Моббинг на работе – это неприятие одного из членов трудового коллектива другими его членами, выражающееся в форме психологического насилия над ним (иногда в сочетании с физическим). Попросту говоря, это травля, офисная дедовщина, психологический террор индивида как члена коллектива.

Как явление моббинг существовал всегда, но в объект исследования психологов превратился лишь в конце прошлого века, точнее в 80-х годах , когда появилось и само понятие «моббинг». Его ввел в обиход шведский психолог Х. Лейман , когда столкнулся с необходимостью как-то назвать явление, часто наблюдаемое им в рабочих коллективах на предприятиях и в организациях Швеции.

«Моббинг» от английского «mob» - толпа . Х. Лейман определил моббинг как регулярно повторяющееся неэтичное и открыто-враждебное отношение нескольких людей (толпы) или одного человека к другому индивиду в трудовом коллективе.

Работника, ставшего жертвой моббинга, пытаются загнобить, чтобы он психологически сломался и, в конце концов, уволился.

Для этого применяются такие жестокие средства и методы :

  • насмешки,
  • придирки,
  • обвинения,
  • оскорбления,
  • дезинформация,
  • изоляция,
  • бойкот,
  • клевета,
  • доносительство,
  • порча и кража личных вещей,
  • нанесение вреда здоровью (например, слабительное в чай или кнопки на стул),
  • нанесение значительных телесных повреждений и иное физическое насилие.

Как видно, моббинг – опасное не только для психологического, но и для психического и физического здоровья человека, явление.

Последствия моббинга

Моббинг уже официально, на законодательном уровне запрещен в Швеции. Шведские экономисты подсчитали, что это явление обходится не только организациям, в которых оно наблюдается, но и всей стране в круглую сумму. Экономика любой страны и организации, где не запрещен моббинг, несет существенные убытки!

Но денежные потери ничто по сравнению с тем, как мобинг влияет на личность!

Люди, к которым несправедливо относились, преследовали и унижали на работе, в 76% случаев страдают от сильного стресса и его последний:

  • 71% страдает от бессонницы,
  • 49% от ночных кошмаров,
  • 60% от паранойи,
  • 55% от головных болей,
  • 41% от ощущения изолированности,
  • от сомнений, стыда и вины – 38% .

Самый печальный показатель – 10% самоубийств происходит на почве моббинга (по оценкам наблюдений психиатров за больными, склонными к суициду).

Эти данные получены в результате исследований в странах Западной Европы. Что касается остальных евразийских стран, в том числе России и стран СНГ, исследования подобного рода еще не проводились, но социологи и психологи предполагают, что от моббинга на работе страдает порядка 20% всего работающего населения.

Последствия моббинга могут быть, без преувеличения, ужасающими. Особо жестокие действия, направленные на жертву, подпадают под разряд уголовно наказуемых, то есть становятся преступлением. Иногда и сама жертва становится преступником. Так бывает, когда обиженный и оскобленный член коллектива начинает жестоко мстить всем и каждому.

Виды и причины моббинга

Моббинг хоть и стихийное, но все же управляемое явление. Грамотный и мудрый руководитель ни за что не допустит «офисной дедовщины» в своей организации, найдет способ предупредить это негативное явление и устранить проблему на корню, если она все-таки появилась.

К сожалению, из-за незнания того, что такое моббинг и насколько тяжелыми могут быть его последствия, это явление наблюдается не только в трудовых коллективах . Моббинг не редкость в школах, ВУЗах, армии, семье – в любом сообществе, объединении, группе людей.

Чаще всего унизить, подавить и “выжить” из сложившегося трудового коллектива пытаются новичков , но случается, что в немилости оказывается и давно находящийся в этом коллективе человек, опытный специалист и даже лидер.

Иногда против члена коллектива озлобляется не группа людей, а один человек, нередко таким человеком бывает руководитель, хотя и руководители также нередко становятся «козлами отпущения».

Моббинг на работе бывает разным, поэтому его принято разделять на два вида:

  • вертикальный – террор исходит от начальника (боссинг) или от подчиненного/подчиненных,
  • горизонтальный – терроризируют коллеги, равные по положению.

Подвергнуться моббингу может любой член коллектива, вне зависимости от того, на какой ступени карьерной лестницы он находится, в какой сфере трудится и какой личностью является. Но моббинг все же не бывает беспричинным.

«Белой вороной», которую поскорее нужно «заклевать» всей стаей, чаще всего оказывается человек, отличающейся от всех остальных либо в худшую, либо в лучшую сторону. Отсюда причины моббинга :

  • зависть (чаще всего завидуют таланту, уму, опыту, красоте, молодости),
  • страх «он лучше меня, поэтому меня уволят», «он меня подсидит»,
  • недостаточный профессионализм,
  • желание унизить,
  • желание подчинить,
  • высокий уровень конкуренции в коллективе и другие.

Недостаточный профессионализм жертвы, несоответствие занимаемой должности – пожалуй, самая понятная и объективная причина неприятия коллективом сотрудника, но все-таки не повод его всячески унижать и издеваться.

Личность жертвы моббинга

Особняком стоит самая частая причина моббинга личность жертвы.

Любой недостаток или достоинство может превратиться в мишень агрессоров, если этого качества нет у большинства людей в коллективе.

