«Русский язык», 4 класс. Методическое пособие
чередование звуков [ч’]/ [к] в корне. если возьмут прилагательное
медвежий , пусть обратят внимание на чередование звуков [т’]/ [ж] в
корне слова (звук [т’] на письме обозначен буквосочетанием дь ).
После этого учебник выстраивает систему работы, которая позво-
лит детям не просто принять, но и понять, что часть слова «-ий-» в
притяжательных прилагательных (отвечающих на вопрос «чей?») – это
именно суффикс, а не окончание. Материал данного упражнения по-
зволяет показать, что в качественных прилагательных, которые отве-
чают на вопрос «какой?», часть слова «-ий» является не суффиксом, а
окончанием. сравнивая состав слов могуч/ий и быч/ий , дети должны
в конце концов понять, что в слове могуч/ий часть слова «-ий» – это
окончание, а в слове быч/ий – похожая часть слова «ий-» – это суф-
фикс, а не окончание. с помощью учителя школьники придут к выво-
ду, что эти части слов – «-ий» и «-ий-» – являются омонимами (то есть
пишутся и произносятся одинаково, но означают разное). без понима-
ния этого дети не сумеют уяснить, почему же в косвенных формах при-
тяжательных прилагательных необходимо писать разделительный Ь.
в учебнике на с. 144–145 к проблеме разного состава качествен-
ных и притяжательных прилагательных привлекает внимание сквоз-
ной герой комплекта Миша иванов. евдокия васильевна предлагает
письменно (это очень важно!) просклонять одно из качественных при-
лагательных: рыжий , могучий , жгучий . склоняя слово письменно и вы-
деляя окончание в разных его формах, дети смогут убедиться в том,
что часть слова «-ий» – именно окончание, поскольку окончание –
изменяемая часть слова:
и.п. рыж/ий
р.п. рыж/его
д.п. рыж/ему
в.п. рыж/его (кота) или рыж/ий (хвост)
Т.п. рыж/им
П.п. о рыж/ем
После этого евдокия васильевна еще раз напоминает школьни-
кам о том, что прилагательные, отвечающие на вопрос «чей?», обра-
зованы: а) от основ существительных, б) с помощью суффикса «-ий»
(дети уже в нескольких упражнениях указывали, от каких основ об-
разованы подобные прилагательные, и сами письменно показывали
словообразование: в упражнении 146 с помощью суффикса «-ин-», а
в упражнении 148 – с помощью суффикса «-ий»).
Учитель должен еще раз напомнить школьникам, что слова никак
не могут образовываться с помощью окончаний, что окончание – это
изменяемая часть слова.
212
RUSSKI IAZIK_IV.indd 212
05.05.2012 12:44:19
Методический комментарий к учебнику. часть 3
Затем необходимо очень внимательно и пошагово изучить та-
блицу (с. 146). сравнивая слова в форме и.п., закрашенные цветом,
школьники должны подтвердить, что у прилагательного рыж/ий часть
«-ий» – это окончание (рыж/его, рыж/ему и т. д.), а у прилагательного
медвежий «-ий» – это суффикс, поскольку оно образовано от су-
ществительного «медведь» с помощью суффикса «-ий-». сравнивая
слова в форме и.п., не закрашенные цветом, дети должны точно так
же рассуждать и доказывать, почему у этих прилагательных именно
так показан состав слов. (Звуковой облик этих слов в форме и.п. мы
пока не рассматриваем.)
После этого необходимо рассмотреть написание и состав слов,
выделенных цветом, в форме р.п. обратите внимание детей на то,
что теперь хорошо видна разница в написании форм прилагательных
(у прилагательного из второго столбика появился Ь!), но куда-то ис-
чезла разница в составе слов: у прилагательного из второго столбика
больше нет суффикса, а часть «-его» является таким же окончанием,
как и у прилагательного из первого столбика. Точно к таким же выво-
дам нас приведет рассмотрение второй пары слов – не выделенных
цветом. в написании прилагательного, отвечающего на вопрос чЬе-
го?, появился Ь, а из его состава исчез суффикс.
куда же делся суффикс?
чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть звуко-
вой облик слов из второго столбика. Учитель может спросить детей:
«кто-нибудь сумеет объяснить, почему в формах слов ”медвежье го”
и ”бычье го” в звуковой записи есть звук [й’], а в буквенной записи его
нет? Мы вспоминали недавно о том, на что указывает разделительный
Ь, когда за ним следуют буквы е, Ё, Ю, я, и (если не помните, откройте
учебник на с. 138–139). он указывает на то, что следующая за ним бук-
ва обозначает два звука, первый из которых – звук [й’]. вспомнили?
Произнесите слова “медвежье го” и “бычье го”. слышите звук [й’]? он
отражается в звуковой записи этих слов? конечно. а почему не от-
ражается в буквенной? Правильно: буква е, стоящая после раздели-
тельного Ь, обозначает сразу два звука, первый из которых – звук [й’].
в буквенной записи звук [й’] прячется за буквосочетанием Ье.
Теперь сравните состав слов “медвежий” и “бычий” в формах и.п.
и р.п. в какой форме мы видим суффикс «-ий-»? Правильно: в форме
и.п. а в форме р.п. этот суффикс есть? есть, но он превращается в
суффикс [й’], и его можно увидеть только в звуковой записи. (дети
должны убедиться в том, что сам звук [й’] можно услышать, если
произносить эти слова.) в буквенной записи этот суффикс, обозна-
ченный звуком [й’], прячется за буквосочетанием Ье».
213
RUSSKI IAZIK_IV.indd 213
05.05.2012 12:44:20

