Знаменитый российский меценат и предприниматель Савва Иванович Мамонтов (1841-1918) родился в Тобольской губернии. Его мама – Мария Тихоновна Лахтина – была дочерью купца из г. Мосальск Калужской губернии; отец – Иван Федорович Мамонтов – был крупным купцом, занимался винным откупом. Будучи человеком прогрессивным, Иван Федорович оказывал помощь декабристам, которые находились на поселении в Ялуторовске и посещали дом Мамонтовых. Культ декабристов впоследствии Савва Иванович всегда поддерживал в своем доме. В Сибири Иван Федорович заработал большие деньги, и в 1849 семья Мамонтовых оказалась в . Жили Мамонтовы на широкую ногу. Савва был четвертым ребенком в семье; кроме него, было еще семь детей: трое сыновей и четыре дочери.

С 1852 Савва Мамонтов учился во Второй Московской гимназии, с 1854 некоторое время – в в Институте Корпуса горных инженеров, затем вернулся в гимназию. В учебе больших успехов Савва не достиг, так как занятиями особо себя не утруждал. Хорошо успевал он только по тем дисциплинам, к которым имел интерес, но при этом игнорировал остальные. Так, он хорошо освоил немецкий язык, но имел проблемы с латынью. К тому же Савва начал часто и с увлечением посещать театр, что также не способствовало прогрессу в учебе. Все это очень огорчало его отца. В конце концов, в 1860 в седьмом классе Савва Мамонтов провалился на выпускном экзамене по латыни и остался на второй год. Но выход был найден. Он поступил учиться в Петербургский университет (свидетельства об окончании гимназии там не требовали, а латынь за него сдал другой человек), а затем перевелся на юридический факультет Московского университета. Здесь учиться было весело и интересно. Увлечение театром у него не прошло, и в августе 1862 состоялся его дебют на любительской сцене в пьесе «Гроза», в которой играл и сам автор пьесы А. Н. Островский. Среди зрителей присутствовал и отец Саввы – Иван Федорович. Спектакль ему очень понравился, и вскоре Савва был отправлен подальше от такой жизни по делам в Баку. Так началась его предпринимательская карьера.

В 1864, чтобы поправить здоровье и изучить торговлю шелком, С. И. Мамонтов приехал в Италию. Здесь он проникся искусством оперы, учился пению, а также познакомился с дочерью московского купца Елизаветой Григорьевной Сапожниковой (двоюродной сестрой К. С. Алексеева – Станиславского), которая в 1865 стала его женой. В их семье было шестеро детей. Имена старшим из них С. И. Мамонтов творчески подобрал по первым буквам своего имени: Сергей, Андрей, Всеволод, Вера и Александра (младшую дочь назвали Наталия). В 1860-х И. Ф. Мамонтов активно участвовал в строительстве железных дорог и постепенно увлек этим делом и сына. Но в 1869 Иван Федорович умер, и унаследовавший часть его состояния Савва Иванович самостоятельно продолжил семейное дело. Большую поддержку ему в этом оказал компаньон отца – видный предприниматель и общественный деятель, писатель Ф. В. Чижов.

В 1872 С. И. Мамонтов стал директором общества Московско-Ярославской железной дороги. При его участии были построены Донецкая железная дорога (1878), линии – (1887) и – Архангельск (1897). Как предприниматель С. И. Мамонтов обладал неуемной энергией, хорошими организаторскими способностями, прозорливостью и чувством реализма, решительностью и упорством.

На строительстве железных дорог С. И. Мамонтов нажил крупное состояние, что позволило ему оказывать большую поддержку различным видам творческой деятельности. В 1870 он купил неподалеку от Москвы усадьбу Абрамцево, ставшую со временем одним из центров искусства в России. В усадьбе были устроены столярно-резчицкая и керамическая мастерские. Здесь гостили и работали художники: А. М. и В. М. Васнецовы, М. А. Врубель, К. А. Коровин, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, В. Д. и Е. Д. Поленовы, И. Е. Репин, В. А. Серов и др. В любительских спектаклях в Абрамцеве участвовали: К. С. Станиславский, (именно Мамонтов заметил талант Федора Ивановича и помог раскрыться молодому артисту) и др. В 1885 Савва Иванович основал Московскую частную русскую оперу. А. В. Амфитеатров писал о нем: «Миллионер, железнодорожник, и кругом артист. Оперу держит, картины пишет, стихи сочиняет, бюсты ваяет, баритоном поет». По аналогии с главой Флорентийской республики Лоренцо Медичи Великолепным, при котором произошел расцвет культуры и искусства, современники называли Мамонтова «Саввой Великолепным».

