Программа развития речи детей определяет круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевые умения и навыки, которые должны быть усвоены детьми на каждом возрастном этапе, а также предусматривает воспитание определенных качеств личности. Программа развития речи, как и вся «Программа воспитания в детском саду», в целом построена на научных основах. Прежде всего, всем своим содержанием она направлена на всестороннее развитие личности ребенка.

Кроме того, в основу программы положены данные психологии в смежных наук об овладении ребенком устной речью и особенностях его познавательной деятельности, что определяет объем и последовательность требований к детям на разных возрастных ступенях.

Программа построена также с учетом важнейшего педагогического положения о ведущей роли деятельности в развитии ребенка; ее материал имеет сложную структуру, так как соотнесен с различными видами детской деятельности (игра, быт, занятия и др.). И, наконец, необходимо сказать, что программа развития речи создана с учетом, главных дидактических принципов -- систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности; в ней прослеживается концентричность в формировании у детей речевых умений (т. е. прохождение на каждом возрастном этапе одних и тех же разделов с постепенным расширением и углублением их содержания).

Итак, цель программы по речевому развитию детей раннего возраста : обеспечить богатство внешних впечатлений и опыта для создания и расширения базы речевого развития ребенка; формирование понятийной и активной речи.

Задачи развития речи детей от 1 - 1, 6 лет:

  • - Обеспечить положительный эмоциональный фон для игр и занятий по развитию речи.
  • - Развивать понятийную сторону речи. Расширять пассивный словарь детей путем ввода новых слов, обозначающих предметы, их функции и некоторые признаки, местоположение предметов (там).
  • - Формировать у детей умения выполнять элементарные действия по односложной инструкции («Принеси игрушку», «Поставь игрушку», «Возьми чашку», «Дай машинку», «Иди в туалет», «Брось в корзину», «Ложись в кровать», «Сядь на стульчик»).
  • - Формировать представления о том, что можно делать, а чего делать нельзя. Учить действовать по разрешению (можно) и останавливаться по запрету (нельзя).
  • - Учить детей соотносить игрушку с ее изображением («Покажи, где кукла Ляля», «Покажи, где машина: би - би», «Покажи, где барабан: бам - бам» и т.п.).

Учить детей соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием («ав - ав» - собака, «мяу - мяу» - кошка, «ку - ка - ре - ку» - петушок, «га - га» - гусь, «ко - ко» - курочка и т.п.).

  • - Начать развивать фонематический слух. Учить различать на слух сначала два слова с опорой на картинки (бусы - бант; мишка - мышка). Учить дифференцировать звукоподражание (выбор из двух предметов или картинок) посредством игр типа «Кто тебя позвал?» («Кто тебя позвал: петушок или курочка?»).
  • - Учить понимать несложный рассказ взрослого по сюжетной картинке.
  • - Развивать активную речь. Поддерживать детей в стремлении выражать словами, жестами, звукоподражанием свои стремления, проявления интереса. Побуждать заменять звукоподражание на слова. Ближе к двум годам упражнять ребенка в умении строить короткие фразы, состоящие из 2-3 слов.
  • - Целенаправленно обогащать словарь детей (называть реальные предметы, объекты, явления, их изображения на иллюстрациях; обозначать словами свои и чужие действия); поощрять попытки повторять за взрослыми отдельные слова и фразы. Побуждать использовать в речи прилагательные и наречия (большой, маленький, высоко, низко) наряду с существительными и глаголами.
  • - Способствовать развитию речевого слуха: указывать объекты и предметы по звукоподражанию взрослых (ко-ко-ко; му - му - му; тук - тук - тук и пр.); обозначать средствами звукоподражания знакомые предметы и объекты (тик - так; ту - ту -ту; мяу - мяу; ав - ав - ав).
  • - Развивать диалогическую речь как способ коммуникации (жесты, мимика, слова). Поддерживать и поощрять инициативу детей в общении с взрослыми и другими детьми. Учить здороваться, отвечать на приветствия взрослого, благодарить.

Задачи развития речи детей 2 - 3 лет.

  • - Продолжать формировать у детей умения выполнять элементарные действия по односложной инструкции («Принеси игрушку», «Поставь игрушку», «Возьми чашку», «Дай машинку», «Иди в туалет (раздевалку, спальню)», «Брось в корзину», «Ложись в кровать», «Сядь на стульчик», «Отнеси в мойку», «Спрячь в коробку»).
  • - Целенаправленно обогащать словарь детей. Упражнять в умение называть реальные предметы, объекты, явления, их изображения на иллюстрациях. Расширять словарь, обозначающий отдельные части объектов и предметов (у кошки - голова, ушки, носик, усы; спинка, лапки, хвостик; у чайника - ручка, носик; у машины - кузов, колеса и т.п.).
  • - Учить обозначать словами свои и чужие действия. Упражнять в умение соотносить словесное обозначение действия с собственными движениями и действиями с игрушками. Учить понимать действия, изображенные на картинке («Кто что делает?» - девочка прыгает, мальчик сидит, птичка летает и пр.).
  • - Учить обозначать словами некоторые признаки знакомых объектов (мягкий, белый, звонкий);
  • - Начать вводить слова, обозначающие состояния и настроение реальных людей и литературных персонажей (плачет, смеется; грустный, веселый и пр.).
  • - Поощрять попытки повторять за взрослыми отдельные слова и фразы.
  • - Способствовать развитию грамматического строя речи. Упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (на, под, рядом, сзади).
  • - Следить за правильным изменением слов (по числам, падежам, временам). Помогать согласовывать слова в предложениях. Поощрять использование в речи уменьшительно-ласкательные наименования (машинка, ключик, уточка и т.п.).
  • - Развивать произносительную сторону речи. Учить говорить внятно, не торопясь.
  • - Начать развивать фонематический слух. Учить различать на слух сначала три слова с опорой на картинки (машина - мишка - мышка). Продолжать учить дифференцировать звукоподражание (выбор из трех - четырех предметов или картинок) посредством игр типа «Кто тебя позвал?» («Кто тебя позвал: петушок, курочка, цыпленок (или гусь)?»). Учить дифференцировать близкие по звучанию звукоподражания («ку - ку» - «ко - ко», «ту - ту» - «тук - тук», «ку - А - ре - ку» - «ку - ку» и т.п.).
  • - Способствовать развитию речевого слуха. Обозначать средствами звукоподражания и слов знакомые предметы и объекты (часы - тик - так; поезд - ту - ту -ту; машина - би - би; кошка - мяу - мяу; курочка - ко-ко-ко; корова - му - му - му;молоток - тук - тук - тук; собака - ав - ав - ав и пр.).
  • - Начать подготовку артикуляционного аппарата для правильного произношения звуков родного языка. Развивать речевое дыхание.
  • - Упражнять в правильном произнесении гласных и простых согласных (кроме свистящих, шипящих и сонорных).
  • - Развивать диалогическую речь как способ коммуникации (жесты, мимика, слова). Поддерживать и поощрять инициативу детей в общении с взрослыми и другими детьми. Упражнять в умение обращаться с просьбой и предложениями (дать что-либо, поменяться игрушками) к взрослому и другому ребенку.
  • - Создавать условия, позволяющие употреблять развернутые высказывания; отвечать на вопросы, используя фразовую речь. Упражнять в пересказе простых, коротких произведений с помощью воспитателя, с использованием различных театров (плоскостной, настольный, бибабо) (6, c.28).