Чтобы спровоцировать агрессивный коллектив на моббинг, порой достаточно малости:

  • хвастаться, задаваться,
  • демонстрировать неуверенность в себе, слабость,
  • жаловаться, возмущаться,
  • сплетничать,
  • стать «любимчиком», «лучшим», «примером для подражания»,
  • получить особую награду, премию, грамоту или иную благодарность за труд,
  • лениться, когда все работают или трудиться, когда все ленятся,
  • быть пунктуальным, когда «принято» опаздывать или опаздывать, когда принято быть пунктуальным,
  • игнорировать корпоративы и так далее, в общем, выделяться из толпы, быть «уж слишком не как все».

Хоть и чаще, но все же не всегда, жертвами становятся слабые , мягкие, безотказные, добрые, не умеющие постоять за себя, угрюмые, любящие уединение люди, а также неопытные, молодые, новые сотрудники.

Реже, но все-таки нередко, жертвой моббинга становится сильная личность , новатор, реформатор, активист, трудоголик, креативщик, человек, по уровню культуры, интеллекта, профессионализма выше, чем основная масса коллектива. Зачастую это руководитель.

Если активному и целеустремленному начальнику доверили коллектив-«болото», где все уже годами сидят на своих местах и лишь создают видимость деятельности, он сразу же превращается во «врага народа». В таком случае нужно либо опускаться до общего уровня, либо подтягивать коллектив до своего.

По всей видимости, все же, жертвовать собой, пытаясь сделать лучше коллектив, который не хочет развиваться, которому комфортно в устоявшемся «болотце», может и благородно, но часто безрезультативно и вредно для здоровья.

Моббинг может сознательно применяться начальством , когда требуется сократить численность персонала. «Выживают» тех сотрудников, которых не за что уволить, а надо. Такая практика часто наблюдается во времена финансовых кризисов (увольняют в целях экономии) или просто когда объективных причин для увольнения «неугодного» нет.

Новым сотрудникам нужно быть особенно внимательными, так как некоторые работодатели стали применять «маленькие хитрости», а точнее – жестоко обманывать новичков. Человека берут на испытательный срок (от месяца до полугода) на неполный оклад и всячески его психологически терроризируют (обычно необоснованно обвиняют в некомпетентности). По истечении испытательного срока работнику непременно сообщают: «Извините, Вы нам не подошли!» и увольняют (иногда даже «забывая» оплатить труд человека). Тут же на эту же работу принимается другой сотрудник на тех же условиях и так по кругу.

Как бороться с моббингом

Моббинг – это в первую очередь проблема руководства , его ответственность и промах в организации труда. Но работнику, на которого коллектив или начальник направили свой гнев, стоит задаться вопросом «Почему именно я стал жертвой? Мне нужно меняться или мне нужно сменить коллектив?». Прежде всего нужно проанализировать свое поведение и ситуацию.

В зависимости от ситуации, частоты нападок и опасности для здоровья и жизни, следует выбирать различные способы защиты от моббинга . Среди них:

  1. Измениться в лучшую сторону , если причина нападок коллег – объективные недостатки.

Например, если причина в недостаточной квалификации – повысить ее, соответственно и профессионализм.

Ошибки, которые нужно исправить, если они наблюдаются:

  • вредные привычки (частые перекуры, перекусы в рабочее время, громкий смех, разговоры по телефону о личном, опоздания и так далее),
  • неуверенность в себе, слабость духа (садисты и агрессоры реже нападают на сильных личностей, способных дать отпор),
  • сплетни, доносы, обман,
  • лень, перекладывание работы на других,
  • бестактность, навязчивость, хамство,
  • высокомерие,
  • безответственность, халатность,
  • неаккуратность.
  1. Не реагировать на нападки . Не получая заряда удовольствия от того, что жертве плохо, агрессоры отступят. Даже если нападки не пустые оскорбления, а, по сути, критика (которая может даже пойти на пользу), не следует подавать виду, что она эмоционально задевает, еще лучше – научиться спокойно ее пропускать мимо ушей.
  2. Выявить и дискредитировать зачинщика моббинга . Без главаря «бандформирование» распадется.
  3. Проинформировать начальство о моббинге и его последствиях, попросить принять меры.
  4. Найти поддержку среди других коллег, людей или человека, способного защитить, создать оппозицию.
  5. Вызвать полицию в случае преступления агрессорами закона.
  6. Подать иск в суд, если был причинен серьезный моральный и/или физический вред, материальный ущерб.
  7. Уволиться. Уйти с работы в ситуации, когда агрессоры только этого и ждут, кажется поражением, но лучше покинуть «поле боя», чем «погибнуть», тем более, что работа это место где люди трудятся, а не борются. Работа должна быть в радость!

Людям, страдающим от моббинга настолько, что подрывается их физическое и психическое здоровье, тем более, если существует угроза жизни, без сомнения, нужно уволиться!

В здоровом коллективе нет места моббингу ! Руководство, заботящееся о своих сотрудниках, о поддержании командного духа и благоприятной психологической атмосферы в коллективе, не знает этой проблемы. В случае, когда все же возникает угроза моббинга, руководитель увольняет либо «жертву» (если коллектив стал ее преследовать не просто так, чтоб мучать, а по объективно негативным причинам), либо зачинщика моббинга.

Случалось ли Вам становиться жертвой моббинга на работе?

Моббинг - травля коллективом одного из сотрудников - явление весьма распространенное.

