Потькало Елена Викторовна
Описание психолого-педагогической технологии работы педагога-психолога ДОУ

Я работаю педагогом - психологом в МБДОУ детском саду «Сказка» с.А-Мелентьево (модульное здание) . Свой профессиональный путь психолога начала более двух лет назад . Для меня это не только помощь окружающим, но и собственный путь к самосовершенствованию и саморазвитию.

Специфика работы психолога в МБДОУ определяется несколькими аспектами, связанными прежде всего с особенностями детей дошкольного возраста. Особый акцент психолог должен делать на работу с педагогами и родителями, отвечающими за детей, так как именно в семье оказывают решающее влиянии на развитие, формирование характерологических особенностей дошкольников, а так же осуществляется профессиональная деятельность, направленная на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников в процессе воспитания и обучения в учреждении.

Цели и задачи поставленные перед педагогом-психологом МБДОУ реализуются при помощи психолого-педагогических технологий - это последовательность организационных форм работы с воспитателями, родителями и детьми, обеспечивающая комплексное сопровождение психологического развития ребенка в детском саду и координацию усилий всех участников образовательного процесса.

Современные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Технология моей работы строится по нескольким направлениям :

Психологическая диагностика детей, родителей и педагогов .

Развивающая и коррекционная работа с детьми .

Консультационная работа.

Просветительская работа.

Организационно-методическая работа.

Экспертная работа.

Психологическая диагностика

Диагностируя ребенка, я использую такие методы, как наблюдение, беседа, стандартизированные методики на выявление психических процессов , а также проективные методики. Безусловно, при диагностировании учитываю индивидуальные особенности и возрастные критерии дошкольника.

Основной задачей данного вида деятельности является диагностика развития личности детей, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребенка-дошкольника.

Диагностическая работа проводится как индивидуально, так и с группами детей:

В случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствия развития возрастным нормативам;

Диагностика интеллектуальных способностей;

Диагностика эмоционального состояния дошкольников в дошкольном учреждении;

Социально-личностная диагностика и диагностика познавательного развития;

Изучение особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода в процессе воспитательной работы;

При заключении договора между МБДОУ и родителями в письменном виде подтверждается согласие родителей на участие их ребенка в диагностическом обследовании. Тем самым соблюдается принцип законности, являющийся, по сути, основным в работе МБДОУ.

Коррекционно-развивающая работа

Значительную часть своей работы , я посвящаю развивающей и коррекционной работе . Дошкольный возраст приносит ребенку новые потенциальные достижения. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Дошкольное детство - период творчества. Ребенок творчески осваивает речь, у него появляется творческое воображение, своя особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений.

В развивающей работе с детьми я использую методы арт-терапии. Это могут быть и творческие работы и интересная история вымышленного героя. Используя цветные карандаши и бумагу, дети выполняют задания индивидуально, каждый создает свой рисунок.

В результате арт-терапевтической работы у детей выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия , которая обычно тратится на неэффективное напряжение, и дети становятся спокойнее и расслабление. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности и творчеству.

Данный вид деятельности предполагает активное воздействие педагога-психолога на процесс формирования личности и сохранение индивидуальности воспитанников.

В детском саду создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты: учитель-логопед, старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатели. Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения осуществляется с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.

Тесное взаимодействие педагога – психолога и учителя – логопеда, позволяет: учитывать не только речевые, но и индивидуально - психологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности; четко сформулировать объективное заключение о развитие ребенка и наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу. Таким образом, согласованность действий логопеда и психолога позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

Консультативное направление моей работы проходит на двух уровнях :

1. Родители . Это индивидуальные и групповые консультации. Родительские собрания, тренинги. Разработка информационных листов на интересующие вопросы, памятки, рекомендации.

2. Педагоги . Групповые консультации, семинары-практикумы. Индивидуальное консультирование.

Данный вид деятельности направлен на консультирование родителей и педагогов по вопросам развития, обучения и воспитания детей в условиях МБДОУ.

В русле консультативной деятельности педагог-психолог консультирует родителей (законных представителей), администрацию, воспитателей по проблемам обучения и воспитания детей.

Проводятся индивидуальные психологические консультации по запросу родителей по различным вопросам (детские страхи, агрессивность, гиперактивность, застенчивость, плохой аппетит, по вопросам воспитания и т.д.).

Процедура консультаций является стандартной:

1. Приветствие;

2. выяснение повода обращения;

3. выяснение желаемого результата;

4. резюмирование, разработка вариантов решения проблемы;

5. оговаривание решения клиента и его действий для достижения желаемого результата.

В системе образования достаточно широко распространена практика с «немотивированным» клиентом в процессе консультации. Такая ситуация складывается, когда психолог по собственной инициативе приглашает родителей на консультацию для решения уже имеющихся проблем.

Все используемые мною технологии позволяют осознать самой и показать всем участникам образовательного процесса значимость психологической помощи и необходимости существования этой службы в дошкольном учреждении.

Просветительская работа

Просветительская работа осуществляется в основном, как предупреждение возможных осложнений в адаптации, выявление таких особенностей у детей, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в познавательной сфере.

С целью приобщения родителей к психологическим знаниям проводятся родительские собрания, на которых они знакомятся с особенностями развития того или иного возраста, оформляются стенды в группах, проект «Неделя психологии».

В области просвещения педагогов это направление предполагает выступления на методических объединениях, педсоветах, семинарах, круглых столах.

Оформление в группах уголков психологической консультации (по запросам педагогов и родителей ДОУ).

Организационно-методическая работа .

Организационная и методическая работа осуществляется непосредственно в течение года – это планирование работы на следующий учебный год, подбор материалов для проведения консультаций и проведения диагностической работы, подбор материалов для проведения коррекционно-развивающей и консультативной работы, подготовка к коррекционно-развивающим занятиям, фиксация результатов диагностик и т.д. Также особое место уделяется изучению методической и специальной литературе в целях самообразования.

Программно-методическое обеспечение деятельности психологической службы содержит:

Нормативно-правовую документацию.

Журналы видов деятельности.

Папки с результатами диагностических обследований.

Программы и конспекты коррекционно-развивающих занятий.

Диагностические комплекты и подборки диагностик по разным направлениям.

Экспертная работа.

