ИЗ-ЗА ОСТРОВА НА СТРЕЖЕНЬ

Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выплывают расписные,
Острогрудые челны.

На переднем Стенька Разин,
Свадьбу новую справляет,
Сам веселый и хмельной.

А она, закрывши очи,
Ни жива, и ни мертва,
Молча слушает хмельные
Атамановы слова.

Позади их слышен ропот:
- Нас на бабу променял,
Только ночь с ней провожжался,
Сам на утро бабой стал.

Этот ропот и насмешки
Слышит грозный атаман
И могучею рукою
Обнял персиянки стан.

Брови черные сошлися -
Надвигается гроза,
Алой кровью налилися
Атамановы глаза.

Ничего не пожалею,
Буйну голову отдам, -
Раздается голос властный
По окрестным берегам.

Волга-Волга, мать родная,
Волга, русская река,
Не видала ты подарка
От донского казака!

Чтобы не было раздора
Между вольными людьми,
Волга, Волга, мать родная,
На, красавицу прими!

Мощным взмахом поднимает
Он красавицу-княжну
И за борт ее бросает
В набежавшую волну.

Что ж вы, братцы, приуныли?
Грянем песню удалую
На помин ее души!

Из песенника середины 1990-х

Напев. Русские народные песни. (Сост. А. Г. Новиков.) Политическое управление РККА. Сборник 2. М.; Л., 1936, с. 72. Приводится по изд.: 100 песен русских рабочих / Сост., вступит. статья и коммент. П. Ширяевой; Общ. ред. П. Выходцев. Л., Музыка, 1984.

Народная песня на основе стихотворения Дмитрия Садовникова "Из-за острова на стрежень..." (1883). Песня стала популярной уже в 1890-х гг. Садовников, фольклорист, этнограф и поэт, создал два цикла стихов о Степане Разине - "Из волжских преданий о Стеньке Разине" и "Песни о Стеньке Разине". Популярными народными песнями стали "Из-за острова на стрежень" и "По посаду городскому" . Песня входила в репертуар Федора Шаляпина и Надежды Плевицкой. Она легла в основу сюжета первого русского художественного фильма "Понизовая вольница" (режиссер Владимир Ромашков, 1908).

Песня

Дмитрий Садовников

Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выбегают расписные,
Острогрудые челны.

На переднем Стенька Разин,
Обнявшись с своей княжной,
Свадьбу новую справляет,
И веселый и хмельной.

А княжна, склонивши очи,
Ни жива, и ни мертва,
Робко слушает хмельные
Неразумные слова.

«Ничего не пожалею!
Буйну голову отдам!» -
Раздается по окрестным
Берегам и островам.

«Ишь ты, братцы, атаман-то
Нас на бабу променял!
Ночку с нею повозился -
Сам наутро бабой стал...»

Ошалел… Насмешки, шепот
Слышит пьяный атаман -
Персиянки полоненной
Крепче обнял полный стан.

Гневно кровью налилися
Атамановы глаза,
Брови черные нависли,
Собирается гроза…

«Эх, кормилица родная,
Волга-матушка река!
Не видала ты подарков
От донского казака!..

Чтобы не было зазорно
Перед вольными людьми,
Перед вольною рекою, -
На, кормилица… возьми!»

Мощным взмахом поднимает
Полоненную княжну
И, не глядя, прочь кидает
В набежавшую волну…

«Что затихли, удалые?..
Эй ты, Филька, черт, пляши!..
Грянь, ребята, хоровую
За помин ее души!..»

"Волжский вестник", 1883 г., № 12

Русские песни и романсы / Вступ. статья и сост. В. Гусева. - М.: Худож. лит., 1989. - (Классики и современники. Поэтич. б-ка).

