Христианство исторически возникло в религиозном контексте иудаизма : сам Иисус (ивр. ‎יֵשׁוּעַ‎) и его непосредственные последователи (апостолы) были по рождению и воспитанию иудеями; многие евреи вос-принимали их в качестве одной из многочисленных иудейских сект. Так, согласно 24-ой главе Книги Деяний, на суде над апостолом Павлом сам Павел объявляет себя фарисеем (Деян.23:6), и при этом он име-нуется от лица первосвященника и иудейских старейшин «представителем назорейской ереси» (Деян.24:5); термин «назорей» (ивр. נזיר‎) также неоднократно упоминается как характеристика самого Иисуса, что, видимо, соответствует иудейскому статусу назиров (Бем.6:3).

В течение некоторого времени еврейское влияние и пример, вероятно, были настолько сильны и убедитель-ны, что представляли, по мнению христианских пастырей, значительную опасность для их паствы . Отсюда полемика с «иудействующими» в посланиях Нового Завета и яростная критика иудаизма в пропо-ведях такого отца церкви, как Иоанн Златоуст.

Еврейские истоки и влияния в христианском ритуале и литургии

Христианское богослужение и традиционные формы общественного богопочитания несут на себе след еврейского происхождения и влияния ; уже сама идея церковного ритуала (то есть собрания веру-ющих для молитвы, чтения Писания и проповеди) заимствована из синагогального богослужения.

В христианском ритуале можно выделить следующие элементы, заимствованные из иудаизма:

Чтение отрывков из Ветхого и Нового заветов во время богослужения - христианский вариант чтения Торы и книги Пророков в синагоге;

Важное место, которое занимают Псалмы в христианской литургии;

Некоторые ранние христианские молитвы представляют собой заимствование или переработку еврейских оригиналов: «Апостольские постановления» (7:35-38); «Дидахе» («Учение 12 апостолов») гл. 9-12; молитва «Отче наш» (ср. Каддиш);

Очевидно еврейское происхождение многих молитвенных формул. Например, аминь (Амен), аллилуя (Галилуйа) и осанна (Хоша’на);

Можно обнаружить общность некоторых христианских обрядов (таинств) с еврейскими, хотя и преоб-разованными в специфически христианском духе. Например, таинство крещения (ср. обрезание и микве);

Важнейшее христианские таинство - евхаристия - основано на предании о последней трапезе Иисуса с учениками (Тайная вечеря, отождествляемая с пасхальной трапезой) и включает такие традиционные еврейские элементы празднования Песаха, как преломляемый хлеб и чаша вина.

Иудейское влияние можно видеть в становлении суточного богослужебного круга, в особенности в службе часов (или Литургия часов в Западной Церкви).

Возможно также, что некоторые элементы раннего христианства, которые явно выходят за рамки норм фарисейского иудаизма, могли произойти от различных форм сектантского иудаизма.

Принципиальные различия

Основное различие между иудаизмом и христианством составляют три главные догмы христианства: Первородный грех, Второе пришествие Иисуса и искупление грехов смертью Его .

Для христиан эти три догмы призваны разрешить проблемы, которые в противном случае были бы неразрешимы.

В иудаизме этих проблем просто не существует.

Представление о Первородном грехе.

Принятие Христа через крещение. Павел писал: «Грех пришел в мир чрез одного человека… А поскольку прегрешение одного повело к наказанию всех людей, то правый поступок одного ведет к оправданию и жизни всех людей. И как непослушание одного сделало грешниками многих, так и покорностью одного многие сделаются праведными» (Рим.5:12, 18-19).

Этот догмат был подтверждён Декретами Трентского Совета (1545-1563): «Поскольку грехопадение вызвало потерю праведности, впадение в рабство к дьяволу и гнев Божий и поскольку грех первородный передается по рождению, а не подражанием, поэтому все, что имеет греховную природу и всяк виновный в грехе первородном может быть искуплен крещением».

Согласно представлению иудаизма, всякий человек рождается невинным и сам делает свой моральный выбор - грешить или не грешить.

До смерти Иисуса пророчества Ветхого Завета о Мессии не были исполнены . Христианское разрешение проблемы - Второе Пришествие .

С еврейской точки зрения это не проблема, поскольку у евреев никогда не было основания верить, что Иисус был Мессией.

Представление о том, что люди не могут добиться спасения своими делами. Христианское решение - смерть Иисуса искупает грехи тех, кто верит в него.

Согласно иудаизму, люди могут добиться спасения посредством своих поступков. В разрешении этой проблемы христианство полностью отличается от иудаизма.

Во-первых, какие грехи человечества искупает смерть Иисуса?

Поскольку Библия обязывает только евреев соблюдать законы взаимоотношений человека с Богом, нееврейский мир не мог совершить такого греха. Единственными грехами, которые совершают неевреи, могут быть прегрешения против людей.

Искупает ли смерть Иисуса прегрешения одних людей против других? Очевидно, да. Эта доктрина прямо противоположна иудаизму и его представлению о моральной виновности. Согласно иудаизму, даже Сам Бог не может простить грехов, совершённых по отношению к другому человеку.

Противоречия между Учением Иисуса и иудаизмом

Поскольку Иисус в общем исповедовал фарисейский (раввинский) иудаизм , большая часть его учения совпадает с еврейскими библейскими и фарисейскими верованиями. Есть, однако, ряд оригинальных уче-ний, приписываемых Иисусу в Новом Завете, которые отличаются от иудаизма. Конечно, трудно устано-вить, являются ли эти заявления его собственными или лишь приписываются ему:

1.Иисус прощает все грехи.

«Сын человеческий обладает властью прощать грехи» (Мф.9:6). Даже если приравнивать Иисуса к Богу (что само по себе является ересью для иудаизма), уже одно это заявление является радикальным отходом от принципов иудаизма. Как уже отмечалось, даже Cам Бог не прощает все грехи . Он ограничивает свою власть и прощает лишь те грехи, которые совершены против Него, Бога . Как указано в Мишне: «День искупления предназначен для искупления грехов против Бога, а не грехов, совершенных против людей, за исключением тех случаев, когда пострадавший от грехов твоих был ублаготворен тобою» (Мишна, Иома 8:9).

Отношение Иисуса к плохим людям.

«Не оказывай сопротивления злому человеку. Напротив, если кто ударит тебя по правой щеке, под-ставь ему и левую» (Мф.5:38). И далее: «Возлюби врагов твоих и молись за твоих притеснителей» (Мф.5:44).

Иудаизм, напротив, призывает оказывать сопротивление пороку и злу . Ярким примером тому в Библии является поведение Моисея, убившего египетского рабовладельца за то, что тот издевался над рабом-евреем (Исх.2:12).

Вторым часто повторяемым примером из Второзакония является заповедь: «Рука свидетелей должна быть на нём (злом человеке, творящем зло перед очами Господа Бога) прежде всех, чтоб убить его, потом рука всего народа; и так истреби зло из среды своей» Втор.7:17.

Иудаизм никогда не призывает возлюбить врагов людей. Это не означает , вопреки утверждению новозаветного Матфея, что иудаизм призывает ненавидеть врагов (Мф.5:43). Это означает лишь призыв к справедливости по отношению к врагам. Еврей, например, не обязан возлюбить нациста, как того тре-бовала бы заповедь Матфея.

Иисус Сам во многих случаях отступал от Своих собственных заповедей и принципов (например, в главах Мф.10:32, Мф.25:41) и, практически, ни одна христианская община за всю историю христианства не смогла полностью следовать принципу «непротивления злу» в повседневном поведении. Принцип непротивления злу не является нравственным идеалом . Лишь одна из христианских групп - «Cвидетели Иеговы» - проводит этот принцип в жизнь более или менее успешно . Возможно, поэтому члены общины «Свидетелей Иеговы», будучи узниками в фашистских концлагерях, были назначены эсэсовцами в качестве парикмахеров. Нацисты верили в то, что «свидетели Иеговы» не причинят им зла (не прибегнут к насилию), когда будут брить усы и бороды охранникам.