С сентября 2016 года и по настоящее время я, как педагог-психолог, диагностирую и пишу заключения на детей, которые направлены на ПМПк по предварительной записи. Как секретарь ПМПк, оформляю и отвечаю за всю документацию: журнал предварительной записи детей на ПМПк, журнал регистрации коллегиальных заключений ПМПк, фиксирую процесс заседаний в протоколах и готовлю планы, графики, годовой отчет деятельности ПМПк.

Таким образом, мною проводится работа по всем направлениям деятельности с использованием различных психолого-педагогических технологий:

Изучается личность ребенка, с целью накопления всесторонней информации о различных сторонах его жизни и обучения на этом основании проводится профилактическая и коррекционно-развивающая работа с воспитанниками, ведется консультативная и профилактическая работа с родителями и специалистами;

Создаются благоприятные социальные, психологические, педагогические условия для успешного воспитания, обучения и развития дошкольников

Организация образовательного процесса в детском саду в современных инновационных условиях связана с рас­ширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей. ФГОС определяет новый подход к дошкольному образованию, где одним из основных требований является эффективное применение всех педагогических ресурсов для достижения максимального результата в воспитании и развитии будущих школьников.

Такое положение требует от педагогов поиска новых форм, средств и методов организации познавательной деятельности дошкольников, реализации личностно-ориентированных подходов в обучении, применения современных образовательных технологий в целях оказания ребенку необходимой своевременной индивидуализированной психолого-педагогической помощи.

Трансформация в дошкольном образовании в новую систему не обошла и наше дошкольное учреждение. Новая концепция нашего детского сада представляет собой совокупность мер по его обновлению в результате развития инновационных процессов; занимает позицию личностно-ориентированных отношений, где главной социальной ценностью предстает ребенок, являющийся полноправным участником педагогического процесса.

В дошкольном учреждении разработан комплекс мер, направленных на создание развивающей предметно-пространственной среды, своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных возрасту благоприятных условий для развития, успешного обучения и формирования полноценной личности. ФГОС выделяет содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. Эти задачи педагоги и специалисты нашего ДС решают интегрировано, в комплексе, обеспечивая разностороннее развитие воспитанников.
В рамках сопровождения психологической службой в нашем детском саду осуществляется взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса: с детьми, их родителями и педагогами. Психолого-педагогическое сопровождение в детском саду выстраивается нами как система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития, обучения, воспитания и социализации детей на каждом возрастном этапе, и обеспечивается как комплексная технология с применением современных методов психопрофилактики и коррекционно-развивающей работы с дошкольниками.

Одной из важнейших задач сопровождения является оказание помощи всем субъектам образовательной деятельности в преодолении трудностей ребенка в усвоении знаний, эмоциональных трудностей через реализацию психопрофилактических и педагогических программ. Взаимодействие педагога-психолога с детьми осуществляется в ходе непосредственно-образовательной деятельности по авторским психопрофилактическим программам: «Добрые лучики» (социально-коммуникативное развитие), «По сказочным дорожкам – к успеху» (эмоциональное развитие дошкольников), «По лесенке знаний мы смело шагаем» (предупреждение школьной дезадаптации, познавательное развитие). Форма проведения встреч как по подгруппам, так и индивидуально.

Психологической и методической службой совместно с педагогами вырабатываются общие цели, задачи, разрабатывается планирование образовательно-воспитательной деятельности, создается рабочая программа ДС, проводится анализ условий, анализ проблемных ситуаций, динамики развития воспитанников в воспитательно-образовательном процессе (по группам).

На современном этапе государством предъявляются высокие требования к качеству воспитательно-образовательной деятельности и предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Поэтому педагогический коллектив постоянно повышает свою квалификацию, обучаясь на курсах, овладевая необходимым арсеналом образовательных технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность детей. Педагоги готовы гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, творчески адаптировать его с учетом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов, и склонностей воспитанников.

Использование современных технологий педагогом-психологом дает более широкие возможности для создания благоприятных условий сопровождения и развития детей, для обеспечения развития качеств личности дошкольника и достижения достаточного образовательного уровня в детском саду в целом. Оказывая психологическое содействие, в образовательное пространство детского сада интегрировано включаются различные технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, коммуникативные, игровые, сказкотерапевтические, «ТРИЗ», технологии проектной деятельности и портфолио (как воспитанников, так и педагогов) информационно-коммуникативные технологии и другие.

В профессиональной деятельности педагога-психолога применяется в интеграции целый комплекс технологий.

Интерактивные формы обучения используются педагогом-психологом для взаимодействия с субъектами образовательного процесса родителями и педагогами. Формы проведения: педсоветы, обучающие семинары, заседания – «Круглый стол», деловые и ролевые игры, дискуссии, «Дни открытых Дверей», тренинги, тематические встречи, мастер-классы, проекты, информационные стенды, вопросы-ответы на сайте для родителей. Информация, как своевременная и актуальная, предоставляется в понятной и доступной форме, способствует как профессиональному росту воспитателей, так и повышению родительской компетентности.

Педагогическому коллективу оказывается психологическая и методическая поддержка и помощь в построении образовательной траектории дошкольника, в создании индивидуального маршрута ребенка с учетом динамики развития ребенка, его достижений, возможностей, интересов и потребностей. Мы опираемся на такие образовательные достижения, которые есть у ребенка и составляют багаж его личности. Эти достижения, в свою очередь, служат оценкой качества образовательной деятельности, осуществляемой в детском саду, оценкой эффективности педагогических воздействий.

Гуманизация образования, учет индивидуальных особенностей развития каждого ребенка стимулируют нас на поиски новых путей в образовательной деятельности, на использование современных технологий и методик, отвечающих новым запросам общества и государства.
В настоящее время в образовательном процессе выдвигается идеи развития и саморазвития личности, раскрытия творческого потенциала ребенка, его активности и самостоятельности. Использование личностно-ориентированной технологии в нашем детском саду осуществляется как действующая воспитательная система обеспечения комфортных, безопасных условий на основе уважения личности ребенка, учета особенностей его развития, где каждый ребенок является активным участником образовательного процесса со своим индивидуальным темпом деятельности и способностью к усвоению материала, со своими интересами, склонностями.

