Урок 5. Тема: Обобщение знаний по разделу «Что изучает география»

Тип урока: урок развивающего контроля.

Цели: обобщить и закрепить знания по разделу «Что изучает география»; развивать умение анализировать разные источники географической информации, выражать свои мысли в форме связного рассказа.

Формируемые УУД:

предметные: знать основные понятия и термины раздела;

метапредметные: уметь ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; выделять главное, существенные признаки понятий; участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях; составлять описания объектов; оценивать работу одноклассников;

личностные: обладать ответственным отношением к учёбе; опытом участия в социально значимом труде; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности; основами экологической культуры.

Виды деятельности: беседа с использованием различных источников информации; работа с тестовыми заданиями.

Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные.

Оборудование: учебник, тетрадь, атлас, физическая карта мира.

Ход урока

Ι. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку.

ΙΙ. Обобщение знаний по разделу

1. Рассказ с элементами беседы.

Итак, мы закончили изучение раздела «Что изучает география». Это первый из разделов в курсе географии, вы узнали, что мы будем изучать в курсе географии 5 класса.

Охарактеризуйте методы географических исследований.

2. Работа с картой.

Назовите и покажите на карте материки. Какой материк имеет наибольшую и наименьшую площади?

Покажите океаны и назовите их по площади от самого большого к самому маленькому.

3. Физминутка.

4. Работа с тестовыми заданиями.

Тестовый контроль знаний по разделу «Что изучает география».

1. К объектам живой природы относится:

а). вода;

б). гранит;

в). Солнце;

г). кит.

2. Объектом неживой природы является:

а). грач;

б). человек;

в). снег;

г). гриб.

3. К биологическим явлениям относится:

а). рождение;

б). ветер;

в). смена времён года;

г). затмение Солнца.

4. К естественным наукам не относится:

а). география;

б). математика;

в). химия;

г). экология.

5. Наука о превращении веществ:

а). химия;

б). физика;

в). астрономия;

г). экология.

6. Какая наука в переводе с греческого означает «природа»:

а). география;

б). физика;

в). астрономия;

г). экология.

7. Древние люди использовали метод:

а). статистический;

б). описания;

в). наблюдения.

8. Какие объекты изучает география? Выберите правильные варианты ответов:

а). планеты;

б). реки;

в). движение тел на Земле;

г). извержение вулканов;

д). горы.

9. Установите соответствие между объектами и науками, которые их изучают:

а). насекомые; 1. астрономия;

б). полезные ископаемые; 2. биология;

в). рельеф; 3. демография;

г). население; 4. климатология;

д). движение планет; 5. геология;

е). климат; 6. геоморфология.

10. Органическим веществом является:

а). соль;

б). вода;

в). белок;

г). песок.

III. Итог урока

Выставление оценок.

IV. Домашнее задание: повт. § 1 – 4, подготовить сообщения о древнегреческих учёных.

География – это нужная наука, которая изучает Землю. У большинства людей она ассоциируется только со школьным предметом, другие же ценят ее за знания о местах, выбирающихся для путешествий. Она представляет собой науку, которая обеспечивает полноценное существование людей на Земле с имеющейся природой, продуктами и даже возможностями лечения.

География в школе

География – это единственный предмет в школе, который формирует у учеников комплексное представление о нашей планете, людях. Она знакомит их с территориальным подходом как способом познания и значимым инструментом влияния на социально-экономические и природные процессы.

Существуют следующие значения географии:

  • понимание современного мира как единого, но многообразного и в тоже время неделимого, осмысление определенных мест в мире и осознание включенности каждого человека в жизнь на планете;
  • формирование географического мышления, дающего возможность смотреть на явления и объекты в тесной взаимосвязи в пространстве и времени, и позволяющей осознавать ситуацию в настоящий момент времени;
  • осуществление гуманных идей, которые проявляются в сохранении природы и животных, глубоком изучении природных мест и населения.

Почему нужно учить географию?

Учить данную науку необходимо для того чтобы знать о том, как и почему происходят тайфуны и цунами, каким образом формируются горы, где человек не может провести изучения природы, как живут различные насекомые, животные и птицы и многое другое.

К тому же существует несколько направлений этой науки. Есть даже медицинская, которая изучает, как на здоровье человека оказывает влияние географическая среда. Занимаются данной наукой не медики, а профессора и академики географических наук.

