7. Да, вам надо взвешивать каждое своё слово и делать каждый шаг исходя из того, что вы на минном поле.

Других вариантов не существует. Но доверие, которое возникнет между вами и подростком в этот сложный период не исчезнет никогда, а предательство может навсегда вас лишить возможности общаться друг с другом.

8. Большими помощниками для родителей подростка могут стать бабушки и дедушки подростка.

Просто потому, что наши родители уже пережили подростковый кризис у своих детей и хорошо знают, что «и это проходит». Здесь важна ремарка: этот пункт работает при условии, что в семье нет внутреннего межпоколенного конфликта и все участники процесса воспитания «смотрят в одну сторону».

9. Общение с очень разными и очень странными сверстниками подростку нужно для того, чтобы всё попробовать и примерить на себя все из возможных ролей в обществе.

10. Формируйте круг общения подростка.

Изучайте вместе информацию о курсах-кружках-лагерях-проектах. Важно предварительно изучить вопрос самостоятельно и быть готовым предлагать и предлагать новое, а также вместе с сыном или дочкой ходить на встречи (если, конечно, сын или дочь не против).

В этом же пункте: значимые взрослые. Это учителя, тренеры, репетиторы, наставники. Для подростка порой «чужие» имеют гораздо больший авторитет, чем «свои». У вас всегда есть опция «взаимодействую» с взрослыми, которые окружают моего ребёнка.

11. Страх, что «он может что-то сделать с собой», один из основных.

Здесь вам помогут только разговоры с подростком и ваша собственная любовь к жизни (последнее распространяется на наших детей как вирус гриппа).

12. Даже не пытайтесь сравнивать свою ситуацию с тем, как и что происходит в таких же обстоятельствах в других семьях.

Вы - родитель и ваш ребёнок - подросток уникальны, вы - единственные. Повторения нет и не будет никогда.

13. «Я тебя не люблю», «У других родители нормальные люди и только ты меня не понимаешь» - эти фразы ваш подросток говорит для того, чтобы научиться их говорить в принципе.

Он (подросток) «тренируется на кошках», как герой Вицина в фильме «Операция «Ы» . Радуйтесь. Этот навык (озвучивать свои чувства-эмоции) очень пригодится вашему ребёнку в жизни.
Про «Я тебя не люблю» вообще не берите себе в голову. На том простом основании, что ребёнок любит своих родителей безусловно. Так же, как впрочем, и родители детей. Уж мамы точно.

14. Если подростку остро не хватает любви и тепла в семье, он будет их искать в другом месте.

Это был пункт про секс среди подростков.

Источник фото: pixabay.com

15. Любое враньё - это всегда крик о помощи (каждая ситуация индивидуальна, но по сути - да, человеку нужна помощь).

Сюда же отнесу воровство (оно очень распространено среди подростков из семей, где есть зависимые (любовь тоже может быть зависимостью).

16. Ему (ей) ничего не интересно, он (она) ничего не хочет».

Очевидно ведь, что человеку интересно то, что происходит в компьютере и интересно, соответственно, это же. Идите туда. Если вас это так тревожит, регистрируйтесь в той же игре и становитесь командой. Ну, или противниками.

17. Можно не замечать запах сигарет.

Можно не обратить внимание на то, что твой ребёнок пришёл домой пьяный. Можно устроить из всего этого грандиозный скандал. Можно пробовать запретить. Можно... Вам всё можно. Выбирайте. Я разговаривала и рассказывала о том, где случилась первая сигарета и как я узнала, что такое похмелье.

18. Навести порядок в комнате подростка невозможно.

И не нужно.

19. Вы имеете право принимать жесткие решения во всех случаях, связанных с безопасностью жизни вашего ребёнка на том простом основании, что по закону до 18 лет именно вы несёте ответственность за его жизнь и здоровье.

Пункт «вне конкурса»:

И у вас, и у подростка всегда есть возможность обратиться за помощью к психологу.

Не отказывайте себе в этом. Порой нам - родителям - просто нужна поддержка, а подросткам она (поддержка) жизненно необходима.

Когда Уэсли рассказывал о конфликтах между матерью и сестрой, я подумала, что четко понимаю ту роль, какую он избрал для себя в семье. Он всегда был миротворцем и дипломатом, всегда старался не создавать трудностей и не поднимать волну. Именно так и удается выжить рядом с сильной мамой и старшей сестрой: не нужно высовываться, и все обойдется.

Но именно Уэсли, чуткого Уэсли, спокойного и готового всех и вся понять, талантливого ребенка, которым могли бы гордиться любые родители, полиция привезла домой в четыре часа утра.

Каллиопа готовилась к выпускному. На следующий день должна была приехать свекровь Саманты. В гостевой комнате спали гости. И тут появился Уэсли в сопровождении офицеров полиции. Они с приятелем швыряли яйца в окна соседских домов.

Мы даже не представляли, что это правонарушение, - говорит Уэсли, пока мы доедаем бутерброды. Он описывает случившееся совершенно спокойно. - Мы делали это, потому что было весело.

Мать его относится к произошедшему по-другому.

В одном из тех домов жил мальчик, с которым Уэсли играл в бейсбол, - говорит Саманта. - Уэсли не знал.

Уэсли быстро переглядывается с сестрой. Он отлично все знал.

Есть и другое, о чем Саманта явно не догадывалась до этого разговора. Например, как Уэсли уходил из дома без ее ведома. Он дожидался, когда родители засыпали, а кондиционеры начинали работать особенно шумно. Тогда он потихоньку спускался вниз и выскальзывал из дома. Со временем его методы стали еще более изощренными.

Я начал спрыгивать с крыши, - спокойно объясняет Уэсли матери. - И ты никак не могла меня выследить.

Подожди, - замирает в ужасе Саманта. - С какой это крыши?

С крыши. Я вылезал из окна и спрыгивал с крыши. А вернувшись, забирался обратно.

Саманта смотрит на него и молчит. Потом она спрашивает:

Как ты попадал обратно?

