Зависть.

По мнению Мелани Кляйн, зависть противоположна любовным отношениям. В своей книге «Зависть и благодарность» она отмечает, что «Завистливому человеку плохо при виде удовольствия. Ему хорошо только при страданиях других. Поэтому все попытки удовлетворить зависть тщетны».

Жак Лакан подчёркивает, что нельзя путать зависть и ревность. Завидуя, мы вовсе не стремимся получить тот или иной объект, как правило, мы вообще не нуждаемся в том, в чём завидуем другому человеку, поскольку счастье другого вообще не скроено по нашему плечу.
http://nperov.ru/soznanie/kak-izbavitsya-ot-zavisti/

Ещё одно мнение.

Пути проявления зависти

Энергетический. Человек теряет свою энергию, становится безынициативным и зависимым. Объект Зависти, напротив, получает ее. Блокируется чакра ЛАНА, которая отвечает за Формы, как следствие - изменения в человеческом теле и взаимоотношениях с людьми. Главное, что тревожит человека, его запросы. Он перестает владеть собой, становится исполнителем чужой жизненной программы, уничтожается индивидуальность.
Эмоциональный. Человек страстно желает чего-то, без приложения каких-либо усилий. Но, к сожалению, это невозможно. Когда субъект зависти начинает понимать это, то становится подвержен различным состояниям. Они могут быть направлены на объект зависти и против себя: коварство, лицемерие, упрёки, обида; или выражаться агрессией: мазохизм, желание пожалеть самого себя. Следствие всего этого - упадок сил, уменьшение шансов достичь желаемого.
Психический. Выражается в снижение творческого потенциала, отсутствием чувства радости из-за соперничества, ощущении себя неполноценным, зависимым, нежелании прикладывать усилий для достижения целей.
Физический: ощущение тягости в районе солнечного сплетения, удушья, трудности с дыханием, ухудшение зрения и слуха, изменение мироощущения, болезни печени, поджелудочной железы, поясницы.

Почему появляется зависть?

Человек не принимает себя, свою Судьбу, отрицает Божественное предназначение, ориентирован на потребительские отношения, ленив, имеет заниженную самооценку, не желает и не умеет учится.

Как выявить?

Нужно уметь отличать то, чего личность на самом деле жалеет и ее эгоистические запросы.
Зависть и радость за достижение других - не одно и тоже. Если при чужом успехе Вы чувствуете желание иметь точно такое же, сделать это так же, уметь делать это так же не хуже и отсутствие всего этого у себя вызывает только негативнее реакции - будьте осторожны, это Зависть.
Гораздо лучше уметь радоваться удаче и успехе других, стремиться достичь такого путем упорного труда и учения.

Как вылечить Зависть?

Зависть - сестра Эгоизма. Поселившись в человеке, она заполняет собой его энергетические структуры, отношения к людям. Ее можно сравнить с реакцией закипания. Если это происходит, нужно научиться владеть собой.

Как это сделать?

  1. Включите сознание, в Вашем теле появилась Зависть. Так Вы перенесете внимание в Сердечный центр, попробуете понаблюдать за собой «со стороны». Если это удалось - Вы уже смогли на 50% победить зависть.
  2. Когда «кипение» достигает своего апогея, Вы уже готовы выплеснуть свои эмоции, сделать какой-то поступок, что бы приблизить себя к объекту Зависти - остановитесь, сделайте усилие и не делайте этого.

После таких шагов нужно постараться направить энергию стресса на возобновление утраченных жизненных сил.
Внушайте себе, что энергия Зависти сейчас трансформируется. Наблюдайте за своими ощущениями. Негативное чувство перекипит, на смену ему придет Пустота (благодаря тому, что энергия не утрачена), вскоре Вами овладеет эмоциональная Мягкость и Чистота.
Научитесь властвовать собой, и Ваша жизненная энергия увеличится, Вы сможете понимать причины возникновения Зависти и контролировать этот процесс.

Психологически можно выделить такие формы зависти как:

Черная зависть — это желание или уничтожить объект зависти или сделать ему так же плохо, как завистнику. Одна из причин такого типа зависти «каузальное заблуждение» (Schoeck, 1969), т. е. восприятие человека, имеющего превосходство, как причины собственных неудач и униженного положения. Человек полностью снимает с себя ответственность за то, что происходит в его жизни. Его жизнь начинает подчиняться принципу «Нам ничего не надо, лишь бы у других ничего не было».