3. Иисус утверждал, что люди могут прийти к Богу только через Него - Иисуса. «Все передано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф.11:27). Это в корне отличается от иудаизма, где каждый человек имеет прямой доступ к Богу, ибо «Бог с теми, кто взывает к Нему» (Пс.145:18).

В христианстве только верующий в Иисуса может прийти к Богу. В иудаизме любой человек может приблизиться к Богу , для этого не обязательно быть евреем.

Отношение иудаизма к христианству

Иудаизм относится к христианству как к своему «производному» - то есть как к «дочерней религии», призванной нести базовые элементы иудаизма народам мира (см. ниже отрывок из Маймонида, говорящий об этом).

Некоторые исследователи иудаизма разделяют точку зрения, что христианское учение, так же как и современный иудаизм, во многом восходит к учению фарисеев. Энциклопедия Британника: «С точки зрения иудаизма, христианство есть или было еврейской „ересью“ и, как таковое, может быть судимо несколько иначе, нежели иные религии.»

С точки зрения иудаизма, личность Иисуса из Назарета не имеет никакого религиозного значения и признание его мессианской роли (и, соответственно, использование титула «Христос» по отношению к нему) абсолютно неприемлемо. В иудейских текстах его эпохи нет ни одного упоминания о личности, которое можно было бы достоверно отождествить с ним.

В авторитетной раввинистической литературе нет единого мнения, считать ли христианство с его тринитарной и христологической догматикой, разработанной в IV веке, идолопоклонством (язычеством) или же приемлемой (для неевреев) формой монотеизма, известной в Тосефте как шитуф (термин подразумевает поклонение истинному Богу вместе с «дополнительными»).

В позднейшей раввинистической литературе Иисус упоминается в контексте антихристианской полемики. Так, в своём труде Мишне Тора Маймонид (составлялась в 1170-1180 в Египте) пишет:

«И о Йешуа ha-Ноцри, который воображал, что он Машиах, и был казнен по приговору суда, предсказал Даниэль: „И преступные сыны народа твоего дерзнут осуществить пророчество и потерпят поражение“ (Даниэль, 11:14), - ибо может ли быть больший провал, [чем тот, который потерпел этот человек]?

Все пророки говорили, что Машиах - спаситель Израиля и избавитель его , что он укрепит народ в соблюдении заповедей. Этот же был причиной тому, что сыны Израиля гибли от меча и остаток их был рассеян; они были подвергнуты унижению. Тору подменили другой , большая часть мира была введена в заблуждение, служа другому богу, а не Всевышнему. Однако замыслы Творца мира не в силах постичь человек , ибо „не пути наши - Его пути, и не наши мысли - Его мысли“, и всё происшедшее с Йешуа ha-Ноцри и с пророком измаильтян, который пришёл после него, было подготовкой пути для царя Машиаха , подготовкой к тому, чтобы весь мир стал служить Всевышнему , как сказано: «Тогда Я вложу в уста всех народов ясные речи, и стянут люди призывать имя Господа и будут служить Ему все вместе» (Соф.3:9).

Каким образом те двое способствовали этому?

Благодаря им весь мир наполнился вестью о Машиахе, о Торе и о заповедях. И достигли эти вести дальних островов, и среди многих народов с необрезанным сердцем начали рассуждать о Машиахе, и о заповедях Торы. Одни из этих людей говорят, что заповеди эти были истинными, но в наше время потеряли силу, ибо были даны только на время. Другие - что заповеди следует понимать иносказательно, а не буквально, и уже пришёл Машиах, и объяснил их тайный смысл. Но когда придет истинный Машиах, и преуспеет, и достигнет величия, сразу все они поймут, что научили их отцы ложному и что их пророки и предки ввели их в заблуждение.» - Рамбам. Мишне Тора, Законы о царях, гл. 11:4

В послании Маймонида евреям в Йемене (אגרת תימן) (около 1172) последний, рассуждая о тех, кто пытался уничтожить иудаизм либо насилием, либо путём «ложной мудрости», говорит о секте, сочетающей оба метода:

«А потом возникла другая, новая секта, которая с особым рвением отравляет нам жизнь обоими способами сразу: и насилием, и мечом, и наветами, ложными доводами и толкованиями, утверждениями о наличии [несуществующих] противоречий в нашей Торе. Эта секта вознамерилась извести наш народ новым способом. Её глава коварно замыслил создать новую веру, помимо Божественного учения - Торы, и провозгласил публично, что это учение - от Бога. Целью его было заронить сомнение в сердца наши и посеять в них смятение.

Тора едина, а его учение - её противоположность . Утверждение, что оба учения от единого Бога, направлено на подрыв Торы. Изощренный замысел отличался необыкновенным коварством.

С. Эфрон (1905): «У христианских народов установилось убеждение, что Израиль остался верен Ветхому Завету и не признал Новый из-за приверженности религиозной к установившимся формам, что в ослепле-нии своём он не рассмотрел Божественности Христа , не постиг Его. <…> Напрасно установилось понятие, что Израиль не понял Христа. Нет, Израиль понял и Христа, и Его учение в первый же момент появления Его . Израиль знал о Его пришествии и ждал Его. <…> Но он, гордый и своекорыстный, считавший Бога Отца своим личным Богом, отказался признать Сына за то, что пришёл Он взять на Себя грех мира. Израиль ждал личного Мессию для себя только одного <…>».

Мнение митрополита Антония (Храповицкого) о причинах неприятия Иисуса иудеями (начало 1920-х): «<…> не только новозаветные священные толкователи, но и ветхозаветные священные писатели, предсказывая Израилю и даже всему человечеству, светлое будущее, имели в виду блага духовные, а не физические вопреки толкованию позднейших Иудеев и нашего Вл. Соловьёва! <…> Однако современные Спасителю Иудеи не желали стать на такую точку зрения и напряжённо жаждали себе, своему племени, внешнего довольства и славы, и только лучшие из них понимали пророчества правильно <…>»

Некоторые лидеры иудаизма критикуют церковные организации за их антисемитскую политику. Например, духовный наставник евреев России раввин Адин Штейнзальц обвиняет Церковь в развязывании антисемитизма .

Отношение христианства к иудаизму

Христианство рассматривает себя новым и единственным Израилем , исполнением и продолжением пророчеств Танаха (Ветхого Завета) (Втор.18:15,28; Иер.31:31-35; Ис.2:2-5; Дан.9:26-27) и как новый завет Бога со всем человечеством, а не только евреями (Мф.5:17; Рим.3:28-31; Евр.7:11-28).

Апостол Павел именует весь Ветхий Завет «тенью будущего» (Кол.2:17), «тенью будущих благ» (Евр.10:1) и «детоводителем ко Христу» (Гал.3:24), а также прямо говорит о сравнительном достоинстве двух заветов: «Если бы первый [завет] был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому» (Евр.8:7); а о Иисусе - «Сей [Первосвященник] получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях.» (Евр.8:6). Такую трактовку соотношения двух заветов в западном богословии принято называть «теорией замещения». Кроме того, апостол Павел решительно ставит «веру в Иисуса Христа» выше «дел закона» (Гал.2:16).

Окончательный разрыв между христианством и иудаизмом произошёл в Иерусалиме, когда Апостольский собор (около 50 года) признал соблюдение обрядовых предписаний Моисеева закона необязательным для христиан из язычников (Деян.15:19-20).

В христианском богословии иудаизм, основанный на Талмуде, традиционно рассматривается в качестве религии, во многих принципиальных вопросах фундаментально отличной от иудаизма эпохи, предшествовавшей Иисусу, признавая в то же время наличие многих характерных черт талмудического иудаизма в религиозной практике фарисеев времен Иисуса.

