Перед Второй мировой войной, выступая в отеле на Манхэттене, где 3 тысячи человек отмечали пасхальный седер, Эйнштейн заявил, что он против создания еврейского государства. “Мое понимание сути иудаизма противится идее создания еврейского государства с границами, армией и светской властью, – сказал он. – Я боюсь разрушения иудаизма изнутри, особенно из-за нарастания узколобого национализма в наших рядах. Мы уже не евреи времен Маккавеев” 40 .

После войны его позиция не изменилась. В 1946 году Эйнштейн давал показания в Вашингтоне в международном комитете, рассматривавшем ситуацию в Палестине. Он осудил англичан, стравливавших евреев и арабов, призывал увеличить еврейскую иммиграцию, но отрицал еврейский национализм. “Идея государственности не находит отклика в моем сердце, – сказал он тихим голосом, прозвучавшим как гром среди ясного неба в аудитории шокированных горячих сторонников сионизма. – Я не могу понять, зачем это нужно” 41 . Раввин Стивен Вайс, пораженный столь публичным разрывом Эйнштейна с истинными сионистами, уговорил его подписать заявление с разъяснением своей позиции. Но никакой ясности это заявление не внесло.

Особую тревогу Эйнштейну внушали военные методы, которыми действовал Менахем Бегин и другие еврейские военные лидеры. Он присоединился к Сидни Хуку, который иногда оказывался его противником, и подписал петицию, опубликованную в The New York Times, где Бегин оценивался как “террорист, сильно напоминающий” фашистов 42 . Применение силы противоречило еврейской традиции. “Мы копируем тупой национализм и расовый вздор гоев”, – написал Эйнштейн другу в 1947 году.

Но, когда в 1948 году было объявлено об образовании государства Израиль, Эйнштейн написал тому же другу, что его позиция изменилась. “Из экономических, политических и военных соображений я никогда не считал идею государства правильной, – признался он. – Но теперь пути назад нет, и надо сражаться за него” 43 .

Создание государства Израиль заставило его еще раз отступить от пацифизма в чистом виде, которому он раньше был привержен.

“Можно только сожалеть, что приходится использовать методы, которые мы считаем отталкивающими и глупыми, – написал он группе евреев из Уругвая, – но, чтобы добиться лучших условий на международной арене, мы прежде всего должны поддержать этот эксперимент всеми доступными нам средствами” 44 .

Хаим Вейцман, несгибаемый сионист, который в 1921 году привез Эйнштейна в Америку, стал первым президентом Израиля, заняв престижную, но скорее почетную должность, поскольку в этом государстве власть сосредоточена в руках премьер-министра и его кабинета. Когда в ноябре 1952 года Вейцман умер, одна из иерусалимских газет развернула кампанию с призывом избрать на его место Эйнштейна. Премьер-министр Давид Бен-Гурион поддался давлению, и мир быстро облетело сообщение, что такое предложение Эйнштейну будет сделано.

Эта идея была, с одной стороны, невероятной, с другой – очевидной, но, кроме того, непрактичной. Эйнштейн первый раз узнал об этом через неделю после смерти Вейцмана из статьи в The New York Times. Сначала и он сам, и жившие в его доме женщины, просто посмеялись, но затем начались звонки репортеров. “Все это очень неловко, очень неловко”, – говорил он визитерам. А через несколько часов пришла телеграмма от Аббы Эбана, посла Израиля в Вашингтоне. Он спрашивал, может ли посольство прислать к нему завтра официального представителя.

“Зачем этому человеку проделывать такой путь, – жаловался Эйнштейн, – если я просто скажу нет?”

Хелен Дукас пришла в голову мысль просто позвонить послу Эбану по телефону. В те дни междугородние телефонные разговоры, о которых не договаривались заранее, были в новинку. К удивлению Дукас, ей удалось отыскать Эбана в Вашингтоне и соединить его с Эйнштейном.

“Я для этого не подхожу, и, вероятно, я не смогу за это взяться”, – сказал Эйнштейн.

“Я не могу просто сообщить моему правительству, что вы позвонили и сказали нет, – ответил Эбан. – Я должен выполнить все формальности и сделать вам предложение официально”.

