Видеоурок «Географическая широта и географическая долгота. Географические координаты» поможет вам получить представление о географической широте и географической долготе. Учитель расскажет, как правильно определять географические координаты.

Географическая широта - длина дуги в градусах от экватора до заданной точки.

Чтобы определить широту объекта, надо найти параллель, на которой находится этот объект.

Например, широта Москвы - 55 градусов и 45 минут северной широты, записывается это так: Москвы 55°45" с.ш.; широта Нью-Йорка - 40°43" с.ш.; Сидней - 33°52" ю.ш.

Географическую долготу определяют по меридианам. Долгота может быть западной (от 0 меридиана на запад до 180 меридиана) и восточной (от 0 меридиана на восток до 180 меридиана). Значение долгот измеряется в градусах и минутах. Географическая долгота может иметь значения от 0 до 180 градусов.

Географическая долгота - длина дуги экватора в градусах от начального меридиана (0 градусов) до меридиана заданной точки.

Начальным меридианом считается Гринвичский меридиан (0 градусов).

Рис. 2. Определение долгот ()

Чтобы определить долготу, нужно найти меридиан, на котором находится заданный объект.

Например, долгота Москвы - 37 градусов и 37 минут восточной долготы, записывается это так: 37°37" в.д.; долгота Мехико - 99°08" з.д.

Рис. 3. Географическая широта и географическая долгота

Для точного определения местонахождения объекта на поверхности Земли надо знать его географическую широту и географическую долготу.

Географические координаты - величины, определяющие положение точки на земной поверхности с помощью широт и долгот.

Например, Москва имеет следующие географические координаты: 55°45" с.ш. и 37°37" в.д. Город Пекин имеет следующие координаты: 39°56′ с.ш. 116°24′ в.д. Сначала записывается значение широты.

Иногда требуется найти объект по уже заданным координатам, для этого надо сначала предположить, в каких полушариях находится данный объект.

Домашнее задание

Параграфы 12, 13.

1. Что такое географическая широта и долгота?

Список литературы

Основная

1. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. - 10-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 176 с.

2. География. 6 кл.: атлас. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2011. - 32 с.

3. География. 6 кл.: атлас. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2013. - 32 с.

4. География. 6 кл.: конт. карты. - М.: ДИК, Дрофа, 2012. - 16 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин. - М.: Росмэн-Пресс, 2006. - 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. География: начальный курс. Тесты. Учеб. пособие для учащихся 6 кл. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 144 с.

2. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А.А. Летягин. - М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. - 284 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Русское Географическое Общество ().

Вопрос 1. Что такое меридиан?

Линия, соединяющая на поверхности Земли кратчайшим образом оба полюса, называется меридианом.

Вопрос 2. По карте полушарий в атласе определите, какие материки и океаны пересекает меридиан 80° в. д.

Этот меридиан пересекает с севера на юг: Северный Ледовитый океан, Евразию, Индийский океан, Южный океан.

Вопрос 3. Какие материки и страны расположены и в Западном, и в Восточном полушарии?

Материки – Евразия и Антарктида. Страны: Великобритания, Франция, Испания, Алжир, Мали, Буркина-Фасо, Того и Гана, Россия, США, Фиджи и Кирибати.

Вопрос 4. Какой материк пересекают все меридианы?

Все меридианы пересекают Антарктиду.

Вопрос 5. Зная, что Земля делает один оборот вокруг оси за сутки, или 24 ч, рассчитайте, на сколько градусов долготы она поворачивается за 1 ч.

1 оборот=24 часа=360гр.

360гр.:24=15градусов.

Земля за 1 час поворачивается на 15 градусов.

Вопрос 6. Пользуясь картой полушарий в атласе, определите долготу городов Мехико и Токио.

Мехико – 99° 7’ западной долготы; Токио – 139° 41’ восточной долготы.

Вопрос 7. Определите географическую долготу: а) Сиднея; б) Вашингтона; в) Нью-Йорка. Какой город расположен западнее - Вашингтон или Нью-Йорк? Почему?

А) 151°12′30″ в. д. Б) 77°02′12″ з. д. В) 73°59′39″ з. д. Вашингтон расположен западнее, чем Нью-Йорк. Отсчет долготы начинается от нулевого меридиана.

Вопрос 8. Определение географических координат объектов. По алгоритму определения широты и долготы установите географические координаты: города Кейптаун (Африка, ЮАР); города Сантьяго (Южная Америка, Чили); города Сан-Франциско (Северная Америка, США); города Владивосток (Евразия, Россия); вулкана Везувий (Евразия, Италия).

