Работа добавлена на сайт сайт: 2016-03-13

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

МУРОМСКИЙ ТЕХНИКУМ РАДИОЭЛЕКТРОННОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СТАТИСТИКА»

для студентов обучающихся по специальностям

080114 «Экономика и бухгалтерский учет»

100701 «Коммерция»

Студента гр. …………………………

……………………………………….

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">(фамилия,и.о.)

Дата

проверки

Тема

Оценка

Подпись

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Тема 1. Предмет и метод статистики

  1. Выделите три основные черты в определении статистики:

_____________________________________________________________________________

  1. Почему статистика изучает массовые явления?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Приведите примеры статистической совокупности:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Тема 2. Задачи и принципы организации государственной статистики в РФ

  1. Перечислите объекты статистического наблюдения _____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

  1. Что является задачами статистического наблюдения _____________________________________________________________________________

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">___

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Тема 3. Статистическое наблюдение: формы, виды, этапы наблюдения

1. Редакция журнала, желая выяснить мнение читателей и их пожелания по его улучшению, разослала читателям анкету с просьбой ответить на вопросы и возвратить в редакцию. Как называется в статистике такое наблюдение " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">?

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">_

2. Вы решили организовать статистическое наблюдение.

Сформулируйте:

Объект статистического наблюдения

____________________________________________________________________________

Цель статистического наблюдения

____________________________________________________________________________

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">__________________________________________________________________________________

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Ценз (при необходимости)_____________________________________________________

Единицу наблюдения _________________________________________________________

Единицу совокупности________________________________________________________

Вид наблюдения_____________________________________________________________

3. Составьте структурно-логическую схему видов статистического наблюдения

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">4. С целью изучения мнения студентов об организации учебного процесса в техникуме, необходимо провести специальное обследование. Требуется определить:

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Объект наблюдения_________________________________________________________________

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Единицу наблюдения_______________________________________________________________

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Признаки, подлежащие регистрации___________________________________________________

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">__________________________________________________________________________________

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">__________________________________________________________________________________

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">__________________________________________________________________________________

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Вид наблюдения____________________________________________________________________

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Провести наблюдение в вашей студенческой группе и результаты представить в виде таблицы.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Тема 4. Задачи и виды статистической сводки

  1. Приведите примеры варьирующих признаков______________________________________
  1. Приведите примеры взаимосвязанных варьирующих признаков______________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Назовите наиболее существенные варьирующие признаки, характеризующие студенческую группу__________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. К каким видам (качественным или количественным) следует отнести следующие признаки:

– тарифный разряд рабочего____________________________________________________

– балл успеваемости___________________________________________________________

– форма собственности_________________________________________________________

Национальность_____________________________________________________________

– состояние в браке____________________________________________________________

  1. Какие бы вы наметили признаки, которые следовало регистрировать при проведения обследования промыщленного предприятия с целью изучения текучести рабочей силы?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Какие из указанных ниже группировок являются типологическими:

А) группировка населения по полу;

Б) группировка занятого населения по отраслям.

5. Имеются следующие данные по успеваемости 20 студентов группы по статистике в летнюю сессию: 5,4,4,4,3,2,5,3,4,4,4,3,2,5,2,5,5,2,3,3.

Постройте:

А) ряд распределения по баллам оценок, полученных в сессию;

Б) ряд распределения студентов по уровню успеваемости, выделив в нем две группы студентов: неуспевающие (2 балла) и успевающие (3 балла и выше);

В) укажите, каким рядов распределения (количественным или атрибутивным)является каждый и двух рядов_________________________________________________________________

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Тема 5. Абсолютные и относительные величины в статистике

  1. К абсолютным величинам, характеризующим уровень явления на определенную дату относят следующие показатели:__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. К абсолютным величинам, характеризующим объем явления за определенный период, относятся:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. К относительным показателям относятся:_________________________________________

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">____________________________________________________________________________________

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">____________________________________________________________________________________

  1. Проверьте с помощью арифметического контроля следующие данные, полученные от детского сада:

Всего детей в детском саду – 133

В том числе: в старших группах – 37, в средних группах – 43, в младших группах – 58.