Как это пригодится в жизни

Знания географии помогают в самых разных сферах жизни. Каждому известна ее польза при путешествиях. Благодаря ей можно ориентироваться по карте мира. Кроме того, учитываются время и часовые пояса. Данная наука объясняет все о часовых поясах, и в каком из них находится тот или иной город.

Также она нужна в области спутниковой и сотовой связи, навигации. Все современные GPS спутники, навигаторы и сотовые операторы используют знания местности. Все операторы имеют свою зону действия и за ее пределами позвонить уже невозможно, либо может включиться роуминг. И тут пригодятся современные знания о географии. Если знать местность, где заканчивается действие своего оператора и начинаются дорогие звонки, можно подключиться к другой сотовой связи.

Современная техника неразрывно связана с этой наукой. Навигаторы представляют собой приборы, которые помогают добраться до места назначения. И это возможно благодаря встроенному компасу. GPS спутники также требуют наличия картографии. Они пересылают на Землю координаты, которые обозначаются в секундах, минутах и градусах. Они затем расшифровываются и помогают сориентироваться.

Туристам особенно нужны знания в такой науке. Ведь прежде чем отправиться в определенное место, необходимо узнать все о климате там. Иначе неподходящие условия погоды могут просто испортить отдых. К тому же знания предостерегают туристов от опасности. Ведь существуют такие места на Земле, где периодически становится очень опасно, происходят ураганы и землетрясения.

Мечта посетить Австралию или Байкал – это разные цели, ведь они находятся в совершенно разных местах. Что-то находится дальше, что-то ближе. Познания дают представление о том, в каких частях света они расположены и какой там климат. Это помогает грамотно спланировать свои путешествия.

Помимо вышеперечисленного, география позволяет ориентироваться в погодных условиях. Например, грибникам и рыбакам всегда нужно знать, когда будет удачный урожай и улов. А они в этих случаях, как известно, возможны, когда есть дожди и наблюдаются теплые ночи.

Таким образом, география находит в нашей жизни обширное применение. Она помогает ориентироваться в жизни, узнавать много нового и делать выводы во всевозможных сферах – питании, прогнозе погоды, путешествиях, традициях, развлечениях и так далее.

Презентации по географии

Такие презентации способствуют осознанию и восприятию учениками постигаемых материалов, расширяют кругозор, прививают любовь в данной науке и родному краю. Скачать презентации по географии на этом сайте .

Данный материал является одним из важных и интересных этапов в закреплении изученного материала или в проверке домашнего задания после прохождения определенной темы. Благодаря презентациям ученики начинают развивать умения работать с всевозможными информационными географическими источниками, анализировать данные и аргументировать свое мнение. Скачать и пользоваться презентациями может любой. В них может быть анализ различных карт, составлены схемы, присутствовать слайды с текстовым сопровождением, музыкальные видео файлы. Все зависит от тематики.

Что изучает география?



География

«ге» - Земля

Эратосфен

«графо» - пишу

Землеописание

География -

наука о природе земной поверхности,

о населении

и его хозяйственной деятельности


  • Карта Эрастофена

Эратосфен Киренский

(ок. 276–194 гг. до н. э.)

Древнегреческий математик,

астроном, географ и поэт


География

Древняя

Что означает

слово география?

Современная

Гео –земля

Граф - описываю

Первые мореплаватели

описывали

Физическая

Картография

Социально-экономическая

землеописание

Эрастофен

собрал описания

и написал

книгу «География»

географических наук

На какие вопросы

отвечают

современные географы?

На какие вопросы

отвечали

древние географы:

Как это устроено?

Почему это происходит?

Прогнозирует

Что это такое?

Где это расположено?


География

Физическая

география

Экономическая

география

Изучает население

хозяйственную

деятельность

Изучает природу

поверхности


Физическая география

геология

климатология

гидрология

метеорология

биогеография

картография


Вот вид Земли из космоса. Какая она?

Кто впервые увидел Землю из космоса?

Кто первый увидел Землю из космоса? ?











Дополните схему

Что изучает география

С помощью чего

Зачем изучает


Для чего необходимо изучать географию?

Чтобы научиться

познавать окружающий мир

и отвечать на вопросы:

4. Что

предпринять

сохранения

природы?

2.Почему это

происходит?

3. К каким

последствиям

это приведёт ?

происходит?


Выводы:

Чтобы пользоваться благами природы, нужно очень хорошо её знать и беречь.

физическая география не только даёт описание природы, но объясняет её явления и закономерности.


Как вы думаете?

  • Могла ли наука география получить другое название?