Я забирался, - говорит он. - Там есть удобная ступенька, на которую можно наступить. Я не думал, что это возможно, а потом попробовал. Это все упростило. А поначалу мне было сложновато.


Подростки могут относиться к нам с искренней любовью, но проходит минута - и мы понимаем, что это не так. Их тяга к независимости мгновенно превращается во вседозволенность, словно они экспериментируют не просто с самостоятельностью и самоопределением, но с собственной жизнью - и с милосердием закона.

Сколь бы таинственным ни было поведение малышей, поведение подростков связано с особым неврологическим состоянием. Еще двадцать лет назад исследователи не уделяли внимания мозгу подростков, полагая, что подростки - это почти что взрослые, но не способные принимать ответственные решения.

Но с распространением МРТ-диагностики, которая позволила более точно изучить топографию и функцию мозга, ученые обнаружили, что у подростков вовсе нет никаких дефектов, которые не позволяют им точно оценивать риск.

Б. Дж. Кейси из медицинского колледжа Корнеллского университета отметила обратное: подростки часто переоценивают риск, по крайней мере, когда сталкиваются с ситуациями, угрожающими их жизни. Главная проблема заключается в том, что они придают гораздо большее значение награде , которую этот риск сулит, чем на их месте сделали бы взрослые.

Выяснилось, что организм подростка вырабатывает гормон удовольствия допамин в таких количествах, каких человек не получает ни в один другой возрастной период. Никогда в жизни мы не будем больше испытывать таких сильных и острых чувств.

Хуже того, префронтальная кора головного мозга, которая отвечает за высшие исполнительские функции - способность планировать и проявлять здравый смысл, контролировать импульсы и оценивать собственные действия, - все еще претерпевает серьезные структурные изменения. И этот процесс продолжается вплоть до 25, а то и 30 лет.

Я не хочу сказать, что мозг подростков просто не способен к проявлению здравого смысла. Но в переходный возраст префронтальная кора переживает чрезвычайно активный период, что позволяет подросткам лучше воспринимать абстракции и понимать иные точки зрения. (По оценкам Дарлинг, именно из-за этих новых способностей подростки так часто спорят со взрослыми - они впервые их осознают и начинают применять на практике.)

Но префронтальная кора также вырабатывает и миелин, белое вещество, которое ускоряет передачу нервных импульсов и улучшает нервные связи. Подростки не могут точно осознавать долгосрочных последствий или осознанно делать сложный выбор, как это делают взрослые, поскольку их префронтальная кора мозга все еще формирует и консолидирует связи с более примитивными, эмоциональными частями мозга, называемыми лимбической системой, а это означает, что подростки не обладают таким самоконтролем, как взрослые.

Им недостает мудрости и опыта, поэтому они большую часть времени страстно отстаивают идеи, которые более опытным взрослым кажутся глупыми и бессмысленными.

У них шило в заднице, - говорит Кейси. - Если бы это проявлялось в какой-то одной сфере, то все было бы нормально. Но у них нет никакого жизненного опыта, поэтому эта неврологическая особенность определяет все их поведение.

Со временем исследователи, изучавшие мозг подростков, придумали массу метафор и аналогий для описания их поведения. Кейси предпочитает «Звездный путь»: «Подростки больше похожи на Керка, чем на Спока». Стайнберг сравнивает подростков с машинами с мощными акселераторами и слабыми тормозами. Он говорит: «А потом родители вступают в ожесточенные споры со своими детьми-подростками, потому что пытаются быть их тормозами».

Нелегко исполнять роль префронтальной коры чужого мозга по доверенности. Но сопротивляться желанию стать префронтальной корой мозга собственного ребенка еще труднее. Для этого нужно позволить ребенку совершить свои ошибки. Подросток (да и любой человек) может научиться самоконтролю только на собственном опыте.

Еще более осложняет ситуацию то, что мозг подростка более подвержен влиянию различных веществ, чем мозг взрослого, и зависимость у подростков возникает гораздо быстрее. Это объясняется формированием большого количества новых синаптических связей и выработкой огромного количества допамина.

Многочисленные квазигрехи, которые человечество использует для ухода от действительности: алкоголь, наркотики, видеоигры, порнография, - на подростков оказывает более сильное и более продолжительное влияние. Бунтарское поведение особенно привлекательно для подростков, а сформировавшиеся в этот период привычки очень трудно сломать.

Я часто думаю, что если бы мне удалось посадить сына под замок, пока ему не исполнится двадцать один год, то все было бы в порядке, - говорит Кейси. - Но мозг не может развиваться в изоляции. Подростки учатся на собственном опыте - хорошем, плохом и ужасном.

Если вас это утешит, то скажу, что Б. Дж. Кейси и ее коллеги видят эволюционные основания для того, что победителем в борьбе за мозг подростков оказывается Керк, а не Спок. Людям нужны стимулы для того, чтобы покинуть семейное гнездо. Покинуть дом страшно, опасно и тяжело. Для этого требуется смелость и усвоенная независимость. Для этого требуется даже осознанное безрассудство.

В 2011 году Дэвид Доббс написал статью о подростковом мозге для журнала «National Geographic» . Начал он с собственного опыта. Он рассказал о том, как полиция задержала его семнадцатилетнего сына за превышение скорости - он несся со скоростью 180 км в час. Самое странное во всем произошедшем заключалось в том, что мальчик вовсе не случайно вел машину, как настоящий маньяк. Он все спланировал. Он хотел ехать со скоростью 180 км в час. И его вывело из себя то, что полицейские оштрафовали его за безрассудное вождение. «Безрассудное - значит необдуманное, - сказал он отцу. - Но я все продумал».

И когда я спросила у Уэсли, почему он кидался яйцами в окна соседских домой, он тоже дал мне такое же объяснение.

Потому что мне этого хотелось, - ответил он. - Не могу найти подходящих слов.

А почему именно яйца?

Уэсли посмотрел на меня с изумлением. Только взрослый мог попытаться найти логику в подобной ситуации. Уэсли вовсе не собирался ею руководствоваться.

