Глаза – Зрение

Нельзя сказать, что глаза – это самый важный орган в нашем теле (вообще ни про один орган такого сказать нельзя, ведь каждый важен по-своему), но став слепым, человек теряет 90% жизни. Он не может делать самых обычных дел: читать, писать, сидеть за компьютером. Людей, с которыми беседует, он также не может видеть. Слепой не может передвигаться по улице, без помощи специально обученной собаки или без палочки. Поэтому глаза обязательно нужно беречь.

Глаз – сенсорный орган (орган зрительной системы) человека и животных, обладающий способностью воспринимать электромагнитное излучение в световом диапазоне длин волн и обеспечивающий функцию зрения. У человека через глаз поступает около 90% информации из окружающего мира.

Люди и позвоночные имеют по два глаза, которые располагаются в глазных впадинах черепа. Человеческий глаз состоит из глазного яблока и зрительного нерва с его оболочками. Глазное яблоко состоит из оболочек, которые окружают внутреннее ядро глаза, представляющее его прозрачное содержимое –стекловидное тело, хрусталик, водянистая влага в передней и задней камерах. Ядро глазного яблока окружают три оболочки: наружная, средняя и внутренняя. А эти оболочки, в свою очередь, разделяют на три аппарата, именующиеся рефракционным (светопреломляющим) и аккомодационным (приспособительным), формирующие оптическую систему глаза, и сенсорный (рецепторный) аппарат.

Светопреломляющий аппарат глаза представляет собой сложную систему линз, формирующую на сетчатке уменьшенное и перевёрнутое изображение внешнего мира, включает в себя роговицу, камерную влагу – жидкости передней и задней камер глаза, хрусталик, а также стекловидное тело, позади которого лежит сетчатка, воспринимающая свет.

Аккомодационный аппарат глаза фокусирует изображения на сетчатке, а также обеспечивает приспособление глаза к интенсивности освещения. Он включает в себя радужку с отверстием в центре – зрачком – и ресничное тело с ресничным пояском хрусталика.

Фокусировка изображения происходит тогда, когда изменяется кривизна хрусталика, которая регулируется цилиарной мышцей. При увеличении кривизны хрусталик становится более выпуклым и сильнее преломляет свет, настраиваясь на видение близко расположенных объектов. При расслаблении мышцы хрусталик становится более плоским, и глаз приспосабливается для видения удалённых предметов. Так же в фокусировке изображения принимает участие и сам глаз в целом. Если фокус находится за пределами сетчатки – глаз (за счёт глазодвигательных мышц) немного вытягивается (чтобы видеть вблизи). И наоборот округляется, при рассматривании далёких предметов.

Зрачок – это отверстие в радужной оболочке. Он есть диафрагма глаза, регулируя количество света, падающего на сетчатку. При ярком свете кольцевые мышцы радужки сокращаются, а радиальные расслабляются, при этом зрачок сужается, и количество света, попадающего на сетчатку уменьшается, это предохраняет её от повреждения. При слабом свете наоборот сокращаются радиальные мышцы, и зрачок расширяется, пропуская в глаз больше света.

Рецепторный аппарат глаза есть зрительная часть сетчатки, содержащей нервные элементы (фоторецепторные клетки), а также проводящие нервное раздражение клетки и нервные волокна (тела и аксоны нейронов), расположенных поверх сетчатки и соединяющиеся в слепом пятне в зрительный нерв.

Сетчатка глаза состоит из 10-ти слоев, которые можно выделить только микроскопически. Самый наружный слой является свето-цветовоспринимающим, он обращен к сосудистой оболочке (вовнутрь) и состоит из нейроэпителиальных клеток – палочек и колбочек, воспринимающих свет и цвета, следующие слои образованы проводящими нервное раздражение клетками и нервными волокнами. Человеческая сетчатка крайне мала и составляет от 0,05 до 0,5 мм.

Свет входит в глаз через роговицу, проходит последовательно сквозь жидкость передней (и задней) камеры, хрусталик и стекловидное тело, пройдя через всю толщу сетчатки, попадает на отростки светочувствительных клеток – палочек и колбочек. В них протекают фотохимические процессы, обеспечивающие цветовое зрение.

Самое чувствительное зрение называется жёлтое пятно с центральной ямкой, которое содержит только колбочки (здесь толщина сетчатки до 0,08–0,05 мм). В области желтого пятна сосредоточена также основная часть рецепторов, ответственных за цветовое зрение (цветоощущение). То есть вся световая информация, которая попадает на жёлтое пятно, передается в мозг наиболее полно. Место на сетчатке, где нет ни палочек, ни колбочек называется слепым пятном; оттуда зрительный нерв выходит на другую сторону сетчатки и далее в мозг.