В этом контексте нужно так же вспомнить о феномене «порчи» и «дурного глаза». Если отвлечься от эзотерических учений, то наблюдается следующий механизм: человеку завидуют, он, естественно ощущает отношение к себе, в общении создается напряжение, которое требует больших затрат психической энергии. В результате в конце дня человек чувствует психическую усталость, называемую «порчей». Но следует отметить, что черная зависть непродуктивна и влияет на завистника: он страдает от зависти больше, чем ущерб, наносимый человеку, которому завидуют. По проведенным исследованиям, чувство зависти имеет и соматические симптомы. У человека, которого гложет чувство зависти, могут возникать физиологические симптомы: Петер Куттер (1998) отмечает, что человек бледнеет от зависти, поскольку сжимаются кровеносные сосуды и повышается артериальное давление, или желтеет от зависти, поскольку кровь насыщается желчью. Кроме того, такие люди мнительны, и живут в постоянном ожидании чужого провала, вместо того, чтобы создавать свой успех.

Белая зависть — несет некую пользу и для того, кто завидует и для общества в целом. Объект белой зависти становится неким эталоном и предметом восхищения. Завистник в таком случае, это человек, которого восхищают способности, качества или достижения другого человека. Такой завистник будет стремиться всячески подражать своему кумиру и надеяться, что когда-нибудь он станет таким же.

Черной зависть станет или белой, зависит от все тех же механизмов сравнения и структуры «Я-концепции».

Если речь идет о начинающем свое дело человеке, который полон надежд, он вполне может с восхищением смотреть на владельца крупной корпорации, мечтая, что в свое время он займет это место.

Если же в таком положении оказываются два бизнесмена, которые в свое время вместе учились, а затем каждый пошел своей дорогой, которая одного привела к богатству, а другому повезло меньше, тут речь неизменно будет идти о черной зависти. Это станет защитным механизмом — ведь кроме собственных способностей и судьбы винить больше некого, а признать это губительно для самооценки. И тогда агрессия и унижение конкурента хотя бы в собственных глазах, становится единственной защитой психики.

Так же выделяют:

Незлобная зависть — человек хочет иметь то же, что и объект зависти, и стремиться к этому, не испытывая враждебных чувств.

Злобная зависть — человек стремится не столько получить то же, а лишить объект зависти его превосходства. Такая зависть появляется вследствие чувства собственной неспособности достичь того же уровня.

Депрессивная зависть — так же возникает от чувства униженного положения, но для нее характерно чувство несправедливости, обделенности и обреченности.

Г.Ф. де ла Мора, исследуя феномен зависти в разные исторические эпохи, выделяет два типа зависти:

Личная зависть — скорее испытывается втайне и скрывается, считается постыдной. Это либо открытая агрессия к объекту зависти, либо другие формы неприятия этого человека.

Общественная зависть — для нее более характерно создание и использование стереотипов («Деньги портят характер», «В тесноте, да не в обиде» и т.п.). Это вечные стереотипы «Завистники умрут, но зависть никогда», так как они передаются и распространяются в обществе, как часть мировоззрения. С помощью этих стереотипов можно и продемонстрировав зависть, обвинить человека в наличии объекта зависти.

По мнению Г.Ф. де ла Мора, общественная предрасположенность к зависти направлена против индивидуальных особенностей личности. Этой теорией, можно объяснить агрессию к нестандартно мыслящим людям. Бывает, что группа выталкивает талантливого человека из-за неосознаваемой зависти к его качествам.

Данная теория имеет свои ограничения, так как не следует забывать, что обвинение в зависти весьма манипулятивно. Человек, просто высказывающий свое мнение, отличное от чужого, рискует получить обвинение в зависти, и тогда ему предстоит выбор: или отстаивать свою мысль, или поддаться моральным принципам и отступить, дабы показать отсутствие зависти. Эта манипуляция возможна только благодаря моральному аспекту зависти и стереотипам общества по отношению к зависти.

