Алексей , 1959 г . рожд., живу в Лондоне, Великобритания

Образование: высшее, диплом учителя физики и астрономии, окончил МГПИ им. Ленина в 1982 году. Основная профессия - инженер-разработчик электронной аппаратуры. Сейчас работаю инженером-консультантом по разработке электроники.

Профессию выбирал по интересу, непосредственно "раннее развитие" к этому выбору отношения не имело, большее влияние оказала мастерская в доме и инженерная смекалка отца. Любимое занятие в детстве - Чтение.

Детей у нас двое - Наташа (1980 г. рождения) и Александр (1984 г. рождения). Оба закончили университеты, у Наташи диплом по истории искусств и, кроме этого, высшая переводческая квалификация (DiplomainTranslation), она работает переводчиком в юридической компании. У Александра диплом по информационным технологиям, он работает консультантом в компьютерной компании в Сити.

Многое из того, что сделал мой отец, светлая ему память, ещё ждёт своего времени, настолько это опередило современную детскую психологию. Одна из поразительных вещей, которую он по сути доказал своими исследованиями, в том, что ребёнок развивается не благодаря внешним воздействиям и условиям, а в первую очередь благодаря творческому началу, по сути подобию Божиему, заложенному в нём. Импульс развития идёт изнутри, не снаружи, и то, что делаем мы, как родители, может помочь или помешать развитию, но не может создать этот импульс. Поэтому необходимым условием развития является свобода для этого внутреннего творческого начала и предоставление ему правильных условий, информации, примера.

Наши родители никогда ни к кому не относились с предубеждением. Кто бы у нас ни появлялся – в течение многих лет огромное количество народу прошло – и никогда не было изначально плохого отношения к человеку. И это очень сильно засело в нас.

Еще у нас в семье с самого начала уважалась самостоятельность мысли.

Школа спортивной борьбы, через которую мы прошли в детстве, сделала меня способным в нужный момент мобилизовывать все свои силы, полностью концентрироваться. Я имею ввиду способность моментально реагировать, брать себя в руки, независимо от того, устал ты или нет. И второе: уметь распределять свои силы, не переоценивать себя. И в физическом смысле, и в моральном, и в интеллектуальном.

Отмечу одну важную особенность, которая вообще характерна для нормальной семьи, и для семьи наших родителей в частности. Это та самая абсолютно откровенная атмосфера внутри семьи. Здоровая, честная обстановка. Доверие и хорошие человеческие отношения: между родителями, между родителями и детьми.

Я очень благодарен моим родителям за то, что у меня было такое детство, за то физическое здоровье, психологическую крепость и умение соображать, которые оно мне дало. И думаю, что раннему развитию мы должны быть многим обязаны: и экономией времени, и возможностью пройти школьный путь, сравнительно мало от него пострадав, как в моральном, так и в умственном смысле.

Надо сказать, что в информации о Никитиных существует много мифов, и остаётся только надеяться, что когда-нибудь будет написана правдивая история о том, как это всё было.

Антон , 1960 г. рожд., живу в Подмосковье.

Закончил школу № 444, г.Москва (1974), Щелковский химико-механический техникум (с отличием, 1977), Химический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова (1982). Специальность – химик. Сейчас работаю в должности зам. нач. производственного отделения.

Как вы выбирали свою профессию? Помогло ли вам в этом «раннее развитие»?

Таблица Менделеева на стене, наверное, поспособствовала:) .

Что дало вам «раннее развитие» творческих и других способностей? А еще чем «вооружила» вас семья в детстве?

Семья мне дала все :) . А если серьезно, то думаю, что почти все, что касается развития ребенка, зависит от родителей, а точнее, от того, в какой обстановке он находится и какие люди его окружают. Так что мне (я сейчас говорю только о себе) очень повезло.

Любимое занятие в детстве? Любимая игра (игрушка) ?

Любимое занятие (индивидуальное)– чтение :) . И всегда любил любые занятия и игры с папой. Любимая игрушка – большие деревянные кирпичи.

Как вы воспринимали известность семьи – она вам помогала или мешала?

В большей степени, наверное, мешала.

Что вы считаете главным в работе БП и ЛА как педагогов-практиков, новаторов? Какую книгу (игру) Никитиных вы любите больше всего?

Хочется провести аналогию с поэзией :) . Поэт – это не тот, кто отвечает на вопросы. Поэт – это тот, кто помогает нам взглянуть на мир другим взглядом, с другой стороны, и увидеть то, что не видит обычный человек. Так и Никитины. Они научили многих людей (и в первую очередь своих детей) смотреть на взаимоотношения взрослых и детей новым взглядом, сильно отличающимся от традиционного :) . А любимая игра – Уникуб.

Какие элементы «системы воспитания по Никитиным» вы перенесли в свои собственные семьи? Что из опыта Никитиных-старших вы не стали повторять и почему?

Вот этот подход и перенесли. А что не стали повторять, так это перескакивание через классы в школе. Хотя, разумеется, это перескакивание никак нельзя отнести к «системе воспитания по Никитиным».

Сколько у вас детей?

Детей двое. Алексей (1983) и Дарья (1986).

Сайт нужен обязательно и по многим причинам. Во-первых, как средство продолжения дела Никитиных. Во-вторых, как место, где могут общаться все, кто считает себя продолжателями дела, кто просто читал книги Никитиных и пытается что-то взять оттуда для себя, кто в чем-то несогласен с Никитиными и хочет высказать свою точку зрения. В-третьих, для того, чтобы по возможности, положить конец огромному числу мифов, сплетен и клеветы, которые окружают нашу семью, семью Никитиных. В-четвертых,чтобы понять востребованность в современном обществе других подходов к образованию и воспитанию (особенно в условиях деградации и того и другого:().

Ольга , 49 лет, г. Королев.

После 8-го класса школы поступила в Московское педагогическое училище на отделение Организация делопроизводства. Окончила его с красным дипломом и поступила на дневное отделение юридического факультета МГУ. Училище дало хорошие навыки в машинописи и умение работать с документами, ну а университет – все остальное, необходимое для успешной профессиональной деятельности по специальности. Работаю юристом уже более 25 лет в разных сферах и достаточно успешно. Сейчас - заместитель руководителя юридической службы в крупном акционерном обществе.

«Раннее развитие» помогло скорее не в выборе профессии, а в ее освоении: умение быстро и осмысленно читать, хорошая память (особенно зрительная), навыки логически мыслить, грамотность (и в устной речи и в письменной), стремление доводить до конца начатое дело – все это, безусловно, очень помогло и в учебе, и помогает до сих пор в работе. И я уверена, что все это - не благодаря учению в школе, а именно в результате так называемого «раннего» развития и вообще всей обстановки в нашем доме.

А выбор был достаточно случаен. Может быть, повлияла бабушка Дина – мамина мама. Она всегда была образцом спокойствия, уверенности, уважительного отношения к людям, пользовалась огромным уважением и непререкаемым авторитетом у огромного количества жителей нашего поселка – Болшево. Проработав более 50 лет в школе, будучи уже на пенсии, она была председателем товарищеского суда, и к ней бесконечным потоком шли люди за помощью и советом.И она мое намерение попробовать поступить на юрфак поддержала и была за меня очень рада.

Конечно, семья (родители) дала здоровье (до сих пор не жалуюсь, хотя из-за лени не предпринимаю практически никаких усилий для его поддержания) и умение любить и ценить близких людей. Быть уверенным в любви и поддержкеродных. Это очень помогает в жизни.

Известность семьив детстве скорее мешала – довольно неприятно, когда буквально «тыкают пальцем» и удивленно-неодобрительно высказываются и про твоих родителей и про тебя, соответственно. С возрастом я стала более спокойно к этому относиться, уже понимать начинаешь, что люди разные и не то что не очень тактичные, а и просто не очень хорошие встречаются. И тут как раз детская «закалка» помогала научиться спокойнее воспринимать чужое, пусть даже негативное, мнение и уметь отстаивать свое.