Основной формой педагогического процесса в детском саду являются занятия (в данном случае занятия по развитию речи). Здесь конкретизируются и уточняются знания детей, полученные ими практическим путём и которые они получили, действуя с предметами ближайшего окружения. Но чтобы программные задачи организованного обучения решались более успешно, необходимо весь день пребывания ребёнка в детском саду сделать более содержательным в плане речевого развития. Чем богаче, содержательнее впечатления повседневной жизни, тем большие познавательные возможности имеются для занятий.

Чтобы обеспечить ознакомление ребенка с окружающим миром и развитие активной речи, необходима совместная деятельность с воспитателем. Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения.

В процессе совместной деятельности педагог не ставит задач прямого обучения речи, как это делается на занятиях. Постановка проблемных языковых задач здесь носит ситуативный характер. Ребёнок говорит только то, что хочет сказать, а не то, что спланировал педагог. Поэтому организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими. Педагог должен быть готовым к импровизации, к встречной активности ребёнка. В процессе совместной деятельности у ребёнка постепенно формируется позиция младшего партнёра, ведомого взрослым и постоянно учитывающего инициативу последнего.

Осуществляя словарную работу, воспитатели придерживаются следующих принципов:

  • 1) работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;
  • 2) формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;
  • 3) все задачи словарной работы решаются в единстве и в определенной последовательности.

Воспитатель должен помнить, что решая задачи развития речи детей раннего возраста, деятельность, которую он организует должна быть (6, c.134):

  • - во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);
  • - во-вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);
  • - в-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах. Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т.д. Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию).

Итак, в своей работе по развитию речи детей раннего возраста мы используем следующие формы совместной деятельности:

  • - наблюдение и элементарный труд в природе;
  • - сценарии активизирующего общения;
  • - игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;
  • - слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок;
  • - инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений;
  • - игры на развитие мелкой моторики рук;
  • - дидактические игры и упражнения;
  • - бытовые и игровые ситуации;
  • - элементарное экспериментирование.

Рассмотрим наиболее интересные формы занятий - это наблюдение и элементарный труд в природе и сценарии активизирующего общения.

1). Наблюдение и элементарный труд в природе.

Знакомству с растительным миром, с комнатными растениями отводится значительное место в воспитании детей раннего возраста. Дети узнают, показывают и называют некоторые комнатные растения, их части. В начале второго года жизни детей начинают знакомить с трудовыми действиями взрослых по уходу за растениями. Для развития словаря целесообразно использовать приём поручений. После того, как ребёнок выполнил конкретное поручение, необходимо (особенно после 1,5 лет) спрашивать: "Что ты принёс? Где взял? Куда положил?" С помощью таких вопросов ребёнок начинает устанавливать связи и взаимозависимости между объектами и словами, их обозначающих.

Один из приёмов активизации речи ребёнка - мотивация действий с предметами и объектами, в данном случае - с комнатными растениями. "Будем поливать растение, потому что оно хочет пить!", "Будем протирать листья, чтобы они стали чистыми!".

Не следует торопить ребёнка, порицать за медлительность, стремиться сделать за него то, что он способен осуществить самостоятельно. Важно, чтобы ребёнок преодолел трудности, почувствовал объективные условия выполнения задания. В этом случае конечный результат не только осознаётся, но и лучше запоминается и отражается в речи.

2). Сценарий активизирующего общения .

Воспитатель здесь выступает как неформальный лидер, который заранее разрабатывает определённую программу, сценарий, определённые дидактические задачи. Но строго следовать им он не должен. Реализованный сценарий - результат взаимодействия плана, намеченного воспитателем, и встречной активности детей.

Особенностью сценариев активизирующего общения является то, что участие в играх-сценариях добровольное и каждый ребёнок может "включиться" или "выключиться" в любой момент. Сценарии могут быть рассчитаны на довольно значительное время - от 15 до 35 минут. Но это время работы педагога, а не отдельного ребёнка. Содержанием сценариев являются организованные игры, ситуации общения, доступные возрасту детей.

Чтобы дети не переутомлялись, проводится какая-то одна из форм. Дети находятся в привычной, спокойной обстановке и воспитатель может действовать по ситуации: со всей группой детей, с подгруппой или вообще индивидуально.

Воспитатель должен спокойно относиться к тому, что во время совместной деятельности дети как бы "перетекают" с места на место - они занимают позицию то "внутри" играющих, то рядом, то вдалеке.

Успех проведения совместной деятельности во многом зависит от профессиональных качеств воспитателя, от искреннего интереса к детям.