Это было спонтанно, - ответил он. - Нам просто захотелось швырнуть яйцо. Это казалось смешным.

Вчерашние милые дети превращаются в бунтарей. Подросток отдаляется от родителей и делает все наперекор. Родители недоумевают, что они сделали не так. Психиатр Дэниел Сигел объясняет: причина в изменениях на уровне мозга.

Представьте: вы спите. Отец заходит в комнату, целует вас в лоб и говорит: «С добрым утром, милая. Что будешь на завтрак?» «Овсянку», — отвечаете вы. Спустя полчаса вы приходите на кухню — на столе вас ждет дымящаяся тарелка овсянки.

Так выглядело детство для многих: родители и другие близкие люди заботились о нас. Но в какой-то момент мы стали отдаляться от них. Мозг изменился, и мы решили отказаться от овсянки, приготовленной родителями.

Вот для чего людям нужен подростковый возраст. Природа меняет детский мозг, чтобы его обладатель не остался жить с мамой. В результате изменений ребенок отходит от привычного уклада жизни и отправляется навстречу новому, незнакомому и потенциально опасному. Так же меняются отношения подростка с людьми. Он отдаляется от родителей и сближается со сверстниками.

Мозг подростка претерпевает множество изменений, которые влияют на отношения с людьми. Вот несколько наиболее значимых.

По мере приближения подросткового возраста эмоции ребенка становятся интенсивнее. Подростки часто хлопают дверьми и дуются на родителей — этому есть научное объяснение. Эмоции формируются при взаимодействии лимбической системы и стволовой части головного мозга. В организме подростка эти структуры сильнее влияют на принятия решений, нежели у детей и взрослых.

В одном из исследований поместили детей, подростков и взрослых в томограф. Участникам эксперимента показывали фотографии людей с нейтральным выражением лица или с ярко выраженными эмоциями. Ученые зафиксировали более сильный эмоциональный отклик у подростков и умеренный отклик среди взрослых и детей.

Сейчас мы чувствуем себя так, а через минуту иначе. Пусть взрослые от нас отстанут. Дайте нам чувствовать то, что мы чувствуем

Также подростки склонны видеть эмоции в других людях, даже если их нет. Когда подросткам в томографе показывали фотографии с нейтральными эмоциями на лицах, их мозжечковая миндалина активировалась. Подросткам казалось, что человек на фотографии испытывает отрицательные эмоции.

Из-за повышенной эмоциональности подростков легко вывести из себя или расстроить. У них часто меняется настроение. Они сами себя плохо понимают. Один парень как-то мне сказал: «Объясните это взрослым. Сейчас мы чувствуем себя так, а через минуту иначе. Пусть взрослые от нас отстанут. Дайте нам чувствовать то, что мы чувствуем». Это неплохой совет. Если взрослые наседают на подростков и пытаются наказать за излишнюю эмоциональность, это только отдаляет их.

Притягательность риска

В нашем организме есть нейротрансмиттер дофамин. Он участвует в совместной работе ствола мозга, лимбической доли и коры головного мозга. Именно благодаря дофамину мы хорошо себя чувствуем, когда получаем награду.

По сравнению с детьми и взрослыми у подростков ниже базовый уровень дофамина, но выше всплески при его выработке. Новизна — один из главных триггеров, запускающих выброс дофамина. За счет этого подростков привлекает все новое. Природа создала систему, которая заставлять стремиться к переменам и новизне, толкает к незнакомому и неопределенному. Однажды это заставит молодого человека покинуть родительский дом.

Мозг подростка фокусируется на положительных и захватывающих аспектах принятого решения, игнорируя отрицательные и потенциально опасные последствия

Когда уровень дофамина падает, подросткам становится скучно. Все старое и доброе их удручает. Это нужно учитывать при организации учебного процесса в средних и старших классах. Школы и учителя должны использовать внутреннюю тягу подростков к новизне, чтобы заинтересовать их.

Еще одна особенность подросткового мозга — изменение процесса оценки, что хорошо и что плохо. Мозг подростка фокусируется на положительных и захватывающих аспектах принятого решения, игнорируя отрицательные и потенциально опасные последствия.

Психологи называют такой тип мышления гиперрациональным. Оно заставляет подростков быстро ездить, принимать наркотики и вступать в опасные половые связи. Родители не зря беспокоятся о безопасности своих детей. Подростковый возраст — действительно опасный период.

Близость со сверстниками

Привязанности всех млекопитающих основаны на детских потребностях в заботе и безопасности. В первые годы жизни человека привязанность очень важна: малыш не выживет без заботы взрослых. Но по мере нашего взросления привязанность не исчезает, она изменяет свой фокус. Подросток меньше полагается на родителей и все больше на сверстников.

В подростковом возрасте мы активно сближаемся с друзьями — это естественный процесс. Именно на друзей мы будем полагаться, когда покинем родительский дом. В дикой природе млекопитающие редко выживают в одиночку. Взаимодействие со сверстниками для подростков воспринимается как вопрос выживания. Родители отходят на второй план и чувствуют себя отвергнутыми.

Главный недостаток такого изменения — близость с группой подростков или даже одним человеком кажется вопросом жизни и смерти. Миллионы лет эволюции заставляют подростка думать: «Если у меня не будет хотя бы одного близкого друга, я умру». Когда родители запрещают подростку идти на вечеринку, для него это становится трагедией.

Взрослым кажется, что это глупо. На самом деле глупость ни при чем, так заложено эволюцией. Когда вы запрещаете дочери идти на вечеринку или отказываетесь покупать новые туфли, подумайте, как это важно для нее. Это поможет укрепить отношения.

Выводы для взрослых

Взрослые должны уважать процесс взросления детей. Подростков захватывают эмоции и заставляют их выйти из-под родительского крыла, сблизиться со сверстниками и отправиться навстречу новому. Таким образом мозг помогает подросткам находить «овсянку» за пределами родительского дома. Подросток начинает сам заботиться о себе и искать других людей, которые будут о нем заботиться.