Главным в нашей семье считаю вот что. И БП, и ЛА были в своей жизни и отношениях с нами и людьми вообще очень искренними, думающими, открытыми и любящими. Их личные качества и характеры дополняли и уравновешивали друг друга, что и позволило им всю жизнь стремиться «вперед и вверх», не отвлекаясь на пустяки и не поддаваясь никакому давлению - ни общественного мнения, ни «авторитетов» (БП), не перекладывая на других ответственность ни за победы, ни за поражения, оставаясь честными и откровенными перед собой и другими (ЛА).

Их книги, как ни странно, нравятся все. Они разные, и вроде знаю их хорошо, и читала не один раз, но если попадет в руки – оторваться трудно. И не только потому, что «про себя» читаешь, а и потому, что много действительно интересных и ценных мыслей и чувств открываешь каждый раз.

Из «развивающих игр» – люблю с детства «Сложи узор», наверное, потому что много играли с папой, и рисовали задания, и кубики раскрашивали сами. С папой все было интересно делать.

В свою собственную семью постаралась «взять» здоровый образ жизни (простая пища, легкая одежда, босиком дома и во дворе, спортснаряды дома), чтение до школы, разнообразие занятий в детстве. Ну и общее для многих, не только нашей семьи, наверное – чтение вслух, совместная работа по дому (уборка, приготовление пищи и т.п.), поездки с детьми. А самое главное, опять же вроде не из «системы», а из просто большой и дружной (несмотря ни на что) семьи – большое желание быть друзьями своим детям, заслужить их доверие и искреннее отношение.

Что не повторяю: многодетность. Считаю, что это очень большой труд, даже самопожертвование, и ответственность, на которые очень мало кто способен. Я – не способна. Готова по мере сил и возможностей помогать тем своим сестрам и брату, которые на это решились. Но сама - нет.

Еще считаю очень спорным, а в нашей современной школе вообще тяжелым испытанием, перескакивание через классы (или более раннее, на 1-2 года, обучение). Не в смысле трудностей с учебой (тут как раз все довольно просто), а в свете социально-адаптационных проблем для ребенка в школьном коллективе. Пока не будет перестроена система образования и общественное сознание таким образом, что к подобным вещам будет спокойное и дружелюбное отношение, нужно быть очень осторожным.

У меня две дочери: Надежда (1982) и Анна (1984) – столько, сколько детей хотела. Дочки прекрасные - красивые, умные, дружные. Обе закончили институты, вышли замуж. Надя руководит отделом в администрации крупной московской гостиницы, Ася (Анна) сейчас в отпуске по уходу за ребенком – у нее замечательный сын Савва, которому скоро 2 года!

Зачем нужен сайт семьи Никитиных? Для того, чтобы:

а) опыт, размышления, находки, огромнаяинформация о детстве как важнейшем периоде жизни человека, которые за свою жизнь собрали БП и ЛА продолжали служить людям, т.е. той цели, ради которой они работали, наблюдали, размышляли, спорили и вообще жили. Может быть, я тоже несколько наивна, но очень многое людям действительно неоткуда почерпнуть! А люди думающие, размышляющие и небезразличные должны хотя бы знать об опыте, мыслях и жизни предыдущих поколений. Учиться на них, переосмысливать их для себя и своей жизни.

в) дать достоверную «из первых рук» информацию о Никитиных – и БП и ЛА, и о нас самих, в конце концов, довольно неприятны глупости и пакости, встречающиеся в Интернете о своих родителях и себе. Судиться или опровергать якобы правдивые сведения якобы знакомых с нами (понимая, чтозаведомо малопорядочных)людей, - дело крайне неблагодарное, адля тех, кто хочет узнать правду – она должна быть доступна. И, слава Богу, благодаря Интернетуэто стало намного проще.

Анна , 47 лет, живу в г. Королев Московской области.

ЗакончилаМосковское медицинское училище № 3, специальность «детская медсестра», диплом с отличием. Работала в Морозовской детской больнице, процедурной медсестрой в хирургическом отделении районной больницы в Пермской области, в медицинском школьном кабинете.

Почему именно медучилище? Ухаживать за маленькими детьми и играть с ними всегда нравилось, как и вообще о ком-нибудь заботиться. Очень благодарна своему училищу: за исключением одного скучнейшего предмета – «воспитание детей» :) -спецпредметы нам преподавали хорошие профессионалы-практики. Своей профессией – сестры милосердия! – очень довольна: она не раз выручала меня в разных ситуациях. То, что не поступила в медицинский вуз (по молодости хотелось быть врачом!), сейчас считаю удачей: медсестра – куда более женственная профессия. Последние годы работаю логистиком в международной транспортной фирме - пришлось зарабатывать, когда муж по состоянию здоровья не мог работать.

Остальные навыки и умения – инструменты для основной деятельности как мамы и бабушки (вязание, стрижка волос,шитьё, бисероплетение, выпечка «фирменных» тортов и печений, постановка домашних спектаклей, гитара и фортепиано, сочинение стихов и песен…)

«Раннее развитие» , безусловно, очень помогло мне в дальнейшей жизни. Наглядно – машинопись методом вслепую: выучившись так печатать на пишущей машинке в 12 лет (где-то за месяц без сверхусилий – пальцы выучили клавиатуру), постоянно этим занимаясь (приходилось много помогать в этом папе, маме, родным и друзьям), эта профессия частенько выручала и выручает меня. Вообще считаю именно УМЕНИЯ (особенно занятость рук), а не знания первоочередными.

Моё дошкольное Детство дало мне многие необходимые «инструменты» для дальнейшего обучения и вообще жизни:

Раннее выразительное чтение помогло чувствовать красоту своего родного языка и подарило нормальную грамотность;

Быстрый устный счёт и папины игры – практическиисключили проблемы с математикой; кроме того, игры (и интеллектуальные, и спортивные :) ) наградили упорством и умением рассчитывать свои силы и возможности.

Привычка с детства много двигаться - долгое время не давала повода даже задуматься над своим здоровьем, а большое желание работать руками и интерес к освоению чего-то нового – самому! – все время помогает в любой учёбе и дает уверенность, что «сё получица!», как говорит моя внучка.

А вообще СЕМЬЯ напитала меня радостью ОБЩЕНИЯ с родными людьми, доверием и интересом к другим людям – в этом помогаларазность характеров всех нас и безусловное доверие друг к другу, возможность заботиться о маленьких и больших.

Очень важна для моего (и не только моего) будущего была занятость наших родителей интересными делами В ДОМЕ. Даже только смотреть, КАК они что-то делают – было просто захватывающе! Папа владел многими слесарными и столярными инструментами – вся простая мебель в доме сделана его руками; а мама часто оформляла дома плакаты-выставки для библиотеки – тушью рисовала. Очень важны были общие дела и игры: допустим, заготовка дров к зиме или наша любимая игра в «волка», или мамино чтение вслух – всё было по-своему здорово!

В детстве любила что-нибудь считать :) и читать сказки. Конечно, нравилось играть в разные общие игры (в «волка»,«индейцев», «бедных людей»), делать вместе концерты к праздникам (костюмы сооружать, стихи вслух читать, цыганку или французскую певицу изображать…), где-то после 12 лет – обожала печатать на машинке и играть на пианино (осваивала самостоятельно). Всегда нравилось помогать папе и маме – рисовать и чертить новые задания к играм, переписывать карточки библиотечные, печь пироги… А еще очень нравилось, когда папа или мама рассказывали что-нибудь из своего детства и тихонько целовали в лобик перед сном…

Из игрушек нравились маленькие деревянные фигурки (игра «Волшебный мешочек»), а из папиных игр – «Внимание-Угадай-ка!», «Кирпичики», «Дроби», «рамки Монтессори» (да все папины игры интересны, кроме «Конструктора», в который я почему-то не играла).

В детстве известность семьи мешала – мешала быть самой собой, как-то сразу выставляла тебя напоказ перед другими, как бы давая право интересоваться всеми сторонами твоей жизни без всякого стеснения, а это малоприятно.А сейчас я всё чаще оказываюсь в таком положении, что когда люди узнают о моей причастности к семье Никитиных, обычно с радостью – искренне! - произносят: «Да что вы! А мне очень помогли книги ваших родителей!..» И сейчас я уже воспринимаю известность наших родителей – нет, не известность, а тот труд, который они проделали, -как большой кредит доверия ко мне и некий «бонус» перед другими людьми. Особенно приятно встречать тех, кто был на встречах с Б.П. и Л.А. или приезжал к нам в дом: у этих людей сразу начинают светиться глаза и они начинают вспоминать папу с мамой с таким теплом и благодарностью, что и передать трудно...

