Памяти Андрея Панина.

Фильм основан на реальных событиях

1995 год. Афганистан. Российский грузовой самолет принудительно посажен на аэродроме в столице исламского терроризма - городе Кандагаре. Пятеро российских летчиков захвачены в плен фанатиками-талибами. Им предстоит прожить 378 дней в аду.

Как не предать Родину, если за это тебе обещают свободу? Как не отказаться от своей веры, если за это тебе гарантируют жизнь? Как остаться собой - если за это тебе грозит смерть? Ответ один - бежать.

На аэродроме их ждет самолет. На взлетной полосе - минное поле, истребители - в воздухе, стингеры - на земле. Но у них нет другого шанса вернуться домой…

Новый фильм "Кандагар" ставит перед зрителями нелегкие вопросы и сталкивает их с настоящей, опаляющей душу драмой. Драматическая коллизия картины строится на классическом сочетании саспенса и экшна, она завладевает вниманием зрителя с самого начала и удерживает его до финала, обрушивающегося на публику каскадом ошеломляющих событий. "Кандагар" – это масштабный фильм, смонтированный с применением новейшей компьютерной графики, это потрясающее кинозрелище, созданное командой блестящих профессионалов.

Для справки

14 июля 1995 года российский самолет Ил-76 авиакомпании "Аэростан" совершал коммерческий рейс из Албании (в фильме – из Стамбула) в Кабул. Экипаж самолета состоял из семи (в фильме - пяти) человек: командира Владимира Шарпатова (в фильме его играет Александр Балуев), второго пилота Газинура Хайруллина (Владимир Машков), штурмана Александра Здора (Андрей Панин), бортинженера Асхата Аббязова (Богдан Бенюк ), радиста Юрия Вшивцева (Александр Голубев), инженеров Сергея Бутузова и Виктора Рязанова. На борту самолета находились патроны, предназначенные для правительства Афганистана - груз, нормами международного права признанный гуманитарным.

В небе над Кандагаром наш самолет неожиданно атаковал МИГ-21 - истребитель повстанческого движения Талибан. Экипажу ИЛ-76 было приказано немедленно совершить посадку под угрозой ракетного огня на поражение. Так российские летчики стали пленниками афганских талибов.

Андрей Кавун (режиссер): "Интересно, что до того момента, когда талибы взяли в заложники наш экипаж, их никто всерьез не принимал. Мало ли в Афганистане группировок? Подумаешь, бегают какие-то босые люди с автоматами, стреляют друг в друга, ну и пусть стреляют… Захват заложников сразу привлек к талибам внимание, с ними начали вести переговоры, к ним начали ездить международные делегации, журналисты и телегруппы. Конечно, они бы наших не отпустили ни за какой выкуп, это бы выглядело несерьезно".

Илья Неретин (продюсер): "Наш фильм – это история друзей, которые сначала думают, что они команда, потом решают, что оказались вместе совершенно случайно, и наконец понимают: для того чтобы спастись, им нужно снова стать друзьями, снова стать командой. Если выходить на некий глобальный метафорический уровень, то это очень похоже на историю нашей страны 90-х годов, когда сначала мы все думали, как нам всем вместе хорошо, потом обнаружили, что друг без друга нам еще лучше, потом объявили, что отныне каждый пойдет своим путем, а в результате поняли: для того чтобы куда-то прийти, сначала нужно решить, куда идти. И для решения этого вопроса нужно, скажем прямо, без интеллигентских обиняков, стать единой страной".

Режиссер: Андрей Кавун
Режиссер монтажа: Габриэлла Кристиани
Продюсеры: Валерий Тодоровский, Илья Неретин
В ролях: Александр Балуев, Владимир Машков, Андрей Панин, Александр Голубев, Богдан Бенюк, Юрий Беляев

В прошлом году этой захватывающей истории исполнилось 20 лет – семеро российских летчиков сумели угнать собственный самолет, чтобы вернуться домой из годового афганского плена.

Зачем они летели в Афганистан

Этот борт казанской авиакомпании «Аэростан» уже не первый раз летал с грузами боеприпасов для «Северного альянса». Хотя формально, еще со времен СССР, поставка снарядов, а также топлива в Афганистан конфликтующим сторонам нашей страной была запрещена. В августе татарский Ил-76-ТД должен был в очередной раз долететь до Кабула через Албанию с грузом стрелковых боеприпасов.

В состав экипажа входили семеро человек: командир судна В. И. Шарпатов, а также второй пилот, штурман, бортинженер, бортрадист и два ведущих инженера.

