После рождения ребенка женщина может вновь начать посещать церковь только через 40 дней со знаменательного события. Как только положенный срок минует, священник должен прочитать над ней специальную очистительную молитву, и только тогда она получит возможность причаститься.

Ветхозаветные иудеи

Начнем с того, что Новый Завет не содержит каких-либо четких положений о том, что недавно родившей женщине нельзя заходить в храм. Данная традиция берет свое начало с библейских времен.

Так, в главе 12 Книги Левит говорится, что женщина считается «духовно нечистой» в течение семи дней после рождения мальчика, а затем еще 33 дня она должна сидеть дома и не прикасаться к предметам, которые имеют культовое значение. То есть, в общей сложности – 40 дней. Но после рождения девочки, что ветхозаветные мудрецы искренне считали менее богоугодным поступком, срок такой изоляции молодой матери увеличивался вдвое и составлял уже целых 80 дней (40 – за себя, 40 – за «нечистоту» новорожденной дочери).

Насколько авторы Талмуда разбирались в женской психологии, можно судить по содержащемуся там объяснению причины данного запрета. Эти благородные мужи полагали, что женщина, испытывая родовые муки, теоретически может дать себе зарок больше никогда не заниматься сексом, чтобы не зачинать ребенка. И за данное гипотетическое обещание, женщина якобы виновна перед Богом, поэтому она «духовно нечиста» после родов.

Кстати, Талмуд уделяет много внимания вопросам духовной нечистоты. Ее самой высокой степенью является трупная. Любой человек, находившийся рядом с покойником, не допускался в храм в течение семи дней после похорон.

Нида – еще одна степень нечистоты, она связана с естественными кровотечениями у женщин во время менструаций, а также с выделениями организма после родов. Поэтому, согласно Ветхому Завету, женщине воспрещается входить в храм во время месячных, а также после рождения ребенка.

Впрочем, в «эти дни» иудеи запрещали женщинам очень многое: секс с мужьями; нежные касания и поцелуи; сон в супружеской постели; питание за одним столом со всей семьей и т.п.

Новый Завет

Согласно учению Христа, только греховные помыслы могут сделать человека «нечистым». Постановление о том, что женщинам нельзя входить в храм в течение 40 дней после родов, не принималось ни на одном Вселенском соборе. Единственное объяснение, условно принятое священнослужителями, касается установленного в Новом Завете запрета проливать кровь в храме.

Дело в том, что в библейские времена было принято совершать жертвоприношение животных. Но Иисус и его апостолы категорически отвергали данный ритуал. Не разрешая проливать кровь в храме, они имели в виду именно отказ от подобных обычаев, восходящих своими корнями к древнему язычеству.

В главах 27-30 Книги 6 Дидаскалии (постановления апостолов) говорится, что рождение ребенка чисто, и никакие физиологические особенности данного процесса не противны Богу. Поскольку Святой Дух всегда присутствует в каждом живом создании, не стоит считать женщину после родов «духовно нечистой», следуя ветхозаветному пониманию.

Опасения язычников

Число 40 является сакральным для представителей многих народов. Его часто связывают с рождением и смертью. Представление, что душа покойного в течение 40 дней после смерти блуждает в мире живых, возникло на заре человечества. Точно так же язычники всегда верили, что новорожденный в течение первых 40 дней еще неокончательно утвердился в нашем мире. И поэтому первые полтора месяца его матери следует быть крайне осторожной.

Молодой маме с ребенком лучше не показываться в общественных местах, чтобы не нарваться на сглаз, ведь многие люди могут позавидовать ее счастью. А поскольку малыш в течение первых 40 дней после рождения еще не является частью мира живых в полной мере, этот негатив способен привести к печальным последствиям. Поэтому и показывать его кому-то кроме родственников и близких друзей в первое время после рождения считалось опасным.

Кстати, согласно Священному Писанию, Божья Мать принесла новорожденного Иисуса в храм только после того, как прошло 40 дней с момента рождения малыша.

Еще одной причиной такого запрета может быть опасение, что молодая женщина, организм которой ослаблен родами, ненароком подхватит инфекцию в местах массового скопления людей. Стоит ли говорить, что для новорожденного в первые дни его жизни любая болезнь может оказаться смертельной.

Современная Россия

Мнения современных православных священников по данной проблеме разделились. Одни считают, что не следует нарушать веками устоявшихся традиций, а другие думают, что рождение ребенка не должно быть препятствием для духовной жизни. Есть и сторонники «умеренной середины», которые разрешают женщинам во время месячных и сразу после родов ходить в храм и молиться, правда, при этом им нельзя причащаться и касаться религиозных святынь.