Очень важно то, что написаны замечательные книги. Вообще преклоняюсь перед умением папы и мамы коротко и ёмко делать записи (в том числе, и о нас, детях). Уникальна, на мой взгляд, папина способность анализировать педагогические и медицинские книги (он постоянно изучал как старую - до 1917 г., так и современную литературу, касающуюся воспитания и развития детей) – делал выписки, собирал вырезки по темам…Количество специальной литературы с его пометками – просто огромно.

Конечно, оба были великолепными ораторами, а их честность, искренность, стойкость и неподкупность не могли не растопить других людей на встречах и выступлениях. Поэтому то, что они не отказывались от этих встреч – настоящий подвиг. Очень многих людей они повернули лицом к Детству.

Книги Никитиных люблю все. Не могу выделить какую-либо – каждая по-своему хороша, хотя где-то и поспорить хочется:).

Практически всё, что у нас в семье было, старалась привнести в свою семью: взаимопомощь в домашних делах, раннее самообслуживание и забота о других (в семье и вне ее), общие походы и игры, постановка домашних спектаклей и спартакиад, любовь к движению и спортивным играм, хождение босиком,раннее обучение чтению, письму, математике (всё «между дел»), чтение вслух, песни вместе… - да разве всё упомнишь?..

Единственное, что не пыталась повторять – отправить детей в школу раньше положенного. Самой (я была младше одноклассников на 2 года) повезло с классом – ко мне относились заботливо, хотя в свой «взрослый мир» особо не пускали – жалели, думаю. Класс мой – 10 «Б» выпуска 1979 года – каждый год встречается, и я частенько хожу на эти встречи – мне хорошо с моими одноклассниками, и я как будто заново открываюсь сама и открываю их – то, чего не смогла набрать в школе.На мой взгляд, куда важнеене столько вырываться интеллектуально, сколько уметь выстраивать отношения с другими - ровесниками, взрослыми. Когда ты младше других, на это уходит очень много сил, или ты останешься одиноким – к тебе мало в чем прислушиваются. Когда же ты старше других, у тебя больше возможности окружать других заботой, быть великодушнее… - я так думаю.

У меня четверо детей, как и мечтала когда-то в детстве: сыновья Петр и Михаил, дочери Александра и Татьяна. Хотя сейчас, когда старший женат, а дочки замужем, думаю, что для меня четверо - это мало:) Внучке 1,5 года.

Считаю важным сказать, что трое старших поступали в вузы и учились в них без каких-либо протекций, денег и т.п. Знаю, что все трое в своей области- специалисты высокого уровня.Но больше всего я благодарна своим детям за их готовность всегда помочь другим (это было и в школе, и в вузах) иумение это делать – и словом, и делом.

Зачем нужен сайт семьи Никитиных?

У меня давно ощущение, что наша семья сидит на «сундуках» сокровищ, которыми когда-то умело распоряжался наш папа: он щедро делился со всеми этими сокровищами и, как мог, наполнял «сундуки» (СКОЛЬКО папа всего успевал читать, анализировать, обобщать… – материала не на один десяток диссертаций!) - архивы родителей просто бесценны и огромны. И настолько интересны! А сколько простых «педагогических» решений ими уже найдено, сколько элементарных законов здоровья!..

В то же время, встречаясь с разными семьями, вижу, что наша семья в чем-то отстала от жизни: в каких-то направлениях люди - семьи! - ушли куда дальше и нашли пути решения многих проблем, не разрешенных нами – хочется набраться опыта у них. Это «перетекание» опыта друг в друга, взаимное обогащение жизненно необходимо (в чем-то оно похоже на жизнь Большой Семьи :) ). В этом вижу одну из задач сайта.

Кроме того, надоели распространенные в Интернете пасквили* на нашу семью – особенно больно здесь за папу с мамой. Не хочется давать и дальше расти этой плесени.

Под словами «раннее развитие», как термином, которым наградили «воспитание по Никитиным», я понимаю максимально большие возможности для всевозможной ранней ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ребенка – самостоятельной, интересной, небессмысленной и ответственной. Вместе и одному. Именно такое «раннее развитие» я буду поддерживать.

*«Любовь и система» С. Самоделовой в МК 2000 г. – прежде всего.

Юлия , 1966 г. рождения. 45 лет. Живу в небольшом городе недалеко от Москвы. Журналист. Работаю в пресс-службе крупного предприятия.

В нашей большой семье я больше всего ценю атмосферу взаимного доверия и открытости, готовность сразу прийти на помощь друг другу.

«Раннее» развитие воспринималось как нормальное, никакого насилия над собой в семье я никогда не чувствовала. Плюсы так называемого раннего развития: 1. начальную и во многом среднюю школу прошла легко, на домашнем багаже знаний; 2. хорошее здоровье и хорошее физическое развитие. Вплоть до института выступала в разных соревнованиях по легкой атлетике и гимнастике фактически без дополнительных тренировок; 3. привычка к «здоровому образу жизни».

Минусы. 1. знания в детстве дались слишком легко и не приучили учиться. Это пришлось нарабатывать в зрелом возрасте. 2. Разница в возрасте с одноклассниками в 2-2,5 года изолировала от сверстников, создало трудности в общении. 3. Слава родителейи известность семьи на меня, чрезвычайно впечатлительного ребенка и подростка, повлияли негативно, мешали строить собственную жизнь.

Сколько себя помню, пишу, и всегда хотела писать и общаться с людьми. Так что, в общем, детские мечты осуществились.

Из книжек БП и ЛА люблю «Правы ли мы», «Мы и наши дети». Из «развивающих игр» мне больше по душе так называемые пособия – таблицы, географические карты на стенах, часы, термометр и т.п. Сами игры были интересны с папой, со своими детьми я занималась ими мало.

У меня двое детей – дочери 1991 г. и 1995 г. рождения. Третьего хотелось, но уже «не тянула» - ни материально, ни психологически. Дети, на мой взгляд, требуют огромного внимания, терпения и просто времени. Если их трое – женщине уже нужно про себя забыть. Поэтому многодетность – выбор немногих, и я считаю это нормальным.

В свою семью «перенесла» - раннее прикладывание к груди; долгое грудное вскармливание; раннюю и постоянную физкультуру (турники и пр. в доме), закаливание и обливание, ходьбу босиком, раннее чтение, чтение вслух, карты и пр. на стенах детской; разнообразные конструкторы; совместные просмотры фильмов, вообще люблю что-то делать «вместе с детьми» - это, конечно, от моих родителей. Сознательно отдала детей в детский сад и в сильные школы – дождавшись требуемого возраста. Умение находить контакт с людьми кажется мне более важным, чем опережающие интеллектуальные нагрузки. Тем более что в современной школе они в любых классах запредельны.

Появление Сайта семьи Никитиных в какой-то момент стало назревшей необходимостью. Я очень благодарна главным вдохновителям, моим племянницам и молодым мамам, которые смогли свежим взглядом посмотреть на работу БП и ЛА, и помогаю им по мере сил и возможностей.

Хотя мне и сегодня трудно оценить реальный вклад своих родителей в изучение детства и возможностей ребенка. Безусловно, большую часть тех «новшеств», с которыми мы жили в родительском доме, каждый из нас естественным образом перенес в собственные семьи. Большинство из семерых - потому, что нам это органично. Но многое из предложений БП и ЛА, в 70-е годы прошлого века казавшееся революцией, теперь вообще стало нормой. Как «раннее прикладывание» к груди, гимнастика для новорожденных или раннее чтение.

Спустя годы для меня главным в истории нашей семьи оказались не «новшества», а все-таки иное. Вся наша жизнь в большом доме была озарена творчеством, энергией, открытостью, светом, требовательностью к себе этих двух удивительных личностей – наших отца и матери. Для всех своих многочисленных внуков они сумели найти в себе еще больше любви. В кабинет дедушки мог прибежать каждый в любое время. При этом Борис Павлович, казалось, любил каждого встречаемого им малыша не меньше, чем собственного. Во всех конфликтах взрослых и детей (то есть своих собственных выросших детей – со своими маленькими внуками) бабушка Лена всегда принимает сторону «слабого»…

Я считаю, что на сегодня все семеро братьев и сестёр Никитиных, как состоявшиеся личности (младшей Любови – уже 40), явно не дотягивают до уровня своих родителей. Хотя папа был убежден, что дал нам все возможное для дальнейшего творческого расцвета. Почему же потенциал реализован далеко не полностью?