Из общего числа детей: мальчиков – 72, девочек – 66.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. В отчетном периоде себестоимость единицы продукции составляла 154 рубля. На плановый период предполагается довести себестоимость до 152 рублей. Выразите плановое задание в относительном показателе.
  1. Объем продаж в 2008 году вырос по сравнению с предшествующим годом на 5% и составил 146 млн.рублей. Определите объем продаж в предшествующем году.
  1. Торговая фирма планировала увеличить оборот по сравнению с предшествующим годом на 14,5%. Выполнение установленного плана составило 102,7%. Определите величину планового задания и фактического выполнения, если оборот в предшествующим году составлял 152 млн.руб.
  1. Предприятие превысило плановое задание по выпуску продукции на 10,6% изготовив продукции сверхплана на сумму 557 тыс.руб. Определите общую сумму изготовленной продукции.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Тема 6. Средние величины в статистике. Показатели вариации

  1. Составьте структурно-логическую схему статистических показателей:
  1. Успеваемость группы после проведенной контрольной характеризуется следующими данными:

Определите средний балл успеваемости и долю отличников в общей численности.

Что в данной совокупности является модой?

  1. Распределение студентов одного из факультетов по возрасту характеризуется следующими данными

Определите среднеквадратическое отклонение в данной совокупности

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Тема 7. Ряды динамики, показатели рядов динамики

  1. Ряд динамики может состоять:

А) из абсолютных суммарных величин;

Б)из относительных м средних величин

Ответы: 1. а

2. б

3. а. б

  1. Ряд динамики, характеризующий уровень развития социально-экономического явления на определенный момент времени, называется а)интервальным, б) моментным

Ряд динамики, характеризующий уровень развития социально-экономического явления за определенный отрезок времени, называется а) моментным, б)интервальным

Ответы: 1. а. б

2. а. а

3. б.б

3. Средний уровень интервального ряда динамики определяется как:

А) средняя арифметическая

Б) средняя хронологическая

Ответы: 1. а

2. б

3. а, б

  1. Имеются следующие данные о производстве муки в РФ:

Определите среднегодовую численность студентов

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Тема 8. Понятие индексов, их классификация

1. Составьте структурно-логическую схему классификации индексов:

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

А) в пространстве

Б) во времени

В) в пространстве и во времени

3. Сводные индексы позволяют получить обобщающую оценку изменения

А) по товарной группе

Б)одного товара за несколько периодов

4. Имеются следующие данный о реализации молочных продуктов на городском рынке

Рассчитайте сводные индексы товарооборота, цен, и физического объема товарооборота. Сделайте выводы.

  1. На предприятии средняя часовая выработка рабочего увеличилась на 20%, средняя продолжительность рабочего дня на 2%, а средняя продолжительность рабочего месяца снизилась на 2%. Определите индекс средней дневной выработки.

Определите индекс средней месячной выработки. Сделайте выводы

  1. На предприятии средняя часовая выработка одного рабочего увеличилась по сравнению с предшествующим годом на 6,4%, а средняя фактическая продолжительность рабочего дня сократилась на 1,3%. Как изменилась средняя дневная выработка?
  1. Выработка на одного рабочего на предприятии за год увеличилась с 70 тыс.рублей до 87 тыс.рублей. Число дней, отработанных одним рабочим было больше, чем в предыдущем году на 1,4%. Определите индекс дневной производительности труда.
  1. Имеются следующие данные:

Определите как изменилась производительность труда. Сделайте выводы.

  1. Может ли индекс переменного состава превышать индекс фиксированного состава? Почему?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. По предприятию представлены следующие данные

Определите следующие показатели:

  • Индекс средней часовой заработной платы
  • Индекс средней дневной заработной платы
  • Индекс средней месячной заработной платы
  • Индекс средней фактической продолжительности рабочего дня.

Сделайте выводы.

  1. Как определить сумму сверхплановой экономии затрат на производство продукции?

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какая продукция является сравнимой?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Известны следующие данные:

Вид продукции

Базисный период

Отчетный период

Объем продукции, шт

Объем продукции, шт

Себестоимость единицы продукции, руб

20000

14000

60000

16000

2. Затраты на производство продукции увеличились в отчетном периоде по сравнению с базисным с 20520 тыс.руб до 22500 тыс.руб. Объем продукции увеличился на 5,5%. Как изменилась себестоимость продукции.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Тема 12. Графические способы изображения статистических данных

  1. Изобразите графически структуру вашей группы по полу.
  1. Имеются данные о числе заключенных браков населением России, тыс.чел.