Дружба — явление позитивное и любой руководитель доволен, если сотрудники во вверенной ему организации находят общий язык. Но в любом рабочем коллективе может возникнуть и извращенная форма дружбы — когда большинство объединяется против одного из сотрудников. Раньше такие действия называли бойкотом или травлей, сейчас появился термин «моббинг». Распознать моббинг в коллективе нетрудно, ибо этот процесс имеет достаточно характерные черты:

— с объектом моббинга практически не общаются остальные члены коллектива;

— при появлении объекта, прекращаются все разговоры, люди многозначительно переглядываются и перемигиваются;

— с объектом моббинга подчеркнуто холодны и корректны, если общение неизбежно;

— за глаза объект моббинга активно дискредитируют, особенно в глазах руководства и влиятельных персон;

— если объект о чем-то просит окружающих, вероятность выполнения этой просьбы близка к нулю;

— объект моббинга часто подставляют под удар, а также пакостят по-мелкому, например, не сообщают о важных звонках или прячут важные документы.

— В коллективе меня не любят, потому что вместо того, чтобы распивать чаи по три часа, я предпочитаю работать, — рассказывает Саша. — Меня активно обсуждают за спиной, когда я вхожу в кабинет, замолкают, включают кондиционер, хотя я не выношу холода, и они это знают. Я упорно делаю вид, что меня это не касается, но последний случай просто «добил». На мой телефон начали звонить как в бордель. Сперва я решила, что ошибка, но потом переспросила номер, узнала, где было опубликовано объявление, не поленилась и нашла газету. Там и правда был мой телефон. Судя по подчеркнутому невниманию, с которым слушали мои переговоры мои заклятые коллеги, это их идея. Не знаю, конечно, что ими двигало, но, по-моему, действия достойны детсадовцев, а не специалистов с высшим образованием.

Моббинг часто возникает в кризисных ситуациях, например, перед сокращением или , когда существует риск потерять работу или быть пониженным в должности. Обычно моббинг возникает стихийно, но бывает и целенаправленным — когда руководитель дает понять, что человек — объект моббинга — неугоден и его надо «слить». Чаще всего моббинг возникает в женском коллективе или в организации, где женщин — большинство. Травля и обструкция — любимые женские забавы, ведь они не обходятся без сплетен и перемывания костей.

Кто чаще всего является объектом травли.

Объектом моббинга в коллективе становятся те, кого обобщенно можно назвать асоциалами — люди, отличающиеся от большинства. Даже в интеллигентном и высококультурном коллективе может появиться объект для моббинга, если его поведение идет вразрез с принятыми в коллективе правилами и нормами. Другое дело, что травить культурный коллектив вряд ли станет. Чаще всего объектами обструкции становятся следующие типажи:

Гордец. Есть такие персонажи — они считают себя выше всех окружающих, по интеллектуальным ли, по внешним ли, или по любым другим качествам. Они ведут себя так, будто бы говорят: вы все здесь плебеи, а я — голубая кровь. Во всяком случае, так кажется большинству. Нередко эти люди имеют все основания для заносчивости, но коллектив не готов признавать их заслуги и торопится «поправить корону» на голове гордецов.

Отступник. Эти люди категорически не готовы принимать нормы и традиции коллектива. Они не гоняют чаи по утрам и не устраивают «неформальные планерки» по корпоративной аське. Они не ходят на корпоративы и не участвуют в обсуждении начальника. Такого рода нон-конформизм мало кому нравится: своим неприятием существующих норм отступник подвергает их явному сомнению и презрению. Мало кто готов смириться с таким положением вещей.

Отличник . Очень часто объектом моббинга становится самый умный член коллектива, имеющий максимальное количество достижений и пользующийся расположением руководства. Очевидно, что остальные сотрудники начинают завидовать успешному коллеге, а те, кто не обладает достаточным умом, еще и строить против него козни. Кстати, порой такая тактика приносит плоды, моббинг лидера может закончиться провокацией, после которой человек утратит свои лидерские позиции.

— Моя история очень простая и невеселая, — рассказывает экономист Полина. — В нашем коллективе работало трое начальников среднего звена, одним из которых была я. Мы дружили и часто собирались вместе после работы. Не хочу хвастаться, но я всегда было объективно способнее и талантливее их. Это видел наш шеф, который как-то поручил мне работу над очень «вкусным» проектом. Это уже настроило моих коллег против меня. Но проект был не только привлекательным, но еще и очень трудным. На планерке я обратилась к коллегам с просьбой не дергать меня по мелочам и не отвлекать от главного. После этого мои «подруги» решили, что я «зазвездилась» и устроили мне реальную обструкцию. Они перестали со мной общаться, обсуждали меня со всеми, зачем-то вынесли на свет божий все подробности моей личной жизни и везде рассказывали, какая я выскочка. Я терпела и работала. Закончилось все диверсией: в итоговом варианте проекта оказались перепутаны цифры. В итоге проект провалился, доверие руководства я утратила, хотя уверена на 100% — в моем варианте все было верно. А влезть в мой компьютер, по большому счету, мог любой.

Фаворит. В коллективах терпеть не могут людей, которые пользуются особенным расположением начальства. Если шеф кого-то особенно выделяет, причем, без видимых причин, в коллективе может зародиться моббинг этого фаворита, особенно если покровительство приобретает формы покрывательства, которым фаворит откровенно пользуется.