Это не значит, что в жизни подростка не остается места для родителей и других взрослых. Мозг ребенка изменяется, и это влияет на его отношения с окружающими. Родителям важно принять тот факт, что их роль в жизни ребенка тоже меняется. Взрослым стоит задуматься, чему можно научиться у подростков.

Эмоциональные всплески, любовь, социальная активность, дружба, новизна и творчество стимулируют рост мозга и поддерживают его молодость

Сколько взрослых остались верны принципам подросткового периода, занимаются тем, что они любят? Кто остался социально активным, сохранил близких друзей? Кто продолжает пробовать новые вещи и не привязывается к старому, загружает свой мозг творческими изысканиями?

Нейробиологи установили, что мозг постоянно растет. Они называют это свойство нейоропластичностью. Эмоциональные всплески, любовь, социальная активность, дружба, новизна и творчество стимулируют рост мозга и поддерживают его молодость. Все это — качества, присущие подростковому периоду.

Вспомните об этом, когда вам захочется подколоть подростка за его поведение или использовать слово «подросток» в уничижительной манере. Не высмеивайте их эмоциональность и непокорность, лучше сами побудьте немного подростком. Исследования предполагают — именно это нам нужно, чтобы сохранить ум острым и молодым.

Об авторе

Дэниел Сигел (Daniel Siegel) — профессор психиатрии в Медицинской школе при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, автор книг «Майндсайт. Новая наука личной трансформации» и «Внимательный мозг».

Взросление не так прямолинейно

Многие родители совершают ошибку, полагая, что раз их дети все больше походят на взрослых, они и вести себя будут как взрослые. Хотя такое случается в краткие и невероятно глубокие моменты, в целом это неправда.

Взросление не похоже на прямую линию на графике. Оно напоминает восхождение в Анды, путешествие по вздымающимся пикам, пугающим обрывам и почти вертикальными пропастями к ложу долины в тысячах футов внизу. Вы должны быть осторожны, поскольку земля только кажется твердой, и в любой момент вы можете провалиться.

Спотыкаясь, падая и ожидая удара о землю, вы чувствуете смесь удивления, разочарования и унизительного ужаса.

Если у вас дочь-подросток, вы нередко задумываетесь, что произошло с прежде работоспособным мозгом, который был у нее с самого детства. Прежде ее мозг находился в неплохом состоянии и работал в разумном, логическом ключе. А потом, без всяких очевидных причин, утратил собственный рассудок.

Все мы знаем о важности первых трех лет жизни для развития мозга, но только в последние годы исследователи начали лучше понимать тот факт, что подростковый период тоже включает в себя значимые перемены. Сложная биология полового созревания наполняет тело гормонами, которые стимулируют физическое развитие и взросление, запуская в мозге серьезные изменения.

Серое вещество и белое вещество – самые вещественные вещества

Наверняка вы слышали термин «серое вещество» и могли слышать о «белом веществе». Эти термины относятся к тому, как на снимках выглядят разные части нейронов – клеток мозга. Названия не слишком впечатляют, однако на скане мозга тело нейрона действительно выглядит серым, а жировая изоляция – миелин – вокруг соединений, выходящих из тела нейрона, белой.

Серое вещество и белое вещество. Полагаю, у них такие скучные названия, поскольку сами по себе мозги чрезвычайно интересны и ученым было не до того, чтобы изобретать нечто более привлекательное. Но все-таки жаль, что они не слишком над этим задумывались, поскольку интересные названия могли бы привлечь внимание тех, кто не восхищается исследованиями мозга по умолчанию.

Серое вещество в различных частях мозга девочек достигает максимального объема на год или два раньше, чем в мозге мальчиков. Это объясняет, почему девочки в раннем подростковом возрасте считают мальчиков-ровесников незрелыми и глуповатыми. Однако не забывайте, что выводы из любых наблюдаемых различий между мозгом мальчиков и девочек следует делать с осторожностью. У мальчиков и девочек существует множество индивидуальных вариаций, и сложно сказать, как разница в размере мозга влияет на поведение в реальном мире. Это интересная проблема, но мы еще не можем делать определенные выводы о значении такой разницы.



Раз уж об этом зашла речь, скажу, что развитие белого вещества в детстве и в подростковом возрасте происходит довольно равномерно. Белое вещество действует как изолятор, оборачивая жировыми слоями аксоны нейронов. Это ускоряет передачу нервных импульсов, напоминая изоляцию вокруг кабеля.

Недавно обнаружилось, что белое вещество не только повышает скорость передачи нервных импульсов, но и регулирует их время и синхронность.

Таким образом, по мере взросления ребенка эффективность скорости и передачи нервных импульсов постоянно возрастает. Вы не всегда умнеете с возрастом, но все же развиваете более эффективную систему.

Эти важные лобные доли

Для большинства из нас мозг – всего лишь большая, серая, морщинистая масса, но для нейробиолога это головокружительная, потрясающая коллекция самостоятельных, но все же связанных между собой систем, которые каким-то невероятным, удивительно сложным и не до конца понятным образом работают вместе, делая нас теми, кто мы есть. Хотя все эти системы важны, одна из самых главных областей мозга – лобные доли . Вряд ли вас удивит – учитывая, насколько плохо нейробиологи придумывают названия, – что лобная доля находится в передней части мозга. Лобная доля играет очень важную роль в высших функциях мозга, оценке риска и планировании.

Один участок этой области важен вдвойне и называется префронтальная кора . Эта часть мозга настолько важна, что в редком приступе образного мышления некоторые нейробиологи называют ее «гнездилищем разума». Префронтальная кора – часть нашего мозга, необходимая для выполнения множества важных задач, одна из которых – оценка риска.

Если мозг говорит вам что-то сделать, окончательное одобрение это действие получает в пре-фронтальной коре. Эта же часть приказывает остальному мозгу успокоиться, если вы взвинчены.

Добавьте сюда те социальные роли, которые с ней связаны (самосознание и понимание точек зрения других людей), и вы увидите, насколько важна эта область морщинистой массы.