При организации образовательной деятельности с младшими дошкольниками педагогами, психологом используются игровые методы взаимодействия с детьми, технологии игровых методов через игрушку. Детям предлагаются игровые ситуации, например, «Игрушка (кукла, зайка) идет в гости»; «Игрушка знакомиться с ребятами» (вместе с ребятами играет, занимается); «У мишки - день рождения»; «Путешествие с игрушкой», «Чья игрушка», «Праздник для игрушек» - способствуют развитию эмоций, развитию коммуникативных навыков.

В период адаптации особенно важно организовать взаимодействие между малышами в группе. Нами используются такие эмоциональные игры , как: «Покружились-подружились» (на взаимодействие); «Флажок», «Под зонтом» (на объединение); «Здороваемся носами, щеками» (развитие доверительных отношений); «Подарки, «Связующая нить» (на объединение); «Скок-скок, отгадай, чей голосок», «Аленький цветочек» (развитие внимания к сверстнику); «Улитка» - снятие эмоционального напряжения; «Тесто мы месили, мы пирог лепили» (развитие доверительных отношений), где ребенок – это «будущий пирог». Проводятся хороводные игры на объединение: «Вокруг домика хожу», «Ровным кругом», «Карусели», «Медвежата»; упражнения на развитие эмоций: «Секретики»; «Золотые капельки», «Волшебные шарики» и др.
Со старшими дошкольниками широко применяются в работе информационно-коммуникативные технологии с мультимедийной поддержкой. ИКТ позволяет более эффективно развивать интеллектуальные, творческие способности детей, приобретать новые знания, осваивать новые игры. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться - важная задача на современном этапе работы в соответствии с ФГОС. Выявляется, что использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления в игровой форме повышают мотивацию обучения, развивают произвольное внимание, мышление, воображение и память, креативное мышление, что ведет, в целом, к повышению готовности детей к школе.

Информационные компьютерные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход к детям: так у детей с повышенными способностями после использования компьютерной технологии стимулируются мыслительные способности; у детей с проблемами в развитии – происходит выравнивание возможностей; у дошкольников с проблемами поведения (например, с гиперактивностью) - развивается произвольность, волевая регуляция.

Применение интерактивных технологий способствует активному взаимодействию «взрослого с ребенком», происходит совместный поиск решения проблемы через создание и решение воспитывающих ситуаций, через разнообразную творческую деятельность. Было выявлено, что использование этой технологии, обогащенной компьютерными средствами, способствует развитию самостоятельности, инициативы детей; повышению самооценки, уверенности в себе; уменьшению напряжения между воспитанниками в группе.

Для создания благоприятных условий для самовыражения детей, развития позитивного образа «Я», облегчения процесса коммуникации, умения действовать согласованно, нами применяется в работе поведенческая терапия (в форме тренинга), где ребята обучаются новым формам и позитивным способам поведения. Через решение проблемных ситуаций мы знакомим детей с разными эмоциональными состояниями, развиваем способность находить способы регуляции своих состояний и конструктивные способы решения конфликтных ситуаций. В результате проводимой работы, конфликты в группе происходили реже, дети становились доброжелательнее, внимательнее по отношению к сверстникам, повышалась степень их ответственности и организации.

В целях расширения опыта общения детей нами практикуются социоигровые подходы в работе. Детям предлагаются, например, такие упражнения «Избавление от гнева», «Падающая башня», «Листопад», «Бумажный салют»; упражнения на развитие самоконтроля, например, «Стоп, кран», «Черепашьи бега», «Секретное слово», «Запрещенное движение».

По своей природе ребенок-дошкольник любопытен, ему присуща деятельность, направленная на познание окружающего мира. В целях развития мыслительных способностей (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.п.), нами применяются в НОД т ехнологии исследовательской деятельности , которая предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на интересующие его вопросы, позволяет почувствовать себя исследователем.

Эксперимент, вначале мысленный, позволяет ребенку создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные знания. Детям предлагаются, например, задания на моделирование: «Измени картинку (дерево без листьев) так, чтобы было лето (осень); или: «Подбери каждому букету - вазу» (форма-величина). Обсуждаются творческие развивающие ситуации «Что будет, если ты окажешься…» и темы: «Необитаемый остров», «Волшебный сад», «Дерево желаний» (вывод: не все желания могут привести к хорошему); «Вершина горы», «Остров везения» - обсуждаются варианты реагирования в необычной ситуации.

Ценность же реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности. Так, например, детям предлагалось создать новый продукт – «несуществующее животное» (сложить из частей); создать сказку («Салат из сказок» или многофункциональную постройку. Использовались и игровые практические задания на определение «Тонет – не тонет», «Мягкое – твердое» (мокрое-сухое; сыплется - льется), «Что - кому, подбери», «Что притягивает магнит», «Найди пару» (профессия – предмет; предмет – величина; герой – настроение; герой – пространство).
Технология исследовательской деятельности – это также особым образом организованные занятия в форме различных путешествий: в сказочную страну, по карте, по «реке времени», и др.

По нашим наблюдениям использование технологии исследовательской деятельности позволяет значительно повысить интерес детей к образовательной деятельности и эффективность восприятия заданного программного содержания; способствует развитию у дошкольников творческих, познавательных способностей и интеллектуальной активности.

Игра – основной вид деятельности ребенка-дошкольника.Использование игровых технологий - ролевых и других видов игр – обеспечивает организацию познавательной деятельности дошкольников, развивает эмоции; служит коррекции поведения, снятию деструктивных элементов в поведении и др. Ролевая игра, как правило, включает провоцирующую ситуацию для наработки навыков контроля. Благодаря игре осуществляется профилактика негативных тенденций личностного развития: управление эмоциями, расширение спектра поведенческих реакций ребенка, формирование опыта сопереживания и сочувствия. Вниманию детей предлагаются проблемные или конфликтные ситуации для ролевого проигрывания (или беседы): «Как поступить, если…» в таких ситуациях, как: «Драка», «День рождения», «Прогулка», «Потерялся…», «Встреча с другом», «Болезнь подруги», «Синие листья».

Игровые технологии тесно переплетаются с такими технологиями, как обучение в сотрудничестве и творческая переработка игры. Например, «Сказка про проказника-гномика», который мешал ребятам, переставлял и прятал игрушки (авт.). Здесь разворачивается не просто игра, а целый сюжет: выполнение игровых заданий детьми, поиск озорника, разрешение проблемы «как поступить», ««как подружиться с гномиком».
Основные принципы игровых тренингов: признание индивидуальности, ценности, уникальности ребенка; уважительное, доброжелательное отношение к детям; эмоциональная поддержка; положительная эмоциональная оценка достижений ребенка; соблюдение принципов свободного участия; взаимного уважения; осознанности; рефлексия (обратная связь от детей).