Тематический практикум

Работа с учебником

Наука география помогает ответить на многие вопросы. С помо­щью ключевых слов из параграфа составьте вопросы, на которые най­дите ответ с помощью дополнительных источников информации. Ука­жите использованный источник географической информации.

  • Что такое

Ответ:

Источник:

  • Почему

Ответ:

Источник:

  • Где находится

Ответ:

Источник:

  • Что будет, если

Ответ:

Источник:


1. В переводе с греческого языка слово «география» обозначает

а) землепользование

б) землеописание

в) землеустройство

2. Наука география возникла

а) более 2 тыс. лет назад

б) более 1 тыс. лет назад

в) 100 лет назад

3. Основателем географии был древнегреческий учёный

а) Птолемей

б) Пифагор

в) Эратосфен


4. В своей книге «География» Эратосфен рассказал о природе стран, лежащих на берегу

а) Чёрного моря

б) Северного моря

в) Средиземного моря

5. Древняя география занималась

а) изучением научных гипотез и теорий

б) описанием природы и занятий народов открытых земель

в) организацией экспедиций в труднодоступные районы

6. В науке географии термин «белые пятна» означает

а) территории, неизвестные человеку

б) пустыни, нанесённые на географическую карту

в) территории, покрытые снегом


7. Современная наука география занимается

а) описанием открытых и известных земель

б) изучением законов, по которым живёт планета Земля

в) обеспечением человечества всем необходимым

8. Из предложенного перечня названий выберите те, которые относятся к физической географии .

в) электрический ток

г) атмосфера

д) полезные ископаемые

Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке .


Дополнительно

  • Собственно, география как наука начинается с «литературы путешествий»: попадая в иные, незнакомые места, умный наблюдатель фиксировал все непривычное для себя: как выглядят люди этой страны, во что они одеваются, какой у них государственный строй, какие растения и животные в этой стране и многое другое.
  • Это и были зачатки страноведения, когда описывается страна в целом, «от геологии до идеологии», причем упоминается именно то, что отличает данную страну от всех остальных.

География

Древняя

Что означает

слово география?

Современная

Гео –земля

Граф - описываю

Первые мореплаватели

описывали

Физическая

Картография

Социально-экономическая

землеописание

Эрастофен

(ок. 276–194 гг. до н. э.)

Древнегреческий математик,

астроном, географ и поэт

собрал описания

и написал

книгу «География»

географических наук

На какие вопросы

отвечают

современные географы?

На какие вопросы

отвечали

древние географы:

Как это устроено?

Почему это происходит?

Прогнозирует

Что это такое?

Где это расположено?



Домашнее задание:

  • § 1.

ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ?

С самой глубокой древности человек ощущал потребность в географическом, то есть землеописательном, знании. Знакомство со своей собственной страной всегда считалось обязательным с чисто практической точки зрения, в то время как познание других стран в значительной степени диктовалось любознательностью. Но география как наука долго не могла возвыситься над примитивной стадией простого сбора данных. Этот первоначальный период продолжался до тех пор, пока добытые данные не стали сопоставляться друг с другом и пока из этого сопоставления не начали делать соответствующие выводы. Когда это случилось, география стала истинной наукой. Но затем возник вопрос о ее собственном методе и ее месте среди других, ранее утвердивших себя наук. На протяжении многих поколений человека привлекала то одна, то другая сторона географии. Соответственно видоизменялись и основные понятия новой науки.

География - это наука о распределении предметов и явлений на поверхности Земли.

Первым употребил понятие «география» (сложное слово, в котором «Ге» означает Землю, а «графо» - описание) древнегреческий ученый Эратосфен. Он жил в III в. до н.э. Но люди определили круг географических вопросов задолго до этого. История географических знаний - это летопись человеческих усилий, предпринимаемых в стремлении получить как можно больше научных и практических сведений о своем окружении и распространении людей по земному шару: научных - в попытке объяснить наблюдаемые явления с достаточной степенью достоверности (путем тестирования и проверки), и практических - с целью использовать их для облегчения жизни людей в различных природных условиях, для того чтобы получить возможность видоизменять неблагоприятные условия среды или даже установить контроль над ними.