Таким образом, можно сказать, что зависть, это чувства неудовлетворенности собой, которое в значительной степени подпитывают общественные стереотипы о «греховности» зависти.

Чувство зависти может присутствовать во всех сферах жизни.

Роберт Плутчик рассматривает эмоциональное переживание и механизмы зависти как естественные переживания и выделяет три критерия:

Во-первых, они важны для выживания, как стимул развития и новых достижений (присутствуют даже у животных).

Во-вторых, распознаются без интроспекции.

В-третьих, заметны по всему поведению речи, действиям и т.д.

Если рассмотреть стадии жизни человека, то станет заметно, что чувство зависти присутствует в той или иной степени в поведении любого человека.

За первое проявление чувства зависти человек всегда обязан своим родителям, так как родители, желая добра и в целях воспитания, всегда так или иначе ставят в пример своему любимому ребенку другого, более аккуратного и способного. Такой пример может касаться чего угодно и присутствует в жизни ребенка с ранних лет — в психике возникает закономерная реакция агрессии к тому, с кем сравнивают: «чем я хуже», «они меня не любят, потому что я не такой\такая как он…». В дальнейшем, с возрастом, такое постоянное сравнение собственной самодостаточности и чужих побед может интернализоваться, и человек превращается в завистника, хотя, на самом деле, он просто сравнивает себя с другим и чувствует собственную несостоятельность.

В мире бесконечного потока информации постоянно появляется множество поводов завидовать, а еще больше поводов страдать от явного несоответствия эталону (объекту зависти). Множество передач о жизни звезд заставляют людей среднего достатка завидовать им, так как они осознают, что достичь тех же благ не смогут. Таким образом, зависть возникает еще и вследствие честолюбия более успешных людей, которые, объявляя о своей успешности, еще раз самоутверждаются за счет тех, кто ими восхищается.

Еще один аспект иллюзии и магии цивилизации — мода и внешность, то, что существует на глянце есть только там, но подростки и не только, как правило, испытывают зависть, смешанную с восхищением по отношению к моделям, у которых, как кажется, есть все.

Зависть всегда основана на идентификации: завидуют тем, на кого хотят быть похожими, даже если это миф и недостижим.

В 1999 году был напечатан ряд статей о влиянии идеального образа куклы Барби на психику девочек. Девочки идентифицируют себя с Барби и мечтают соответствовать ей. С возрастом оказывается, что параметры Барби нереальны: девушка явно не соответствует ее требованиям внешне и поклонники не засыпают ее цветами, как того ожидалось, все как-то не случается само собой.

Сам образ, философия жизни Барби, оказываются настолько несовместимы с реальной жизнью, что эта пропасть между иллюзией и реальностью может быть причиной множества депрессий. Все это буквально рушит представление девушки о мире и о ее месте в нем. Ей начинает казаться, что это у нее так случилось, а у других все иначе, — тогда на смену Барби приходят глянцевые журналы с идеальными моделями, их отретушированные тела и звездная жизнь.

По сути, зависть — глубокое чувство разочарования в своих достижениях, чувство несостоятельности, несовершенства в силу общеизвестного стереотипа о том, что зависть — нечто постыдное, на задетую самооценку наслаивается и чувство вины за присутствие этого чувства зависти.

Зависть — некий обман, желание быть счастливым переносится на предмет или образец, который есть у другого, таким образом, образуется зависимость от образца, как символа достаточности. Таким образом, круг замыкается: подавление неудовлетворенности влечет за собой агрессию, затем возникают зависть и чувство вины, накладываемые установкой «Сверх-Я» — так человек перестает чувствовать собственную жизнь и только кипит в котле собственных страстей, не зря говорят, что зависть разрушает изнутри.

Цикл семейных отношений часто сопряжен с природной завистью: с появлением ребенка в семье, когда мать — целый мир для ребенка, мужчина завидует ей и их отношениям с ребенком, тесной связи и может чувствовать себя отвергнутым. С возрастом внимание ребенка переключается на отца, как символа активности, деятельности, связи с внешним миром — и уже мать завидует той форме отношений, которую не может построить с ребенком. Позже уже оба родителя завидуют компании, которая становится смыслом жизни их ребенка в подростковом возрасте. Затем цикл повторяется, но уже тот ребенок становится на место родителя. Это переживание свойственно всем людям, но большинство боится себе в этом признаться.