Слух – Уши

Уши являются также одним из самых значимых органов. С помощью них мы можем слышать друг друга, а значит можем разговаривать, слушать музыку и т. д. К тому же, если человек стал глухим, то он автоматически становится и немым, потому что невозможно разговаривать, когда сам себя не слышишь. Именно поэтому мы в шумном месте, рассказывая кому-то что-то, пытаемся перекричать шум, так как считаем, что раз мы плохо слышим то, что говорим, значит и собеседник, соответственно, тоже слышит нашу речь плохо.

Ухо – сложный вестибулярно-слуховой орган, который выполняет две функции: воспринимает звуковые импульсы и отвечает за положение тела в пространстве и способность удерживать равновесие. Это парный орган, который размещается в височных костях черепа, ограничиваясь снаружи ушными раковинами.

Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. Ушная раковина – сложной формы упругий хрящ, покрытый кожей, его нижняя часть, называемая мочкой, - кожная складка, которая состоит из кожи и жировой ткани. Ушная раковина очень чувствительна к любым повреждениям, поэтому у тех, кто занимается каким-либо видом борьбы, эта часть тела очень часто деформирована.

Ушная раковина принимает звуковые волны и затем передает их во внутреннюю часть уха. Однако значение ушной раковины для человека очень минимально, поэтому она практически не двигается. Но вот многие звери, поводя ушами, способны гораздо точнее, чем человек, определить нахождение источника звука.

С помощью складок, которые имеет ушная раковина, в слуховой проход проходит звук с небольшими частотными искажениями, которые зависят от горизонтальной и вертикальной локализации звука. Так наш мозг понимает откуда поступает звук. Этот эффект иногда используется в акустике, в том числе для создания ощущения объёмного звука при использовании наушников.

Продолжением ушной раковины является хрящ наружного слухового прохода , длиною в 25-30 мм. Этот проход заканчивается слепо: от среднего уха он отделен барабанной перепонкой. Уловленные ушной раковиной звуковые волны ударяются в барабанную перепонку и вызывают ее колебания. Поэтому, чтобы не произошел разрыв барабанных перепонок, солдатам рекомендуют открывать рот, когда ожидается взрыв. Колебания барабанной перепонки передаются в среднее ухо.

Основная частью среднего уха – барабанная полость – пространство объемом около 1 смі, находящееся в височной кости. Здесь находятся три слуховые косточки: молоточек, наковальня и стремечко – они передают звуковые колебания из наружного уха во внутреннее, одновременно усиливая их.

Слуховые косточки – как самые маленькие фрагменты скелета человека, представляют цепочку, передающую колебания. Рукоятка молоточка тесно срослась с барабанной перепонкой, головка молоточка соединена с наковальней, а та, в свою очередь, своим длинным отростком – со стремечком. Основание стремечка закрывает окно преддверия, соединяясь таким образом с внутренним ухом.

Полость среднего уха связана с носоглоткой посредством евстахиевой трубы, через которую выравнивается среднее давление воздуха внутри и снаружи от барабанной перепонки. При изменении внешнего давления иногда «закладывает» уши, что обычно решается тем, что рефлекторно вызывается зевота. Опыт показывает, что ещё более эффективно заложенность ушей решается глотательными движениями или если в этот момент дуть в зажатый нос.

Внутреннее ухо является самым сложным из этих трех отделов органа слуха. Из-за своей замысловатой формы оно называется лабиринтом. Костный лабиринт состоит из преддверия, улитки и полукружных каналов.



· Обобщить знания детей о четырех помощниках человека - органах чувств и их функциях. Способствовать осознанию детей необходимости каждого органа чувств в отдельности и всех вместе при восприятии окружающего мира.

· Научить учащихся приемам профилактики заболеваний органов чувств.

· Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.

Оборудование:

· Индивидуальные карточки с изображением органов чувств.

· Бутылочки для практической работы.

· Высказывания М.В.Ломоносова, записанные на доске.

· Кроссворд.

1. Орг. момент

(Дети строятся у доски).

Долгожданный дан звонок - начинается урок.

Ребята сегодня у нас на уроке гости.

Поприветствуем их:

Добрый день солнцу и птицам,

Добрый день улыбчивым лицам

(Дети садятся по местам)

А теперь улыбнитесь друг другу.

Улыбнитесь мне.

2. Сообщение темы урока

Сегодня мы продолжаем изучать организм человека. Хочется, чтобы на уроке вам было интересно, чтобы всё о чём пойдёт разговор, оказалось для вас полезным. А о чём пойдёт речь вам подскажут загадки, которые вы должны отгадать:

Два братца глядятся - друг друга не видят

Один говорит, двое слушают

(язык и уши)

Между двух светил я в середине один

Итак, тема нашего урока (читаем с доски):“Глаза, уши, язык, нос – наши умные помощники”.