В 1890-е С. И. Мамонтов попытался сформировать крупное объединение промышленных и транспортных предприятий. С целью производства подвижного состава для железных дорог он создал, купил и арендовал ряд заводов, для развития которых требовались значительные средства. В это время в стране наступил промышленный кризис. Летом 1899 Мамонтов не сумел расплатиться с кредиторами. В сентябре 1899 по обвинению в злоупотреблениях он был арестован и пять месяцев провел в Таганской тюрьме. Защищал Мамонтова знаменитый адвокат Ф. Н. Плевако. В июле 1900 на суде Савву Ивановича оправдали. Однако состояния он лишился, имущество его было распродано. Последние годы жизни Савва Иванович провел в доме у Бутырской заставы, занимался керамикой. Похоронен С. И. Мамонтов в Абрамцеве. Он оказал большое влияние на развитие русской культуры и в памяти современников остался человеком очень обаятельным, глубоко любящим искусство, умеющим объединять людей и распознавать талант человека.

1918 С. И. Мамонтов - крупный промышленник, меценат, сделавший неоценимый вклад в развитие русского искусства.

Семейные корни

Савва был третьим сыном в огромной семье купца Ивана Федоровича Мамонтова. Родился он в г. Ялуторовске (Тюменская обл.) в 1841 году, месте политических ссыльных, в том числе и декабристов. Отец Саввы был просвещенным человеком, он сочувствовал и всячески помогал политическим заключенным, его дом всегда был открыт для таких людей. В детских воспоминаниях Саввы сохранились встречи в их доме ссыльных декабристов. Личности этих необыкновенных людей произвели неизгладимое впечатление на мальчика, поэтому неудивительно, что уже во взрослой жизни в своем доме Савва Иванович всегда поддерживал, по словам его сына, «особый культ» и его участников.

Купеческие дела вынуждали Ивана Федоровича переезжать из города в город, и в 1850 году его семья поселилась в Москве. Как человек, обладающий тонким экономическим чутьем, он стал организатором масштабных проектов: основал акционерное железнодорожное общество, которое занялось строительством Московско-Ярославской дороги, при его участии разрабатывались и производились первые нефтяные промыслы в Баку.

Способность к экономическому прогнозу, деловые качества успешного хозяйственника передались от отца и Савве Мамонтову, унаследовавшего после смерти главы семьи (1869) его дело. Это случилось спустя два года после женитьбы Саввы на Е. Г. Сапожниковой, когда сын начинал собственную коммерцию и жил уже своим домом.

Приобщение к искусству

Еще в ранней юности Савва Иванович страстно полюбил театр, отчего возникали разногласия с отцом. Но это увлечение театром с годами не только не пропало, но и расширилось, умножилось, укрепилось. Поэтому со временем Мамонтов все больше внимания и средств стал отводить искусству, и в первую очередь - изобразительному. Он дружил со многими художниками, они часто бывали у него дома на улице Садовой-Спасской в Москве, а когда семья путешествовала, Савва Иванович непременно приглашал в поездки во Францию, Италию своих друзей-художников, которым, как он понимал, необходимы впечатления и опыт, получаемые в музеях изобразительного искусства мирового значения.

Такие имена как Репин, Поленов, Врубель, Нестеров, братья Васнецовы, Остроухов, Малютин, Антакольский, Неврев и многие другие связаны с именем великого их поклонника и мецената С. И. Мамонтова. Заслугой Саввы Ивановича, с его энергией и личной одаренностью, является возникновение Абрамцевского кружка и Московской частной русской оперы, где дебютировал великий бас - Федор Шаляпин.

