Деятельность аптек и аптечных пунктов регулируется законом №86-ФЗ О лекарственных средствах. Однако сам закон не устанавливает строгих разграничений в деятельности.Согласно закону препараты, отпускаемые рецептурно, можно продавать только в аптеках и аптечных пунктах, но не в аптечных киосках или магазинах. Для аптечных учреждений имеются собственные функциональные обязанности, предусмотрены правила хранения и продажи лекарственных препаратов.

Для аптек:

  • Консультации покупателей о применении лекарственных препаратов с целью правильного их применения.
  • в случае необходимости, оказание медицинской помощи;
  • информирование учреждений социального обеспечения, медицинских организаций, школ о наличии препаратов;
  • реализация лекарственных препаратов в прокатных пунктах;
  • реализация лекарств на растительной основе, специального питания для диабетиков, детских товаров, спортивные товары, витаминные комплексы и биологически активные добавки средства гигиены, медицинских инструментов, минеральной воды и оптики;
  • реализация препаратов по льготным рецептам;
  • консультации по хранению лекарств в домашних условиях, правила применения и прочее;
  • изготовление аптечных заготовок и готовых препаратов по рецептам врача;
  • реализация лекарственных средств и препаратов.

Аптечный пункт:

Аптечный пункт выполняет те же функции что и обычная аптека, однако не имеет права реализовывать наркотические и психотропные препараты. Для открытия аптечного пункта достаточно получить лицензию на разрешение осуществления фармацевтической деятельности. Обязательные ранее к исполнению стандарты к площади помещения и персоналу на сегодняшнее время отменены.

Регистрация аптеки

При открытии аптеки или аптечного пункта предусмотрены соответствующие коды ОКВЭД: 52.3, 52.31, 52.32, 52.33.

· При открытии аптеки потребуется соответствующая лицензия на ведение деятельности. Срок действия данной лицензии 5 лет, после чего лицензия переоформляется или продлевается. Лицензия оформляется на лицо, имеющее профильное образование.

· Нормативная документация на открытие предприятия.

  • Договора с организациями, осуществляющими вывоз мусора, проводящих дезинфекцию помещения.
  • Разрешение, акт от СЭС на соответствие санитарным нормам.
  • Внутренняя документация, определяющая деятельность аптеки.
  • Копии всех документов хранятся в учреждении и в случае необходимости предъявляются контролирующим организациям.

Выбор помещения и условия, оборудование для аптеки

Место, где будет располагаться аптека, следует выбирать очень тщательно, именно от этого в большей степени будет зависеть прибыль. Рядом не должно находиться других аптек. Место должно быть проходным и не далеко от крупных торговых центров или учреждений.

Аптека должна располагаться в отдельном помещении, а лучше в собственном здании. Аптека должна иметь хорошую систему вентиляции и освещение.

Минимальная площадь 12 квадратных метров. При изготовлении лекарственных препаратов и препаратов, изготавливаемых в стерильных условиях, 22 и 30 квадратных метров соответственно.

Для нормального функционирования аптечного учреждения потребуется , мебель и оборудование. Шкафы и стеллажи для хранения препаратов, холодильное оборудование с поддержанием определённой стабильной температуры. Витрины для реализуемых препаратов, кассовый аппарат и стойка для продавца. Рабочий стол, приборы и оборудование для изготовления лекарственных средств. Также необходимо оборудовать рабочие места для персонала, место для переодевания, санузел.

Ассортимент

Для увеличения прибыли аптеки необходим широкий ассортимент предлагаемых товаров. Помимо лекарственных препаратов можно реализовывать БАДЫ, измерительные приборы (глюкометры, термометры, манометры), средства гигиены и прочее . Желательно иметь в ассортименте не менее полутора тысяч позиций. При реализации следует учитывать спрос населения на те или иные товары. Не следует запасать большое количество препаратов с коротким сроком или особыми условиями хранения . В зависимости от расположения аптеки формируется спрос на определённую категорию препаратов. К примеру аптечный пункт в торговом центре будет больше реализовывать различные БАДЫ, товары для детей и средства гигиены. Так же в зависимости от района будет складываться и ценовая категория наиболее популярных препаратов. Не стоит закупать слишком дорогие лекарства при размещении аптеки в муниципальной клинике.

Персонал

Подбор персонала желательно производить из людей имеющих медицинское или фармацевтическое образование. Заведующий аптекой такое образование должен иметь по определению, а также сертификат. Для изготовления медицинских препаратов требуются сотрудники с профильным образованием. Помимо образования, сотрудники аптеки должны быть вежливыми с посетителями, готовы дать совет и разъяснить условия применения того или иного препарата.