Мы с вами обобщим знания о наших умных помощниках и поведём разговор об их охране и приёмах профилактики заболеваний органов чувств.

3. Закрепление и обобщение знаний

Начнём наш разговор о глазах:

Какое значение для нас имеют глаза?

(Они помогают видеть всё, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину. Благодаря зрению, мы получаем 80% информации об окружающем мире. Благодаря зрению, мы видим препятствия, которые необходимо преодолевать, тем самым сохраняя нам жизнь и здоровье.)

Закройте глаза. Представьте, что вы навсегда потеряли способность видеть. Мы не увидим солнца, неба, птиц, маму с папой… Мы не сможем читать книги, смотреть кинофильмы. Мы не сможем шить, рисовать и многое другое делать руками (открывают глаза).

Приходилось ли вам видеть слепых людей?

Что вы при этом чувствовали? (жалость)

Особую жалость вызывают слепые дети.

Природа заботливо охраняет орган зрения. Веки и ресницы защищают глаза от яркого света и пыли. Веки внутри влажные. Мигая, они все время смывают с глаз пылинки. Если в опасной близости от глаза появляется какой-нибудь предмет - веки захлопываются. Если в глаз попала соринка, то её сейчас же смывает выделившаяся слеза. Брови не дают попасть в глаза капелькам пота, стекающим со лба.

А для человека самое главное - это то, что нам надо следить за своим зрением и соблюдать правила гигиены по уходу за ним.

Об этом вы еще раз напомните друг другу. (Дети читают стихотворение).

Глаз поранить очень просто,

Не играй предметом острым!

Глаза не три, не засоряй,

Лёжа книгу не читай!

На яркий свет смотреть нельзя,

Тоже портятся глаза!

Телевизор в доме есть –Упрекать не стану,

Но, пожалуйста, не лезь

К самому экрану.

И смотри не все подряд,

А передачи для ребят.

Не пиши, склонившись низко,

Не держи учебник близко.

И над книгой каждый раз

Не сгибайся, как от ветра –

От стола до самых глаз

Должно быть 40 сантиметров.

Все: Мы хотим предостеречь!

Нужно всем глаза беречь!

К этим правилам мне хотелось бы добавить ещё вот что. Через каждые полчаса чтения или письма, необходимо делать перерыв, посидеть с закрытыми глазами или сделать гимнастику для глаз. Мы уже знаем с вами несколько видов зрительной гимнастики, давайте выполним!

Давайте подведем итог всему сказанному.

ВЫВОД: глаза наши помощники. Они помогают нам познавать окружающий нас мир, предупреждают нас об опасности, помогают принимать нужные решения, учат выполнять различную работу.

М.В. Ломоносов писал (читаем с доски):“Глаза человека – это точный измерительный прибор

Окружающий нас мир полон различных звуков: шум ветра, пение птиц, звуки музыки, речь людей. С помощью органов слуха мы слышим эти звуки. Слух, как и зрение, обогащают наше восприятие мира, разнообразит жизнь. А слышит человек при помощи ушей.

А зачем человеку два уха?

К сожалению, бывают такие ситуации, когда человек теряет возможность слышать одним ухом, тогда он обходится оставшимся. Хотя это и хуже. Два уха обеспечивают надёжность слуха.

Для глухих людей мир слишком беден, а глухого человека надо научить говорить. Но как? В специальных школах глухих людей учат узнавать речь по артикуляции губ.

Потеря слуха – большое несчастье, поэтому слух надо беречь.

Давайте прочитаем памятку о том, что нужно помнить, чтобы сохранить хороший слух (дети читают цепочкой по очереди, учитель комментирует)

1. Не слушайте слишком громкую музыку.

Сильные звуки притупляют чувствительность слуха, к тому же, громкая музыка не всем может нравиться, громкая музыка угнетает самочувствие людей, особенно пожилых. Когда включаете музыку, оглянитесь вокруг, подумайте о ваших соседях. Люди, часто пребывающие среди громких звуков, рано теряют слух, слышат хуже других людей.

2. Не ковыряйте в ушах спичками и другими острыми предметами.

Уши надо регулярно мыть с мылом, чтобы в них не скапливалась грязь. От этого ухудшается слух, возникают заболевания, которые могут привести к глухоте. Уши чистят туго скрученной ваткой, смоченной в теплой воде.

3. Не простужайтесь, не ходите в холодную погоду без головных уборов.

4. Если в ухе возникла боль, немедленно обратитесь к врачу.

Все это приводит к отрицательным последствиям. Ухудшают слух курение и алкоголь, которые постепенно влияют на остроту слуха.