Любопытство. С него все и началось. Ничто не мешает нам предположить, что среди самых первых вопросов, которые задал себе первобытный человек, были и те, что относились к свойствам окружающей его природной среды. Подобно многим другим животным, первобытный человек выделял определенные участки земной поверхности как необходимую для его жизни территорию. И подобно многим другим животным, он постоянно терзался смутным предчувствием того, что, быть может, в каких-то других местах трава еще зеленее. Любопытство толкало на поиск, порождало стремление разузнать, что же находится за ближайшей грядой холмов, ограничивавших его горизонт. Но мир, который он открывал, запечатлевался в его сознании лишь узко и односторонне. Поэтому в течение длительного исторического периода люди обнаруживали и описывали много различных миров. По-видимому, способность человека наблюдать и обобщать результаты наблюдения безгранична. Но вместе с совершенствованием этой способности в сознании человека меняется и создаваемая им картина мира, что, однако не мешает всем возможным мирам оставаться в действительности весьма непохожими на их описания.

Мир человека включает все то, что, находясь на поверхности Земли, он может воспринять и познать с помощью своих органов чувств. Земля - это планета средних размеров, обращающаяся вокруг средних размеров космического «атомного реактора», который мы называем Солнцем. Если представить Солнце размером с апельсин, то Земля в том же масштабе выглядела бы булавочной головкой, удаленной от него на расстояние около фута. Однако эта булавочная головка достаточно велика, чтобы при помощи сил гравитации удержать у своей поверхности тонкую пленку газов, называемую атмосферой. К тому же Земля расположена на таком расстоянии от Солнца, которое в нижних, приземных слоях атмосферы обеспечивает температуру, позволяющую воде находиться в жидком состоянии.

Форма Земли близка к шарообразной, но точнее это геоид, уникальная фигура - шар «сплюснутый» у полюсов.

«Лик» Земли - это сфера, глубина и высота которой от дневной поверхности определяются степенью проникновения в нее человека. Все науки и все виды искусства рождены наблюдениями и восприятиями людей в пределах этой сферы, олицетворяющей собой вплоть до начала Космической эры весь людской мир. Но это очень сложный мир: в нем развиваются явления, обусловленные физическими и химическими процессами, существуют растения и животные - результат биологических процессов; обитает здесь и сам человек, подвергающийся влиянию окружающей его природе ной среды и в то же время служащий причиной происходящих в ней изменений, которые возникают в связи с экономическими, социальными и политическими событиями. Все эти явления и события существуют в сложном сочетании и взаимосвязях друг с другом, образуя то, что называется географической оболочкой .

Географическая оболочка - это совокупность четырех взаимосвязанных и взаимопроникающих оболочек: гидросферы, атмосферы, литосферы и биосферы.

Главная особенность географической оболочки состоит в том, что в ней существует жизнь, возникло и развивается человечество.

Поэтому, взаимодействие Человека и Природы - важнейший предмет географического изучения. Здесь хочется привести слова Б.Б.Родомана: «Существование географии не нуждается в оправданиях потребностями науки и практики. География - сложившееся явление культуры; известная достопримечательность цивилизации; пирамида из знаний и представлений, накопленных человечеством; памятник людям, которые погибли, осваивая океаны и пустыни, чтобы ты мог дремать в кресле, пролетая над Атлантикой или Сахарой. Прожить век на Земле и не ознакомиться с географией - все равно, что побывать в Египте, не увидев пирамид, или посетить Москву, не взглянув на Кремль.

География - это в значительной степени наука для детей. В эпоху компьютеров и космических полетов она воспринимается как сказка. Но без сказок нет детства».

География рассказывает о детстве человечества, о том, как люди открывали Землю. Этот рассказ содержится не только в изложении истории путешествий и географических исследований, но и в оставшихся от прошлого географических названиях (Магелланов пролив, пролив Дрейка, остров Тасмания, Баренцево море, Берингов пролив, мыс Челюскин, море Лаптевых, хребет Черского и т.д . ). Знакомясь с Землей, географические открытия совершает для себя заново каждое поколение.

Образованный человек должен иметь целостное представление о Земле, о своей стране. Любовь к географии наполнит вашу жизнь такой интересной и многогранной деятельностью, как туризм - источник личных географических открытий, стимулятор экологического мышления и бескорыстного, нестяжательного отношения к миру. Немногие станут профессиональными географами, но каждому предстоит большая географическая практика. Это всякого рода вынужденные переезды, и поездки для отдыха и развлечения, для удовлетворения любознательности.

Счастливого пути!


СОДЕРЖАНИЕ программы.

Что изучает география (5 часов).

Мир, в котором мы живем . Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География - наука о Земле . Физическая и социально-экономическая география- два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Учащийся должен уметь:

Приводить примеры географических объектов;

Называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками;

Объяснять, для чего изучают географию.

