Интересная поездка, отдых на море и даже просто смена обстановки лечат стрессы не просто так -- новые впечатления запускают активный нейрогенез, который и помогает спрятать старые воспоминания за новыми впечатлениями.

Гиппокамп Подкорковая область мозга в форме морского конька (от чего и получила название). Имеет чрезвычайно важное значение для формирования памяти и пространственного обучения.

Когда ученые обнаружили в определенном участке гиппокампа стволовые клетки, делящиеся с образованием новых нейронов, они тем самым доказали, что нервные клетки восстанавливаются. Затем удалось показать, что нейрогенез идет не только в детском, но и во взрослом мозге (как у животных, так и у человека). Осталось только доказать, что влияет на рост нейронов. Например, сейчас активно гипотеза, по которой есть связь между нейрогенезом, способностью переживать стресс и влиянием окружающей среды. На сей раз ее экспериментально подтвердили американские специалисты Майкл Леманн (Michael Lehmann) и Роберт Шлоссер (Robert Schloesser) из Национального института здоровья мозга (National Institute of Mental Health) и Национального института здоровья (National Institutes of Health) в Бетесде, США.

Нейрогенез происходит в так называемой субгранулярной зоне зубчатой извилины гиппокампа. Здесь стволовые клетки нервной ткани дифференцируются в новые нервные клетки, которые включаются в нервные связи гиппокампа, а также мигрируют в другие отделы мозга.

Чтобы выяснить, влияет ли этот процесс на поведение животных в стрессовой ситуации, ученые использовали трансгенных лабораторных мышей, у которых при помощи генетической манипуляции заблокировано образование новых нервных клеток. Контрольную группу составили обычные лабораторные мыши.

Как мыши получали комплекс жертвы

Мышей ученые подвергли сильному социальному стрессу. Для этого их подсаживали в чужую клетку, в которой жил незнакомый самец, контролирующий свою территорию. На первом этапе хозяина и чужака разделяли дырчатой перегородкой, так что животные видели друг друга и ощущали чужой запах, но физически не соприкасались.

На втором этапе перегородку открывали на пять минут, и хозяин набрасывался на чужака. Подсаженные мыши защищались от агрессора как могли: они принимали боевую стойку, пытались отражать атаки и сильно били по полу хвостом. Но хозяин, защищая свою территорию, всегда побеждал, и раз от раза поведение подсаженных мышей менялось. Они все реже давали отпор, все чаще забивались в угол и принимали позу подчинения. За две недели драк на чужой территории у них развивался комплекс жертвы -- сильнейшее депрессивное состояние.

Новые впечатления спасают от депрессии

После окончания мышиных боев группы и трансгенных, и контрольных животных разделили пополам. Первую половину групп посадили в свои домашние клетки, а вторую – в клетки с обогащенной средой. В них находились самые интересные для мышей предметы: мягкий материал для гнезда, колеса для бега, лесенки, а также разного размера пластиковые трубки, в которых мыши могли прятаться.

После трехнедельного отдыха в обычных или улучшенных условиях для мышей снова создали конфликтную ситуацию, чтобы сравнить, изменилось ли за это время их поведение. Мыши, отдыхавшие от драк в обычных условиях, при новых столкновениях с агрессором вели себя так же, как и после первого опыта поражений. Они забивались в угол, принимали подчиненную позу и замирали. Все свидетельствовало о том, что их подавленное, депрессивное состояние -- комплекс жертвы -- никуда не исчезло.

Такое же поведение продемонстрировали и трансгенные мыши (у которых не рождались новые нейроны). Причем все, даже отдыхавшие в обогащенных условиях.

Зато мыши из контрольной группы, побывавшие в улучшенных клетках, проявляли гораздо большую активность: они сопротивлялись агрессору и вели себя так, словно забыли о своем негативном опыте поражений.

Биологи провели с мышами дополнительные тесты, чтобы оценить их состояние. Контрольные мыши после пребывания в обогащенной среде по всем тестам отличались от остальных животных, пребывающих в депрессии. Они не утратили исследовательского интереса к незнакомой обстановке, не лишились стремления к удовольствию -- предпочитали воду, подслащенную сахарином, обычной воде, проявляли меньше страха, проводя время в освещенной камере. Депрессивные мыши из остальных групп не проявляли любопытства, не стремились пить именно сладкую воду и отсиживались в темноте.

Но для этого нужны новые нейроны

Эксперимент показал, что пребывание в обогащенной среде вылечивало мышей от депрессии, вызванной поражениями в конфликтах. Но для того чтобы такое лечение подействовало, в мозге должен присутствовать нейрогенез – образование новых нейронов. Если его заблокировать, обогащенная среда не работает.