Мы знаем, что рост нейрона в лобной доле достигает максимума примерно в 11 лет у девочек и 12,1 года у мальчиков. Вы наверняка подумали, что это хорошо. Конечно, если пик роста этой области – одиннадцать лет, ваша дочь будет отлично подготовлена к правильной оценке рисков.

Увы, это не так.

Чтобы понять, почему это не так, следует разобраться, как расширяется и сжимается мозг подростка всего за несколько коротких лет и почему такое сжатие – хорошо.

Хорошего понемножку: невероятный растущий и сжимающийся мозг подростка

Человеческое тело изумительно, и это вдвойне так, если речь заходит о мозге. Вы наверняка слышали, что первые три года жизни – критический период его развития, но вряд ли знаете о важности подростковых лет.

В первые три года развитие мозга происходит скачкообразно, а в подростковый период наблюдается второй скачок; пик роста серого вещества у девочек приходится на одиннадцать лет.

Но, как это бывает с солью, если чего-то слишком много, это не всегда к лучшему. С серым веществом именно так. Приведу конкретный пример: исследователи обнаружили, что, когда дети сопоставляют фотографии людей с определенным выражением лица и те слова, которые их описывают (счастливый, печальный, злой), в начале полового созревания они выполняют это задание хуже.

Дети и старшие подростки лучше сопоставляют выражение лиц с описанием изображенных эмоций.

Почему так?

Наиболее определенная теория утверждает, что хорошего должно быть понемножку. Нейроны – это здорово, но активное разрастание нейронов в начале полового созревания засоряет систему, и она не может выполнять некоторые задачи так, как когда в голове было больше места. Причина, по которой с подобным типом задач лучше справляются старшие подростки, в том, что, как и в мозге маленьких детей, где также множество нейронов и связей между ними, избыточные сети сокращаются, серое вещество постепенно уменьшается в объеме, и хотя некоторые связи остаются – другие разрушаются, исчезая, словно старые газеты, на задворках и в водостоках подросткового мозга.

Подростки и риск: как водить автомобиль, сидя на заднем сиденье

Вспоминая свои подростковые годы, вы наверняка найдете пару-тройку ситуаций, в которых с сегодняшней точки зрения вели себя чертовски глупо. В этом вы не одиноки: подростком я тоже совершал поступки, сейчас заставляющие меня бледнеть. В качестве краткой исповеди расскажу о том, как подростком спускался по веревке с приятелем. Мы оба знали, что делаем, но я плохо разбирался в завязывании узлов. Я завязал нечто вроде тройного простого узла и начал спускаться с обрыва высотой тридцать метров. В то время это казалось вполне разумно. Сейчас я бы предпочел официальный альпинистский узел, который был опробован людьми гораздо умнее меня.

«Это видно по их глазам»

Однажды мне довелось говорить с четырнадцатилетней девочкой, которая постоянно сбегала из дому. Она жила в пригороде, неподалеку от одного из самых криминальных районов города. Эшли приобрела тревожную привычку выбираться по утрам из окна своей спальни и проходить несколько миль по пустынным сельским дорогам, чтобы встретиться с друзьями. За неделю до нашей встречи на обочине в этом районе было найдено тело девушки. Ее убил бывший приятель-психопат и оставил в канаве.

– Ты слышала о девушке, которую убили на прошлой неделе? – спросил я.

– Тебя это не беспокоит?

Она нахмурилась так, словно я задал глупейший вопрос из всех существующих:

– Почему?

– Я могу о себе позаботиться.

Несмотря на всю серьезность разговора,

я не мог не расхохотаться. Она была совсем маленькой и столь же опытной, как мокрая фланель.

– Я могу о себе позаботиться.

– Откуда ты знаешь?

– Я умею отличать хороших от плохих.

– Правда?

– И как ты это делаешь?

– По их глазам, – сказала она с такой интонацией, будто делилась со мной великой тайной уличной жизни.

– По глазам?

– А что у них с глазами?

– Не знаю, просто по ним все ясно.

– По их глазам?

Она важно кивнула.

– Сколько убийц ты встречала? – спросил я.

– Ни одного.

– То есть ты не видела ни одного настоящего убийцы?

– А знаешь, сколько видел я?

– Сколько?

– Много. Когда я не беседую с подростками, то провожу время с убийцами, насильниками и наркодилерами – самыми разными плохими парнями.

– Правда? – Она наконец заинтересовалась.

– Правда. Некоторые из них выглядят именно так, как, по-твоему, должны выглядеть убийцы: безумный взгляд, тюремные татуировки и прочая ерунда, – а вот другие совершенно на них не похожи. Они кажутся самыми приятными парнями, каких ты только надеешься встретить. Вежливые, обходительные, с отличным чувством юмора.

– Правда?

– Правда. А знаешь ли ты тот единственный способ, каким я могу определить, что эти милые, вежливые, обходительные, обаятельные люди – убийцы?

– Не знаю. И какой же?

– Я читаю их дело.

– И что там написано?

Я вздохнул:

– Суть не в этом. А в том, что ты не можешь определить плохого парня, потому что иногда он выглядит как хороший. И знаешь, что еще?

– Такие девочки, как ты, – идеальная мишень. Он будет вежливым, обаятельным, предложит тебя подвезти, а когда ты поймешь, что попала в серьезные неприятности, будет уже поздно.

Какое-то время мы сидели молча. Я раздумывал, поняла ли она хоть что-нибудь из сказанного мной.

– Все равно это неважно, – наконец ответила она.

– Почему?

– Потому что у нас в школе были уроки самообороны.

Самое страшное в нашем разговоре было то, что она действительно в это верила.

Почему подростки так безумно рискуют?

Проще всего назвать их бестолковыми и глупыми, но это далеко от истины. Есть доказательства, что подростковый мозг развивается неравномерно, и это предрасполагает подростков к поведению, которое кажется немного сумасбродным. Также есть доказательства, что подросток может предпринимать рискованные и опасные действия, даже полностью сознавая этот риск. Он может понимать, что это опасно, но ощущения и друзья оказывают на него более сильное влияние.