Дмитрий Николаевич Садовников (25 апреля (7 мая) 1847, Симбирск - 19 (31) декабря 1883, Санкт-Петербург)

УТОПЛЕНИЕ КНЯЖНЫ

Утопление княжны якобы произошло в Астрахани осенью 1669 года, когда Разин вернулся из похода в Персию "за зипунами", во время которого якобы была пленена прекрасная персидская княжна. Менее чем через год Разин поднимет на Дону восстание и летом 1670 года опять окажется в Астрахани - захватив город силой.

Впервые сцена описана голландским ремесленником и путешественником Яном Янсеном Стрейсом (или Стрюйсом, Struys, 1630-1694) в его книге «Три путешествия», изданной в 1676 г. в Амстердаме и впоследствии переведенной на многие языки (на русском вышла в Москве в 1935 г.). Стрейс с 1668 года работал парусным мастером в России и находился в Астрахани во время разинского бунта. В 1824 в журнале «Северный Архив» в статье А. Корниловича о путешествии Стрейса был воспроизведен фрагмент книги:

«…Мы видели его [С. Разина] на шлюпке, раскрашенной и отчасти покрытой позолотой, пирующего с некоторыми из своих подчиненных. Подле него была дочь одного персидского хана, которую он с братом похитил из родительского дома во время своих набегов на Кавказ. Распаленный вином, он сел на край шлюпки и, задумчиво поглядев на реку, вдруг вскрикнул: «Волга славная! Ты доставила мне золото, серебро и разные драгоценности, ты меня взлелеяла и вскормила, ты начало моего счастья и славы, а я неблагодарный ничем еще не воздал тебе. Прими же теперь достойную тебе жертву!» С сим словом схватил он несчастную персиянку, которой все преступление состояло в том, что она покорилась буйным желаниям разбойника, и бросил ее в волны. Впрочем, Стенька приходил в подобные исступления только после пиров, когда вино затемняло в нем рассудок и воспламеняло страсти. Вообще он соблюдал порядок в своей шайке и строго наказывал прелюбодеяние». (см.: Виктор и Григорий Смолицкие. История одного песенного сюжета // «Народное творчество», №6, 2003).

Однако никакими документами и никакими персидскими источниками не подтверждается ни утопление, ни вообще похищение Разиным знатной персидской девушки в ходе набега, то есть рассказ Стрейса основан на фольклорном материале, и реальный Разин княжны не топил.

Эпизод, опубликованный Корниловичем, был использован Пушкиным в одной из его "Песен о Стеньке Разине" - "Как по Волге-реке, по широкой..." (1826, опубликована в 1881); но распространения она не получила. Популярные ныне песни о Разине были сложены позднее, поэтами эпохи народничества, в 1860-е-1880-е гг. Большую роль в этом сыграла монография Н. И. Костомарова "Бунт Стеньки Разина", написанная в 1858 году (см., например, песню Навроцкого "Есть на Волге утес" , <1870>). Возможно, что публикация в 1881 году разинских песен Пушкина также оказала влияние на Садовникова.

ПЕСНЯ У ТУРИСТОВ

Известен туристический вариант исполнения, появившийся в последние десятилетия XX века. При этом после каждого куплета кто-то один спрашивает: «Девушки, где вы?». Остальные хором отвечают: «Тута, тута». Первый: «А моей Марфуты нету тута?». Все хором: «А твоя Марфута сигает с парашютом». И после этого все хором затягивают солдатскую:

Соловей, соловей, пташечка –
Канареечка жалобно поет.
Раз-поет, два-поет, три-поет,
Канареечка жалобно поет.
(Вариант: Помирает – петь не перестает)

Далее – следующий куплет («На переднем Стенька Разин…»). Предполагается петь ее до конца с веселыми припевами после каждого четверостишия. Но практически – все кончается на двух-трех первых куплетах, и до бедной княжны так и не доходит. (см.: Виктор и Григорий Смолицкие, там же).

ОДНО ИЗ ДЕШЕВЫХ ДОРЕВОЛЮЦИОННЫ ИЗДАНИЙ







Любовь Стеньки Разина (Княжна). Казнь Стеньки Разина. Перел. А. Зорина. Пг.: Эвтерпа, б.г. . (Универсальная библиотека нот под ред. А.Н. Чернявского. №№52, 53). [Из собрания нот a-pesni].