Есть категория людей, которые, имея многое, все же завидуют другим, — это не желание обладать чем-то конкретно, а скорее чувство собственной неполноценности, завистник ищет преимущества, которого ему не хватает в ком угодно и в чем угодно, лишь бы заполнить внутреннюю пустоту и неудовлетворение собой. Такой человек завидует тем чувствам, качествам, которыми обладает тот, кому завидуют. Этот феномен объясняется результатами исследования С. Фрэнкель и И. Шерик.

Результаты проведенного исследования С. Фрэнкель и И. Шерик говорят, что первый глубинный психологический аспект зависти в том, что хотят получить не столько благо, которое недоступно, а ощущение от него. В проведенном эксперименте было выявлено, что ребенок испытывает зависть к игрушке только тогда, когда ею заинтересовывается его сосед. Ему хочется получить от нее такое же удовольствие (хотя сначала она не была ему интересна).

  1. Должна существовать способность противопоставления «Я» и объекта (для либидо-агрессивного замещения объекта зависти);
  2. Должно существовать представление о собственности;
  3. Должна существовать способность представлять себе и предвидеть желаемое конечное состояние.

Этот эксперимент в свою очередь подтверждает и дополняет теорию равновесия Ф. Хайдера, который считает, что человек может завидовать из-за вещи, принадлежащей другому, хотя прежде он сам никогда не испытывал потребности в ней и даже не думал о ней — то есть, можно желать чего-то только потому, что оно есть у другого. Ф. Хайдер предположил, что существует так называемый мотив, желание одинаковой судьбы и равных результатов.

Таким образом, зависть — это реакция на неравенство, желание справедливости только по отношению к себе. Интересно, что этот мотив срабатывает только в контексте одинаково хорошей, благополучной судьбы, что подтверждает природный эгоизм человека.

Бороться с завистью бесполезно, так как зависть всегда маскируется под другие чувства: агрессия, раздражение, подавленность.

Способами избавления от зависти могут стать:

  1. Активные способы — такие как самосовершенствование, поиск новых, собственных целей и возможностей их реализации;
  2. Пассивные способы — у людей, которым не хватает сил справится с конкуренцией, наступает депрессия, апатия.

Более продуктивным, хотя и пассивным способом избавление от зависти является рефлексия, поиск ответов на вопросы, почему именно этот предмет нужен и что он принесет для счастья, чьи это цели и что они значат конкретно для завидующего: «Мы чаще огорчаемся, по поводу того, чего у нас нет, чем радуемся тому, что у нас есть».

Тема очень сложная и противоречивая. Чем больше копаешь, тем дальше дно.

Мой вывод и моё мнение на данном этапе жизни.

Удары зависти очень сильны. Раскачивают маятник на раз два.
1. На физике ощущение удара, давления, жжения на уровне груди со спины. Тошнота.
2. Почувствовали, уходим из этого места, бороться бесполезно.
3. Восстановились, проанализировали, поняли кто это. Убрали без жалости этого человека из круга своего Доверия.
4. Благодарим Высшие силы за урок.
5. Мы настолько свободны, что зависти со стороны окружающих для нас просто нет. Наблюдаем за этой игрой со стороны и не принимаем в ней участия. Просто наблюдаем. Прикольно)). Сами не завидуем и повода не даём.

Похоть проявляется в мыслях сексуального характера и неконтролируемых сексуальных желаниях. Сегодня вопрос сексуальной зависимости является чрезвычайно популярным. Порнография, прелюбодеяние, блудодеяние или же неконтролируемые желания способны разрушить любые отношения. А ведь основой полноценного брака являются именно здоровые сексуальные отношения между партнерами. Вы должны быть уверены в том, что ваш партнер сексуально удовлетворен настолько, что ему не потребуется искать дополнительное удовлетворение где-то еще или с помощью других средств. Если же в ваших отношениях присутствует недостаток секса, вы должны научиться делиться сакральными и интимными желаниями друг с другом, чтобы вашему партнеру захотелось быть с вами.

Противоположностью похоти является целомудрие.