Дело кончилось тем, что Эбан послал своего представителя, вручившего Эйнштейну официальное письмо с вопросом, не согласится ли он стать президентом. “Принятие этого предложения повлечет за собой переезд в Израиль и получение израильского гражданства”, – отмечалось в письме Эбана (вероятно на тот случай, если Эйнштейну придет в голову фантастическая идея, что он может осуществлять руководство Израилем из Принстона). Однако Эбан спешил заверить Эйнштейна: “Правительство и народ полностью осознают чрезвычайную важность вашей работы и обеспечат вам возможность продолжить беспрепятственно вашу великую научную деятельность”. Иными словам, предлагалась работа, требующая только его присутствия и фактически больше ничего.

Хотя это предложение и казалось несколько странным, оно ярко свидетельствовало, сколь прочной была репутация Эйнштейна как героя мирового еврейства. Это предложение “олицетворяет самое глубокое уважение, какое еврейский народ может оказать одному из своих сынов”, – так писал Эбан.

К приезду посланника Эбана Эйнштейн уже приготовил заявление с отказом от этого поста. “Я всю жизнь был юристом, – пошутил гость, – но еще ни разу меня не опровергали до того, как я имел возможность изложить дело”.

Он “глубоко тронут” этим предложением, написал Эйнштейн в приготовленном письме, и “в то же время огорчен и смущен”, поскольку не принимает его. “Всю мою жизнь я имел дело с объективной реальностью, поэтому у меня нет как естественной склонности, так и надлежащего опыта обращения с людьми и выполнения обязанностей, возлагаемых на официальных лиц, – объяснял он. – Меня еще больше огорчают эти обстоятельства, поскольку моя принадлежность к еврейскому народу стала для меня самой прочной социальной связью, когда я с абсолютной ясностью осознал, сколь ненадежно наше положение среди других народов мира” 45 .

Идея предложить Эйнштейну стать президентом Израиля была разумной, но и Эйнштейн был прав, поскольку понимал, что иногда даже самая блестящая идея может оказаться очень плохой. Как он заметил со свойственной ему самоиронией, у него не было природной склонности вести себя с людьми так, как того требовала эта роль, а его темперамент не подходил официальному функционеру. Он не был предназначен ни для роли политика, ни для роли чиновника.

Он любил говорить то, что думает, у него не было привычки к компромиссам, необходимой для того, чтобы руководить или просто быть символическим главой сложной организации. Раньше, когда он номинально возглавил кампанию по устройству Еврейского университета, у него не оказалось ни таланта, необходимого для того, чтобы взять на себя руководство этим процессом, ни склонности игнорировать уловки других действующих лиц. Точно так же у него был неприятный опыт общения с командой, занимавшейся созданием Брандейского университета вблизи Бостона, что и заставило его отказаться от участия в этом проекте 46 .

Кроме того, он никогда не демонстрировал способность чем-либо управлять. Единственной его формально административной обязанностью было руководство новым физическим институтом в Берлинском университете. В этой должности он мало что сделал, кроме того что нанял свою падчерицу на работу в канцелярию и предоставил работу астроному, пытавшемуся подтвердить его теории.

Мощь интеллекта Эйнштейна берет свое начало в его бунтарстве и нонконформизме, в отвращении к любой попытке ограничить его свободу самовыражения. Есть ли что-либо хуже для политика, который должен быть миротворцем? Как он объяснил в вежливом письме одной из иерусалимских газет, поддержавшей его кандидатуру, он не хотел столкнуться с ситуацией, когда ему придется следовать правительственному решению, которое “может вступить в конфликт с моей совестью”.

В обществе, как и в науке, ему было лучше оставаться нонконформистом. “Это правда, что многие мятежники в конце концов становятся ответственными деятелями, – признался Эйнштейн одному из своих друзей, – но я не могу заставить себя поступить так” 47 .

В глубине души Бен-Гурион был этому рад. Он начал понимать, насколько эта идея неудачна. “Скажите мне, что делать, если он согласится! – шутил он со своим помощником. – Я должен был предложить ему этот пост, потому что иначе сделать было нельзя. Но, если бы он согласился, нас ожидали бы неприятности”. Двумя днями позже, когда посол Эбан столкнулся с Эйнштейном на торжественном обеде в Нью-Йорке, он был рад, что вопрос уже исчерпан. Эйнштейн был без носков 48 .

С Робертом Оппенгеймером, 1947 г.

Альберт Эйнштейн был верующим

Кроме того, что Альберт Эйнштейн был выдающимся физиком, он еще был и отменным философом. Когда его спрашивали, верит ли он в бога, Эйнштейн уходил от ответа и отвечал, что Бог - безликий персонаж, который отвечает за невероятную симметрию вселенной.