Все инструменты, которые БП предлагал, действительно прекрасно работают. Но, по моему мнению, -только на каком-то этапе, и вовсе не гарантируют решение большинства проблем. Дальнейшая судьба зависит от очень многих факторов. И от того, что ребенка будут «погружать в развивающую среду», и он научится читать в три года, музицировать в пять и закончит университет в 12, совсем необязательно он станет Эйнштейном, или просто реализуется как творец, или просто станет счастливым. Достаточно вспомнить трагическую судьбу рано просиявшей Ники Турбиной.

Собственно, здесь для меня закопана одна из целей нашего сайта. Что могут сделать родители для своих детей? Всё, что предлагали Никитины – да, могут. Но главное – не инструменты, а суть отношения родителей и детей. Об этом написаны сотни замечательных книг. И еще раз сказать об этом – одна из задач сайта.

Иван , 42 года, Московская область, пос. Болшево.

Закончил Калининградский механический техникум по специальности «Летательные аппараты» (красный диплом); Всесоюзный институт повышения квалификацииработников телевидения и радиовещания, специальность «оператор». Различные курсы инструкторов по технике безопасности в нескольких производственных сферах деятельности (1997-2001 гг). Основные специальности – оператор, режиссер телевидения. Профессию выбирал по любви. В этом и помогло «раннее развитие» - по сути никаких ограничений, физических и интеллектуальных, не имелось ни в какой сфере деятельности. Семья в детстве вооружила уверенностью, что любая головоломка решается (даже если решение отрицательное). Кроме того: полноценным чувством неполноценности:) - самокритичностью, отсутствием тщеславия, желанием добираться до сути, до смысла явлений. Любимое занятие в детстве - находить другое решение, нежелание идти проторенным путем, можно сказать: техническое творчество. Сколько себя помню, основное свободное время проводил в нашей домашней мастерской, где были все возможности для воплощения своих идей (фото-химио-физико-радио-лаборатории, столярно-слесарно-токарные инструменты и т.п.).

В детстве запомнился такой случай - в пионерском лагере академии педагогических наук «Маяк». Мне тогда было 8 лет. Это был мой первый пионерский лагерь. Папа вёл кружок по изготовлению развивающих игр. Мне было дико обидно, что из всех ребят в этот кружок записался один я. Мне было еще и по-детски стыдно этой ситуации, представляя свою запись в этот кружок неким уничижением себя, но не записаться ощущалось предательством по отношению к папе… Не прошло и недели, как меня стали переполнять радость и гордость за папу и за себя: помещение кипело работой - ребята из других кружков стали переходить к нам в таком количестве, что директору лагеря пришлось просить папу – из-за жалоб других педагогов - отправлять детей по своим кружкам. Кроме радости, я испытал настоящий стыд за свои первые малодушные мысли.

Главным в работе БП и ЛА как педагогов-практиков я считаю:

1) Научный, исследовательский, максимально непредвзятый подход к предмету исследования – будь то книга, собственные или чужие дети...

2) Дотошная фиксация этих исследований в письменном и фотографическом виде с указанием всех объективных показателей (даты, имена, место события, ссылки на источники и т.д. и т.п.).

3) Внимательнейшее изучение всех новейших научных достижений в прикладных областях и вдумчивое соединение их с практикой. Это давало возможность правильно предвидеть и прогнозировать результат (теперь это уже подтвердило время), уметь выделять главное, выдвигать перспективные научные гипотезы.

Из книг БП и ЛА больше всего люблю «Гипотезу возникновения и развития способностей».

Бог послал пятерых детей: Павел, Борис, Илья, Юлия, Александр. Все, кроме младшего, - школьники.

Сайт очень нужен. Считаю необходимым двигаться дальше, развивая достижения БП и ЛА. Пока намерения и движения, мои по крайней мере, малы и недостаточны.

Любовь , 40 лет, г. Королёв.

Закончила библиотечный техникум, проработала три года в детских библиотеках г. Москвы. Думаю, что «раннее развитие» в выборе профессии роли не сыграло, кроме раннего чтения и, как следствие, – любви к книге вообще. Вышла замуж, и с тех пор – домохозяйка. В дневниках родителей записано, что «хотела стать мамой». Так и получилось. У меня десять детей.

Семья дала хорошее здоровье, которым, надеюсь, поделилась со своими детьми. И дала возможность относиться к детям, нахождению дома вообще – не как к «каторге в четырех стенах», а просто как к жизни, во всем ее многообразии.

Для меня главное в семье моих родителей – это ОБЩАЯ жизнь детей и родителей. Им было интересно с нами, нам – с ними, и это В ДЕЛАХ, не только разговорах. И еще важно, что не было ощущения, что родители жили «для нас» или мы «для них». Очень многое, что делали папа и мама, объединяло, а не разобщало (игры, соревнования, чтение, измерения папины и т.п.). Это очень актуально сейчас, когда и у родителей, и у детей большинство интересов вынесены ЗА границы дома. Из развивающих игр люблю «Кубики для всех» и «Сложи квадрат», любимые книги БП и ЛА – «Мы, наши дети и внуки» и «Отчий дом».

В моей семье все ходят босиком дома и во дворе, дети много двигаются, все рано начали читать (младшие учились у старших), устраиваем общие чтения вслух любимых книг.Не стали отдавать детей раньше в школу, как и перепрыгивать через классы. Тут сказался мой негативный опыт: двагода разницы с одноклассниками с самого начала учебы в школе – это много (я пошла в 1-й класс в 5 лет). И ради чего экономить год или два после школы?

Думаю, что сайт семьи Никитиных очень нужен: для восстановления истины, т.е. объективного подхода, воспоминаний, общения хороших и думающих людей (которых было среди «последователей» - большинство). И как «программа максимум» - шаги вперёд.

Елена и Борис Никитины стали известны в нашей стране как учителя, родители и авторы, которыми была изобретена оригинальная методика воспитания детей. Кроме того, они являются приверженцами идеи, что малышей формируются с раннего детства. Никитины - счастливые родители семерых детей и бабушка с дедушкой двадцати четырех внуков.

Суть методики

Методика Никитиных построена на убеждении, что у каждого ребенка уже с детства есть колоссальные способности к любой деятельности, и главное - успеть реализовать их. В противном случае способности угаснут. По мнению авторов, лучше развиты способности и навыки у малышей, которые тренировались практически с рождения.

Борис Никитин - основоположник идеи, подразумевающей, что обязанностью каждого из родителей является создание правильной развивающей среды и «опережающих» условий для детей. То есть пространство, в котором они постоянно находятся (дом или квартира), должно быть наполнено пособиями и играми, способствующими развитию творчества и интеллекта, а также снарядами для физических упражнений.

Кроме того, необходимо много времени уделять занятиям со своим ребенком. Методика Никитиных устанавливает, что особое внимание нужно обращать на то, чтобы пособия для обучения малыша были немного сложнее на сегодняшний день, чем его возможности.

Основные идеи

Чтобы лучше понять названную методику, следует рассмотреть ее некоторые основные идеи.

