-- [ Страница 2 ] --

Закрепление изученного Возрастает или снижается роль хозяйственной деятельности в изменении рельефа? Почему? Как искусственные сооружения влияют на географическую среду? Согласны ли вы с мыслью А.И.Вернадского, которая приводится в тексте параграфа? С какой целью создают памятники литосферы? Домашнее задание (по выбору) Творческие задания (по выбору) Объявления и информация для учащихся Комментарий к уроку Работа учащихся на уроке (коллективная) Работа учащихся на уроке (индивидуальная) Материалы к следующему уроку

Как блоггеры, мы обязаны публиковать статьи соответственно. Мы и развитые - иностранцы. Кроме того, большинство из нас не принимает - к счастью - серьезно. Это утверждение со статистической точки зрения. Как два крайних полюса, вокруг которых переполнены другие скромные взгляды. Наконец, многие коллективно приписывают все наши проблемы этим незнакомцам. Это место можно отнести к расизму и ксенофобии. Более того, расизм обычно направлен на самого слабого из нас. Во-первых, невежество или неполное, поверхностное знание истории и культуры других.

Климаты Земли

При характеристике климата основное внимание уделяется трем главным элементам: температуре воздуха у земной поверхности, годовой сумме атмосферных осадкой и характеру распределения атмосферных осадков в течение года.

Н.А.Ясаманов

Урок 12. Климатообразующие факторы

Цели урока: расширить и углубить знания о процессах, происходящих в атмосфере, о причинах неравномерного распределения тепла и влаги на поверхности Земли; раскрыть роль климатообразующих факторов в формировании климатов; развить умения анализировать данные климатических карт, определить понятия “климат”, “изотерма”, “воздушная масса”. Средства обучения: климатическая карта мира атласа, теллурий, схема циркуляции атмосферы, динамическая модель “Типы воздушных масс и их динамика”. Основные представления и понятия: процессы, происходящие в нижнем слое атмосферы, погода, климат, климатообразующие факторы, воздушные массы и их движение, подстилающая поверхность; климатическая карта, изотерма; погода и климат своей местности. Межпредметные связи: свойства воздуха (природоведение, естествознание); давление, сила тяжести, агрегатное состояние вещества (физика); положительные и отрицательные числа (математика). План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности) 1. Что такое климат Беседа. Актуализация знаний и личного опыта учащихся. Роль атмосферы для жизни на Земле. Показатели, характеризующие состояние атмосферы. Существенные признаки понятия “погода”, представление о климате и его основных показателях. 2. Климатические карты Задание учащимся. Провести анализ климатической карты мира (атлас) и составить ее характеристику по плану (см. Приложение учебника). Рассмотреть климатические карты материков, сравнить их с климатической картой мира, сделать вывод. Беседа. В ходе беседы выделение существенных признаков понятия “изотерма”. 3. Главный климатообразующий фактор – приток солнечного тепла к поверхности Земли Объяснение учителя. Различия между поясами освещенности и тепловыми поясами. Изменение высоты Солнца, зональность в распределении тепла на поверхности Земли. Практическая работа. Учитель, а затем несколько учащихся последовательно демонстрируют с помощью теллурия распределение солнечного света и тепла при движении Земли вокруг Солнца. Задание. На контурной карте обозначить зенитальное положение Солнца на тропиках и экваторе, подписать даты солнцестояния. Практическая работа. По климатической карте мира проследить ход нескольких годовых (или сезонных) изотерм и с их помощью подтвердить зональное распределение солнечного тепла. 4. Влияние характера земной поверхности на климат Объяснение учителя. Роль подстилающей поверхности (рельефа, океанических течений и др.) в формировании климата. Задание. Провести анализ рис. 38 (стр. 45), объяснить влияние различных видов земной поверхности на нагревание приземного слоя атмосферы. 5. Движение воздушных масс (циркуляция атмосферы) Объяснение учителя. Введение понятия “воздушная масса”, типы и подтипы воздушных масс. Образование поясов низкого и высокого давления; движение воздушных масс, образование постоянных ветров. Работа с учебником (§11, стр.44). Анализ схемы движения воздуха в тропосфере и схемы распределения поясов атмосферного давления, основных типов воздушных масс и постоянных ветров. Задание. Проведите параллельный анализ текста и рисунков учебника, затем самостоятельно в тетрадях (и на классной доске) воспроизведите схему движения воздушных масс. Закрепление изученного Назовите климатообразующие факторы в порядке их значимости. В чем проявляется роль каждого фактора в формировании климата? Какой из факторов оказывает влияние на распределение тепла, какой – на распределение осадков? Почему? В чем проявляется влияние каждого фактора на климат вашей местности? Какие пояса давления размешаются над Африкой; над Северной Америкой? Какие ветры характерны для этих материков? Домашнее задание (по выбору) Творческие задания (по выбору) Объявления и информация для учащихся Комментарий к уроку Работа учащихся на уроке (коллективная) Работа учащихся на уроке (индивидуальная) Материалы к следующему уроку Урок 13. Климатические пояса

Во-вторых, готовность оправдать наши проблемы или просто чувствовать себя лучше, «модернизировать», девальвировать разные или что-то, что нам кажется, ошибочно много раз, слишком высоко, чтобы получить его. Как и тот, кто не понимает, почему он находится в худшем положении, чем кто-то другой, хотя у него есть навыки, но поскольку делать что-то с этим сложно, он решает «заставить их повесить». Наконец, какая-то «провинциальная» неуверенность ведет к настроению отвержения.

Как крестьянин, который слышит, передавая, что происходит в большом городе и не имеет полной картины, он решает быть небезопасным, чтобы «сидеть на яйцах», нахожу соответствующие оправдания. Или кто в конечном итоге удается туда добраться, он ест несколько «гудок» и бежит назад, чтобы предупредить других об ужасах, которые там происходят. Противоположность - второе восприятие экстраординарных характеристик для иностранцев, их стран и их культуры. Эти функции крещены сами по себе легкомысленная «цивилизация».

Цели урока: познакомить с основными принципами выделения климатических поясов; выявить различия между основными и переходными климатическими поясами; раскрыть проявление закона зональности в размещении климатических поясов; сформировать представление о главных особенностях климата каждого пояса и о климатических областях; научить анализировать климатические диаграммы.

Средства обучения: климатическая карта мира и карта климатических поясов (атлас), таблицы “Типы климатов земного шара” с раздаточным материалом. Основные представления и понятия: климат, климатообразующие факторы, типы воздушных масс и их движение в общей циркуляции атмосферы, основные и переходные климатические пояса; типы климата, климатические диаграммы. Межпредметные связи: свойства воздуха (природоведение, естествознание) План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности) 1. Классификация климатов Земли Б.П. Алисова Объяснение учителя. Введение понятия “климатический пояс”, основания для выделении климатических поясов. Задание учащимся. Составить по плану характеристику карты климатических поясов; назвать и показать на карте все климатические пояса. 2. Основные климатические пояса Объяснение учителя. Особенности климата каждого из основных климатических поясов. Практическая работа. Чтение климатической карты с целью установления основных характеристик климата (летных и зимних температур, амплитуды температур, воздушных масс, количества и режима осадков, господствующих ветров) экваториального, тропического, умеренного и арктического (и антарктического) климатических поясов. 3. Переходные климатические пояса Объяснение учителя. Положение переходных поясов между основными; изменение высоты солнца и смена воздушных масс по сезонам года. Беседа. Анализ схемы перемещения воздушных масс по сезонам года (§ 12, стр. 49). Показать на карте переходные климатические пояса. Практическая работа. Составить по климатической карте характеристику климата каждого переходного пояса; на контурной карте выделить границы поясов, обозначить воздушные массы, температуры, господствующие ветры и осадки. 4. Климатические области – составные части климатических поясов Объяснение учителя. Климатические области внутри поясов выделяются с учетом характера подстилающей поверхности, господствующих ветров, течений и других факторов. Задание. По карте климатических поясов определите, в каких поясах есть климатические области. Сопоставьте эту карту с физической картой и установите причины образования климатических областей. 5. Климатические графики и диаграммы (климатограммы) Рассказ учителя. Как строят климатограммы, какие показатели и каким способом на них отображают. Беседа. Ознакомление с порядком действий при анализе климатограммы (см. Приложение учебника). Практическая работа. Анализ диаграмм учебник (стр.50, рис.43) и соотнесения их с картой климатических поясов. Закрепление изученного Что называют климатическим поясом? Сколько климатических поясов выделяют на Земле? Что служит основанием для выделения поясов? Чем основные пояса отличаются от переходных? Какой из материков лежит во всех климатических поясах? Какой - только в двух поясах? На каком материке присутствуют все климатические пояса кроме экваториального? В каком климатическом поясе много климатических областей? Почему? Домашнее задание (по выбору) Творческие задания (по выбору) Объявления и информация для учащихся Комментарий к уроку Работа учащихся на уроке (коллективная) Работа учащихся на уроке (индивидуальная) Материалы к следующему уроку Урок 14. Климат и человек

Впоследствии, конечно, начинаются сравнения, как должны быть наши собственные города, как мы должны быть, а мы никогда не будем и т.д. конечно, без глубоких знаний о реалиях или ограничениях друг друга, взгляд туриста. В его «более тяжелых» версиях это мнение идет гораздо дальше. Незнакомец идеализирован, почти мифологизирован. Все характеристики этих стран, за немногими исключениями, внезапно становятся желательными и достойными подражания без особой мысли. Любые недостатки и проблемы игнорируются как «маленькие», «абсурдные» или «временные».