Значимость игры в работе с детьми дошкольного возраста несомненна. Дети, имеющие богатый игровой опыт, более подготовлены к творческой деятельности, они социально активны, более толерантны, у них лучше развиты навыки взаимодействия, они действуют гибче, чем их сверстники с дефицитом игровой практики.

ТРИЗ-технологии. Главная задача этой технологии – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения. Технология ТРИЗ используется в нашем дошкольном учреждении для развития у детей творческого воображения, креативного мышления, аналитико-синтетических способностей, активизации познавательной деятельности, развития конвергентного и дивергентного мышления. Детям предлагается система заданий по авторской программе психолога «По лесенке знаний мы смело шагаем»). ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, упражнений по решению творческих и изобретательских задач, содействует развитию качеств творческой личности, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, развивает самостоятельность и активность ребенка.
ТРИЗовский прием активно используется нами по поиску новых идей, развитию творчества. Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере раскрыть творческий потенциал ребенка. Одно из направлений: «Придумывание новых сказок» (продолжение к сюжету). К примеру, «Лежали в бабушкиной плетеной корзинке цветные клубки шерсти. Однажды…» - продолжи. «Преврати рассказ в сказку», «Тайна двойного» (выявление противоречий «хорошо-плохо»), «Как спасти Колобка от лисы (разрешение противоречий), «Приключения летающего яблока» (метод фокальных объектов), «Золотая рыбка», «Колобок на новый лад» (изменение сюжета сказки). При этом задействуется игровая, речевая деятельность, а также продуктивная деятельность: рисование, лепка по сказке сказочных героев и атрибутов.

Существенным остается для нас то, чтобы дети вынесли нравственный и практический «урок» из сказки: «нельзя уходить одному из дома»; «не открывай дверь чужому»; «не смейся над товарищем, если он что-то не умеет делать»; «чем сердиться, лучше помириться»; «делу - время, потехе – час»; «учись играть дружно»; «вместе играть веселее» и т.п.

В нашем учреждении специалистами и педагогами внедряются в систему образовательной деятельности методики проблемного обучения. С ребятами проводится беседа на обсуждение проблемных ситуаций, в ходе которых детьми выдвигаются варианты решения проблемы.
Проблемная ситуация на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (по Ж. Пиаже), позволяющая обучать детей умению рассуждать, самостоятельно делать выводы, переносить приобретенный опыт в реальную жизнь: «Мальчик Саша захотел помочь маме помыть чашки и нечаянно разбил пять чашек…. А мальчик Миша, когда никого не было дома, полез на полку за вареньем, задел и уронил одну чашку, и разбил. Кто из детей больше виноват?».

Проблемная ситуация на норму справедливого распределения: «Представь, что ты с другом (подругой) захотели поиграть и попросили у воспитателя новые игрушки. Она принесла три игрушки, дала тебе и сказала: «Играйте». Вопрос: «Как ты поступишь? Почему?»
Проблемная ситуация на изучение эмоционального отношения к нравственным нормам: Ваня сломал машинку, которую ему подарили на день рождения. Он очень огорчился. Подумайте, как помочь Ване. Придумайте случаи, в которых необходимо употреблять слова поддержки.
Проблемная ситуация на формирование нравственных представлений на примере анализа ситуаций и поступков героев: «Разложи картинки, где изображены добрые, хорошие поступки с одной стороны и с другой – плохие и злые» (методика «сюжетные картинки Р. Р. Калининой).
Ситуация со скрытой проблемой на решение спорных вопросов, знакомство детей с конструктивными способами решения детских конфликтов: «Два мальчика делали кораблик, а когда он был готов, не поделили, стали тянуть - каждый к себе - и разломали кораблик».
Детям очень нравится быть участниками театральных постановок, поэтому мы часто проигрываем разные ситуации, сочиняем «продолжение». Проводились постановки по моральным пьескам С.Я. Якобсон: «Камешек в туфельке», «Чужой кубик», «Разрушенная крепость» и др., в том числе, как кукольный театр. В результате проводимой работы произошло снижение конфликтов в группе, дети стали более доброжелательными по отношению друг к другу.

Технология творческих заданий. Предлагались задания творческого характера, например, «Придумай сказку от имени воробышка на ветке», «Сказку от имени мальчика, который вышел погулять и вдруг пошел снег (дождь)…» «Придумай продолжение рассказа», н-р, «Однажды ребята пошли гулять во двор и взяли собой котенка. Вдруг выскочила собака…» - Что делать?

Практические: «Построй домик для зайчика и домик для лисички» (игровой материал по Воскобовичу); «Разложи сюжетные картинки так, чтобы получился рассказ, придумай продолжение: «Однажды…»; «Подбери личико-эмоцию к каждой ситуации» (по авторской программе «По сказочным дорожкам к успеху»).

Важное место в использовании технологий сохранения и стимулирования здоровья в нашем детском саду отводится методам арттерапии и сказкотерапии .

Методы арт-терапии применяются с дошкольниками, имеющими различные поведенческие и эмоциональные нарушения.
Основные цели арт-терапии – самовыражение, самопознание, расширение личного опыта, гармонизация личности. Арт-терапия помогает развивать у ребенка творческое и образное мышление, речь, мелкую моторику рук, помогает снять эмоциональное напряжение, отработать беспокоящие ситуации. Ребенок создает на бумаге мир, принадлежащий только ему.

В процессе творческой деятельности используется музыкальное сопровождение. Детям предлагаются на практике темы «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы, путешествие в сказку: «Послушаем звуки за окном»; «Представим, что комната становиться оранжевой, наполняется оранжевыми пузырьками воздуха…», «Представим прекрасный сад, где каждый из детей – чудесный цветок (вариант: животное). Упражнения: «Посмеемся над страхами» («Удиви мышку») – работа со страхами, «Ласковые ладошки» - дети рисуют друг у друга на спине простые фигуры; «Волшебные узоры» - рисуют на стекле узоры, определяют, на какие образы они похожи; «Мое настроение»; «Волшебный остров», «Подарок другу» - создают островки доброты.