Кейптаун – 19 в. д., 34 ю. ш. Сантьяго – 71 з. д., 33 ю. ш. Сан-Франциско – 121 з. д, 38 с. ш. Владивосток – 133 в. д., 43 с. ш. Везувий – 16 в. д., 41 с. ш.

Вопрос 9. Определение объектов по их географическим координатам. По алгоритму, описанному в параграфе, определите объекты, которые имеют географические координаты: 35° ю. ш. и 59° з. д., 20° с. ш. и 100° з. д., 62° с. ш. и 130° в. д., 7° ю. ш. и 105° в. д.

5 ю. ш. и 59 з. д. – Буэнос-Айрес; 20 с. ш. и 100 з. д. – Мехико; 62 с. ш. и 130 в. д. – Якутск; 7 ю. ш. и 105 в. д. – вулкан Кракатау.

Вопрос 10. Объясните, что называют географической долготой.

Географическая долгота заданной точки определяется величиной в градусах дуги параллели от начального меридиана до меридиана, проходящего через эту точку.

Вопрос 11. Расскажите, как определить долготу объекта, расположенного: а) на меридиане; б) между меридианами.

Долгота какого-либо географического объекта равна долготе меридиана, на котором он расположен.

Если объект расположен между меридианами, то последовательность действий при определении его долготы такова: 1) найти ближайший к объекту меридиан со стороны начального меридиана и определить его долготу; 2) определить величину дуги параллели от этого меридиана до объекта в градусах; 3) прибавить получившееся число к долготе меридиана.

Вопрос 12. Определите географические координаты: а) горы Джомолунгма (Эверест); б) города Бразилиа; в) водопада Анхель; г) вулкана Килиманджаро.

а) Гора Джомолунгма (Эверест) - 27 с. ш. 85 в. д.; б) Город Бразилиа - 15 ю. ш. 47 з. д.; в) Водопад Анхель - 5 с. ш. 62 з. д.; г) Вулкан Килиманджаро - 3 ю. ш. 37 в. д.

Вопрос 13. Определите, какие географические объекты имеют координаты: а) 28° ю. ш. и 138° в. д.; б) 4° с. ш. и 10° в. д.; в) 1° ю. ш. и 78° з. д.; г) 63° с. ш. и 151° з. д.

а) 28° ю. ш. и 138° в. д. - озеро Эйр - Австралия. б) 4° с. ш. и 10° в. д. - вулкан Камерун - Африка. в) 1° ю. ш. и 78° з. д. - вулкан Котопахи - Южная Америка. г) 63° с. ш. и 151° з. д. - гора Мак-Кинли - Северная Америка.

Вопрос 14. Придумайте задания на определение: а) координат объекта; б) объекта по координатам.

А) Определите, какой географический объект имеет координаты: 33 градуса ю. ш. и 18 градусов з. д.

Б) Определите географические координаты: Сан-Франциско.

Вопрос 15. Определите, на сколько часов отличается время в точках с координатами: 1) 40° с. ш. и 15° в. д. и 72° ю. ш. и 15° в. д.; 2) 40° с. ш. и 15° в. д. и 60° с. ш. и 30° в. д.

1) нет разницы во времени; 2) 1 час разница во времени.

Географические координаты.

Цели урока :- сформировать представление о географических координатах;

Научить определять географические координаты;

Выполнить практическую работу;

Формировать умений определять географические координаты,

направления и расстояния по глобусу и карте;

Оборудование: Электрон. учебник 6 кл. Физическая карта мира 0.16,

полушарии 0.13, атласы, контур. карты.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

1) Пересказ изученной темы.

2) Нахождение географической широты и долготы городов Лондон, Париж, Буэнос- Айрес, Сидней.

3) Как определить географические широты и долготы местности.

3. Изучение нового материала.

Каждая точка поверхности имеет свою географическую широту и долготу, по которым определяется ее точное положение на Земле.

Широту и долготу земной поверхности называют географическими координатами этой точки.

Часто приходится наоборот, по заданным координатам, определять место на карте, где находится, например, город, горная вершина или корабль в океане, нуждающийся в помощи. Для этого надо применить прием:

    определить, в каких полушариях следует искать точку;

    по числам географической широты и долготы найти соответствующие им параллель и меридиан;

    Вести по ним указку до их пересечения в одной точке.

Практическая работа №2.

«Определение географических координат».

Задание 1.

Учащиеся определяют географических координат различных точек земного шара.

Географические координаты

широта

долгота

Гора Джомолунгма

Вулкан Везувий

Город Сантьяго

Гора Мак-Кинли

Город Москва

Задание 2.