Рассуждая о механизмах действия обогащенной среды, авторы предполагают, что она снижает эмоциональную реактивность животных и усиливает эмоциональную стабильность. Такой вывод подтверждается снижением в этих условиях выработки гормонов стресса. И по-видимому, образование новых нейронов – необходимое условие для способности справляться со стрессом. А кроме того, новые нейроны включаются в формирование новой памяти, которая необходима для освоения обогащенной среды.

По мнению авторов статьи в журнале Molecular Psychiatry, cимптомы и проявления мышиной депрессии сходны с посттравматической депрессией у человека. А, значит, при лечении последней можно применять те же способы.

Влияние смены обстановки на ребенка

Многие дети при различных переездах начинают вести себя нетипично – капризничать, ныть, плакать, проявлять беспокойство. Особенно часто такие симптомы проявляются во время отпуска, при путешествиях в другие страны. Ребенок ведет себя непослушно и вредничает, а родители в это время ругают его и стараются сразу же «придушить» бунт наказаниями и криками, не понимая, что ребенку нужны их тепло и забота.

Для того, чтобы сделать путешествие как можно более приятным, ребенка необходимо к нему готовить загодя. Это зависит от возраста малыша. Совсем маленьким нужно рассказать, что семья отправляется в другое место, где малыш будет всегда находиться с родителями, поэтому ему там будет спокойно и хорошо. Ребенка постарше можно завлечь рассказами о том, что он там может увидеть, какие аттракционы посетить, познакомиться с другими детьми. Чем старше ребенок, тем больше подробностей ему можно рассказать о предстоящем путешествии.

Сделать переезд на новое место для малыша более спокойным и комфортным могут помочь привычные ему вещи – с собой в отпуск желательно взять хотя бы часть любимых игрушек, яркую посуду ребенка, некоторые предметы, которые ассоциируются у него с домом. Это сделает обстановку любого номера отеля или санатория более привычной и домашней, что даст возможность малышу более быстро освоиться и почувствовать себя в безопасности.

Для взрослых детей желательно продумать программу развлечений, чтобы им не было скучно и одиноко. Причем, в данном случае большее значение имеет не масштаб мероприятия (посещение дискотек, театров), а учет интересов подростка. Так, если ребенок интересуется современным кино, то даже сеанс в небольшом кинотеатре понравится ему и принесет больше приятных эмоций, чем посещение наилучшей галереи, где экспонируются работы таких известных художников, как Иван Шишкин , Казимир Малевич и т.д.

Чаще всего дети старшего возраста нервничают на отдыхе и начинают вести себя непослушно именно из-за того, что им нечем заняться. В то время как родители отдыхают и наслаждаются отпуском, дети скучают за домом и ребятами со двора. Поэтому все чаще многие родители выбирают раздельный отдых с детьми-подростками, отправляя их в молодежные лагеря или оставляя дома на попечении родственников.

Если планируется путешествие в одну из экзотических стран, необходимо обязательно позаботиться о нормальном питании для ребенка. И чем меньше ребенок, тем менее явной должна быть смена еды – детский организм не может быстро перестроиться и довольно часто в то время, как взрослые чувствуют себя нормально, отведывая экзотические блюда, дети начинают сильно болеть, появляются симптомы отравления. Поэтому даже во время поездки в дальние страны лучше всего останавливаться в отелях, где есть европейская кухня.

Необходимо следить, чтобы ребенок соблюдал правила личной гигиены – часто проблемы со здоровьем во время смены обстановки у детей проявляются именно по причине несоблюдения элементарных правил. Инфекции, другая вода могут стать причиной плохого самочувствия, поэтому родители должны следить за тем, чтобы ребенок мыл перед едой руки, фрукты, пил только бутилированную воду.

Переезд для ребенка – это катастрофа! Оставить весь свой маленький мирок и поехать в никуда – так думает малыш. Лето – именно то время, когда все отправляются из города в деревню или к морю. Как же подготовить кроху к смене места жительства?

Не стоит думать, что чем меньше ребенок, тем более безболезненно он перенесет смену обстановки. Для каждого возраста – свои особенности.