Одним из интересных синтезов сказкотерапии и арт-терапии является сказочная песочная терапия . В игровой комнате психолога находится световой стол для рисования песком. При встрече детям предлагаются примерныетемы «В гостях у песочной Феи», «Волшебные руки», «Загадочные предметы», «Необыкновенные следы». Дети создают пальчиками, кисточкой или с помощью трафаретов на световом столе цветочные поляны и узоры, лес и горы, сказочных героев.

Методы коррекции и психопрофилактики с применением современных технологий разнообразны, но наиболее активно, на наш взгляд воздействует метод сказкотерапии . Коррекция психического и личностного развития дошкольника сказкотерапевтическими приемами решает ряд задач: создание положительного эмоционального настроя, формирование ценностных ориентаций; развитие навыков социального взаимодействия.

Через восприятие сказочного мира создаются необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника: развитие эмпатии, доверительных взаимоотношений между детьми. Метод сказкотерапии способствует обогащению внутреннего мира ребенка, развитию его творческих способностей, способствует расширению и развитию навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми, с окружающим миром.

Сказкотерапия – «это терапия средой, особой сказочной обстановкой». (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.). Ребенка дошкольного возраста отличает высокая эмоциональность, вера чудеса. Сказка для ребенка обладает особой притягательной силой. В сказке «добро побеждает зло» - этот нравственный посыл становится основным средством этой технологии.

Сказкотерапия – процесс переноса сказочных символов и смыслов в реальность, образование связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. В сказке мы находим тот ресурс, который затем поможет ребенку, гармонизирует его эмоциональную сферу. Метод сказкотерапии способствует расширению поведенческого репертуара, развитию навыка налаживания дружеских отношений со сверстниками, коррекции поведения дошкольника.

Ребенок, находясь в сказке, взаимодействует с разными сказочными персонажами, ищет пути решения проблемы, встающей перед ним. В сказках есть положительные герои, добрые и щедрые, а есть и отрицательные, злые и хитрые. Сказка определяет модель поведения, подталкивает к поиску путей выхода из проблемной ситуации, побуждает сопереживать персонажам. В результате, у ребенка появляется свой эмоциональный опыт, формируются новые представления о людях и окружающем мире, о добре и зле. Благодаря сказкам, в сознании ребенка формируется своеобразный «банк» жизненных ситуаций.

Таким образом, мы ненавязчиво формируем неприятие у дошкольника отрицательных качеств в себе и развиваем положительные нравственные качества, стремление к «правильным поступкам», к позитивным межличностным отношениям.

Значительный опыт работы с дошкольниками привели к выводу, что сказка имеет огромный психотерапевтический потенциал, оказывает влияние и на эмоциональную и на познавательную сферу детей. Работа по психотерапевтическим сказкам О.Хухлаевой: «Случай в лесу» - повышает уверенность ребенка в себе, стремление его к самостоятельным действиям; «Сказка про ежика Витю» - предупреждает возникновение трудностей в общении со сверстниками; Сказка «Про Бобра, лисичку и волка» (как бобер лисичку спас) – способствует развитию эмпатии и дружелюбия; Сказка «Про детей, которые папу спасали» - развивает у детей стремление проявлять заботу, способствует формированию адекватной самооценки, повышает уверенность в своих силах: «я смогу».

Система игровых и сказочных задач позволяет научить детей разрешению противоречий. Ставятся задачи, например, «Как помочь Зойке-Ойке делать все самой», «Надо ли делиться и помогать» (по сказке О. Прокофьевой «Первые ягоды»); «Как помочь лисе стать добрее и внимательнее» (по русской народной сказке «Заюшкина избушка»); «Как не обидеть друзей и не остаться одному» (по сказке В.Сутеева «Кораблик»).

В процессе обсуждения содержания сказки, обращается внимание детей на то, что в сказках всегда зашифровано для нас много важной информации, и, на примере героев, сказка хочет нас чему-то важному научить, а мы должны догадаться чему именно. В заключение совместно с детьми делается общий вывод, который подводит их к осознанию происходящих с ними событий: в каких жизненных ситуациях дети могут использовать тот или иной сказочный урок.

Таким образом, расширение возможностей использования современных образовательных технологий в работе педагога-психолога позволяет сделать воспитательно-образовательный процесс развивающим, привлекательным для ребенка; приводит к повышению эффективности коррекционно-развивающих психолого-педагогических воздействий, способствует активизации личностного потенциала дошкольника, стимулирует познавательную активность, обеспечивая его разностороннее развитие, и, в целом, влияет на повышение и эффективность качества образования в детском саду.

Применение на практике современных технологий невозможно без творчества и взрослого, и ребенка, а это расширение для дошкольника горизонтов окружающего мира, радостное проживание с ним настоящего, осмысление пережитого, моделирование будущего.

«Психолого-педагогические технологии в деятельности школьного психолога»

Педагог-психолог МОУ Лицей «Дубна»,

с оискатель ГОУ ДПО МО
Педагогической академии последипломного образования
кафедры человековедения и физической культуры
Сухарева О.А.

Cегодня, слово «технология» все чаще употребляется специалистами в области педагогики и психологии. В психологической литературе данный термин либо совсем не рассматривается содержательно или он имеет неоднозначное значение.

Термин «технология», исходя из формулировок многих литературных источников, понимается как искусство, мастерство, умение, совокупность методовобработки, изменения состояния.

Любая деятельность может быть либо технологией, либо творчеством. Всё начинается с творческой идеи, а технологией заканчивается.

Основой любой технологии служит четкое определение конечной цели. В технологии цель рассматривается как центральный компонент.

Специфика работы школьного психолога состоит в том, что он должен владеть различными технологиями, в том числе и психолого-педагогическими, методами и приемами, уметь их комбинировать и модифицировать.

Какие же психолого-педагогические технологии наиболее актуальны в работе школьного психолога?

Педагог-психолог, работая с детьми, постоянно ориентируется на их личностные структуры. В работе с данной сферой специалист использует следующие технологии:

    информационные, через применение которых формируются знания, умения и навыки.

    операционные технологии обеспечивают формирование способов умственных действий.

    технологии саморазвития направлены на формирование самоуправляющих механизмов личности.

    эвристические - на развитие творческих способностей личности.

