О том, что в разных местах нашей планеты климат, ландшафт, флора и фауна сильно отличаются, я знала с детства. Знала, что на юге тепло, а на севере – холодно, что где-то есть вечная мерзлота, где-то – необъятные пустыни, безграничные океаны и огромные леса. Но далеко не сразу я начала задумываться о причинах всех этих различий, ставить перед собой вопрос «А почему именно так, а не иначе?». И ещё позже – узнала о таком понятии, как природная зональность.

Что же такое природная зональность

Вообще, ответить на этот вопрос можно немного по-разному. Но, чтобы было понятнее, природная зональность – это разделение территории всей планеты на отдельные природные зоны. Эти самые природные зоны характеризуются общим:

  • климатом;
  • ландшафтом;
  • животным и растительным миром.

Природная зональность всего мира напрямую зависит от климатических поясов, потому что природные зоны сменяют друг друга по направлению от экватора к полюсам.


Какие есть природные зоны

Насколько я помню, всего существует 19 природных зон. Не буду перечислять их всё, но упомяну основные:


Особенности тайги как природной зоны

Решила написать именно о тайге, потому что она занимает существенную часть территории России и, вообще, это самая крупная природная зона в мире. А тайгу в Евразии, к тому же, считают самой крупной зоной беспрерывных лесов на планете.
В основном, в тайге растут хвойные деревья, а, так как хвойные деревья производят больше О2, чем лиственные, именно тайга производит больше всего кислорода.
Климат тут сильно отличается, в зависимости от того, западная это часть зоны или восточная. Если на западе тайги зимой температура, в среднем, опускается до 10 градусов мороза, то на востоке -60 – абсолютно нормальная погода.


Природные комплексы Земли отличаются большим разнообразием. Это жаркие и ледяные пустыни, вечнозеленые леса, бескрайние степи, причудливые горы и т. п. В этом многообразии состоит неповторимая красота нашей планеты. Как образовались природные комплексы «материк» и «океан», вы уже знаете. Но природа каждого материка, как и каждого океана, неодинакова. На их территориях имеются различные природные зоны.

Природная зона - это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира. Образование зон обусловлено климатом, на суше - соотношением тепла и влаги. Так, если много тепла и влаги, т. е. высокие температуры и много осадков, образуется зона экваториальных лесов. Если же температуры высокие, а осадков выпадает мало, то формируется зона пустынь тропического пояса.

Природные зоны суши внешне отличаются друг от друга характером растительности. Растительность зон из всех компонентов природы наиболее ярко выражает все важнейшие особенности их природы, взаимосвязь между компонентами. Если происходят изменения отдельных компонентов, то внешне это сказывается в первую очередь на изменении растительности. Названия природные зоны суши получили по характеру растительности, например зоны пустынь, экваториальных лесов и т. д.

В Мировом океане также имеются природные зоны (природные пояса). Они различаются водными массами, органическим миром и др. Природные зоны океана не имеют четких внешних различий, за исключением ледяного покрова, и называются по их географическому положению, как и климатические пояса.

В размещении природных зон на земной поверхности ученые обнаружили четкую закономерность, которая хорошо прослеживается на карте природных зон. Чтобы понять эту закономерность, проследим по карте смену природных зон с севера на юг по 20° в. д. В субарктическом поясе, где низкие температуры, располагается зона тундры и лесотундры, сменяющаяся к югу тайгой. Здесь достаточно тепла и влаги для произрастания хвойных деревьев. В южной половине умеренного пояса значительно увеличивается количество тепла и осадков, что способствует образованию зоны смешанных и широколиственных лесов. Несколько восточнее количество осадков уменьшается, поэтому здесь расположена зона степей. На побережье Средиземного моря в Европе и в Африке господствует средиземноморский климат с сухим летом. Он благоприятствует образованию зоны жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников. Далее мы попадаем в тропический пояс. Здесь на выжженных солнцем просторах зной, растительность редкая и чахлая, местами отсутствует совсем. Это зона тропических пустынь. К югу она сменяется саваннами - тропическими лесостепями, где уже имеется влажный сезон года и много тепла. Но количество осадков недостаточно для произрастания леса. В экваториальном климатическом поясе много тепла и влаги, поэтому образуется зона влажных экваториальных лесов с очень богатой растительностью. В Южной Африке зоны, как и климатические пояса, повторяются.