Когда начинается половое созревание, мозговые центры стимуляции и вознаграждения изменяются на глубинном уровне, буквально толкая подростков на поиск острых ощущений. К сожалению, часть мозга, которая должна все это контролировать – наш старый друг префронтальная кора, – все еще доводит себя до ума. В итоге двигатель увеличивает обороты, но водитель еще не готов. Если подросток один и у него достаточно времени все обдумать, он способен принять адекватное решение, однако, если рядом друзья или до него доносится легчайшее дуновение «движухи», ставки сделаны.

Из-за того, что мозг подростков созревает неравномерно, их поведение может становиться рискованным, но в то же время они способны совершать резкие скачки в мышлении и быстро приспосабливаться к различным обстоятельствам.

Раньше нейробиологи объясняли рискованное, агрессивное или просто странное поведение подростков сбоями в работе мозга. Однако в последнее десятилетие появились важные исследования, опровергающие такую точку зрения. Подростковое поведение не объясняется незрелостью мозга или нарушениями в его работе. В процессе эволюции мозг подростков приобрел функциональные отличия от мозга ребенка или взрослого.

Главная особенность подросткового мозга - способность изменять связи между разными отделами в ответ на воздействия окружающей среды. Такая пластичность на самом деле- палка о двух концах. С одной стороны, она позволяет совершить огромный прорыв в мышлении и социализации. С другой стороны, постоянное изменение структуры повышает вероятность появления опасного поведения и психических расстройств.

Как показывают результаты последних исследований, рискованное поведение возникает из-за несбалансированности работы лимбической системы и префронтальной коры. Лимбическая система отвечает за эмоции, она становится сверхактивной в период полового созревания. Префронтальная кора контролирует импульсивность и обеспечивает разумность суждений; сейчас мы знаем, что она продолжает развиваться до 20 лет. Кроме того, в наше время половое созревание начинается раньше, поэтому период такой несбалансированности увеличивается.

Для появления взрослого поведения важен не размер этих структур, как считалось ранее, а пластичность связей между ними. Зная, что у молодых людей происходит усиление разрыва между эмоциональными и отвечающими за здравый смысл отделами мозга, можно помочь родителям, учителям, воспитателям и самим подросткам понять, что рискованность действий, поиск острых ощущений, разлад в семье и со сверстниками не означает наличия умственных или эмоциональных проблем. Это естественный результат развития мозга, часть об учения подростка знанию о том, как справляться со сложностями окружающего мира.

У 15-летней девушки вкусы в одежде, музыке или политике могут резко отличаться от родительских и даже приводить в ужас маму и папу, однако это не признак психического отклонения. Юноша в 16 лет катается на скейтборде без шлема и принимает рискованные вызовы от своих приятелей скорее всего не из желания себе навредить, а просто потому, что он подвержен влиянию со стороны сверстников и не задумывается о последствиях. А вот другие проявления исследовательской или агрессивной активности, напротив, могут оказаться тревожным сигналом. Чем больше мы знаем об особенностях мозга подростка, тем проще отличить необычное, но свойственное возрасту поведение от симптомов заболевания. Кроме того, такая информация может быть полезна обществу для борьбы с подростковой наркоманией, венерическими заболеваниями, нежелательными беременностями, убийствами, депрессиями и суицидом.

Усиление связей

Скорее всего, родители не удивятся, услышав, что мозг 16-летнего подростка отличается от мозга восьмилетнего ребенка. Однако ученые с большим трудом смогли доказать это утверждение. Мозг окружен плотными оболочками, слоем жидкости и костями, которые надежно защищают его от различных повреждений, а также от любопытства специалистов.

Серьезный прогресс в исследовании мозга был достигнут, когда появилась компьютерная и позитронно-эмисионная томография, однако применять их для исследования мозга детей и подростков было неэтично из-за ионизирующего излучения. Приподнять завесу тайны удалось после появления магнито-резонансной томографии (МРТ) - безопасного метода для изучения анатомии и физиологии мозга людей всех возрастов. Сейчас идут работы, в процессе которых исследуют тысячи обычных людей на протяжении всей их жизни. Выясняется, что созревание мозга проявляется не в увеличении размера, а в росте числа связей между разными его отделами и усилении их специализации.

На МРТ-изображении этот рост связанности определяется по увеличению объема белого вещества. Аксоны, длинные отростки, отходящие от тела нервной клетки, окружены изолирующей липидсодержащей оболочкой из миелина. Именно он и делает вещество белым. Процесс формирования такой оболочки называется миелинизацией, она начинается с детства и заканчивается по достижении зрелости. Миелинизированные волокна могут проводить нервные импульсы значительно быстрее (в 100 раз), чем немиелинизированные.

Аксоны, покрытые мислиновой оболочкой, быстрее восстанавливаются после проведения импульса и готовы к передаче следующего, что ускоряет процессы обработки информации в мозге. Более быстрое восстановление увеличивает частоту передачи информации в 30 раз. Сочетание скоростного проведения и быстрого восстановления увеличивает вычислительные возможности взрослого мозга в 3 тыс. раз, что позволяет устанавливать протяженные и сложные связи между разными отделами.

В недавних исследованиях была описана еще одна роль миелина. Нейрон, получающий информацию от других нервных клеток, сам сможет сгенерировать импульс, только если пришедший сигнал превысит определенный электрический порог. Когда между нейронами передается сигнал, в синапсе, соединяющем эти клетки, происходят некоторые молекулярные изменения, благодаря которым в следующий раз сигнал проходит легче.

Такие изменения лежат в основе любого обучения. Сейчас ученые исследуют механизм, благодаря которому одновременно возникшие сигналы от близко и далеко расположенных нейронов приходят к цели синхронно. Оказывается, в этой точной настройке важную роль играет миелин. Когда ребенок становится подростком, быстрое образование миелина приводит к росту связей и координации активности разных отделов мозга при выполнении самых разных задач.