В Новом Завете

Несмотря на значительную близость христианства иудаизму, Новый Завет содержит ряд фрагментов, традиционно интерпретировавшихся деятелями Церкви как антииудейские, как-то:

Описание суда Пилата , на котором иудеи, по словам Евангелия от Матфея, берут на себя и своих детей кровь Иисуса (Мф.27:25). Впоследствии, опираясь на евангельский рассказ , Мелитон Сардийский (умер ок. 180 года) в одной из своих проповедей сформулировал понятие богоубийства, вина за которое, по его утверждению, лежит на всём Израиле. Ряд исследователей прослеживает в канонических Евангелиях тенденцию оправдания Пилата и обвинения евреев, получившую наибольшее развитие в более поздних апокрифах (таких как Евангелие от Петра). Тем не менее, первоначальный смысл стиха Мф.27:25 остаётся предметом спора библеистов.

Полемика Иисуса с фарисеями содержит ряд жёстких высказываний : примером может служить Евангелие от Матфея (23:1-39), где Иисус называет фарисеев «порождениями ехидниными», «окрашенными гробами», а обращённого ими «сыном геенны». Эти и подобные слова Иисуса впоследствии зачастую переносились на всех евреев. По мнению ряда исследователей, такая тенденция присутствует и в самом Новом Завете: если в синоптических Евангелиях антагонистами Иисуса выступают по преимуществу фарисеи, то в более позднем Евангелии от Иоанна оппоненты Иисуса чаще обозначаются как «иудеи». Именно к иудеям обращено в этом Евангелии одно из самых жёстких выражений Иисуса: «ваш отец диавол» (Ин.8:44). Многие современные исследователи, однако, склонны рассматривать подобные выражения в Евангелиях в общем контексте античной полемической риторики, тяготевшей к предельной жёсткости.

В Послании к Филиппийцам апостол Павел предостерегал христиан-неевреев: «Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания» (Фил.3:2).

Часть историков ранней Церкви рассматривает приведённые выше и ряд других мест Нового Завета как антииудейские (в том или ином понимании слова), в то время как другие отрицают наличие в книгах Нового Завета (и, шире, в раннем христианстве вообще) принципиально негативного отношения к иудаизму. Так, по мнению одного из исследователей: «нельзя считать, что раннее христианство как таковое, в наиболее полном своём выражении, привело к более поздним проявлениям антисемитизма, христианского или какого-либо иного». Всё чаще указывается и на то, что применение понятия «антииудаизм» к новозаветным и другим раннехристианским текстам в принципе анахронично, поскольку современное понимание христианства и иудаизма как двух полностью оформившихся религий неприменимо к ситуации I-II веков. Исследователи стараются определить точных адресатов полемики, отражённой в Новом Завете, показав тем самым, что интерпретация тех или иных фрагментов новозаветных книг как направленных против иудеев вообще несостоятельна с исторической точки зрения.

Апостол Павел, которого часто считают фактическим основателем христианства, в Послании к Римлянам обращается к верующим из язычников со словами:

«Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти…» (Рим.9:1-5)

«Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение» (Рим.10:1)

В 11 главе апостол Павел также подчёркивает, что Бог не отвергает Свой народ Израиль и не разрывает с ним Своего Договора: «Итак спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова. Не отверг Бог народа Своего, который Он наперёд знал…» (Рим.11:1,2) Павел утверждает: «Весь Израиль спасётся» (Рим.11:26)

Взаимоотношения христианства и иудаизма на протяжении веков

Раннее христианство

По мнению ряда исследователей, «деятельность Иисуса, его учение и его отношения с учениками - это часть истории еврейских сектантских движений конца периода Второго Храма» (фарисеев, саддукеев или ессеев и кумранской общины).

Христианство с самого начала признавало в качестве Священного Писания еврейскую Библию (Танах), как правило в её греческом переводе (Септуагинта). В начале I века христианство рассматривалось в качестве иудейской секты, а позже - новой религии, развившейся из иудаизма.

Уже на раннем этапе началось ухудшение взаимоотношений между евреями и первыми христианами. Нередко именно евреи провоцировали языческие власти Рима на гонения против христиан. В Иудее в преследованиях участвовали храмовое саддукейское священство и царь Ирод Агриппа I. «Пристрастное отношение и тенденция приписывать евреям ответственность за муки и смерть Иисуса выражены в разной степени в книгах Нового Завета, который, таким образом, благодаря своему религиозному авторитету стал первоисточником позднейшей христианской клеветы на иудаизм и богословского антисемитизма».

Христианская историческая наука в ряду гонений на ранних христиан, на основании Нового Завета и иных источников, рассматривает «гонение христиан от иудеев» как хронологически первое:

Первоначальное намерение Синедриона умертвить апостолов было сдержано его председателем - Гамалиилом (Деян.5:33-39).

Первый мученик Церкви архидиакон Стефан в 34 году был бит и казнён непосредственно иудеями (Деян.7:57-60).

Около 44 года Ирод Агриппа казнил Иакова Зеведеева, видя, что «это приятно иудеям» (Деян.12:3).

Такая же участь ожидала чудесно спасённого Петра (Деян.6).

Согласно церковному преданию, в 62 году толпой иудеев был сброшен с кровли дома Иаков брат Господень.

Архимандрит Филарет (Дроздов) (впоследствии митрополит Московский) в своём многократно переиздававшемся труде так излагает данный этап истории Церкви: «Ненависть Иудейского правительства к Иисусу, возбужденная обличением Фарисейского лицемерия, предсказанием о разрушении храма, несогласным с предрассудками характером Мессии, учением о Его единстве с Отцем, паче же всего завистию Священников, обратилась по Нем на Его последователей. В одной Палестине было три гонения, из коих каждое стоило жизни одному из знаменитейших мужей Христианства. В гонение Зилотов и Савла умерщвлен Стефан; в гонение Ирода Агриппы, Иаков Зеведеев; в гонение первосвященника Анана или Анны младшего, бывшее по смерти Феста, - Иаков брат Господень (Иос. Древ. XX. Eus. H.L. II, c. 23).»

Впоследствии, благодаря своему религиозному авторитету, факты, изложенные в Новом Завете использовались для оправдания проявлений антисемитизма в христианских странах, а факты участия евреев в гонениях христиан использовались последними для разжигания антисемитских настроений в христианской среде.

Вместе с этим, как считает профессор библеистики Михал Чайковский, молодая христианская Церковь, ведущая своё происхождение от иудейского учения и постоянно нуждающаяся в нём для своей легитимации, начинает инкриминировать старозаветным иудеям те самые «преступления», на основании которых некогда языческие власти преследовали самих христиан. Конфликт этот существовал уже в I веке, о чём есть свидетельства в Новом Завете.

В окончательном разделении христиан и евреев исследователи выделяют две рубежные даты:

66-70 годы: Первой иудейской войны , закончившиеся разрушением Иерусалима римлянами. Для еврейских зелотов христиане, покинувшие город перед его осадой римскими войсками, стали не только религиозными отступниками, но и изменниками своего народа. Христиане же увидели в разрушении Иерусалимского храма исполнение пророчества Иисуса и указание на то, что отныне именно они стали истинными «сынами Завета».

Около 80 года: внесение Синедрионом в Ямнии (Явне) в текст центральной еврейской молитвы «Восемнадцать благословений» проклятия доносчикам и отступникам («малшиним»). Тем самым, иудео-христиане были отлучены от иудейской общины.

Тем не менее, многие христиане долгое время продолжали верить, что еврейский народ признает Иисуса Мессией. Сильный удар этим надеждам нанесло признание Мессией руководителя последнего национально-освободительного антиримского восстания Бар Кохбы (около 132 года).