Реклама аптеки

Способ рекламирования аптеки зависит от расположения аптечного учреждения. Если аптека находится в торговом центре, поликлинике или другом учреждении то она зависит от времени работы учреждения, в помещении которого находится. При этом достаточно заметной вывески и грамотного подбора ассортимента товара. Если имеется собственное здание или отдельный вход, то не помешает наружная световая вывеска. Большим плюсом станет переход на круглосуточное обслуживание клиентов. При таком режиме работы покупатели непременно будут возвращаться именно сюда, зная, что аптека будет работать в любое время. Можно воспользоваться раздачей флаеров в людных местах, установить рекламный щит и дать объявление в газету.

Продукцию следует закупать только у ответственных поставщиков. Компании долго находящиеся на рынке, как правило, дорожат своей репутацией и при долговременном сотрудничестве охотно предоставляют скидки.

Фармацевтический бизнес является довольно привлекательным для бизнесменов – ведь необходимость лекарств всегда была и будет оставаться острой проблемой для населения. А сам товар аптек, то есть лекарства, имеют очень небольшие размеры, соответственно, для их хранения нет необходимости арендовать помещение большой площади.

Однако важное требование, которое должны выполнять все предприниматели, начинающие бизнес в данной сфере – это выполнение всех норм, предусмотренных министерством здравоохранения.

Аптечный пункт и – это не совсем одно и то же. Спектр услуг аптечных пунктов несколько уже, чем аптек, но именно это и облегчает ведение данного бизнеса. Аптечные пункты могут продавать и те лекарства, продажа которых может осуществляться только по рецептам, и те, которые продаются без рецепта.

Запрещено в аптечных пунктах заниматься продажей психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ, а также веществ, имеющих наркотическое действие на человеческий организм. В функции аптек, помимо этого, еще входит изготовление любых лекарственных форм по рецепту врача и по заказам медицинских учреждений, а также продажа лекарственного сырья.

Какие нужны документы для открытия аптечного пункта:

    • Самое главное – это лицензия на осуществление фармацевтической деятельности. Получить ее можно сразу на пять лет, а по истечении этого срока её можно продлить.
    • Нормативные документы по открытию новой компании.
    • Разрешение санэпидемстанции, которое выдается после проверки этой службой помещения на соответствие его всем требованиям и нормам.
    • Документы, подтверждающие сотрудничество с компаниями, занимающимися дезинфекцией помещений, а также утилизацией медицинских препаратов и вывозом бытовых отходов.

Также помните о том, что копии всех документов, подтверждающих законность деятельности компании, должны всегда храниться внутри аптечного пункта на случай проверки вышестоящими органами.

Выбор помещения и места расположения

В любом бизнесе особое внимание стоит уделять тому, где будет располагаться ваша компания. И аптечный бизнес не исключение. Выбирая место расположения аптечного пункта, вы должны отталкиваться от уровня конкуренции (количества других аптек и аптечных киосков в данном районе), плотности населения и уровня средней прибыли большинства людей в данном районе.

В выбранном вами помещении под аптечный пункт обязательно должно иметься хорошее освещение и вентиляция. Размер аптечного пункта должен быть минимум 12 квадратных метров. Особое положение в аптечном помещении занимает соблюдение санитарно-гигиенических условий.

Оборудование для аптечного пункта

Для работы аптечного пункта необходимо такое оборудование:

  1. Аптечная мебель (полки, шкафы для хранения медицинских изделий и лекарств, хранение которых не требует специального температурного режима).
  2. Контрольно-кассовый аппарат.
  3. Холодильник, в котором будут храниться лекарственные препараты.

Широта ассортимента

Аптечный пункт должен располагать большим количеством различных наименований продукции, чтобы клиенты всегда могли приобрести то, что им нужно, а не уйти с пустыми руками. В среднем, ассортимент аптечного пункта должен содержать около 2 тысяч наименований. Среди них могут быть и лекарственные препараты, и лечебная косметика, и медицинские изделия, а также гигиенические средства и пищевые добавки.

Формируя ассортимент, стоит брать во внимание несколько важных моментов. Во-первых, спрос на различные виды продукции может существенно отличаться. В ходе работы необходимо выяснить, в какой продукции ваша целевая аудитория нуждается больше всего, и обеспечить их данным предложением в полной мере. Во-вторых, некоторые лекарственные препараты не могут храниться долгий период, поэтому осуществлять их закупку нужно в небольшом количестве.