Цели урока: познакомить с изменениями климата во времени, раскрыть влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность людей и влияние человеческой деятельности на климат, убедить в необходимости бережного отношения к климатическим ресурсам. Средства обучения: климатическая карта мира и карта климатических поясов. Основные представления и понятия: изменение климата во времени в результате воздействия природных факторов и деятельности человека; влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность людей. План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности) 1. Причины изменения климата во времени Рассказ учителя. Как ученые устанавливают причины изменения климата во времени, научные теории и гипотезы. Сообщения учащихся. Опережающее задание на основе сообщений печати и анализа географических источников информации. 2. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность людей Беседа. Как климат влияет на обеспечение человека продуктами питания; в каких климатических поясах наиболее благоприятные условия жизни для человека? Как климат отражается на характере одежды людей, типе питания, форме жилищ и т.д.? 3. Влияние деятельности людей на климат Рассказ учителя. Отрицательное и положительное влияние человека на климат; примеры. Беседа. Привести доказательства о том, что климат большого города отличается от климата территорий, расположенных за пределами города. Закрепление изученного Почему люди уделяют большое внимание погоде и климату? В чем причины естественного изменения климата? В каких видах хозяйственной деятельности особенно сильно проявляется влияние климата? На какие климатические пояса приходится наибольшая плотность населения? Почему? Домашнее задание (по выбору) Творческие задания (по выбору) Объявления и информация для учащихся Комментарий к уроку Работа учащихся на уроке (коллективная) Работа учащихся на уроке (индивидуальная) Материалы к следующему уроку

Напротив, наши собственные проблемы и причины, вызывающие их, соответственно увеличиваются. Для самых экстремальных энтузиастов зрения «европейская» или «западная» культура обожествляется, это единственная хорошая вещь, которая произошла на этой планете и, конечно же, не имеет ничего общего с нами «скромными востоками». У нас нет никакого вклада в эту культуру, и у нас нет много общих элементов. Наша культура явно уступает, наша история - не что иное, как великая, наши традиции анахронизмов. Все наши проблемы проистекают из того, что мы не принимали столько, сколько нужно этой культуре или почему мы не заменили нашу полностью.

Вода на Земле

Океан объединяет человечество и является его единственной надеждой. Теперь как никогда приобретает глубокий смысл старая пословица: «Мы все в одной лодке». Эта лодка – космический корабль Земля – голубой бриллиант, светящийся в темноте космического пространства своими охватывающими всю планету водами – источником жизни.

Посторонние люди никогда не играли негативной роли в нашей истории, или если они играли, у них всегда были очень хорошие, превосходные причины. Никто не имеет права монополизировать права собственности. Европейская культура не ограничивается часто протестующими в Западной и Северной Европе, но также включает Южную, Центральную и Восточную Европу.

В последние годы Западная Европа узнает о неоднократных выставках и книжных изданиях, что, например, Византия - такая же Европа, как Рим. Греция, один из самых западных регионов, является в то же время одним из крупнейших участников своей культуры и не имеет причин быть отделенной от нее. На практическом уровне фразы, такие как «в Европе законы таковы» или «города сделаны таким образом», представляют собой нерелевантные обобщения, поскольку страны, но даже области в пределах одной страны, сильно отличаются друг от друга.

Жак Ив Кусто

Урок 15. Мировой океан – главная часть гидросферы

Цели урока: расширить знания о роли Мирового океана в жизни Земли, углубить знания о свойствах океанических вод, раскрыть признаки понятия “воздушная масса”. Сформировать представление о типах водных масс, о схеме поверхностных течений и о взаимодействии вод океана с атмосферой и сушей. Средства обучения: глобус, физическая карта мира, карта океанов, слайды, видеофильмы о Мировом океане. Основные представления и понятия: свойства морской воды, водная масса, типы и подтипы водных масс; виды движения вод в Мировом океане; постоянные ветры; круговое движение поверхностных вод и его влияние на природу суши. Номенклатура: самые значительные поверхностные течения в Мировом океане. Межпредметные связи: свойства воды, круговорот воды в природе (природоведение, естествознание); плотность, теплоемкость вещества, испаряемость (физика). План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности) 1. Роль Мирового океана в формировании главных природных особенностей Земли Беседа. Актуализация опорных знаний, работа с вопросами перед параграфом(§ 14, стр.55). Объяснение учителя. Кислород и углекислый газ в океанической воде; опреснение морской воды; влияние Мирового океана на все компоненты природы и на жизнь и хозяйственную деятельность человека. 2. Воды Мирового океана Рассказ учителя. Происхождение вод Мирового океана; особые свойства морской воды, ее отличия от пресной воды. Различия океанических льдов. 3. Водные массы, их типы и подтипы Рассказ учителя и работа с учебником (§14, стр. 56-57). Анализ текста и рисунка. Задание. Доказать на примерах, что в распределение температуры, солености вод океана, а также водных масс проявляется закон зональности. Практическая работа. По карте океанов определить, какие водные массы характерны для каждого из океанов. В каком из океанов они наиболее разнообразны? Систематизировать в таблице сведения о видах льдов и водных массах. 4. Поверхностные течения Мирового океана Объяснение учителя. Причины образования кругового движения поверхностных вод в океанах, образования круговорота поверхностных течений на примере Атлантического океана. Практическая работа. Сопоставление постоянных ветров (климатическая карта мира) со схемой поверхностных течений Мирового океана. Создание на контурной карте модели поверхностных течений в Тихом океане. 5. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей Беседа. Обобщение знаний учащихся о непрерывном взаимодействии вод Мирового океана с атмосферой и сушей посредством мирового круговорота воды. Закрепление изученного Приведите доказательства важной роли Мирового океана в поддержании жизни на Земле. Почему на одной и той же широте воды океана могут иметь различную соленость? Приведите примеры проявления зональности в природе вод Мирового океана. В каком из океанов наиболее ярко проявляется круговое движение поверхностных вод? В каком из океанов происходит смена направлений течений из-за влияния сезонных ветров? Какое влияние оказывают океанические течения на природу суши? Приведите примеры. Урок 16. Воды суши. Закономерности их питания и режима

Это не то же самое, что британцы с немецким законодательством, а общие элементы разделяют греки. Однако за пределами этих необоснованных двух крайних позиций наносит ущерб. Первое, потому что оно отчаянно тонет горизонты нашей культуры и наших умов. Это лишает нас идей, которые уже доказали свою ценность, но и решений, которые не нужно возобновлять. Это изолирует нас в то время, когда это может оказаться опасным.

Второй из-за ложной картины других и нас самих может привести нас к неправильным дорогам, к охоте химеры, где идеал становится величайшим врагом добра. Это сводит нас к решению несуществующих проблем, в изобретении решений, которые, вероятно, неприемлемы для нашей реальности, а также в принятии мер, которые могут быть просто неправильными, но сопровождаются миметизацией. Хуже всего то, что это уменьшает нашу самооценку, нашу веру в позитивные элементы нашей конкретной культуры и культивирует негативность и нищету.

Цели урока: расширить знания о водах суши, их зависимости от состава земной коры и климата; закрепить представление о питании, режиме, годовом стоке рек; познакомить с зональными типами рек, закрепить знания о законе географической зональности. Средства обучения: физическая карта мира, климатическая карта мира и карта климатических поясов (атлас); слайды, видеофильмы с изображением различных вод суши. Основные представления и понятия: подземные воды и их виды; покровные и горные ледники, реки, типы питания рек, водный режим, годовой сток рек, половодье, паводок, межень; зональные типы рек; озера, типы озерных котловин; болота. Номенклатура: крупнейшие реки, озера материков. Межпредметные связи: пресная вода и ее свойства (природоведение, естествознание).