А вот что говорится о слухе в рубрике “это интересно”:

У многих животных слух в несколько раз лучше, чем у человек. Например у собак почти в 2 раза, у кошек в три с половиной раза, а у летучих мышей в 5 раз.

Итак, подведем итог.

ВЫВОД: Ухо – очень важный и нужный орган. Оно улавливает и передает нам звуки окружающего мира. Нужно соблюдать правила гигиены и охранять органы слуха, еще одного нашего помощника – уха.

Ребята, Настя к уроку приготовила сочинение-загадку. Давайте её послушаем. (Выходит, рассказывает)

Я – маленький, толстенький, розовый и всегда мокрый. Все говорят, что мой домик тесный, но мне он нравится. Я люблю, когда ко мне приходят гости. Гостей я пробую на вкус. Сладких, солёных, кисленьких я пропускаю, а вот горьких – нет. Если б меня не было на свете, то люди не смогли бы разговаривать. Угадай, кто я? (язык)

Язык тоже один из наших помощников. Если мы ненароком возьмём в рот что-нибудь противное, или несвежее, язык тотчас это почувствует.

Давайте по рисункам (карточки на столах) определим чувствительность языка к вкусу и пищи.

Кончик языка – чувствителен к сладкому.

Край – к кислой и солёной пище.

Основание - к горькой пище.

Качество пищи языку помогают определить органы зрения и обоняния. Работая совместно, они как бы предупреждают нас:

“Не ешь. Это опасно”

“Ешь, но немного”

“Это вкусно. Ешь, не бойся”

И так же, как другие органы чувств, он “требует” к себе бережного отношения.

Слишком горячая пища обжигает язык и мы почти не чувствуем вкуса, поэтому горячую пищу употреблять не рекомендуется.

Курение тоже притупляет чувство вкуса

ВЫВОД: Язык помогает нам различать вкус пищи и определить её доброкачественность. Язык помогает нам в переработке пищи во рту. Без языка невозможна нормальная человеческая речь. Работает совместно с органами зрения и обоняния.

Продолжая наш разговор об органах чувств, поговорим еще об одном помощнике… Это… (нос).

Зачем человеку нос?

Через нос мы дышим, в носу воздух очищается от пыли, нос имеет каналы, соединяющие его со ртом и даже ухом. Мы различаем в окружающем нас мире очень много запахов.

(На столах коробочки с ваткой пропитанной духами, соком лимона, хлоркой).

Давайте определим по запаху, что это? (Коробочка 1, 2, 3)

Для чего человек должен обладать способностью чувствовать запахи?

Приятные запахи доставляют радость: запах цветов, леса.

Предупреждают об опасности – утечка газа, испорченная пища и т.д.

Мы говорили о том, что НОС – фильтр, печка, сторож

Докажите, почему.

В носу имеются реснички, к которым прилипают различные пылинки, попадающие в ном вместе с воздухом.

В каналах носа очень жарко, так как по ним протекает кровь, а воздух согревается.

В окружающем нас мире очень много запахов. Это запахи цветов, гари, дыма, яблок, гнили, разложения и т.д., т.е. некоторые из них предупредительные. Так природа позаботилась о нашей безопасности.

Давайте попробуем сочинить загадку по опорным словам и вопросам про нос.

Что делает? Как? Согревает как в печке

Согревает, очищает, но не фильтр.

Сторожит, но не сторож.

ВЫВОД: Нос очищает, согревает и сторожит, чтобы человек вдыхал чистый и свежий воздух.

При насморке мы не ощущаем запахов и это очень неудобно. У человека с насморком меняется речь.

Вредно влияет на обоняние курение. Оно притупляет способность различать запахи. Злостные курильщики запахи чувствуют хуже и меньше их различают.

Дикие животные тоже имеют обоняние и гораздо более тонкое, чем у человека. Они по запаху находят съедобные листья и травы, в случае заболевания разыскивают и едят лекарственные растения и ягоды, нос надёжно предупреждает их о ядовитых травах, грибах и ягодах.

А сейчас Вера и Максим расскажут о народных средствах лечения от насморка.

1. Отличное средство от насморка-каланхоэ, комнатный цветок.

Лист вымыть, измельчить, отжать сок и пипеткой закапать в нос 1-2 капли. Через несколько секунд вы начнете чихать и тем самым прочистите нос. Кроме того это лекарственное растение убивает микробы.

2. В борьбе с насморком можно использовать свекольный сок, перемешав его с медом.

(1 ч. л. меда и 2,5 ч. л. свекольного сока). Капать по 5-6 капель в каждую ноздрю.