  1. Грудничок чувствует не только волнение взрослых, но и остро ощущает смену обстановки, ведь его мир – это комната с любимыми игрушками. А представляете, что мир вот взял и рухнул?!
  2. Дошкольники реагируют несколько иначе: они очень волнуются, строят планы на будущее, рисуют воображаемую картинку нового места. Для детей 3-6 лет переезд – это интересное путешествие, сопряженное с приключениями. А что там будет, на новом месте, какой будет дом, какие будут улицы, а другие ребята там есть – это лишь малый перечень вопросов, который задают дошколята.
  3. Детишки более старшего возраста воспринимают переезд сдержанно. Для 7-10-леток страшно потерять старых и не найти новых друзей. Даже если переезд – это всего лишь путешествие к бабушке или на море, страхи не становятся меньше. Коллектив – важное условие правильного развития младшего школьника.
  4. Подростки – отдельный разговор. Они более инертны, более подвержены привязанности к дому, чем все остальные категории детей. Для них сложна не столько смена обстановки, сколько зависимость от мнения родителей. Меняя место жительства, подростки как бы соглашаются с мнением взрослых, а уже сам этот факт неприемлем для бунтующей личности.

Как минимизировать вероятность стресса


– это не только путешествие, но и серьезное испытание. Серьезное, но в итоге приятное. Теперь вы знаете, как подготовить чадо к этому событию. Надеемся, наши советы помогут вам в этом.

С доставкой по Новосибирску.

В клеточных условиях под влиянием психологических факторов и при неправильном кормлении сопротивляемость организма зверьков болезням сильно снижается, поэтому белки, как и другие животные, подвержены различным заболеваниям. При содержании животных в домашних условиях необходимо строго соблюдать основные правила санитарного режима и личной гигиены, чтобы предохранить ваших питомцев от болезней. Кроме того, во время родов и в период выкармливания потомства нередко бывают необъяснимые случаи гибели молодняка и самок, которые происходят в связи с новыми условиями их обитания, отличающимися от условий в природе.

Прежде всего, чтобы ваши зверьки чувствовали себя хорошо и никогда не болели, нужно организовать правильный уход за ними . Кроме того, необходимо выдержать вновь приобретенную белку в карантине в течение одного месяца и только тогда пересаживать нового зверька в общую клетку с другими вашими питомцами.

Перемена обстановки , как правило, также сильно отражается на общем состоянии зверька. Он может тосковать, у него снижается аппетит и появляется вялость. Особого внимания и заботы требуют зверьки в первый месяц пребывания в вашей квартире. За это время они отвыкают от прежних условий и привыкают к новой домашней обстановке и к людям. В этот период постарайтесь уделить им особенно много времени, чтобы зверьки к вам привыкли и считали своим.

При содержании зверька в карантине нужно в течение месяца следить тщательно за его здоровьем и измерять температуру тела. Если вы будете знать нормальную температуру тела вашего питомца, то любое отклонение от нормы будет свидетельствовать о том, что зверек чувствует себя неважно.
Если на карантине находится несколько зверьков, например самец и самка, больного зверька нужно отсадить в другую клетку.

Очень часто молодые самки отказываются или неохотно кормят своих детенышей молоком. В таких случаях осматривают молочные железы, и если самка оказывается здоровой и у нее есть молоко, то рекомендуется оставить ее при выводке, а чтобы малыши не погибли от голода, их следует подкармливать молоком через пипетку в течение нескольких дней. Если самка за это время начнет кормить детенышей нормально, искусственную подкормку можно прекратить.

Если же молочная железа не выделяет молока или самка упорно отказывается кормить потомство, то ее бракуют, а детенышей подкладывают к другой самке (можно другого вида, например к крысе, у которой есть детеныши), и она выкормливает подкидышей до их самостоятельности.

Если же подходящей для этих целей самки нет, то детенышей выкармливают кипяченым молоком искусственно, вначале через пипетку, а затем при помощи соски. Для этой цели необходимы следующие принадлежности. Теплоизлучатель, в качестве которого можно применить грелку, используемую в медицине. Этот прибор используют для обогрева сирот и больных зверьков.

1.Пластиковые шприцы без игл для кормления новорожденных сирот и детенышей, которым по каким-то причинам не хватает молока самки.

2.Большое количество мягких и хорошо впитывающих влагу бумажных салфеток.

В качестве заменителя молока для белок можно использовать козье или коровье молоко (скармливать в подогретом состоянии ), а также в возрасте нескольких дней можно скармливать кашицу, к которой добавляют немного глюкозы или сгущенного молока (на одну часть детского питания 50 мл сгущенного молока с содержанием жира 12% ). Позже в эту смесь добавляют небольшое количество порошка кальция (например, глюкона-та кальция), а также небольшое количество сахара на кончике чайной ложечки. При выкармливании осиротевших детенышей хорошо себя зарекомендовали заменители кошачьего и собачьего молока.