План урока

1. Воды суши

Беседа. Актуализация личного опыта и знаний учащихся. Работа с вопросами перед параграфом (§ 15, стр. 59). Задание: рассказать о мировом круговороте воды в природе. 2. Подземные воды, их виды и свойства Объяснение учителя.. Грунтовые и межпластовые воды, три агрегатных состояния. Различия вод по температуре и степени минерализации. Территории материков, богатые подземными водами. 3. Ледники, их размещение в климатических поясах Практическая работа. Сопоставить физическую карту мира с картой климатических поясов, установить районы горного и покровного оледенения. 4. Зональные типы рек Беседа. Актуализация знаний учащихся: какова связь реки с рельефом и климатом? какие существуют типы питания рек? Примеры. Что называют половодьем, паводком и меженью? Какова их связь с климатом? Объяснение учителя. Водный режим – изменение водоносности реки в течение года, зависимость водного режима от климата; зональные типы рек. Практическая работа. Применительно к каждому климатическому поясу (начиная с экваториального) установить особенности питания и режима крупнейших рек каждого материка в границах климатического пояса. 5. Озера, их распределение по материкам в зависимости от происхождения котловин и климата Беседа. Актуализация знаний учащихся об озерах. Практическая работа. Анализ физической карты мира с целью выявления крупных озер материков, происхождения их котловин и свойств вод.

Беседа. Актуализация знаний учащихся о типах болот, их регулирующей роли в жизни рек. Объяснение учителя. Закономерности размещения болот на материках в связи с особенностями климата и рельефа. Закрепление изученного Какие закономерности характерны для размещения грунтовых вод?

Докажите, что ледники могут формироваться во всех климатических поясах. Покажите примеры ледников на карте. В каких особенностях рек проявляется зональность? В каких климатических поясах реки имеют, в основном, дождевое питание? Как это отражается на их режиме и годовом стоке? Назовите самые большие реки в каждом климатическом поясе. Чем обусловлены закономерности размещение озер на материках? На каких материках есть все виды поверхностных вод? Какой материк беден поверхностными водами? Какой особенно богат? Почему? Какие условия способствуют распространению болот? На каких материках много болот? Домашнее задание (по выбору) Творческие задания (по выбору) Объявления и информация для учащихся Комментарий к уроку Работа учащихся на уроке (коллективная) Работа учащихся на уроке (индивидуальная) Материалы к следующему уроку Урок 17. Изменение вод суши под влиянием хозяйственной деятельности

Цели урока: раскрыть роль воды в жизни и хозяйственной деятельности людей; познакомить с изменениями количества и качества вод суши; расширить знания об искусственных водных объектах на материках. Средства обучения: физическая карта мира атласа, учебные картины, слайды, видеофильмы по теме. Основные представления и понятия: количество и качество воды, орошение, обводнение, канал, водохранилище. Межпредметные связи: великие цивилизации Древнего мира (история); источники загрязнения вод (природоведение, естествознание). План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности) 1. Вода в жизни людей в разные исторические периоды Беседа. Актуализация опорных знаний, личный опыт учащихся. Рассказ учителя. Изменение качества и количества воды под влиянием хозяйственной деятельности, примеры изменения вод суши на материках. 2. Воздействие человека на воды суши Рассказ учителя. Перераспределение вод между бассейнами, переброска вод, каналы, создание водохранилищ. Практическая работа. На физической карте мира и картах материков в атласе найти крупнейшие водохранилища и каналы. 3. Изменение природы озер и болот под влиянием человека Беседа. Какие изменения происходят в природе озер под влиянием хозяйственной деятельности? Пользу или вред приносит осушение болот? Закрепление изученного Какие изменения в количестве и качестве потребляемой воды произошли во времени? В каких климатических поясах человек проводит орошение, в каких – осушение земель? На каких материках построены каналы, какие реки и озера они соединяют? На каких реках человек создал большие водохранилища? С какой целью они созданы? Пользу или вред наносят природе водохранилища? Какие из вод суши подверглись под воздействием человека особенно большим изменениям? Почему? Домашнее задание (по выбору) Творческие задания (по выбору) Объявления и информация для учащихся Комментарий к уроку Работа учащихся на уроке (коллективная) Работа учащихся на уроке (индивидуальная) Материалы к следующему уроку

Природные зоны

Урок 18. Важнейшие природные зоны экваториального, субэкваториальных и тропических поясов Дата…… День…… Цели урока: продолжить развитие знаний о географической зональности; познакомить с особенностями природных зон трех климатических поясов; углубить представления о взаимосвязях между компонентами природы зон, об особенностях почв и характерных представителях их растительного и животного мира; раскрыть экологические проблемы зон. Средства обучения: карты атласа (природных зон мира, климатическая, почвенная, зоогеографическая), слайды или видеофильмы о природных зонах, гербарий, учебные картины, таблицы “Растительный мир материков”, “Животный мир материков”. Основные представления и понятия: природный комплекс, зональные и незональные комплексы, природная зона, широтная зональность, высотная поясность, почва, климатический пояс, климатообразующие факторы, экваториальный лес, саванна, тропическая пустыня. Межпредметные связи: элементарные представления об экваториальном лесе, саванне, пустыне (окружающий мир, природоведение, естествознание). План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности) 1. Географическое положение зоны экваториальных влажных вечнозеленых лесов Практическая работа. Анализ карты природных зон, определение положения зоны в пределах материков и на островах. 2. Особенности климата экваториальных лесов и его влияние на формирование почв, растительности и животного мира зоны Объяснение учителя с опорой на наглядный материал. Характерные черты природных компонентов зоны. Возможности для развития земледелия. Сокращение площади лесов.

3. Зона саванн

Практическая работа. Описание природной зоны по плану на основе анализа карт, учебных картин и таблиц. Рассказ учителя. Создание образа саванн разных материках, характерные представители растительного и животного мира зоны. Возможности для развития сельского хозяйства в зоне саванн. 4. Зона тропических полупустынь и пустынь Практическая работа. Определение по картам атласа географического положения, особенностей климата и почв зоны. Установление зависимости растительности и животного мира от климата, характера горных пород и рельефа на основе анализа экранных материалов, гербарных образцов, учебных картин и таблиц. Рассказ учителя. Образное описание пустынь, характерных для отдельных материков. Задание. Заполнить таблицу с отражением в ней показателей климата, типичных почв, растений и животных, характерных для каждой из трех изученных зон. Закрепление изученного Назовите причины богатства видового состава растительности экваториальных лесов. В какой зоне почвы называют латеритными? Почему? Сколько урожаев в год можно собирать с полей в зоне экваториальных лесов? В чем причина наличия двух сезонов в зоне саванн? Почему почвы этой зоны плодороднее, чем почвы экваториального леса? Где больше антропогенных комплексов, в саваннах или в экваториальных лесах? Почему? Если вы попали в тропическую пустыню, как определить, на каком материке вы находитесь? На каких материках тропические полупустыни и пустыни занимают небольшую площадь? Почему? Домашнее задание (по выбору) Творческие задания (по выбору) Объявления и информация для учащихся Комментарий к уроку Работа учащихся на уроке (коллективная) Работа учащихся на уроке (индивидуальная) Материалы к следующему уроку Урок 19. Природные зоны субтропических поясов