В своем письме коллеге Максу Борну он писал " Теория Относительности многое объясняет, но никак не приближает нас к секрету СТАРИКА. Я убежден, что Он не бросал игральные кости".

Альберт Эйнштейн не захотел стать президентом Израиля

После смерти израильского президента Хаима Вейзманна, премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион предложил Альберту Эйнштейну должность президента, но тот отказался. В своем ответно письме он был краток: "Я глубоко тронут предложением государства Израиль, но с сожалением и прискорбием должен его отклонить".

Альберт Эйнштейн не проваливал экзамен по математике

Миф о том, что Альберт Эйнштейн плохо учился в школе придумали для того, чтобы было чем прикрыть его чудаковатость, а также, чтобы даже полные неудачники смогли найти в себе силы, и добились чего-то.

Бесконечны лишь Вселенная и глупость человеческая. Хотя насчет первой у меня имеются сомнения.
Альберт Эйнштейн

В одном из интервью он заявил:"Я никогда не проваливал математику. Еще в 14 лет я успешно освоил расчет дифференциальных уравнений и интегралов". После окончания колледжа он сразу не получил работу в Академии, потому и пошел на временную работу в Швейцарское патентное бюро.

Альберт Эйнштейн был дамским угодником

Несмотря на свою чудаковатость и верность науке, Альберт Эйнштейн пользовался любовь противоположного пола, и всегда отвечал взаимностью. В 2006 году были опубликованы письма, из которых следует, что у Альберта Эйнштейна во время второго брака было шесть любовниц, и среди них Этель Мичановски, которая несколько лет преследовала физика.

Альберт Эйнштейн был одним из основателей "Манхэттенского проекта"

Альберт Эйнштейн был пацифистом, но в 1939 году сообщил президенту Рузвельту, что готов помочь американцам разрабатывать ядерное оружие в силу того, что немцы уже начали вести подобные исследования, причем отталкиваясь от его формулы E=mc2.

Несмотря на большой вклад, в 1940 году по просьбе ФБР было решено отстранить ученого от разработки американской ядерной бомбы, из-за коммунистических взглядов.

Позже, ядерные бомбы, которые начал разрабатывать Эйнштейн, сбросили на Японию в 1945 году.

Существуют определенные разногласия касательно политических взглядов Эйнштейна, особенно в том, что связано с палестинским вопросом и созданием еврейского государства.

Многие сионисты заявляют, что Эйнштейн состоял в их рядах. Однако Эйнштейн был пацифистом, универсалистом и питал глубокое отвращение к национализму.

Недавно вышедшая книга Фреда Джерома «Эйнштейн об Израиле и сионизме: провокационные мысли ученого о Ближнем Востоке» (Einstein on Israel and Zionism: His Provocative Ideas About the Middle East , New York: St. Martin’s Press, 2009) вновь привлекла всеобщее внимание к политическим взглядам Эйнштейна касательно Ближнего Востока.

Лучшим доказательством позиции Эйнштейна по вопросу Палестины и сионизма служат его собственные слова и действия.
Так, например, Эйнштейн прочел речь-презентацию перед Англо-американским комитетом по расследованию, изучавшим палестинскую проблему в январе 1946 г., в которой выступил против создания еврейского государства (в статье Адама Горовица «Эйнштейн об Израиле» (Einstein on Israel

Приведем здесь цитату из свидетельства Эйнштейна перед судьей Хатчесоном, американским Председателем Комитета:

Судья Хатчесон: Сионисты сообщили нашему Комитету, что ни одно полное страсти еврейское сердце не успокоится, пока для них не будет создано еврейское государство в Палестине. Как я понимаю, они настаивают на том, что евреев там должно быть большинство по сравнению с арабами. Арабские представители сообщили нам, что арабы не собираются соглашаться на подобное условие, они (sic) не позволят превратить себя из большинства в меньшинство.

Д-р Эйнштейн: Да.

Судья Хатчесон: Я спрашивал этих разных представителей, необходимо ли (согласно праву или привилегии евреев), чтобы евреи отправились в Палестину, необходимо ли, с точки зрения подлинного сионизма, создать ситуацию, в которой евреи обладали бы еврейским государством и еврейским большинством, не заботясь о мнении арабов. Вы разделяете эту точку зрения, или вы считаете, что этот вопрос можно было бы решить каким-либо иным способом?