Как правило, в этом вопросе прихожанки следуют наставлениям тех священнослужителей, к чьей пастве они относятся. Впрочем, несоблюдение каких-то правил из этой серии не считается грехом, и это не повод осуждать женщину автоматически. Речь идет не о грехе, а лишь о проступке, если настоятель церкви вообще так расценивает ее поведение.

По обычаю через 40 дней после родов, подобно Богородице, молодая мать приходит в храм со своим ребенком. Священник читает над ней специальную очистительную молитву. Она довольно короткая, ее суть сводится к одной просьбе к Богу: «… омый ея скверну телесную и скверну душевную во исполнении четыредесяти дний». После этого женщина может причащаться.

Затем молитва читается над ребенком, независимо от того, был он уже крещен или нет. Священник обращается к Богу с просьбой благословить дитя.

В переводе с латинского алтарь означает «жертвенник», т. е. постамент, где сжигают жертву. Раньше так и считалось – это место совершения ритуальных приношений. Теперь алтарь не несет такой функции, но все равно остается наиважнейшей частью храма. Существуют определенные требования нахождения у алтаря, о которых мы расскажем сегодня. Ведь простых людей часто интересуют . Например, почему женщинам нельзя заходить в алтарь.

Понятие алтаря у католиков и православных

  • В православии алтарем называют восточную часть храма, на которую разрешено заходить только священникам. Она обычно отделена от молельного зала иконостасом или просто ограждением. А уже в самом алтаре расположен престол, на котором располагаются предметы, необходимые для ритуалов: Евангелие, антиминс и крест.
  • В католицизме же алтарем называют сам престол. На него тоже выкладывают крест, Евангелие, иногда предметы для причащения: вино и хлеб. Здесь алтарь не отгорожен, а открыт. Его предназначение – свершение таинств. Иногда устанавливается сразу несколько алтарей, чаще в крупных храмах.

Определенные требования, необходимые для соблюдения церковью

  • И у католиков, и у православных алтарь должен располагаться в восточной части храма и иметь направление на восток.
  • У католиков за одним алтарем должно проводиться не более одной службы в сутки. Этим иногда и объясняется присутствие сразу нескольких алтарей в одном храме.
  • В православии в алтарную часть допускаются только священнослужители высшей иерархии.
  • По закону церковного прав а, принимать в алтаре причащение могут лишь пресвитеры , епископы и диаконы . Но на практике иногда допускается причащение мирян в алтаре (в исключительных случаях). Например, учащихся духовных семинарий.

К алтарю допускаются только алтарники. Это мужчины, которые по своему желанию помогают священнослужителям у алтаря. Поэтому их так и называют.

У алтарников свои обязанности и правила

  • Перед входом в алтарь необходимо поцеловать икону на воротах.
  • Затем поклониться три раза с крестным знамением. В будни – земные поклоны, в праздники – поясные.
  • Далее попросить благословения у находящегося священника.
  • Проходя рядом с горним местом, нужно перекреститься.
  • Ни в коем случае нельзя громко разговаривать и смеяться.
  • Во время Евангелия, прочтения канона и херувимской песни нельзя допускать шума. Должна слышаться лишь молитва.
  • Строго запрещено прикасаться к престолу и жертвеннику.
  • Необходимо стараться как можно меньше ходить перед Престолом.
  • Нельзя проносить с собой какую-либо еду.
  • Запрещено проходить через Царские ворота.
  • Недопустимо проносить с собой технические средства.
  • Отвлекать священнослужителя вопросами также нежелательно.
  • При любом наружном кровотечении алтарник обязан удалиться.

В некоторых женских монастырях в эту часть допускают женщин – монахинь в преклонном возрасте. И еще реже к алтарю допускается кто-то из прихожан.

Попытаемся понять, почему настолько строги рамки нахождения у алтаря для мирян.

По словам архимандрита Алипия Светличного, недопущение этой категории прихожан происходит по объективным причинам:

  • Женщин – из-за «ежемесячного непроизвольного течения».
  • Простых прихожан – потому что алтарь – это святилище.

Алтарь – это средоточие , там должен царить порядок. Потому он и отделен от остальной территории храма, дабы сохранить святость этого места. Исключить суету, шум и толкотню, что неизбежно при большом скоплении людей.

Если разрешить вход в алтарь всем мирянам, он перестанет быть священным местом, а станет проходным. А отсюда – вполне объяснимый беспорядок и, соответственно, помехи для совершения священнодействий.

Итак, мы постарались дать ответы на интересующие вас вопросы, один из которых "Почему женщинам нельзя заходить в алтарь?".