Также ассортимент аптечного пункта будет зависеть и от того, где находится точка продажи. Например, в аптеке, которая находится в здании больницы либо вблизи нее, должен иметься широкий ассортимент лекарств, для приобретения которых необходим рецепт врача. Если же вы размещаете аптечный пункт в торговом центре, то вряд ли к вам часто будут заходить покупатели, имея на руках рецепт от врача. В этом случае, товар аптеки должен в большей мере состоять из безрецептурных лекарств.

Персонал

Все работники аптечного пункта должны иметь профильное образование. Персонал состоит из заведующего (кроме соответствующего образования, он должен иметь еще и аккредитационный сертификат), нескольких продавцов, осуществляющих продажу лекарственных препаратов и медицинских изделий. Также, желательные качества работников – это доброжелательность, коммуникабельность и терпимость. Качество обслуживания во многом будет определять доход вашего бизнеса.

Рекламная компания

Аптечные заведения, находящиеся в отдаленных от центра города районах и в торговых центрах, требуют более активной рекламной компании, чем находящиеся на территории больниц и поликлиник. Для привлечения внимания необходимо повесить яркую наружную вывеску, которая будет светиться в темное время суток.

Если режим работы будет круглосуточным, то это тоже повысит значимость аптеки в глазах клиентов. Можно организовать раздачу рекламных листовок с информацией о вашем пункте в местах большого скопления людей. Хорошей дополнительной услугой может быть доставка необходимых препаратов на дом инвалидам и пожилым людям.

В настоящее время аптечный бизнес очень популярен и выгоден. Главными факторами его успеха являются болезни людей, забота их о своем здоровье путем профилактики заболеваний, постоянное повышение стоимости медикаментов и их реклама.

Перед тем как открыть аптеку, предпринимателю нужно знать множество нюансов и тонкостей, которые помогут заведению не прогореть, а получить ощутимую прибыль.

Умный бизнесмен в самом начале работы составляет план действий, после чего он должен правильно подобрать место для будущей аптеки и помещение для нее, продумать тип аптечного заведения и его ассортимент, набрать грамотный и высококвалифицированный персонал, хорошо провести рекламную кампанию. Перед тем как открыть дело, нужно собрать все необходимые для этого документы. Каждый предприниматель должен заранее грамотно и точно составить бизнес-план своего предприятия. Качественно выполнив всю эту работу, он может быть уверен, что его аптечный бизнес принесет желаемый доход.

Требования к владельцу и персоналу аптечного заведения

Начать свой бизнес с нуля всегда тяжело. Прежде чем организовать аптечное дело, предприниматель должен знать, имеет ли он на это право.

В соответствии с положением отраслевого стандарта РФ ОСТ 91500.05.0007-2003, лицо, желающее стать руководителем заведения, должно иметь диплом о высшем медицинском образовании (провизор или фармацевт), стаж работы от 3-х лет, первую или высшую квалификационную категорию, обязателен сертификат специалиста. Если директором аптеки будет ИП, ему достаточно диплома провизора и стажа работы провизором 3 года/ фармацевтом 5 лет.

Чтобы набрать в свой бизнес персонал, предприниматель должен вновь обратиться к основным стандартам. Сотрудниками аптечного заведения могут быть специалисты с высшим или средним специальным фармацевтическим образованием, имеющие любую квалификационную категорию и документ о переподготовке по специальности. Каждые 5 лет персонал обязан проходить переквалификацию.

Вернуться к оглавлению

Выбор типа аптечного заведения

Организация фармбизнеса включает в себя выбор типа аптечного заведения. Существует следующая квалификация аптек: собственно аптека, аптечный пункт, киоск или магазин, интернет-аптека. В соответствии с отраслевым стандартом, каждый тип аптек имеет свои функции.

Больше всего возможностей у аптеки. В ней разрешается реализовывать различные группы лекарственных препаратов, растительное сырье, косметические товары, предметы личной гигиены и т.п., изготавливать препараты по рецептам, оказывать медицинскую помощь и т.д. Аптечный пункт не может реализовывать парфюмерно-косметическую продукцию. Киоски и магазины не имеют права отпускать лекарства по рецептам.

Будущий владелец решает сам, какой тип заведения ему подойдет, однако опытные маркетологи рекомендуют все же открывать аптеку, а не аптечный пункт. Хотя аптека как бизнес потребует больших капиталовложений на начальном этапе, зато быстрее принесет ощутимую прибыль. При выборе ассортимента следует учитывать спрос на определенные лекарства, чтобы обеспечить их лучший сбыт. Помимо препаратов, выгодно продавать косметику, детское питание, травяные чаи, ведь на них не начисляются надбавки, как на лекарства.