Салага. Одним из самых распространенных видов моббинга в коллективе становится дедовщина. Приходит в организацию этакий молодой и ранний, знающий все больше всех и начинает противопоставлять . Нужно быть готовым к тому, что редкий коллектив не объединяется против выскочек, которые работают без году неделя, а уже стремятся показать себя умнее остальных.

Белая ворона . По большому счету, каждый объект травли — «белая ворона», которая не похожа на остальных. Но встречаются в коллективах и явные фрики, и к ним у коллектива часто возникают вопросы. Бывают чудаки безобидные, их чаще оберегают, а встречаются злостные. Они по разным причинам . Коллектив таких не терпит.

— В нашей редакции работал один товарищ, большой любитель кошек, — рассказывает Екатерина, журналист. — Увлечение, конечно, похвальное, у него в разное время жили до 15 животных. Нам казалось, что он и ест с ними из одной тарелки, а спит в кошачьем лотке. Пахло от него невыносимо. Что мы только ни делали: и просили, и требовали — бесполезно. В итоге просто отселили его в каптерку на лестнице и задышали полной грудью.

Правдоруб. Существует такая категория принципиальных сотрудников, которые существуют исключительно по установленным правилам. Они четко соблюдают , никогда не отклоняются от намеченного курса и не терпят таких отклонений у других. Если что-то делается вразрез с официальными нормами, правдоруб считает своей обязанностью сообщать об этом руководству — открыто и без обиняков. Само собой, такого работника не полюбят, ведь почти каждый хотя бы раз да нарушал установленные правила.

Стукач. Бывает, что вычеркивание человека из коллектива происходит и по более серьезным причинам. Например, он оказался , который «сливает» конфиденциальную (личную) информацию начальству. Или он откровенный вредитель, способный испортить любое хорошее начинание, причем злонамеренно.

Бездельник. Часто объектом моббинга становятся этакие наросты на теле коллектива, которые не занимаются ничем, кроме болтовни по телефону или просмотра роликов в интернете. Чаще всего, блатным, это сходит им с рук, но коллеги то видят, что им приходятся работать и за себя, и за того парня. Просто так терпеть эту ситуацию никто не захочет — рано или поздно обструкции такому персонажу не избежать.

Несмотря на то, что во многих случаях работник бывает сам виноват в негативном отношении коллектива, травля одного человека в коллективе — это практически всегда демонстрация несостоятельности этого самого коллектива перед одним человеком. Нередко «изгой» оказывается выше, культурнее и успешнее тех, кто его гнобит. Обычно такие вещи очевидны всем, кроме банды заговорщиков. Очень часто травлей занимаются бездельники, которые не имеют больше занятий — только посплетничать и повтыкать палки в колеса более успешному коллеге. Если же моббинг устраивают за дело, то это тоже не вариант. Решать проблему необходимо иным способом, предпочтительнее — с привлечением руководства. Разница в том, что если гнобят того, кто объективно выше и лучше, то делают это с удовольствием, а если того, кто реально наносит ущерб, то такой моббинг — вынужденный, и долго продолжаться не сможет. Коллективными усилиями проблему рано или поздно решат.

К сожалению, можно быть идеальным работником, белым и пушистым, но все равно оказаться под перекрестным огнем ненавидящих взглядов. Как вести себя в такой ситуации? Во-первых, не включаться в дискуссию и не оправдываться. Скорее всего, вас и упрекать никто не в чем не будет, вы сами будете ощущать чувство вины, получив более перспективное задание или одобрение от руководителя в присутствии коллектива. Не скатывайтесь на монологи типа «Я же не сам, это начальник так решил». Никого вы этим не убедите, лишь добавите масла в огонь и разовьете еще большее шушукание. Молчите, принимайте поощрения с достоинством и никак не комментируйте.

Во-вторых, работайте изо всех сил. Если вы оказались объектом интриг, то в профессиональной деятельности вы обязаны быть безупречным, иначе окажется, что дружба коллектива против вас все-таки имеет какие-то основания.

В-третьих, попробуйте изменить свое отношение к ситуации. Это непросто, но попробуйте воспользоваться техникой отрицания ценности. Вы не хотите со мной общаться? Да и не надо — это я не хочу с вами дружить. Надо стараться не обращать внимания на обстановку и воспринимать работу только как работу. Никаких неформальных связей, only business.

В-четвертых, если уж ситуация вовсе невыносима, надо найти источник травли и нейтрализовать его. Дело в том, что моббинг никогда не обходится без зачинщика, который ведет за собой толпу и технично подогревает в людях раздражение. Попробуйте решить вопрос с глазу на глаз, поговорить с ним, переубедить. Если в его лице вы обретете союзника, то с остальными он решит вопрос сам.

Наконец, если травля вызвана вашими реальными недостатками, начинайте с ними бороться. Прекращайте бегать и «барабанить» руководству, начните работать и тогда проблема устранится сама собой.

Моббинг представляет реальную опасность и для руководителя, который чаще всего остается в стороне от процесса и нередко даже не знает о нем. В коллективе, где занимаются травлей, отношения складываются нездоровые, коллективные бойкоты оборачиваются потерей прибыли для компании, созданием дурной репутации, рано или поздно моббинг может перейти в открытую войну или революцию. Ни один из вариантов для грамотного менеджера не допустим. Потому любой уважающий себя руководитель обязан пресекать процесс травли любыми доступными способами: силовым, административным, поощрительным. Чаще всего, именно вмешательство руководства помогает прекратить моббинг. Потому, если в вашей жизни настала такая малоприятная ситуация, не стесняйтесь обращаться к сильному. В вашем случае это будет не стукачество, а вынужденная мера самообороны.