3. А вот еще один рецепт:

Если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый душистый отвар

(так говорится об отваре из ромашки аптечной)

Чтобы не было насморка, необходимо подумать и о профилактике. Закаливание поможет противостоять простудные заболевания. Ежедневно промывайте носоглотку подсоленной водой. А так же профилактическим средством является массаж точек у крыльев носа, переносице, потирание под носом. Давайте его разучим.

Потирание крыльев носа (указательным пальцем).

Потирание указательным пальцем переносицы.

Потирание от крыльев до переносицы снизу вверх и сверху вниз.

Потирание под носом.

Потирание кончика носа ладонью.

Такой массаж нужно делать утром и вечером 1 – 2 минуты.

Итак, глаза, уши, нос, язык – это органы чувств, или наши умные помощники.

Для чего человеку необходимы здоровые органы чувств? Они позволяют нам воспринимать окружающий мир, наслаждаться его красотой!

Какую “ работу” выполняют глаза? А уши? Нос? Язык? Глаза видят. Уши слышат. Нос воспринимает запахи. Язык узнает вкус.

Работают эти органы совместно друг с другом. Они имеют память, помогают, дополняют друг друга. Для того, чтобы они были действительно умными помощниками человека, их нужно беречь. Непоправимый вред наносят вредные привычки: курение и токсикомания. Обобщить знания по этой теме нам поможет кроссворд:

Кроссворд:

1. Орган обоняния (нос)

3. Что защищают веки, брови, ресницы?

4. Какой орган ощущает холод, тепло, боль?

5.Как называется эта часть уха? (показать: ушная)

6.Что определяет и сообщает мозгу вкус? (язык)

Какое ключевое слово? (орган) Орган чего? (чувств)

Давайте еще раз их перечислим

Я думаю, что все полезные советы, о которых шла речь на уроке вы запомните и расскажете их своим мамам, бабушкам, друзьям и взрослым. А нашим гостям и друг другу скажите сейчас добрые слова, так как люди, которые их говорят и слышат, становятся добрыми и ласковыми. (дети встают и говорят).

Мне с вами было на уроке легко и интересно. Спасибо Саше - за активность, Матвею - за поддержку, Ульяне за помощь, Кате за помощь, Назару - за отличную работу на уроке, Юле - за совет, Владу - за внимание на уроке.

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Уши, глаза и нос

Если у тебя возникли проблемы с глазами, значит, что-то, что ты видишь, тебя раздражает. Скорее всего, происходящее тебя не касается, о чем твое тело и стремится тебе сообщить. С другой стороны, если это все же имеет к тебе отношение, сделай все необходимое, чтобы изменить ситуацию. Об аналогичном явлении говорят проблемы, связанные с ушами.

Тебя тревожит что-то, что тебе приходится слышать. Когда подключается нос, тело сообщает тебе, что ты расстроен тем, что ты «чувствуешь» относительно чего-то или кого-то. Когда речь идет о глазах, ушах и носе, тело говорит тебе, чтобы ты перестал беспокоиться о других, – живи и дай жить другим .

Из книги Здоровье Вашей собаки автора Анатолий Баранов

Из книги Слушайте свое тело, вашего лучшего друга на Земле автора Лиз Бурбо

Уши, глаза и нос Если у тебя возникли проблемы с глазами, значит, что-то, что ты видишь, тебя раздражает. Скорее всего, происходящее тебя не касается, о чем твое тело и стремится тебе сообщить. С другой стороны, если это все же имеет к тебе отношение, сделай все необходимое,

Из книги Ваш ребенок. Все, что вам нужно знать о вашем ребенке - с рождения до двух лет автора Уильям и Марта Серз

Глаза Слезящиеся глазаУ большинства новорожденных в 3-недельном возрасте начинают слезиться глаза. Слезки должны стекать в носовую полость через тоненькие слезные канальцы, отверстия которых находятся во внутреннем углу глаза. В течение первых недель или месяцев вы

Из книги Препараты «Тяньши» и Цигун автора Вера Лебедева

Глаза Глаза должны быть такими, будто бы они закрылись занавеской, а сияние их должно быть скрытым. Это значит, что веки опускаются так, что сквозь них чуть-чуть пробивается луч света, глазные яблоки при этом смотрят ровно.Оба глаза смотрят вперед, веки медленно, легко и

Из книги Путеводитель по оздоровительным методикам для женщин автора Валерия Владимировна Ивлева

Глаза. Чтобы глаза казались ярче, используйте для нижнего контура голубой карандаш или голубые тени. Если Вам трудно провести ровную линию при подводке глаз, подведите их тенями.Чтобы карандаш для век не ломался, нужно перед заточкой положить его на 10 – 15 минут в

Из книги Болезнь как путь. Значение и предназначение болезней автора Рудигер Дальке