    прикладные развивают действенно – практическую сферу личности.

Рассмотрим данные технологии подробнее.

Информационные технологии

В деятельности школьного психолога информационные технологии очень актуальны.

Благодаря реализации проекта «Развитие единой образовательной информационной среды школы» за ограниченный промежуток времени система образования достигла существенных успехов в области информатизации.

С помощью информационных технологий актуальна реализация основных направлений деятельности школьного психолога: диагностика, консультация, развивающая работа, просвещение, только формы и средства их реализации существенно отличаются от общепринятых. Реализация основных направлений деятельности школьного психолога в режиме дистанционной службы происходит через:

Создание тематической психологической электронной библиотеки для школьников, педагогов, родителей по актуальным проблемам, которые их волнуют,

Выставление развивающих, диагностических материалов для детей, с которыми дети могут работать в режиме on-line,

Проведение дистанционных психологических акций и конкурсов,

Организацию дистанционного консультирования целевых групп, (в частности, возможно создание Интернета – доверия, специального раздела, при обращении к которому возможно закрытое дистанционное общение психолога и клиента),

Организацию форумов для обозначенных групп, где бы они могли высказать свои мнения, запросы, дать обратную связь, получить совет

Организацию школ дистанционного обучения

Проведение чата команды психологов с детьми, родителями, проведение дистанционного консилиума психолога, педагога, администрации, а также чаты, с привлечением специалистов из других городов, проведение телемостов с педагогами, детьми и т.д.

Проведение опросов целевых групп

Организацию психологического практикума для целевых групп

Говоря о деятельности дистанционной школьной психологической службы, важно отметить, что дистанционная деятельность психолога со всеми целевыми группами должна соответствовать реальной деятельности школьного психолога в настоящий момент в школе, что позволяет обеспечить целостность функционирования всех направлений психологической службы. Кроме того, одна и та же тема должна проходить через работу со всеми целевыми группами.

Одним из направлений использования информационной технологии в работе школьного психолога можно рассматривать использование Интернет-проектирования в качестве метода коррекционно-развивающей работы психолога. Термин «Интернет-проект» - один из самых употребительных терминов в сети Интернет. В узком смысле он отождествляется с понятием «сайт». В широком смысле, Интернет-проект – это проект, в котором для решения проблемы задействуются компьютерные возможности и сервисы.

В качестве примеров итоговых продуктов Интернет-проектирования можно привести следующие: сайт, компьютерная презентация, компьютерный рисунок, электронная книга, журнал, компьютерная игра, дистанционный конкурс, фестиваль, телемост, дискуссионный чат и другие дистанционные мероприятия и т.д.

Включение детей в разработку и реализацию собственных Интернет-проектов обладает большим развивающим потенциалом. С одной стороны, как командная форма работы Интернет–проект позволяет формировать познавательные способности, проектное мышление, субъектную позицию школьников, умения совместной деятельности, работы в команде. С другой стороны, содержательное наполнение позволяет решать самые разнообразные психологические задачи: коррекционные, развивающие, образовательные.

Неотъемлемой частью реализации Интернет-проекта является медиа-презентация итогов проекта, в рамках которой дети не только предъявляют проектные продукты, но и развивают умения экспертирования, планирования и отбора информации, коммуникативные навыки и т.д. При подготовке к презентации важно, чтобы дети самостоятельно или с помощью учителя разработали критерии оценки, а также структуру.

Интернет-проектирование часто используется в рамках медиа-уроков психологии, на которых активно используются ИТ-технологии.

В целом, использование ИКТ в работе школьного психолога ставит новые задачи по разработке коллекций цифровых источников, коррекционных программ, создания электронных учебников – практикумов по психологии, электронных добавлений к известным УМК по психологии и т.д. Информационные технологии все более прочно входят в деятельность педагога-психолога и используются в привычном режиме.

Технология обучающих игр:

Обучающие игры занимают важное место среди современных психолого-педагогических технологий. Обучающие игры выполняют три основные функции:

    Инструментальная: формирование определенных навыков и умений - может выражаться в игровых упражнениях;

    Гностическая: формирование знаний и развитие мышления учащихся – выражается в дидактических методиках;

    Социально-психологическая: развитие коммуникативных навыков, выражается в ролевых играх.

Технология обучающей игры может комбинироваться с такими технологиями как групповая технология, диагностика, тренинг.

Роль обучающих игр в образовании и психологии чрезвычайно важна. В педагогике они являются неотъемлемой составляющей развивающего обучения, которое основывается на развитии активности, инициативы, самостоятельности учащихся. В психологии данные технологии развивают познавательную, социальную, профессиональную активность учащихся. 1

Данные технологии эффективны в работе с детьми всех возрастных категорий и со взрослыми людьми (учителями, родителями).

Здоровьесберегающие технолологии

В современной школе, наряду с ослабленным физическим здоровьем, школьники страдают психологическими проблемами (дезадаптационными нарушениями). Данные нарушения обусловлены влиянием стрессогенной системы организации образовательного процесса. В решении этой проблемы большую роль играет школьная психологическая служба. В рабочем арсенале педагога-психолога находятся методики, способные вывести ребенка из стрессового состояния, снять внутреннее напряжение, выявить возможности появления более оптимистического взгляда на жизненную ситуацию и т.д.

Психологическая деятельность подразумевает применение таких методик, как:

    Музыкотерапия – использование музыки для: расслабления и успокоения, активизации эмоциональной сферы, коррекции эмоционального состояния.

    Ароматерапия – применение душистых веществ для релаксации и в эстетических целях.

    Цветотерапия – использование цветовой визуализации при депрессии, тревожности, страхах.

    Танцевальная терапия – использование танцевальных движений или имитаций под музыку для снятия мышечных зажимов. 2

    Телесная терапия – методы работы с телом, целью которых является улучшение телесного и душевного самочувствия.

    Арт-терапия

Арт-терапия включает в себя ряд направлений психологической работы, связанных с творчеством – это изотерапия, цветотерапия, фототерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, коллажирование. Психология творчества давно и успешно применяется в работе с детьми и взрослыми. Арт-терапия раскрывает многогранный внутренний потенциал человека и параллельно помогает бороться с рядом серьезных психологических проблем, в числе которых травмы, внутренние конфликты, страхи. () Благодаря психологии творчества человек погружается в ситуацию, где можно снять стресс и обрести веру в себя. Чаще всего арт-технологии используются в диагностике, коррекции, психотерапии, а на сегодняшний день и в образовательном процессе на разных ступенях обучения. 3

    Игровая терапия

Данная технология решает следующий спектр задач: психокоррекции, психопрофилактики, развития и гармонизации личности ребенка, способствует улучшению психологического климата в семьях и малых группах.