Как люди открывали Землю (5ч)

Географические открытия древности и Средневековья . Плавания финикийцев. Великие географы древности.Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практические работы № 1. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

Называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающееся результаты географических открытий и путешествий;

Показывать на карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

Приводить примеры собственных путешествий и иллюстрировать их.

Земля во Вселенной (9ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную .Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца . Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон . Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты .

Мир звезд . Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета- Земля . Земля- планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса . Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли- Ю.А.Гагарин.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

Называть и показывать планеты Солнечной системы; называть планеты земной группы и планеты-гиганты;

Описывать уникальные особенности Земли как планеты.

Виды изображений поверхности Земли (4ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.

Ориентирование . Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.

План местности и географическая карта . Изображение земной поверхности в древности.

Практические работы № 2, Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты ; 3. Самостоятельное построение простейшего плана

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

Объяснять значение понятий: «Горизонт», «Линия горизонта», «Стороны горизонта», «Ориентирование», «План местности», «Географическая карта»;

Работать с компасом;

Ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, местных признаков;

Находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте.

Природа Земли (12ч)

Как возникла Земля . Гипотезы Ж.Бюффона,И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли . Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы . Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Практическая работа №4 Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов.

Путешествие по материкам . Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Практическая работа № 5 Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

Вода на Земле . Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли . Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли . Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва - особое природное тело . Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа . Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

Объяснять значения понятий: «Литосфера», «Горные породы», «Полезные ископаемые», «Рельеф», «Гидросфера», «Море», «Океан», «Атмосфера», «Погода», «Биосфера»;

Показывать по карте основные географические объекты;

Наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

Объяснять особенности строения рельефа суши;

Описывать погоду своей местности.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Ученик научится:

Использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

Анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

По результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

Определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

В процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

Составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

Представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться:

Ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

Строить простые планы местности;

Создавать простейшие географические карты различного содержания;

Моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

Различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

Проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

Оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.

Использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

Приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

Воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

Создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Материально-техническое обеспечение.

Для учителя.

Данный учебно-методический комплекс для изучения курса географии в 5классе содержит, кроме учебников,

методические пособия, электронные мультимедийные издания.

1. География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова). «Дрофа», 2012год.

2. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И. И. Баринова).

3.Атлас. Начальный курс географии. 5 класс.

4. География. Начальный курс. 5 класс. Электронное мультимедийное издание.

Для учащихся.


  • География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова). «Дрофа», 2012год.

2.Атлас с комплектом контурных карт. Начальный курс географии. 5 класс.

3.Рабочая тетрадь по географии. 5 класс.

Дополнительная литература, источники информации:

Аржанов С. П. – Занимательная география – М.: Просвещение, 2008.


  • Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.

  • Выгонская Г.М. Занимательная география: Что? Где? Когда? – М.: Граф-пресс, 2003.

  • Губарев В.К – Тайны географических названий – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.

  • Гумилевкая М. Как открывали мир – М.: Детская литература, 1977.

  • Еремина В.А., Притула Т.Ю. – Физическая география. Интересные факты.- М.: Илекса, 2008.

  • Ерофеев И.А. Великие географы и путешественники России 15-18 вв. – М.: Школа-ПРЕСС, 1993.

  • Здорик Т.Б. Минералы (твой первый атлас-определитель) – М.: Дрофа, 2008.

  • Кофман М.В. Океаны, моря и их обитатели – М.: Муравей, 1996.

  • Майорова Т.С. География: справочник щкольника – М.: Слово, АСТ, 1996.

  • Перлов Л.Е. – География в литературных произведениях – М.: Дрофа, 2005.

  • Поспелов Е.М. Географические названия: Топонимический словарь – М.: Русские словари, 1998.

  • Постникова М.В. – Тематические кроссворды – М: НЦ ЭНАС, 2006.

  • Томилин А.М. – Как люди открывали мир – М.: Просвещение, 2008.

  • Ушакова О.Д. – Великие путешественники – С-ПБ: Литера,2006.

  • Чичерина О.В., Моргунова Ю.А. – география в таблицах и диаграммах – М.: Астрель, АСТ, 2007.

  • Яворовская И. – Занимательная география – Р.- на - Д.: Феникс, 2007.

Календарно-тематический план


п/п


Наименование изучаемой темы

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности

(на уровне универсальных учебных действий)


1

Тема 1: « Что изучает география » Всего часов 5 Знакомство с учебником: изучение и анализ иллюстраций. Работа с учебником и электронным

приложением, знакомство с презентацией. Составление простейших географических

описаний объектов и явлений живой и неживой природы


Дата

Тема урока, тип урока

Кол-во часов

Элемент содержания

Требования к результатам (предметным и метапредметным*)

Вид контроля

Д.З.*

Учащийся научится

Учащийся сможет научиться

Вид

1.1

Мир, в котором мы живем.