Цели урока: углубить и конкретизировать знания о широтной зональности, о взаимосвязях между компонентами природных зон. Познакомить с особенностями природных зон субтропических поясов, с мерами охраны их природы. Средства обучения: карты: природных зон, климатическая, почвенная, зоогеографическая; гербарий, учебные картины, таблицы “Растительный мир материков”, “Животный мир материков”, экранные пособия (слайды, видеофильмы). Основные представления и понятия: природный комплекс, природная зона, почва, климатический пояс, западный перенос воздуха в общей циркуляции атмосферы, жестколистные вечнозеленые растения. Межпредметные связи: античные государства Средиземноморья (история). План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности) 1. Разнообразие природных зон в пределах субтропического пояса. Географическое положение основных зон пояса Объяснение учителя. Причины разнообразия природных зон субтропических поясов. Практическая работа. Определение по картам атласа географическое положение отдельных зон. 2. Зона средиземноморских вечнозеленых жестколистных лесов, редколесий и кустарников Рассказ учителя. Особенности климата, почв, растительности и животного мира зоны; степень сохранности природы и меры охраны природы зоны. Сообщение одного из учащихся. Комнатные растения, чья родина – субтропики Средиземноморья. Практическая работа. Анализ карты и текста учебника. Нанести зону на контурные карты материков южного и северного полушария. 3. Зона переменно-влажных (муссонных) субтропических лесов Задание. Установить географическое положение зоны на материках. Определить особенности климата зоны. Рассказ учителя. Образное описание муссонных субтропических лесов (почвы, типичные растения и животные), степень сохранности природы зоны; характерные черты этих лесов на каждом из материков. 4. Субтропические полупустыни и пустыни Объяснение учителя. Особенности географического положения зоны, причины сухости климата, черты сходства и отличие этой зоны от зоны тропических пустынь. Видовой состав растений и животных. Практическая работа. Создание на контурной карте модели размещения зон, характерных для субтропического пояса. Закрепление изученного Почему в пределах субтропического пояса формируется несколько природных зон? В какой из трех зон этого пояса особенно много антропогенных комплексов? Почему? В какой из зон субтропического пояса самый разнообразный видовой состав растений? Почему? Какие виды хозяйственной деятельности развиты в каждой из зон субтропических поясов? Домашнее задание (по выбору) Творческие задания (по выбору) Объявления и информация для учащихся Комментарий к уроку Работа учащихся на уроке (коллективная) Работа учащихся на уроке (индивидуальная) Материалы к следующему уроку Урок 20. Важнейшие природные зоны умеренных, субполярных и полярных поясов Дата……

Цели урока: продолжить формирование знаний о проявлении широтной зональности; ее отражение в природе умеренных, субполярных и полярных поясов; расширить знания о взаимосвязи компонентов природы; совершенствовать умения составлять характеристики природных зон. Средства обучения: карта(физическая, климатическая, почвенная, природных зон), учебные картины, гербарии, экранные пособия (слайды, видеофильмы). Основные представления и понятия: природная зона, лесостепи и степи, широколиственные и смешанные леса, тайга, лесотундра, тундра, арктические и антарктические (полярные) пустыни. Межпредметные связи: элементарные представления о степи, тайге, тундре, полярной пустыне, растениях и животных этих зон (окружающий мир, природоведение, естествознание). План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности) 1. Разнообразие природных зон в пределах умеренного пояса Практическая работа. Анализ карт природных зон, их сопоставление с климатическими картами. Определение по картам атласа климатических показателей умеренного климатического пояса и географического положения природных зон в пределах пояса. 2. Зона полупустынь и постынь умеренного пояса Беседа. Назовите признаки пустыни, особенности пустынь тропического и субтропического поясов. По климатической карте установите основные сходства и отличия пустынь умеренного пояса от пустынь других климатических поясов. Практическая работа. На контурную карту нанести ареалы пустынь умеренного пояса на материках, отметить в этих ареалах зимние температуры в пустынях. 3. Зона лесостепей и степей Объяснение учителя. Особенности размещения зоны, характерные черты климата, особенности процесса образования почв, видовой состав растений и животных. Задание учащимся. Просмотреть видеофильм о зоне и на его основе составить образное описание зоны, возможностей ее хозяйственного использования, мер по сохранению природы. 4. Широколиственные леса Рассказ учителя. Образное описание широколиственных лесов, их современное состояние; меры сохранения. Практическая работа. Анализ карт, их сопоставление; анализ гербарных образцов, учебных картин, таблиц, видеоматериалов для составления характеристики широколиственных лесов. Задание. На основе анализа текста учебник (§ 19, стр.74) установить различия в видовом составе растений широколиственных лесов на материках. 5. Зона смешанных лесов Практическая работа. Сравнить географическое положение смешанных и широколиственных лесов на материках, используя карты атласа; установить причины различий в их климате. Рассказ учителя. Образное описание смешанных лесов (уссурийской тайги). Объяснение причин особого богатства видового состава растений и животного мира этих лесов. 6. Зона хвойных лесов (тайга) Практическая работа. Установить географическое положение зоны. На контурную карту нанести ареалы тайги, отметить климатические показатели; на основе анализа текста учебника (§ 19, стр. 74-75) установить виды растений и животных, которые характерны для тайги каждого из материков северного полушария. Беседа. Какие виды хозяйственной деятельности ведет население тайги? 7. Зоны субполярных и полярных поясов Рассказ учителя. Разнообразие зон, зависимость их формирования от летних температур воздуха. Образные описания каждой зоны (демонстрация экранных пособий). Практическая работа. Установить географическое положение зон. По гербарным образцам составить описание растений, по таблицам и учебным картинам – описание животного мира. Задание. Сравнить по гербарным образцам и рисункам растения тундры и пустынь, выявить сходство и различия, установить причины. Закрепление изученного В умеренном поясе материков южного или северного полушария больше природных зон? Почему? Какая из зон этого пояса занимает большую площадь? В чем причина нарушения закона широтной зональности в размещении некоторых зон умеренного пояса? Каких именно? В каких природных зонах сохранились древние виды растений? Почему? Природа каких изученных на уроке зон особенно ранима? Почему? В какой из изученных зон особенно много антропогенных природных комплексов? Почему? Домашнее задание (по выбору) Творческие задания (по выбору) Объявления и информация для учащихся Комментарий к уроку Работа учащихся на уроке (коллективная) Работа учащихся на уроке (индивидуальная) Материалы к следующему уроку Самые крупные природные комплексы Земли – материки и океаны Урок 21. Особенности природы и населения южных материков

Цели урока: познакомить учащихся с делением географической оболочки на самые крупные незональные комплексы; раскрыть общие черты в природе и населении группы южных материков; расширить и углубить знания об особенностях природы материков, которые в геологическом прошлом были единым массивом суши. Средства обучения: карты мира атласа (строения земной коры, физическая, климатическая, климатических поясов и областей, почвенная, растительности, природных зон, народов, урбанизации и плотности населения, экологических проблем). Основные представления и понятия: материк (континент), географическое положение материка, платформа, складчатый горный пояс, климатический пояс, природная зона; раса, этнос, аборигены; Великие географические открытия, миграции людей; природные богатства. Межпредметные связи: древние государства Африки и Южной Америки. Завоевания арабов в VII- XI вв. (история). План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности) 1. Группа южных материков Земли Объяснение учителя. Определение понятия “материк”. Основание для выделения группы южных материков. Соотношение суши и воды в южном полушарии. 2. Общие черты природы южных материков Практическая работа. Определение географического положения Африки, Австралии и Южной Америки, выделение общего в географическом положении и характере береговой линии. Задание. По карте строения земной коры и сопоставления ее с физической картой мира атласа установить общие черты в геологическом строении материков и рельефе, выделить различия. Определить, какими полезными ископаемыми богаты материки, выделить месторождения осадочных и магматических ископаемых, объяснить закономерности их размещения. Объяснение учителя. Общие черты и различия в климатических условиях трех материков. Сравнение и выделение особенностей климатов каждого материка. Работа с учебником (§ 20, стр. 77). Анализ текста. Задание. На контурной карте отразить основные черты внутренних вод материков южного полушария, о которых рассказывалось в тексте. Практическая работа. Определение по картам размещения природных зон, составление их характеристик, отражение главных особенностей зон на контурной карте с помощью условных знаков. 3. Человек на южных материках Рассказ учителя. Аборигенное население южных материков, значительные изменения расового и этнического состава населения, начиная с эпохи Великих географических открытий. Практическая работа. Анализ карт народов и плотности населения, установление размещения его на территории материков. Закрепление изученного Докажите, что географическое положение каждого из южных материков оказывает влияние на их природу. На каких компонентах природы это влияние проявляется особенно ярко? Природа какого материка особенно богата видами растений? Почему? Климат какого из южных материков особенно разнообразен? Почему? Назовите несколько характерных растений и животных для каждого материка. Какими природными богатствами обладает каждый из южных материков? Коренное население какого из материков претерпело значительные изменения? Почему? Природа какого материка в наибольшей мере изменена хозяйственной деятельностью? Домашнее задание (по выбору) Творческие задания (по выбору) Объявления и информация для учащихся Комментарий к уроку Работа учащихся на уроке (коллективная) Работа учащихся на уроке (индивидуальная) Материалы к следующему уроку Урок 22. Особенности природы и населения северных материков

