Русская Палестина - собирательное название земельных владений и недвижимости, принадлежавших Российской империи, а затем СССР на Ближнем Востоке в XIX-XX веках.

В 1847 году Николай I издал Высочайший указ о создании в Иерусалиме Русской Духовной Миссии. Эта миссия имела право на приобретение земельных участков и строительство на купленных участках. В 1889 управление всеми земельными участками и учреждениями было передано созданному в 1882 году Императорскому Православному Палестинскому Обществу (ИППО). Во владении Русской Духовной Миссии остались лишь Свято-Троицкий Собор и здание самой Миссии.

Целый ряд объектов был приобретён Российской империей на территории Палестины, тогда ещё входившей в состав Османской империи, с целью расширения своего геополитического влияния и присутствия на территории, традиционно считающейся колыбелью христианства. Российской империи и в особенности православной церкви России удалось сделать значительные приобретения и даже создать целую инфраструктуру, предназначенную для приёма паломников из России и других православных стран.

В 1918 году ИППО переименовано в Российское палестинское общество при Академии наук. В 1992 году Президиум Верховного Совета России восстановил историческое имя Императорского православного палестинского общества.

В настоящее время часть русских владений в Палестине оказалась на территории Израиля, а часть - в Иордании и Палестинской автономии.

Русская Палестина позднее перешла в ведение СССР, но в связи с официальной советской поддержкой атеизма, Хрущёв решил продать её Израилю.

В 1964 году в результате так называемой Апельсиновой сделки большая часть принадлежавшей обществу недвижимости в Палестине была за $4,5 млн продана Израилю. Соглашение подписали премьер-министр Израиля Голда Меир и посол СССР в Израиле Бодров.

Среди не проданных Израилю объектов - здание Русской Православной Миссии, Собор Святой Троицы, Сергиевское подворье. При этом, и в настоящее время Россия - на третьем месте после Ватикана и греков по православной собственности в Святой земле .

В результате переговоров главы Императорского православного палестинского общества Сергея Степашина (руководит обществом с 2007 года) с главой Палестинской национальной администрации Махмудом Аббасом в мае 2008 года руководство Палестинской национальной автономии передало ИППО участок земли в Вифлееме. Помимо земли в Вифлееме, Палестинское руководство приняло решение передать России 3,5 га земли на горе Елеон и такой же участок в городе Иерихон. На Елеоне ИППО планирует построить российский культурный центр. 9 июня России были переданы территории в Иерихоне: местность Москобия и участок, на котором расположена одна из святынь христианства - библейская смоковница, или дерево Закхея.

Ведётся работа по приведению в порядок прав собственности на не проданные в в рамках «Апельсиновой сделки» объекты. По результатам переговоров в июне-июле 2008 года Израиль передаст России здание Сергиевского подворья, находящееся в историческом центре Иерусалима. Данное решение было принято правительством Израиля 5 октября 2008 .

В Израиле уже действует Русская духовная миссия (РДМ), начальник которой - архимандрит Исидор (Минаев) ,.

Список литературы:

1. Паломнический центр Московского Патриархата - Израильские власти планируют в ближайшие месяцы передать России Сергиевское подворье в Иерусалиме

3. Сергиевское подворье в Иерусалиме может вернуться к России уже летом. NEWSru (11 апреля 2008).

5. Сергиевское подворье в Иерусалиме будет отреставрировано - МИД РФ. РИА Новости (31 декабря 2008).

6. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме:: Официальный сайт " Начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме назначен игумен Исидор (Минаев)

7. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме:: Официальный сайт " Новоназначенный начальник РДМ в Иерусалиме возведен в сан архимандрита

В 1847 году Николай I издал Высочайший указ о создании в Иерусалиме . Эта миссия имела право на приобретение земельных участков и строительство на купленных участках.

Фото монаха Тимона , Public Domain

С 1856 по 1864-е годы в Иерусалиме действовал , построивший русские постройки в центре Иерусалима. В 1864 году Палестинский Комитет был преобразован в Палестинскую комиссию.

В 1889 управление всеми земельными участками и учреждениями было передано от Палестинской комиссии, созданному в 1882 году Императорскому Православному Палестинскому Обществу (ИППО). Во владении Русской Духовной Миссии остались лишь и здание самой Миссии.