В древней Церкви

Судя по дошедшим письменным памятникам, начиная со II века, антииудаизм в христианской среде возрастал. Характерны Послание Варнавы, Слово о Пасхе Мелитона Сардийского, а позднее некоторые места из творений Иоанна Златоуста, Амвросия Медиоланского и нек. др.

Спецификой христианского антииудаизма стало повторяющееся с самого начала его существования обвинение иудеев в Богоубийстве. Назывались и другие их «преступления» - упорное и злонамеренное отвержение ими Христа и его учения, образ и стиль жизни, профанация Святого Причастия, отравление колодцев, ритуальные убийства, создание прямой угрозы для духовной и физической жизни христиан. Утверждалось, что иудеи, как народ проклятый и наказанный Богом, должны быть обречены на «унижающий их образ жизни» (Блаженный Августин) с тем, чтобы стать свидетелями истины христианства.

Наиболее ранние тексты, вошедшие в канонический кодекс Церкви, содержат ряд предписаний для христиан, смысл которых - полное неучастие в религиозной жизни иудеев. Так, Правило 70-е «Правил святых апостол» гласит: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из списка клира, постится с иудеями, или празднует с ними, или приемлет от них дары праздников их, как то опресноки, или нечто подобное: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен.»

После Миланского эдикта (313 год) императоров Константина и Лициния, провозгласивших политику официальной терпимости к христианам, влияние Церкви в империи неуклонно возрастало. Становление Церкви как государственного института влекло за собой социальную дискриминацию иудеев, преследования и погромы, совершавшиеся христианами с благословения Церкви или инспирировавшиеся церковной иерархией.

Святой Ефрем (306-373) называл иудеев негодяями и рабьими натурами, безумными, слугами дьявола, преступниками с ненасытной жаждой крови, 99-кратно худшими, чем неиудеи.

Один их Отцов Церкви Иоанн Златоуст (354-407) в восьми проповедях «Против иудеев» бичует иудеев за кровожадность, они ничего не понимают кроме жратвы, выпивки и проламывания черепов, они не лучше, чем свинья и козёл, хуже, чем все волки вместе.

«А как некоторые считают синагогу местом досточтимым; то необходимо сказать несколько и против них. Почему вы уважаете это место, тогда как его надлежит презирать, гнушаться и убегать? В нём, скажете, лежит закон и пророческия книги. Что-же из этого? Ужели, где будут эти книги, то место и будет свято? Вовсе нет. А я потому-то особенно и ненавижу синагогу и гнушаюсь ею, что, имея пророков, (иудеи) не веруют пророкам, читая Писание, не принимают свидетельств его; а это свойственно людям, в высшей степени злобным. Скажи мне: если бы ты увидел, что какого-нибудь почтеннаго, знаменитаго и славнаго человека завели в корчемницу, или в притон разбойников, и стали бы его там поносить, бить и крайне оскорблять, неужели бы ты стал уважать эту корчемницу или вертеп потому, что там оскорбляем был этот славный и великий муж? Не думаю: напротив по этому-то самому ты почувствовал бы особенную ненависть и отвращение (к этим местам). Так разсуждай и о синагоге. Иудеи ввели туда с собою пророков и Моисея не для того, чтобы почтить, но чтобы оскорблять и безчестить их» - Иоанн Златоуст, «Первое слово против иудеев»

В Средние века

В 1096 году был организован Первый крестовый поход , целью которого было освобождение Святой земли и «Гроба Господня» от «неверных». Начался же он с уничтожения крестоносцами ряда еврейских общин Европы. Немалую роль в предыстории этой резни сыграла антиеврейская пропаганда погромщиков-крестоносцев, основанная на том, что христианская церковь, в отличие от иудаизма, запрещала давать в долг под проценты.

Ввиду подобных эксцессов, около 1120 Папа Калист II издал буллу Sicut Judaeis («И так к иудеям»), излагавшую официальную позицию папства в отношении евреев; булла имела целью защитить евреев, пострадавших в ходе Первого крестового похода. Булла подтверждалась рядом позднейших понтификов. Начальные слова буллы были первоначально использованы Папой Григорием I (590-604) в его письме епископу Неаполя, которое подчёркивало право евреев «пользоваться их законной свободой»

IV Латеранский собор (1215 г.) потребовал от евреев носить на одежде специальные опознавательные знаки или ходить в особых головных уборах. Собор не был в своём решении оригинальным - в странах ислама власти предписывали и христианам и евреям исполнять точно такие же установления.

«…Что же нам, христианам, делать с этим отверженным и проклятым народом, евреями? Поскольку они живут среди нас, мы не смеем терпеть их поведение теперь, когда мы осознаем их ложь, и ругань, и богохульство…

Прежде всего, их синагоги или школы следует сжечь, а то, что не сгорит, нужно закопать и покрыть грязью, чтобы никто и никогда не смог увидеть ни камня, ни оставшейся от них золы. И это следует делать в честь нашего Господа и христианства для того, чтобы Бог мог увидеть, что мы христиане, и что мы не миримся и сознательно не терпим подобную публичную ложь, поношение и богохульные слова на его Сына и на его христиан…

Во-вторых, я советую сровнять с землёй и разрушить их дома. Ибо в них они преследуют те же цели, что и в синагогах. Вместо (домов) их можно расселить под крышей или в сарае, как цыган…

В-третьих, я советую отбирать у них все молитвенники и Талмуды, в которых они учат идолопоклонству, лжи, проклятию и богохульству.

В-четвёртых, я советую отныне запретить их раввинам учить под страхом смерти.

В-пятых, я советую, чтобы евреи были лишены права на охранное свидетельство при передвижении… Пусть они остаются дома…

В-шестых, я советую запретить им ростовщичество, и забрать у них все наличные деньги, а также серебро и золото…» - «О евреях и их лжи», Мартин Лютер (1483-1546)

В XVI веке, сперва в Италии (папа Павел IV), затем и во всех странах Европы, были созданы обязательные для поселения этнических меньшинств резервации - гетто, которые отделяли бы их от остального населения. В эту эпоху особенно свирепствовал клерикальный антииудаизм, который отражался, прежде всего, в церковных проповедях. Основными распространителями подобной пропаганды были доминиканский и францисканский монашеские ордена.

Средневековая инквизиция преследовала не только «еретиков» христиан. Репрессиям подвергались и обращённые (часто насильно) в христианство евреи (марраны), и христиане, нелегально обращающиеся к иудаизму, и еврейские миссионеры. Широко практиковались в то время так называемые христианско-еврейские «диспуты», участие в которых для евреев было принудительным. Заканчивались же они или принудительным крещением, или кровавыми расправами (в результате были убиты тысячи евреев), конфискацией имущества, изгнанием, сожжением религиозной литературы, полным уничтожением целых еврейских общин.

В Испании и Португалии были введены расовые законы об «исконных христианах». Были, однако, и христиане, со всей решительностью выступавшие против этих законов. Среди них были святой Игнатий Лойола (ок. 1491-1556) - основатель ордена иезуитов и святая Тереза Авильская.

Церковь и светские власти в эпоху Средневековья, постоянно и активно преследуя евреев, действовали как союзники. Правда, некоторые папы и епископы защищали, чаще безрезультатно, евреев. Религиозные преследования евреев имели и свои трагические социальные и экономические последствия. Даже обыкновенное («бытовое») презрение, религиозно мотивированное, приводило к их дискриминации в общественной и хозяйственной сферах. Евреям запрещалось вступать в гильдии, заниматься рядом профессий, занимать ряд должностей, сельское хозяйство для них было запретной зоной. Они облагались специальными высокими налогами и сборами. При этом евреи неустанно обвинялись во враждебности к тому или другому народу и подрыве общественного порядка.

