на статью и указания автора.

Боитесь собеседования ? Напрасно. Далее обо всём по порядку, а именно: как преодолеть страх и перестать собеседований бояться!

Открою маленький секрет: перед собеседованием волнуются не только новички, но и корифеи, сменившие с десяток мест работы. В Интернете имеется масса примеров того, какую чушь пороли кандидаты на руководящие должности, которые, казалось бы, уж точно должны были не бояться собеседования и прекрасно ориентироваться – как там вести себя, что можно говорить, а о чём лучше даже не заикаться.

  • Необходимо понимать, что причина страхов и неуверенности в себе перед собеседованием кроется в тех дефектах и прорехах, которые соискатель не смог или не успел устранить в себе перед его прохождением.

Если устранить все слабые места или хотя бы большинство из них, то, если определённая боязнь собеседования всё ещё останется, то это будет уже не разрушающий страх, нивелирующий все сильные стороны кандидата. Останется страх, не позволяющий расслабиться на собеседовании, который будет стимулировать быть собранным и максимально сконцентрированным на том, что говорит интервьюер, а также на том, как остроумно реагировать на поставленные вопросы.

Следует иметь в виду, что работодатель не меньше вас заинтересован в отыскании достойных кандидатов. Если вы считаете, что таковым являетесь, то гораздо разумнее сконцентрироваться не на страхах и волнениях, а на том, как доказать на собеседовании, что вы являетесь тем самым достойным кандидатом. Также подумайте о том, как сделать так, чтобы ваш интерес и желание потенциального работодателя, относительно нахождения достойного кандидата, совпали.

  • Пока имеется масса барьеров, которые вы не преодолели заранее, очень сложно будет побороть страх перед собеседованием, справиться с напряжением и нервозностью.

БОЯЗНЬ СОБЕСЕДОВАНИЙ .

1. Многие боятся, что им зададут вопрос, на который они не смогут адекватно ответить. Следует заранее отрепетировать ответы на основные вопросы, которые, как правило, задаются в большинстве случаев;

  • Почему решили сменить работу?;
  • Что не устраивало на предыдущем месте работы?;
  • Чем вам не нравилось руководство?;
  • Почему хотите работать именно у нас?;
  • Какие ваши главные и т.д.?

Если будете чётко знать ответы на часто задаваемые вопросы, то уберёте одну из основных причин страха перед собеседованиями. Что касается каверзных ловушек, то, в большинстве случаев, к 99% таких вопросов также можно успешно подготовиться.

2. Боитесь, что вас что-то спросят о предполагаемой новой компании, а вам нечего будет сказать? Так разузнайте заранее всё, что только сможете отыскать в открытых источниках информации. Этот пункт является очень важным. Зачастую из-за того, что кандидат не знает элементарных сведений о возможном будущем месте работы, со многими достойными специалистами мило прощаются...

Такое отношение говорит о том, что кандидату абсолютно безразлично куда устраиваться, где примут – и на том спасибо. Более ценными и желанными, с точки зрения работодателя, являются соискатели, целенаправленно стремящиеся работать, расти и развиваться в конкретной компании, сознательно старающиеся устроиться именно туда, где им нравится, и где они чувствуют, что могут быть максимально полезными. Отсюда произрастает боязнь собеседования из пункта №3.

3. Многих ставит в тупик вопрос: «А почему, собственно, из всех претендентов мы должны выбрать именно вас?» Разобравшись с предыдущим пунктом, вам гораздо легче будет ответить на этот вопрос. Уяснив для себя ценности, на которые ориентируется работодатель, вам гораздо легче будет таким образом, чтобы продемонстрировать те навыки и умения, которые способны гармонично вписаться в цели и планы компании.

4. Если вы точно знаете, что в вашем резюме имеются изъяны и слабые места, на которые интервьюер с большой долей вероятности обратит внимание, то это является ещё одной причиной боязни и неуверенности перед собеседованием. Устраните в собственном резюме недостатки, компрометирующие и выставляющие вас в неприглядном свете. Не нужно стараться выглядеть белыми и пушистыми, но если вы знаете, что некоторая информация в резюме вряд ли понравится интервьюеру, то постарайтесь такие сведения максимально завуалировать. А уж если на эту тему зайдёт речь, то заранее подготовьте вразумительный вариант ответа.

  • Это гораздо рациональнее, нежели просто бояться собеседования, со страхом ожидая неприятных моментов и, ничего не предпринимая.