Игровая терапия включает в себя индивидуальные, парные и групповые игры, техники, предполагающие использование кукол, фигурок, методики релаксационного характера, основанные на активной работе воображения,разных формах художественной экспрессии и др.

По подходу к субъекту педагог- психолог использует технологии:

    Сотрудничества

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях психолога и ребенка. Наиболее актуальной данная технология является при организации научно-исследовательской деятельности, конкурсного движения, а также в тренинговой работе. Взаимодействие психолога и учащегося в сотрудничестве, кроме решения познавательной, творческой цели, предусматривает решение психолого-социальной - в ходе выполнения задания формируется культура общения, отражающая все коммуникативные уровни: «...деятельность - взаимодействие - общение - контакт» (по А.А.Леонтьеву).

    Личностно – ориентированные

Ставят в центр всей школьной социально-психологической системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики.

В центре внимания школьного психолога - уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях:(5)

    Гуманно – личностные

Отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они "исповедуют" идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение:

Термин «психологические технологии» подразумевает аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств субъекта.

Следовательно, под термином «психологические технологии» подразумевается совокупность методов и приёмов, направленных на формирование действенно – практической сферы личности и реализацию природных потенциалов.()

Используемые педагогом-психологом технологии выполняют ряд функций: психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая поддержка, психологическая реабилитация, социально–психологическое обучение. 4

Психологическая профилактика – содействие полноценному развитию личности всех участников учебно–воспитательного процесса, предупреждение возможных личностных деформаций в процессе взаимодействия, помощь в осознании деструктивного влияния психологического насилия. Основной задачей психологической профилактики является создание условий, содействующих адекватному и компетентному реагированию личности на проявления психологического насилия, отказ от использования его форм во взаимодействии.

В ходе реализации данной функции используются следующие техники:

Повышение социально–психологической компетентности участников образовательной среды по вопросам психологической безопасности в ходе проведения семинаров, групповых дискуссий по проблемам психологического насилия, проектирование ненасильственных альтернативных моделей поведения.

Использование данных о показателях психического здоровья участников с целью формирования индивидуальной программы психогигиены: снижение выраженности синдрома эмоционального выгорания; уровня эмоциональной напряженности; изменение самоотношения; гармонизация соотношения между «Я–реальным» и «Я–идеальным» и т. п.

Совместное обсуждение и выработка правил безопасного взаимодействия всеми участниками образовательной среды.

Психологическое консультирование – оказание помощи участникам в самопознании, позитивном самоотношении, адаптации к реальным жизненным условиям, формировании ценностно–мотивационной сферы и системы отношений к другим, осознание ценности ненасилия, преодоление профессиональных деформаций, достижение эмоциональной устойчивости, способствующей личностному и профессиональному росту и саморазвитию. Техники группового консультирования, включенные в занятия со всеми учебно–тренировочными группами, опираются на результаты как предшествующей диагностики отношения к образовательной среде, удовлетворенности основными характеристиками взаимодействия с учетом их значимости для субъекта, уровня психологической защищенности (с использованием его структурных составляющих), так и личностно–эмоциональных и коммуникативных характеристик, трактуемых как показатели психического здоровья.

Психологическая коррекция – активное психолого–педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в личностном и профессиональном развитии, гармонизацию психического здоровья.

В практической психологии выделяют два направления коррекции. Первое представляет комплекс индивидуализированных мероприятий по усилению регулирующих функций психики, развитию эмоционального самоконтроля и самоуправления. Второе – нормативно–ценностная коррекция, которая заключается во внесении определенных направлений в индивидуально–личностную систему норм и поведенческих эталонов, в соответствие с которой человек корректирует исполнение своих жизненных и деятельностных функций.

Психологическая реабилитация – процесс, мобилизующий личностные адаптационные механизмы при переживании психотравмирующих обстоятельств, вызванных состоянием внешней среды. Реабилитация предполагает возвращение того, что утрачено или может быть утрачено в связи с изменением условий.

Именно психологические тренинги, чаще всего, рассматриваются как реабилитационные психотехнологии.

Таким образом, психолого-педагогические технологии находят своё целесообразное место в целостном педагогическом процессе. Любая психолого-педагогическая технология, её разработка и применение требуют высочайшей творческой активности и профессиональных знаний педагога-психолога.

Список используемой литературы:

    Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.-2-е изд.- Казань: Центр инновационных технологий, 2000.- 608 с. ISBN 5-93962-005-1.

    Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - Сб.-Питер, 2000.

3. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию “психолог”. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МО ДЭК”, 2004. – 464 с. (серия “Библиотека психолога”).

    Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла // «Школа 2000...» Концепция и программы непрерывные курсов для общеобразовательной школы. Вып. 1. – М., 1997, с. 18-20;

    Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М.: Прогресс, 1993. – 368 с.

    Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2006. – 320 с.

    Сухарева О.А. Сборник городской конференции «Современная практика информатизации образования», статья «Эффективность использования информационных технологий в работе школьного психолога»/ под ред. Скиба Н.П., Дубна, М.О. ЦРО, информационный отдел, с. 15, 2006.

    Фомин А.С. Игровой танец как технология XXI века// Экология человека: сб. трудов. Том V. Часть VI. Конкретные технологии современного образования.- Новосибирск, 2000. – С.185-205

    Шкурко Т.А. Танец как средство диагностики и коррекции отношений в группе.

Интернет-ресурсы:

    Писарева Е.В. Роль психологических здоровьесберегающих технологий в повышении качества образования /sno/poleznoe/school_psychologist/1804-.html

    Сизанов А.Н. Педагогические инновации в научном обеспечении учебно-воспитательного процесса и роль педагогической общественности в успешности их реализации...

    Чернова Е.Н. Современные психолого-педагогические технологии обучения

1 Чернова Е.Н. Современные психолого-педагогические технологии обучения

2Шкурко Т.А. Танец как средство диагностики и коррекции отношений в группе. Психологический вестник. Выпуск 1, Часть1, Ростов-на-Дону, Изд. Ростовского Университета, 1996, с.327-348.