Цели урока: познакомить учащихся с общими особенностями природы и населения Евразии и Северной Америки, расширить и углубить знания об основных компонентах природы северных материков, продолжить развитие умений работать с картами различного содержания. Средства обучения: карты мира атласа (строения земной коры, физическая, климатическая, климатических поясов и областей, почвенная, растительности, природных зон, народов, урбанизации и плотности населения, экологических проблем). Основные представления и понятия: материк (континент), географическое положение материка, платформа, складчатый горный пояс, климатический пояс, природная зона; раса, этнос, аборигены; Великие географические открытия, миграции людей; природные богатства. Межпредметные связи: древние государства на территории Евразии и Северной Америки (история) План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности) 1. Группа северных материков Беседа. Актуализация знаний учащихся. Работа с вопросами, стоящими перед параграфом (§21, стр. 80). Практическая работа. Определить географическое положение каждого из материков, установить черты сходства и различия. Сделать предварительные выводы о влиянии географического положения на природу материков. 2. Общие черты природы Евразии и Северной Америки Объяснение учителя. Причины сложного рельефа материков, богатство месторождениями полезных ископаемых; разнообразие климатических условий и богатство водами суши. Практическая работа. Анализ карт и установление особенностей в размещении природных зон на двух материках; выявление черт сходства и различий в сходных природных зонах. Беседа. Природа какой группы материков более разнообразна? Почему? 3. Особенности населения северных материков Беседа. Где и какие первые государства и города существовали на территории Евразии и Северной Америки? Какие миграции людей проходили на этих материках? Какие большие этносы живут в Евразии и Северной Америке? На языках какой семьи говорят многие народы северных материков? Рассказ учителя. Особенности населения (его численность, расовый и этнический состав, размещение, особенности культур, вклад в развитие цивилизации и т.д.) Практическая работа. Анализ карт мира атласа (народов, плотности населения, политической) для выявления этнического состава, областей наибольшей плотности населения, разнообразия стран по площади, географическому положению и другим признакам различия. Закрепление изученного. На каком основании географы объединяют материки Земли в две большие группы? История формирования какой группы материков более сложная? Приведите доказательства. Какими полезными ископаемыми наиболее богата каждая группа материков? Климат какой группы материков более разнообразен? Почему? На каких материках есть большие объемы всех видов вод суши? Почему? Назовите самые большие по площади природные зоны на южных и северных материках. На каких материках больше природных зон? С чем это можно объяснить? На какую группу материков приходится большая часть населения Земли? Почему? Природа каких материков наиболее пострадала в результате хозяйственной деятельности? Домашнее задание (по выбору) Творческие задания (по выбору) Объявления и информация для учащихся Комментарий к уроку Работа учащихся на уроке (коллективная) Работа учащихся на уроке (индивидуальная) Материалы к следующему уроку Урок 23. Природа Тихого и Индийского океанов. Виды хозяйственной деятельности в океанах

Цели урока: сформировать представление об океанах как крупных природных комплексах; познакомить с особенностями природы каждого из океанов, раскрыть современные виды деятельности людей в каждом из океанов, меры охраны их природы; совершенствовать умения устанавливать причинно-следственные связи, проводить сравнения, извлекать знания из различных источников географической информации. Средства обучения: глобус, карта океанов, портреты мореплавателей, учебные картины, экранные пособия, натуралии (образцы кораллов и др.). Основные представления и понятия: географическое положение океана, элементы рельефа океанического дна, срединно-океанический хребет, желоб, водная масса, типы водных масс, система поверхностных течений, аквальный природный комплекс, широтная зональность и высотная (глубинная) поясность. Номенклатура: основные объекты береговой линии, острова, течения, порты океанов. Межпредметные связи: первое кругосветное плавание (история) План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности) 1. Океаны как крупные природные комплексы Земли Беседа. Актуализация знаний и умений учащихся: сколько океанов на Земле? справедливо ли выделение пятого Южного океана? Сообщения учащихся. о важнейших событиях в истории географических открытий в Тихом и Индийском океанах. 2. Основные черты природы Тихого океана Практическая работа. Выявление особенностей географического положения океана по глобусу и карте океанов. Составление по карте схематического профиля дна океана по экватору или одному из тропиков. Беседа. Особенности компонентов природы океана: сложное строение рельефа дна, проявление широтной зональности в климате, разнообразие водных масс, схема поверхностных течений, богатство органической жизни. 3. Природа Индийского океана Рассказ учителя и работа с учебником (§22, стр. 87-88). Анализ текста. Задание. На основе анализа текста учебника и карт атласа составить сравнительную характеристику природы Индийского и Тихого океанов по плану (см. Приложение учебника) Беседа. Как каждый из изучаемых океанов взаимодействует с сушей? Как это взаимодействие отражается на природе суши и океана? 4. Виды хозяйственной деятельности в океанах Беседа. Актуализация личного опыта и знаний учащихся: как называются виды деятельности людей в океане? какие из этих видов наиболее развиты в Тихом, какие – в Индийском океане? почему? Рассказ учителя. Загрязнение вод океанов, истощение некоторых видов биологических богатств; меры по восстановлению и охране природы океанов. Практическая работа. Создание на контурной карте картографической модели, отражающей главные черты природы каждого океана, природные ресурсы, виды хозяйственной деятельности и районы загрязнения вод. Закрепление изученного. Сравните географическое положение Тихого и Индийского океана, сделайте вывод. Природа какого из двух океанов наиболее разнообразны? Почему? В каком из океанов хорошо проявляется широтная зональность? Приведите примеры. Каковы черта сходства и различия в поверхностных течениях двух океанов? Покажите крупные порты в каждом из океанов. Где их больше? Почему? Какие акватории каждого из океанов особенно загрязнены? Почему? Домашнее задание (по выбору) Творческие задания (по выбору) Объявления и информация для учащихся Комментарий к уроку Работа учащихся на уроке (коллективная) Работа учащихся на уроке (индивидуальная) Материалы к следующему уроку Урок 24. Природа Атлантического и Северного Ледовитого океанов. Виды хозяйственной деятельности

Цели урока: завершить формирование понятия “аквальный комплекс”, раскрыть особенности природы Атлантического и Северного Ледовитого океанов и влияние на нее окружающих материков; познакомить с видами хозяйственной деятельности в океанах, экологическими проблемами и мерами охраны природы океанов. Средства обучения: глобус, карта океанов, карта Арктики, климатическая и политическая карты мира атласа, портреты мореплавателей, учебные картины, экранные пособия (слайды, видеофильмы) Основные представления и понятия: строение рельефа дна океана, литосферные плиты, водная масса, типы водных масс, система поверхностных течений, аквальный природный комплекс, виды льдов в океане, торосы, западные ветры, пассаты. Номенклатура: основные объекты береговой линии, острова, течения, порты океанов. Межпредметные связи: эпоха Великих географических открытий (история). План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности) 1. Природа Атлантического океана Практическая работа. Определить географическое положение океана, дать его оценку с целью характеристики природных особенностей и видов хозяйственной деятельности. Учебная игра. Анализ карт атласа по определению особенностей рельефа дна, климата, водных масс, поверхностных течений, органического мира; прокладка маршрутов морских круизов, определение рекреационных районов. Индивидуальная или групповая работа Объяснение учителя. Влияние Атлантического океана на природу прилегающей суши. 2. Природа Северного Ледовитого океана Объяснение учителя. Основные черты природы океана в связи с его особым географическим положением. Практическая работа. По тематическим картам определить особенности каждого компонента природы океана, объяснить причины этих особенностей. Сообщение учащихся. Тема “Из истории исследования океана”. 3. Виды хозяйственной деятельности в океанах; экологические проблемы и пути их решения Беседа. Какой из двух океанов наиболее освоен человеком? Какие виды хозяйственной деятельности развиты в изучаемых океанах? Рассказ учителя и работа с учебником (§23, стр. 92-94). Анализ текста и рисунков. Закрепление изученного Согласны ли вы с утверждением, что Атлантический океан – самый изученный из всех океанов Земли? Обоснуйте свой ответ. Объясните образование поверхностных течений в Атлантическом океане и обоснуйте их влияние на природу окружающей океан суши. Назовите зональные и незональные аквальные комплексы в Атлантическом океане. Какие признаки отличают Северный Ледовитый океан от моря, которым считали этот океан в прошлом некоторые географы? В каком направлении происходит движение льдов в Северном Ледовитом океане? Почему? Сколько природных поясов выделяют в Ледовитом океане? Перечислите их. Домашнее задание (по выбору) Творческие задания (по выбору) Объявления и информация для учащихся Комментарий к уроку Работа учащихся на уроке (коллективная) Работа учащихся на уроке (индивидуальная) Материалы к следующему уроку Урок 25. Обобщение изученного материала по разделу "Главные особенности природы Земли"