В Новое время

«<…> Отвергши Мессию, совершивши богоубийство, они окончательно разрушили завет с Богом. За ужасное преступление они несут ужасную казнь. Они несут казнь в течение двух тысячелетий и упорно пребывают в непримиримой вражде к Богочеловеку. Этою враждою поддерживается и печатлеется их отвержение.» - Еп. Игнатий Брянчанинов. Отвержение Иудеями Мессии-Христа и суд Божий над ними

Он же пояснял, что такое отношение иудеев к Иисусу, отражает и отношение к нему всего человечества:

«<…> Поведение иудеев относительно Искупителя, принадлежа этому народу, несомненно принадлежит и всему человечеству (так сказал Господь, явившись великому Пахомию); тем более оно заслуживает внимания, глубокого размышления и исследования.» - Еп. Игнатий Брянчанинов. Аскетическая проповедь

Русский славянофил Иван Аксаков в статье «Что такое „Евреи“ относительно христианской цивилизации?», написанной в 1864 году:

«Еврей, отрицая христианство и предъявляя притязания иудаизма, отрицает вместе с тем логически все до 1864 года успехи человеческой истории и возвращает человечество на ту ступень, в тот момент сознания, в котором оно обреталось до явления Христа на земле. В этом случае Еврей - не просто неверующий, как атеист, - нет: он, напротив, верит со всею силою души, признаёт веру, как и христианин, существенным содержанием человеческого духа, и отрицает христианство - не как веру вообще, а в самой его логической основе и исторической законности. Верующий Еврей продолжает в своём сознании распинать Христа и бороться в мыслях, отчаянно и яростно, за отжитое право духовного первенства, - бороться с Тем, Который пришёл упразднить „закон“ - исполнением его.» - Иван Аксаков

Характерны рассуждения протоиерея Николая Платоновича Малиновского в его учебнике (1912), «составленном применительно к программе по Закону Божию в старших классах средних учебных заведений» Российской империи:

«Исключительное и чрезвычайное явление среди всех религий древнего мира представляет собою религия евреев, несравненно возвышаясь над всеми религиозными учениями древности. <…> Только один еврейский народ среди всего древнего мира веровал в единого и личного Бога <…> Культ ветхозаветной религии отличается замечательною для своего времени высотою и чистотою. <…> Высоко и чисто и нравственное учение еврейской религии сравнительно с воззрениями других древних религий. Она призывает человека к богоподобию, к святости: „святи будете, яко Аз свят есмь, Господь Бог ваш“ (Лев 19.2). <…> От истинной и откровенной ветхозаветной религии нужно отличать религию позднейшего иудейства, известную под именем „новоиудейства“ или талмудической, которая является религиею правоверных иудеев и в настоящее время. Ветхозаветное (библейское) учение в ней искажено и обезображено разными видоизменениями и наслоениями. <…> В особенности проникнуты враждою и ненавистью отношения Талмуда к христианам; христиане или „акумы“ суть животные, хуже собак (по Шулхан-Аруху); их религия приравнивается Талмудом к языческим религиям <…> О лице Господа И. Христа и Его пречистой Матери в Талмуде находятся кощунственные и крайне оскорбительные для христиан суждения. В верованиях и убеждениях, внушаемых Талмудом правоверным иудеям, <…> заключается и причина того антисемитизма, который во все времена и у всех народов имел и ныне имеет множество представителей.»

Протоиерей Н. Малиновский. Очерк православно-христианского вероучения

Авторитетнейший иерарх Русской Церкви синодального периода митрополит Филарет (Дроздов) был убеждённым сторонником миссионерской проповеди среди евреев и поддерживал практические меры и предложения, к тому направленные, вплоть до православного богослужения на еврейском языке.

В конце XIX - начале XX века в России издавались труды принявшего православие бывшего ксендза И. И. Лютостанского (1835-1915) («Об употреблении евреями талмудистами-сектаторами христианской крови» (Москва, 1876, 2-е изд. СПб., 1880); «О еврейском мессии» (Москва, 1875) и др.), в которых автор доказывал изуверский характер некоторых мистических практик иудеев-сектантов. Первая из перечисленных работ представляет, по мнению Д. А. Хвольсона, в значительной мере заимствование из секретной записки Скрипицына, представленной в 1844 году императору Николаю I, - «Розыскание о убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их», изданной впоследствии в книге «Кровь в верованиях и суевериях человечества» (СПб, 1913) под именем В. И. Даля.

После холокоста

Позиция Римско-католической церкви

Официальное отношение Католической Церкви к евреям и иудаизму изменилось, начиная с периода понтификата Иоанна XXIII (1958-1963). Иоанн XXIII был инициатором официальной переоценки отношения католической церкви к евреям. В 1959 году папа распорядился, чтобы из читаемой в Страстную пятницу молитвы были исключены антиеврейские элементы (например, выражение «коварные» применительно к евреям). В 1960 году Иоанн XXIII назначил комиссию кардиналов для подготовки декларации об отношении церкви к евреям.

Перед своей смертью (1960 год) он также составил покаянную молитву, которую назвал «Акт раскаяния»: «Мы сознаём теперь, что многие века были слепы, что не видели красоты избранного Тобой народа, не узнавали в нём наших братьев. Мы понимаем, что клеймо Каина стоит на наших лбах. На протяжении веков наш брат Авель лежал в крови, которую мы проливали, источал слёзы, которые мы вызывали, забывая о Твоей любви. Прости нас за то, что мы проклинали евреев. Прости нас за то, что мы второй раз распяли Тебя в их лице. Мы не ведали, что творили»

Во время правления следующего папы - Павла VI - были приняты исторические решения Второго Ватиканского собора (1962-1965 гг.). Собором была принята Декларация «Nostra Aetate» («В наше время»), подготовленная при Иоанне XXIII, авторитет которого сыграл в этом существенную роль. Несмотря на то, что полностью Декларация называлась «Об отношении Церкви к нехристианским религиям», основной её темой был пересмотр представлений католической церкви о евреях.

Впервые в истории появился родившийся в самом центре христианского мира документ, снимавший с евреев многовековое обвинение в коллективной ответственности за смерть Иисуса. Хотя «еврейские власти и те, кто следовали за ними, требовали смерти Христа», - отмечалось в Декларации, - в Страстях Христовых нельзя видеть вину всех евреев без исключения - как живших в те времена, так и живущих сегодня, ибо, «хотя Церковь - это новый народ Божий, евреев нельзя представлять отвергнутыми или проклятыми».

Также впервые в истории официальный документ Церкви содержал ясное и недвусмысленное осуждение антисемитизма. «…Церковь, осуждающая все гонения на каких бы то ни было людей, памятуя об общем с иудеями наследии, и движимая не политическими соображениями, но духовной любовью по Евангелию, сожалеет о ненависти, о гонениях и всех проявлениях антисемитизма, которые когда бы то ни было и кем бы то ни было направлялись против евреев»

За период понтификата Папы Иоанна Павла II (1978-2005) изменились некоторые литургические тексты: из отдельных церковных чинопоследований были удалены выражения, направленные против иудаизма и евреев (оставлены лишь молитвы за обращение иудеев ко Христу), а также отменены антисемитские решения целого ряда средневековых соборов.

Иоанн Павел II стал первым Папой в истории, переступившим порог православной и протестантской церквей, мечети и синагоги. Он стал также первым Папой в истории, попросившим прощения у всех конфессий за злодеяния, когда-либо совершённые членами Католической церкви.

В октябре 1985 года в Риме состоялась встреча Международного комитета по связи между католиками и евреями, посвященная 20-летию Декларации «Nostra Aetate». В ходе встречи прошла также дискуссия по поводу нового ватиканского документа «Замечания о правильном способе представления евреев и иудаизма в проповедях и катехизисе римско-католической церкви». Впервые в документе такого рода было упомянуто государство Израиль, говорилось о трагедии холокоста, признавалось духовное значение иудаизма в наши дни и приводились конкретные указания, как толковать новозаветные тексты, не делая антисемитских выводов.