Глаза Глаза не только впускают внутрь впечатления, но и выпускают наружу нечто важное: в них видны чувства и настроения человека. Поэтому мы, заглядывая в глаза друг другу, пытаемся научиться «читать» по этому зеркалу души. Из глаз могут литься слезы, выпуская наружу горе

Из книги Гомеопатия. Часть II. Практические рекомендации к выбору лекарств автора Герхард Кёллер

Травма глаза При травме глаза без перфорации (ушиб), что бывает при ушибе глаза, например снежком, испытанным средством является окопник.Symphytum (окопник). Старое народное средство. Его применяют не только при ушибах глазного яблока, но и при остеопорозе у пожилых людей. Его

Из книги Справочник фельдшера автора Галина Юрьевна Лазарева

Травмы глаза Травмы глаза сопровождаются повреждением внутренней оболочки глаза и его содержимого. Кроме того, они могут появиться как от непосредственного повреждения, так и в результате повреждения окружающих тканей.Наиболее часто встречаются повреждение роговицы

Из книги Домашняя гомеопатия автора

Глаза При простом (катаральном) воспалении век, выражающемся в красноте век, ощущении жара, сухости, боли, слезотечении и светобоязни, давать через 1–2 часа: Аконит 3 - при жаре в глазах; Белладонну 3 - при красноте и светобоязни; Рус 3, если от простуды, Апис 3 при опухоли век

Из книги Гомеопатический справочник автора Сергей Александрович Никитин

Глаза Жжение в глазах - Сульфур.Боли в глазах, ухудшающиеся при их вращении; чувство тугоподвижности - Кальмия.Кровоизлияния в конъюнктиву или в склеру - Нукс Вомика, Ледум.Синяки под глазами от удара, от контузий, от травм; сильная боль в глазном яблоке (от удара);

Из книги Оказание медицинской помощи в походных условиях или Как определить и что делать? автора Ольга Плясова-Бакунина

Глаза Что делать?1. Не тереть глаз!2. Промыть чистой водой.3. Оттянуть нижнее веко и чистой тряпочкой постараться удалить инородное тело.4. После удаления хорошо закапать Альбуцид.5. Не удалять инородное тело, торчащее из глаза.6. В этом случае – предохранить инородное тело от

Из книги Всё будет хорошо! автора Луиза Хей

Глаза и уши Люди, у которых есть проблемы со зрением и слухом, часто проводят большую часть времени на пике духовных размышлений, в молитвах и мистицизме. Но когда вы пребываете в духовных сферах все время, вы не сможете одновременно твердо стоять ногами на земле, чтобы

Из книги Фитокосметика: Рецепты, дарующие молодость, здоровье и красоту автора Юрий Александрович Захаров

Глаза Нельзя оставлять без внимания и кожу около глаз. Темные круги и отеки под глазами могут быть вызваны недостатком сна. Кроме того, с годами кожа на этих участках растягивается, теряет эластичность, под глазами появляются так называемые «мешки». В таких случаях

Из книги Тело как феномен. Разговор с терапевтом автора Юрий Иосифович Черняков

ГЛАЗА Почему художники видят мир по-другому? Из писем Ван Гога:к Теодору Ван Гогу…Допустим, мне хочется написать портрет моего друга-художника, у которого большие замыслы и который работает так же естественно, как поет соловей, такая уж у него натура.Этот человек

Из книги Дыхание по методу Бутейко. Уникальная дыхательная гимнастика от 118 болезней! автора Ярослава Сурженко

Глаза О вашем здоровье многое могут рассказать белки глаз или радужная оболочка.Покрасневшие глаза. Они могут быть просто усталыми и сухими. Множество красных сосудиков – признак недосыпания. В этом случае поможет холодный компресс на веки. Но покраснение также может

Из книги Как вылечить себя и близких без лекарств и врачей. Биоэнио для чайников автора Николай Иванович Норд

Упражнение 2. Отработка взгляда «глаза в глаза» Желательно это упражнение делать утром, когда мозг еще ничем не загружен. Сядьте в кресло в полуметре от зеркала. Нарисуйте на своей переносице пятно размером с копейку или какой-нибудь другой знак краской либо губной

Матвей Иванович Платов - знаменитый русский военноначальник, участник многих кампаний, один из героев .

Родился он в 1751 году, в станице Старочеркасская, в семье войскового старшины. Матвей Иванович получил обычное начальное образование, а в 13 лет поступил на военную службу.

В 19 летнем возрасте отправился на первую в своей жизни войну с Турцией. В боях с турками проявил храбрость и мужество, за что был произведен в есаулы русской армии, стал командиром казачьей сотни.

Война продолжалась - новые сражения, новые подвиги, новые успехи. Платов стал войсковым старшиной, командовал полком. А ведь он был еще совсем молодым, ему было чуть больше 20 лет.