2001

2002

2003

2004

2005

1320

1277

1054

1107

Изобразите графически данные о заключенных браках (используйте все возможные виды диаграмм)

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Тема 13. Способы формирования выборочной совокупности

  1. Организуется выборочное обследование наличия у населения дачных участков. Ниже описаны возможные способы отбора. При каком из них ошибка выборки меньше:

А)отбирается каждый пятый населенный пункт и в каждом из них проводится сплошное обследование;

Б) отбирается каждая пятая семья и общего списка семей;

В) совокупность семей расчленяется на группы и пропорционально численности проводится отбор семей.

  1. Укажите способы отбора в следующих выборках:

А) при обследовании дневной загрузки продавцов города отбирался каждый десятый продовольственный магазин каждый пятый непродовольственный;

Б) при изучении среднего количества слов в телеграмме отбиралась каждая двадцатая телеграмма;

В) при обследовании продолжительности срока службы металлорежущих станков отбирая каждый третий цех предприятия;

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  1. Что является предметом статистики как общественной науки?
  2. На какие этапы подразделяется статистическое исследование?
  3. Что такое статистическое наблюдение?
  4. Дайте понятие объекта наблюдения, единицы наблюдения, единицы совокупности?
  5. Что такое программа статистического наблюдения и каким требованиям она должна удовлетворять?
  6. Что такое организационный план статистического наблюдения? Порядок его составления.
  7. Какие существуют формы статистического наблюдения? Их отличительные черты.
  8. Какие существуют виды статистического наблюдения? Охарактеризуйте их.
  9. Организация и сущность выборочного наблюдения.
  10. Что представляет собой статистическая сводка и какие задачи ставятся перед ней?
  11. Какие виды сводки Вы знаете? Дайте им характеристику.
  12. Что понимается под группировкой в статистике?
  13. Что такое группировочный признак? Чем определяется правильность выбора группировочного признака?
  14. Что такое интервал и каков порядок его определения при группировке статистических данных по количественному признаку?
  15. Какие существуют виды группировок?
  16. Что называется рядами распределения? На какие виды они подразделяются?
  17. Что представляет собой статистическая таблица? Подлежащее и сказуемое таблицы.
  18. Какие существуют виды статистических таблиц и в каких случаях они применяются?
  19. Что понимается под обобщающими показателями?
  20. Какие величины в статистике называются абсолютными?
  21. Что понимается в статистике под относительными величинами?
  22. Какие виды относительных величин Вы знаете? Как их вычисляют? Формы их выражения?
  23. В чем состоит сущность и значение средних величин?
  24. Какие виды средних величин Вы знаете?
  25. В каких случаях применяется средняя арифметическая простая и взвешенная? Порядок их определения и формулы вычисления.
  26. Какое значение имеют варианты признака, частоты и веса в средних величинах?
  27. Что такое мода и медиана? Порядок их определения.
  28. Что такое вариация признака?
  29. Охарактеризуйте показатели вариации.
  30. Что называют в статистике рядами динамики? Значение рядов динамики.
  31. Какие ряды динамики называются моментными, какие явления они характеризуют и почему их нельзя суммировать?
  32. Какие ряды динамики называются интервальными, какие явления они характеризуют и почему их можно суммировать?
  33. Назовите основные элементы рядов динамики и охарактеризуйте их.
  34. Что такое средняя хронологическая и как она исчисляется в моментном и интервальном ряду?
  35. Напишите формулу средней хронологической из моментного ряда динамики и приведите конкретный пример ее применения.
  36. Какие показатели применяют при анализе рядов динамики и как их вычисляют?
  37. Как исчисляют средний темп динамики?
  38. В чем заключаются основные правила построения рядов динамики?
  39. Какие основные приемы преобразования рядов динамики Вы знаете и в каких целях они производятся?
  40. Какие показатели в статистике называются индексами?
  41. Раскройте значение и применение индексов в статистике, планировании и при анализе социально-экономических явлений в обществе?
  42. Что понимается под индексами индивидуальными и общими? В чем разница между ними?
  43. В чем заключается принцип и метод исчисления общих индексов?
  44. Какова роль индексируемой величины в индексе?
  45. Что называется весом и соизмерителем в индексе и какова их роль в построении индексов?
  46. Какой индекс называется агрегатным и почему он является основной формой экономического индекса?
  47. Охарактеризуйте экономическое содержание числителя и знаменателя в агрегатных индексах. Что выражает разность между этими показателями?
  48. Назовите формулы основных агрегатных индексов (цен, себестоимости, физического объема продукции, физического объема товарооборота, производительности труда)

" xml:lang="-none-" lang="-none-">PAGE 16

Тема 1. Предмет и метод статистической науки

1.1 Справочные материалы

Статистика разрабатывает методы сбора, систематизации, анализа, интерпретации и отображения результатов наблюдений массовых случайных явлений и процессов с целью выявления существующих в них закономерностей.