Абрамцевский кружок

Огромным событием явилась покупка Мамонтовыми усадьбы Абрамцево (1870), бывшего имения писателя Аксакова. Эта усадьба стала одним из важнейших центров русской культуры того времени, где в течение четверти века постоянными гостями или жителями было великое множество талантливых людей, составляющих цвет художественной интеллигенции. Репин назвал Абрамцево «лучшей в мире дачей», где образовалась первая российская художественная колония, объединившая единомышленников, людей нового искусства. На территории усадьбы были построены мастерские, где создавались великие произведения живописи, изделия прикладного искусства, предметы мебели, детали архитектурного декора - все, что творило целостную картину развития искусства того времени.

И. Е. Репин в Абрамцеве

Значение деятельности Абрамцевского кружка в имении Мамонтова трудно переоценить. Здесь творил великий , оставив потомкам многочисленные портретные зарисовки гостей и обитателей дома. Это были карандашные наброски, но они в полной мере передавали домашнюю атмосферу в семье Мамонтовых. Его герои изображены за неспешной беседой, за чтением, чаепитием. На повседневность жизни дома художник смотрел глазами посвященного. Общность духовно-интеллектуальной среды, особого стиля жизни, созданного Мамонтовым в своем имении, объединяет персонажей на репинских портретах.

Об истории знаменитого портрета

В. А. Серов именно в Абрамцеве написал свою самую знаменитую картину - «Девочка с персиками» (1887). Моделью для портрета послужила любимая Саввы Ивановича - Веруша, существо прелестное и обаятельное. Хрупкому равновесию цвета, света и воздуха на портрете, ощущению вселенской гармонии обязана еще и особая атмосфера дома Мамонтова. Его хозяин предоставлял художникам уникальную свободу в творчестве, которая не омрачалась академическими условностями, материальными заботами, сроками исполнения.

Васнецов и другие члены Абрамцевского кружка

В картинах «Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич на сером волке», написанных под впечатлением от усадьбы Мамонтова, ее идеи о возрождении национального искусства, вдохновлявшая и самого Мамонтова и всех остальных членов кружка. В 1888 г. в Абрамцеве были созданы мастерские, где предпринимались первые практические шаги, чтобы сохранить и возродить кустарные народные промыслы. Активно занялась этим художница Е. Поленова, естественно, при содействии Саввы Ивановича.

Также были открыты гончарные мастерские, давшие впоследствии русскому искусству много высочайших образцов керамики, в частности, там была создана знаменитая майоликовая скульптура М. А. Врубеля.

Коллекционер и создатель театра

Параллельно со своей подвижнической деятельностью и благодаря ей, Мамонтов упорно и целенаправленно собирал коллекцию произведений современного ему искусства. Но творческая активность мецената отразилась не только на коллекционировании, но и на работе по созданию новых театральных традиций. Именно Мамонтов закладывал основы для создания целостного образа театрального представления, когда единое целое составляют тексты, музыка, художественное оформление спектакля.

В своем московском доме он давал первое представление в 1878 г., потом они проходили регулярно, а сам Мамонтов даже принимал участие в них. Но домашний театр был только началом: в 1885 г. Савва Иванович стал создателем частной русской оперы. Это был первый театр, где служили профессиональные актеры, после того, как была отменена императорская монополия на театры в Москве.

Последние годы

В 1899 г. Мамонтов разорился. Он подвергся аресту, а его московский дом на Садовой конфисковали. Он лишился большей части своей драгоценной коллекции, которую продали «с молотка», пережил муки горьких утрат родных людей. Последние годы Саввы Ивановича Мамонтова проходили в Москве, в скромном доме с гончарной и скульптурной мастерскими, к нему примыкающими. На его хутор «На Бутырках» все так же приходили люди искусства, как когда-то приходили в дом по Садовой улице и в Абрамцево, несмотря на то, что Мамонтов уже отошел от дел и был не в состоянии оказывать какую-либо помощь. Великий меценат скончался в 1918 -ом году.