В большинстве случаев человек, приходя на работу, имеет нормальные отношения в коллективе. Однако, иногда случается так, что сотрудник чувствует постоянную неприязнь со стороны коллег и начальства, которая превращается в настоящую психологическую травлю. Это явление достаточно распространено и получило название моббинг – психологическое давление на работника членами коллектива с целью его увольнения.

Основные признаки моббинга

  • С работником никто не хочет общаться. Коллеги намеренно его игнорируют. Общение происходит только по рабочей необходимости или в случае выгоды кого-либо из коллектива.
  • Унизительное отношение. Любое высказывание работника оценивается отрицательно, коллеги ведут себя снисходительно по отношению к работнику, которого хотят выжить. Коллектив позволяет себе язвительные высказывания, насмешки и унизительные шуточки.
  • Игнорирование профессиональных просьб. Пожелания или просьбы, напрямую связанные с профессиональной деятельностью, игнорируются начальством или коллективом.
  • Коллектив не упускает возможности представить выживаемого работника в невыгодном положении перед руководством. Обо всех нарушениях обязательно докладывают начальству, плетут интриги за спиной.

Чаще всего люди, которые используют методы психологической травли, не имеют уверенности в том, что могут утвердиться на работе за счет своих профессиональных качеств. Так они пытаются подстраховаться, чтобы не допустить появления в коллективе конкурента. Форма моббинга может быть как скрытой (интриги, попытки подставить, жалобы), так и явной (унижения, создание невыносимой обстановки).

Чем опасно психологическое давление коллектива?

Работник, который находится под действием психологической травли в коллективе, испытывает стресс. Если ничего не менять и продолжать работать в таких условиях, постоянные негативные эмоции могут привести к проблемам со здоровьем (сердечно-сосудистая система, пищеварительная система, давление, неврологические проблемы, депрессия). Человек начинает терять жизненные силы, зачастую обостряются хронические заболевания.

Находясь постоянно во враждебных отношениях с коллективом, сотрудник лишен всякого внимания и взаимопомощи. Неудивительно, что в таких условиях вера в себя и свою профессиональность начинает исчезать. Человек постепенно замыкается в себе из-за чувства беспомощности. Это все оставляет сильный отпечаток на психике: страдает самооценка, появляется эмоциональное безразличие, апатия, нежелание контактировать с людьми. Может развиться неспособность поддерживать близкие отношения.

Как поступать, если вы под прессингом коллектива?

Если вы испытываете на себе психологическую травлю со стороны коллектива и при этом не особо цените вашу работу – увольняйтесь и не терпите унижения. Чтобы не попасть повторно в такую ситуацию, присматривайтесь к новому коллективу. Ищите работу, где вас будут ценить и уважать.

К сожалению, не каждый работник хочет и может уволиться в любой момент. Кто-то ценит свою должность, а у кого-то просто нет возможности уйти и остаться без стабильного дохода. В таких случаях нужно будет научиться противостоять давлению. Исключите все возможности упрекнуть вас в профнепригодности и донести на вас руководству. Для этого делайте свою работу максимально качественно, соблюдайте рабочую дисциплину. Не делайте того, что не принято у вас в офисе.

Вас несомненно будут провоцировать на открытые конфликты. Не поддавайтесь этим провокациям. Держите себя в руках и не пускайте в ход эмоции. Люди, настроенные против вас, только и ждут вашей ошибки.

Ищите причины происходящего. Но не пытайтесь найти причину в себе. Не обсуждайте происходящее с теми, кто пытается вам сочувствовать, в этом коллективе вы не можете никому доверять. Наблюдайте за самыми активными манипуляторами, чтобы понять их следующие шаги и увернуться от очередной атаки. Даже с негативно настроенными сотрудниками старайтесь держаться мирно. Будьте тактичными, покажите, что умеете собой обладать. Если вам грубят или пытаются высмеять – не молчите. Спокойно скажите, что вас не устраивает такое поведение оппонента. Старайтесь проводить свое свободное время в компании людей, которые вас ценят. Так вы сможете уберечь себя от проблем с самооценкой.

Постарайтесь найти главного зачинщика бойкота против вас. Узнайте какие мотивы движут этим человеком. Вызовите его на разговор и выясните, что его не устраивает. Не опускайтесь до оскорблений и обвинений, тогда разговор может закончиться конструктивно.

Если вас пытаются оскорблять – защищайтесь, не позволяйте им унизить вас. Покажите, что вы можете за себя постоять. Защищайтесь, но не нападайте на других.

Предпринимать все эти попытки стоит лишь в том случае, когда вы являетесь профессионалом своего дела, и соответствуете той должности, за которую держитесь. В противном случае, победить обидчиков будет сложно. Только безупречное выполнение своих рабочих обязанностей, уверенность в себе и твердость характера помогут одержать победу и показать коллективу, что вас есть за что уважать.

Отношения в рабочем коллективе строятся не всегда просто. Коллектив – это далеко не всегда группа людей, объединенная общей целью. Здесь могут сталкиваться амбиции разных людей, привычки и нежелание принимать новое. У каждого могут быть свои интересы, зачастую конкурирующие между собой. Разные взгляды на жизнь, на работу и на общее дело.