Предметом исследования в статистике является изучение размеров и количественных соотношений массовых общественных явлений в конкретных условиях места и времени, а так же числовое выражение проявляющихся в них закономерностей.

Закономерность, проявляющаяся лишь в большой массе явлений через преодоление свойственной её единичным элементам случайности, называетсястатистической закономерностью.

Объектом статистического изучения является статистическая совокупность - множество единиц, обладающих массовостью, качественнойоднородностью , определенной целостностью, взаимозависимостью состояний отдельных единиц и наличиемвариации . Статистическая совокупность состоит из единиц совокупности.

Единица совокупности - это предел дробления объекта исследования, при котором сохраняются все свойства изучаемого процесса.

Единицы совокупности обладают определенными свойствами, качествами, которые принято называть признаками.

Статистический признак общее свойство, характерная черта или иная особенность единиц совокупности, которые могут быть наблюдаемы или измерены.

Статистический показатель - обобщающая количественная характеристика социально-экономических явлений в конкретных условиях места и времени.

Статистические признаки отличаются способами их измерения и другими особенностями, влияющими на приемы статистического изучения. Это дает основания для классификации признаков (схема. 1.1).



Описательные (качественные) признаки выражаются словесно: национальность, тип акции (простая, привилегированная), тип ткани (шелк, шерсть) и т.д. Описательные признаки подразделяются на номинальные и порядковые.

Номинальные - это описательные признаки, по которым нельзя ранжировать данные, тогда как порядковые - те, по которым можно ранжировать, упорядочивать данные. Например, оценки судей на спортивных соревнованиях.

Схема 1.1

Классификация признаков в статистике


Количественные признаки выражены числами. Например, возраст, заработная плата, цена акции и т.д.

Первичные признаки характеризуют единицу совокупности в целом. Это абсолютные величины, которые могут быть измерены, сосчитаны, взвешены. Они существуют сами по себе, независимо от статистического изучения. Например, численность населения страны, цена за акцию и т.д.

Вторичные, или расчетные признаки не измеряются непосредственно, а рассчитываются. Например, себестоимость продукции, рентабельность, индекс Доу-Джонса и т.д. Вторичные признаки получаются путем действий с первичными. Например, разделив объем выпущенной продукции на численность работников, получим производительность труда.

Прямые (непосредственные) признаки - это свойства, непосредственно присущие тому объекту, который ими характеризуется. Это, например, возраст человека, численность работников предприятия, цена за доллар.

Косвенные признаки являются свойствами, присущими не самому объекту, а другим совокупностям, относящимся к объекту, входящими в него. Например, цена за акцию, как косвенный признак компании, выпустившей эту акцию. Хотя цена - это характеристика акции, но она косвенно характеризует и компанию.

Альтернативные признаки - это признаки, которые могут принимать только два возможных значения. Например, пол, место проживания (город, село) и т.д.

Дискретные признаки - это количественные признаки, которые могут принимать только отдельные значения. Например, число членов семьи, число выпущенных акций и т.д.

Непрерывные признаки - это признаки, принимающие любые значения в определенных границах.

Моментные признаки характеризуют изучаемый объект в какой-то момент времени, установленный статистическим исследованием. Например, стоимость доллара на 1.02.2005 года, численность наличного населения на 1.01.2005 года и т.д.

Интервальные признаки - это признаки, характеризующие результаты процесса. Поэтому их значения могут возникать только за интервал времени: год, месяц, сутки, а не на момент времени. Например, число родившихся или умерших, объем торгов на ММВБ за сутки и т.д.

Специфика предмета статистики обуславливает специфику статистического метода. Он включает: сбор данных (статистическое наблюдение), обобщение и представление данных (сводку и группировку), анализ и интерпретацию данных.