5. Если ваш внешний вид оставляет желать лучшего, то следует иметь в виду, что данный фактор будет мощным источником страха перед собеседованием, ненужного напряжения и нервозности. Во время собеседования, то и дело внимание будет переключаться на мятую рубашку, грязную обувь, жирные волосы, неприятный запах изо рта... Можете пройти на уверенность.

  • Как видите, для того, чтобы побороть боязнь собеседования, достаточно нейтрализовать все те факторы, которые гарантированно выставят вас в неприглядном свете, и будут источником чрезмерной тревожности и беспокойства.

Если лёгкий мандраж всё же останется, то не смущайтесь, это совершенно нормально. Да будет вам известно, что самые крутые мировые звёзды спорта, кино и шоу-бизнеса искренне признаются, что из года в год не могут побороть в себе определённое волнение и тревогу перед появлением на публике. Что ещё следует знать, чтобы перестать бояться собеседования?

  • Ни в коем случае не влетать на собеседование, как только до него добрались. Обязательно отдышитесь, успокойте свои мысли, настройтесь на спокойную беседу, и только после этого заходите!

Страх перед новой работой возникает у неуверенных в себе личностей. На это влияет отсутствие опыта в нужной сфере, недостаточная осведомленность в теме, низкая самооценка. Особенно паникуют молодые мамы после декретного отпуска, которые потеряли свою квалификацию.

Страх работы присущ не уверенным в себе личностям

Страх возникает перед новым начальством, должностью, коллективом. Но помогут дыхательные техники и аффирмации (позитивные установки). Если человек не в силах справиться со своим страхом самостоятельно, можно обратиться к психотерапевту.

Причины страха

Страх появляется по разным причинам – смена рабочего места, коллектива, начальства. Вызывает стресс новая, высокая должность. Человек переживает перед прохождением собеседования, испытательного срока, стажировки. Он боится не сдать проверочный экзамен, результаты которого означают провал или удачу. Причиной может быть негативный опыт на предыдущем месте работы – недоверие коллег, агрессивный и чрезмерно трудолюбивый начальник, плохие рабочие условия, низкая оплата труда. Человек переживает, что сейчас его ожидает такая же ситуация.

Страх перед начальником

Часто при смене работы или во время переезда работник задумывается о начальнике. Ведь он не знает о его личностных качествах, отношению к работникам. Боится чрезмерной требовательности и агрессии со стороны директора.

Случается, что всемирно известная компания пригласила к себе сотрудника. Он освоился на новом рабочем месте, наладил контакты с коллегами, начал неплохо справляться с обязанностями. Внезапно сменился начальник. Вместо доброго и понимающего, пришел управитель-диктатор. Он не берет во внимание инициативы и идеи сотрудников, его не интересуют чужие проблемы.

Особенно таких начальников боятся женщины и молодые мамы. Переживая, что не справятся с таким давлением, они покидают новое место работы.

Другие решаются на такой шаг из-за нежелания получить психические расстройства.

Страх перед коллективом

Новый человек в сформированном коллективе не может остаться без внимания. Первое время он будет главным объектом сплетен, иногда даже насмешек. Но если сотрудник изначально грамотно себя представит, то подобной ситуации можно избежать.

Основные причины появления страха перед коллективом повязаны с боязнью:

  • оказаться профессионально непригодным;
  • не быть достаточно осведомленным в нужной области;
  • не справиться с поставленными целями (не успеть к дедлайну, неправильно сделать задание, ошибиться в расчетах и т. д.);
  • не суметь найти контакт с коллегами;
  • быть лишним;
  • быть отвергнутым и непонятым.

Добиться расположения коллег в первый рабочий день поможет позитивный настрой. Негативные установки нужно сменить на позитивные. Необходимо представить, что новичка встречают с радостью. Показывают новое рабочее место, делятся секретами, рассказывают о начальнике. Нужно вспомнить все свои удачные попытки знакомства с людьми. Бывает, что уместно рассказанный анекдот или забавная история снимают напряжение в разговоре.

Социальные страхи

Страх перед новой должностью

Новая должность – это новые обязанности, более высокие требования. Повышается ответственность. Если это руководящая должность, то человек должен контролировать работу подчиненных. За любую неприятность, неправильно сделанное задание, ошибки в отчете несет ответственность именно руководитель. Основные причины страха перед должностью:

  • быть не воспринятым подчиненными;
  • не справиться с большим количеством заданий;
  • ошибиться в расчетах, составлении отчетов, распределении премий;
  • быть высмеянным за нелепый поступок;
  • не оправдать доверие начальника;
  • оставаться на работе допоздна или после окончания смены продолжить работать дома;
  • принимать неверные решения и т. д.