Случаи рождения мертвых детенышей у здоровых самок крайне редки. Они встречаются при неправильном или неполноценном питании, вследствие недостатка витаминов и микроэлементов, а также при некоторых инфекциях, таких, например, как листериоз или бруцеллез. Самки при родах, если их кормят сбалансированным рационом, гибнут очень редко. Их гибель может произойти в результате спазма непарного отдела матки, вызванного, например, сильным испугом. Чтобы предотвратить стресс, нужно всегда подходить к гнездовому домику с беременной самкой осторожно и без особого шума. Настоящие патологические роды происходят в основном по двум причинам - при нарушении асинхронности родов из правого и левого отделов матки или неправильном положении эмбрионов. Наблюдаются также случаи гибели беременных самок от сепсиса вследствие разложения погибших эмбрионов, а также в результате внематочной беременности.

С мертворожденными легко спутать детенышей, которые родились нормальными, но погибли уже на подстилке гнезда в силу каких-либо причин, например из-за того, что их не приняла мать, что случается не только при первых родах в клетке, но и у диких самок, которых поймали уже беременными. В первом случае причиной служит недостаточное развитие материнского инстинкта, во втором - отсутствие молока в результате сильного, продолжительного стресса. Кроме того, самка может затоптать нечаянно только что родившегося детеныша. Часто бывает, что молодая самка, погубившая из-за неопытности первый выводок, успешно воспитывает последующие.

Зверьки, вынужденные жить в тесной клетке, нередко враждуют между собой. При этом поведение зверьков разного пола и темперамента иногда различается довольно сильно: самец, как правило, охраняет площадь всей клетки. Самки поступают по-разному: одна не может успокоиться, пока «чужая » находится в клетке, что в конечном итоге приводит ее к гибели от голода и преследования, другая ограничивается тем, что, загнав соперницу в угол, уходит в домик и там отдыхает. Самка охраняет только гнездо и может проявлять агрессию даже к самцу.

Н.Н.Мешкова, Е.Ю.Федорович

«Разнообразное и продолжительное обследование новой территории, периодически возобновляющееся ее переобследованис позволяет синантропным грызунам — домовой мыши, серой крысе хорошо знать окружающую обстановку и реагировать на малейшие изменения в ней. Как показали исследования, эти животные замечают не только появление, но и исчезновение, переустановку предметов и даже замену их на сходные (Мешкова и др., 1992; Федорович, Мешкова, 1992). После замечания изменения зверьки сразу же прерывают "повседневную" деятельность (например, кормежку, патрулирование территории), а вся активность как бы "стягивается" к местам изменений, обследование и переобследование которых возобновляются несколько раз.

Эксперименты с изменением знакомой зверькам среды позволили выявить закономерности развертывания исследовательского поведения в этих условиях, а также проследить особенности построения и функционирования образа среды у животных, его зависимость от характеристик особи, ее мотивационного состояния, особенностей жизнедеятельности (Федорович, Мешкова, 1992; Федорович, в печ.).



В выгородке 4x4 м воссоздавалась "жилая комната", имитирующая жилище человека. В помещение одновременно выпускали группу незнакомых между собой животных. Через 4 — 5 дней "комната" полностью функционально ими осваивалась, отношения в группе стабилизировались; в дальнейшем работа велась только с группами, в которых формировались четкие иерархические отношения с деспотическим доминированием одного из самцов. На шестой день после выпуска животных в обстановке "комнаты" производились одновременно 7 изменений следующих типов: исчезновение, замена, перестановка, появление предметов. Основная часть материала излагается по дипломной работе Е. Ю. Федорович, выполненной на факультете психологии МГУ. Поведение серых крыс в сходных условиях изучалось студенткой биологического факультета МГУ А. В. Белоусовой.

Мы предположили, что ранг животного в группе ставит перед особью специфические задачи жизнедеятельности, определяя его образ жизни, систему отношений с различными компонентами среды. Это и обусловливает в значительной мере особенности функционирования и развития у каждого зверька регулирующего его поведение психического отражения, образа среды.

Для установления влияния ранга зверька на вероятность возникновения и характер протекания ориентировочно-исседовательской деятельности в каждой группе мы анализировали поведение двух самцов — доминанта и активного подчиненного (субдоминанта). Эти две категории зверьков были выбраны по следующей причине: при выраженном отношении "доминирования — подчинения" между ними эти особи имели приблизительно равную двигательную активность и при этом перемещались по всей территории. Иерархическое положение среди самок, за редким исключением, было выражено неявно; у малоактивных подчиненных — "изгоев" — активность ограничивалась небольшими участками помещения и сводилась в основном к быстрым перебежкам от убежища к местам кормежек, поэтому в большинстве мест появления изменений они не бывали.

В результате проведенных наблюдений было выявлено, что доминанты и активные подчиненные отличались по целому ряду количественных и качественных поведенческих показателей по отношению к изменениям.