3 Писарева Е.В. Роль психологических здоровьесберегающих технологий в повышении качества образования /sno/poleznoe/school_psychologist/1804-.html

4Сизанов А.Н. Педагогические инновации в научном обеспечении учебно-воспитательного процесса и роль педагогической общественности в успешности их реализации...

Статья по теме «Систематизация применения здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога коррекционной школы» была подготовлена к итоговому педагогическому совету за прошедший учебный год. В ней даётся система использования методов здоровьесбережения в рамках деятельности педагога-психолога (учителя коррекционного обучения) коррекционной школы.

Предложенные формы работы возможно использовать в работе с детьми начальных классов (групповые занятия) или со школьниками средней школы (индивидуальные занятия).

Контингент детей не ограничен, возможно работать в коррекционных школах I - VIII вида.

В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохранения здоровья должна волновать каждого человека. Однако в настоящее время здоровье детского населения в Российской Федерации представляет серьёзную социальную проблему. Ухудшение состояния здоровья характеризуется ростом заболеваемости, изменением структуры и увеличением частоты хронических заболеваний. Также в последние годы обнаруживается тенденция к увеличению количества детей с нарушениями развития. По данным Министерства образования Российской Федерации в настоящее время 2 млн. детей, проживающих в нашей стране, т.е. 4,5% всей детской популяции, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании.

В связи со сложившейся обстановкой в последние годы в отечественной педагогике и психологии появилось такое понятие, как здоровьесберегающие технологии, которое предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья обучающихся.

В общем смысле понятие «здоровье» включает в себя следующие компоненты:

1) соматическое;

2) физическое;

3) психологическое;

4) нравственное.

Приоритетным направлением в работе школьного психолога является сохранение психологического здоровья обучающихся.

Экспериментальным путём в работе педагога-психолога Каменской коррекционной школы № 15 были определены направления коррекционного воздействия посредством использования здоровьесберегающих технологий, которые способствуют поддержанию психологического здоровья детей.

Схема № 1

Используемые технологии имеют ряд преимуществ и способствуют рефлексивному здоровьесберегающему процессу развития воспитанников с ОВЗ.

Технологии:

1. Интерактивное взаимодействие.

Подразумевает коррекционную работу с использованием компьютерных технологий (для развития когнитивных процессов).

Преимущества:

а) Огромный интерес у детей.

б) Широкие мультимедийные возможности:

Хорошая графика;

Динамика в смене изображения;

Экономия временных ресурсов.

Способствует: развитию сенсомоторных и перцептивных когнитивных функций, повышению эффективности обучения, стабилизации учебной мотивации, развитию творческих возможностей.

2. Невербальное общение.

Невербальный метод групповой терапии, в основе которой лежит

использование двигательной экспрессии.

Одной из основных форм невербального общения является психогимнастика. Это комплекс специальных заданий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики детей (познавательной и эмоционально-личностной сферы).

Преимущества:

а) Позволяет лучше понимать себя и других.

б) Отсутствует психическое напряжение в процессе общения.

в) Присутствует возможность для самовыражения.

Способствует: координации коммуникативных действий, преодолению социального инфантилизма, снижению трудностей в произвольной регуляции поведения и деятельности.

3. Кинезиологические упражнения - комплекс упражнений, направленных на развитие и активизацию межполушарного взаимодействия.

1) Дыхательные упражнения:

Укрепление иммунитета у детей.

Ускорение обменных процессов в организме.

2) Глазодвигательные упражнения:

Укрепление зрения.

Снижение умственного утомления.

Например, «Зарядка для глаз» (методики Базарного М.Ф., Аветисова Э.С.)

3) Телесные упражнения:

Нормализация работы нервной системы.

Снижение тревожности и стрессовых состояний.

Например, самомассаж и массаж в парах; «Мозговая гимнастика».

Преимущества:

а) Не утомляет обучающихся.

б) Повышает мотивационную деятельность.

в) Возможность осуществлять произвольный контроль.

Способствует: развитию мелкой и крупной моторики, синхронизации работы полушарий головного мозга, улучшению памяти и внимания, облегчению процессов чтения и письма.

4. Арт-терапия - комплекс методов художественной деятельности, позволяющий корригировать отклонения и нарушения личностного развития (агрессивности, негативизма, раздражительности).

В работе с обучающимися с нарушениями в интеллектуальном развитии уместно применение следующих арт-терапевтических методов.

1) Изотерапия:

Применение традиционных способов изобразительной деятельности (краски, пластилин).

Работа с воском, нитками, природным материалом.

2) Игротерапия:

Куклотерапия (куклы би-ба-бо, пальчиковые).

Имаготерапия (воздействие через образ) - сюжетные инсценировки.

3) Сказкотерапия:

Библиотерапия (использование литературных текстов).

Мульттерапия.

Преимущества:

а) Позитивный эмоциональный настрой детей.

б) Выражение чувств на символическом уровне.

в) Облегчение процесса коммуникации.

Способствует: коррекции эмоциональной депривации (переживание эмоционального отвержения), снижению тревожности и фобий, формированию адекватной самооценки.

5. Релаксационные комплексы

1) Игры для саморегуляции эмоционального состояния - «Комарики», «Прятки», «Карандаша», «Лимон» и др.

2) Релаксационные упражнения (для мышечного расслабления) - «Карусели», «Солнышко и дождик» «Кукла» и др.

Преимущества:

а) Формирование позитивного настроя и доброжелательного отношения к окружающим.

б) Обучение управлению собой в игровой форме.

в) Коррекция нарушений поведения детей.

Способствует: снижению психоэмоционального напряжения, формированию навыков саморегуляции эмоционального состояния.

Таким образом, для педагога-психолога коррекционного образовательного учреждения использование здоровьесберегающих технологий в своей деятельности - важный и необходимый способ изучения природы ребёнка, поддержания его психологического здоровья.

В работе с детьми с ОВЗ, в силу специфики их развития, порой трудно добиться рефлексивного отношения к своему здоровью, адекватного отражения реальной ситуации.

Перефразируя И.Г. Песталоцци, хочется сказать, что «обучение (в нашем случае - сохранение психологического здоровья) должно помогать детям становиться помощниками самим себе».