2. Лень

Противоположностью лени является трудолюбие.

3. Чревоугодие и пьянство

Чревоугодие (обжорство) и пьянство проявляется в избыточном потреблении пищи и вредных веществ. В эту категорию также входят алкоголь и наркотики. Все это пагубно влияет на организм, вызывает стойкое привыкание. Под воздействием алкоголя человек нередко совершает поступки, за которые ему потом бывает очень стыдно. Вместо повышения собственной самооценки вы будете постепенно терять уважение к себе. Страдать будет и ваш партнер, который будет впадать в отчаяние от одиночества и неспособности бороться с вашим пороком.

Противоположностью чревоугодия является воздержание.

4. Гнев

Гнев и его проявления: ярость и ненависть – это чувства нетерпимости и нетерпения. Старайтесь не сердиться на своего супруга, проявляйте терпеливость. Имейте в виду, что ошибиться может каждый. Смотрите на жизнь с чувством юмора, и вы поймете, что на самом деле не все так плохо, как казалось изначально. Научитесь контролировать свои эмоции. Медитируйте, читайте Библию и другую литературу, которая подарит вам чувство умиротворенности. Когда вас что-то или кто-то раздражает, сделайте глубокий вдох и мысленно отключитесь от ситуации на несколько минут. Контролируйте себя в разговоре. Не озвучивайте первое, что приходит вам в голову. Хорошенько подумайте, прежде чем что-либо сказать в гневе. Не применяйте насилия по отношению к близкому человеку. Помните, что насилие может быть не только физическим, но и словесным и эмоциональным. Изрядная порция терпения и добродетели способна укротить гнев, охладить пыл.

Противоположностью гнева является терпение.

5. Зависть

Зависть – это вредная эмоция, которая питается страданиями других людей. Она проявляется не только в желании обладать тем, что есть у других, но и неукротимом желании лишить человека того, что он имеет. В отношениях не места унижению партнера. Вы должны относиться к своей второй половинке как к равному себе. Проникнитесь сочувствием к его беде. Постарайтесь сделать супруга счастливым. Если вы ощущаете себя несчастными, не стоит тянуть своего партнера за собой в пропасть. Разделяйте с супругом его достижения, даже если на время вам придется не быть в центре внимания.

Противоположностью зависти является благотворительность.

6. Жадность

Жадность – это еще один грех из серии излишеств. Жадность проявляется в стремлении постоянного приобретения материальных вещей. Если вы являетесь единственным кормильцем своей семьи, все денежные операции вы сможете контролировать лично. Если же вы оба пополняете семейный бюджет, тогда возникает ситуация, когда партнеры не могут уследить за тратами друг друга. Попробуйте получать зарплату в одном банке, это позволит избавиться от мысли, что кто-то прячет заначку или скрывает свои истинные доходы. На зацикливайтесь на деньгах. Вместо ненужных покупок потратьте время на досуг со своим партнером. Проводите время вместе и наслаждайтесь плодами своего труда. Что хорошего в том, чтобы скопить целое состояние, так и не воспользовавшись им?

Противоположностью жадности является щедрость.

7. Гордыня

Гордыня более известна как мать всех грехов и пороков. Она проявляется также и в тщеславии, наглости, высокомерии и хвастливости. По мнению религиозного лидера Эзры Тафта Бенсона, гордыня является следствием вражды. Гордый человек никогда не попросит прощения, причем в браке гордыня может стать смертельным оружием. Счастливый брак невозможен без проявления чувства смирения. Научитесь любить и уважать партнера. Контролируйте свое эго. Будьте благодарны своему партнеру за все, что он для вас делает. Будьте верным другом и надежным спутником для человека, которому вы обещали провести вместе остаток своей жизни.

Противоположностью гордыни является смирение.

Вы можете измениться!

Свойственно ли вам совершать вышеуказанные грехи в семейных отношениях? Если это так, помните, что никогда не поздно превратить каждый из семи смертных грехов в семь достоинств брака.

Слова простые, выраженья
Обычно не волнуют никого,
В душе не вызывают раздраженья -
Они обычны, только и всего!