Доминантные особи, возобновляя активность в измененной среде, обнаруживали изменения через больший промежуток времени, чем субдоминантные, при этом лишь на 2 — 5-й раз нахождения рядом с местами, где они произошли. В целом при первом подходе доминантные самцы заметили 19% изменений, а активные подчиненные — субдоминанты — 75%. См. рисунки 5 — 8 Приложения , там же план «жилой комнаты».

Следует отмстить, что чаще всего с первого раза замечались те изменения, которые появились на открытом месте в наиболее посещаемых животными местах, рядом с центрами активности и маршрутами передвижений. Однако однозначной зависимости моментального замечания изменения от места его появления мы не выявили.

Случаи незамечания "новизны" мы объединили, проанализировав ситуации нахождения зверьков рядом с нею, в 4 группы.

1 . Доминантные особи не замечают появления изменений, преследуя, разыскивая подчиненных зверьков или самок. Вот несколько примеров. Самец-доминант два раза пробегал рядом с появившимся домиком на звук прыжков подчиненного, но заметил его, только наткнувшись на этот предмет в ходе погони. Доминант из другой группы "охотился" за подчиненным, который как раз в это время ел приманку с только что поставленной ловушки (плоской давилки Геро). Будучи нацелен на объект своей "охоты", доминант погнал подчиненного прямо в ловушку. И только в следующий раз, находясь в этом же районе, доминирующий самец заметил появление ловушки и обследовал ее. Этот же доминант прошел, почти касаясь боком другой ловушки, идя по следу подчиненного, но заметил и начал обследовать ее, только возвращаясь обратно. Много раз мы наблюдали, как доминанты, пробежав в ходе погони за каким-либо членом группы по всей "комнате" и, соответственно, мимо большинства изменений, никак не реагируя на них, » спокойном состоянии замечали их, проявляя неофобию.

Так, один из доминантов даже напал на зверька, сидящего на новом цветочном горшочке, не проявив по отношению к новому предмету неофобии, хотя до этого несколько раз "не решался" подойти к нему. Нередко доминанты замечали появившийся или переставленный предмет только в результате непосредственного столкновения с ним опять же при погонях или в результате нападения на других членов группы, обследующих в этот момент эти предметы. В таких случаях преследование прекращалось, и доминантный самец или испуганно отскакивал от "неожиданно возникшего" предмета, или приступал к его осторожному обследованию. Иногда доминантный самец в возбужденном состоянии принимал новый предмет за искомого подчиненного и атаковал его. Так, самец-доминант три раза подряд налетал на небольшой цветочный горшочек и кусал его. То же наблюдали и у серых крыс — доминантный самец, после выяснения отношений с крысами из соседней группировки подошел в угрожающей позе к новой бутылке и пытался ее атаковать.

2 . Подчиненные мыши пробегали мимо произведенных изменений, спасаясь от преследования. Целый рад примеров дает нам поведение малоактивных подчиненных, "изгоев". Эти зверьки, перебегая по коротким маршрутам от убежища к еде и обратно, не реагировали, как правило, на появившиеся изменения. Один из таких зверьков, имея убежище в одном из выпускных домиков, не "заметил" исчезновения других, стоявших радом, хотя выбегал из своего убежища 5 раз за время наблюдений.

3 . Мыши (чаще подчиненные) пробегали мимо изменений, целенаправленно перемещаясь из убежищ к кормовым точкам после сна или при активизации доминанта — в убежища.

4 . И доминанты, и подчиненные зверьки не замечали одни изменения, обследуя другие.

Так, один из самцов прошел в первый раз мимо нового домика, отвлекшись на обнюхивание следов, оставленных наблюдателем. Мы видели, как обследование зверьком одного, важного для выполнения его жизненных функций, изменения, долго "не давало возможности" заметить и/или обследовать другое, расположенное рядом. Так, трое подчиненных мышей из разных групп продемонстрировали одну и ту же закономерность: каждый из них проходил в десяти сантиметрах от появившегося цветочного горшочка (в других ситуациях он замечался с 1 метра), ориентируясь в сторону места, где раньше находился стул, на котором у этих особей было убежище. Возвращаясь обратно, эти мыши замирали перед "неожиданно" возникшим перед ними горшочком, отбегали в сторону, после чего подходили и обследовали его. В нескольких группах замечание доминантами появления нового домика рядом с их убежищем (чемоданом) на все три часа наших наблюдений отвлекло этих зверьков от обследования других изменений. Попытки подобраться к этому предмету с разных сторон (домик вызвал сильную неофобию) перемежались с погонями и поиском подчиненных по всей "комнате". Однако доминанты вновь и вновь возвратились к попыткам начать обследование этого предмета, никак не реагируя на появление других изменений. Один из доминантных зверьков нашел и несколько раз обследовал прокопанную дикими мышами нору под сетчатым полом "комнаты". Выход этой норы располагался между местом, где находился убранный нами стул, и поставленным горшочком. На эти изменения доминант внимания не обратил и их не обследовал.