  1. Нет нужды делать какую-то специальную зарядку, тренировки или уроки. Каждый из детей занимается ровно столько, сколько он хочет. При этом гимнастические занятия должны сочетаться с другой деятельностью.
  2. Каждый из родителей, будь то мама или папа, не должен с равнодушием относиться к навыкам и умениям малыша. Взрослые должны участвовать в соревнованиях, играх детей и в их жизни.
  3. Кормить новорожденного малыша необходимо по требованию, даже если ему захочется покушать ночью. Не нужно создавать никакого режима специально. То же самое касается и детей в возрасте после года. Елена и Борис придерживались правила не кормить малышей насильно.
  4. Методика Никитиных подтверждает и необходимость проводить регулярные процедуры закаливания, а также воздушные ванны. Дети при этом не должны находиться в абсолютно стерильной среде.
  5. Обучать основам гигиены малышей необходимо с самого их рождения. Для этого ребенка нужно выдерживать над тазиком, в том числе и в ночное время.
  6. Следует давать малышу специальные гимнастические упражнения, чтобы он был хорошо развит физически. Как подчеркивает методика Никитина, для детей желательно установить в квартире или доме спортивный комплекс, чтобы они могли тренироваться в свободное время.
  7. Детям нужно предоставлять полную свободу, чтобы дать возможность в полной мере познать окружающий мир. Такой способ поможет малышу занять активную позицию в жизни.
  8. Каждый из родителей должен знакомить ребенка с миром опасных предметов (к примеру, спички, ножницы). Малышу позволяется (под присмотром кого-нибудь из взрослых) дотронуться до горячей кастрюли или слегка уколоть палец иголкой. По словам Бориса Никитина, такой способ воспитания научит детей осторожности, и в будущем они будут аккуратно обращаться с опасными предметами.
  9. Если встречается большая угроза (например, автомобиль, окно, открытое настежь, или поезд), следует изобразить преувеличенный страх и опасение. Малыш должен взять такое поведение родителей за образец.
  10. Методика Никитина для детей гласит, что нельзя что-то категорически запрещать ребенку. Лучше говорить, что эту новую книжку нельзя рвать, а вот эту старую прочитанную газету можно.
  11. В первый раз давая малышу вилку, ложку или карандаш в руку, следует сразу же закрепить правильное положение предмета. В противном случае ребенка придется переучивать.

Игра «Уникуб»

В качестве поддерживающих описанную методику игр Никитины использовали "Уникуб". Он понравился многим последователям названной методики. В эту игру входят 27 кубиков. Каждая из их граней покрашена в желтый, красный и синий цвета. С помощью них ребенок узнает, что такое И благодаря этой игре, в будущем он сможет лучше освоить такие сложные науки, как черчение и математика.

В качестве дополнительных материалов к «Уникубу» прилагаются 60 видов заданий, каждое из которых имеет определенный уровень сложности.


Самое простое рассчитано на ребят в возрасте от 2 до 3 лет. Как говорят Никитины, методика раннего развития рассчитана на несколько завышенные требования для ребенка, дающие ему возможность расти и развиваться. В этом их поддерживает множество родителей, но часть специалистов считает, что давать «Уникуб» маленьким не стоит, так как развивать пространственное мышление в возрасте 2 или 3 лет не имеет смысла. Специалисты советуют играть в «Уникуб» младшим школьникам.

Методика Б. Никитина основана на том, что родители не должны заставлять малыша заниматься, если он не хочет это делать - не следует принуждать ребенка. А значит, и начинать разбираться с заданиями нужно с игры, которая должна проходить в свободной форме. Построенную модель можно изобразить на бумаге вместе с малышом.

Как играть в «Уникуб»

Для начала взрослые должны сами познакомиться с правилами игры. Авторы «Уникуба» советуют родителям попробовать собрать грани одних и тех же оттенков самостоятельно. Должен получиться куб. Малышу, конечно, может понадобиться помощь мамы или папы, но в будущем он будет с удовольствием играть сам.

Если же у ребенка не получается какая-либо модель, то взрослый не должен помогать. Лучше будет, если малыш на некоторое время отложит игру, а потом приступит к ней с новыми силами, пока не разберется сам. Как утверждает методика понравятся любому ребенку.

Никитины в своей книге «Интеллектуальные игры» дают рекомендации начинать заниматься с «Уникубом» с того момента, когда малышу исполнится 3 года. Дети могут сами определить, каков уровень их возможностей, при выборе заданий.

Но, как уже говорилось ранее, часть специалистов и педагогов настаивают, что данная игра больше подходит для дошкольников. «Уникуб», по их мнению, станет отличным подспорьем для родителей, которые готовят детей к поступлению в первый класс. Малыш благодаря таким занятиям станет более внимательным и усидчивым.

Игра "Сложи квадрат"

Следующая игра, которая входит в развивающую систему Никитиных, рекомендуется для мышления. Как утверждают авторы, она подойдет малышам, находящимся в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. «Сложи квадрат» выглядит как набор из различных геометрических фигур, из которых нужно собирать квадраты. Каждая их деталь покрашена в одинаковый цвет.

Игра представлена тремя уровнями сложности. В первом квадрат складывается из двух частей, во втором - из трех. С каждым новым уровнем число деталей увеличивается.

Методика развития Никитиных предполагает, что совсем маленьким детям рекомендуется давать не более трех деталей для собирания. Что же касается малышей постарше, то они могут разобраться с квадратом из пяти частей. А дети, которые готовятся к школе, могут брать задания и посложнее - от семи деталей.

Насколько успешно будет выполнено задание, зависит в первую очередь от заинтересованности малыша в игре и уровня его подготовки. По отзывам родителей, лучше всего начинать играть в «Сложи квадрат» с обычных заданий. Такой подход пробудит у ребенка интерес к занятиям. Кроме того, каждое правильно выполненное задание нужно закреплять похвалой. Никитины убеждают, что такой метод закрепит положительное отношение к игре.

Принципы игры «Сложи квадрат»

Каждая из составных частей перемешивается взрослым, после чего малыш рассортировывает все по нужным цветам. Для этого он выбирает кучку деталей одного оттенка и постепенно складывает небольшого размера квадраты. Делать это нужно не торопясь, и каждая часть в результате должна превратиться в большой квадрат. Игру следует усложнять постепенно. Три первых квадратика составляют из трех деталей, а следующие уже из четырех и т. д.

С помощью такой игры, как утверждают приобретшие ее родители, малыш может легко развить сообразительность, и ощущение цвета. Ребенок учится логике, думая, какой набор геометрических фигур можно составить в квадраты. Следует постепенно усложнять задания «методом ледокола». То есть нужно на время перестать заниматься сложным заданием, чтобы с ним было легче справиться в дальнейшем. Такой подход позволяет детям решать задания самостоятельно, без участия мамы и папы.

Игра «Сложи узор»

В следующую игру, по словам Никитиных, могут играть дети от 2 лет. Хотя, по отзывам родителей, и дошкольникам более старшего возраста интересно создавать узоры по образцу.

Игра представлена в виде 16 кубиков совершенно одинакового размера, каждая из граней которых покрашена в однотонный - синий, белый, желтый и красный - цвета. Остальные имеют диагональное разделение. Помимо того, они имеют контрастные оттенки (желто-синий и красно-белый).

В дополнение к коробке с игрой прилагается понятная инструкция, в которой представлены узоры методики Никитина различной сложности.

С помощью такого обучающего развлечения можно развить пространственное и художественные и конструкторские способности, а также фантазию и внимание. Названная игра пришлась по вкусу родителям малышей, более того, они обнаружили, что создать такие кубики можно и самостоятельно. Для этой цели подойдут любые кубики из картона, дерева или пластмассы. Их грани можно окрасить или обклеить с помощью цветной бумаги.

Основные правила игры «Сложи узор»

Каждое из заданий в названном развивающем развлечении имеет свой уровень сложности, поэтому малыш может сам выбрать подходящий ему по силам.

Каждый узор можно придумать самостоятельно или складывать по имеющемуся образцу. Во время наблюдения за старшими, которые создают конструкции, малыш с удовольствием сам начнет подражать им, а потом и делать свои рисунки. Маленькие дети могут сначала выполнить узор в натуральном масштабе на бумаге, а потом создать собственные изображения из геометрических фигур.

Никитины советуют освоить так называемый метод ледокола, о котором уже говорилось ранее. Это значит, что каждое из занятий следует начинать с небольшой паузы, при этом уйдя в обучении назад на несколько шагов. После того как малыш уже сможет повторить задание, с которым он знаком, мама или папа предлагают ему новое.

Кстати, взяв на вооружение "метод ледокола" Никитина, методика и технология работы социального педагога получат хорошее подспорье. Ведь любая сложность в жизни ребенка может решаться так же. Если проблему не удается преодолеть сразу - лучше оставить ее решение и заняться им спустя некоторое время, с новыми силами.

Как заинтересовать ребенка игрой?