Вывод главы 1

На основании данной главы можно сделать вывод, что:

  • 1. Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике. Языкознание и психология раскрывают такой важный вопрос, имеющий отношение к методике развития речи, как понятие о словаре активном и пассивном. Активный словарь -- это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи. Пассивный словарь -- это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.
  • 2. Цель программы по речевому развитию детей раннего возраста в ДОУ: обеспечить богатство внешних впечатлений и опыта для создания и расширения базы речевого развития ребенка; формирование понятийной и активной речи.
  • 3. Для выявления уровня развития речи детей раннего возраста необходимо провести экспериментальное исследование, направленное на: выявление уровня восприятия речи взрослого, выявление понимания речи взрослого, выявление объема активного и пассивного словаря, выявление состояния звукопроизношения, определение уровня активного словарного запаса детей.
  • 4. Предлагаемая нами программа по развитию активной речи детей раннего дошкольного возраста, имеющих низкий уровень речевого развития направлена на:
    • - совершенствования предметного и глагольного словаря;
    • - совершенствование активного и пассивного словаря, обогащение словаря прилагательных, местоимений, наречий, предлогов;
    • - умение составлять простые, элементарные фразы;
    • - активное развитие диалогической речи.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Балтасинская гимназия»

«Утверждено » педагогическим советом протокол № _____ от ____ _________ 2012 г.

Введено приказом № ______

от ____ ________________ 2012 г.

Директор школы

___________________ Шакиров В.Г.

подпись Ф.И.О.

Рабочая программа

по предмету развитие речи для 2 А класса

Составитель: Кузьмина Ильмира Гаднановна, учитель начальных классов 1 квалификационной категории


пгт. Балтаси

Пояснительная записка

В связи с внедрением в образовательный процесс начальной школы новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения с приоритетом начального общего образования изменяются и основные приоритетные задачи. Основными задачами образования становятся - формирование у младших школьников умения учиться, создание условий способствующих реализации потенциальных возможностей учащихся, обеспечивающих их личностный рост. И основными механизмами системного обновления в образовании становятся: обновление содержания, формирование универсальных учебных действий, современные технологии обучения, новая система оценивания результатов.

Рабочая программа по предмету Развитие речи составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);

Закона Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);

приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»;

СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

Сборника рабочих программ. Система учебников «Перспектива».1 – 4 классы, Москва, «Просвещение», 2011 г.;

учебного плана для школ с углубленным изучением русского языка и культуры;

Устава и основной образовательной программы МБОУ Балтасинская гимназия.

В 2 – 4 классах разработана и действует система усиления гимназического компонента образования через введение в план обучения курса «Информатика в играх и задачах», курсов «Риторика» и «Развитие речи» за счет школьного компонента.

Курсы «Риторика» и «Развитие речи» введены в систему с целью подготовки учащихся младших классов к тестированию и итоговой аттестации по программам начального общего образования.

Программа разработана на основе Примерных программ по русскому языку и литературному чтению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы курса УМК «Перспектива».

Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом «Перспектива»: «Русский язык». 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Авторы Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. Российская академия наук Российского академического образования, М.: «Просвещение», 2011 г.; Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. М. «Просвещение», 2012 г.; «Литературное чтение». 2 класс. В 2 –х частях. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. ; Л.Ф. Климанова, Т.Ю. Коти. «Литературное чтение». Творческая тетрадь. 2 класс. Российская академия наук Российского академического образования, М.: «Просвещение», 2012 г.; Климанова Л.Ф. и др. по развитию речи . 2 класс. Российская академия наук Российского академического образования, М.: «Просвещение», 2012 г.

Программа предполагает самостоятельный подбор учителем речевого и литературного материала, творческий подход к организации занятий в целях максимального развития речевой деятельности учащихся.

Подбор материала к урокам развития речи в программе соответствует тематике предметной области «Филология» - тесная взаимосвязь уроков русского языка с литературным чтением. Следовательно, уроки развития речи проводятся с целью обобщения полученных на этих уроках знаний.

Разработанная данная программа позволяет использовать в работе учеб­ники по русскому языку и литературному чтению УМК «Перспектива», которые обеспечивают достижение личностных, метапредметных и предметных результатов ФГОС.

Место учебного предмета в учебном плане

На предмет Развитие речи по учебному плану на 2012/2013 учебный год отводится 1 час в неделю, 34 учебных недель – 34 часа.

Общая характеристика учебного предмета

В новых Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) второго поколения даны основные направления работы по развитию речи и прямо говорится в программе, что « направления работы по развитию речи включают, как обязательную составную часть, работу по предупреждению и устранению речевых ошибок». В этой связи особое значение приобретает работа по ознакомлению учащихся с условиями использования лексических и грамматических средств языка в конкретной речевой ситуации.

Культура речи – как устной, так и письменной – в нашей гимназии, к сожалению, остается низкой. Об этом свидетельствуют самые разнообразные стилистические ошибки, которые встречаются в повседневной устной и письменной речи учащихся. Поэтому главной задачей учителя является развитие речи младшего школьника – процесса сложного, творческого, который невозможен без эмоций, без увлеченности.

Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа, которую нужно планировать на каждый урок.

Основным средством коммуникации является речь. Она помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью - это способ познания действительно­сти. Богатство, точность, содержательность речи зависит от обогащения сознания ребенка раз­личными представлениями и понятиями, от жизненного опыта школьника, от объема и дина­мичности его знаний. Иными словами, речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но и фактическом материале. Школьник хорошо расскажет или напишет только о том, что он хоро­шо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа, тогда он сможет выде­лить главное, существенное. Материал должен быть значимым (общественно или личностно значимым). Это также необходимое условие речевого развития учащихся.

Таким образом, уроки развития речи становятся составной частью целостной системы правового образования. Это особенно важно в начальной школе, так как психологами установлено, что младший школьный возраст характери­зуется восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, дети в этом возрасте отличаются беском­промиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников.

Подбор материала к урокам развития речи, текстов изложений, тематики сочинений направлены на формирование у школьников гуманистических ориентации, способствуют их нравственному воспитанию. Следовательно, уроки развития речи создают условия для постепенного становления жизненных ориентации младших школьников, проявляющихся в эмоционально переживае­мом отношении к жизненным явлениям и в осознанном нравственном выборе линии своего поведения, способов действий, поступков.

Основная задача уроков развития речи состоит в том, чтобы научить детей свободно и пра­вильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Конкретное решение этой задачи осуществляется путем формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позво­ляют воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать свое собственное.

Работа по развитию речи требует разнообразных приемов и средств. Большое внима­ние при проведении уроков развития речи следует уделять различным формам работы с текстом: формировать умение составлять устный или письменный текст, редактировать его, выверять орфографию. Преобладание на первоначальном этапе устных упражнений дости­гается за счет умения пересказать прочитанное, составить рассказы по наблюдениям, драма­тизации, импровизации, словесного рисования и т.д.