Спустя полгода, в апреле 1986 года, Иоанн Павел II первым из всех католических иерархов посетил римскую синагогу, назвав иудеев «старшими братьями по вере» .

Вопрос современного отношения католической церкви к евреям подробно изложен в статье известного католического теолога Д. Поллефе «Иудейско-христианские отношения после Освенцима с католической точки зрения» http://www.jcrelations.net/ru/1616.htm

Новый Папа Бенедикт XVI утверждает, что более того, еврейское непризнание Иисуса Мессией провиденциально и дано от Бога, оно необходимо христианству для его собственного развития и должно уважаться христианами, а не критиковаться ими. Подробнее см. http://www.machanaim.org/philosof/chris/dov-new-p.htm

Мнение протестантских теологов

Один из наиболее значительных протестантских теологов XX века Карл Барт писал:

«Ибо неоспоримо, что еврейский народ, как таковой, есть святой народ Бога; народ, знавший милость Его и Его гнев, среди этого народа Он благословлял и судил, просветлял и ужесточал, принимал и отвергал; дело Его этот народ так или иначе сделал своим делом, и не прекращал считать своим делом, и никогда не прекратит. Все они по своей природе освящены Им, освящены как преемники и родственники Святого в Израиле; освящены так, как не могут быть освящены по природе своей неевреи, даже христиане-неевреи, даже лучшие из христиан-неевреев, несмотря на то, что они тоже теперь освящены Святым во Израиле и стали частью Израиля» - Карл Барт, Догматы церкви, 11, 2, с. 287

Современное отношение протестантов к евреям подробно изложено в Декларации «СВЯЩЕННЫЙ ДОЛГ - О новом подходе христианского вероучения к иудаизму и еврейскому народу».

Современная РПЦ

В современной РПЦ есть два разных направления по отношению к иудаизму.

Представители консервативного крыла обычно занимают отрицательную позицию по отношению к иудаизму. Например, согласно митрополиту Иоанну (1927-1995), между иудаизмом и христианством сохраняется не только принципиальное духовное различие, но и определенный антагонизм: «[Иудаизм -] религия избранничества и расового превосходства, распространившаяся среди евреев в I тысячелетии до н. э. в Палестине. С возникновением христианства заняла в отношении его крайне враждебную позицию. Непримиримое отношение иудаизма к христианству коренится в абсолютной несовместимости мистического, нравственного, этического и мировоззренческого содержания этих религий. Христианство есть свидетельство о милосердии Божием, даровавшем всем людям возможность спасения ценой добровольной жертвы, принесенной Господом Иисусом Христом, вочеловечившимся Богом, ради искупления всех грехов мира. Иудаизм есть утверждение исключительного права иудеев, гарантированного им самим фактом рождения, на господствующее положение не только в человеческом мире, но и во всей Вселенной.»

Современное руководство Московской Патриархии, напротив, в рамках межконфессионального диалога в публичных заявлениях старается подчёркивать культурно-религиозную общность с иудеями, провозглашая «Ваши пророки - наши пророки».

Позиция «диалога с иудаизмом» представлена в Декларации «Узнать Христа в Его народе», подписанной в апреле 2007 года, среди прочих, представителями (неофициальными) Русской Церкви, в частности заштатным клириком игуменом Иннокентием (Павловым)

И мы должны вас любить и учить? Но вы теперь «новый Израиль» и в учителях не нуждаетесь.

В последние годы выпускники школ стоят перед тяжелым выбором. Сложность заключается в том, что после подписания Россией Болонской декларации система образования стала включать в себя несколько степеней квалификации.

Если ранее из высших заведений выходили только специалисты, то сейчас школьники могут делать выбор между специалитетом и бакалавриатом.

Что такое специалитет?

Специалитет – это традиционная форма обучения, в рамках которой студентов готовят к работе в какой-либо отдельной отрасли. Будущий дипломированный специалист учится не меньше 5 лет и получает не только базовые, но и углубленные знания по выбранному направлению деятельности.

Квалификация присваивается после написания дипломной работы и ее защиты в Государственной аттестационной комиссии.

Получение диплома на специалитете имеет некоторые недостатки. В частности, таким выпускникам сложнее продолжать учебу или , поскольку в Европе предусмотрена двухуровневая система (бакалавриат и магистратура) без учета средней квалификации.


В силу правил, установленных Болонским процессом, в ближайшее время специалитет в России прекратит свое существование.

Кто такой специалист?

Специалист – это квалификация, приобретаемая студентом ВУЗа после окончания специалитета. В каждой специальности она имеет свое название, например врач, экономист, юрист, менеджер. Дипломированных специалистов готовят к работе в определенной сфере, предусматривающей самостоятельную деятельность.

При желании после завершения учебы на специалитете выпускник может поступить в магистратуру, однако такое обучение становится втором образованием, поэтому осуществляется только на контрактной (платной) основе.

Что дает диплом специалиста?

Окончание специалитета дает право работать по выбранной специальности, заниматься научной деятельностью или продолжать обучение в аспирантуре. Для студентов, которые поступают в , дополнительным условием получения квалификации является прохождение практики в интернатуре.


Престиж диплома специалиста достаточно высок. Работодатели оценивают таких выпускников намного выше, чем бакалавров, и, соответственно, предлагают лучшую зарплату. Востребованность на рынке труда – одно из основных преимуществ обучения на специалитете, поскольку выпускникам ВУЗов гораздо проще найти работу по специальности.

Что такое бакалавриат?

Бакалавриат был введен в России в 1996 году. Его окончание свидетельствует о получении профессионального образования по выбранной квалификации. Студенты, решившие , учатся на один год меньше специалистов, а по завершении учебы могут занимать должности, требующие высшего образования.

Диплом бакалавра предоставляют после защиты выпускной работы, которую, как и в случае со специалитетом, принимает Государственная комиссия.

Закончив бакалавриат, студент ВУЗа может продолжить учебу в магистратуре на бюджетной основе. Неоспоримое преимущество степени «бакалавр» – возможность после 4 лет учебы более четко определиться со своими интересами и предпочтениями и, исходя из этого, поступить в магистратуру на узкую специальность либо получить сразу две квалификации на выбор.

Чем специалитет отличается от бакалавриата?

Основное отличие специалитета заключается в том, что после завершения учебы специалист имеет более высокое качество подготовки, нежели бакалавр. На бакалавриате преподают преимущественно общие дисциплины, иными словами, закладывают базу будущей профессии, тогда как на специалитете обучают непосредственно специальности, которую выбрал студент.


Разница заключается и в сроках обучения: на бакалавриате учеба занимает не менее 4 лет, на специалитете – не менее 5 лет. Закончив бакалавриат, студент может продолжить учиться только в магистратуре, а специалисту сразу же доступна аспирантура.

Современная система высшего образования в России предусматривает возможность получить одну и ту же специальность, получив дипломы разной квалификации. Всего несколько лет назад университеты и институты выпускали исключительно специалистов. Сейчас же можно пойти учиться на бакалавра или выбрать специалитет. Важно разобраться, в чем принципиальные отличия между различными системами: это поможет не ошибиться при поступлении в ВУЗ.

Бакалавриат и специалитет

Что такое специалитет, объяснять нет никакой необходимости. Эта система существует в нашей стране со времен Советского Союза. После окончания школы абитуриент поступает в ВУЗ, где учится, как правило, пять лет. В медицинских университетах срок учебы составлял (и составляет) 6 лет, однако в конце обучения в любом случае присваивается звание «специалист». При этом после специалитета возможно продолжить обучение в аспирантуре, чтобы получить степень кандидата наук.