В настоящее время законченной оформление получили три отрасли статистики: общая теория статистики, экономическая статистика, социальная статистика.

1.2. Контрольные вопросы к теме 1

1. Что входит в круг вопросов изучаемых статистикой?

2. В каких значениях употребляется термин статистика?

3. Что представляет собой статистика как наука?

4. Что является предметом статистики?

5. Что такое статистическая закономерность?

6. Что понимается под единицей статистической совокупности?

7. Что такое статистический показатель?

8. Что такое статистический признак? Какие признаки играют преобладающую роль в статистике?

9. Какие науки являются теоретической основой статистики?

10. В чем состоит связь статистики с другими науками?

11. В чем состоит специфика статистического метода изучения социально-экономических явлений?

12. Каковы организация и задачи статистики на современном этапе развития России?

1.3. Контрольные задания к теме 1

1. Какими признаками можно охарактеризовать совокупность студентов ВУЗа?

2. Исследуется совокупность коммерческих банков Ростова. Какими признаками её можно охарактеризовать?

3. Назовите существенные варьирующие признаки, характеризующие студенческую группу.

4. Укажите, какие совокупности можно выделить в ВУЗе для статистического изучения?

5. Какими наиболее существенными признаками можно охарактеризовать такие единицы наблюдения, как:

а) промышленное предприятие;

б) коммерческий банк;

в) торговое предприятие;

г) студент вуза;

д) преподаватель вуза.

6. Какими признаками по классификации, приведенной в пункте 1.1, являются:

Численность населения страны;

Количество браков и разводов;

Производство продукции в стоимостном выражении;

Число посадочных мест в самолете;

Количество работников на фирме;

Родственные связи членов семьи;

Пол и возраст человека;

Этажность жилых помещений;

Розничный товарооборот торговых объединений;

Тарифный разряд рабочего;

Балл успеваемости;

Форма собственности;

Национальность;

Состояние в браке.

Тема 1. Предмет и метод статистической науки.

1. Какие совокупности можно выделить в высшем учебном заведении для статистического изучения?

2. Укажите, какие совокупности можно выделить для статистического изучения в торговле?

3. Назовите наиболее существенные варьирующие признаки, характеризующие студенческую группу?

4. Какими показателями можно охарактеризовать совокупность спортсменов?

5. Какими количественными и качественными признаками можно охарактеризовать население г.Ярославля?

Тема 2. Статистической наблюдение.

1. Формы организации и виды статистического наблюдения.

2. Подготовка статистического наблюдения.

3. Ошибки статистического наблюдения.

Практическое задание.

1. Сформулируйте объект, цель наблюдения и разработайте программу: а) выборочного обследования посетителей кафе; б) обследования уровня квалификации работников торгового предприятия; в) обследования выпускников учебного заведения. г) переписи торговых предприятий.

2. Спроектируйте макет статистической таблицы, характеризующей размер товарооборота нескольких известных Вам универмагов в расчете на одно рабочее место и на один квадратный метр площади торгового зала.

Темы рефератов

1. Задачи и основные направления развития методов статистического наблюдения.

2. Основные направления использования статистической информации в современном обществе.

3. Методы сбора информации в социологических исследованиях.

Тема 3. Сводка и группировка статистических данных

Практическое задание.

1. Имеются следующие данные о реализации товаров и издержках обращения по предприятиям торговли, млн. рублей:

№ п/п Розничный товарооборот Сумма издержек обращения
30,0 34,0 46,0 30,9 15,9 25,2 42,0 26,0 16,4 34,8 37,0 28,6 18,7 39,0 36,0 36,0 25,0 38,5 44,0 37,0 27,0 35,0 40,0 25,0 24,0

Для выявления зависимости между объемом розничного товарооборота и издержками обращения сгруппируйте предприятия по объему розничного товарооборота, образовав четыре группы с равными интервалами.

По каждой группе и совокупности предприятий в целом подсчитайте:

1) число предприятий;

2) объем товарооборота – всего и в среднем на одно предприятие;

3) сумму издержек обращения – всего и в среднем на одно предприятие;

4) относительный уровень издержек обращения (процентное отношение суммы издержек обращения к объему розничного товарооборота).



Результаты расчетов представьте в виде групповой таблицы. Напишите краткие выводы.