Дети должны овладеть различными языковыми средствами. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции рассказа, отбор материала, установление логических связей, проверка орфографии - весь этот сложный комплекс действий требует от ребенка высокого напряжения всех его творческих сил. А ведь именно творческая работа требует самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст. Оно способствует становлению личности учащегося.

Ценностные ориентиры содержания

Коммуникативно-познавательная направленность Программы и реализуемый в ней системно-деятельностный подход нацеливают младших школьников на совместное изучение системы языка и осмысление способов функционирования этих языковых единиц устной и письменной речи, в различных ситуациях общения и раз­личных текстах.

Познавательная направленность Программы обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания окружающего мира и развития речевого мышления.

Эстетическая и духовно-нравственная деятельность Программы нацелена на развитие художественно- эстетической деятельности, формирование нравственно-этических представ­лений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы.

Культура речевого общения Программы ориентирована на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать иговорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.

Обучение развитию речи на основе данной Программы имеет личностно ориентир ованный характер, так как оно построено с учётом уровня развития интересов ребёнка и его познавательных возможностей.

Обращение к семантической стороне языка создает условия для гармоничного развития образного и логического мышления. При этом повышается речевая активность и функциональная грамотность детей, возникает интерес и появляется бережное отношение к русскому языку, его богатству и выразительности, развивается речевое мышление учащихся.

Результаты изучения курса

Личностные результаты

осознавать роль речи в жизни людей;

оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Метапредметные

соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

реализовывать простое высказывание на заданную тему;

ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;

самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметные результаты

различать устное и письменное общение;

различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;

– уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;

анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;

продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;

распознавать и вести этикетный диалог;

отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

находить по абзацным отступам смысловые части текста;

выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;

оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.

Основное содержание

В число основных содержательных линий Программы входят:

Усвоение литературного языка;

Овладение чтением и письмом;

Совершенствование речи учащихся, повышение ее культуры.

Виды речи. Речь бывает внешняя и внутренняя.

Внешняя речь подразделяется на речь устную (звучащую) и письменную (графически зафиксированную). Выделяют также речь диалогическую и монологическую.

Внутренняя речь – это речь мысленная, протекающая без отчетливых внешних проявлений. Это как бы разговор с самим собой. Она отрывочна, лишена четких грамматических форм.

Особенно большую роль играет внутренняя речь при подготовке к письменному сочинению, изложению или записи отдельных предложений. Учащийся составляет предложение и целые фрагменты текста первоначально в уме, т.е. на уровне внутренней речи. Важно, чтобы учащийся, начиная писать предложение, в уме подготовил его целиком и знал, как его закончит.

Если внутренняя речь – это речь для себя, то внешняя – для других. Она рассчитана на восприятие, на то, чтобы говорящего поняли его собеседники или слушатели. Поэтому и требования к ней бывают высокими.

Виды речевой деятельности включают в себя все виды как в изучении русского языка, так и в изучении литературного чтения: с лушание; говорение; ч тение как вслух, так и про себя; работа с разными видами текст; р абота с художественным произведением; работа с учебными, научно-популярными и другими текстами.; культура письменной речи; литературоведческая пропедевтика; творческая деятельность.

Цель первых занятий по программе - раскрытие перед детьми основных функций ре­чи. Учащиеся осознают, что речь является важнейшим средством общения, обмена мысля­ми и чувствами между людьми, средством передачи определенной информации.

Учащиеся знакомятся с формами речи: устной и письменной, учатся отличать устную речь от озвученной письменной, устную (письменную) от внутренней; определять темп устного вы­сказывания, громкость речи; оценивать соответствие темпа и громкости речи определенной си­туации общения; оценивать поведение собеседника во время разговора, использование мимики, жестов. Дети учатся умению слушать собеседника, умению вести себя во время разговора.

С первых дней обучения начинается работа над культурой речи: дети усваивают, как полагается говорить в школе, на уроке, начинают понимать, что не любое выражение мыс­ли будет правильным, что мысль следует выражать ясно, четко, понятно для других, при­учаются к самоконтролю и к наблюдениям над речью других детей, учатся исправлять недо­четы чужой речи. С первых дней пребывания ребенка в школе его нужно приучать к внима­тельному отношению к слову, к поиску наиболее выразительных слов. Учащиеся знакомятся с толковым словарем, учатся объяснять непонятные слова, употреблять слова в точном соответствии с их значением.

Учащиеся знакомятся с разновидностями речи, которые как бы обслуживают ту или иную сферу деятельности, общения людей: сферу бытового общения - разговорная речь, сферу науки - научная речь, сферу официально-деловых отношений - официально-деловая, сферу искусства слова - художественная.

Следующие виды работ предлагаются учащимся: составление предложений по картинкам (о растениях, о животных, о правилах ухода за жи-вотными, рассказов по вопросам учителя на темы «Сокровища духовной народной мудрости»; «Осень в художественных произведениях и произведениях живописи»; «Эпитеты и сравнения»; «Узнай сказку»; составление рассказов по картинам В. Поленова. А. Куинджи , сюжетным картинкам «Заячья избушка»; составление рассказов по данному началу о поведении на улице; рассказов по воспоминаниям, на основе творческого воображения, по ма­териалам экскурсии в парк; заучивание стихов по темам «Осень золотая» и «Встреча зимы»; работа с пословицами и поговорками о дружбе, товариществе, здоровье, разучивание скороговорок; рассказывание сказок о животных: «Идэ», «СестрицаАлё­нушкаи бpaтец Иванушка», инсценировка сказки «Лиса и журавль».

Пересказывая прочитанное, дети обогащают свой словарь за счет лексики образца, соблюдают последовательность текста, подражают синтаксическому строю первоисточника, передают эмоциональное содержание и идейный смысл рассказа.

Составляемый рассказ или его изложение постоянно исправляются, выбираются наи­более подходящие слова, объясняется их значение и целесообразность их выбора в данной ситуации, идет работа над предложением, вводятся детали, подробности, уточняется после­довательность изложения событий, вводятся простейшие причинные обоснования.

Изучая тему, учащиеся знакомятся с такими основными признаками текста, как тема­тическое единство, заголовок, основная мысль текста. У учащихся формируется умение отличать текст от группы предложений, умение формулировать тему текста, умение его озаглавливать, составлять ответ на вопрос учителя.