Конфликты как столкновение разных интересов – это, увы, не редкость. Но не следует путать травлю (придирки, насмешки, клевета, изоляция и бойкот и даже причинение вреда собственности и здоровью человека) и конфликт. Травля – это форма психологического насилия, т.е. односторонней агрессии группы против одного человека.

Это явление присутствует во всех культурах и во всех странах мира в той или иной степени. В некоторых европейских странах даже приняты законы, защищающие работника в случае проявлений травли на работе.

В английском языке существует и термин mobbing, который уже стал употребляться как синоним слова “травля” в русском языке (моббинг).

Моббинг может быть направлен сверху вниз, т.е. от начальника к подчиненному, или “горизонтально” – т.е. травля на работе от коллег, примерно равных по положению в компании.

Некоторые исследователи видят в травле биологическую составляющую.

Например, в природе встречается похожее поведение животных, когда группа более слабых особей объединяется и нападает на более сильного. Но в человеческом обществе, конечно, причины подобного – сложнее, ведь играют роль многие социальные факторы.

Причины появления травли на работе могут быть в ошибках в организации рабочего процесса на предприятии. В частности, прослеживается закономерность: чем больше у сотрудников свободного времени на рабочем месте, тем больше вероятность конфликтов и даже возникновения агрессии и травли.

Также влияет и организационная структура. Если обязанности нечетко прописаны, ответственность и нагрузка распределены неравномерно (кто-то перегружен, а кто-то наоборот, относительно свободен), если сотрудники не видят перспектив для роста, как профессионального, так и карьерного – возникают предпосылки для появления скрытой, а потом и открытой агрессии. Внутреннее напряжение в организации растет и может вылиться в виде травли одного из сотрудников.

Иногда к появлению травли на работе предрасположены коллективы, в которых работают люди, не терпящие изменений. Они могут годами делать все по заведенным правилам, и даже если появятся более эффективные способы, они будут противостоять и им, и любому человеку, который попробует внедрить что-то новое. Отсутствие гибкости, склонность к реактивности и непринятию чего-то нового или просто отличного от того, к чему все привыкли, может вылиться в травлю.

Существование родственных или личных отношений между сотрудниками или руководством также могут способствовать проявлениям тому, что проявится травля на работе — но только в том случае, если они становятся важнее, чем профессиональные обязанности.

Также к моббингу склонны коллективы, где все роли заранее прописаны и неизменны, где большинство сотрудников привыкли к строгой иерархии и подчинению, к беспрекословному послушанию и отсутствию критического мышления и возможности высказать свое мнение, даже если оно отличается от общепринятого или мнения руководства.

Если в коллективе уже возникали случаи травли – то с большой вероятностью они повторятся. Поэтому если вы попали в такой коллектив, то стоит иметь это в виду. А может быть, даже стоит заранее продумать пути отступления, чтобы избежать попадания в ситуацию моббинга – и не важно, окажетесь ли вы жертвой или же в группе обидчиков или свидетелей.

Травле на работе может подвергнуться как новичок, так и давно работающий человек. Часто жертвой становятся умные и талантливые сотрудники, против которых объединяется группа менее успешных в профессиональном плане людей. Иногда жертвой моббинга выбирается человек, который просто отличается от других – стилем мышления, поведением или внешностью.

Очень важно, чтобы жертва моббинга осознавала, что травля на работе – это вид психологического насилия и она недопустима. Это придаст уверенности и силы либо для борьбы, либо для того, чтобы вовремя уйти из травмирующей среды.

Постарайтесь достаточно трезво посмотреть на ситуацию – эта беспочвенная травля на работе или конфликт?

При конфликтной ситуации происходит несовпадение интересов или взглядов на какой-то предмет. Конфликт – это естественная часть социальной жизни, ведь все люди разные и у каждого свои ценности и интересы. При конфликтной ситуации можно вести диалог, высказывать свою точку зрения, искать компромисс, идти или не идти на уступки.

Если же конфликт перетекает в травлю, то меняется баланс сил – например, коллектив или группа сотрудников объединяется против кого-то. Но если в ситуации конфликта обе стороны заинтересованы в том, чтобы найти решение, то в ситуации травли все несколько иначе: жертва будет искать решение, а вот травящая группа зачастую заинтересована именно в самом процессе, и ей совсем не интересно, чтобы конфликт заканчивался.

Как раз один из характерных признаков травли – протяженность во времени: если конфликт затягивается на длительное время (недели или месяцы), а диалог не ведется, то и выхода как будто бы нет. Человек, попавший в такую ситуацию, постепенно теряет силы отстаивать свою позицию.

Если начальник ругает вас за плохо выполненную работу, то это конфликт. Вы можете оправдаться, можете обсудить варианты улучшения своей работы или же, если вы осознаете, что не справляетесь с обязанностями, обсудить другую должность или уменьшение ваших обязанностей. Это пример диалога, который вы можете вести с руководителем.

В случае травли диалог становится невозможным. Вас будут обвинять в любом случае – что бы вы ни предпринимали. Ваши слова не будут приниматься в расчет.

Итак, если вы попали в подобную ситуацию, то постарайтесь достаточно трезво посмотреть на ситуацию – эта травля на работе или конфликт? Вы можете обсудить это с коллегой, с которым вы в максимально дружеских отношениях. Или опишите ситуацию вашему близкому другу, чтобы получить мнение не изнутри, а извне данной ситуации.