В 1999 году российское правительство приняло решение присоединиться к Лиссабонской конвенции. Теперь на базе полного среднего образование абитуриент поступает в университет, учится 4 года и получает степень бакалавра. Перейти на обновленную систему успели не все ВУЗы, поэтому в нашей стране абитуриенты имеют возможность выбрать, по какой системе получить высшее образование. К тому же, даже те ВУЗы, которые выпускают бакалавров, все еще не перешли на европейскую систему полностью. В частности, многие учебные дисциплины продолжают преподаваться так же, как было до перехода на новую систему. Кроме того, осталась без изменений система оценки знаний студентов: в Европе и Америке действует стобалльная система.

Стоит помнить, что бакалавриат — это первая ступень двухуровневой системы обучения. Вторым и не обязательным уровнем при этом является магистратура. От магистратуры можно отказаться, устроившись на работу после получения степени бакалавра, либо же поступить для продолжения образования в любой ВУЗ через некоторое время после окончания первой ступени.

Преимущества и недостатки бакалавриата

После окончания бакалавриата студент получает европейское образование и может продолжить обучение в любом ВУЗе за пределами России. Кроме того, магистратуру можно заканчивать по другой специальности. Однако многие работодатели, привыкшие принимать на работу специалистов, полагают, что бакалавры имеют недостаточно качественное образование. Возможно, они правы: слово «бакалавр» произошло от латинского «недоучка». К тому же, поступить в магистратуру непросто: бюджетных мест достаточно немного. Кроме того, поступить в аспирантуру после получения степени бакалавра не представляется возможным: нужна магистерская степень.

Преимущества и недостатки специалитета

Считается, что специалисты получают более качественную подготовку и являются более ценными кадрами, нежели бакалавры. К тому же, после пятилетнего обучения имеется возможность выдержать экзамены в аспирантуру и получить степень кандидата наук.

Однако в магистратуру специалист на бюджетной основе поступить не может: это будет считаться вторым высшим образованием. Исключением являются лишь те студенты, которые поступили в университет до введения двухуровневой системы, то есть до 1999 года. Кроме того, если специалист принимает решение выехать за рубеж, ему придется пройти непростую процедуру подтверждения диплома.

Что такое магистратура?

Магистратура позволяет продолжить обучение и освоить еще одну профессию либо углубить свои знания в основной специальности. Магистры глубоко осваивают теоретическую и практическую стороны специальности, получают качественную подготовку как к научно-исследовательской, так и к преподавательской деятельности. В конце обучения магистрант обязан защитить магистерскую диссертацию, которая пишется под руководством доктора наук. Стоит отметить, что магистры имеют право преподавать в ВУЗах, что отличает их от бакалавров.

Таким образом, в России в настоящий момент сложилась уникальная ситуация. Абитуриенты могут выбирать, по какой системе они предпочтут получать высшее образование. Делая выбор, стоит учитывать собственные цели. Если вы предполагаете работать или продолжать обучение за рубежом, то идеальным вариантом является бакалавриат. Если же вы планируете остаться в России или поступать в аспирантуру и заниматься научной деятельностью, то ваш выбор — специалитет.

Современная система высшего образования с ее уровнями и вариантами может поставить в тупик абитуриентов и их родителей. Они часто задают вопрос представителям администрации университета: бакалавр - это полное высшее образование или нет? Давайте разберемся в современной системе обучения, его нюансах и особенностях.

Особенности современного высшего образования

Современное общество отличается высокой мобильностью и стабильно увеличивающимся информационным потоком. Чтобы успешно вписаться в новый мир, молодые люди должны обладать определенными качествами. Прежде всего это:

  • умение быстро переключаться между задачами;
  • способность получать и отсеивать информацию;
  • умение мобильно пользоваться знаниями, а при необходимости получить новые.

К сожалению, система высшего образования довольно долго отставала от прогресса. Один раз получив диплом специалиста, выпускник становился профессионалом в довольно узкой области. Однако это не предполагает смену деятельности по профессии.

Для преодоления проблемы низкой мобильности была разработана система ступенчатого высшего образования. И сразу возникла проблема: считается ли, что бакалавр - это полное высшее образование или нет? Ведь время обучения сократилось на год, но при этом добавилась магистратура как очередная ступень.

Отличия квалификаций бакалавра и магистра от специалитета и друг от друга

С появлением новых наименований специальностей возникает немало вопросов, прежде всего о том, чем отличаются Чем же был плох специалитет? И самый главный вопрос: бакалавр - это полное высшее образование или нет? Новое часто пугает, но прогресс не остановить.

Основное отличие квалификации бакалавра от магистра - это уровень. И то и другое - полноценное получение квалификации. Несмотря на вопросы некоторых работодателей о том, что бакалавр - высшее образование или незаконченное высшее, верным будет первый вариант. Однако существенные отличия есть:

  • бакалавриат - это первая ступень образования. Диплом чаще всего имеет прикладной характер и направлен на практическую деятельность;
  • магистратура - это вторая ступень образования. Она может продолжать направление бакалавриата, а может существенно отличаться;
  • магистратура предполагает глубокое изучение теоретической программы и последующую научную либо руководящую деятельность;
  • стандартное время обучения на бакалавра - четыре года, на магистра - два года.

Немного в стороне в современном высшем образовании стоит специалитет. Список профессий, не предполагающих ступенчатость образования, очень невелик. Прежде всего это все медицинские специальности, а также некоторые инженерные. этим профессиям не изменилась.

Неполное высшее образование при бакалавриате

Согласно есть две ступени образования - магистр и бакалавр. Полное или не полное высшее образование? Это зависит от сроков и наличия подтверждающего документа.

Студент, отучившийся более половины, но не получивший диплом о законченном высшем образовании, считается имеющим неполное высшее. При бакалавриате этот срок составляет два года при условии закрытия на положительные оценки не менее чем четырех сессий подряд.

Для подтверждения о неполном высшем образовании студент может запросить в деканате академическую справку. строгого учета. В нем указывается количество и результаты изученных дисциплин. Данная справка может предъявляться работодателю для получения работы, требующей определенной квалификации.

Академическая справка о неполном высшем образовании бакалавра необходима для перевода в другое учебное заведение или на другой факультет. Это избавит студента от повторного изучения пройденных дисциплин и позволяет на практике реализовать болонскую систему.

Современное полное высшее образование - это бакалавр и магистр?

В современном мире сложно хорошо устроиться без образования. Эта хоть и избитая, но истина толкает молодых людей в университеты. Часто поступление на ту или иную специальность продиктовано желанием просто получить диплом, успокоить родителей, чем-то заняться.

Некоторым везет, и они находят дело всей жизни, другие же понимают, что попали совсем не туда. Такие ситуации нередко приводят к тому, что студент перестает учиться, теряет интерес к познанию нового, начинает искать другие варианты деятельности.

В системе ступенчатого образования эта проблема решается очень просто. Изучаемые дисциплины предполагают формирование определенных компетенций, что очень легко перенести на любую смежную специальность. Кроме того, на первых двух курсах идет обширная теоретическая подготовка в начале обучения. Она позволяет сменить направление на старших курсах. Современная система образования предполагает мобильность и взаимозаменяемость в рамках ступени.

Магистратура как ступень высшего образования

Если получен, но есть настоятельная потребность иметь другое образование, знания и иную специальность, на выручку придет магистратура как вторая ступень образования. Если вопрос (бакалавр - это полное высшее образование или нет) ставит некоторых в тупик, то относительно второй ступени все ясно.

Магистратура - эта вторая ступень высшего образования. Соответствующую степень можно получить только на базе начального (бакалавриата) либо специалитета. Однако не все студенты, отучившиеся четыре года на первой ступени, могут учиться дальше. Магистрат предполагает сильные базовые знания, хорошую подготовку по всем предметам и желание заниматься научной деятельностью.