Фото монаха Тимона , Public Domain

Целый ряд объектов был приобретён Российской империей на территории , тогда ещё входившей в состав , с целью расширения своего геополитического влияния и присутствия на территории, традиционно считающейся колыбелью христианства.

Российской империи и в особенности православной церкви России удалось сделать значительные приобретения и даже создать целую инфраструктуру, предназначенную для приёма паломников из России и других православных стран.

В настоящее время

Русская Палестина позднее перешла в ведение СССР, но в связи с официальной советской поддержкой атеизма, Хрущёв решил продать её Израилю.

В 1964 году в результате так называемой большая часть принадлежавшей обществу недвижимости в Палестине была за $4,5 млн продана Израилю. Соглашение подписали премьер-министр Израиля и посол СССР в Израиле Бодров.

Среди не проданных Израилю объектов - здание , .


Ф.М. Тимон , Public Domain

В результате переговоров главы Императорского Православного Палестинского Общества Сергея Степашина с главой Махмудом Аббасом в мае 2008 года руководство Палестинской национальной автономии передало ИППО участок земли в на котором усилиями Императорского Православного Палестинского Общества построен российский центр культуры и науки.


ИППО , Public Domain

Помимо земли в Вифлееме, Палестинское руководство приняло решение передать России такой же участок в городе . На ИППО планирует построить российский культурный центр. 9 июня России были переданы территории в Иерихоне: местность Москобия и участок, на котором расположена одна из святынь христианства - библейская смоковница, или .

Ведётся работа по приведению в порядок прав собственности на не проданные в в рамках « » объекты. По результатам переговоров в июне-июле 2008 года Израиль передал России здание , находящееся в историческом центре Иерусалима. Данное решение было принято правительством Израиля 5 октября 2008.


неизвестен , Public Domain

Официально, подворье было передано Российской Федерации 28 декабря 2008 года. С февраля 2009 г. на Сергиевском подворье в Иерусалиме разместилось Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества - уполномоченный представитель в Израиле - П. В. Платонов, а также начались полномасштабные реставрационные работы.

В Израиле действует Русская Духовная Миссия в Иерусалиме (РДМ), начальником РДМ с 13 июля 2015 года назначен архимандрит Александр (Елисов).

В настоящее время Россия - на третьем месте после Ватикана и греков по объему собственности в .

В 1656 году ставший за шесть лет до этого патриархом и только что начавший церковную реформу Никон распорядился о строительстве нового монастыря. Вполне в духе господствовавшей идеологии "Москва - Третий Рим", монастырь должен был стать религиозным центром всего православного мира. По замыслу, он должен был копировать сооружения Святой Земли (и называться Новый Иерусалим), а главный собор - храм Гроба Господня в Иерусалиме.

Реку Истру переименовали в Иордан (Иордань). Также окрестные холмы и деревни получили новые, библейские, названия, как то Вифания, горы Фавор и Елеон, поток Кедрон.

Для пущего сходства, в Палестину был командирован монах Арсений Суханов, который произвел обмеры и составил чертежи храмов. Масштабы Нового Иерусалима были намеренно уменьшены по сравнению с Иерусалимом настоящим, так что монастырь представлял собой именно образ Святой Земли, а не попытку ее собой заменить.

В 1658 году на насыпанном холме в излучине Истры началось строительство собора. Сам Никон в 1658 году из-за явных разногласий с царем Алексеем Михайловичем объявил, что слагает с себя патриарший сан, и до 1664 года жил в скиту в Новоиерусалимском монастыре. Затем он все же вернулся в Москву, где в 1666 году был лишен сана и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. Уже при новом царе, Федоре Алексеевиче, он смог получить разрешение вернуться в Новый Иерусалим, но умер по дороге. Никон был похоронен в Новоиерусалимском монастыре.

После опалы и смерти Никона монастырь не был заброшен. Напротив того, строительство в 1678 году было возобновлено. В конце XVII века деревянную монастырскую ограду заменили на каменную стену с башнями и надвратной церковью. Перестройка велась по проекту одного из самых знаменитых русских зодчих Якова Григорьевича Бухвостова.