В Антарктиде находится зона антарктической пустыни, отличающаяся исключительной суровостью: очень низкими температурами и сильными ветрами.

Итак, вы, по-видимому, убедились в том, что чередование природных зон на равнинах объясняется сменой климатических условий - географической широтой. Однако уже давно ученые отметили, что природные условия изменяются не только при движении с севера на юг, но и с запада на восток. Для подтверждения этой мысли проследим по карте смену зон в Евразии с запада на восток по 45-й параллели - в умеренном поясе.

На побережье Атлантического океана, где господствуют морские воздушные массы, приходящие с океана, расположена зона широколиственных лесов, растут бук, дуб, липа и др. При движении к востоку лесная зона сменяется зоной лесостепей и степей. Причина - уменьшение количества осадков. Еще дальше на восток осадков становится меньше и степи переходят в пустыни и полупустыни, которые далее на восток опять сменяются степями, а близ Тихого океана - зоной смешанных лесов. Эти хвойно-широколиственные леса поражают своим богатством и разнообразием видов растений и животных.

Чем же объясняется чередование зон на одной широте? Да все теми же причинами - изменением соотношения тепла и влаги, которoe обусловливается близостью или удаленностью направлением господствующих ветров. Имеются изменения на одних и тех же широтах и в океане. Они зависят от взаимодействия океана с сушей, движения воздушных масс, течений.

Размещение природных зон находится в тесной связи с климатическими поясами. Как и климатические пояса, они закономерно сменяют друг друга от экватора к полюсам в связи с уменьшением солнечного тепла, поступающего на поверхность Земли, и неравномерностью увлажнения. Такую смену природных зон - крупных природных комплексов называют широтной зональностью. Зональность проявляется во всех природных комплексах независимо от их размеров, а также и во всех компонентах географической оболочки. Зональность - это основная географическая закономерность.

Смена природных зон, как вам известно, происходит не только на равнинах, но и в горах - от подножия к их вершинам. С высотой понижаются температура и давление, до определенной высоты увеличивается количество осадков, изменяются условия освещенности. В связи с изменением климатических условий происходит и изменение природных зон. Сменяющие одна другую зоны как бы опоясывают горы на разных высотах, поэтому их называют высотными поясами. Смена высотных поясов в горах происходит значительно быстрее, чем смена зон на равнинах. Достаточно подняться на 1 км, чтобы убедиться в этом.

Первый (нижний) высотный пояс гор всегда соответствует природной зоне, в которой находится гора. Так, если гора находится в зоне тайги, то при восхождении на ее вершину вы обнаружите следующие высотные пояса: тайгу, горную тундру, вечные снега. Если вам предстоит подняться в Анды близ экватора, то свой путь вы начнете с пояса (зоны) экваториальных лесов. Закономерность такова: чем выше горы и чем ближе они к экватору, тем больше высотных поясов и тем они разнообразнее. В отличие от зональности на равнинах чередование природных зон в горах называется высотной поясностью или высотной зональностью.

Закон географической зональности проявляется и в горных областях. Часть из них мы уже рассмотрели. Также от географической широты зависят смена дня и ночи, сезонные изменения. Если гора находится близ полюса, то там имеются полярный день и полярная ночь, продолжительная зима и короткое холодное лето. В горах на экваторе день всегда равен ночи, сезонные изменения отсутствуют.

«ПРИРОДНЫЙ КОМПЛЕКС. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОНАЛЬНОСТЬ»

Тип урока: комбинированный.

Цель урока : сформировать представление о природной зональности и высотной поясности.