Когда душа к чему - то прицепилась,
В простых словах находит негатив.
Да и сама настолько обозлилась,
Что для общения нет...

https://www.сайт/poetry/1124767

Слово данное держи
С ранних ты пелёнок.
Не сдержал- подобно лжи,
Знай, учти, ребёнок.

С детства должен ты понять-
Важность обещанья.
Всё, что молвил-исполнять,
Проявлять старанья.

Ты, ведь, вежливый, малыш,
И не птица -слово.
Что в...

https://www.сайт/poetry/1151043

Глазами. Идите по мыслям назад к тому времени, когда вы сознательно ощутили зависть и пошли на подлость, чтобы её скрыть. Представьте, что внутри вас в этот момент было два человека: один - завистливый и подлый, а второй - чувствительный и нежный. Мысленно выгоните завистливого себя со словами : «Вон из моих чувств! Ты не моя жизнь, не моя судьба, не моя...

https://www.сайт/psychology/11357

Эмоционально отрицательных слов в нашем лексиконе. Обратите внимание – зависть и ненависть однокоренные слова . Закономерен вопрос: за что же нам Природа подарила такое «счастье»? Причем подарила абсолютно всем... и укрепление равновесия. А какое же тут равновесие, если Адам бессмертен, а Ева – нет? Вот зависть и подвигла ее уравнять ситуацию. То есть, зависть – один из инструментов поддержания равновесия. Именно поэтому она свойственна всем элементам системы без исключения. Ведь основной закон...

https://www.сайт/journal/140107

На голову везунчика все кары небесные и тебе при этом совсем не стыдно. Впрочем, в таком состоянии от слов к делу перейти достаточно легко. Белая. Вздох сожаления "мне бы так" сменяется вполне трезвой мыслью: "Ну... за какие коврижки не согласишься на такое. А вместе с этим выводом растают и позывы к самоистязанию. Как не стать объектом зависти . Зависть разрушает не только тех, в ком поселилась, но и тех, кому завидуют. Поэтому: во-первых, будь скромнее и не раздражай ближних...

https://www.сайт/psychology/16231

... словом – «существо». То есть Дух – это существо. Далее в своем словаре В. Даль пишет о том, что «Человек состоит из вещества и существа, из тела и души, из плоти и духа» и указывает на их противоположность по отношению друг к другу. То есть на противоположность ... возвращаемся к наличию во вселенной Полярности во всем без исключений. Полярность – это идеал или сфокусированная точка противоположного значения (знака) другой полярности. Когда я рассказывал о Силах, то обращал твое внимание на их...

- Вот именно. Там, где зависть - там нет любви. Собственно говоря, зависть - это диавольское состояние души, лишающее человека добродетели. Зависть есть печаль о благополучии ближнего, говорил святой Василий Великий. Начало зависти - гордость. «Гордый не может терпеть, чтобы кто-нибудь был выше его и был в благополучии, поэтому негодует о возвышении его. Смиренный человек завидовать не может, ибо видит и сознает свое недостоинство, прочих же признает более достойными. Зависть к добру не ведет. Не довольствовался высший ангел своим положением, завидовал он Богу и был свержен с неба. Не довольствовался первый человек Адам тем, что был в раю, хотелось ему быть «яко бози», и был изгнан из рая. Зависть породила причину первого человекоубийства, а потом и Богоубийства. По зависти Каин убил Авеля, братья продали Иосифа в Египет, Саул искал убить Давида, книжники и фарисеи распяли Господа Иисуса Христа».

Что сеем, то и жнем. Где нет любви, там зависть. «…где зависть и сварливость, там неустройство и все худое» (Иак. 3, 16). «Зависть порождает споры. Откуда у вас вражды и распри - не отсюда ли завидуете и не может достигнуть», - говорил Иаков, брат Господень.

Зависть является величайшим злом для души. «Как ржавчина разъедает железо, так зависть - душу, в которой живет она». «От нее страсть к славе, к стяжанию, от нее властолюбие и сребролюбие». «Служение этой страсти не только в земной жизни не дает отрады, но и в загробной приносит страдание». «После смерти души умерших проходят мытарства, десятое из них - мытарство зависти, поэтому надо всегда искоренять в себе зависть».