2. Методом аналитической группировки установите наличие и характер связи между численностью промышленно-производственного персонала и выпуском продукции на одно предприятие по следующим данным (Образуйте пять групп с равными интервалами, результаты оформите в виде рабочей и аналитической таблицы):

Тема 4. Статистические величины.

1. Сущность, значение и классификация статистических показателей.

2. Понятие о системах статистических показателей.

3. Статистические таблицы.

4. Основные виды графиков.

Практическое задание.

1. Укажите, какие виды относительных величин можно вычислить по следующим данным:

2. Определите по следующим данным степень выполнения плана по выпуску продукции цехом, используя метод условно-натурального измерения.



По данным предыдущей задачи постройте статистический ряд распределения предприятий по выпуску продукции, образовав пять групп предприятий с равными интервалами. Постройте графики ряда распределения

Темы рефератов

1. Системы показателей уровня жизни.

2. Система статистических показателей сферы услуг

3. Развитие системы показателей региональной статистики.

4. Система показателей гендерной статистики.

5. Система показателей, характеризующих положений детей в Российской Федерации.

Тема 5. Средние величины и показатели вариации.

Практическое задание.

1. Рассчитайте характеристики ряда распределения, полученного в задаче № 1 темы 3: среднюю арифметическую величину, среднее квадратическое отклонение, дисперсию, коэффициент вариации.

Тема 6. Статистическое изучение динамики

1. Понятие и классификация рядов динамики.

2. Правила построения рядов динамики.

3. Показатели анализа рядов динамики.

4. Структура ряда динамики. Проверка ряда на наличие тренда.

5. Анализ сезонных колебаний.

Темы рефератов

1. Проблемы реконструкции российской статистики за длительный период.

2. Статистика в работах западных советологов: темпы экономического роста СССР.

3. Альтернативные оценки динамики российской экономики.

4. Система показателей конъюнктуры рынка.

Тема 8. Статистическое изучение взаимосвязей.

1. Роль статистики в исследовании взаимосвязей. Статистические методы изучения взаимосвязей.

2. Задачи статистического моделирования.

3. Корреляционный и регрессионный методы анализа связи.

4. Непараметрические методы оценки связи.

Темы рефератов

1. Взаимосвязь социально-экономических показателей и результатов голосования.

2. Нетрадиционные приложения статистических методов (теория катастроф).

3. Применение математико-статистических методов анализа взаимосвязей.

7. Назовите варьирующие и неварьирующие признаки у людей/организаций.

8. К каким видам можно отнести следующие признаки: а) вес новорожденного; б) размер стипендии; в) уровень образования; г) национальность; д) продолжительность жизни женщин; е) состояние в браке.

9. По каким признакам можно разбить на однородные группы вузы г. Москва?

10. С какого этапа начинается статистический метод? а) со статистического анализа; б) со статистической сводки и группировки; в) со статистического наблюдения.

11. Назовите статистические сборники, издающиеся в РФ/международные.

12. Как называется высший орган государственной статистики?

а) Центральное статистическое управление РФ (ЦСУ РФ);

б) Государственный комитет по статистике РФ (Госкомстат России);

в) Российское статистическое агентство.

Формы контроля самостоятельной работы студентов : устный опрос, анализ ответов на вопросы.

Формы контроля знаний и освоенных компетенций : устный опрос, анализ выполненных заданий.

Тема 2: Статистическое наблюдение. Сводка и группировка социальных фактов.

Задание для самоподготовки к занятию.

1. Изучить материал в учебнике: Изучить материал в учебнике: Статистика: Учебник / Под ред. И. И. Елисеевой.-3-е изд., перераб. и доп. – Издательство Юрайт, 2013.

2. Ответить на вопросы и выполнить задания:

1. Сформулируйте определение объекта наблюдения: а) единовременного учета специалистов по социальной работе с высшим образованием; б) переписи жилищного фонда для студентов вузов г. Москва; в) обследования отделов социальной защиты Г. Москвы; г) переписи семей с детьми-инвалидами.

2. Какие признаки следует регистрировать при проведении: а) обследования отделов социальной защиты г. Москва в целях изучения текучести кадров; б) выборочного обследования студентов МГМСУ в целях изучения бюджета времени; в) обследования структур социальной защиты в целях выявления профессиональной подготовки сотрудников; г) обследования семей педагогически запущенных подростков в целях выявления временных и финансовых затрат родителей на общение с ребенком.