Задачи:

предметные:

метапредметные:

личностные: воспитывать культуру умственного труда, содействовать экологическому воспитанию учащихся;

коммуникативные: формировать культуру общения и сотрудничества, совершенствовать рефлексивные умения учащихся, формировать положительную мотивацию к изучению предмета.

Интерактивная доска «

Термины и понятия:

на основе полученных знаний

знать основные понятия по теме: «Природная зональность».

уметь объяснять причины смены природных зон, формулировать закон географической зональности;

уметь работать с картами атласа, контурной картой, показывать районы возникновения на карте;

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Перед тем, как перейти к изучению новой темы, проверим, как вы усвоили предыдущую тему. Вам нужно дополнить предложения. Запишите в них фамилию, имя и приступайте к работе. На выполнение заданий вам дается 4 минуты.

Время вышло, заканчиваем работу. А теперь поменяйтесь с соседом по парте работами, возьмите красные ручки проверьте друг друга и согласно критериям поставьте оценку.

Правильные ответы вы видите на экране

Поднимите руки те, кто выполнил задание на 5, на 4, на 3, на 2. Сдайте свои работы. С последних рядов передаем на первые ряды.

2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Прошу внимания на экран, посмотрите и подумайте какова тема нашего урока ?

Откройте тетради и запишите тему урока:

СЛАЙД. Природная зональность

Как вы считаете, какова цель урока, что мы сегодня должны узнать и чему научиться?

Понятие «Природный комплекс».

Предлагаю решить кроссворд. В нем зашифрованы понятия, которые вы изучали на предыдущих уроках и которые послужат вам опорой для изучения нового материала. Читаем по очереди:

- многолетний режим погоды, характерный для данной территории (климат);

Все неровности земной поверхности (рельеф);

Может находиться в трех состояниях (вода);

Все вещества, залегающие к земной коре (горные породы);

Верхний плодородный слой (почва);

Организмы производители (растения);

Организмы потребители (животные).

- Климат, рельеф, воды, горные породы, почвы, растения и животные – это компоненты ПК.

Давайте попробуем наглядно изобразить природный комплекс. (Учитель предлагает протянуть ленты от разных компонентов друг другу)

Все эти компоненты взаимосвязаны, взаимодействуют? Как взаимодействуют Вода и горные породы? Н-р рельеф и климат? Растения и животные. Протяните друг другу ленты. У нас получился ПК. Попробуйте сформулировать это понятие?

ПК – ЭТО УЧАСТОК ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ, ГДЕ ВСЕ КОМПОНЕНТЫ ПРИРОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ ДРУГ С ДРУГОМ

Природные комплексы подразделяются по происхождению: ПК суши, океана и антропогенные ПК.

Задание. На экране вы видите примеры ПК лес, материк, город, океан, овраг, поля, залив, горная система, фруктовый сад, пролив, озеро, парк, море). Внимательно прочтите, и распределите их по группам.

Одинаковы ли природные комплексы? Нет. Почему? Аргументируйте ответ.

Если да – поменяется ли ПК, если изменится климат и рельеф.

ПК подразделяются и по размерам: крупные, средние и мелкие.

Задание: на доске вы видите карточки с природными комплексами, поставьте их в порядке уменьшения площади

Планета

Материк

Равнина

Степь-пустыня-тундра

Степь пустыня тундра – это природные зоны, они находятся на одном уровне

Попробуем сформулировать понятие

ПРИРОДНАЯ ЗОНА

это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира.

Выделите ключевые слова. А теперь запишите определение в т етрадь.

Как вы думаете, чем обусловлено образование природных зон на Земле? КЛИМАТ

Взгляните на климатическую карту мира: как изменяется климат?

Климат меняется от экватора к полюсам → меняется соотношение тепла и влаги → меняются почвы, растения и животные. Внешне ПЗ отличается характером растительности и называется по преобладающему в них типу растительности. Например, ПЗ смешанных лесов, экваториальные леса, пустыни.

Как же размещаются ПЗ на суше? Для этого попутешествуем вдоль 20-ого меридиана восточной долготы . Но сначала вспомним климатические пояса от экватора к северу (запись в тетрадях).