Современные технологии позволили создать сервис мгновенных переводов таджикского языка под нужны каждого. Были учтены такие параметры, как удобство, скорость работы, отсутствие платы и необходимость в большом количестве направлений перевода. Старания увенчались созданием таджикского онлайн переводчика на русский, с русского, а также другие языки. Не ограничивайте свой выбор только на таджикском, используйте m-translate для всех своих нужд.

Неортодоксальный Яндекс или Гугл переводчики

Быть лучшими для нас означает совмещать все наши работки, а так же best practice таких гигантов, как Гугл и Яндекс. Чем наш таджикский онлайн переводчик? Во-первых, он ближе к пользователю: интуитивно понятный интерфейс, удобство использования с мобильных устройств. Во-вторых, это основной наш продукт, и мы вкладываем всю свою любови и силы на его развитие. В-третьих, сервис бесплатных переводов m-translate всегда был и будет вне политики, экономики и других предрассудков. Мы работаем для вас!

Возможность переводить тексты

Основная возможность русско-таджикский онлайн переводчика – работа с текстами. Они не имеют запрета на перевод большого количества слов. В ваших руках ресурс неограниченных возможностей перевода. Он сделан для простого и понятного каждодневного использования обычных людей, не переводчиков. Поэтому таджикский переводчик работает в облачном режиме – онлайн. А это значит, что его не требуется устанавливать, активировать, покупать. Только используйте в своих целях!

Многофункциональность русско-таджикского веб переводчика

Пользователю доступна возможность выбора работы: обычный перевод или словарь. Авто определение направления перевода поможет не только в случае с таджикским, но любым незнакомым вам языком. Постоянные обновления открывают доступ к 104 самым используемым языкам мира, и дарит вам бесплатно инструмент для полномасштабного изучения любого из языков, будь то таджикский, либо любой другой.


Скачать: samouchtadjickogo1993.djvu

M. MAXAДOB
САМОУЧИТЕЛЬ ТАДЖИКСКОГО ЯЗЫКА
ДУШАНБЕ МАОРИФ 1993
М-36
ББК 81.2 Тадж-4
МАХАДОВ М.
Самоучитель таджикского языка.- Душанбе: Маориф 1993.
ISBN-5-670-00497-3