Вопрос, как заинтересовать игрой ребенка, волнует многих родителей. Для этого следует не отступать от некоторых принципов:

  1. Обучение должно приносить радость и малышу, и его родителям. На этом и построена методика обучения Никитиных. Ведь каждое достижение ребенка - это еще и достижение его мамы и папы. Победа окрыляюще действует на детей, а это является залогом его успехов в будущем.
  2. Малыша следует заинтересовывать игрой, но ни в коем случае не заставлять насильно. Каждое из заданий ребенок должен выполнять самостоятельно. Родители же должны набраться побольше терпения и не подсказывать правильное решение. Малыш должен думать и искать ошибки своими силами. Постепенно поднимаясь, он начнет справляться с заданиями все большей сложности. Такая методика Никитиных помогает ребенку развить способности к творчеству.
  3. Перед тем как поручить детям задания, взрослым необходимо попробовать выполнить их самим. Кроме того, родители должны записывать время, за которое они смогут найти ответ на то или иное задание. Не только ребенок, но и мама с папой должны учиться делать его очень быстро.
  4. Начинать следует с задач, которые по силам малышу, или с самых простых частей. Обязательным условием является успех, полученный в самом начале игрового обучения.
  5. Бывают случаи, по отзывам, когда малыш не может справиться с заданием. Это значит, что взрослые переоценили уровень развития своего ребенка. Следует устроить небольшой перерыв на несколько дней, а затем начать с заданий полегче. Лучшим решением будет, если малыш сможет выбрать необходимый уровень самостоятельно. Ни в коем случае нельзя его торопить, иначе у ребенка пропадет интерес к обучению.
  6. Порядок игры по методике Никитина определяется просто. Начинать лучше всего с игры «Сложи узор». Родители могут включаться в такое творчество вместе с детьми.
  7. Каждое из увлечений малыша проходит волнообразно. Это значит, что если у него начинает пропадать интерес к обучению, следует не напоминать об игре несколько месяцев. По истечении этого времени ребенку можно напомнить о ней, и он снова с удовольствием приступит к выполнению заданий.
  8. После того как малыш научится складывать модели и узоры по готовым инструкциям, можно переходить к новым. Для этого опытные родители советуют завести тетрадь и зарисовывать туда (можно поручить это ответственное задание ребенку) фигуры для выполнения.
  9. Можно устраивать небольшие соревнования. Дети в этом случае решают задания наравне со взрослыми участниками. При этом не нужно бояться, что авторитет родителей пострадает. Развивающая методика Никитиных предполагает, что малышам понравится конкурировать с мамой или папой.

Спорные моменты

Описываемая методика вызывает до сих пор много споров. Как подчеркивают ее противники, Елена и Борис Никитины делали основной упор на развитие интеллекта, трудовых навыков и физических возможностей детей, но не уделяли внимание нравственной, гуманитарной и эстетической стороне воспитания. С помощью этих занятий, говорят они, происходит интенсивное воздействие на левую половину мозга, а правая практически не затрагивается.

То есть в случае если у малыша наблюдаются склонности к гуманитарным наукам, занимаясь по системе Елены и Бориса Никитиных, родители могут упустить возраст, который чувствителен к развитию таких способностей.

Еще один важный вопрос касается физического закаливания. Несмотря на то что методика семьи Никитиных очень рекомендует это, осуществляя такие процедуры, следует не перестараться. Нужно следить за самочувствием своего ребенка. Есть дети, которые прекрасно реагируют на температуру +18°С, но есть и категория, не переносящая такие условия. В этом случае следует смягчать условия.

Но в целом, если выбрать из методики Никитиных только то, что подходит ребенку, как подчеркивают ее последователи, можно развить его способности без особых усилий.

Фундаментальной системой воспитания детей у американцев является методика – Б. Спока, у русских – методика Никитиных. Каждая мама, озадаченная, как воспитать здорового и гармонично развитого ребенка рано или поздно обращается к опыту родителей-новаторов Елене и Борису Никитиных.

С чего все начиналось? А началось с … экссудативного диатеза. У первенца личико и тельце было покрыто корочкой, чесаться и капризничать ребенок прекращал, когда его выносили на холод. Внимательные родители это заметили и стали понемногу оставлять ребенка на воздухе в одной рубашонке на все большее время. С этого и началось закаливание, впоследствии переросшее в комплексную методику раннего и всестороннего развития.

Холод – доктор, холод – друг

Основной принцип закаливания - постепенность. Новорожденных детей во время кормления, оставляют на несколько минут голенькими, затем во время бодрствования малыш одет только в распашонку, потом ребенка выносят в прохладное место, скажем на веранду, постепенно увеличивая время «прогулок». Ходить ребенок начинает босичком. Никитины жили в собственном доме и выпускали детей во двор, на снег без обуви. Затем пришел черед холодному обливанию сначала дома, потом летом на улице, а зимой на снегу. Дома дети ходили круглый год только в трусиках. Спали в спальниках при открытой форточке. В результате Елена Никитина могла перечислить пару-тройку простудных заболеваний, которыми переболели ее семеро ее детей в детские годы.

«Проблема» питания

Слово внесено в кавычке по той причине, что этой проблемы в семье Никитиных никогда не возникало. Принцип был такой: «Хочешь – ешь, не хочешь - не надо, но до следующей еды, никаких кусков».

Сэкономленное время на приготовлении разносолов тратилось на воспитание и общение с детьми. Блюда были просты, готовились в скороварке. Крупы, овощи, фрукты, молочные продукты, никаких копченостей и острых блюд. Взрослый стол приближен к детскому. Малыш понемножку пробует блюда с взрослого стола, ложку картошки или каши. Постепенно рацион детского питания переходит к кушаньям с общего стола.

Движение, движение, движение

Физическому развитию в семье Никитиных уделялось огромное внимание. Дети были здоровы, не перекормлены, а значит, много двигались. В доме были созданы все условия для развития физических способностей детей. Не было обязательных норм, например, на турничке столько-то раз подтянуться или столько – то раз отжаться. Прыгай, скачи, лазай, делай что хочешь. В спортивной комнате были шесты, лесенки, канаты – лианы и канаты с узлами, штанги, у стенки по росту выстроились мешочки с мелкой галькой, для любителей – «тяжеловесов». Половину пола занимали маты для схватки «борцов», для кувырков акробатов, для йогов-любителей. По периметру садового участка - беговая дорожка. Никитины так описывают занятия спортом: «Ребята переходят со снаряда на снаряд, упражнения следуют одно за другим, тут же придумываются и пробуются новые. У ребят есть свои изобретения и любимые упражнения - в каждом возрасте свои».

Сила, ловкость и… осторожность

Когда каждый из семерых детей Никитиных делал первые шажки, родители практически не страховали малыша. И ребенок, привыкал полагаться на свои силы, научился ловко группироваться, приземляясь на попку, вставал и шел дальше. А вот после поездки к бабушке, дети часто начинали неловко падать, больно ушибаться. Оказалось, любящая бабушка, волнуясь, как бы внучок не расшибся – не ударился, поддерживала его за затылок, ребенок, привыкнув ощущать страхующую руку, стал полагаться не на свои силенки, а на чужие и в результате разучился «правильно» падать. Если крошка – двухлетка, глядя на старших братьев, лезет вверх по лесенке, а спускаться вниз боится и пищит, то папа ее не снимает, а лишь подходит поближе, чтобы поймать, если дочурка сорвется и, конечно, подбадривает, да нахваливает дочку за смелость и ловкость.

«Заставлять - плохо, опекать – еще хуже, а что тогда нужно? Радоваться, просто радоваться, когда малышу что-нибудь удается, - это по нашим наблюдениям, главный стимул для успешных занятий с ребенком. Самый совершенный спорткомплекс не вызывает его интереса, не «срабатывает», если мы, взрослые, остаемся равнодушными к тому, что с ним делает ребенок, как у него получается. Ну, а если упал? Тогда мы утешим, вытрем заплаканные глазки, ободрим («Не горюй, еще получится!»)». Это отрывок из книги Никитиных.

Как рождаются способности?