Алтарь – это главная часть храма, находящаяся на восточной стороне. Слово алтарь происходит от латинскиъ слов alta и ara: возвышенный жертвенник или жертвенник, находящийся на возвышении. Он действительно всегда находился на возвышении, по сравнению с остальной площадью храма. Почему так? Алтарь – это символ Престола Господня.

Он состоит из:

  1. Престола;
  2. Жертвенника;
  3. Ризницы;
  4. Кафедры.

Алтарь в храме сложно не заметить, ведь прообраз Престола должен быть прекрасным. Его всегда стараются украшать и выделять. Во время богослужения священник то выходит из алтаря, то вновь удаляется. Войти в алтарь может далеко не каждый. Именно там свершается подготовка к Таинству Евхаристии. И все же, каждый крещеный мужчина, хоть раз бывал в алтаре даже, если не помнит этого. Подробности о том, что такое алтарь и, какое место он занимает в храме – в нашем материале.

История

Алтари появились еще на заре христианства. В те времена в катакомбных храмах, где христиане иногда вынуждены были скрываться, в восточной части были отгорожены мощи святых мучеников. Мощи хранились в саркофаге – особой каменной гробнице. Именно там совершалось Таинство Евхаристии в воспоминание о Господе нашем Иисусе Христе по Его Завету.

Алтари находились на возвышении по сравнению с остальными зонами храма и символизировали собой Престол Господень. Поэтому Алтарь всегда стараются держать в чистоте, украшать коврами, а входить туда имеет право не каждый. Там, где совершается Таинство Евхаристии символически проходит Тайная Вечеря, когда Христос собирал Своих учеников. Раньше, в Ветхозаветные времена алтарь называли “Святая святых”.

Устройство алтаря

Жертвенник

Жертвенник – это стол, который находится в северо-восточной части алтаря, неподалеку от Престола. В соответствующие моменты литургии жертвенник представляет собой пещеру, где родился Христос, Голгофу, где Он был распят, и небесный Престол Славы, куда Он вознесся по Воскресении.

Именно здесь ведутся приготовления к Причастию, а в самом жертвеннике хранятся сосуды для свершения Таинства. Жертвенник обычно красиво украшен.

Престол

Престол – это стол, который находится в центральной части алтаря. Именно здесь свершается Таинство Евхаристии, и прикасаться к этому столу могут только священники. Для мирян это – запрещено. Нижний покров Престола называется катасаркой , верхний – индитией , что в переводе с греческого означает – “одеваю”. Покров, которым накрывают престол со всеми находящимися на нем священными предметами по окончании богослужения, называется пеленой .

На престоле обычно хранятся:

  • крест для благословения верующих,
  • Евангелие,
  • антиминс – освещенная ткань с изображением погребения Иисуса Христа.
  • Внутри антиминса находится еще одна ткань, которая называется илитон.
  • Кроме илитона есть и антимисная губка. С ней собираются случайно упавшие частицы причастного хлеба на илитон после приготовления Святых Даров.
  • В илитоне находится частица от мощей святого, святого-мученика.

Ризница

Справа от престола располагается особое место, где в специальные одежды облачаются священнослужители. В ризнице хранятся богослужебные одежды священников, диаконов и иподиаконов. Здесь находятся и богослужебные книги, а также предметы, которые используются во время литургии. В болгарских храмах, особенно в старинных церквях ризницей чаще всего становится самый обычный гардероб или даже простой стол.

Кафедра

Кафедра – это кресло, на котором сидит правящий архиерей, символизируя Христа Вседержителя, а духовенство в свою очередь изображает апостолов или тех старцев-священников, из видения евангелиста Иоанна Богослова во время архиерейских богослужений. В современных храмах чтят древние традиции и в восточной стене алтаря с внешней стороны храма оставляют полукружие – абсиду.

Кто может входить в алтарь

Поскольку женщины не могут быть священниками, в алтарь входить им тоже запрещено, хотя абсолютного запрета все-таки нет. В редких случаях в алтарь могли заходить диаконисы или инокини в женских монастырях.

Не могут заходить в алтарь и миряне-мужчины, не получившие на это специального благословения.

Зато все священнослужители имеют право находится в алтаре:

  • Священники;
  • Иподиаконы;
  • Чтецы.

Один раз в жизни в алтаре побывали все крещеные мужчины. Во время Таинства Крещения священник берет младенца на руки, подносит к Царским вратам и, если речь идет о мальчике, вносит его в алтарь.

К алтарю надо относится с уважением и благоговейным трепетом, без разрешения входить в алтарь просто из любопытства не допускается. Алтарь по причине совершаемого в нем Таинства Евхаристии – священное место. Надеемся, что знания об устройстве православного храма, помогут вам лучше понимать и суть совершаемых в нем Таинств.