Цели урока: обобщить знания и умения, сформированные в процессе изучения раздела, выявить качество усвоения основных теоретических знаний (понятий, связей, закономерностей), раскрытых в каждой теме; совершенствовать умения устанавливать связи между компонентами природы, деятельностью населения и изменениями природы под воздействием хозяйственной деятельности; развивать умения сравнивать, группировать, оценивать, делать обобщающие выводы, высказывать личное мнение, отстаивать свои убеждения. Средства обучения: карты мира атласа (физическая, строения земной коры, климатическая, климатических поясов и областей, почв, природных зон, народов, плотности населения, политическая, экологических проблем). Основные представления и понятия: географическая среда, широтная зональность и вертикальная поясность, географическое положение объекта, природно-территориальные, аквальные, антропогенные комплексы, природная зона; этносы, миграции людей, культурно-исторические регионы мира; платформы и складчатые пояса, закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых; климатообразующие факторы, воздушные массы, общая схема движения воздушных масс, климатические пояса, водная масса, схема поверхностных течений Мирового океана; режим и годовой сток рек; особенности важнейших природных зон; основные черты природы и населения южных и северных материков, важнейшие черты природы океанов. План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности) Географическая оболочка и географическая среда Беседа. Актуализация знаний учащихся: обсуждение темы "Различия между географической оболочкой и географической средой" Работа с учебником (стр. 95). Итоги изучения II раздела Домашнее задание (по выбору) Творческие задания (по выбору) Объявления и информация для учащихся Комментарий к уроку Работа учащихся на уроке (коллективная) Работа учащихся на уроке (индивидуальная) Материалы к следующему уроку Раздел III. Континенты и страны

Не так названье важно для страны и очертания не так важны, как важно то, кто в том краю живет, зачем живет и чем живет народ. Узнать любой страны особый нрав Мы можем лишь людей ее узнав. «Чья Африка?» – спросите у меня, и я отвечу вам: «Она моя, до смерти, до скончания времен – родная мать для всех, кто здесь рожден!» А. Мулату, современный эфиопский поэт Урок 26. Особенности природы Африки

Цели урока: познакомить с планом характеристики материка, сформировать общее представление об особенностях компонентов его природы, расширить и углубить знания о взаимосвязях между компонентами природы, о проявлении географических закономерностей в природе Африки; обучить составлению краткой характеристики особенностей природы материка; продолжить формирование умений анализировать климатограммы, оценивать природу материка с позиций жизни и хозяйственной деятельности людей. Средства обучения: различные по содержанию карты Африки атласа, образцы горных пород и полезных ископаемых, таблицы “Типы климатов земного шара” (с раздаточным материалом), “Растительный мир материков”, “Животный мир материков”, учебные картины, экранные пособия по теме урока Основные представления и понятия: географическое положение материка, литосферная плита, платформа, рельефообразующие процессы, климатообразующие факторы, типы воздушных масс, климатические пояса и области, типы климата, пассаты, западные ветры, виды вод суши, режим реки, территории внутреннего стока, природная зона, широтная зональность и высотная поясность, почва, влажный экваториальный лес, саванна, тропическая пустыня, субтропические вечнозеленые леса и кустарники. Номенклатура: объекты береговой линии, рельефа, вод материка. План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности) 1. Страноведческая характеристика территории Объяснение учителя. В какой последовательности будут изучаться континенты и страны. Обоснование такой последовательности. Работа с учебником (стр. 96). Анализ плана страноведческой характеристики.

2. Образ Африки

Рассказ учителя. Образное эмоциональное описание материка с опорой на наглядные средства обучения; просмотр видеоматериалов, слайдов и т.д. 3. Особенности природы Африки Практическая работа. Определение географического положения материка и особенностей береговой линии, нанесение на карту ее объектов. Объяснение учителя. Основные черты рельефа и полезные ископаемые Африки. Краткая история развития рельефа материка, закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Практическая работа. Анализ климатических карт материка, описание и объяснение причин особенностей климата отдельных территорий. Установление соответствия между климатограммами и типами климата Африки. Общая характеристика рек материка, объяснение их особенностей в зависимости от рельефа и климата. Задание. Дать оценку климату и внутренним водам Африки с точки зрения благоприятности для растительного и животного мира и жизни людей. Индивидуальная или групповая работа. Практическая работа. Составление характеристики природных зон материка на основе анализа карт атласа и средств наглядности. Индивидуальная или групповая работа или учебная ролевая игра. Задание. Индивидуальная работа по созданию образа природного комплекса Сахары на основе анализа рисунка учебника (стр. 101, рис.81). 4. Природные богатства Африки Беседа. Какие природные богатства дает людям каждый компонент природного комплекса материка? Как эти богатства используются? Какие природные компоненты испытали наиболее сильное влияние хозяйственной деятельности? Закрепление изученного Покажите на карте элементы береговой линии Африки и объясните ее слабую изрезанность. Согласны ли вы с утверждением, что Африка – материк равнин. Обоснуйте свой ответ. В какой части материка много вулканов? Почему? Какая часть материка особенно богата месторождениями осадочных полезных, какая – магматическими полезными ископаемыми? Почему? Над какими территориями материка солнце бывает в зените два раза в год? Какова причина передвижения воздушных масс над материком? Какая воздушная масса господствует над бассейном реки Замбези в декабре, а какая в июне? В какой океан несет воду большая часть рек Африки? Почему? Сток каких рек изменяется в течение года? Почему? Увеличивается или сокращается площадь Сахары? Поясните свой ответ. Домашнее задание (по выбору) Творческие задания (по выбору) Объявления и информация для учащихся Комментарий к уроку Работа учащихся на уроке (коллективная) Работа учащихся на уроке (индивидуальная) Материалы к следующему уроку Урок 27. Население и политическая карта Африки

Цели урока: познакомить учащихся с составом населения и политической картой Африки, раскрыть зависимость между размещением населения, историческими и природными факторами; в процессе рассмотрения политической карты материка продолжить формирование умения определять географическое положение объекта (страны). Средства обучения: карта рас, карты народов и плотности населения, политическая карта материка, учебные картины и экранные пособия с изображением народов Африки. Основные представления и понятия: численность населения, расы, этносы (народы), языковые семьи и группы, плотность населения, религия, страна, колония. Номенклатура: названия и положение на карте наиболее значимых государств материка. Межпредметные связи: древние государства в Африке, завоевания арабов в VII-XI вв. (история) План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности) 1. Население Африки Рассказ учителя. Численность, расовый и этнический состав населения; размещение народов на территории материка; культура народов материка. Практическая работа. Установить по картам и тексту учебника (§25, стр.102-104) территории проживания самых больших по численности народов, области высокой, средней и низкой плотности населения, объяснить причины установленных фактов. Сообщение учащихся. Тема: “Особенности культуры и быта некоторых народов Африки”. 2. Политическая карта материка Рассказ учителя. Колониальное прошлое материка, формирование современной политической карты во второй половине XX в. Практическая работа. Определить по картам самые большие, средние и малые по площади страны; страны, имеющие морские границы, и континентальные страны; страны с арабским населением; страны с высокой и низкой плотностью населения. Задание. По тематическим картам определить страны с горным рельефом, страны с субэкваториальным, тропическим и субтропическим климатом; страны, расположенные в бассейне рек Замбези, Нигера; расположенные целиком в зоне влажных экваториальных лесов, саванн, пустынь. Закрепление изученного Сравните численность населения Африки с населением других материков, сделайте вывод. Представители каких этносов преобладают в населении материка? Какие народы живут на Мадагаскаре, в горах Атласа, в бассейне реки Конго? Какие некоренные народы и где живут на материке? Назовите древние государства Африки, где они были расположены? Как и когда изменялась политическая карта материка? Домашнее задание (по выбору) Творческие задания (по выбору) Объявления и информация для учащихся Комментарий к уроку Работа учащихся на уроке (коллективная) Работа учащихся на уроке (индивидуальная) Материалы к следующему уроку Урок 28. Северная Африка. Египет

Цели урока: сформировать представление о регионе "Северная Африка"; основных особенностях природы и населения, хозяйственной деятельности населения отдельных стран; совершенствовать умения составлять описания страны по источникам географической информации и создавать ее“образ”. Средства обучения: географические карты Африки (политическая, физическая, хозяйственной деятельности населения, социально-экономическая, тематические), учебные картины ландшафтов Северной Африки, экранные пособия. Основные представления и понятия: географическое положение, крупные регионы материка, характерные черты их природы и населения, страна, плотность населения, природные богатства. Номенклатура: страны Северной Африки, их столицы, объекты всемирного природного и культурного наследия. Межпредметные связи: Древний Египет; завоевания арабов VII-XI вв., колониальное прошлое Африки (история). План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности) 1. Общие природы и населения Северной Африки Рассказ учителя. Состав региона, принципы его выделения, общие черты природы, населения, хозяйственной деятельности. Практическая работа. Определить особенности географического положения региона, дать ему оценку; определить состав стран и географическое положение каждой страны, особенности границ с соседними странами, положение столиц.