ВАРИАНТЫ (5)

1. Из-за острова на стрежень…

Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выплывают расписные,
Стеньки Разина челны.

На переднем Стенька Разин,
С молодой сидит княжной, -
Свадьбу новую справляет,
Сам веселый и хмельной.

А она, закрывши очи,
Ни жива и ни мертва,
Молча слушает хмельные
Атамановы слова.

Позади их слышен ропот:
«Нас на бабу променял!
Только ночь с ней провозжался,
Сам наутро бабой стал».

Этот ропот и насмешки
Слышит грозный атаман
И могучею рукою
Обнял персиянки стан.

Брови черные сошлися –
Надвигается гроза.
Алой кровью налилися
Атамановы глаза.

«Ничего не пожалею,
Буйну голову отдам», -
Раздается голос властный
По окрестным берегам.

«Волга, Волга, мать родная,
Волга - русская река,
Не видала ты подарка
От донского казака.

Чтобы не было раздора
Между вольными людьми,
Волга, Волга, мать родная,
На, красавицу возьми!»

Мощным взмахом подымает
Он красавицу княжну
И за борт ее бросает
В набежавшую волну…

«Что вы, черти, приуныли?
Эй ты, Филька, чорт, пляши!
Грянем, братцы, удалую
На помин ее души…»

Русские песни. Сост. проф. Ив. Н. Розанов. М., Гослитиздат, 1952.

2. Стенька Разин
(Русская былина в записи Д. Садовникова)

Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выплывают расписные,
Острогрудые челны.

На переднем Стенька Разин,
Обнявшись с своей княжной,
Свадьбу новую справляет,
Сам веселый и хмельной.

А княжна, склонивши очи,
Ни жива и ни мертва,
Робко слушает хмельные
Неразумные слова.

«Ничего не пожалею!
Буйну голову отдам!» -
Раздается по окрестным
Берегам и островам.

«Ишь ты, братцы, атаман-то
Нас на бабу променял!
Ночку с нею повозился -
Сам наутро бабой стал...»

Ошалел… Насмешки, шепот
Слышит пьяный атаман -
Персиянки полоненной
Крепче обнял тонкий стан.

Гневно кровью налилися
Атамановы глаза,
Брови черные нависли,
Собирается гроза…

«Эх, кормилица родная,
Волга матушка-река!
Не видала ты подарков
От донского казака!..

Чтобы не было раздора
Между вольными людьми,
Волга-Волга, мать родная,
На, кормилица, возьми!»

Мощным взмахом поднимает
Полоненную княжну
И, не глядя, прочь кидает
В набежавшую волну…

«Что затихли, удалые?..
Эй ты, Фролка, черт, пляши!..
Грянь, ребята, хоровую
За помин ее души!..»

Из репертуара Надежды Плевицкой (1884-1941). Записи на пластинку: фирма "Пате", Москва, 1908 г., 26724 (Стенька Разин. Волжская песня); фирма "Граммофон", Москва, 1911 г., 023074 (Стенька Разин и княжна); фирмы "Одеон" и "Парлофон", после 1920 г., RU 608, (Стенька Разин. Волжская песня).

Очи черные: Старинный русский романс. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.

3. Из-за острова на стрежень

Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выплывают расписные
Стеньки Разина челны.

На переднем Стенька Разин
С молодой сидит княжной,
Свадьбу новую справляет,
Сам веселый и хмельной!

Позади их слышен ропот:
«Нас на бабу променял,
Только ночь с ней провозился -
Сам наутро бабой стал».

Этот ропот и насмешки
Слышит грозный атаман,
И он мощною рукою
Обнял персиянки стан:

«Чтобы не было раздора
Между вольными людьми,
Волга, Волга, мать родная,
На, красавицу прими!»