Для некоторых сотрудников даже высокая зарплата не аргумент. Они боятся разочаровать начальника, предложившего новую должность. Ярко проявляются черты: неуверенность в себе, заниженная самооценка, мнительность. Наступает паническая атака, истерика, нервные срывы.

Переходя на новую должность, люди нередко боятся оставаться на работе допоздна

Кто испытывает страх перед новой работой

Боязни подвержены люди, которые желают сменить место работы. Они боятся разочаровать руководство, быть отвергнутыми коллективом, ответственности. Кажется, что с обязанностями сложно справиться. Любое приглашение в кабинет директора вызывает тревогу и панику. Всегда присутствует ощущение, что кто-то сделает работу лучше, а руководитель хочет лишь отчитать и наказать.

  • потеря квалификации;
  • наличие маленького ребенка (требует долгого ухода и присмотра);
  • частые больничные отпуска;
  • неоконченное образование;
  • отсутствие умений работы с необходимыми компьютерными программами или техникой и т. д.

Новой работы боятся слишком эмоциональные и самокритичные личности. Им страшны любые перемены. Они считают себя недостаточно подготовленными, подходящими, обученными. Ищут идеальных условий. Страх перед новой работой возникает у тех, кто кардинально меняет рабочую сферу. Их знания ограничиваются теоретическими познаниями и отсутствием практических умений. Но у них есть большая мотивация, желание познать что-то новое, работать над собственным развитием.

Переживают начать профессиональную деятельность фрилансеры. Нестабильная прибыль, боязнь не найти заказчика или неправильно исполнить задание – их основные страхи.

Они боятся ненормированного рабочего графика, низкой оплаты, завышенных требований. Из-за неуспешной деятельности они могут получить плохую репутацию.

У человека с фобией новой работы при упоминании о ней возникает чувство страха. Он слишком близко воспринимает к сердцу новые перемены. Но есть те, у которых подобные признаки не слишком ярко выражены и заметны для окружающих. Эти люди владеют умением контролировать собственные эмоции. Однако особо наблюдательные коллеги, спустя время, могут заметить странное поведение новичка. Оно сопровождается такими симптомами:

  • повышенная потливость;
  • бледная кожа лица;
  • низкое давление;
  • плохое самочувствие;
  • подавленное настроение;
  • чрезмерная пугливость и подозрительность;
  • странное, атрофированное выражение лица;
  • легкая дрожь;
  • тошнота;
  • мышечная слабость;
  • учащенное сердцебиение;
  • истерический смех и т. д.

Внешнее проявление – мешки под глазами. Они ярко выражены, их невозможно скрыть. Это свидетельствует о нарушении сна – бессоннице. Это связано с эмоциями, паникой, тревогой. Страх новой работы вызывает психические расстройства. Человек становится неуравновешенным, пугливым.

Физиологические проявления страха и волнения

Способы избавления от страха

Успешные управители часто выступают на публике и дают советы касательно избавления от страха новой работы. Они делятся своими историями успеха, рассказывают о методиках. Самые популярные среди них – аффирмации, дыхательные техники.

Аффирмации

Позитивный настрой – залог успеха. Аффирмации помогут поднять настроение перед первым рабочим днем. Они улучшат психологическое состояние, устранят все страхи, избавят от неуверенности в себе. Примеры аффирмаций для настроя на успешную деятельность:

  • я отличный специалист, поэтому все получится;
  • у меня богатый практический опыт, я знаю как поступить в сложной ситуации;
  • мне не страшно, я стрессоустойчивый;
  • у меня много важных, хороших навыков, я быстро освоюсь;
  • каждый работодатель захочет сотрудничать со мной;
  • моя новая работа идеально подходит мне;
  • мои качества как раз созданы для этой должности;
  • я успешен в своей деятельности;
  • я люблю то, чем занимаюсь;
  • я получаю желаемый оклад;
  • меня любят и уважают коллеги;
  • у меня отличная перспектива карьерного роста и т. д.

Здесь работает психологическая методика – самовнушение.

Человек сам себя настраивает на позитивный исход. Он должен принять свои неудачи как необходимость в саморазвитии, возможность для личностного роста. Ведь мысли – мощный источник энергии.