Начнем путешествие от экватора. На экваторе жарко и очень влажно → здесь формируются влажные экваториальные леса.

Задание: поработаем в парах. У вас на партах лежат информационные листы. Внимательно прочитайте текст и найдите ошибки в описании природных зон.

На интерактивной карте смотрим:

Климатические пояса Природные зоны

Экваториальный - влажные экваториальные леса

Субэкваториальный - саванны

Тропический - пустыни

Субтропический - жестколистные вечнозеленые леса

Умеренный - тайга, смешанные леса, широколиственные леса

Субарктический - тундра, лесотундра

Арктический - арктическая пустыня

Итак, мы закончили наше путешествие. Попробуем сделать вывод. Что вы увидели в размещении природных зон? (размещение ПЗ находится в тесной связи с климатическими поясами. Как и климатические пояса ПЗ тоже сменяют друг друга к северу и югу от экватора в связи с уменьшением солнечного тепла и неравномерностью увлажнения)

Смена ПЗ на равнинах от экватора к полюсам называется широтной зональностью. Зональность – это основная географическая закономерность.

3.2. Высотная поясность. На данном этапе мы поработаем с текстом учебника. Прочитайте текст учебника на стр.81 и выясните что такое высотная поясность, почему происходит смена высотных поясов в горах.

Смена ПЗ происходит и в горах. Почему? (с высотой понижается температура и давление, до опред. Высоты увел-ся кол-во осадков).

Смена ПЗ в горах называется высотной поясностью, так как, сменяя друг друга, ПЗ, как бы опоясывают горы на разных высотах. Смена ПЗ в горах происходит быстрее. Первый (нижний) пояс гор всегда соответствует природной зоне, в которой находится гора. Например, гора находится в тайге:

1. тайга;

2. горная тундра;

3. снега.

Количество ПЗ от чего будет зависеть? (от высоты гор, от широты)

IV . Закрепление.

V . Домашнее задание.

- § 11,12

Перечислить и объяснить размещение ПЗ вдоль 40º с.ш. на материке Евразия с запада на восток.

Технологическая карта урока

УМК

Дата: 15.10.2013г.

Тема: Природная зональность

Класс: 7

Тип урока: комбинированный

Цель урока: способствовать формированию представлений о природных зонах

Задачи:

предметные: расширить и углубить знания о географической оболочке, объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной поясности; содействовать пониманию взаимосвязей между компонентами природы в каждой природной зоне;

метапредметные: развивать навыки работы с учебником, умение работать с географической картой; продолжить развитие самостоятельности и познавательного интереса у обучающихся, умения анализировать, делать выводы;

личностные: воспитывать культуру умственного труда;формировать культуру общения и сотрудничества, содействовать экологическому воспитанию учащихся; совершенствовать рефлексивные умения учащихся, формировать положительную мотивацию к изучению предмета;

Оборудование и средства обучения: интерактивная доска « SMART Board », мультимедийный проектор, компьютер, принтер, презентация.

Термины и понятия: природная зона, природный комплекс, высотная поясность, широтная зональность

Планируемые результаты обучения: на основе полученных знаний

знать основные понятия

Широтная природная полоса суши или Мирового океана, имеющая однородные термические условия и атмосферное увлажнение, и соответственно относительное однородные элементы ландшафтов, является составной частью географического пояса Земли. Syn.:… … Словарь по географии

природная зона - — EN natural area An area in which natural processes predominate, fluctuations in numbers of organisms are allowed free play and human intervention is minimal. (Source: LANDY) EN sensitive natural area Terrestrial or aquatic area or other fragile natural setting with unique or highly valued environmental features. (Source: EPAGLO)… … Справочник технического переводчика

Особо охраняемая природная зона - 025 Особо охраняемая природная зона (рисунок А.24) Стандартизованное графическое содержание: силуэт дерева рядом с силуэтом животного. Назначение: указание на расположение охраняемого места, предназначенного для защиты флоры и фауны. Область… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Природная зона, региональная ландшафтная единица, означающая значительную территорию с особым типом климата, специфическим растительным и почвенным покровом и животным миром. Зона географическая одна из высших ступеней широтно зонального физико… … Экологический словарь