Одним взмахом поднимает
Он красавицу княжну
И за борт ее бросает
В набежавшую волну…

«Что ж вы, черти, приуныли,
Эй ты, Филька, черт, пляши!
Грянем, братцы, удалую
На помин ее души…»

Шедевры русского романса / Ред.-сост. Н. В. Абельмас. М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2004. (Песни для души).

4. Из-за острова на стрежень

Из-за острова на стрежень,
На речной простор волны
Выплывают расписные
Стеньки Разина челны.
На переднем - Стенька Разин,
Обнявшись с княжной, сидит.
Свадьбу новую справляет,
Сам веселый и хмельной.
А позади слышен ропот:
«Нас на бабу променял.
Он всю ночь с ней провозился
И наутро бабой стал».
Чтобы не было раздору
Между вольными людьми,
Одним взмахом поднимает
Он красавицу жену
И за борт ее кидает
В набежавшую волну.
«Что ж вы, черти, приуныли?
Эй ты, Филька, черт, плыши!
Грянем песню удалую
На помин ее души».

Записана от Толоконникова А. В., 1886 г. р., г. Каскелен, в 1977 г. Местный фольклоризированный вариант песни Садовникова Д. Н. См.: "Фольклор семиреченских казаков", ч. 1., № 17.

Багизбаева М. М. Фольклор семиреченских казаков. Часть 2. Алма-Ата: «Мектеп», 1979, № 260.

Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выплывают расписные
Острогрудые челны.

На переднем Стенька Разин,
Обнявшись, сидит с княжной,
Свадьбу новую справляет,
Сам веселый и хмельной.

Позади их слышен ропот:
«Нас на бабу променял,
Только ночь с ней повожжался,
Сам наутро бабой стал».

Этот ропот и насмешки
Слышит грозный атаман,
И он мощною рукою
Обнял персиянки стан.

Алой кровью налилися
Атамановы глаза,
Брови черные сошлися -
Надвигается гроза.

«Ничего не пожалею,
Буйну голову отдам! -
Раздается голос властный
По окрестным берегам. -

Волга, Волга, мать родная,
Волга, русская река,
Не видала ты подарка
От донского казака!

Чтобы не было раздора
Между вольными людьми,
Волга, Волга, мать родная,
На, красавицу прими!»

Мощным взмахом поднимает
Он красавицу-княжну
И за борт ее бросает
В набежавшую волну…

«Что ж вы, братцы, приуныли?
Эй ты, Филька, черт, пляши!
Грянем песню удалую
На помин ее души!»

Две последние строки куплетов повторяются

Сиреневый туман: Песенник: Любимые песни и романсы для голоса и гитары. - СПб.: Композитор, 2006.

(7.05(25.04).1847, г. Симбирск - 31(19).12.1883, г. Санкт-Петербург),

поэт, переводчик, собиратель русского фольклора, историк литературы.