Дыхательные техники

Любые дыхательные упражнения нужно делать стоя или лежа. Глаза должны быть закрытыми. Важно представить красивый пейзаж или картинку, которая вызывает умиротворение. Необходимо контролировать вдохи и выдохи. Изначально важно сосредоточиться именно на них. Важно расслабить все мышцы тела. Некоторые дыхательные техники:

  1. Дыхание животом. Вдох 3–5 с, выдох – 4–5 с. Интервал – до 3 с. Нужно, чтобы в процессе надувался живот.
  2. Дыхание при помощи ключиц. На вдохе ключицы поднимаются, на выдохе – опускаются. Интервал между дыханием – 3–5 с.
  3. Волнообразное дыхание. Задействованы 3 системы органов – живот, ключицы, грудная клетка. Вдох начинается с живота, переходит к ключицам, и дальше к груди. Выдох идет в обратном порядке.

Достаточно повторить каждое упражнение 3–5 раз. Перенапрягаться не следует. Во время вдоха необходимо представить, что тело наполняется чистой энергией и спокойствием. С выдохом выходит весь негатив. Кроме дыхательных упражнений, человек осуществляет сеанс медитации.

Поможет ли психотерапия

Бывают ситуации, когда человек не знает, как преодолеть страх перед новой работой. Поэтому стоит обратиться к специалисту. Психолог поможет перебороть себя. После курса лечения у больного появится желание работать, изучать новое. Он успешно преодолеет боязнь коллектива, должности, начальника.

Когнитивно-поведенческая терапия построена на самоанализе. Вначале обсуждаются возможные причины появления страха. Это поможет создать наиболее подходящий курс лечения и избавиться от фобии. Во время сеанса пациент должен ответить на вопросы:

  • что случится, если я устроюсь на новую работу;
  • что будет, если я на собеседовании скажу что-то не так;
  • почему я боюсь быть отвергнутым коллективом;
  • с чем связан мой страх перед начальством;
  • что будет, если меня повысят в должности;
  • чем меня пугает карьерный рост;
  • из-за чего мне страшно менять место работы;
  • почему я считаю, что моих знаний недостаточно и т. д.

С помощью этих вопросов клиент анализирует собственное поведение. У него возникает желание побороть негативные установки, сменить их на позитивные.

Важное требование – врач должен быть действительно заинтересованным в излечении своего пациента. Клиенту следует быть максимально открытым и честным.

Лечение проходит в несколько этапов. Состоит из индивидуальных сеансов и домашних заданий. Психотерапевт помогает позитивно настроиться на прохождение собеседования. Если вдруг что-то пойдет не по плану, человек знает, как себя успокоить и сохранить спокойствие. Он учится себя контролировать во время стрессовой ситуации. Нервный начальник или завистливые коллеги не вызывают раздражения или тревожных ощущений. В качестве домашних заданий может быть ролевая игра. Пациенту нужно представить, что он начальник, а врач – его наемный работник. Пусть клиент поделится своими ощущениями, эмоциями. Важно осознать, откуда возникает страх перед директором.

Если нужно бороться с боязнью новых обязанностей, пусть пациент опишет свой образ идеального управляющего. Важно точно определить его положительные качества. Помогает прочтение книг от успешных ТОП-менеджеров, бизнесменов, руководителей крупных компаний. Необходимо выделить их сильные стороны и понять, над чем пациенту нужно поработать, чтобы достичь таких же высот.

Если вдруг клиент переживает быть непринятым в коллектив, психотерапевт предлагает посещать групповые занятия. Они помогут стать социально активным и перестать бояться большой группы людей.

Психотерапия поможет избавиться от боязни директора и нового коллектива

Заключение

Фобия новой работы может возникнуть из-за низкой самооценки, уровня квалификации, недостаточных знаний в нужной области. Бывает, что человек имеет завышенные ожидания, а реальность разочаровывает. У одних тревогу вызывает новый коллектив, другие боятся нового начальника. У третьих мышечная слабость появляется из-за повышения или новой должности.

Побороть страх помогут аффирмации и дыхательные упражнения. Важен позитивный настрой и хорошая подготовка к собеседованию. Если человек сам не может справиться со страхом, можно воспользоваться услугами психотерапевта. Он проведет когнитивно-поведенческую терапию и поможет клиенту сменить тип мышления и модель поведения.