Савва Мамонтов активно поддерживал различные виды творческой деятельности, заводил новые знакомства с художниками, помогал организациям культуры, устраивались домашние спектакли, даже организовал частную оперную труппу. В 1870-1890 имение Абрамцево стало центром художественной жизни России. Многим художникам Мамонтов оказывал существенную поддержку, в том числе и финансовую, но не занимался коллекционерской деятельностью.


Родился 3 октября 1841 в купеческой семье Ивана Фёдоровича Мамонтова и Марии Тихоновны (Лахтиной), был четвёртым ребёнком.

В 1849 И. Ф. Мамонтов переехал в Москву. Семья Мамонтовых жила богато: арендовала роскошный особняк, устраивала приёмы, балы. Образ жизни Мамонтовых был не типичен для капиталистов тех времён, связей и знакомств в Москве у И. Ф. Мамонтова не было.

В 1852 умерла мать Саввы Мамонтова - Мария Тихоновна. Семья Мамонтовых переехала в более простой (но и более обширный) дом. Савва вместе со своим братом был отдан в гимназию и проучился там год без особых успехов. Видя это, отец определил его в Петербургский Институт Корпуса гражданских инженеров (Горный институт), учащиеся которого получали как инженерные, так и военные знания.

В августе 1854 Савва вместе с двоюродными братьями были зачислены в корпус. Савва демонстрировал хорошее поведение, однако имел черту увлекаться интересными ему предметами, игнорируя другие: так, быстро выучив немецкий язык и имея по нему отличные баллы, он получал двойки и тройки по латыни. Успехами в образовании он не отличался, чем вызывал беспокойство своего отца.

Из-за эпидемии скарлатины И. Ф. Мамонтов забрал сына в Москву, и Савва вернулся во Вторую гимназию, где учился ранее. Семья переехала в новый дом и приобрела имение Киреево (подмосковные Химки). В 1856 некоторые из получивших амнистию декабристов остановились в доме Мамонтовых.

Начиная с 1858 Савва регулярно посещал театр и высказывал своё мнение о постановках в дневнике. Семья Саввы устраивала вечера, где проводились обсуждения спектаклей и книг, пение, музицирование.

В 1860 Савва не выдержал экзамена по латыни и был зачислен на повторное обучение, что тяжело переживалось и им, и его отцом. Латынь за Савву сдал другой юноша, а сам Савва поступил в Петербургский университет, переведясь затем на юридический факультет Московского университета.

Предпринимательство

И. Ф. Мамонтов занялся строительством железных дорог. Летом 1863 была запущена Троицкая железная дорога. Иван Фёдорович был избран членом правления этой дороги. Савва же всё больше увлекался театром, вошёл в театральный кружок. Отец Саввы с тревогой относился к праздным увлечениям сына. Сам Савва всё хуже учился в университете.

Видя это, Иван Фёдорович Мамонтов решил отправить Савву по делам Закаспийского товарищества (он был его сооснователем) в Баку. Осенью 1863 Савва Мамонтов стал руководить центральным Московским отделением товарищества.

В 1864 Савва посетил Италию, где начал брать уроки пения. Там же он познакомился с дочерью московского купца Григория Григорьевича Сапожникова - Елизаветой, впоследствии ставшей его женой (свадьба в 1865 в Киреево). Семья Сапожниковых занимала высокое положение в обществе, и согласие на брак было подтверждением прочности позиций Мамонтовых. Елизавете было около 17 лет, она не отличалась особой красотой, но любила читать, пела, много занималась музыкой.

Молодая семья поселилась в доме на Садовой-Спаской улице, купленном отцом Саввы Мамонтова. Этот особняк неоднократно перестраивался.

И. Ф. Мамонтов был крупным акционером и директором общества Московско-Ярославской железной дороги, возглавляемого Чижовым (1811-1877). Ранее Чижов был профессором математики Петербургского университета. Он был знаком со многими писателями и художниками и сыграл в жизни Саввы большую роль.

В 1869 умер Иван Фёдорович Мамонтов. Чижов втягивал Савву в самостоятельную предпринимательскую деятельность, и в 1872 по его рекомендации Савва занял пост директора общества Московско-Ярославской железной дороги. Савва Мамонтов избирается гласным Городской думы и действительным членом Общества любителей коммерческих знаний, становится признанным членом московского купечества.