Традиция привлекать к строительству монастыря лучших архитекторов впоследствии была продолжена - так, когда в 1723 году обрушился шатер над часовней Гроба Господня, его восстановлением занялся Франческо Бартоломео Расстрелли. В позднейших перестройках участвовали Матвей Федорович Казаков, Андрей Никифорович Воронихин и Константин Андреевич Тон.

Уже в правление Петра, В 1698 году у стен монастыря произошло сражение между восставшими стрелецкими войсками и верными правительству частями под руководством генералиссимуса Алексея Шеина. Стрельцы были разгромлены и большая их часть позже казнена, что открыло дорогу петровским реформам.

Как раз при Петре в первой половине XVIII века монастырь пережил упадок - именно тогда обрушился шатер, но позже постепенно превратился во влиятельный религиозный и культурный центр. Он обладал одной из богатейших в стране библиотек. Практически все известные нам фигуры русской истории и культуры второй половины XVIII и первой половины XIX века побывали тут как паломники.

После революции монастырь был закрыт и в 1921 году превращен в музей. Во время трехнедельной оккупации в 1941 году музей был разграблен, а монастырь взорван - разрушены башни и колокольня, сильно поврежден собор. Сейчас Новоиерусалимский монастырь практически весь восстановлен, а с 1994 года является действующим.

В центре монастыря находится Воскресенский собор, который строился с 1658 по 1685 год.

Его планировка довольно точно соответствует прототипу - храму Гроба Господня в Иерусалиме. Внутренняя и внешняя отделка, придуманные лично Никоном, наоборот, совершенно другие.

Сам собор представляет из себя крестово-купольный одноглавый храм. С запада к собору пристроена часовня Гроба Господня с огромным шатром (высотой 18 метров). Ничего похожего в русской архитектуре не существует.

В северной части храма - Успенская церковь (действующая), в которой находится ладонь великомученицы Татьяны - главная святыня монастыря.

Наконец, с востока пристроена полуподземная церковь Константина и Елены.

Подземная церковь была освящена в 1690 году в честь равноапостольного византийского императора Константина и его матери равноапостольной Елены. В первой трети XVIII века вокруг подземного храма Константина и Елены вырыли ров глубиной 6 метров, чтобы предохранить стены храма от влаги, в последствии ров был облицован белым камнем, также в XVIII веке плоские крыши-гульбища храма сделали двускатными. Ко входу в храм ведут вниз 33 ступеньки ровно на тот уровень земли, по которому ходила княгиня Елена.

Большая часть строений монастыря была возведена в короткий период в конце XVII века. С западной стороны от собора стоят в ряд Больничные палаты (1698), Трапезные палаты с церковью Рождества Христова (1686-1692, символизирует Вифлеем) и палаты архимандрита (1750). Углом к ним вдоль северо-восточной стены построены дворец царевны Татьяны Михайловны (конец XVII века) и братский корпус. Рядом - Кузнечные палаты (1690-1694). Ограда монастыря была построена в 1690-1694 годах (архитектор Яков Григорьевич Бухвостов) и включает восемь башен - Гефсиманская, Сионская, Давидов Дом, Елизаветинская надвратная (только такой в Иерусалиме не было), Иноплеменничья, Варуха, Ефремова, Дамасская. Бухвостов построил также святые ворота с надвратной Входоиерусалимской церковью (1694-1697), к которым примыкают Наместничьи и Караульные палаты.

За Елизаветинскими воротами монастыря находится Гефсиманский сад. Собственно, сада там давно нет, сейчас это просто парк в излучине реки Истры. Когда-то в саду были протоки (остатки от них еще заметны), которые образовывали остров. На этом острове, примерно в трехстах метрах от монастырской стены, жил патриарх Никон во время своего шестилетнего пребывания в монастыре. Скит патриарха Никона (1658) сохранился до сих пор. Это четырехэтажное здание, в котором размещались две церкви (на первом и последнем этажах), хозяйственные помещения, кельи, в том числе келья самого Никона (на последнем этаже, рядом с церковью). Кроме очевидного исторического значения, скит еще и представляет собой редкий пример жилого дома XVII века.