Для того чтобы описать, как меняются связи, ученые начали использовать теорию графов - раздел математики, позволяющий количественно оценить соотношения между узлами и ребрами любой сети. В качестве узла может выступать любой наблюдаемый объект, будь то нейрон или структура мозга, например гиппокамп, или даже большой отдел - префронтальная кора. Ребром может быть любая связь между узлами, от физического контакта, например синапса между нейронами, до статистической корреляции, например когда две структуры мозга сходным образом активируются в процессе выполнения той или иной задачи.

Теория графов помогла нам понять, как идет созревание в разных областях мозга, как развиваются связи между ними и как это соотносится с изменением в поведении и мышлении. Изменения в мозге не ограничиваются подростковым периодом. Большинство нейронных сетей формируются еще в утробе матери, и многие из них продолжают изменяться в течение всей жизни. Однако оказывается, что в подростковый период происходит значительное увеличение связей в структурах, отвечающих за наши способности принимать взвешенные решения, ладить с окружающими и осуществлять долгосрочное планирование, что значительно влияет на нашу дальнейшую жизнь.

Период специализации

В мозге подростка по мере развития белого вещества наблюдаются и другие изменения. В формировании мозга, как и во многих других сложных процессах в природе, чередуются периоды чрезмерного развития с последующим выборочным сокращением. Подобно тому, как Микеланджело из глыбы мрамора высекал статую Давида, многие наши умственные способности возникают в результате удаления неиспользуемых или неадекватных нейронных связей. Часто используемые связи, наоборот, усиливаются. Процессы сокращения ненужных и закрепления нужных связей происходят в течение всей жизни, но в подростковом возрасте наблюдается сдвиг в сторону удаления, поскольку именно в этот период мозг приспосабливается к конкретным требованиям окружающей среды.

По мере того как неиспользуемые связи отмирают, уменьшая объем серого вещества, возникает специализация. Серое вещество состоит в основном из немиелинизированных структур (таких как тела нейронов), дендритов (ветвистых отростков, по которым информация приходит в клетку) и некоторых типов аксонов. Количество серого вещества увеличивается в детстве, достигая максимума в десять лет, а затем снижается в ходе взросления. У взрослого человека объем серого вещества практически не меняется, и лишь к старости его становится меньше. Похожий процесс происходит и с рецепторами на поверхности нейронов: со временем изменяется количество молекул, связывающихся с нейромедиаторами. такими, например, как дофамин, серотонин или глутамат, и обеспечивающих передачу сигнала между клетками.

Несмотря на то что общее количество серого вещества достигает максимума к моменту начала полового созревания, разные отделы мозга развиваются неравномерно. Раньше всего серое вещество формируется в первичных сенсорных зонах, как называют области, отвечающие за наши чувства: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Позже всех развивается управляющий отдел мозга- префронтальная кора, отвечающая за многие наши способности, такие, например, как организованность, принятие решений, планирование, а также контроль над эмоциями.

Важная особенность префронтальной коры - способность создавать представления типа «что было бы, если…» с помощью мысленного путешествия во времени, т.е. рассматривать прошлое, настоящее и предполагаемые будущие последствия, моделируя это в уме, вместо того чтобы подвергать нас потенциально опасной реальной проверке. Как заметил однажды философ Карл Поппер, надо «позволить этим теориям умереть вместо себя». Когда мы взрослеем, управляющий отдел мозга дает нам возможность выбирать большое вознаграждение в долгосрочной перспективе вместо маленького сиюминутного. Кроме того, префронтальная кора необходима для формирования социального знания - способности ориентироваться в сложных отношениях между членами сообщества, отличать друзей от врагов, искать поддержку в группе и осуществлять главную задачу подросткового возраста - привлечение полового партнера.

Таким образом, изменения происходят и в белом и в сером веществе, и мозг подростка принимает структуру, характерную для взрослого человека. Неверно утверждать, что у подростков совсем не работает префронтальная кора, просто ее функции еще не устоялись. Поэтому пока человек не повзрослеет, у него будут возникать проблемы с контролированием импульсивного поведения и оценкой риска и выгоды.

Несбалансированность взросления

В отличие от префронтальной коры лимбическая система под воздействием гормонов начинает сильно меняться как раз с началом полового созревания (обычно между десятью и 12 годами). Эта система отвечает за эмоции и получение подкрепления. Взаимодействуя с префронтальной корой, она провоцирует подростка к поиску новых впечатлений и риску, а также повышает интерес к отношениям со сверстниками. Такое поведение биологически обусловлено и наблюдается у всех социальных млекопитающих. Оно заставляет молодых особей покидать комфортные и безопасные семьи и исследовать новые территории в поисках новых отношений. Такое поведение генетически улучшает популяцию, препятствуя близкородственному скрещиванию (инбридингу), но оно же и представляет опасность, особенно если встреча с такими современными соблазнами, как наркотики, огнестрельное оружие, быстрая езда, не сдерживается
здравым смыслом.

На поведение подростка влияет не столько позднее развитие управляющих функций или раннее развитие эмоционального поведения, сколько несовпадение во времени этих двух процессов. Лимбическая система запускает у молодого человека эмоциональное поведение, а контроль префронтальной коры работает еще не так хорошо, поэтому получается, что на протяжении почти десяти лет процессы в голове подростка разбалансированы. Более того, во всем мире половое созревание наступает все раньше и раньше и период проявления рискованного поведения и поиска новых ощущений удлиняется.

Различие между социальным и биологическим пониманием термина «подростковый возраст» тоже способствует увеличению данного периода. Общество определяет подростковый возраст с момента начала полового созревания до момента, когда человек становится независимым и принимает на себя взрослую роль. Сейчас в США человек начинает взрослое поведение, т.е. вступает в брак, заводит детей, приобретает собственный дом, на пять лет позже, чем в 1970-х гг.