«Мы можем избежать зависти, если не будем почитать великим ни то, что люди называют богатством, неувядающей славой, ни телесного здоровья. Будем стремиться к приобретению благ вечных и истинных», - Василий Великий.

Человек часто считает, что достоин того-то, а другой - нет. В сущности это зависть. Зависть - это желание иметь то, что есть у другого. Слава ли это, успех, благополучие или что-то еще.

Я обратил внимание, что слово «зависть» не имеет множественного числа. Такая глубина в этом слове. Общеизвестно, что, когда безбожники воевали с Богом, то в своем собственном наименовании не могли избежать обличения самим себе. Корень-то слова «безбожник» - Бог, а «без» - только приставка. С точки зрения простой орфографии, они не являются чем-то самим в себе, они есть только отрицание какой-то сущности. Сущность существует. Также и зависть - в основе ее «зависимость» от чего-то, от чьей-то воли, от чьего-то благополучия. Зависть появляется при наличии чего-то где-то. На пустом месте нечему завидовать. А вот когда есть чему - появляется эта зависимость. Самое печальное, что человек этого часто не осознает, и начинает вдруг видеть кругом несправедливость, а на самом деле просто испытывает зависть.

Зависть - это желание не зависеть от того, кто сильнее тебя? Ведь чаще завидуют люди неимущие, подчиненные, слабые, те, кто зависит от другого.

- Сатана хотел быть независим от Бога. «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов (Ис., 14, 13). Гордость вызывает зависть и злобу, и наоборот. Эти вещи переплетены между собой, как метастазы раковой опухоли, которые проникают всюду.

Справедливость-то - понятие очень сложное. Понятие правды и неправды в духовной жизни - очень непростые.

Есть понятие правды человеческой, а есть правда Божия. Всякая правда человеческая - как ничто пред Богом.

Когда-то Владыка Стефан (Никитин), Калужский архиерей, очень интересно объяснил мне смысл притчи о неправедном Судии. Судия неправды. Кто такой Судия неправды, Который ни Бога не боялся, ни людей не стыдился? Это Сам Бог. Он не боится и не стыдится никого. А почему «Судия неправды»? Потому что, если бы нас всех судить по правде, то все бы были осуждены, а Он нас всё время милует. Судит Он милостиво.

Проявления зависти

- Как в жизни людей чаще всего проявляется зависть?

- Зависть порождает неприязнь. Человек, когда завидует, начинает искать изъяны в другом. Он не может прямо сказать, но чувствует, что что-то не так и пытается оправдать свое чувство.

- То есть он не понимает, что завидует другому, и начинает его осуждать?

- Большей частью да. Зависть потому черная, потому что пытается очернить других. Тогда ведь не так захочется иметь то, что есть у других. Помните, как в басне Ивана Андреевича Крылова лисица говорит о винограде, который не смогла достать: «Да зелен еще».

- Если человек завидует, то он завидует многим или кому-то конкретно?

- Так же, как в случае с добродетелью, если у человека есть любовь к одному, то на основании этого он и к другим старается проявлять те же чувства. К несчастью, страсть имеет такое же свойство: если он одному завидует, то он и другим завидует: ему кажется, что он один несчастлив, а вокруг все счастливые.

Это начинает проявляться и в речи: «Кругом одни негодяи», «понаехали тут», «кругом одни дураки»… Начинает с одного, а потом весь мир ненавидит. Я знаю конкретные примеры. Человека сначала раздражал один человек, потом его стали раздражать другие, потом третьи, а далее - все и всё. Это свойство страсти.

- Эти черты в человеке, к сожалению, обостряются к старости.

Но «старого учить, что мертвого лечить». Но я знал таких людей, которые настолько благодушны, что у них всё было хорошо: и в молодости, и в зрелые годы, и в старости.

Потому что человек начинает что-то понимать обычно только к старости, и тогда хочет, чтобы другие сразу были такими же, как он. Как сказал покойный отец Иоанн (Крестьянкин) одному рабу Божиему: «Что ты хочешь сделать из своего ребенка то, что из себя не смог сделать?».

И рай, и ад начинаются на земле, но это внутреннее устроение самого человека, ведь в одних и тех же условиях один благодушествует, а другой несчастлив.

