ВВЕДЕНИЕ

Темой данной работы является рассмотрение следующего вопроса - природа как объект философского осмысления. Цель данной работы это дать представление природы, что она включает в себя и какие наиболее актуальные проблемы существуют на сегодняшний день.

Задачами данной работы являются:

1. дать понятие природы в современном научном представлении;

Часто может показаться, что старая парадигма не была полностью разрушена новой и что оригинальной теории удалось сделать особую часть новой теории. Но пауза заключается в том, что, хотя старые законы, как представляется, вытекают из новых законов, но по сути, законы уже в значительно отличном смысле, чем старая парадигма. Новая парадигма рассматривает различные понятия науки, используемые по-другому, тем самым изменяя смысл законов. Изменение значений введенных понятий - это, например, физика, изменение основных структурных элементов, составляющих вселенную.

2. раскрытие такого важного вопроса как человек и природа: проблема коэволюции.

Я считаю очень важным рассмотрение данной темы так как одной из актуальных проблем философии это проблема взаимоотношения человека и природы. Еще несколько десятилетий назад реальная взаимосвязь между ними чаше всего носила весьма односторонний характер. Человечество только брало у природы, активно эксплуатировало ее запасы, беспечно считая, что природные богатства безграничны и вечны. В лучшем случае эта взаимосвязь была поэтичной: человек наслаждался красотой природы, призывал к уважению и любви к ней. В целом же дальше эмоциональных призывов человечество не шло. Понимание того, что значит природа для существования и развития общества, сформировано не было. Сегодня проблема взаимоотношений человека и природы из чисто теоретической переросла в остро злободневную, от решения которой зависит будущее человечества.

Принятие новой парадигмы потребует нового определения того, что такое наука. Наибольший вклад в эссе Куна, по-видимому, является введение и достаточное объяснение концепции парадигмы и окончательного решения вопроса о структуре развития науки. Поскольку работа раскрывает структуру науки, это выгодно любому ученым, у которого возникло бы желание четко определить свое поле. Если знание этого эссе между учеными шире и его теория будет принята, нельзя предполагать, что в будущем будет обнаружен научный кризис, когда ученые будут пойманы в ловушку своих парадигм, но попытаются решить ситуацию в соответствии с эссе, может дать более эффективные результаты в период экстраординарной науки.

Для выплнения работы дана различная лирература: Калмыков, В.Н. Основы философии; Барковская А.В. Философия: ответы на экзаменационные вопросы; Кохановский В.П. Философия для средних специальных учебных заведений и др.

> ПОНЯТИЕ ПРИРОДА. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРИРОДЕ

Термин «природа» используется в трех значениях:

Кроме того, Кун доказывает, что научное знание не является ясным, неопровержимым описанием того факта, что теория природы не обязательно коррелирует. Это научное знание обременено рядом социальных, психологических и других влияний, которые сами ученые не смогли признать раньше.

Глядя на мою собственную дисциплину через эссе Куна, кажется, что антропология не имеет четкого определения парадигмы, а скорее движется в предпарадигматический период, потому что четкое определение вопросов, которые задает культурная антропология, и решение, которое оно ищет, представляет собой большую проблему. Влияние многих разных школ, возникших в течение столетия, не устранено, а понятие этой науки во многих странах различно, хотя англо-саксонская модель культурной антропологии, по-видимому, берет на себя правительство.

· для обозначения всего существующего;

· для определения внечеловеческой реальности, то есть всего того, что возникло и существует независимо от человека;

· в качестве синонима понятия «сущность».

Древние люди соотносили природу с собой и, задумываясь над сущностью психических процессов, пришли к анимизму - вере в существование души. Часто они наделяли душой весь окружающий мир (гилозоизм).

Кроме того, подозрительные совпадения различных методов антропологии с методами других социальных наук. Проблема может быть не в самой антропологии, а вообще в природе социальных наук. Кажется, что нужно было понять проблемы этих наук как-то с другого конца, а не сравнивать их с часто четко определенными естественными науками. Как будто некоторые социальные науки не были даже науками, приближается философия.