Природная зона с аридным климатом; зона пустынь и полупустынь. Здесь земледелие возможно только при искусственном орошении. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989 … Экологический словарь

Зона вторичной интерградации, природная зона в пределах ареала вида, в которой происходит вторичный контакт (встреча, обмен генами) ранее географически изолированных (дивергирующих, аллопатрических) популяций. Имеет решающее значение при… … Экологический словарь

Природная зона, выделяемая по особенностям рельефообразующих процессов. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989 … Экологический словарь

зона антарктических пустынь - Природная зона, включающая Антарктиду и близлежащие острова, имеет суровый антарктический климат и скудную полярную растительность … Словарь по географии

Книги

  • Ускользающий мир: экологические последствия утраты местообитаний , Хански И.. Книга посвящена анализу экологических последствий утраты и фрагментации местообитаний, происходящих в результате интенсивной хозяйственной деятельности людей иимеющих большое значение для…
  • Ускользающий мир. Экологические последствия утраты местообитаний , Илкка Хански. Книга посвящена анализу экологических последствий утраты и фрагментации местообитаний, происходящих в результате интенсивной хозяйственной деятельности людей иимеющих большое значение для…

Природные комплексы Земли различаются большим разнообразием. Это жаркие и ледяные пустыни, вечнозеленые леса, бескрайние степи, причудливые горы. В этом многообразии состоит неповторимая красота нашей планеты.

Как образовались природные комплексы, «материки», «океан», вы уже знаете. Но природа каждого материка, как и каждого океана, неодинакова. На их территории формируются различные природные зоны.

Тема: Природа Земли

Урок: Природные зоны Земли

Почему образуются природные зоны,

О закономерностях размещения природных зон,

Особенности природных зон материков.

Так, годовая сумма осадков 200 мм в холодном субарктическом поясе - избыточное увлажнение, что приводит к образованию болот (см. Рис. 1).

А в жарких тропических поясах - резко недостаточная: формируются пустыни (см. Рис. 2).

Из-за различий в количестве солнечного тепла и увлажнения внутри географических поясов формируются природные зоны.

В размещении природных зон на земной поверхности видна четкая закономерность, которая хорошо прослеживается на карте природных зон. Они простираются в широтном направлении, сменяя друг друга с севера на юг.

В связи с неоднородностью рельефа земной поверхности и условий увлажнения в разных частях материков природные зоны не образуют непрерывных полос, параллельно экватору. Чаще они сменяются в направлении от побережий океанов в глубь материков. В горах природные зоны сменяют друг друга от подножий к вершинам. Здесь проявляется высотная поясность.

Природные зоны формируются и в Мировом океане: от экватора к полюсам изменяются свойства поверхностных вод, состав растительности и животного мира.

Рис. 3. Природные зоны мира ()

В одних и тех же природных зонах на разных материках растительный и животный мир имеют сходные черты.

Однако на особенности распространения растений и животных помимо климата оказывают влияние и другие факторы: геологическая история материков, рельеф, человек.

Объединение и разделение материков, изменение их рельефа и климата в геологическом прошлом стали причиной того, что в сходных природных условиях, но на разных материках обитают разные виды животных и растений.

Так, например, для африканских саванн характерны антилопы, буйволы, зебры, африканские страусы, а в южноамериканских саваннах распространены несколько видов оленей и похожая на страуса нелетающая птица нанду.

На каждом материке встречаются эндемики - как растения, так и животные, свойственные только данному материку. Например, только в Австралии встречаются кенгуру, а белые медведи - только в арктических пустынях.

Геофокус

Шарообразную поверхность Земли Солнце нагревает неодинаково: больше всего тепла получают участки, над которыми оно стоит высоко.

Над полюсами лучи Солнца только скользят над Землей. От этого зависит климат: жаркий у экватора, суровый и холодный у полюсов. С этим же связаны основные черты распределения растительности и животного мира.