Поскольку на определение того, кого считать взрослым, сильно влияют социальные факторы, психологи пришли к выводу, что подростковый возраст в большей степени определяется изменениями в воспитании детей, произошедшими со времен промышленной революции, чем биологическими причинами. Однако исследования влияния генов и окружающей среды, выполненные на близнецах, растущих в разных условиях, этого не подтверждают. Несмотря на то что окружающая среда немного влияет на темпы созревания белого и серого вещества мозга, сроки принципиальных этапов развития мозга находятся под биологическим контролем. С этим согласны и социологи: склонность к риску, поиск новых ощущений и уход к сверстникам встречаются во всех культурах.

Слабые и сильные стороны

С помощью МРТ у подростков выявляются изменения серого и белого вещества и развитие связей. Это означает, что главная особенность мозга подростка - происходящие в нем серьезные изменения. И хотя с возрастом такая пластичность снижается, все равно у людей она сохраняется гораздо дольше, чем у других видов.

Затянувшееся созревание и длительное поддержание пластичности позволяют нам иметь свободу выбора не только в рамках индивидуального развития, но и в процессе эволюции нашего вида. Мы благополучно живем везде, от холодного Северного полюса до жарких островов на экваторе. С помощью технологий, разработанных мозгом, мы можем обитать даже в космических аппаратах на орбите нашей планеты. Всего 10 тыс. лет тому назад (мгновение для эволюции) мы проводили большую часть жизни в поисках еды и крова. Сегодня многие из нас проводят большую часть времени, взаимодействуя со словами и символами, при том что читать человечество умеет всего 5 тыс. лет. Длительное сохранение пластичности отлично служит нашему виду, но имеет и свои негативные стороны. На подростковый возраст приходится пик возникновения некоторых видов психических расстройств, включая тревожные расстройства, биполярное расстройство, депрессию, нарушения пищевого поведения, психозы и наркоманию. У половины людей с психическими расстройствами симптомы заболевания проявляются до 14 лет, а у 75%-до 24 лет.

Связь между нормальными изменениями в мозге подростка и психическими расстройствами очень сложна, но ее можно описать метафорой «подвижные элементы ломаются». Идея в том. что интенсивный рост мозга и связей увеличивает вероятность возникновения какой-либо проблемы. Например, практически все ненормальные особенности мозга при шизофрении напоминают обычные для подросткового возраста, но зашедшие слишком далеко изменения.

Подростковый возраст по многим причинам — самое здоровое время в жизни. В этот период у большинства людей хорошая иммунная система, низкая вероятность раковых заболеваний, устойчивость к жаре и холоду и много других замечательных свойств. Однако, несмотря на хорошую физическую форму, серьезные заболевания и смертельные случаи среди подростков встречаются в два-три раза чаще, чем у детей. Главная причина - дорожно-транспортные происшествия, на их долю приходится половина всех подростковых смертей. Убийства и самоубийства занимают второе и третье место. На всю жизнь сильные жестокие отпечатки оставляют подростковая нежелательная беременность, венерические заболевания и поведение, приведшее к тюремному заключению.

Итак, что же могут с этим сделать врачи, родители, учителя, да и сами подростки? Поскольку новых психиатрических препаратов мало и мозг подростков интенсивно реагирует на внешние воздействия, лучше использовать немедикаментозное вмешательство, особенно в раннем возрасте, когда мозг еще быстро развивается. Примером может служить лечение обсессивно-компульсивного расстройства, когда пациента помещают в обстановку, вызывающую навязчивые мысли, и постепенно изменяют его реакцию на эту ситуацию. Такой метод весьма эффективен и может избавить пациента от дальнейших проблем. Поняв, что мозг меняется на всем протяжении подросткового периода, пора уже отказаться от представления, что «молодежь неисправима». К счастью, своевременным вмешательством можно поправить жизнь подростка.

Однако необходимы дополнительные исследования. В настоящее время нет подходящих условий для изучения подростков, финансирование данной темы минимально и крайне мало нейробиологов специализируются именно на этой возрастной группе. Обнадеживает, что по мере того, как проясняются механизмы и факторы, влияющие на развитие мозга в подростковом возрасте, все больше и больше ученых начинают интересоваться вопросами, как минимизировать риски для молодых людей и как использовать поразительную пластичность их мозга.

Понимая, что мозг в этом возрасте- уникальная быстро меняющаяся структура, родителям, обществу и самим подросткам будет легче управлять рискованным поведением, они смогут лучше использовать имеющиеся возможности. Родители, зная о том, что управляющие функции префронтальной коры еще не до конца развились, не будут принимать близко к сердцу выкрашенные в ярко-оранжевый цвет волосы своей дочери, по утешатся мыслью, что здравомыслие появится в дальнейшем. Благодаря высокой пластичности мозга подростка можно надеяться, что конструктивный разговор о вопросах свободы и обязанностей повлияет на развитие этих качеств.

Способность подростков легко адаптироваться заставляет задуматься о влиянии цифровой революции, крупнейшего технологического прорыва в истории. Компьютеры, сотовые телефоны, игры и приложения за последние 20 лет глубоко проникли в жизнь молодых людей. Им доступна любая информация в огромных количествах- однако разного качества. Главным навыком в будущем станет неумение запомнить нужную информацию, а способность критически оценить огромное пространство данных, выбрать из него суть и приложить к решению реальной задачи. Педагогам следует направить обучение подростка на решение задач цифрового века.

Большое общество предоставляет и большие возможности. Можно, например, использовать стремление к творчеству и находчивость, свойственные уникальному подростковому возрасту. Важно понимать: подростковые годы - это переломный момент, определяющий, вырастет ли человек мир ным или же агрессивным гражданином. Во всех культурах именно подростков проще всего завербовать в солдаты или в участники террористической организации, но. с другой стороны, в этом возрасте легко повлиять и на становление будущих учителей или инженеров. Судьям и присяжным тоже надо понимать, что происходит в мозге у подростка, чтобы принимать адекватные решения по уголовным делам.

Самих подростков новые нейробиологические открытия могут побудить начать интенсивно осваивать те навыки, которые они хотят закрепить на всю жизнь. У них есть восхитительная возможность сформировать свою личность и оптимизировать работу мозга в соответствии с тем будущим, которое они для себя выберут, - независимо от настоящего их родителей.

Метки: 6942