Родился в Симбирске в довольно образованной, но никогда не отличавшейся зажиточностью дворянской семье. Его отец, Николай Александрович, получивший очень хорошее по своему времени образование в Петербургском Педагогическом институте, долгое время работал домашним учителем у помещиков Симбирского края. Отец был женат на симбирской дворянке Татьяне Ивановне Полянской. Раннее детство Дмитрий Садовников провёл в доме его тетки по матери Ю. И. Полянской, находившемся рядом с Петропавловским спуском (ныне спуск Степана Разина). Рано выучившись читать, прочёл всё, что нашлось в отцовской довольно хорошей библиотеке. В 1864 г. Д. Садовников поступил в четвёртый класс Симбирской мужской гимназии. Литературные способности проявились довольно рано: с восьми лет он сочинял стихи - подражания русским поэтам, печататься начал находясь в пятом классе гимназии. Первые печатные строки его - две корреспонденции из Симбирска - помещены в «Северной Пчеле» (1864 г.) за подписью: «Ю. Подгорин». В 1866 г. им был окончен поэтический перевод поэмы Лонгфелло «Песнь о Гайавате», но выбор предмета для перевода оказался неудачным, в том смысле, что поэма была уже переведена до него Михайловским и напечатана в «Современнике». В 1867 г., не закончив полного гимназического курса, Садовников переехал в Москву. Он долго не мог найти себе подходящих занятий и заработка, проводил много времени за чтением и переводом. По прошествии нескольких месяцев, поступил на работу к богатому купцу в качестве учителя английского языка и с ним отправился за границу. Прожил два месяца в Одессе, был в Константинополе и в Крыму. В 1868 г. в «Иллюстрированной газете» (г. Санкт-Петербург) начал печатать свои первые стихи. Переселившись из Москвы в свой родной Симбирск, поступает на место домашнего учителя в помещичье семейство. В 1871 г. женится на Варваре Ивановне Лазаревой, сестре одного из гимназических товарищей. Спустя шесть лет после женитьбы, остался вдовцом с тремя малолетними детьми на руках, и, как писал его первый биограф , «безо всяких определённых средств». С этого времени и до конца жизни преимущественно жил в Петербурге, каждый год, летом, приезжая в Симбирск к детям, которые были оставлены на попечение Ю. И. Полянской. В 1873 г. в журнале «Семья и Школа» (№ 9) было напечатано стихотворение Садовникова «Усолка. Народное предание», с которого началось появление в печати ряда поэтических переложений в стихах исторических сказаний и преданий Поволжского края, многочисленные и ценные труды в прозе, имеющие отношение к истории и этнографии Поволжья. А. А. Коринфский в своей биографической заметке о Д. Садовникове писал: «С детских дней полюбив родную Волгу, поэт всегда приглядывался зорким взором к жизни и обычаям, одновременно прислушиваясь пытливым слухом к поверьям и преданиям нашего волгаря-крестьянина. В раннюю пору запала в сердце богато одарённому от природы юноше счастливая мысль собрать рассеянные по берегам старой Волги произведения изустного народного творчества. Мысль эта в последствии, в более зрелые годы и была приведена им в исполнение, - когда он прошёл, что называется, вдоль и поперёк всё жигулёвское побережье, занося в свою походную книжку «сказания местного слова» (Коринфский А. Д.Н. Садовников и его поэзия. - СПб., 1900. - С. 108.). В 1876 г. Д. Н. Садовников подготовил самый полный и лучший в научном отношении сборник «Загадки русского народа». Ему принадлежит честь открытия одного из российских сказочников - , крестьянина (ныне находится в ), записи 72 рассказов которого вошли в сборник «Сказки и предания Самарского края» (1884). Лучшие из стихов Д. Н. Садовникова, ставшие народными песнями, навеяны фольклором о Степане Разине: , «По посаду городскому» и др. Для Садовникова как исследователя был характерен интерес к естественно-бытовым основам фольклора. Это сказалось в его просветительской деятельности, в написании им книг для народных школ и училищ «Наши землепроходцы» (1874), «Языческие сны русского народа» (1882) и др. В конце жизни подготовил к печати две историко-литературные публикации: «Письма А. Пушкина к Н. Языкову» и «Отзывы современников о Пушкине» (материалы для его биографии). В последний, петербургский период своей жизни Садовников много работал над переводами стихотворений Байрона, Лонгфелло, Теннисона, Эдгара По и других поэтов, безуспешно добивался места секретаря губернского статистического комитета. 31(19) декабря 1883 г. после недолгой болезни, скончался в клинике профессора Боткина в Петербурге, похоронен на Новодевичьем монастырском кладбище.

Библиография:

Загадки русского народа : сборник загадок, вопросов, притч и задач / сост. Д. Н. Садовников. - СПб. : Тип. Н. А. Лебедева, 1876. - 333 с.

Сказки и предания Самарского края / собраны и записаны Д. Н. Садовниковым. - СПб. : Тип. МВД, 1884. - 388 с.