Предлагаются следующие виды работ: восстановление деформированного текста, восстановление текста с пропущенными слова­ми, изложение текста по вопросам к каждому предложению, составление рассказа по серии сюжетных картинок и по вопросам, составление рассказа по просмотренному видеофильму или мультфильму.

Тексты таких писателей и поэтов, как Д. Карме, К. Чуковский , Э. Успенский , А. Гайдар, иллюстрации к произведениям, картины художников к предложенным выше видам работ соответствуют тематике уроков, что позволяет учителю решать важные воспитательные задачи: воспитание доброго отношения к людям, которые тебя окружают, стремление соблюдать правила вежливости, воспи­тание уважения ко всему, что создано трудом, воспитание трудолюбия; стремление соблюдать пра­вила поведения в обществе, которые помогают людям жить вместе, общаться, действовать.

Важно, обсуждая с детьми прочитанное, вводить работу над пословицами, загадками, поговорками, фразеологизмами. Они учат детей говорить ярко, образно и просто, помогают уяснить меткость русского слова, обогащают память детей жемчужинами родного языка, развивают мышление, сообразительность. На уроках используются пословицы, которые учат ценить слово, бережно относиться к нему.

Обучая учащихся составлению изложений, необходимо формировать умения делить текст на части, строить предложения в зависимости от контекста, определять глав­ную мысль текста и отражать его в заголовке, выделять части текста при записи, связно из­лагать текст, писать текст в соответствии с планом. Анализируя работы, надо исправлять ошибки в содержании текста и в его речевом оформлении, точно определять слова в тексте.

Предлагаются следующие виды работ: изложение по обобщенным вопросам, из­ложение текста по опорным словам, изложение по вопросам и по опорным словам, восста­новление деформированного текста по серии картинок, изложение по коллективно составленному плану и по опорным словам.

Тематика текстов изложений, подбор наглядных пособий и электронных образовательных ресурсов позволя­ет создавать на уроке ситуацию сопереживания и на основе этого глубже решать следующие задачи: воспитание у учащихся любви к родной стране и городу, стремление жить в мире и дружбе с людьми других народов и стран, воспитание чувства глубокого уважения к людям разных национальностей, стремление соблюдать общественный порядок, беречь красоту родного города. Высокохудожественные тексты, написанные выдающимися мастерами сло­ва, способствуют формированию правильной речи у учащихся, прививают художественный вкус, развивают языковое чутье.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 2 класса

К концу второго класса учащиеся должны знать разновидности речи: разговорную, научную, официально-деловую и художественную речь, признаки текста и его отличие от набора предложений.

Учащиеся должны уметь составлять предложения по сюжетным картинкам, рассказ по вопросам учителя на определенную тему, устно составлять рассказ по данному началу, подобрать заголовок к данному тексту, написать изложение под руководством учителя (в объеме 30-40 слов). Под руководством учителя составлять и записывать небольшие рассказы о своих играх, работе, друзьях, семье.

Литература и средства обучения, в том числе электронные образовательные ресурсы

    Ладыженская Т.А. Речь.Речь.Речь. - М.,2000.

    Шукейло В.А. Русский язык в начальных классах. Сочетание традиционных и не­ традиционных форм обучения.- СПб: 1998.

    Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. - М.: 1985.

    Щеголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе.- СПб: 1996.

    Максимук Н.Н. Сборник изложений по русскому языку: 2-4 классы. - М.: ВАКО.2009.

    Нефедова Е.А., Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку. Уроки рус­ского языка,2,3,4 класс.-М.: 2006.

    « Учимся думать о себе и о других» Санкт – Петербург, « Специальная литература», 1997.

    Сборник программ системы учебников «Перспектива».М.: Просвещение, 2011 г.

    «Литературное чтение». 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Авторы Л.Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. Российская академия наук Российского академического образования, М.: «Просвещение», 2012 г.;

    Л.Ф. Климанова, Т.Ю. Коти. «Литературное чтение». Творческая тетрадь. 2 класс. Российская академия наук Российского академического образования, М.: «Просвещение», 2012 г.

    Климанова Л.Ф. и др. Волшебная сила слов. Рабочая тетрадь по развитию речи . 2 класс. Российская академия наук Российского академического образования, М.: «Просвещение», 2012 г.

    «Русский язык». 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Авторы Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина; Российская академия наук Российского академического образования, М.: «Просвещение», 2011 г.;

    Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2-х частях. М. «Просвещение», 2012 г.

    Л.Ю.Комиссарова «Дидактический материал по русскому языку» Москва «БАЛАСС», 2011г

15. Сказочный домик: народные сказки. Электронная коллекция сказок народов мира (http://www.skazkihome.info/)

16. Русские пословицы: интерактивный тест (тест на знание русских пословиц, задания различного уровня сложности для разных возрастных групп школьников) (http://www.kokch.kts.ru/stars/ind8r.htm)

17. Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.);

18. Русская виртуальная библиотека. www. rvb. ru

19. Дважды пять: детская библиотека.

(Электронная библиотека для детей: сборник детских сказок, рассказов и стихов.) http://ten2x5.narod.ru/biblio.htm

20. «Общий текст» (www. text. net. ru.)

Календарно-тематический план по развитию речи для 2 А класса

Кузьминой Ильмиры Гаднановны учителя начальных классов на 2012/2013 учебный год

п/п

Изучаемый раздел,

тема учебного материала

К-во час.

сроки

Универсальные учебные действия

ОУУН

Контр.

матер.

Функции речи. Виды речи. (10 часов)

Сокровища духовной народной мудрости.

Ю. Мориц. Трудолюбивая старуш­ка.

Пословицы и поговорки о добре.

Главная мысль стихотворения.

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Формулировать собственное мнение и позицию.

Работать в паре, выслушивая мнения друг друга.

Объяс­нять смысл пословиц о книгах. Рассматривать иллюстрации известных художников к детским книгам.

Соотносить иллюстрацию и содержание.

Осень в художественных произведениях и произведениях живописи.

В. Поленова. А. Куинджи.

С. Образцов. Стеклянный пруд.

Сравнительный анализ

Нарисовать свой рисунок к стихотворению

Эпитеты и сравнения.

И.Никитин. Встреча зимы.

И.Бунин. Листопад

А.Майков. Летний дождь

Узнай сказку

Рус. нар. сказка . Заячья избушка.

Восстановление сказки на основе рисунков.