Иногда кажется, что человек как будто провоцирует на такое отношение к себе. Например, новичок не вписывается в уже существующую атмосферу и распорядок, игнорирует традиции коллектива. Это может привести к конфликту, но не может быть оправданием для травли.

Итак, мы рассмотрели, что же такое моббинг или травля на работе. В следующей части статьи постараемся найти решения – что же делать, чтобы выйти из этой ситуации: «

Травля - это агрессивное поведение, выражающееся в желании запугать и оскорбить другого человека или группу лиц.
Агрессор определивший для себя жертву начинает травлю со словесной атаки.
Травля включает в себя: словесные оскорбления/запугивания - насмешки, очернение объекта травли, поддразнивание, угрозы нанести определенный ущерб.
Когда травля переходит в “общественную“ стадию, в которой у агрессора появляются последователи, то травля переходит на новый “общественный“ уровень, который включает в себя причинение вреда репутации объекта травли, ее/его отношениям с другими людьми. Распускаются грязные сплетни, жертву начинают публично унижать, не без участия “свиты“ агрессора.
Далее травля может перейти в стадию физической агрессии, когда причиняется физический вред человеку (удары, зажимания, плевки) и/или ее/его имуществу.
Человек, попавший в ситуацию, когда весь коллектив настроен против него, часто начинает искать причины в себе. Жертва начинает постоянно анализировать свое поведение, что она или он сделали или сказали не так, чем спровоцировали насмешки и издевательства, сплетни, неуважение и т.д.

Но суть состоит в том, что травля начинается, продолжается и заканчивается только тогда, когда того захочет ее зачинщик.
Первопричиной возникновения травли является не жертва, а агрессор, с его подачи и происходит конфликт.

Поэтому пока жертва ищет недостатки в себе, думает как бы посильнее прогнуться под обидчиков, травля будет продолжаться и набирать обороты, поскольку агрессоры только этого и ждут.

Жертве необходимо осознать и принять тот факт, что она не несет ответственности за действия обидчиков.

Главное заблуждение жертвы состоит в том, что это она провоцирует травлю, и это заблуждение дает ей мнимую надежду на то, что она способна контролировать эту ситуацию и может ее изменить. Но это не так.
Но что же теперь ей делать, если она на самом деле никакой ответственности за чувства и намерения обидчиков не несет? Получается жертва бессильна?

Что необходимо сделать чтобы обрести хоть и частичный, но контроль над ситуацией, так это перестать ставить во главу угла отношения с агрессором и его компанией. Если вы считаете, что сможете прекратить издевательства “пресмыкаясь“ перед ними и пытаясь влиться в его “компашку“, то вы ошибаетесь. Даже если это вам удастся, то поверьте, ничего хорошего вас там не ждет, унижения будут продолжаться, только теперь под “дружеским“ соусом. Кроме того, может случиться так, что какой-либо человек из недружественной вам компании будет набиваться к вам в друзья, предлагать близкое общение, чтобы вы доверили ему свои чувства и тайны, а сам в это же время будет передавать все ваши слова вашим врагам и обидчикам.
Итак, восстановление отношений с теми, кто вас недолюбливает - пустая трата времени.
Теперь все ваши действия будут зависеть от окружающей обстановки в которой происходит травля (школа, рабочий коллектив, университет и т.д.).
Прежде чем переходить к советам как выживать в стрессовой обстановке я хочу дать самый главной совет: УХОДИТЕ, если есть возможность.
Это самый лучший выход из этой ситуации. Нет смысла терпеть годами, вы ничего не потеряете если уйдете, а наоборот, чем быстрее вы покинете деструктивные отношения, тем больше шансов у вас на то, что ваша психика будет менее травмирована, а в последствии ваша самооценка и вера в себя.
Чем дольше вы терпите, чем дольше следуете своему страху сделать важный шаг на встречу свободе, тем больше страдаете.
На самом деле в состоянии психологического и эмоционального насилия, когда хитрыми манипуляциями человека заставили поверить в свое ничтожество и бессилие, ему или ей кажется что на новом месте будет только хуже или что он не сможет потом никак устроиться. Но все это только страх, вбитый в голову жертве агрессором. Даже если у человека, который подвергается травле есть поддержка со стороны друзей и родственников, он может продолжать находиться в нездоровом коллективе и отказываться покидать его. В итоге бывают случаи, когда все заходит слишком далеко и заканчивается трагически.

Поэтому главное правило гласит - не бойтесь уходить, бегите оттуда как можно скорее.
Уход не будет проигрышем, в этой игре жертва никогда не одержит победу, поскольку правила игры устанавливает агрессор, а жертва всегда на шаг позади, ей остается лишь только подстраиваться.

Что делать, если нет возможности бежать? К сожалению тут мало что от вас зависит. Нет способа полностью остановить травлю (за исключением, конечно, если сам агрессор этого не захочет или сам не покинет коллектив, что маловероятно) и заставить всех участников конфликта стать хорошими друзьями. Есть только способы ослабить ее, возможно даже получится достичь взаимного игнорирования или нейтралитета между сторонами.