Савва и его жена Елизавета Григорьевна решили приобрести свой дом за городом (Киреево было унаследовано старшим братом). Узнав, что продаётся усадьба писателя С. Т. Аксакова, супруги осмотрели дом в Абрамцево (1870). Несмотря на его плохое состояние, из-за живописной местности вокруг и архитектуры дома Мамонтовы приобрели усадьбу (за 15 тыс. рублей на имя жены). Мамонтовы неоднократно перестраивали дом и благоустраивали усадьбу.

Мамонтову до сих пор тяжела предпринимательская деятельность, особенно после очередного посещения Италии. Однако после избрания его директором железной дороги бросить дело уже не мог - увлёкся.

В 1876 государство назначило конкурс на проведение Донецкой каменноугольной железной дороги. Соискатели обязаны были предоставить проект и смету. Савва Мамонтов выиграл торги. В 1882 строительство Донецкой каменноугольной железной дороги полностью завершилось, после чего она была выкуплена государством.

В начале 90-х годов правление Московско-Ярославской железной дороги приняло решение продлить дорогу до Архангельска, что соответствовало увеличению протяжённости дороги почти в два раза. Савва Мамонтов считал данную дорогу необходимой стране и строил её практически без финансовой заинтересованности.

Мамонтов был чужд государственных наград, однако министр финансов С. Ю. Витте добивался для него и престижных званий и даже ордена Владимира 4-ой степени.

Меценатство

Савва Мамонтов активно поддерживал различные виды творческой деятельности, заводил новые знакомства с художниками, помогал организациям культуры, устраивались домашние спектакли, даже организовал частную оперную труппу (1885; частные труппы были разрешены с 1882). В 1870-1890 имение Абрамцево стало центром художественной жизни России. Здесь подолгу жили и работали русские художники (И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Васнецов, В. А. Серов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, В. Д. Поленов и Е. Д. Поленов, К. А. Коровин) и музыканты (Ф. И. Шаляпин и другие). Многим художникам Мамонтов оказывал существенную поддержку, в том числе и финансовую, но не занимался коллекционерской деятельностью.

Культурная деятельность Мамонтова была многим неприятна, даже родственникам, уж не говоря о директорах железной дороги, инженерах. Однако Мамонтов вкладывал в театр огромные деньги, его не останавливали неудачи.

Крах

В 1890-х годах Савва решает создать объединение промышленных и транспортных предприятий. Были куплены и арендованы несколько заводов, однако они нуждались в модернизации и требовали огромных капиталовложений. Уследить за их использованием было очень трудно, и часть средств просто разворовывалась.

Средств становилось всё меньше. В августе 1898 Мамонтов продал 1650 акций Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги Международному банку и получил специальную ссуду под залог акций и векселей, принадлежащих ему и его родственникам. Это был очень рискованный шаг, который увенчался полным крахом Саввы Мамонтова. Савва переводил деньги для объединения и реконструкции заводов со счетов других предприятий, что было уже нарушением закона.

Мамонтов надеялся покрыть расходы путём получения государственной концессии на постройку магистрали Петербург-Вятка, у него были и другие планы прокладки дорог, поддерживаемые С. Ю. Витте. В июне 1899 Савва не смог расплатиться с Международным банком и другими кредиторами. Министерство финансов назначило ревизию. По некоторым источникам, ревизия была плодом интриг директора Международного банка А. Ю. Ротштейна и министра юстиции Н. В. Муравьёва. В любом случае государство было заинтересовано в получении дороги.

Прокурор Московского окружного суда А. А. Лопухин писал: «То самое министерство финансов, которое в лице его главы, С. Ю. Витте, только что выступило в качестве инициатора в вопросе о предоставлении названному обществу выгодной концессии (на строительство дороги Петербург-Вятка - примечание), выступило в лице того же С. Ю. Витте с требованием об отобрании у него этой самой концессии и о принятии мер, которые были сознательно направлены к финансовой гибели и железнодорожного общества, и крупных его акционеров». Несомненно, С. Ю. Витте, до некоторого момента находившийся в дружеских отношениях с Мамонтовым, резко поменял свою позицию.