1

Мир живой и неживой природы.

Явления природы. Человек на Земле


приводить примеры географических объектов и явлений; вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды

текущий

§ 1, р.т стр3 №3, стр5 №8

1.2

Науки о природе

Комбинированный урок


1

Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология


находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности

входной

§ 2,

1.3

География- наука о ЗемлеУрок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Физическая и социально-экономическая география- два основных раздела

географии


называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

приводить примеры,показывающие роль географической науки в решении социально-экономических, геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

текущий

§ 3, р.тстр 8 №4, уч-ик

Методы географических исследований

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


1

Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический

метод. Статистический метод


получат представление о различные источниках географической информации для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

текущий

§ 4, р.тстр 10 №4;

повторить § 1- 4


1.5

Обобщение знаний по разделу

«Что изучает география»


1

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Что изучает география»

Регулятивные: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им

Коммуникативны:

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Познавательные:

проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя


Коммуникативные:

учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию

Познавательные:

выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов


тематический

р.тстр 11-12 задания для подготовки к ЕГЭ и ГИА, составить кластер

2

Исследовать по картам маршруты известных путешественников. Находить информацию (в

Тема 2: « Как люди открывали Землю » Всего часов 5 Интернете, энциклопедиях, справочниках) о географах и путешественниках. Исследовать по картам

И описывать маршруты путешествий Х. Колумба, Ф. Магеллана, русских землепроходцев.

Наносить на контурную карту маршруты путешествий. Исследовать и описывать по картам

маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах. Готовить и делать

сообщение (презентацию): о выдающихся путешественниках и путешествиях, об основных этапах

изучения человеком земной поверхности, о современных направлениях географических

исследований


2.1

Географические

открытия древности и Средневековья

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


1

Плавания финикийцев. Великие

географы древности. Географические

открытия Средневековья


называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время

текущий

§ 5, р.тстр 13 №2, стр 14 №4 контурная карта

2.2

Важнейшие

географические

открытия

Комбинированный урок


1

Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Практическая работа № 1 Работа с контурной картой, учебником, диском Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы.




текущий

§ 6, р. т стр. 17 №4, подготовить сообщение и презентацию

2.3

Открытия русских путешественников

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три

моря».


называть наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;



текущий

§ 7 подготовить сообщение и презентацию, р.т. стр 20 № 5

2.4

Открытия русских путешественников

Комбинированный урок


1

Освоение Сибири.

называть наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов; приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

создавать устные сообщения о географических открытиях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией

текущий

§ 7, повторить параграфы 5-6, стр 40 №5 учебника, составить кластер

2.5

Обобщение знаний по разделу: «Как люди открывали Землю».

Урок обобщения и систематизации знаний


1

Обобщение и практическая отработка

знаний и умений по разделу «Как люди открывали Землю»


Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Метапредметные : работа с текстом ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл


Регулятивные: при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

тематический

Р.тстр 21-22 задания для подготовки к ЕГЭ и ГИА

3

Тема 3: « Земля во Вселенной » Всего часов 9 С оставление опорного конспекта рассказа и презентации учителя. Сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам. Находить дополнительную информацию о процессах и явлениях,вызванных воздействием ближнего космоса на Землю. Составление характеристики планет- гигантов по плану. Анализ иллюстраций учебника и диска. Характеристика особенностей различных небесных тел по иллюстрациям учебника. Наблюдения за звездным небом: какие созвездия я знаю и видел. Подготовка сообщения о первой женщине-космонавте В. В. Терешковой, о первом выходе человека в открытый космос (А. А. Леонов)

3.1

Как древние люди представляли себе Вселенную.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


1

Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею

описывать представления древних людей о Вселенной;

текущий

§ 8, р. т стр 23 заполнить таблицу, стр 45 учебника (рубрика подумайте)

3.2

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео

Галилеем. Современные представления о Вселенной


описывать представления древних людей о Вселенной;

текущий

§ 9, р.тстр 25 № 4-5

3.3

Соседи Солнца

Комбинированный урок


1

Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс

называть и показывать планеты Солнечной системы; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты

текущий

§ 10, р.тстр 27 №5, учебник стр 56 № 2 (под рубрикой подумайте)