А. В. Белоусовой описан случай, когда крыса, подбираясь к сильно пугавшей ее верши, прошла по стоявшей на ее пути новой ловушке, пс заметив ее. Впоследствии ловушка сильно пугала эту самку.

Таким образом, мы видели, что изменения могут замечаться или не замечаться с первого раза в зависимости от мотивационного состояния животного, направленности его деятельности в данный момент. Прежде всего замечаются изменения наиболее значимые для каждой особи в этот самый момент. Н.Ю.Войтонис (1949) рассматривал подобное незамечание животным даже биологически значимых изменений в среде как проявление установки, мобилизацию организма на какую-то одну, актуальную в данный момент деятельность.

Хотя доминантные особи и перемещались по всему объему "жилой комнаты", в целом они заметили не все произведенные изменения — в среднем 4,0 из 7 возможных; разброс — от 1 до б. В то время как подчиненные зверьки заметили и обследовали в среднем 6,4 из 7 возможных изменений, разброс 3 — 7. Чаще всего доминантные особи замечали и проявляли наиболее выраженную неофобию и исследовательское поведение по отношению к появившимся впервые или на новом месте предметам; исчезновение, а также замену предметов, если эти изменения не были связаны с их жизнедеятельностью (например, в переставленном домике могло находиться убежище), они не замечали, либо обследовали крайне мало (1 — 3 подхода). Субдоминантные особи замечали изменения всех типов, кроме исчезновения небольших предметов, если только они не были связаны опять же с их жизнедеятельностью.

Достаточно неожиданным для нас было увидеть, насколько тщательно и разнообразно интересно обследуется этими зверьками место, с которого убирался какой-либо предмет. Вот конкретный пример. Из комнаты выносили стул. Мышь, пробегая от этого места на расстоянии примерно полутора-двух метров, неожиданно останавливаясь и развернувшись головой в сторону убранного предмета, замирала. Затем следовала серия ориентировочных стоек из разных мест, при этом мышь крутилась, перебегая от укрытия к укрытию по большому диаметру вокруг. Потом с большей или меньшей настороженностью зверек подходил непосредственно к участку пола, над которым стоял стул, и проходил его, делая частые мелкие зигзаги — нюхая пол и меняя направление движения через 2 — 3 шажка. Иногда зверек останавливался и делал серию пространственных ориентировочных стоек в разных направлениях. Иногда — отбегал в сторону, ориентировался там, лотом снова подходил к измененному месту, проходя его мелкими зигзагами (см.рис. 8 Приложения).

Еще один пример. Исследователи убирали веник, стоящий прислоненным к ножке одного из стульев. Чаще всего исчезновение этого предмета мыши замечали с сиденья стула, над которым возвышалась ручка веника. Мыши крутились на краю сиденья, заглядывая вниз, перемежая это ориентировочными стойками, отбегали на другой конец сиденья, ориентировались оттуда в сторону, где ранее возвышался веник. Затем зверьки поднимались и спускались несколько раз по ножке стула, к которой был прислонен веник и, в заключение, обходили, делая мелкие зигзаги, тот участок на полу, на который непосредственно опирался веник.

Когда передвигали часть выпускных домиков, зверьки обследовали как сами передвинутые домики, так и то место, с которых они убраны.

В целом для активных подчиненных зверьков типичными были случаи замечания изменений издалека, а также целенаправленные подходы к ним, как правило, без выраженных признаков иеофобии. Обследование "новизны" — продолжительное (в среднем 10 — 12 секунд, в отдельных случаях до трех, и даже шести минут (!) непрерывно) , цепочки действий по обследованию при первом подходе состояли из 4 — 10 действий. Как мы уже говорили, доминантные зверьки дольше не замечали произведенные изменения, часть обнаружений изменений у них была связана либо со случайным столкновением с появившимся или переставленным предметом, либо с подражанием другим особям — доминант первый раз подходил к появившемуся предмету, предварительно пронаблюдав за другими зверьками или зверьком, его обследовавшими. В 95% случаев первый подход доминантов к изменениям следовал уже после того, как рядом побывали и обследовали его другие мыши.