В 1774 году к Матвею Ивановичу пришла известность в русской армии. Солдаты его попали в окружение крымского хана, при сопровождении транспортных обозов.

Платов разбил лагерь, возвел укрепления, и сумел отбить несколько лихих атак противника. Вскоре подошло подкрепление. После этого события он был награжден золотой медалью.

В последующие годы Матвей Иванович участвовал в разгроме , успешно воевал на Кавказе с горскими народами. За успешные боевые действия ему был жалован чин полковника русской армии.

В 1782 году он познакомился м, впоследствии они довольно много общались.

В 1787 году грянула очередная . Казачий полк Платова входил в состав армии, руководимой Потемкиным. Полк проявил себя наилучшим образом при штурме крепости Очакова, за что Матвей Иванович был награжден орденом Святого Георгия четвертой степени.

За дальнейшие успехи в новой войне с Турцией, Платов произведен в походные атаманы. Настал декабрь 1790 года, ознаменованный громкой и известной победе русской армии - .

Матвей Иванович был одним из первых, кто высказался за штурм мощной крепости. Во время штурма Измаила, он командовал одной из колонн штурмующих, а после целым левым флангом русской армии. Во время штурма атаман вел солдат в атаку, подавая им личный пример мужества и героизма.

За участие во Взятии Измаила, Матвей Платов был удостоен ордена Святого Георгия третьей степени.

В 1796 году, по поручению императрицы Екатерины II, он участвует в Персидском походе русской армии. За участие в этом походе, был удостоен золотой сабли «За храбрость» и ордена Святого Владимира второй степени.

В 1897 году Платов попал в немилость императора . По подозрению в заговоре против императора, был сослан в Кострому. После Костромы было заточение в Петропавловской крепости. В 1801 суд оправдал атамана, а Павел I признал ошибочность своих обвинений, и пожаловал Матвею Ивановичу Мальтийский Орден.

После того, как новым императором России стал Александр I, Платов был произведен в генерал-лейтенанты, и назначен Атаманом Войска Донского. На новой должности он многое успел сделать.

Столица Донского Войска была перенесена из Старочеркасска в Новочеркасск. Здесь он активно занимался развитием казачьих войск, следил за их вооружением и боевой подготовкой. Атаманом Платовым на Дону была открыта первая гимназия.

Матвей Иванович участвовал в русско-французской кампании 1806-1807 годов. За успехи в войне с Францией был удостоен ордена Святого Георгия второй степени и ордена Святого Владимира второй степени.

В Тильзите, где русский и французский императоры подписывали Тильзитский мирный договор между державами, Платов лично познакомился с Наполеоном. Бонапарт даровал ему памятную табакерку, и собирался жаловать ему орден Почетного Легиона - от него генерал отказался: «Я французам не служил, и служить не могу» - произнес Платов.

В начале Отечественной Войны 1812 года Матвей Иванович возглавлял корпус казаков, который входил в армию Барклая-де-Толли. Так вышло, что казакам Платова пришлось прикрывать отход армии .

27 июня 1812 года состоялось сражение у местечка Мир, где казаки Платова уничтожили целых девять французских полков. Эта победа стала первой победой русской армии в Отечественной Войне 1812 года.

Русским войскам приходилось тяжело, бесконечные отступления давались нелегко. Так вышло, что из-за ошибки Платова русский арьергард пропустил французские войска вперед.

Барклай отстранил Матвея Ивановича от занимаемой должности. Он уже было собирался возвращаться на Дон, но возглавивший русскую армию , вернул опытного вояку в расположение действующей армии.

Платов участвовал в , его полки знатно орудовали на правом фланге, раз за разом, давая французам достойный отпор. В самый критический момент, казачьи отряды Матвея Ивановича провели молниеносную контратаку, расстроив ряды неприятеля.

После Бородинского сражения в войне наступило кратковременное затишье. В этот период атаман Платов инициировал мобилизацию казаков на Дону. В ходе мобилизации, ряды русской армии пополнили 22 тысячи казаков.

За заслуги во время Отечественной Войны 1812 года Платову был пожалован титул графа. В последующие годы Матвей Иванович вместе со своими казачьими отрядами внес большой вклад в общее дело по разгрому Наполеона.

Умер Матвей Платов в январе 1818 года. При Николае I, по случаю 100 - летия Платова, в Новочеркасске ему был установлен памятник.

Выдающийся русский военачальник, участник всех войн России 2-й половины XVIII - начала XIX веков. Войсковой атаман Донского казачьего войска (1801), генерал от кавалерии (1809), граф (1812). Герой Отечественной войны 1812 года.

Матвей Иванович Платов родился 6 (17) августа 1751 года в городе Черкасске (ныне станица в ) в семье войскового старшины. Воинскую службу начал в 1766 году.