Савва ещё мог распродать имущество и погасить задолженности, но дело было доведено до суда: сам Мамонтов был арестован и посажен в тюрьму, его имущество описано. В газетах циркулировали слухи об огромных хищениях средств. Несмотря на все усилия друзей Мамонтова и положительное мнение рабочих, Савва несколько месяцев просидел в тюрьме. Обстоятельства дела позволяют сказать о том, что освобождению Саввы Мамонтова сознательно препятствовали. Муравьёв сознательно искал сведения о злоупотреблениях Мамонтова, найти ничего не смог.

В тюрьме Савва лепил скульптуры охранников и по памяти. Известный адвокат Плевако защищал в суде Савву Мамонтова, свидетели говорили о нём только хорошее, а следствие установило, что Савва не присваивал денег. Присяжными Мамонтов был оправдан, зал суда был наполнен незатихающими аплодисментами.

Имущество Саввы Мамонтова было распродано почти полностью, многие ценные произведения ушли в частные руки. Железная дорога ушла в государственную собственность по стоимости, значительно ниже рыночной, часть акций досталась другим предпринимателям, в том числе и родственникам Витте. Все долги были погашены.

Однако Мамонтов потерял деньги и репутацию и был уже не способен заниматься предпринимательской деятельностью. До конца жизни Савва сохранил любовь к искусству и любовь старых друзей - творцов.

Детство и юность

Родился 4 октября 1841 года в купеческой семье Ивана Фёдоровича Мамонтова и Марии Тихоновны (Лахтиной), был четвёртым ребёнком. В 1849 году И. Ф. Мамонтов переехал в Москву . Семья Мамонтовых жила богато: арендовала роскошный особняк, устраивала приёмы, балы. Образ жизни Мамонтовых был не типичен для капиталистов тех времён, связей и знакомств в Москве у И. Ф. Мамонтова не было.

В 1852 году умерла мать Саввы Мамонтова - Мария Тихоновна. Семья Мамонтовых переехала в более простой (но и более обширный) дом. Савва вместе со своим братом был отдан в гимназию и проучился там год без особых успехов. В августе 1854 года Савва вместе с двоюродными братьями были зачислены в Институт Корпуса горных инженеров, учащиеся которого получали как инженерные, так и военные знания. Савва демонстрировал хорошее поведение, однако имел черту увлекаться интересными ему предметами, игнорируя другие: так, быстро выучив немецкий язык и имея по нему отличные баллы, он получал двойки и тройки по латыни. Успехами в образовании он не отличался, чем вызывал беспокойство своего отца.

Предпринимательская деятельность

И. Ф. Мамонтов занялся строительством железных дорог. Летом 1863 года была запущена Московско-Троицкая железная дорога . Иван Фёдорович был избран членом правления этой дороги. Савва же всё больше увлекался театром, вошёл в театральный кружок. Отец Саввы с тревогой относился к праздным увлечениям сына. Сам Савва всё хуже учился в университете.

Видя это, Иван Фёдорович Мамонтов решил отправить Савву по делам Закаспийского товарищества (он был его сооснователем) в Баку . Осенью 1863 года Савва Мамонтов стал руководить центральным Московским отделением товарищества.

В 1864 году Савва посетил Италию, где начал брать уроки пения. Там же он познакомился с дочерью московского купца Григория Григорьевича Сапожникова - Елизаветой, впоследствии ставшей его женой (свадьба в 1865 году в Киреево). Семья Сапожниковых занимала высокое положение в обществе, и согласие на брак было подтверждением прочности позиций Мамонтовых. Елизавете было около 17 лет, она не отличалась особой красотой, но любила читать, пела, много занималась музыкой. Молодая семья поселилась в доме на Садовой-Спасской улице , купленном отцом Саввы Мамонтова. Этот особняк неоднократно перестраивался.

И. Ф. Мамонтов был крупным акционером и директором общества Московско-Ярославской железной дороги , возглавляемого Ф. В. Чижовым (1811-1877). Ранее Чижов был профессором математики Петербургского университета. Он был знаком со многими писателями и художниками и сыграл в жизни Саввы большую роль.