Д-р Эйнштейн: Да, без сомнения. Мне не по душе идея о создании такого государства. Я не могу понять, для чего оно нужно. Это связано с множеством сложностей и ограниченностью мышления. Я считаю, это плохо.

Судья Хатчесон: Разве с духовной и этической точки зрения - я не имею в виду, что именно это конкретное сионистское движение, не имею в виду саму идею настаивать на том, что еврейское государство непременно должно быть создано… разве это не анахронизм?

Д-р Эйнштейн: Как мне кажется, да. Я против этого…

(в статье Адама Горовица «Эйнштейн об Израиле» (Einstein on Israel , Mondoweiss, 28 мая 2009 г.) полностью раскрыта все история этих дебатов касательно сионизма и еврейского государства).

Альберт Эйнштейн написал письмо «Американским друзьям борцов за свободу Израиля» вскоре после резни в Дейр-Ясине, в котором назвал «Иргун», во главе с Менахимом Бегимом (позднее ставшим премьер-министром Израиля) и «Банду Штерна» (членом которой был Ицхак Шамир, еще один будущий премьер-министр Израиля) террористическими организациями и отказался поддерживать этих «введенных в заблуждение и преступных людей» (http://www.ifamericansknew.org/history/ter-einstein.html).

Альберт Эйнштейн, Сидни Хук, Ханна Арендт и 25 других знаменитых евреев, в письме в «Нью-Йорк Таймс» (4 декабря 1948 г.) осудили партию Менахема Бегима и Ицхака Шамира - «Ликуд», как «фашистскую» и поддерживающую «адскую смесь ультра-национализма, религиозного мистицизма и расового превосходства» (письмо в «Нью-Йорк Таймс» было перепечатано в книге «Изгнанные пророки: Сто лет произведениям еврейских диссидентов, пишущих о сионизме и Израиле» (, под редакцией Адама Шаца, New York: Nation Books, 2004, с. 65-67).

В 1950 г. Эйнштейн опубликовал нижеследующее заявление по вопросу сионизма. Первоначально он прочел эту речь перед Национальным Рабочим Комитетом Палестины в Нью-Йорке, 17 апреля 1938 г., но после создания Израиля, ученый решил еще раз напечатать этот текст:

«Я бы с куда большим удовольствием увидел разумное соглашение с арабами на основе совместного проживания в мире и согласии - а не создание еврейского государства. Даже если забыть о практических аспектах, мое знание истинной природы иудаизма вызывает сопротивление самой мысли о еврейском государстве с границами, армией и определенной долей светской власти, не важно, насколько эта доля скромна. Я опасаюсь внутреннего разрушения, которое понесет тогда иудаизм - особенно в связи с развитием узколобого национализма внутри наших собственных рядов, против которого нам и так уже приходится бороться, даже без всякого еврейского государства».

(Альберт Эйнштейн, «Из моих последних лет» (Out of My Later Years , New York: Philosophical Library, 1950, с. 263). Данная речь также воспроизведена в книге «Изгнанные пророки: Сто лет произведениям еврейских диссидентов, пишущих о сионизме и Израиле» (Prophets Outcast: A Century of Dissident Jewish Writing about Zionism and Israel , под редакцией Адама Шаца, New York: Nation Books, 2004, с. 63-64). Также см. книгу Фреда Джерома «Эйнштейн об Израиле и сионизме: провокационные мысли ученого о Ближнем Востоке» (Einstein on Israel and Zionism: His Provocative Ideas About the Middle East , New York: St. Martin’s Press, 2009)

Эйнштейн также отказался от поста Президента государства Израиль (см. книгу Эвана Уилсона «Решение по Палестине» (Decision on Palestine , Stanford, California: Hoover Institution Press, 1979, с. 27). Уилсон служил в Палестинском отделе Департамента по государствам ООН, в момент создания Израиля).