Яркой отличительной особенностью поведения этой категории зверьков на начальном этапе ознакомления с произошедшими изменениями была сильная неофобия по отношению к ним. Отдельные особи в течение всех трех часов наблюдений так и "не решались" подойти хотя бы к одному из поставленных нами новых предметов. Однажды мы наблюдали проявление иеофобии по отношению даже к пустому месту, с которого были убраны выпускные домики. Примечательно, что нсофобия по отношению к произведенным изменениям проявлялась не только до первого обследования их. Часто у доминантных особей мы замечали чередование незамечания изменения при пробегании мимо (при слежке или погоне за подчиненным или самкой в эструсе) с проявлением по отношению к нему же, при другом подходе, неофобии. Один из доминирующих самцов проявлял сильно выраженную неофобию по отношению к переставленным домикам, так и "не решившись" подойти к ним, отскакивая всякий раз к ближайшему укрытию. Когда же он следил, пробегая от предмета к предмету, за одним из подчиненных самцов, спрятался за этими выпускными домиками без каких-либо признаков боязни. Это не помешало доминанту настороженно отнестись к ним при последующем возобновлении их обследования.

Проявление сильно выраженной неофобии к новым предметам у доминантных самцов серых крыс, в отличие от других членов группы, в сходных экспериментальных условиях описано и А.В.Белоусовой. Частично вследствие иеофобии, первые контакты с "новизной" у доминантных зверьков были фрагментарными (1 — 3 секунды), цепочка действий по их обследованию состояла из 1 — 2 элементов, ориентировочно-исследовательская деятельность при последующих подходах разворачивалась крайне медленно. Более подробно явление неофобии будет описано пиже.

То, что субдоминантные и доминантные особи замечали различное количество изменений и, кроме того, активные подчиненные, в отличие от доминантов, замечали и обследовали преимущественно все типы изменений, можно объяснить различной представленностью, дифференцированностью элементов окружающей среды в психическом образе этих зверьков. Косвенно это подтверждается и особенностями характера передвижений зверьков обеих этих категорий до дня изменений, в стабильной, знакомой обстановке.

В целом передвижения доминантных мышей отличались меньшей вариативностью, при спокойной обстановке в помещении они бегали по одним и тем же маршрутам, соединявшим важные для них участки, убежища, места кормежек и питья. Передвижения но таким маршрутам были стремительны, при этом мыши достаточно стереотипно обегали предметы с одной и той же стороны, уходили в убежища и выходили из них в одних и тех же местах и одним и тем же способом. С набеганных маршрутов доминантные особи сходили в основном в двух случаях: во время погони или слежки за какой-нибудь мышью, а также при патрулировании территории, причем доминант обходил по очереди те места, ще раньше обнаруживал искомую особь, или шел по следам убежавшей мыши.

Так как расположение предметов не менялось во всех группах, для доминантов из разных групп в целом были характерны похожие маршруты передвижений (рис. 9 Приложения ).

Для активных подчиненных зверьков, субдоминантой, было характерно следующее: после выхода из убежища и подходов к пище и воде они, как правило, обходили территорию. Траектории подчиненных особей не складывались в "тропы", как у доминантов, а располагались "диффузно" (рис.10 Приложения ). У подчиненных также были короткие набеганные маршруты, проходя которыми они передвигались стереотипно. Подчиненные зверьки пользовались ими, в противоположность доминантам, чаще всего когда ситуация в помещении становилась напряженной: эти маршруты связывали места кормежки и убежища.

Кроме того, именно у субдоминантиых особей, как было уже описано выше, мы наблюдали интереснейшую форму поведения — переобследование знакомой, хорошо известной территории — эти зверьки обходили комнату с "привязкой" своего движения к практически всем наземным предметам, находящимся в помещении, переобследуя при этом и сами предметы: влезали внутрь, сверху, обходили по периметру, обнюхивали. Можно предположить, что подобное переобследование приводило к более детальному ознакомлению с предметной обстановкой "жилой комнаты", а также способствовало в дальнейшем замечанию этими зверьками любых изменений окружающей среды.

Вернемся к поведению зверьков в измененной нами "жилой комнате". Благодаря активному, разнообразному и продолжительному обследованию появившихся изменений, субдоминантные особи быстро корректировали свое поведение, "втягивая" обследованные изменения обстановки в сферу своей жизнедеятельности: например, своевременно обегая их новые или переставленные предметы при погонях, используя их как новые убежища, наблюдательные пункты, первыми начинали кормиться с расставленных ловушек (ненастороженных в наших экспериментах).

Другая же категория — доминанты на протяжении довольно длительного времени не учитывали произошедших изменений в своей жизнедеятельности. Так, в ходе погонь за другими членами группы они нередко сталкивались с появившимися или переставленными предметами. Например, один из доминантов сшибал выпускной домик, передвинутый на новое место, три раза подряд в ходе одной и той же погони. Мы наблюдали также, как после неоднократного обследования какого-либо изменения доминанты, подбегая к нему с другой стороны, "пугались" его (повторно проявляли неофобию).