В жизни благодушного человека все складывается гладко. Он может добиться вершин успеха, а может и остаться в нынешнем состоянии, но он все равно будет счастлив, так?

- Есть такое замечательное изречение. «Не забывай даже в самые темные дни твоей жизни благодарить Бога, Он ждет этого и пошлет тебе еще большие блага. Человек с благодарным сердцем никогда ни в чем не нуждается.

Завистливый же человек не спит, мучается, его самого жалко, потому что он не находит себе покоя. А человек, положившийся на милость Божию, уже здесь, в земной жизни, спокоен, его многое не задевает, не приводит в нетерпение или раздражение.

- Кстати, иногда говорят о «белой зависти». Что это такое?

- Это не совсем правильно выражение. Зависть, если это зависть, всегда в основном черная. Говоря о «белой зависти», наверное, хотят выразить радость от того, что другой обладает каким-то дарованием.

Если можно так сказать, белая зависть - это соревнование в добре. Радуешься за другого и пытаешься достичь того же совершенства. Заимствование опыта других - это не зависть.

- А бывает ли зависть к святости святых?

- Это и есть со-ревнование. Здесь можно ревновать и стараться достигнуть того, что достиг другой. А тут плохими путями ничего не добьешься.

Апостол Павел призывает: «Подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 4, 16). Другое дело, что здесь нужно стремиться к совершенству, к духовному очищению, но не к дарованиям.

Когда мечтаешь о даре прозорливости, чудес, прорицания, уже завидуешь. Потому что эти дарования, именно дарования, они даются Богом. А почему Господь так распоряжается, нам неизвестно. «А что Бог творит, никому не говорит».

- Таким путем рождаются различные секты, религиозные течения и т.п.?

- Да, по крайней мере, младостарчество - один из таких примеров. Когда стремятся не к духовному совершенству, смирению и любви, а к дарованиям. Господь даже апостолов остановил, говоря: «Не радуйтесь тому, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10, 20).

Зависть не дает человеку ничего

- Реклама вообще играет на человеческих страстях. Я недавно слышал интересное высказывание: «В нашей стране можно быть счастливым, но только чтобы об этом никто не знал». Но это применимо не только к нашей стране. Да и все страны — разные или похожие стороны одного человечества.

- Одним словом, не только самому завидовать плохо, но невесело, когда тебе самому завидуют.

- Больше того, это очень неприятно. Как раз у Ильина есть размышление об очень красивой женщине, которая говорит: «Я так устала. Мужчины смотрят на меня как на товар, а женщины завидуют. Сразу начинают меня оценивать и искать изъяны. Мне одинаково неприятно и от тех, и от других взглядов. Я не считаю, что красота приносит счастье. Никто не видит мою душу. Женщина может и должна быть красива изнутри. Кто такую женщину не полюбит, тот просто ее не достоин». Очень хорошо сказано.

- Как человеку понять, что зависть снедает его, вредит ему и мешает его жизни?

- Когда человек завидует, у него покоя-то нет. Как сказал святитель Василий: «Это, пожалуй, единственная страсть, которая не приносит человеку удовлетворения. Сребролюбие, чревоугодие приносят хотя бы временное удовлетворение, а зависть человека сама съедает.

Вспомните поговорки о зависти. «Где счастье, там и зависть». «Завистью ничего не возьмешь». «В зависти нет корысти». Корысть - это приобретение. А завистью ничего не приобретешь.

Зависть - слово женского рода, имеет единственное число. Не имеет множественного числа, т.е. она всегда индивидуальна.

Человек должен остановиться и подумать, не было ли у него чувства недовольства какими-то людьми последнее время. Искать в себе зависть не по названию, а по ее плодам, корням и веткам?

- Недаром в Евангелии говорится о человеке, который ищет сучок в глазе брата, не видя в своем бревна. Что такое бревно - это ствол. А сучок - всего лишь ответвление от ствола. Так вот ствол - это страсть. Мы видим в других то, что есть в нас, что касается и задевает нас самих. Если бы не это, ты бы прошел мимо и не зацепился за этот сучок. Нас задело это.

Есть такое мирское выражение: «Человек все понимает в меру своей испорченности».

Беседовала Валерия Ефанова