Учащимся предлагается обратный вариант- определение географических объектов по их географическим координатам.

Географические координаты

Название географического объекта

широта

долгота

Город Сидней

Город Москва

Город Якутск

Город Санкт- Петербург

43 0 30 \ с.ш.

42 0 30 \ в.д.

Гора Эльбрус

Нахождение нужной точки на карте.

1. 10 января 1821 г русская экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» открыла остров. Координаты его 69 0 ю.ш. и 91 0 з.д. Как он называется и в каком океане находится? Остров Петра I

2. Моряки нашли в океане бутылку, в которой была записка. Потерпевшие крушение просили о помощи. Проникшая в бутылку вода уничтожила некоторые буквы и цифры, и вместо точного указания места сохранились только следующие обрывки: 42 0 …ю и 173 0 …д. У остр…Нов…Как называются острова, около которых корабль потерпел крушение? (Новая Зеландия)

3. На большом острове, центральная часть которого расположения на 19 0 ю.ш. и 47 0 в.д. водятся самые маленькие полуобезьяны (длина их тела 12 см). По карте определите, какой это остров. (Мадагаскар) Каковы его наибольшая длина и ширина в километрах? На Конт\карте полушарии надписать его название.

4.На 80 0 с.ш. и 140 0 в.д. ученые обнаружили новый подводный хребет, который тянется через северный полюс к острову Гренландия. Обозначьте на Конт\карте направление этого хребта и написать его название.(Хребет Ломоносова)

5. На корабле, идущем из Европы в Австралию, возник пожар. С корабля по радио сообщили, что судно находится на 80 0 в.д. и 40 0 с.ш., капитан просит о помощи. Обозначить на Конт\карте точкой то место, куда надо направиться для оказания помощи терпящим бедствие.

6. В феврале 1937г льдину, на которой находилась станция «Северный полюс», отнесло течением далеко к югу и разломило на части. Морякам ледоколов «Таймыр» и «Мурманск», направляющимся для спасения лагеря, по радио постоянно сообщали со станции «Северный полюс» о ее местонахождений. 19 февраля 1937г экспедиция папанинцев была снята со льдины примерно на 71 0 с.ш. и 20 0 з.д. Обозначить это место на Конт\карте кружочком.

7. Вертолет должен сделать посадку в точке, от которой все направления идут только на север. Указать широту и долготу этой точке. На конт\карте обозначить звездочкой. (южный полюс, 90 0 ю.ш. и 0 0 долготы)

8. В районе, который расположен на 33 0 с.ш. и 13 0 в.д. однажды была отмечена температура воздуха +58 0 С. Обозначить это место на Конт\карте квадратиком.

9. Самолет летевший из Англии в Америку, упал в море на 30 0 с.ш. и 70 0 з.д. Летчик в резиновой лодке плыл долго на северо-восток и был подобран на корабль на 36 0 с.ш. и 50 0 з.д. Обозначить место падения самолета крестиком, путь летчика в резиновой лодке пунктиром, а место встречи с кораблем кружочком.

10 База рыболовной флотилии расположилась на 50 0 с.ш. и 150 0 в.д. по распоряжению начальника флотилии суда должны отправиться на промысел в следующих направлениях от базы:

Судно №1 на север, на расстояние 500 км.

Судно №2 на запад, на 800 км.

Судно №3 на юг, на 1200 км.

Судно №4на восток, на 1000 км.

Обозначить на конт\карте местонахождение базы точкой, а направления промысловых судов от базы до их конечных пунктов стрелками.

Домашнее задание: принести атласы, повторить параграфы 12-13

Урок и презентация на тему: "Иррациональные неравенства. Неравенства с модулем"

Дополнительные материалы
Уважаемые пользователи, не забывайте оставлять свои комментарии, отзывы, пожелания! Все материалы проверены антивирусной программой.

Обучающие пособия и тренажеры в интернет-магазине "Интеграл" для 11 класса
Интерактивное пособие для 9–11 классов "Тригонометрия"
Интерактивное пособие для 10–11 классов "Логарифмы"

Ребята, на данном уроке мы рассмотрим способы решений двух видов неравенств. Они могут пригодиться при подготовке к единому государственному экзамену, если вы будете решать задачи из второй части экзамена.
Рассмотрим неравенство вида: $\sqrt{f(x)} Такие неравенства называются иррациональными. В нашем выражении присутствует корень квадратный, который накладывает свои ограничения на область допустимых значений.