До определенного возраста дети Никитиных поражали окружающих не только своими физическими данными, но и интеллектуальным развитием. К трем годам они начинали читать, в четыре – понимали план и чертеж, в пять – решали простые уравнения. Дети были не только более развитыми, чем их сверстники, но и более ответственными. Родители-новаторы выделили такие составляющие успеха:

Главное – своевременное начало

Наблюдая за детьми, заметили, что развиваются у них те стороны интеллекта, для которых были условия, опережающие само развитие. Ребенок только начинал говорить, а у него среди прочих вещей и игрушек кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры. В этих условиях дети многое начинали раньше, чем это предписывалось по медицинским и педагогическим нормам.

А вот удовлетворительных условий для занятий в области изобразительного искусства, биологии, иностранных языков, созданы не были, поэтому, несмотря на школьные пятерки, по иностранному языку, язык дети практически не знали. Если бы родители говорили с малышами, на английском языке, то дети бы знали иностранный язык, как свой родной.

Широкое поле деятельности

Внимательные родители заметили, что малыши предпочитают манипулировать не игрушками (они им быстро надоедают), а предметами домашнего обихода, которыми пользуются взрослые: кухонной утварью, письменными и швейными принадлежностями, инструментами и приборами. А, заметив это, разрешили «войти» во взрослый мир и исследовать его неигрушечные свойства и опасности. Этого принципа самостоятельности придерживаются Никитины постоянно, разрешая детям брать предметы «без спроса», но, требуя «класть на место». Брать можно все, кроме двух категорий вещей: чужие и ценные вещи. Сюда относились и личные предметы родителей и родственников. Например, не разрешалось ничего брать с папиного письменного стола. К ценным вещам относился магнитофон, фотоаппарат, часы, то есть то, что ребенок мог по не знанию легко испортить. Таких вещей было немного, и ребенок мог их рассматривать только вместе с взрослым.

У детей было достаточно других интересных, всегда доступных для них вещей, начиная от спортивных снарядов и кончая всевозможными инструментами и строительными материалами. В доме Никитиных была комната - мастерская, где можно было резать, клеить, лепить, пилить, забивать гвозди, сверлить, точить.

Никитины старались идти навстречу любым намерениям детей что-то делать, проявить себя в каком-то творчестве. Заметили, что малыш любит писать мелом, - сделали из куска линолеума доску; обратили внимание, что его интересует в «Детской энциклопедии» карта, - повесили большую карту полушарий на стенку. Так появились таблицы сотни и тысячи, буквы печатные и письменные на плакате, на кубиках, измерительные приборы, большие деревянные кирпичи, конструкторы, книги. Вот это все Никитины и называют богатой обстановкой для всестороннего развития ребенка.

Вместе с детьми

Создание условий для разнообразных занятий и максимальная свобода деятельности – это не все условия для гармоничного развития ребенка. Что же нужно, чтобы ребенок взялся за дело? Занимался им увлеченно и добился результатов? Это совместное действие. Если мама сидит и шьет, то обязательно рядом примостится дочурка с иголкой и ниткой. Папа пишет, то рядом на этом же столе, на тех же листах бумаги, с тем же серьезным видом работает еще один «писатель» или «художник». Общая работа или работа рядом, интерес к результатам друг друга, это повод для разговора, это обмен мнениями, это общение в самом лучшем его варианте - в совместной деятельности.

Не делать за малыша

С самого начала повелось, что взрослые старались не делать за малыша то, что он сам может додумать и решить. Наоборот, еще подсовывали детям задачки на сообразительность, на решение житейских ситуаций. Как перевести «невнимательную» маму через дорогу, как найти свое место в театре. Никитины старались не упускать возможности, чтобы научить ребенка самому соображать, решать, проявлять себя, преодолевая боязнь и нерешительность.

Развивающие игры

Останется в нашей памяти Борис Николаевич Никитин не только, как родитель - новатор, создавший свою уникальную систему разностороннего развития личности ребенка, но и как автор необычного дидактического материала: . Во что, как играть, какая «подоплека» есть у той или иной игры, какие способности развивают различные задания, и как можно своими руками создать эти «умные» игрушки, об этом можно прочесть в его книге «Интеллектуальные игры».

Свою систему Никитины подробно с практическими наблюдениями и теоретическими выкладками описали в книгах «Мы, наши дети и внуки» и «Резервы здоровья наших детей». Отдельно Елена Никитина выпустила книгу «Мама или детский сад», в которой выразила свое отношение к воспитанию детей в дошкольных учреждениях и описала, какой, на ее взгляд должен быть идеальный детсад.

Три кита системы Никитиных

Во-первых, это легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортивные снаряды вошли в повседневную жизнь детей с самого раннего возраста, стали для них средой обитания наравне с мебелью и другими домашними вещами.

Во-вторых, это свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок и уроков. Ребята занимаются столько, сколько хотят, сочетая спортивные занятия со всеми другими видами деятельности.

В-третьих, это наше родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, наше участие в их играх, соревнованиях, самой жизни.

Помимо этих трех основополагающих правил, есть и другие рекомендации, помогающие сделать детей более интеллектуально развитыми:

1. Грудное вскармливание до появления первого зуба (с эта рекомендация выглядит сильно заниженной, нов те времена она была очень смелой - прим. редакции)
2. Физическая близость матери и ребенка (как можно реже расставаться).
3. Увеличение кругозора, неограниченная возможность в познании мира (не «запирать» малышей в коляски и пеленки).
4. Легкая одежда. Распашонки с зашитыми рукавчиками, как и колготки, блокируют систему осязания грудничка.
5. Обогащенная обстановка: лесенки - «встаньки» Скрипалева, свободное передвижение по квартире ребенка – «ползунка», игры во взрослые игрушки (ложки, кружки, пластилин, карандаши…)
6. Свобода познания мира, снятие «традиционных» запретов, следует забыть выражения: «Не лезь», «Не трогай»
7. Показывать и рассказывать малышу только то, до чего он сам дойти не может.

Оборотная сторона

На своей визитной карточке Борис Никитин писал: «Профессиональный отец». Так кем же стали дети, воспитанные талантливыми, умными и вдумчивыми родителями? Каков результат многолетних усилий?

Тому, как сложилась судьба семерых детей, была посвящена Вот выдержки из опубликованного материала: «Все семеро детей Никитиных были одарены, талантливы, воспитаны в стремлении достигать цели. Ни один из них не стал в школе отличником. Они были необыкновенно развиты физически,… но на доске почета среди портретов, прославивших школу спортсменов Никитиных нет.


Раннее развитие творческих способностей предполагало раннее поступление в школу. Разница в возрасте с одноклассниками сыграла с Никитиными злую шутку. «То, что мы были младше остальных в классе, - говорит Юля, одна из детей Никитиных, изолировало нас от круга сверстников и разучило общаться с другими людьми, кроме семьи».

Дети были хорошо подготовлены к школе и в начальных классах так привыкли к ничегонеделанию, что потом, когда перешли в среднюю школу, по обыкновению продолжали бездельничать, хотя запаса их знаний уже не хватало.

Дети стыдились вопросов одноклассников: «А, правда, что вы все дома спите в спальных мешках? Вы босиком ходите потому, что у вас одни ботинки на троих?» Неудивительно, что пятеро из семи детей Никитиных после восьмого класса решили распрощаться со школой. Четверо из детей получили высшее образование, остальные - средне – специальное.

Только двое детей приняли эстафету родителей. У двух дочерей по четверо детей, у одного один ребенок, у остальных по двое. По карьерной лестнице никто из детей высоко не поднялся. Обыкновенная жизнь обыкновенных людей.

И сами Никитины, анализируя свой опыт, отмечают, что были ошибки в воспитания и одна из них, то, что они позволили подвергать семью неусыпному вниманию общества, дети находились под пристальным взором прессы, ученых, врачей, сподвижников их системы и это, конечно, наложило на них определенный . «Ребята стали считать себя особенными, научились себя показывать, хитрить, подлаживаться», - говорили Никитины. И вторая существенная ошибка, то, что родители сосредоточились на детях, дети стали главным в жизни. Это было гипертрофированно, и это было нехорошо – в первую очередь для ребят».