Садовников Д. Н. Наши землепроходцы : рассказы о заселении Сибири (1581-1712 гг.). - М. : Изд. В. Д. Карчагина, 1905. - 189 с.

На старой Волге : песни и легенды Дмитрия Николаевича Садовникова. - Симбирск: Типо-литография А. Т. Токарева, 1906. - 92 с.

Певец Волги Д. Н. Садовников . Избранные произведения и записи / сост. В. Ю. Крупянская. - Куйбышев, 1940. - 168 с.

Загадки русского народа : сборник загадок, вопросов, притч и задач / сост. Д. Н. Садовников. - М. : Изд-во МГУ, 1959. - 335 с: ил.

Садовников Д. Н. Избранные произведения / сост., авт. вступ. ст. и примеч. В. Н. Болдырев. - Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1989. - 221 с. : ил.

Садовников Д. Н. Сказки и предания Самарского края . - Самара: Самар. НМЦ НТ, 1993.
Вып. 1. - 1993. - 248 с.

Вып. 2. - 1993. - 204 с.

Садовников Д. Н. Марина-русалка : записано со слов симбирской мещанки Екатерины Григорьевны Извощиковой // Мономах. - 1996. - № 3. - С. 40-42.

О нём:

Бейсов П. С. Дмитрий Николаевич Садовников // Славные даты / сост. Н. И. Никитина. - Ульяновск, 1967. - С. 46-49.

Болдырев В. Н. Д. Н. Садовников - поэт и фольклорист // Садовников Д. Н. Избранные произведения. - Саратов, 1989. - С. 5-10.

Гиривенко А. Н. Дмитрий Садовников - переводчик А. Теннисона // Проблемы развития юридических и социально-экономических наук в России: тез. докл. - М. , 2001. - С. 43-47.

Гофман Л. Он пел о Волге и воле // Гофман Л. Одиссея Александра Рославлева. - М., 1984. - С. 78 - 88.

Коринфский А. Д. Н. Садовников и его поэзия : сообщение, сделанное 17 марта 1900 г. в кружке имени Я. П. Полонского. - СПб. : Изд. П. П. Сойкина, 1900. - 112 с.

Крупянская В. Ю. Дмитрий Николаевич Садовников // Певец Волги Д. Н. Садовников. Избранные произведения и записи. - Куйбышев, 1940. - С. 5-20.

Петров С. Б. Д.Н. Садовников и музыка // Гуманитарная мысль на рубеже веков: межвуз. сб. науч. тр. / ред. В. И. Зеркалов. - Саратов, 2000. - С. 100-103.

Рассадин А. П. К биографии Д. Садовникова: (о месте упокоения и похоронах поэта) // Краеведческие записки. - Ульяновск, 2012. - Вып. 15. - С. 255 -260.

Селиванов К. А. Д. Н. Садовников (1847-1883) // Селиванов К. А. Русские писатели в Самаре и Самарской губернии. - Куйбышев, 1953. - С. 133-135.

Селиванов К. А. [Дмитрий Николаевич Садовников] // Селиванов К. А. Литературные места Ульяновской области. - Саратов, 1969. - С. 65-68.

Смолицкий В. История одного песенного сюжета / В. Смолицкий, Г. Смолицкий // Народное творчество. - 2003. - № 6. - С. 52-53.

Стихотворение Д. Садовникова «Из-за острова на стрежень».

Шинкарова Н. В. Архивные материалы Д. Н. Садовникова в фондах Ульяновского областного краеведческого музея // Красноречье: будущее, настоящее, прошлое ландшафта и культуры. - Ульяновск - Жигули, 2002. - С. 19-25: фот.

Трофимов Ж. А. Детские и школьные годы Д. Н. Садовникова; «Из-за острова на стрежень…»: (к истории песни Д. Н. Садовникова); А. А. Коринфский о Д. Н. Садовникове // Трофимов Ж. А. Симбирск литературный: (поиски, находки, исследования). - Ульяновск, 1999. - С. 284-303, 312 - 321.