Первое, что мы должны иметь в виду, корень квадратный извлекается только из положительных чисел, поэтому $f(x)≥0$.
Второе, вспомните график функции корня квадратного. Значения, которые он принимает не меньше нуля. Тогда для выполнения условий неравенства, требуется условие $g(x)>0$, равенство нулю не возможно, так как наше исходное неравенство строгое и равенство значений не возможно.
Третье, обе части неравенства не отрицательные. Тогда, используя теорему 5, урока о равносильности неравенств, мы можем обе части нашего неравенства возвести квадрат, то есть получить неравенство: $f(x)
Итак, при решении иррациональных неравенств можно переходить к следующей системе неравенств: $\sqrt{f(x)}0, \\ f(x)<{(g(x))}^{2} \end {cases}$.

Теперь давайте рассмотрим неравенство вида: $\sqrt{f(x)}>g(x)$.

$f(x)≥0$ – это безусловное условие, которое должно накладываться, как и в предыдущем примере.
а) Заметим, если $g(x)
б) Если $g(x)≥0$, то обе части неравенства не отрицательны. Используя теорему 5, урока о равносильности неравенств, мы можем обе части нашего неравенства возвести квадрат, то есть получить неравенство: $f(x)>(g(x))^2$ - равносильное исходному.
В этом случае мы можем опустить проверку условия $f(x)≥0$: если $g(x)≥0$, то для $f(x)≥0$ подавно выполняется неравенство (вспомните неравенства следствия.)

Итак, неравенство $\sqrt{f(x)}>g(x)$ равносильно следующей совокупности систем:
Пример.
Решить неравенства:
а) $\sqrt{x^2+x-30}x$.

Решение.
а) Применим знания полученные выше. $\sqrt{x^2+x-30}0, \\ x^2+x-30

Решим систему: $\begin {cases} (x-5)(x+6)≥0, \\ x>0, \\ x
Воспользуемся методом интервалов.
Решения всех трех неравенств системы пересекаются на отрезке $U(30;+∞)$.

Неравенства с модулями

Неравенства, которые содержат переменную под знаком модуля, могут решаться разными методами. Мы рассмотрим три способа решения. Советую применять третий способ. Он может занимать немного больше времени, но зато гораздо больше шансов на правильное решение неравенства.

Пример.
Решить неравенство: $|3x-6|>6$.

Решение.
Первый способ.
$|3(x-2)|>6$; $|(x-2)|>2$.
Как мы помним, геометрически смысл модуля есть ни что иное, как расстояние между точка х и 2. Согласно нашему неравенству оно должно превышать 2. Тогда решением будет $(-∞;0)U(4;+∞)$.
Ответ: $хϵ(-∞;0)U(4;+∞)$.

Второй способ.
Обе части нашего неравенства неотрицательны, тогда воспользовавшись теоремой 5 равносильности неравенств, мы можем возвести в квадрат обе части неравенства:
$(|3x-6|)^2>36$.
$9x^2-36x+36>36$.
$9x(x-4)>0$.

Ответ: $хϵ(-∞;0)U(4;+∞)$.
Третий способ.
В зависимости от знака выражения $3х-6$, мы можем раскрыть модуль двумя разными способамиразными знаками). Тогда исходное неравенство сводится к совокупности двух систем неравенств:
Ответ: $хϵ(-∞;0)U(4;+∞)$.
Каждым способом мы получили одинаковый ответ, значит решение правильное. Каким способом пользоваться решать вам самим, но все-таки рекомендуется использовать - третий. Давайте рассмотрим еще один пример решения неравенств третьим способом.

Пример.
Решить неравенство: $|x^2+x-12|>-x^2-4x$.

Решение.
Модуль может раскрываться двумя способами:
1. Если $x^2+x-12≥0$, то $|x^2+x-12|=x^2+x-12$.
2. Если $x^2+x-12≤0$, то $|x^2+x-12|=-(x^2+x-12)$.

Нам осталось решить совокупность двух систем:

Для каждой системы построим интервалы решения:
$\begin {cases} (x+4)(x-3)≥0, \\ (2x-3)(x+4)>0 \end {cases}$.
$хϵ(-∞;-4)U$.
Осталось объединить два промежутка и записать ответ.
Ответ: $хϵ(-∞;-4)U(-4; +∞]$.

Задачи для самостоятельного решения

1. Решить неравенства:
а) $\sqrt{x^2-3x-28} б) $\sqrt{x^2-3x-28}>x$.
2. Решить неравенства тремя способами: $|5x+9| 3. Решить неравенство: $|x^2+3x-10|>2x-x^2$.