Кто и как их захватил

Казанский Ил-76-ТД 3 августа 1995 года должен был совершить рейс из албанской Тираны до Кабула (точнее до аэропорта в Баграме, что в 60 км от афганской столицы). Если стрелковые боеприпасы, перевозимые коммерческим бортом, предназначались «Северному альянсу», то авиабаза в Баграме находилась под контролем противоборствующ его движения «Талибан»*. Между тем, прежде аналогичный груз Ил доставлял уже дважды, и все проходило благополучно.

В воздушном пространстве Афганистана Ил-76-ТД перехватили истребители талибов МиГ-21 и принудили к посадке возле Кандагара, объясняя это тем, что нужно досмотреть груз. При досмотре в грузовом самолете были найдены боеприпасы, которые было официально запрещено перевозить. Причина для пленения экипажа и самолета была найдена.

В каких условиях содержали пленных

В плену семеро российских летчиков провели немногим более года. В последние дни перед побегом их содержали в пристройке к вилле губернатора Кандагара. Кормили плохо, пленники изнывали от жажды и испепеляющего зноя.

В любую минуту они ждали расправы: все-таки перевозили запрещенные снаряды для противников талибов. Вдобавок, летчики не замечали серьезной активности со стороны официальных представителей их родины по вызволению пилотов из плена. Между тем, пленников все настойчивее склоняли к переходу в ислам, что в свою очередь, должно было означать бесперспективнос ть планов по освобождению.

Контакты с пленными пилотами все же удалось наладить – со стороны Татарстана добились возможности посещения российских летчиков представителем этой республики и другими российскими официальными лицами, летчики могли передавать и получать почту. Талибам предлагали обмен – запчасти для самолетов на летчиков. Но афганцы не согласились.

План побега

В ходе налаженных контактов с представителями российских учреждений и служб был разработан наиболее реализуемый план побега из Кандагара – на своем же самолете.

Совпали ряд обстоятельств, которые вкупе сделали этот смелый вариант решения проблемы осуществимым. Во-первых, талибов удалось убедить в необходимости проведения регулярных профилактических работ на Ил-76-ТД. Перед побегом пилоты систематически доставлялись на борт и работали там под вооруженной охраной. Во-вторых, с самолета так и не слили топливо, а его в свое время заправляли с расчетом на обратный путь из Афганистана. В-третьих, был выбран удачный день (пятница, выходной, особенно почитаемый мусульманами) – охрана летчиков была ослаблена.

Сбежали вместе с охранниками

В середине августа 1996 года экипаж Ил-76-ТД в очередной раз занимался техобслуживанием своего самолета, который был якобы необходим из-за поврежденного колеса шасси. Вместе с семерыми пилотами на борту находились три вооруженных охранника.

По сути, технически ничего не мешало взлету, и экипажем были запущены двигатели лайнера. Службы аэродрома ничего не могли сделать – была пятница, и большинство персонала авиабазы отсутствовало, в том числе, и пилот истребителя-пере хватчика.

Как только самолет поднялся в воздух, запаниковали охранники. Один из них даже передернул затвор автомата, собираясь расстрелять пилотов. Но командир корабля резко снизил высоту, талибы попадали, пилоты их скрутили и связали.

Борт шел через воздушное пространство Ирана (предварительно была достигнута такая договоренность) в ОАЭ на предельно малых высотах – чтобы талибы не могли его засечь и сбить. В результате Ил-76-ТД без происшествий долетел до Шарджи (Объединенные Арабские Эмираты). Через сутки российские летчики были уже в Казани.

Что было потом

Спустя несколько дней командира Ил-76-ТД и второго пилота представили к званию «Герой России», остальные пятеро членов экипажа получили ордена Мужества.

Ходили слухи, что столь удачное разрешение истории с пленом не обошлось без выкупа или подкупа талибов, однако документально они не подтверждаются.

Второе рождение эта эпопея получила в 2010 году, когда на российские экраны вышел фильм «Кандагар», снятый на основе истории с пленением российских летчиков.

Талибан- запрещенная организация в РФ

16 августа 1996 года после года плена в стане афганских талибов русский экипаж В. Шарпатова сбежал на своем самолете ИЛ-76.

14 июля 1995 года российский самолет Ил-76 авиакомпании «Аэростан» совершал коммерческий рейс из Албании в Кабул. Этот самолет был передан в субаренду правительству Бурхануддина Раббани и перевозил боеприпасы по маршруту Тирана-Шарджа(ОАЭ)-Кабул. Экипаж самолёта состоял из семи человек: командира Владимира Шарпатова, второго пилота Газинура Хайруллина, штурмана Александра Здора, бортинженера Асхата Аббязова, радиста Юрия Вшивцева, инженеров Сергея Бутузова и Виктора Рязанова. На борту самолета находились патроны, предназначенные для правительства Афганистана - груз, нормами международного права признанный гуманитарным.
В небе над Кандагаром наш самолёт неожиданно атаковал МИГ-21 - истребитель повстанческого движения Талибан. ИЛу-76 было приказано немедленно совершить посадку под угрозой ракетного огня на поражение. Так российские лётчики стали пленниками афганских талибов.