Одним из важных факторов, определяющим особенности ориентировочно-исследовательской деятельности зверьков в измененной среде, явился характер использования места, на котором произошло изменение, его значимостью для конкретной особи. Изменения, производившиеся в центре зоны активности данного зверька, например рядом с его убежищем, замечались (через больший или меньший отрезок времени) в 100% случаев как активными подчиненными, так и доминантами. Например, переставленные на место друг друга две пары обуви замечались и обследовались только теми доминантами, чье убежище находилось рядом — в тряпке, свисающей со стула, хотя все доминанты бывали в этом районе в течение нашего наблюдения неоднократно. Исчезновение веника замечали многие подчиненные зверьки, однако продолжительно и неоднократно это место обследовали только тс особи, которые имели убежище на стуле, к которому этот веник был прислонен,— они обходили зигзагами участок пола, на который опирался веник, пролезали вверх-вниз по ножке стула, ориентировались с места сиденья, над которым возвышалась ручка веника. Вообще произведение изменений рядом с убежищами или местом кормежки вызывало как наиболее сильную неофобию, так и наиболее сильно выраженную исследовательскую реакцию.

Таким образом, как показали вышеприведенные данные наблюдений, развертывание ориентировочно-исследовательской деятельности в условиях, близких к естественным, не происходит автоматически в ответ на любые изменения в знакомом животному окружении. Характер поведенческих ответов зверьков в ситуациях "новизны" во многом определяется не столько формальными признаками самих изменений (характер изменений, их размер и т. п.), сколько особенностями жизнедеятельности самою зверька (в нашем случае — общим контекстом деятельности в момент нахождения животного радом с изменением, его потребностно-мотивационным состоянием, характером использования территории, на которой произошло изменение, значимостью произошедшего изменения для животного).

Некоторые из приведенных выше наблюдений позволяют сделать заключение об активном характере отражения зверьками окружающей среды, проявляющемся в данном случае прежде всего в избирательном, "пристрастном" характере восприятия изменений.

Активный характер психического отражения выражался прежде всего в различной степени готовности особей воспринимать изменения окружающей среды, что обусловливалось, по нашему мнению, значимостью самого факта появления изменений для животного. Большая готовность подчиненных зверьков к восприятию и учету изменений проявлялась в следующем: активные подчиненные особи, для которых значимым являлся поиск любых новых возможностей приспособления к существующим условиям через установление новых связей со средой (прежде всего поиск новых источников пищи и убежищ), замечали большинство изменений с первого раза, как правило, издалека, после чего целенаправленно подходили к нему. (Некоторые мыши, забираясь на высокий предмет — тумбочку, ориентировались сверху, после чего слезали и ниш прямо к какому-либо изменению, например на место убранного стула.)

Доминанты, положение которых в группе зависело от поддержания существующей иерархической структуры в г py ппе и значительная часть активности которых сводилась к поиску, преследованию подчиненных, долго не замечали произошедшие изменения, в целом видели меньше изменений, долго не учитывали их в своей жизнедеятельности.

Нам кажется также, что тот факт, что для подчиненных в целом не было свойственно проявление неофобии по отношению к изменениям, еще раз подчеркивает повышенную готовность этих зверьков воспринимать внесенные изменения. Единичные случаи проявления иеофобии у подчиненных относились к ситуациям неожиданного для животного замечания предмета, в том месте, где, предполагалось, его нет. Потенциальную готовность подчиненных к восприятию изменений мы можем увидеть и в описанных выше случаях регулярно повторяющихся нереобследованиях комнаты предметов, находящихся в ней. [Думаю, именно здесь кроется известное этологам . В.К. ]

Группа случаев, когда обследование одного, более значимого изменения "не давало" животному заметить другие, радом расположенные, а также случаи, когда доминант, преследуя или отслеживая подчиненных, не замечает "новизны" в окружающей обстановке, еще раз подтверждает активный характер регулирующих поведение психических процессов.

Представленный материал, как нам кажется, убедительно показывает, что животные не просто осуществляют выбор поступающих стимульных воздействий, последовательно отфильтровывая их по "регистрам" — новизне, интенсивности, неопределенности значимости (Соколов, 1960; Гращенко, Латаш, 1965; Barry , 1990), но сами активно вычерпывают из окружающей среды нужную информацию, нужный стимул (Леонтьев, 1979; Смирнов, 1985; Вилюнас, 1986; Latash , 1990). Причем "тот стимул, который ищется, уже заранее имеет интерпретацию, значение..." (Смирнов, 1985, С.6). То, какая информация, какие объекты, их свойства и связи будут восприняты особью, то, каким содержанием наполнится психический образ, определяется самим животным, всем контекстом его деятельности, его образом жизни.

Неофобия