Влажные вечнозеленые леса расположены неширокими полосами и пятнами вдоль экватора. «Зеленый ад» - так называли эти места многие путешественники прошлых веков, которым приходилось бывать здесь. Сплошной стеной стоят высокие многоярусные леса, под густыми кронами которых постоянно царят сумрак, чудовищная влажность, постоянная высокая температура, отсутствует смена сезонов, регулярно обрушиваются ливни почти сплошным потоком воды. Леса экватора называют ещепостоянно-дождевыми.Путешественник Александр Гумбольдт называл их «гилея» (от греч. hyle - лес). Скорее всего, именно так выглядели влажные леса каменноугольного периода с гигантскими папоротниками и хвощами.

Дождевые леса Южной Америки называют «сельва» (см. Рис. 4).

Рис. 4. Сельва

Саванны - море трав с редкими островками деревьев с зонтичными кронами (см. Рис. 5). Обширные пространства этих удивительных природных сообществ находятся в Африке, хотя саванны есть и в Южной Америке, и в Австралии, и в Индии. Отличительной особенностью саванн является чередование засушливого и влажного сезонов, которые занимают примерно по полгода, сменяя друг друга. Дело в том, что для субтропических и тропических широт, где располагаются саванны, характерна смена двух разных воздушных масс - влажной экваториальной и сухой тропической. Значительно влияют на климат саванн муссонные ветры, приносящие сезонные дожди. Поскольку эти ландшафты расположены между очень влажными природными зонами экваториальных лесов и очень сухими зонами пустынь, то постоянно испытывают влияние и тех, и других. Но влага недостаточно долго присутствует в саваннах, чтобы там вырастали многоярусные леса, а засушливые «зимние периоды» в 2-3 месяца не позволяют саванне превратиться в суровую пустыню.

Природная зона тайги располагается на севере Евразии и Северной Америки (см. Рис. 6). На Североамериканском континенте она протянулась с запада на восток более чем на 5 тыс. км, а в Евразии, взяв начало на Скандинавском полуострове, распространилась до берегов Тихого океана. Евразийская тайга - самая крупная непрерывная лесная зона на Земле. Она занимает более 60% территории Российской Федерации. Тайга содержит огромные запасы древесины и поставляет большое количество кислорода в атмосферу. На севере тайга плавно переходит в лесотундру, постепенно таежные леса сменяются редколесьем, а затем отдельными группами деревьев. Дальше всего таежные леса заходят в лесотундру по долинам рек, наиболее защищенным от сильных северных ветров. На юге тайга также плавно переходит в хвойно-широколиственные и широколиственные леса. На этих участках в естественные ландшафты на протяжении многих столетий вмешивался человек, поэтому сейчас они представляют собой сложный природно-антропогенный комплекс.

Под воздействием человеческой деятельности меняется географическая оболочка. Осушаются болота, орошаются пустыни, исчезают леса и так далее. Таким образом изменяется облик природных зон.

Домашнее задание

Прочесть § 9. Ответить на вопросы:

· От чего зависит увлажнение территории? Как различные условия увлажнения влияют на природные комплексы?

· Существуют ли природные зоны в океане?

Список литературы

Основна я

1. География. Земля и люди. 7 класс: Учебник для общеобраз. уч. / А.П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П. Дронов, серия «Сферы». - М.: Просвещение, 2011.

2. География. Земля и люди. 7 кл.: атлас, серия «Сферы».

Дополнительная

1. Н.А. Максимов. За страницами учебника географии. - М.: Просвещение.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А. А. Летягин. - М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: Астрель, АСТ, 2007. - 284 с.

2. Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии / И. А. Родионова. - М.: Московский Лицей, 1996. - 48 с.

3. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В. П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 160 с.

4. Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ. География. - М.: Баласс, изд. дом РАО, 2011. - 160 с.

1. Русское географическое общество ().

3. Учебное пособие по географии ().

4. Географический справочник ().

5. Геолого-географическое образование ().