Талибы обвинили летчиков и Россию в целом во вмешательстве во внутриафганские дела и поместили экипаж под усиленную охрану до выяснения отношений и выполнения всех их многочисленных требований.

Летчики содержались в хозяйственной пристройке дома губернатора Кандагара и находились под круглосуточной вооруженной охраной. Экипаж склоняли к принятию ислама, работе на Талибан и постоянно угрожали казнью в соответствии с нормами шариата. Самое сложное для них было - неизвестность. Даже у преступников тюрьме есть определенность - срок, который он отбывает. У летчиков срока не было, он мог закончится в любой день…

«Стены белые, крутые,
А в зените солнца диск.
Здесь законы все иные:
Ходят рядом смерть и риск.
Гул родного самолета
Снится, снится по ночам…
Три месяца как мы из дома и 40 дней как здесь. На обед сегодня один тростник. Осталось только пять ящиков воды. На таком “топливе” через пару недель, наверное, не сможем передвигаться.
С утра пришел старый проповедник, который хотел выучить нас Корану и сделать из нас мусульман. Взамен обещал походатайствовать о нашем освобождении. Я высказал свое сомнение…»

Из дневника капитана экипажа Владимира Шарпатова:

«Приснилось, что лежу в гробу. Покойница тетя Нюра оббила его темно-синим бархатом. Не заколочена только доска у головы. Мимо проходят какие-то люди, одни с безразличием, другие неодобрительно покачивают головами. Я прикинулся мертвым и думаю: хорошо, что сделал гроб про запас… Проснулся. У нас все беспросветно. Хочется однажды не проснуться…
В 4 ночи стало плохо Саше Здору. Боль в животе. Всего трясет. Я - часовому: «Быстро доктора!» Тот не пошевельнулся. Да и какой тут доктор? Вообще все сильно сдали. У Рязанова - сердце. У меня началась желтуха. Бессонница. Пытаюсь не показывать вида. Но как?».

Попытки России, ООН, Организации исламская конференция и США освободить экипаж оказались безрезультатными.
Все способы давления и аргументации исчерпаны. Силовой вариант освобождения был практически не реален в тех условиях. Он бы неизбежно повлек большие потери и/или уничтожение летчиков талибами. Была и попытка выкупа. Велись тайные переговоры с руководством движения Талибан. Но по многим причинам согласие не было достигнуто.Лишь через год после пленения, российские летчики совершили дерзкий побег, использовав оплошность охраны, которая допустила их в полном составе ремонтировать самолет.

Пленникам было позволено регулярно проводить техобслуживание захваченного самолета, который все это время стоял заправленным в кандагарском аэропорту (были у талибов виды на ИЛ-76).

Очередное техобслуживание самолета пленные летчики должны были провести в пятницу. Этот день считается у мусульман выходным. В связи с этим на аэродром летчики приехали без обычной для подобного случая многочисленной охраны.
Но за работой летчиков наблюдало порядка 15-20 талибов из службы охраны аэродрома. Дождавшись, когда наблюдатели отправятся на обед, летчики поднялись на борт самолета. Вместе с ними в салон Ил-76 вошли и трое охранников. Командир корабля попытался запустить двигатели. Удалось это только с третьей попытки. Убедившись, что действия экипажа не вызывают у охраны никаких подозрений, командир приказал бортинженеру закрыть "рампу" (грузовой трап, расположенный в хвостовой части самолета) и вырулил на взлетную полосу, которой катастрофически не хватало (была перегорожена почти на середине грузовыми машинами).

Самолет долго не мог набрать скорость и оторвался от земли буквально с последней плиты взлетной полосы. Охранники опомнились, только когда самолет поднялся в воздух. Тогда находчивые летчики объяснили им, что по инструкции им необходимо сделать пару кругов над аэродромом, после чего они приземлятся.

Между тем экипаж направил самолет в сторону иранской границы и попросил у властей Ирана предоставить им воздушный коридор. Когда подлетали к границе, один из охранников дослал патрон в патронник автомата и пригрозил, что откроет огонь.
Тогда Шарпатов резко направил самолет к земле, охранники упали на пол, а летчики отобрали у них оружие и связали. До иранской границы некоторое время самолет был вынужден лететь на предельно низкой высоте (50- 100 метров) для того, чтобы Ил-76 не смогли запеленговать локаторы талибов. К тому же на такой высоте практически невозможно атаковать самолет ракетами. При этом, правда, самолет вполне мог врезаться в сопки.

Через несколько часов самолет благополучно приземлился в аэропорту Шарджи (Объединенные Арабские Эмираты).