Беседа. Особенности географического положения страны, его оценка для развития хозяйственной деятельности населения. Основные черты компонентов природы страны. Практическая работа. Установить по картам, какими природными богатствами обладает Египет, как распределяется население по территории страны, какие виды хозяйственной деятельности развиты в стране. Объяснить установленные закономерности? Сообщения учащихся. Темы “Культура Древнего Египта”, “Особенности жизни и быта египтян”, “Египет как один из центров туризма”. Задание. Составить описание одной из стран Северной Африки (по выбору) Закрепление изученного Выделите общие черты в географическом положении всех стран Северной Африки и их столиц. Какими природными богатствами обладает каждая из стран региона? Как эти богатства используются? Каковы особенности размещения населения в странах Северной Африки? Какие сельскохозяйственные культуры выращивают в странах региона? Почему? В каких странах Северной Африки много антропогенных комплексов? Почему? Домашнее задание (по выбору) Творческие задания (по выбору) Объявления и информация для учащихся Комментарий к уроку Работа учащихся на уроке (коллективная) Работа учащихся на уроке (индивидуальная) Материалы к следующему уроку Урок 29. Западная и Центральная Африка. Нигерия Дата……

Цели урока: познакомить с особенности географического положения, природы и населения региона; раскрыть специфику хозяйственной деятельности населения в отдельных странах, обусловленную природными условиями и колониальным прошлым; совершенствовать умения составлять описания стран, сравнивать страны. Средства обучения: географические карты Африки (политическая, физическая, хозяйственной деятельности населения, социально-экономическая, тематические), учебные картины, экранные средства. Основные представления и понятия: географическое положение, рельеф, типы климата, экваториальный лес, саванна, негроиды, пигмеи, колония, плантации. Номенклатура: основные страны региона, их столицы, памятники всемирного природного и культурного наследия. Межпредметные связи: колониальное прошлое Африки, работорговля (история). План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности) 1. Общая характеристика региона Объяснение учителя. Особенности состава, географического положения, границ региона, его колониальное прошлое, сложный состав населения. Практическая работа. Провести группировку стран по величине территории, географическому положению, природным условиям и богатствам, составу и плотности населения, по видам хозяйственной деятельности. Использовать тематические карты атласа. Беседа. Какими природными богатствами выделяется каждая из стран региона? Какие сельскохозяйственные культуры и продукты горнодобывающей промышленности вывозят на мировой рынок страны региона?

2. Нигерия

Рассказ учителя. Нигерия – Африка в миниатюре. Проявление географической зональности в природе страны, природные богатства, сложный этнический состав населения, разнообразное бурно развивающееся хозяйство страны. Практическая работа. Составить по географическим картам и тексту учебника (§ 27,стр.111-112) характеристику отдельных компонентов природы Нигерии (рельефа, климата, вод, природных зон) и отраслей хозяйства. Беседа. Как по территории Нигерии размещается население? Почему? Где расположены крупные города страны? Почему? Задание. По картам атласа составить краткую характеристику одной из стран региона (по выбору) Закрепление изученного По каким основаниям выделяют регион Западной и Центральной Африки? По каким признакам можно группировать страны региона? Какие природные богатства используют в странах региона для развития сельского хозяйства, какие – для развития промышленности? Как природа региона отражается на образе жизни населения? Приведите примеры. Какие значимые события происходят сегодня в странах Западной и Центральной Африки? Домашнее задание (по выбору) Творческие задания (по выбору) Объявления и информация для учащихся Комментарий к уроку Работа учащихся на уроке (коллективная) Работа учащихся на уроке (индивидуальная) Материалы к следующему уроку Урок 30. Восточная Африка. Эфиопия

Цели урока: раскрыть особенности природы и населения Восточной Африки, углубить знания о природе Африки в целом, формировать представления о своеобразии отдельных стран региона; совершенствовать умения составлять описание стран. Средства обучения: политическая, физическая, хозяйственная деятельность населения, социально-экономическая карты материка, тематические карты атласа, учебные картины и экранные пособия по теме урока. Основные представления и понятия: Великие Африканские разломы, вулканы, котловины озер, субэкваториальный тип климата, саванна, высотная поясность, заповедник. Номенклатура: основные страны региона, их столицы, памятники Всемирного природного и культурного наследия. План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности) 1. Общая характеристика Восточной Африки Беседа. Актуализация знаний учащихся, работа с вопросами перед параграфом (§ 28, стр.113). Рассказ учителя. Общие черты природы региона, природные богатства, разнообразие этнического состава населения, политическая карта региона. 2. Эфиопия (страноведческая характеристика) Учебная игра. Воображаемое путешествие по странам Восточной Африки с составлением описания маршрутов. Сообщение учащихся. Тема:“Заповедники и национальные парки стран региона” Закрепление изученного Какие стихийные бедствия случаются в странах Восточной Африки? На каких территориях региона плотность населения особенно высока? Почему? С какой целью в Восточной Африке создано много заповедников? Для каких компонентов природы Эфиопии характерны резкие контрасты? Почему? Объясните причины сложного этнического состава населения региона. Какими видами хозяйственной деятельности занято население стран Восточной Африки? В каких странах и какие виды промышленности развиты? Почему? Домашнее задание (по выбору) Творческие задания (по выбору) Объявления и информация для учащихся Комментарий к уроку Работа учащихся на уроке (коллективная) Работа учащихся на уроке (индивидуальная) Материалы к следующему уроку Урок 31. Южная Африка. ЮАР

Цели урока: расширить и углубить знания об особенностях природы Южной Африки, населении и его хозяйственной деятельности; дать представление о современной политической карте региона; составить краткую страноведческую характеристику ЮАР. Средства обучения: карты Африки атласа (политическая, физическая, хозяйственная деятельность населения, социально-экономическая, тематические), учебные картины ландшафтов Южной Африки, экранные пособия. Основные представления и понятия: широтная зональность, влияние океанических течений на природу суши, пассаты, климатические пояса и области, коренное и пришлое население. Номенклатура: основные страны региона, их столицы, памятники всемирного природного и культурного наследия. Межпредметные связи: колониальное прошлое материка (история) План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности) 1. Общая характеристика Южной Африки Объяснение учителя. Состав и границы региона, причины разнообразия природы, проявление широтной зональности, ее нарушения; особенности расового и этнического состава населения, страны региона, их колониальное прошлое, современное состояние; разная степень развития хозяйства отдельных стран. Практическая работа (учебная игра). Воображаемое путешествие по картам атласа с востока на запад региона с рассказом об изменении природы и видах хозяйственной деятельности населения. 2. Южно-Африканская Республика Задание. Определить особенности географического положения страны, дать его оценку с позиций развития хозяйства и связей с другими странами мира. Беседа. На основе анализа тематических карт ответы на вопросы учителя об особенностях природных компонентов страны, природных богатствах, составе населения, видах хозяйственной деятельности. Практическая работа. Создание на контурной карте модели, содержащей крупные города и виды хозяйственной деятельности в ЮАР; составление маршрута воображаемого путешествия по стране с указанием самых интересных объектов для наблюдений. Закрепление изученного Чем отличается природа Южной Африки от природы других крупных регионов? Сравните этнический состав населения всех четырех регионов материка, сделайте вывод. Какими природными богатствами обладают страны Южной Африки? Каковы причины того, что ЮАР – единственная страна Африки, где хорошо развита промышленность и сельское хозяйство? Домашнее задание (по выбору) Творческие задания (по выбору) Объявления и информация для учащихся Комментарий к уроку Работа учащихся на уроке (коллективная) Работа учащихся на уроке (индивидуальная) Материалы к следующему уроку Австралия и Океания Австралия – страна наоборот. Там наизнанку вывернутый год. Там расцветают в октябре сады. Там в январе, а не в июле лето, Там протекают реки без воды (Они в пустыне пропадают где-то). Урок 32. Особенности природы Австралии