В 1869 году умер Иван Фёдорович Мамонтов. Чижов втягивал Савву в самостоятельную предпринимательскую деятельность, и в 1872 году по его рекомендации Савва занял пост директора общества Московско-Ярославской железной дороги. Савва Мамонтов избирается гласным Городской думы и действительным членом Общества любителей коммерческих знаний, становится признанным членом московского купечества.

Савва и его жена Елизавета Григорьевна решили приобрести свой дом за городом (Киреево было унаследовано старшим братом). Узнав, что продаётся усадьба писателя С. Т. Аксакова , супруги осмотрели дом в Абрамцево (1870). Несмотря на его плохое состояние, из-за живописной местности вокруг и архитектуры дома Мамонтовы приобрели усадьбу (за 15 тысяч рублей, на имя жены). Мамонтовы неоднократно перестраивали дом и благоустраивали усадьбу.

Мамонтову всё ещё была тяжела предпринимательская деятельность, особенно после очередного посещения Италии. Однако после избрания директором железной дороги бросить дело он уже не мог - увлёкся.

В 1876 году государство назначило конкурс на проведение Донецкой каменноугольной железной дороги. Соискатели обязаны были предоставить проект и смету. Савва Мамонтов выиграл торги. В 1882 году строительство Донецкой каменноугольной железной дороги полностью завершилось, после чего она была выкуплена государством.

В начале 1890-х годов правление Московско-Ярославской железной дороги приняло решение продлить дорогу до Архангельска , что соответствовало увеличению протяжённости дороги почти в два раза. Савва Мамонтов считал данную дорогу необходимой стране и строил её практически без финансовой заинтересованности.

Мамонтов был чужд государственных наград, однако министр финансов С. Ю. Витте добивался для него и престижных званий и даже ордена Владимира 4-ой степени.

Меценатская деятельность

Савва Мамонтов активно поддерживал различные виды творческой деятельности, заводил новые знакомства с художниками, помогал организациям культуры, устраивались домашние спектакли, даже организовал на сцене театра Солодовникова частную оперную труппу (1885; частные труппы были разрешены с 1882). В 1870-1890 годах имение Абрамцево стало центром художественной жизни России. Здесь подолгу жили и работали русские художники (И. Е. Репин , М. М. Антокольский , В. М. Васнецов , В. А. Серов , М. А. Врубель , М. В. Нестеров , В. Д. Поленов и Е. Д. Поленова , К. А. Коровин) и музыканты (Ф. И. Шаляпин и другие). Многим художникам Мамонтов оказывал существенную поддержку, в том числе и финансовую, но не занимался коллекционерской деятельностью.

Культурная деятельность Мамонтова была многим неприятна, даже родственникам, уж не говоря о директорах железной дороги, инженерах. Однако Мамонтов вкладывал в театр огромные деньги, его не останавливали неудачи.

Неудача

В 1890-х годах Савва решает создать объединение промышленных и транспортных предприятий. Были куплены и арендованы несколько заводов, однако они нуждались в модернизации и требовали огромных капиталовложений. Уследить за их использованием было очень трудно, и часть средств просто разворовывалась.

Средств становилось всё меньше. В августе 1898 года Мамонтов продал 1650 акций Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги Международному банку и получил специальную ссуду под залог акций и векселей, принадлежащих ему и его родственникам. Это был очень рискованный шаг, который закончился полным крахом Саввы Мамонтова. Савва переводил деньги для объединения и реконструкции заводов со счетов других предприятий, что было уже нарушением закона.

Мамонтов надеялся покрыть расходы путём получения государственной концессии на постройку магистрали Петербург-Вятка , у него были и другие планы прокладки дорог, поддерживаемые С. Ю. Витте . В июне 1899 года Савва не смог расплатиться с Международным банком и другими кредиторами. Министерство финансов назначило ревизию. По некоторым источникам, ревизия была плодом интриг директора Международного банка А. Ю. Ротштейна и министра юстиции Н. В. Муравьёва . В любом случае государство было заинтересовано в получении дороги.