Образовательные ценности культурного ландшафта. Казимеж Копчиньский Университет и кафедра естественных наук Яна Кохановского в Кельце. Культурный ландшафт наполняет богатое содержание природы и искусства. Поэтому он может вдохновлять любого, когда; он вписывается в широкую панораму различных интересов. Для учителя и учителя это может быть поле деятельности для творческой образовательной деятельности. Исторический ландшафт, демонстрирующий красоту природы и искусства и отражающий дух истории, содержит неиссякаемый потенциал развития как в когнитивной, так и в эмоциональной сферах.

На основе анимизма и гилозоизма в античном мире стали формироваться рационалистические представления о природе. Существовало понятие «ЛОГОС» - всеобщий закон, управляющий миром. Ему были подчинены и люди, и природа. Однако наличие у человека разума приводило к мысли о его праве преобразовывать природу.

В современной науке в основе представлений о строении материального мира лежит системный подход, согласно которому любой объект материального мира, будь то атом, планета, организм или галактика, может быть рассмотрен как сложное образование, включающее составные части, организованные в целостность. Для обозначения целостности объектов в науке было выработано понятие системы. Система представляет собой совокупность элементов и связей между ними.

Образование тогда будет иметь смысл и глубокую ценность, когда оно зажжет огонь в сердце ученика и приемного ребенка. Идея Йейтса, процитированная выше как девиз, лежит в основе дела и должна быть скринингом для каждого учителя. Пейзаж, чтобы выполнить это сообщение, превосходный. Цель этой статьи - показать эти ценности культурного ландшафта, которые могут быть использованы в дидактической и воспитательной работе учителя, а также в процессе самообразования. Богатство познавательного контента, которое может быть обеспечено ландшафтом, дает прекрасную и уникальную возможность организовать интересные занятия со студентами в так называемом «Кросс-куррикулярные пути».

Целостность системы означает, что все ее составные части, соединяясь вместе, образуют уникальное целое, обладающее новыми интегративными свойствами.

Применяя системный подход, естествознание не просто выделяет типы материальных систем, а раскрывает их связь и соотношение.

В науке выделяются три уровня строения материи: макромир, микромир и мегамир. И хотя на этих уровнях действуют свои специфические закономерности, микро-, макро- и мегамиры теснейшим образом взаимосвязаны.

Автор надеется, что эта статья станет вдохновением и поощрением для педагогов, психологов и учителей различных школьных предметов использовать авторский контакт с ландшафтом в широко понятном проэкологическом образовании. Термин «пейзаж» функционирует в различных научных дисциплинах, он также проявляется в эстетике и философии. Они чаще всего используются географами, биологами и геохимиками, но также присутствуют в архитектуре. В то же время слова «пейзаж» используются на разговорном языке для обозначения вида.

Фарина и Белграно полагают, что пейзаж - это функциональное пространство, в котором происходят естественные процессы и регулируются человеком. Согласно теории сложности, существует множество способов распознавания ландшафта в зависимости от роли наблюдателя. Эти авторы указывают на важность эпистемологического подхода в ландшафтной экологии, основанного на гетерогенной, хронологической или целостной географической единице, в которой человеческий разум входит в качестве основного компонента. Эпистемологическая позиция также представлена ​​Вольским.

Микромир.

Приставка «микро» означает отношение к очень малым размерам. Таким образом, можно сказать, что микромир - это что-то небольшое. В философии в качестве микромира изучается человек, а в физике, концепции современного естествознания в качестве микромира изучаются молекулы.

Микромир имеет свои особенности, которые можно выразить так:

Он пишет: Все, что существует в земном конверте: горы, равнины, моря, озера, воздух, вода, растения, животные, человек - как биологическое, социальное существо, управление и создание культуры, полей, зданий, коммуникации, все это в целом и создает пейзаж во взаимной связи.