Цели урока: раскрыть особенности природы материка и причины, их обусловившие; совершенствовать умения сравнивать, анализировать и сопоставлять карты различного содержания. Средства обучения: глобус, карта полушарий, физическая карта Австралии и тематические карты атласа, учебные картины, слайды, видеофильмы. Основные представления и понятия: географическое положение материка, литосферная плита, платформа, складчатый горный пояс, климатообразующие факторы, воздушная масса, пассаты, климатические пояса и области, широтная зональность и высотная поясность, эндемик, саванна, пустыня. Номенклатура: объекты береговой линии, рельефа, вод материка. Межпредметные связи: размножение и способы распространения растений и животных (биология). План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности) 1. Географическое положение Австралии и Океании Беседа. Актуализация знаний учащихся, работа с учебником (§30, стр.122) Практическая работа. Определить географическое положение Австралии и сравнить его с положением Африки. 2. Особенности природы Австралии Беседа. На основе опорных знаний первого раздела курса и анализа тематических карт выяснить характерные черты каждого компонента природы материка. Задание. Провести сравнение компонентов природы Австралии и Африки, сделать вывод о причинах сходства и различий. 3. Природные богатства Австралии Задание. Составить таблицу.

Компонент природы Природное богатство
  • Задание 1. Работа с контурной картой: а) подпишите названия и координаты крайних точек Африки; б) подпишите крупные формы рельефа; в) обозначьте климатические пояса Африки и подпишите основные показатели климата для каждого пояса; г) подпишите крупные реки, озёра.
  • Задание 2. В чём заключается особенность географического положения Африки?
  • Задание 3. Какие предположения об особенностях природы Африки можно сделать на основе знания её географического положения?
  • Задание 4. Как изменится географическое положение Африки через миллионы лет, если сохранится существующее в настоящее время направление движения литосферных плит? Какие изменения при этом произойдут в климате материка?
  • Задание 5. Определите, какое место по площади занимает Африка среди материков.
  • Задание 6.Кто из путешественников исследовал следующие территории Африки (расставьте цифры)?
  • Задание 7. Африку исследовали путешественники и учёные многих стран, при этом среди них было особенно много представителей Великобритании. Как вы это объясните?
  • Задание 8. По физической карте атласа установите, как проходит граница между «высокой» и «низкой» Африкой.
  • Задание 9. Какие формы рельефа преобладают на материке? Почему?
  • Задание 10. По физической карте Африки в атласе определите, к каким объектам относятся следующие высоты: 4165 м; 5895 м; 4620 м; 5199 м; 2918 м
  • Задание 11. Установите закономерности размещения осадочных и магматических полезных ископаемых на материке. Заполните таблицу.
  • Задание 12. Какой тип климата наиболее распространён в Африке? Почему?
  • Задание 13. От чего зависит: а) распределение температур воздуха на материке б) распределение осадков
  • Задание 14. По климатической карте Африки определите: а) самое жаркое; б) самое холодное в) самое сухое г) самое влажное место материка
  • Задание 15. Почему самое жаркое место в Африке расположено не на экваторе?
  • Задание 16. Для какого климатического пояса характерны: а) сухое жаркое лето и прохладная влажная зима б) сухая жаркая зима и влажное жаркое лето
  • Задание 17. В июне, июле, августе пояса атмосферного давления над Африкой смещаются: а) к северу; б) к югу. Объясните выбор ответа.
  • Задание 18. Объясните причины неодинаковой увлажнённости территорий материка, которые пересекает Южный тропик.
  • Задание 19. По климатической карте Африки в атласе составьте характеристику климата следующих пунктов.
  • Задание 20. Условия какого климатического пояса в Африке наиболее благоприятны для жизни европейских переселенцев? Почему?
  • Задание 21. Почему большинство рек материка впадает в Атлантический океан?
  • Задание 22. В какие месяцы года разливается река Замбези? Ответ объясните.
  • Задание 23. По какой реке надо совершить путешествие, чтобы побывать почти во всех природных зонах Африки?
  • Задание 24. По каким признакам африканских озёр можно судить о происхождении их котловин? Приведите примеры.
  • Задание 25. Заполните таблицу, пользуясь текстом учебника и картами атласа. Название озера, происхождение котловины, особенности природы
  • Задание 26. В чём заключается особенность расположения природных зон на континенте?
  • Задание 27. Для каких природных зон характерны: а) баобаб, антилопа, пальма дум, марабу, гепард б) масличная пальма, жёлтое дерево, фикус, окапи в) молочай, алоэ, черепаха, гиена, шакал
  • Задание 28. Определите природную зону по описанию. «Цвет африканских сезонов круглый год один и тот же – зелёный. Только в один период зелёный цвет чист, ярок, а в другой – блёклый, словно выцветший… В сухой сезон земля превращается в камень, трава – в мочалу, деревья трещат от недостатка сока. И вот первый же ливень возвращает природу к жизни. Жадно напившись водой, земля разбухает от влаги, щедро отдаёт её деревьям, травам, цветам. Они пьют, пьют и напиться не могут… Почти каждый день дождь то хлещет мощной струёй, то сыплет мелкой водяной пылью. Температура воздуха падает, и местные жители зябко поводят плечами, жалуются: «Холодно!» Когда термометр показывает 18-20 градусов, некоторые африканцы считают, что наступили «морозы». Натягивают на себя всё, что имеют из одежды, повязывают голову платками, разжигают на улицах костры, лишь бы унять дрожь».
  • Задание 29. Объясните причину малого плодородия почв экваториального леса.
  • Задание 30. На схеме с помощью стрелок покажите связи в природном комплексе тропических пустынь.
  • Задание 31. На территории каких природных зон в Африке создано больше всего национальных парков и заповедников? Почему?
  • Задание 32. Какие стихийные бедствия случаются на материке? С процессами в каких оболочках Земли они связаны?
  • Задание 33. Оцените последствия увеличения площади Сахары.
  • Задание 34. На картосхеме составьте проект соединения речных систем Африки и обоснуйте его необходимость.
  • Задание 35. Население Африки составляет примерно 1 млрд человек.
  • Задание 36. На контурной карте на с. 43 обозначьте наиболее крупные по численности народы материка.
  • Задание 37. Отметьте на контурной карте такие виды хозяйственной деятельности населения континента, как охота, земледелие, добыча полезных ископаемых.
  • Задание 38. Какие народы Африки живут: а) в пустынях б) в саваннах в) в экваториальных лесах г) на нагорьях и плоскогорьях
  • Задание 39. В каких странах находятся: а) река Заир б) вулкан Камерун в) водопад Виктория г) озеро Тана д) вулкан Килиманджаро е) Капские горы ж) самое большое водохранилище з) дельта Нила
  • Задание 40. Приведите три примера к каждой группе стран. Самые большие по площади страны Самые маленькие по площади страны Страны, не имеющие выхода к морю Самые большие по населению страны Страны, большая часть которых лежит в пустынях Страны, большая часть которых лежит в экваториальных лесах Страны, на территории которых выражена высотная поясность
  • Задание 41. Какими источниками знаний и в какой последовательности надо пользоваться, чтобы составить описание какой-либо страны?
  • Задание 42. Составьте описание одной из африканских стран в форме схемы, логического конспекта или серии рисунков. (по плану из учебника, стр. 313)
  • Задание 43. Раскройте зависимость характера жилищ одного из народов Африки от природных условий. Можно сделать рисунки.
  • Задание 44. Справедливо ли утверждение, что население стран Северной Африки занято только разведением скота? Объясните свой ответ.
  • Задание 45. Почему ЮАР относят к наиболее развитым в экономическом отношении странам Африки?
  • Задание 46. Составьте прогноз хозяйственного освоения Сахары.

Решебник Рабочая тетрадь по географии Коринская Душина 7 класс гдз

Рабочая тетрадь по географии Коринская, Душина 7 класс предназначена для практикования навыков работы с географическим материалом и закрепления знаний по разделам, таким как карты материков и океанов, литосфера и рельеф Земли, атмосфера и климаты Земли и т.д. Если же вы пропустили изучение какого-либо раздела, то нагнать отставание вы можете с помощью решебника для рабочей тетради по географии Коринская, Душина 7 класс гдз на сайте для школьников – сайт. Также, данное пособие станет отличным помощником в проверке домашней работы для родителей.