Книга снабжена простыми разговорными текстами, русско-таджикским словарем.
Предназначается для тех, кто желает изучать таджикский язык самостоятельно, а также для преподавателей таджикского языка в русских школах.
ББК 81. 2 Тадж-4 Редактор А. Аброри
4306010000-595
M-- -33-93
M 504(12)-92
ISBN 5-670-00214-8
(Є) Махадов M., 1993
2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее учебное пособие «Самоучитель таджикского языка» составлено для тех, кто не знает или плохо владеет таджикским языком. Оно состоит из двадцати уроков.
Элементарные данные по фонетике таджикского языка в сравнение с звуками русского языка даны в сжатой форме в первом уроке. Остальные девятнадцать уроков посвящены наиболее распространенным грамматическим формам обиходной речи.
Каждый урок рассчитан на четыре-пять часов занятий. Учебный материал построен так, чтобы облегчить усвоение особенностей таджикского разговорного языка. Грамматические правила и формы даются в свободном положении и в виде таблиц.
В целях быстрого и эффективного усвоения материала каждый урок снабжен заданиями, упражнениями и словарем.
Самоучитель включает небольшие разговорные тексты на такие темы, как «Встреча», «На базаре», «В ресторане», «В гостинице», а также научно-познавательные и художественные тексты. Он знакомит с наиболее распространенными афоризмами таджикского языка и их русскими эквивалентами.
В конце пособіия даны образцы некоторых документов (заявление, справка, доверенность, акт, автобиография) на таджикском и русском языках.
Самоучитель снабжен таджикско-русским и русско-таджикским словарями.
3
УРОК 1
1. 1 АЛФАВИТ ТАДЖИКСКОГО ЯЗЫКА (АЛИФБОИ ЗАБОНИ ТОНИКИ)
Современный алфавит таджикского языка построен на основе русского (кириллицы) алфавита и состоит из тридцати букв (звуков).
Начертание букв
печаг-1 рукописное I ное
Начертание букв
гтечаї- рукописное I пое
га а: ш >, га I
Начертание букв
Я *
га *°
печат" рукопис- ^
ное
иое
A a ,j4q а
Б б %ё бэ
в в <%#
Г г?s
вэ гэ
Д д
(Ее) Єе (Её) Se
дэ
йо
К к ^ Л л
Al м
эм
H н./V,-. Oo
П и -ЙГл
пэ
З з 1
С с T т
Cc
эр
Ч ч
чэ
Ш ш ша
Г Э э 9
(Ю ю) йу
(Я я) йа
F г гэ
K к кэ
У у У
X X хэ
Буквы е, ё, ю, я не обозначают самостоятельных звуков. Этими буквами обозначены сложные звуки, состоящие из двух звуков: е = й+э, ё = й + о, ю = = й+у, я = й + а (в таблице эти буквы взяты в скобки).
1.2. ЗВУКИ (ОВОЗХО)
Звуки таджикского языка делятся на гласные и согласные.
1.3. ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (БУКВЫ)
Гласных звуков в таджикском языке шесть:
а, и, э, у, о, у.
Произношение гласных звуков а, и, э, у, о мало отличается от произношения соответствующих звуков русского языка. Гласный звук у в русском языке отсутствует. Начало его произношения совпадает с произношением звука у, а в конце - с о, т. е. у, звучит о-образно.
Упражнение 1. Произнесите вслух следующие слова:
руз - день руй - лицо
гуш - ухо шур - соленый
у - он хуша - колос, гроздь
буй - запах УрДУ- армия
кух - гора куза - кувшин
муй - ,волос, волосы тур - сетка туфон - тайфун пуст - кожа
мурча - муравей кур - слепой
1.4. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (БУКВЫ)
Таких звуков (букв) в таджикском языке 24:
б, В, Г, Д, Ж, 3, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, x, ч, «i, К, f, X, Ч, ъ.
5
Произношение согласных звуков б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, ч, ш мало отличается от произношения соответствующих звуков русского языка. Согласные звуки к, f, х, Ч, ъ в русском языке отсутствуют. Чтобы произнести их правильно, необходима определенная тренировка. Звуки к, f - увулярные согласные. При их произношении язычок смыкается или сближается с самой задней частью спинки языка: эти звуки легко образуются при вибрации этих органов.
Упражнение 2. Произнесите вслух следующие слова:
FOp - грот poF - щель 6of - сад гайр - чужой TaFo - дядя 30F - галка загир - лен гунча - бутон гук - жаба Fypy6 - заход гуза - хлопок гунда - каракурт агба - перевал огил - хлев
F03 - ГУСЬ
кабл аз - прежде чем ку - лебедь ярок - оружие кабила - род, племя кок, - сухой кошук - ложка кош - бровь акл - ум бакия - остаток к,авс - скобка халк - народ вакт - время ракам - число шарк - восток кием - часть
Согласный звук х, имеет гортанное произношение: он глухой, щелевой (сравните произношение г в украинском языке или вспомните произношение г в латинском выражении (homo sapiens (го-мо сапиенс).
Упражнение 3. Произнесите вслух следующие олова:
6
мохтоб - луна сохил - берег хак, - доля
хукм - приказ мохй - рыба хезум - дрова
хама -¦ все
мох - месяц
бахрр - весна кух. -¦ гора рох, - дорога субх. - утро сохиб - хозяин рубох; - лиса охак - известь мухит - окружающая
шох - царь
среда мухаббат - любовь
Согласный звук ч состоит из двух звуков д и ж, которые произносятся неразрывно, слитно: дж.
Упражнение 4. Произнесите вслух следующие слова:
Согласный звук ъ (айн) имеет гортанное произношение, это звонкий, смычный звук, образующийся путем смыкания стенок глотки. Его произношение напоминает произношение твердого знака в русских словах типа съезд, объект, объявление, разъезд. Этот звук встречается только в словах, заимствованных из арабского языка. На исходе слова перед изафетом и всегда отпадает: мавзуъ - тема, мавзуи нав - новая тема, тулуъ - ,восход, тулуи офтоб - воеход солнца.