Никитины относились к вопросу воспитания осознанно, анализировали успехи и неудачи, интересовались мировой педагогикой, совершенствовали свою методику, щедро делились опытом. Они дали детям максимум, на что были способны. Их система дошкольного образования была достаточно универсальной. Да, они мало приложили сил в плане эстетического воспитания детей. Елена Никитина сама в этом признается, она была некомпетентна в этом вопросе и предпочла его не затрагивать. Согласитесь, невозможно представить человека настолько универсального, чтобы пироги пек, стихи сочинял, арии распевал и виртуозно работал лобзиком.

Что касается школьного периода, то, здесь Никитины не прочувствовали, что школа это не только цитадель знания, но и социум и, входя в него, мы все подвергаемся его законам. В школе свои поведенческие правила, ценности и приоритеты, их нельзя не учитывать. Школа, пусть со своим несовершенным образовательным процессом, дает важные навыки: учит общению, налаживанию контактов, умению вписываться в социальную среду. Быть приглашенным на день рождения одноклассником, возможно, куда важнее, чем решение сложной задачки. Кроме системы воспитания, есть жизнь, идущая по своим неумолимым законам. Отец, понимая необходимость закалки, удивлялся: чем старше становились дети, тем равнодушнее они были к домашнему укладу. Малыш – трехлетка, бодро бегающий в трусах, это нормальное явление, а восьмиклассник, ходящий в трусах по дому, явление странное, почти пугающее.

Огромный поклон Елене и Борису Никитиным. В свое время они взорвали общественность своей нетрадиционной системой воспитания, показали важность семейного образования и подарили миру почти универсальную методику гармоничного развития ребенка. Все их рекомендации обоснованны, и что важно для загруженных современных родителей, почти не требуют отдельно выделенного времени для регулярных занятий. Никитины учат грамотно общаться с детьми и от этого получать огромное удовольствие. А где удовольствие, там и результат.

Дата публикации 31.03.2011
Автор статьи: Марина Саватеева

Сегодня современным родителям методика воспитания Никитиных, появившаяся в 60-70-е годы совсем не кажется новаторской. Можно сказать, что Никитины как педагоги-новаторы в своей семье, положили основу раннему развитию детей. Не теряют своей актуальности принципы и методы этих педагогов и в современной педагогике.

Методы и принципы воспитания семьи Никитиных:

  • Ранее прикладывание к груди и длительное грудное вскармливание ребенка. Кормление малыша по требованию «без часов и промежутков».
  • Большая свобода передвижений ребенка (без манежей и ходунков) по всему дому.
  • Раннее физическое развитие. Раннее ползание, плавание, хождение и гимнастика.
  • Закаливание с рождения. Прохладная температура в комнате, сон при открытых форточках и на прохладной веранде. Отказ от излишнего укутывания и закармливания ребенка. Ходьба босиком по снегу и обливания.
  • Ранее изучение букв и цифр. Подготовка развивающей среды для малыша - в доме были книги, карты, спортивные снаряды, кубики и конструкторы, мастерская и разнообразные развивающие самодельные игры.
  • Свобода выбора детьми занятий и их последовательности.
  • Активное участие родителей в жизни детей и наоборот - детей в жизни взрослых.
  • Ненавязчивое обучение и воспитание.
  • Доброжелательная атмосфера в семье.

Трудности и взаимопонимание

Несмотря на то, что сейчас эта методика современным родителям кажется вполне естественной, много трудностей пришлось преодолеть Лене Алексеевне и Борису Павловичу Никитиным, а также их детям. Вы только представьте, эти люди вовсе не ставили эксперименты и не проводили опыты над своими детьми, они просто старались жить так, чтобы им и их детям было комфортно, чтобы все были здоровы и полны творчества и желания жить.

Никитины не провозглашали лозунгов и не заставляли других следовать за ними. Однако, невозможно угодить всем и каждому, и находились как сторонники, так и противники «никитинщины». А дом семьи был открыт для всех посетителей. Новаторская семья оказалась «под прицелом» соседей, СМИ, ученых, методистов, педагогов и даже родных бабушек.

Противники такого подхода в воспитании могут говорить о слабой организованности, отсутствии режимности, малой социализации и многом другом. Но дорога не может быть всегда идеально гладкой, а семьи одинаковыми. Нужно здраво рассуждать и лояльно подходить к решению вопросов воспитания и развития ребенка. Столкнулись противоположные взгляды на воспитание детей и в самой семье Никитиных - традиционная система воспитания бабушек против новаторства родителей. Это непримиримое противоборство сегодня есть во многих семьях. Поставим себя на место ребенка в этой ситуации. Чью сторону он должен принять?

Как сложились судьбы детей Б. и Л. Никитины?

В "Московском комсомольце" №49 за 3 марта 2000 г так громогласно утверждается об отрыве от семьи самого старшего сына Алексея Никитина, что просто приходишь в замешательство. Однако, читая строки из книг Никитиных можно понять, как сложно было воспитывать родителям своего первого сына Алексея под неусыпным оком бабушек. Возникает вопрос: могло ли отразиться такое окружение (противоборство старых и новых взглядов, перепалки и баталии) на ребенке?

«Семейный эксперимент» не позволил достичь какого-то особого результата детям, из необыкновенной семьи выпорхнули обыкновенные подростки….»

Но ведь Никитины и не утверждали, что все их дети станут Энштейнами и олигархами. По моему мнению, главное состоит в том, чтобы остаться настоящими хорошими людьми. А что еще нужно?

Развивающие игры Никитиных

Развивающие игры Никитиных - это «долгоиграющие» игрушки. У них нет возрастного ценза. Такими играми может быть увлечен и полуторагодовалый малыш и взрослый преклонного возраста. Но самое главное - эти игрушки созданы для развития творческого потенциала, тренировки ума, для общения и взаимодействия ребенка и родителя.

Самыми распространенными и узнаваемыми являются игры:

  • «Уникуб»,
  • «Сложи узор»,
  • «Кирпичики».

А также менее известные, но не менее интересные игры:

  • «Узелки»,
  • «Термометр»,
  • «Часы».

Никитинская педагогика и современное общество

И, несмотря на все положительное в методике, как в те годы, так и сегодня Никитинская педагогика пока не соответствует взглядам и целям общества. Система строит свои иллюзорные планы и методики, внедряет их в сады и школы. Общество требует закостенелых стандартнорожденных и однообразно обученных роботолюдей. Поэтому творческие личности всегда будут подвергаться агрессии и нападкам. При этом система продолжает петь дифирамбы никитинским играм (хотя семье Никитиных не удалось добиться авторских прав на созданные Б.П. Никитиным игры ) и выискивать в методике слабые стороны.

Список книг Б.П. и Л.А. Никитиных опубликованных на русском языке:

Б. и Л. Никитины «Правы ли мы?», М, Акад.Пед.Наук РСФСР, 1963,
Б.П. Никитин «Ступеньки творчества», М. Знание, 1976,
Б. Никитин «Развивающие игры», М, Педагогика, 1981.
Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., Просвещение,
Б.П. Никитин «Интеллектуальные игры», М, Гея, 1994,
Б. и Л. Никитины «Первый день, первый год», М, Знание, 1978,
Б. и Л. Никитины «Мы и наши дети», М, Молодая гвардия 1979,
Б. Никитин, Л. Никитина «Мы, наши дети и внуки», М, Молодая гвардия, 1989,
Л.А. Никитина «Отчий дом», М., 1982,
Л.А. Никитина «Я учусь быть мамой», Знание, М, 1983,
Л.А. Никитина «Мама и детский сад», М, Просвещение, 1990,
Л.А. Никитина «Исповедь», М, Знание, 1991,
Б.П. Никитин, Л.А. Никитина «Резервы здоровья наших детей», М, ФиС. 1990,
Б.П. Никитин «Первые уроки естественного воспитания или Детство без болезней», Лениздат, 1990,
Б. Никитин «Детство без болезней», С-Пб, 1996,
Б.П. Никитин «Здоровое детство без лекарств и прививок», М, Лист Нью, 2001,
Б.П. и Л.А. Никитины «Наши уроки», С-Пб, 1992,
Л.А. Никитина, Ж.С. Соколова, Л.А. Блудова «Родителям XXI века», М., Знание, 1998,
Б.П. Никитин, тест «Как измерить уровень развития ребенка», М., 1997.

Некоторые из этих книг, а также записи из личного архива семьи и письма можно скачать на личном сайте Никитиных.