Иногда начинающим дельцам предлагают приобрести франшизу. Как открыть аптечный киоск или пункт по франшизе? Чтобы это сделать, надо заплатить компании 50-100 тысяч долларов, после чего она подыщет подходящее помещение, получит лицензию и будет поставлять товары. Плюсом франшизы является известность бренда, а соответственно, клиентов будет много, что сразу же отразится на прибыли.

Важный пункт в организации фармацевтического бизнеса - закупка необходимых товаров. Чтобы выгодно начать ее, нужно договориться с владельцами других аптек о совместном приобретении препаратов - так можно получить большую скидку. Для удобного ознакомления с ценами на товары поставщики предлагают заказчикам прайс-листы.

Вернуться к оглавлению

Выбор места для аптеки. Требования к помещению

Определившись с типом и ассортиментом заведения, делец должен подобрать для него отличное помещение. Лучшим местом для аптеки бизнеса будет расположение ее вблизи метро, остановок, продуктовых магазинов, торговых центров, рынков, то есть там, где ежедневно вращается большое количество людей. Свой киоск можно расположить в здании вокзала.

Нужно правильно подойти к выбору помещения, размер которого будет зависеть от типа аптечного предприятия и его ассортимента. Если делец думает открывать свой дискаунтер, лучше поместить его в спальном районе города или вблизи метро. В таком случае помещение будет стоить меньше. Солидная аптека с дорогими медикаментами, рассчитанная на богатых покупателей, потребует больших капиталовложений. Обычно аптеки располагают в арендуемых помещениях, поэтому необходимо будет каждый месяц отдавать часть денег арендаторам.

В любом случае к фармацевтическим помещениям разработаны требования отраслевого стандарта. Например, общая площадь аптеки должна быть не менее 80 м 2 . Торговый зал и производственные комнаты для приема, распаковки и хранения товаров должны занимать не менее 65 м 2 . В аптеке следует предусмотреть комнату для директора и бухгалтера, гардеробную, подсобку и архив. В помещениях надо будет разместить шкафы, стеллажи, холодильники для препаратов, установить приборы, контролирующие температуру и влажность воздуха. Нужно убедиться в наличии вентиляционной, канализационной, водопроводной и отопительной систем, установить охранную, противопожарную и светозвуковую сигнализацию.

Следует правильно продумать дизайн торгового зала, чтобы покупателю было приятно зайти в магазин. Полезно знать, что существует несколько форм аптек. Они бывают открытого и закрытого типа. Заведение открытого типа рассчитано на большую проходимость покупателей. Каждый день такую аптеку смогут посещать тысячи людей, поэтому товар здесь размещается на стеллажах в зале. В аптеках закрытого типа все товары находятся за прилавком.

Вернуться к оглавлению

Аптека как бизнес в интернете

Не секрет, что, благодаря всемирной сети, человечество обленилось. Ведь все, чего оно хочет, может предоставить интернет. С его помощью можно оплатить любые услуги и заказать нужные товары с доставкой на дом. Постепенно развивается и аптечный бизнес онлайн. Он является удобным и выгодным не только для клиентов, но и для самих дельцов. Организация фармбизнеса в сети более проста, чем организация его в реальном мире.

Как открыть аптеку в сети интернет с нуля? Чтобы начать дело, владельцу потребуются те же документы и образование, как для организации обычной аптеки. Вместо торгового помещения нужно будет подыскать и оборудовать склад площадью не менее 60 м 2 , по всем показателям соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям стандартов. Далее необходимо создать свой качественный и удобный сайт в интернете, выгодно разрекламировав продукцию с указанием цен на нее. Можно добавить книгу отзывов и комментариев по поводу купленных лекарств и быстроты их доставки.

Вместо продавцов надо нанять курьеров, которые будут круглосуточно доставлять товары заказчикам. Следующий необходимый пункт для аптеки как бизнеса - организация консультаций по телефону, можно использовать для этого интернет, чтобы клиенты могли узнать подробную информацию о препаратах, их приеме и побочных действиях. Такие консультации способны увеличить прибыль от продажи на 30%. И, конечно, нужно составить план скидок постоянным клиентам или доставлять товары бесплатно, начиная с определенной суммы покупки. В скором времени у владельцев подобных аптек появится своя база заказчиков, которая постепенно будет расти и приносить доход. Таким образом, интернет - отличный вариант для открытия аптеки.