Итак, поскольку мы обсуждаем сейчас травлю в коллективе, то, будь это школьный класс, группа или рабочий коллектив, часто жертва всеобщей ненависти вынуждена против своей воли контактировать с коллегами/одноклассниками по учебным/рабочим вопросам. Тут уже никуда не денешься. Поэтому суть состоит в том, что если у вас присутствуют затруднения с получением материалов для учебы или работы через ваших коллег, то необходимо осуществлять следующие действия: узнайте электронные адреса тех, от кого зависит выдача необходимых материалов и осуществляйте запрос через электронную почту. Кроме того пригодится узнать номера или электронную почту вашего руководителя/преподавателя (в крайнем случае можно обратиться к нему). Поскольку есть возможность что ваше письмо будет намеренно проигнорировано, копируйте ваш запрос одновременно преподавателю дисциплины или начальству, в этом случае у вас будет доказательство перед вышестоящими лицами, что вас проигнорировали.

Если агрессор заблокировал вам доступ к его почте или личным сообщениям, вы можете сделать PrintScreen изображения и переслать его начальству, с вежливой просьбой прислать вам материалы, поскольку не можете получить их “обычным“ путем.
Главное - соблюдайте вежливо-формальный тон в сообщении, не жалуйтесь на агрессора, холодный тон сообщения настораживает и вселяет тревогу в получателя, что нам и необходимо.

Если ваши попытки с электронной почтой не увенчались успехом, тогда можно попросить слово на занятии или совещании и в присутствии преподавателя или вышестоящего лица попросить передать вам материал. Если агрессор скажет, что передал его вам, спокойно скажите, что он этого не делал.

Совет от психолога о поведении:
Разговаривая с людьми, смотрите им в межбровье (это психологический прием, обидчику будет трудно поймать ваш взгляд и ему станет некомфортно). Не отводите взгляд и не улыбайтесь (но и не насупливайтесь). Не пускайтесь в длинные объяснения. Короткие утвердительные фразы только по существу дела, таким же должен быть ваш письменный стиль (асептика и холодная вежливость).

Часто бывает, что жертва травли дискредитирована агрессором не только среди коллег, но и в глазах преподавателей, начальства. Соответственно, если вам необходимо вернуть себе контроль над ситуацией, то необходимо соблюдать расписание. Если вам не угрожает физическая расправа от агрессора и его компании, то не пропускайте занятия, сдавайте вовремя все работы, отвечайте на занятиях. В поведении обидчиков ничего не изменится, зато в глазах начальства/преподавателей вы улучшите свое положение.

Ежедневно уточняйте у вашего классного руководителя, на кафедре в ВУЗе, секретаря, у начальства есть ли изменения в расписании/учебных планах/рабочем процессе. Поскольку агрессоры могут намеренно не передавать вам важную информацию.

Никогда не общайтесь и не обращайтесь к агрессору с глазу на глаз!
С вами всегда должен быть свидетель, который будет на вашей стороне.
Если вы случайно окажетесь в аудитории/кабинете а агрессором одни - выйдете из нее (естественно, на рабочем месте это не всегда возможно, а в некоторых случаях вообще невыполнимо, поэтому касается учебных заведений). Когда вокруг нет свидетелей у него будут развязаны руки.

Сохраняйте всю переписку (в том числе ваши ответы и обращения) с вашими коллегами, агрессором и его друзьями, а также преподавателями или начальством.
Итак, подведем итоги:
1) Самое лучшее решение - уйти из насильственных отношений, не пытаться как-то существовать во враждебном коллективе;
2) Если пункт 1 не возможен, то не пытайтесь подружиться с обидчиками и угодить им - это бесполезно, не рассказывайте о себе ничего личного, соблюдайте формальный тон общения;
3) Старайтесь соблюдать рабочую/учебную дисциплину, поскольку может случиться так, что вам придется обратиться за помощью к вышестоящему лицу, которое охотнее примет вашу сторону в конфликте, если будет иметь положительное мнение о вас. Если от вас намеренно скрывают информацию об учебном/рабочем процессах, не стесняйтесь просить секретарей/классного руководителя информировать вас лично, подходите сами, если считаете, что от вас что-то скрыли;
4) Сохраняйте всю переписку с вашими обидчиками и начальством. Если это возможно, включите запись видео или хотя бы аудио на телефоне, когда вас унижают. Это будет хорошим доказательством, если вы решитесь на открытое противостояние с привлечением вышестоящих лиц.
5) Старайтесь не оставаться наедине с обидчиками, в случае физической угрозы просите друзей (если такие имеются в коллективе) сопровождать вас по учебному заведению или родственников встречать вас на улице после занятий;
В заключении необходимо сказать о том, что вы должны быть готовы к тому, что в случае, если конфликт перейдет в открытую стадию и о ситуации будут проинформированы вышестоящие лица, ваше начальство/преподаватели займут сторону обидчиков. Это происходит не потому что агрессор прав, а потому что у людей срабатывают психзащиты. Людям тяжело смириться с тем, что они не всегда способны контролировать ситуацию, что бывают случаи, когда с человеком происходит что-то против его воли и он ничего не может с этим поделать. Люди начинают винить жертву и рассуждать “вот если бы она вела себя так-то, то ее бы не травили“, то есть перекладывают ответственность за конфликт с зачинщика на жертву. Это абсолютно деструктивный подход и ничего хорошего он не приносит, а только дает повод отстраниться от решения данной проблемы и перевоспитания агрессоров, переложить всю ответственность на жертву и заставить ее выживать в одиночестве и без защиты.