Прокурор Московского окружного суда А. А. Лопухин писал: «То самое министерство финансов, которое в лице его главы, С. Ю. Витте, только что выступило в качестве инициатора в вопросе о предоставлении названному обществу выгодной концессии (на строительство дороги Петербург-Вятка - примечание), выступило в лице того же С. Ю. Витте с требованием об отобрании у него этой самой концессии и о принятии мер, которые были сознательно направлены к финансовой гибели и железнодорожного общества, и крупных его акционеров». Несомненно, С. Ю. Витте, до некоторого момента находившийся в дружеских отношениях с Мамонтовым, резко поменял свою позицию.

Савва ещё мог распродать имущество и погасить задолженности, но дело было доведено до суда: сам Мамонтов был арестован и посажен в Таганскую тюрьму , его имущество описано. В газетах циркулировали слухи об огромных хищениях средств. Несмотря на все усилия друзей Мамонтова и положительное мнение рабочих, Савва несколько месяцев просидел в тюрьме. Обстоятельства дела позволяют сказать, что освобождению Саввы Мамонтова сознательно препятствовали. Муравьёв Н. В. целенаправленно искал сведения о злоупотреблениях Мамонтова, но найти ничего не смог.

В тюрьме Савва лепил скульптуры охранников и по памяти. Известный адвокат Ф. Н. Плевако защищал в суде Савву Мамонтова, свидетели говорили о нём только хорошее, а следствие установило, что Савва не присваивал денег. Присяжными Мамонтов был оправдан, зал суда был наполнен незатихающими аплодисментами.

Имущество Саввы Мамонтова было распродано почти полностью, многие ценные произведения ушли в частные руки. Железная дорога ушла в государственную собственность по стоимости, значительно ниже рыночной, часть акций досталась другим предпринимателям, в том числе и родственникам Витте.

Все долги были погашены. Однако Мамонтов потерял деньги и репутацию и был уже не способен заниматься предпринимательской деятельностью. До конца жизни Савва сохранил любовь к искусству и любовь старых друзей - творцов.

Савва Иванович Мамонтов скончался 6 апреля 1918 года и был похоронен в Абрамцеве. На фоне событий, потрясавших страну, его смерть оказалась почти незамеченной.

Память

  • Памятники на привокзальных площадях Сергиева Посада (1999) и Ярославля (2008) .
  • Платформа Мамонтовская недалеко от Москвы (Ярославское направление).
  • В честь Саввы Мамонтова был назван электропоезд ЭД4 МК-0089.
  • В честь Саввы Ивановича названа шрифтовая гарнитура , основанная на плакатных шрифтах начала XX века.

Семья

Дети: Сергей, Андрей, Всеволод, Вера, Александра Сын: Мамонтов, Сергей Саввич (1867-1915), - поэт, драматург, создатель театра миниатюр.

См. также

Ссылки

  • Савва Мамонтов и Донецкая каменноугольная железная дорога
  • Савва Мамонтов и строительство Северной железной дороги

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 15 октября
  • Родившиеся в 1841 году
  • Родившиеся в Тобольской губернии
  • Родившиеся в Тюменской области
  • Умершие 6 апреля
  • Умершие в 1918 году
  • Умершие в Московской губернии
  • Умершие в Московской области
  • Мамонтовы
  • Предприниматели Российской империи
  • Меценаты Российской империи
  • Гласные Московской городской думы
  • Члены Московского Английского клуба до 1917 года
  • Похороненные в Московской области

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Мамонтов, Савва Иванович" в других словарях:

    Крупный промышленник, меценат, деятель в области русского искусства, театра и музыки. Учился в Петербургском горном институте, затем на юридическом факультете Московского… … Большая советская энциклопедия

    - (1841 1918) российский промышленник и меценат. Из купцов. Акционер железнодорожного и промышленного обществ; разорился в 1899. Общался с крупнейшими деятелями русской культуры. В 1870 90 подмосковное имение Мамонтова Абрамцево стало центром… … Большой Энциклопедический словарь

    - (1841 1918), промышленник и меценат. Из купцов. Акционер железных дорог и промышленных обществ. В 1870 1890 подмосковное имение Мамонтова Абрамцево стало одним из центров художественной жизни. При содействии Мамонтова были созданы художественные… … Энциклопедический словарь