Познавательные

Работать с информацией, представленной в разных форматах (рисунок, схема).

Личностные

Формировать способность к самооценке.

Коммуникативные

Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выска­зываться о своём отношении к народным сказкам.

Восста­навливать события сказки на основе рисунков. Рас­сказывать сказку с использованием опорных слов.

Сравнивать героев, события сказки.

самостоятельно оценивать свои достижения.

Составить свою сказку.

Нарисовать иллюстрацию к сказкам.

Самостоятельное чтение.

Хантыйская сказка. Идэ.

Главная мысль сказки.

Семейное чтение.

Русская народная сказка.

Сестрица Алё­нушка и бpaтец Иванушка.

Анализ сказки по вопросам.

Наш театр.

Инсценирование сказки. Лиса и журавль.

Текст. Признаки текста (9 часов)

Б. Кустодиев. Масленица.

Устное сочинение по картине

Познавательные

Осуществить подведение под понятие на основе распознавания объектов.

Коммуникативные

Строить рассуждения в форме связи простых суждений о предмете, его свойствах и связях.

Использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Личностные

Принимать и сохранять учебную ситуацию.

Ориентация на понимание причин успеха в учебной ситуации.

Регулятивные

Сформировать мотивационную основу учебной деятельности.

Устанавливать аналогии.

Обобщать, выделять существенные признаки.

Оценивать правильность выполнения действия.

Находить вопросы, на которые предстоит отве­тить при чтении раздела.

Разли­чать понятия: закличка, небылица..

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Обсуждать Объяснять смысл пословиц о дружбе. Обсуждать в классе проблемы

«Как найти друзей». «Правильно ли поступили герои рассказа А. Гайдара?».

Сос­тавлять план пересказа; сопоставлять придуманный план с планом в учебнике.

Самостоятельное чтение.

Д. Карме. Весёлый старичок.

Не­бывальщина.

Семейное чтение.

К. Чуковский. Путаница.

Небылица.

Пословицы и поговорки о дружбе.

Придумать свой рассказ по ситуативным рисункам.

Самостоятельное чтение.

Э. Успенский. Крокодил Гена и его друзья.

Обсуждение проблемы «Как найти друзей»

Семейное чтение.

А. Гайдар. Чук и Гек.

Изложение текста и его редактирование (15 часов)

Праздник Рождества Христова.

Саша Чёрный. Рождествен­ское.

К. Фофанов. Ещё те звёзды не погасли...

Рассказ о празднике.

Познавательные

Работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, схема).

Личностные

Установка на здоровый образ жизни.

Коммуникативные

Познавательные

Работать с информацией.

Личностные

Принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные

Использовать речевые средства для решения разнообразных коммуникативных задач.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Коммуникативные

Использовать речевые средства. Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные

Формировать внутреннюю позицию школьника, умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.

Регулятивные

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные

Строить речевое высказывание в устной форме.

Находить в тексте сти­хотворения средства художественной выразительности: эпите­ты, сравнения, олицетворения. Придумывать свои сравнения, подбирать эпитеты, олицетворения; проба написать свое стихотворение. Отгадывать загадки, соотносить загадку с отгадкой.

Придумывать свои сравнения, подбирать эпитеты, олицетворения.

Работать в группе, распределять задания в группе, договари­ваться друг с другом.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Уметь устно составлять рассказ от имени одного из героев по заданному плану, выборочно пересказывать.

Уметь описывать жилища и речи героя.

Уметь составлять рассказ по картине художников.

Сос­тавлять план пересказа;

сопоставлять придуманный план с планом в учебнике.

Обсуждать с другом значения понятий: доброжелательность, терпение, уважение.

Загадки зимы.

Я – поэт.

Проба пера.

Мои любимые писатели.

Сказки А.С. Пушкина

Сказки Ш. Перро. Золушка

Обсуждение чудесного превращения.

Самостоятельное чтение. К. Чуковский. Из книги «Прик­лючения Бибигона».

Семейное чтение. Л. Толстой. Два брат.

Весна в произведении живопи­си А. Куинджи.

Сравнение через стихи о весне.

Устное сочинение по картине И. Левитана «Ранняя весна».

Семейное чтение.

А. Майков. Христос воскрес

К. Крыжицкий. Ранняя весна.

Рассказ о весне по картине.

Лад и согласие в семье

Семейное чтение.

Л. Толстой. Отец и сыновья.

Старый дед и внучек.

Самостоятельное чтение.

Маленькие рассказы Н. Сладкова.

Дискуссия на тему «Что значит поступать по совести»

ИТОГО

Ирина Хмелюк
Программа по развитию речи для детей (3–4 года)

Пояснительная записка

Возраст от двух до четырех лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. В отличие от предшествующего периода раннего детства, когда ребенок для достижения речевых целей широко пользовался внеречевыми средствами (мимикой, жестом, действием и др.) он переходит к собственно речевому общению. Главным средством установления контактов с окружающими, выражения мыслей, переживаний становится язык, а внеречевые формы играют вспомогательную роль. Качественные изменения в речевом развитии детей связаны с расширением их контактов с окружающим миром людей, вещей, природы. С помощью взрослого ребенок устанавливает разнообразные связи между предметами и явлениями: временные, пространственные, количественные, простейшие причинно-следственные. Необходимость отражения этих отношений и связей в речи побуждает детей к активному освоению грамматически форм (окончаний, суффиксов, приставок). Расширение социальных контактов заставляет правильно воспринимать слова, стремиться точнее их произносить, чтобы быть понятым слушателями.

Задача воспитателя в области развития речи детей младшего дошкольного возраста помочь им в освоении разговорной речи. Эта главная задача предполагает воспитание умений: понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

Развитие связной речи. Четвертый год жизни знаменует собой возникновение новых возможностей в развитии связной речи детей. В этом возрасте у ребенка имеется достаточно большой запас представлений, полученных как сенсорным, так и опосредованным способам. С помощью взрослого ребенок устанавливает разнообразные связи в окружающем мире. Речь активно перестраивает все психические процессы, становится орудием мысли ребенка.

Существенную роль в развитии речи детей четвертого года жизни начинают играть опосредованные способы познания мира. Чтение книг, рассматривание картин, предметов, наблюдение за объектами природы под руководством взрослого значительно обогащают содержание речи и способствуют освоению сложных речевых форм.