В книге «Альберт Эйнштейн: биография» (Albert Einstein: A Biography , Viking, 1997), Альбрехт Фолсинг делится следующим откровением касательно предложения, сделанного Эйнштейну - стать вторым Президентом Израиля: «Пока Бен-Гурион ожидал решения Эйнштейна, он спросил за чашкой кофе своего помощника, будущего Президента Ицхака Навона: «Скажи, что мне делать, если он скажет «да»? Мне пришлось предложить ему этот пост, потому что не предложить было невозможно. Но если он это предложение примет, нас всех ждут большие неприятности». (Альбрехт Фолсинг, «Альберт Эйнштейн: биография» (Albert Einstein: A Biography , Viking, 1997, с. 735). Процитировано в статье д-ра Мохаммада Омара Фарука «Эйнштейн, сионизм и Израиль: расставляем все по своим местам» (Einstein, Zionism and Israel: Setting the Record Straight , июль 2006, http://www.globalwebpost.com/farooqm/writings/other/einstein.htm)

Отказавшись от поста Президента Израиля, Эйнштейн написал своей приемной дочери Марго. Он сказал: «Если бы я стал Президентом, однажды мне пришлось бы сказать жителям Израиля такие вещи, которых они не желали бы услышать». (Цитата Фарука по книге Фреда Джерома и Роджера Тейлора «Эйнштейн о расах и расизме» (Einstein on Race and Racism , Rutgers University Press, 2005, с. 111; другие источники приведены на с. 307, сноска 25)).

Эйнштейн участвовал в XVI-м Конгрессе сионистов в 1929 г. Мировая сионисткая организация (WZO) упоминает и описывает Эйнштейна в документе, опубликованном в 1997 г. Документ раскрывает много интересного, и кому, как не WZO знать, кто был и кто не был на деле сионистом.

XVI-й Конгресс сионистов (1929) принял решение об основании Еврейского агентства для Израиля, которое должно было стать общей организацией, в которую вошла бы и Мировая сионистская организация и те, кого знали, как «НЕ-сионистов » - на основании убеждения, что в строительстве Национального дома должны участвовать все евреи. После завершения Конгресса, прошло заседание правления Еврейского агентства. Из 224 его членов, 112 были сионистами (членами WZO), включая профессора Хаима Вейцмана (избранного Президентом Еврейского агентства), Наума Соколова, Менахема Уссишкина, Шемарьяху Левина, Давида Бен-Гуриона, рабби Узиеля; 112 членов -НЕ-сионистов включали Луиса Маршалла, Шалома Аша, Альберта Эйнштейна , Леона Блума и членов семьи Ротшильдов.

, 1997, с. 47).

Цитируя Дэвида Горовица:

«Неприятие Эйнштейном Израиля было широко известно, об этом часто писали при его жизни. На самом деле, миф о том, будто Эйнштейн поддерживал Израиль, родился на следующий день после смерти ученого, из-за некролога в «Нью-Йорк Таймс», где бесстыдно утверждалось будто он боролся за создание еврейского государства. Эти слова противоречат статьям из исторических архивов, которые писались в течение десятков лет. Джером приводит некоторые примеры, включая статью 1930 г., под заголовком «Эйнштейн против сионистской политики Британии», статью 1938 г., указывающую, что Эйнштейн был против государства в Палестине и статью 1946 г., утверждающую «Эйнштейн запрещает создание еврейского государства».

(Цитата Фарука по «Год сионизма» (изд. Сионисткого Генерального Совета, WZO: The National Institutions, Structure and Functions , 1997, с. 47) См. также о том, как лица, поддерживающие Израиль не желали опровергать внезапное изменение взглядов Эйнштейна касательно сионизма (Адам Горовиц, Mondoweiss, 29 июля 2009г. См. также Ким Петерсен «Развенчанный миф: Альберт Эйнштейн не был сионистом - утверждают диссиденты» (A Myth Exposed: Albert Einstein Was Not a Zionist , Dissident Voice, 1 мая 2003 г.).

Очевидно, что Альберт Эйнштейн не поддерживал политический сионизм и возражал против создания еврейского государства на этнической или расовой основе. Его политические взгляды были на удивление постоянными - он неизменно поддерживал универсальность прав человека. Ученый противостоял войнам и шовинистическому этническому национализму. Сегодня Эйнштейн превратился в знаковую фигуру науки и политики. Однако, к сожалению, многие забывают его мудрые слова касательно Палестины и ее конфликта с политическим сионизмом.

Эдвард Корриган
(Эдвард Корриган - юрист с дипломом в области законов о гражданстве и иммиграции, а также по защите беженцев; проживает в Онтарио (Канада). Он опубликовал множество статей по проблемам Ближнего Востока, а также законодательства о гражданстве и иммиграции).