М. И. Платов участвовал в русско-турецкой войне 1768-1774 годов, в 1769 году был произведен главнокомандующим князем В. М. Долгоруковым в есаулы. Командовал сотней, с 1771 года - казачьим полком. В 1771 году он отличился при атаке и взятии Перекопской линии и крепости Кинбурн.

В 1775 году М. И. Платов участвовал в подавлении Крестьянской войны под руководством , ликвидировал последние отряды восставших в Воронежской и Казанской губерниях.

В 1782-1783 годах М. И. Платов служил на Кубани и в Крыму под командованием .

Во время Русско-турецкой войны 1787-1791 годов М. И. Платов находился в Екатеринославской армии под командованием , участвовал во взятии Очакова (1788), в битве под Каушанами (1789), во взятии Аккермана и Бендер. При штурме Измаила (1790) успешно командовал колонной, а затем всем левым крылом русских войск. За действия под Очаковом М. И. Платов был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени, произведен в бригадиры и назначен походным атаманом Донского казачьего войска, за участие в штурме Измаила - орденом св. Георгия 3 степени и чином генерал-майора.

В 1797 году М. И. Платов был оклеветан перед императором , заподозрен в заговоре и сослан сначала в , а затем заключен в Петропавловскую крепость. В январе 1801 года он был освобожден, пожалован командорским крестом ордена Святого Иоанна Иерусалимского и назначен главным помощником войскового атамана Донского войска. М. И. Платову должна была принадлежать ведущая роль в походе на Индию, который не был осуществлен из-за смерти императора.

Административная деятельность М. И. Платова была прервана наполеоновскими войнами. В Русско-прусско-французской войне 1806-1807 годов под его командованием находились все казачьи полки в составе русских войск. Он принимал участие в сражении при (1807), прикрывал отступление русских армий к Фридланду, к и за Неман.

В июне 1807 года М. И. Платов находился в свите во время переговоров в Тильзите, был представлен императору . После заключения Тильзитского мира (1807) был награжден орденом Святого Георгия 2-й степени, орденами Святого Владимира 2-й степени, и Святого . Прусский король Фридрих Вильгельм III пожаловал ему ордена Красного и Черного Орла.

В 1807-1809 годах М. И. Платов принимал участие в Русско-турецкой войне 1806-1812 годов. За действия под Силистрией он был награжден чином генерала от кавалерии и орденом Святого Владимира 1-й степени.

В начале Отечественной войны 1812 года М. И. Платов омандовал сначала всеми казачьими полками на границе, а потом, находясь в арьергарде, прикрывал отступление 2-й Западной армии князя к . В июне-июле 1812 года казачий корпус под его командованием имел очень удачные столкновения с неприятелем при Кареличах, Мире и Романове.

В Бородинском сражении 26 августа (7 сентября) 1812 года казаки М. И. Платова совместно с кавалерийским корпусом Ф. П. Уварова совершили рейд по тылам французских войск, оказавший влияние на ход битвы.

Во время военного совета в Филях М. И. Платов высказался против оставления и за новое сражение. Казаки вместе со своим атаманом последними оставили перед вступлением в нее французских войск.

С началом всеобщего отступления Великой армии из в октябре 1812 года М. И. Платову было поручено следить за движением неприятеля, но он, не ограничиваясь образцовым выполнением своей задачи, не упускал ни одного случая во все время движения противника, чтобы не нанести последнему возможнейшего вреда и поражения. За все время преследования неприятеля от до Ковно казаками, предводимыми лично М. И. Платовым, было захвачено в плен 50-70 тысяч пленных, более 500 пушек, 30 знамен и почти все серебро и золото, награбленное французами в .

Смелые и решительные действия М. И. Платова в течение всей кампании 1812 года способствовали разгрому наполеоновских войск и позволили ему завоевать большую популярность в войсках, в русском обществе и за границей. По итогам кампании в декабре 1812 года он получил титул графа.

М. И. Платов принимал участие в Заграничном походе русской армии 1813-1814 годов. В битве под Лейпцигом 16-19 октября 1813 года его казачьи полки находились на правом фланге союзных войск. В кампанию 1814 года М. И. Платов отличился при взятии Немюра и при Арси-сюр-Об, был награжден орденом Святого Андрея Первозванного.

В 1814 году М. И. Платов сопровождал императора в поездке в Англию, где был удостоен многих почестей, в том числе получил диплом почетного доктора Оксфордского университета. По возвращении в М. И. Платов заботился о внутреннем благосостоянии родного края и Донского войска, занимался благоустройством города.

М. И. Платов скончался 3 (15) января 1818 года в своем имении Еланчинская слобода (ныне село