Совершенствуются умения пользоваться установленными формами вежливого общения, здороваться, благодарить, называть по имени, извиняться, говорить доброжелательным, спокойным тоном; использовать элементы монологической речи в сообщениях о выполнении поручения, в разговорах с воспитателем, в совместной творческой деятельности по сочинению чистоговорок, договариванию стихов, в пересказе известных текстов с помощью воспитателя.

Ожидаемые результаты освоения программы

По итогам освоения программы дети начнут:

Активно общаться со сверстниками,

Говорить не торопясь, внятно,

Отвечать на вопрос воспитателя,

Освоят умения диалогической речи:

Вступать в речевые контакты со взрослыми и сверстниками по разным поводам;

Отвечать на вопросы, обращения;

Сообщать о впечатлениях, побуждениях;

Договариваться о совместной игре;

Участвовать в общем разговоре;

Слушать, не перебивая собеседника, не отвлекаясь от темы беседы.

У детей повысится общий уровень развитие словаря, они начнут:

Активно употреблять слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить и др., качества и свойства (мягкость, твердость, гладкость, шероховатость и др. ; предметы рвутся, бьются, размокают);

Называть некоторые материалы (глина, песок, бумага, ткань);

Активно использовать слова, обозначающие объекты и явления природы: названия растений близкого окружения, некоторых домашних и диких животных (кошка, собака, лошадь, корова, медведь, заяц, лиса и др.);

Активно осваивать и использовать в разговорной практике необходимые для успешного

Общения слова, связанные с этикой общения, культурой поведения, бытовой и практикой и другими необходимыми жизненными проявлениями.

У детей повысится грамматическая правильность речи, они:

Освоят структуру простого предложения, пользуясь системой окончаний для согласования слов;

Научатся строить сложные предложения, сначала бессоюзные, затем с союзами и союзными словами;

Научатся вслушиваться в звучание слов; слышать части слова (окончание, суффикс, приставку, ориентироваться на них в понимании речи, пользоваться ими в словообразовании, а также для выражения разнообразных отношений;

Освоят систему окончаний существительных, прилагательных и глаголов.

В звуковой культуре речи дети овладевают следующими умениями:

Воспроизводить ритм речи, правильно пользоваться речевым дыханием;

Слышали окружающие; слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание;

Слышать в потешке, чистоговорке, стихотворении часто повторяющийся звук;

Слышать в отдельном слове интонационно выделяемый воспитателем гласный или простой по произношению согласный звук и называть его;

С помощью воспитателя произносить односложные трехзвуковые слова, интонационно подчеркивая в них нужный простой по артикуляции звук [а, о, у, и, э, м, ф, в, б, п].

Критерии и формы оценки качества занятий

Критериями и формами оценки качества занятий выступают уровни развития речи: низкий, средний, высокий.

Уровень развития речи:

Низкий: -Ребенок понимает речь. Затрудняется в оформлении предложений, помогает себе жестами, словами-заменителями. От пересказа отказывается. В общение по своей инициативе не вступает. Не владеет формами вежливого речевого общения.

Средний:-Ребенок в речи преимущественно пользуется простыми предложениями. Пересказывает рассказы и сказки по вопросам, фрагментарно. В общение с воспитателями и сверстниками вступает, но общение затруднено недостаточной развитостью речевых форм.

Высокий: Ребенок пользуется в речевом общении простыми и сложными предложениями. Охотно пересказывает знакомые сказки и рассказы при помощи взрослого. Инициативен и активен в общении. Слышит и интонационно выделяет звук в слове с помощью взрослого.

Диагностика уровня речевого развития

За основу диагностики уровня речевого развития была взята методика О. С. Ушаковой «Выявление уровня владения речевыми умениями и навыками».

Цель методики - выявить умения:

1. Называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным и отвечающие на вопросы: «Кто это?» или «Что это?»;

2. Обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным и отвечающие на вопросы: «Какой?» или «Какая?»;

3. Называть действия (глаголы, связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы: «Что делает? Что можно с ним делать?»;

4. Употреблять обобщающие слова (игрушки);

5. Понимать противоположные значения слов (большой – маленький, громко – тихо, бежать – стоять).

Формы работы с родителями

Важная составляющая в развитии устной речи младших дошкольников – создание предметно-развивающей речевой среды. Родители – активные участники мероприятий по речевому развитию детей. С родителями проводятся совместные мероприятия: обучающие семинары по проведению артикуляционной гимнастики дома, разработка дидактического материала, проведение деловых игр, дней открытых дверей, литературных посиделок, консультации, игры-инсценировки. Формами работы с родителями выступают:

Консультации

Родительские собрания

Наглядная агитация (фотогазеты, фотоширмы и т. п.)

Участие в проектах

Информация на сайте ДОУ

В уголок для родителей мы помещаем список детской литературы для домашнего чтения детям, текстов стихотворений, потешек для заучивания с детьми, фотоматериалы (газеты, ширмы) о проведенных мероприятиях.

Для проведения эффективной работы по инсценировке литературных текстов в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций: «О роли родителей в развитие речи ребенка». «Играйте вместе с детьми», «Игра инсценировка как средство развития речи ребенка», «Роль художественной литературы в развитии речи детей», «Развитие речи дошкольников в игре».

Количество занятий (организованная форма обучения) составляет на год – 72 по 2 занятия в неделю в течение 9 месяцев.

2. Учебно-методическое планирование

1. Составление коротких рассказов.

1. «От шалости до беды – один шаг»/3

2. «Знакомим куклу Дашу с нашей группой»/2

3. «Сочиняем сказку"/3

4. «Не ходи, козочка, в лес»/2

5. «Кто как кричит»/2

6. «Про любимого котенка»/2

7. «Вырастала елка»/2

8. «Встречаем гостей»/2

9. «Наши куклы – врачи»/2

10. «Моя любимая мама»/2

11. «Музыкальные игрушки»/2

2. Составление описательных рассказов.

12. «Любуемся красотой осени»/2

13. «Расскажи о фруктах»/4

14. «Как котенок зиме удивится»/2

15. «Опиши игрушки»/2

3. Пересказывание

16. «Что растет на огороде»/2

17. «О моем любимом папе»/2

18. «Кто у нас в группе трудолюбивый»/2

19. «Как лисичка с бычком поссорились»/2

20. «Чтобы хлебушком насладиться надо долго потрудиться»/2

4. Обучение правильно отвечать на вопросы.