3. Рассмотрите формуляры всесоюзных переписей населения 1926, 1939, 1979 и 2011 гг. Сопоставив их между собой, ответьте на следующие вопросы:

а) как сформулировать определение объекта каждой переписи?

б) в чем заключаются различия в программах этих переписей?

в) в чем заключаются различия в формулировке вопроса о возрасте?

г) каковы различия в постановке вопросов о семейном положении?

д) чем различаются программы в изучении грамотности?

е) в чем заключаются и чем обусловлены различия в постановке вопросов о занятиях населения?

ж) во всех ли формулярах есть контрольные вопросы? Если есть – перечислите для каждого;

з) имеются ли в формулярах подсказы? Если да – в каких вопросах, какого содержания, полные или неполные.

4. Сформулируйте объект, цель наблюдения и разработайте программу: а) выборочного обследования пассажиров маршрутного транспорта; б) переписи жителей микрорайона; в) выборочного обследования студентов факультетов социальной направленности; г) переписи преподавательского состава МГМСУ.

5. Произведите проверку и укажите, какие имеются несоответствия между числами, содержащимися в заполненном формуляре наблюдения «Приложение к бланку обследования «Влияние отдельных факторов на изменение успеваемости студентов в целом в отчетном году по сравнению с прошлым годом».

6. Какая из приведенных классификаций статистического наблюдения является научно обоснованной? а) наблюдение бывает: сплошное и не сплошное; б) наблюдение подразделяется на: сплошное, не сплошное и анкетное; в) наблюдение классифицируется как: сплошное, не сплошное и монографическое.

7. Сформулируйте вопросы для включения их в формуляр наблюдения по следующим признакам разных объектов наблюдения: количество студентов в вузе; родственные связи членов семьи; численный состав семьи; уровень образования человека.

8. Проверьте с помощью арифметического контроля следующие данные, полученные в отчете: всего детей в микрорайоне – 2 564; в том числе: в многодетных семьях - 623; семьи с детьми-инвалидами – 337 (в них детей - 354); в неполных семьях – 2 274; в полных семьях – 332; семьи одиноких матерей – 987, в них детей 1 123.

Если вы установили несоответствие между некоторыми числами, имеете ли вы достаточные основания для внесения поправки?

9. С помощью логического контроля проверьте следующие ответы на вопросы переписного листа переписи населения:

а) ФИО – Смирнова Наталья Алексеевна;

б) пол – мужской;

в) возраст – 9 лет;

г) состоит ли в браке в настоящее время – да;

д) национальность – якутка;

е) родной язык – русский;

ж) другой язык, которым свободно владеет – якутский;

з) образование – среднее специальное;

и) место работы – отдел социальной защиты;

к) занятие по месту работы – социальный работник;

л) общественная группа – рабочая.

В ответах на какие вопросы вероятнее всего произведены ошибочные записи? Можно ли какие-либо из них исправить?

10. Предполагается провести перепись домашних животных, имеющихся у жителей г. Москва. Какой способ и вид наблюдения (по источнику сведений) вы предпочли бы для этой переписи? Мотивируйте свой выбор.

11. Необходимо провести единовременное обследование использования рабочего времени в отделах социальной защиты. Каким из известных вам способов наблюдения следовало бы провести это обследование?

12. Проведено выборочное обследование бюджета времени школьников и студентов за октябрь 2011 г. К какому виду статистического наблюдения по признаку времени относится это обследование?

13. Назовите подлежащее и сказуемое в таблицах.

14. Что понимается под макетом статистической таблицы? а) макет статистической таблицы представляет собой систему граф и строк;

б) макет статистической таблицы – это определенное количество граф и строк с заголовком и наименованием показателей; в) макет статистической таблицы – это пустографка.

15. Объедините приведенные таблицы о миграции населения (тыс. чел.) в одну и дайте ей общий заголовок:

16. Постройте макет таблицы, характеризующей зависимость успеваемости студентов от посещаемости учебных занятий и участия в студенческой научной работе .

17. Постройте макет таблицы, характеризующей уровень образования населения страны.

18. Постройте макет таблицы, характеризующей структуру и тенденции заболеваемости детей в возрасте до 5 лет в РФ.

19. Постройте макеты таблиц, в которых разработка сказуемого была бы произведена: а) в статике; б) во временном аспекте; в) в пространственном аспекте; г) пространственно-временном аспекте.