Преимущества магистратуры:

  • возможность сменить направление образования согласно своим приоритетам;
  • возможность продолжить образование спустя несколько лет;
  • углубленное изучение дисциплин позволяет впоследствии занимать руководящие должности и вести научную деятельность.

Выгоды работодателя от ступенчатого образования

Работодатели до сих пор сомневаются в преимуществе бакалаврита. И это несмотря на то, что в настоящее время он составляет подавляющее большинство выпускников университетов, академий и институтов.

Не стоит опасаться принимать на работу выпускника с записью в дипломе «Бакалавр». Это полноценное законченное высшее образование. Работник с таким дипломом прошел всестороннюю теоретическую и практическую подготовку и готов к трудовой деятельности.

На сегодняшний день высшее образование можно получить с разными степенями квалификации. Раньше университеты выпускали дипломированных специалистов с одинаковыми знаниями. Сегодня люди, которые планируют получить высшее образование, могут выбрать между бакалавром, специалистом, магистром и аспирантурой.

Выбор квалификации

Наверное, всем понятно, что магистр и аспирант – это уже определенная ученая степень. А вот какое отличие между специалистом и бакалавром, знает мало людей. Давайте рассмотрим, что лучше выбрать, что необходимо учесть при выборе квалификации и какие преимущества у каждой из программ обучения. Бакалавр, магистр, специалист - что выбрать?

Бакалавр и специалист - что это?

Чтобы ответить на вопрос: «Что лучше - бакалавр или специалист, или магистр», давайте рассмотрим, что это за формы обучения.

Бакалавриат – это, так сказать, первая ступень, первая степень высшего образования. Если вы заранее выбрали эту программу обучения, то получите только основные знания, основы профессии. Конечно, после окончания бакалавриата вы сможете сдать необходимые экзамены и пойти учиться на магистра.

Специалитет – это уже традиционная для стран СНГ программа обучения. После обучения по такой форме высшего образования студент получит квалификацию «специалист».

Как поступить

Пойти учиться на бакалавра или специалиста могут только те, у кого есть полное среднее образование, то есть, чтобы пойти учиться в высшее учебное заведение, необходимо окончить школу или техникум, колледж, после чего необходимо сдать государственные экзамены. Конкурс проводится по их результатам. Как правило, в специалитете есть смешанная программа, которую берут из бакалавриата и магистратуры.

Отличие бакалавра от специалиста

Кто есть кто? Бакалавр, специалист, магистр. При поступлении в вуз необходимо определиться, какую квалификацию выбрать. От этого будет зависеть многое: куда вы пойдете работать, какие знания вы получите и т. д. Вам нужно сразу определиться, куда пойти: на бакалавра, магистра или специалиста. Сейчас многие работодатели стараются не принимать на работу выпускников с неполным высшим образованием, то есть бакалавров. Также российские компании выдвигают одни требования, а в международных предприятиях они могут отличаться. Так что лучше - бакалавр или магистр?

Пару лет назад не было таких разделений, и все выпускники получали один диплом с квалификацией «специалист». В это время в заграничных вузах начали практиковать двухуровневую систему высшего образования. После чего наши учебные заведения, воспользовавшись зарубежным опытом, начали пользоваться этой системой. Из-за этого в разных вузах можно получить старую и новую квалификацию.

Отличие программ обучения

Кто есть кто (бакалавр, специалист, магистр?

  • Если вы выберете бакалавриат, то проучитесь 4 года, а на специалиста необходимо учиться минимум 5 лет.
  • Студент, который учится на бакалавра, в конце обучения будет знать только базу своей специальности. Специалитет предусматривает более узкие знания профессии.
  • На этих квалификациях, как правило, сначала изучают общие предметы (2 года), а только потом идет разделение.
  • Бакалавр, как мы уже рассмотрели, может получить только основу своей специальности и уйти работать в эту область, а вот специалист получит определенные знания для одной из областей.
  • После бакалавриата можно пойти только на магистра, а вот после специалитета студент может перескочить одну ступень и учиться дальше на аспиранта.
  • Бакалаврам позволяют участвовать в конкурсе, чтобы дальше продолжить учиться бесплатно на магистратуре. Специалисты смогут поступить на магистра только за деньги, так как это уже считается второй высшее образование.

Бакалавр и магистр - какая разница? Теперь вы понимаете, что разница есть существенная. Также работодатели знают, что специалисты выходят из высшего учебного заведения с более узкими знаниями. Из-за этого бакалаврам сложнее найти работу. Однако студент, который окончил университет и получил диплом бакалавра, имеет все нужные знания и навыки.

Плюсы и минусы бакалавриата

Бакалавр или магистр - что лучше? Наверное, это странно, но бакалавриат сейчас пользуется большой популярностью. Почему он так популярен? Давайте рассмотрим все преимущества бакалавра:

  • Сейчас в Европе существует двухуровневая система образования, поэтому с дипломом бакалавра можно легко поехать за границу, чтобы трудоустроиться уже там.
  • Бакалавриат не привязывается к определенной узкой специальности, поэтому выпускник вуза может выбрать больше вакансий для трудоустройства.
  • Длительность обучения 4 года.
  • Студент во время обучения может выбрать более узкую специальность и поступить на бюджет в магистратуру.
  • Во время обучения студентам предоставляют отсрочку от армии.

Конечно, в этой системе образования есть и недостатки.

Бакалавр или магистр - что лучше? Как мы уже выяснили, работодатели стараются не брать на работу бакалавров, так как считают, что 4 года недостаточно, чтобы получить профессиональные знания. Также большой недостаток в том, что на магистра поступить очень сложно, так как мало бюджетных мест, а обучение там довольно дорогое. При обучении на магистра на платном отделении отсрочка от армии не предоставляется.

Плюсы и минусы магистратуры

Что лучше - бакалавр или магистр? После 4-го курса студентам предстоит сделать нелегкий выбор: окончить обучение с дипломом бакалавра или продолжить обучение в магистратуре. Давайте рассмотрим преимущества магистра:

  • В магистратуре вам дополнительно необходимо будет учиться 2-3 года. Это плюс для юношей, которых могут призвать в армию.
  • Магистры могут продемонстрировать все свои знания, показать задатки ученого и заявить о себе в научных кругах.
  • После магистратуры можно пойти учиться в аспирантуру.
  • Магистр в конце обучения получит определенные узкие знания специальности, которых нет у бакалавра и есть частично у специалиста. После обучения в специалитете можно работать только в России, так как за границей нет таких дипломов, чего нельзя сказать о магистре.

Но в магистратуре есть и недостатки:

  • Чтобы окончить магистратуру, необходимо будет сдать государственные экзамены и защитить диссертацию, которая намного сложнее, чем дипломная работа.
  • Во время обучения на магистратуре, вам нужно делать различные научные публикации в определенных журналах и научные исследования.

Вывод

Выбирать программу обучения необходимо исходя из своих целей. Что лучше - бакалавр или магистр? Бакалавриат дает нам общие знания для определенного направления, в то время как специалитет и магистратура предоставляют своим студентам конкретные профессиональные знания для узкой специальности. Помните, что при обучении на бакалавра время, которое вы потратите на учебу, снижается. Оцените свои финансовые возможности, так как попасть на бюджет в магистратуру довольно сложно, а обучение там довольно дорогое. На бакалавриат попасть на бюджет проще. Как правило, только 20 % бакалавров идут учиться на магистра за счет государства.

Если вас не пугает перспектива заниматься научной деятельностью, необходимо выбирать магистратуру или специалитет.

Также в том случае, если вы планируете работать в международных компаниях, необходимо получить диплом бакалавра или магистра, к сожалению, специалитет не даст вам такой возможности. Вам необходимо выбрать для себя что лучше - бакалавр или магистр.