21. «Не попади в беду на дороге»/2

22. «Как спасаются звери от стужи»/2

23. «Наши добрые дела»/2

24. «Рассказы о своей семье»/2

25. «Наш город»/2

5. Составление рассказов по картине.

26. «Пожарная машина"/2

27. «К нам пришла весна»/3

28. «Зимой на прогулке»/3

29. «Замечательные цветы»/2

30. «Цыпленок»/2

31. «Как нам транспорт помогает»/3

32. «Игрушки в гостях у детей»/3

Конспект логопедического занятия «Звуки [М] и [М’]. Буква М»

Тема Звуки «М» и Мь». Буква «М»

Цель: Создание условий для формирования устойчивого образа буквы «М» и звуков «М» и «Мь» на материале слогов и слов.

Метапредметные УУД.

Познавательные: с овершенствование навыков сравнения, анализа, обобщения, классификации;

Регулятивные:

  • развитие мелкой моторики кисти и подвижности органов артикуляции;
  • развитие всех видов восприятия;

Личностные:

  • формирование положительной учебной мотивации.
  • формирование коммуникативных навыков через речевую деятельность.

Методическое обеспечение: Дидактические средства: артикуляционные профили, картинный материал, сказочные персонажи Маша и Медведь.

I. Организационный этап

— Для ребят звенит звонок,
Начинается урок.
Время даром не теряйте,
На вопросы отвечайте,
Дружно тему обсуждайте.
Не пройдёт ваш даром труд,
Знанья пользу принесут. .

Для чего нам нужны ушки?
Для чего нам нужны глазки? .
Для чего нам нужна голова? .
Для чего нам нужен язык? .

1.2.Совершенствование работы артикуляционного аппарата через артикуляционную гимнастику.Упражнения для губ, упражнения для языка, направленные на уточнение артикуляции изучаемого звука.

II. Основной этап.

2.1.Актуализация знаний. Какие две группы звуков вы знаете? (Гласные и согласные).

Чем отличаются гласные звуки от согласных?

2.2.Определение темы занятия. Тему нашего занятия ребята. Вы назовете сами, если отгадаете загадки.

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А, проснувшись, стал реветь.
Этот зверь лесной — ().

Есть у медведя подружка.
Не сказочная игрушка.
Простая девочка наша,
А зовут ее (Маша).

А). Назовите звук, с которого начинается слово – Маша «М». Характеристика звука по акустическим признакам.

Ребята, а что мы можем рассказать об этом звуке? (Звук [м] – согласный, твёрдый, звонкий, обозначаем синим цветом)

Б). Назовите звук, с которого начинается слово медведь– «Мь». Назовите тему нашего занятия. (Дети называют: Звуки «М» и Мь»)

Дайте характеристику звуку «Мь» Звук [Мь] – согласный, мягкий, звонкий, обозначаем зелёным цветом.

Сравните артикуляцию этих звуков.

2.3. Развитие слухового внимания и фонематического анализа на материале упражнения со звуками «М» и «Мь».

Если услышите звук «М», поднимите синий сигнал.
Если услышите звук «Мь» поднимите зеленый сигнал.
М, Мь, М, М, Мь, Мь, МА, МЯ, МУ, МЮ, МИ, МО, МЕ, МЭ, МЁ. III. Знакомство с буквой М».

2.4. На письме эти звуки обозначаются буквой «М».

Палочка и палочка, Между ними – галочка.
И понятно сразу всем - Получилась буква М.
Составление и чтение слогов с буквой «М». Прослушайте слоги, составьте слоговую цепочку. Прочитайте их.

МА-МО МУ-МЫ МУ-МА

МО-МИ МИ — МЫ

Физминутка

Маша каши наварила.
Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу
Кошке в чашку, Жучке в пложку,
А коту в большую ложку.
В миску курице, цыплятам.
И в корыте поросятам.
Всю посуду заняла.
Всё до крошки раздала!
Работа над букой «М»

Развитие зрительного восприятия и устойчивого образа буквы «М».

А) Из ряда букв вычеркни букву «М»

АМРМНДмНаЖнМУЖЭМдК

Б) Найди одинаковые группы букв «М» и подчеркни их.

ММм МмМ ммМ МмМ МмМ ммМ ММм мММ

В) Найди среди буквенного текста спрятанные слова: ум, ам, мама, мал и подчеркни их. Пёшарплмалощумшгджжфмамабювылдамр

Учимся писать вместе с Машей букву М
Пропишем в воздухе букву М.
и…раз …и…два…и (письмо под счет).

Игра «Лабиринт». Печатанье буквы «М» по дороге через лабиринт.

Машина физминутка.

III. Обогащение словарного запаса словами с звуками «М» и «Мь» по теме «Продукты».

У Медведя в холодильнике хранится много запасов.

Назовите их. Все ли слова вам знакомы?

Посмотрите, что в них общего?

3.1.Развитие навыка звукового анализа в соответствии с местом положения буквы «М» в словах. Распределите слова на 3 группы.

Если буква «М» будет писаться в начале слова, то это 1 группа.
Если буква «М» будет писаться в середине слова, то во 2 группа.
Если буква «М» будет писаться в конце слова, то это 3группа.
Масло, мандарин, малина, мед, молоко, мясо, морковь, мороженное.
Лимон, сметана, помидор.
Изюм – сушённый виноград, сом, налим -пресноводная рыба.

3.2. Развитие слухового восприятия в соответствии со звучанием твердого или мягкого звука.

Маша выбирала слова с твердым звуком «М», а Медведь с мягким звуком «Мь»
Работа в паре.

IV.Заключительный этап.

С какой буквой мы сегодня познакомились? Буквой «М»
Какие звуки она обозначает? Звуки «М» и «Мь»
Назовите имена наших героев. Маша и Медведь.

VI. Рефлексия.

Если вы хорошо запомнили букву М, то раскрасьте 3 малинки.
Если не очень, то раскрасьте 2 малинки.
Если совсем плохо запомнили букву М, то раскрасьте 1 малинку.

VII. Домашнее задание. Раскрасьте все картинки, в названии которых будет писаться буква М. Вульфович Н.А. учитель-логопед, МБОУ СОШ №5