Культурный ландшафт можно определить как ландшафт, в котором взаимоотношения между компонентами, а также баланс материи и энергии сознательно формируются с учетом всех последствий, которые теоретически могут быть предсказаны и которые могут быть технически устранены, если они считаются нежелательными. Стоит отметить, что все вышеупомянутые ландшафтные подходы учитывают элементы антропогенного происхождения и подчеркивают роль наблюдателя. Человеческий разум рассматривается как важный и даже основной компонент ландшафта.

1) единицы измерения расстояния (м, км и т. д.), используемые человеком, применять просто бессмысленно;

2) единицы измерения веса человека (г, кг, фунты и т. д.) применять также бессмысленно.

Так как была установлена бессмысленность применения единиц измерения расстояния и веса по отношению к объектам микромира, то, естественно, потребовалось изобрести новые единицы измерения. Так, расстояния между ближайшими звездами и планетами измеряются не в километрах, а в световых годах. Световой год - это такое расстояние, которое солнечный свет проходит за один земной год.

Формирование восприятия и развитие воображения в контакте с культурным ландшафтом

Войцеховский обращает внимание на то, что в контакте с ландшафтом происходит развитие и совершенствование сенсорного аппарата и развитие восприятия. Восприятие в психологических терминах относится ко всем чувствам. Такой мультисенсорный восприятие становится возможным благодаря ландшафту. В дополнение к ощущению зрения, которое обеспечивает самый широкий и самый интенсивный диапазон ощущений, также участвуют слухи - даже слышать звук леса, пение птиц и звуки других животных. В лесном ландшафте воздушный воздух влияет на нас, мы чувствуем его движения, а также чувствуем запах, мы также чувствуем запах цветов, и когда мы едим лесные плоды, мы привлекаем чувство вкуса.

Изучение микромира вместе с изучением мегамира способствовало крушению теории Ньютона. Таким образом, была разрушена механистическая картина мира.

Стоит сказать, что микромир является основой нашего макромира. Также в науке можно выделить «микромикромир». Или, по-другому, наномир. Наномир, в отличие от микромира, является носителем света, точнее, всего спектра электромагнитных процессов, фундаментом, поддерживающим структуру элементарных частиц, фундаментальных взаимодействий и большинства явлений, известных современной науке.

Мы можем прижаться к березе или другому дереву, одновременно привлекая чувство осязания и расслабления. Такой мультисенсорный опыт показывает нам разнообразие ландшафта и в то же время большую адаптацию нашего тела к его соблюдению. Однако восприятие не заканчивается. Даже когда пейзаж не влияет на наши чувства, создается изображение. Платон сравнивал восприятие с процессом отпечатка штампа в восковой пластине. Воображение - как отмечает Берлин - можно сравнить с отпечатком, который остается после вычета печати.

Поэтому, благодаря мультисенсорному восприятию пейзажа, наше воображение также во многом стимулируется. Анна Векзоркевич в книге под названием «Туристический аппетит» пишет: В центре праздника мира находится единица переживания. «Признать», «Вкус», «Чувствовать» - эти формулы кажутся особенно мощными. Визуальный опыт, к которому обращались многочисленные мероприятия по массовому туризму, кажется слишком слабым приманкой для современных отдыхающих. Воображения восприимчивы к обработке. Млодковский отмечает, что все преобразования производятся на ментальном представлении пространства, то есть на следах памяти, составляющих ее нейронный субстрат.

Таким образом, предметы, окружающие нас, а также само тело человека не являются единым целым. Все это состоит из «частей», т. е. молекул. Молекулы, в свою очередь, также делятся на более мелкие составляющие части - атомы. Атомы тоже, в свою очередь, делятся на еще более мелкие составляющие части, которые именуются элементарными частицами.

Следует также отметить, что воображение, а также идеи и концепции являются основным материалом в процессе мышления. Таким образом, формирование восприятия и развитие воображения в контакте с ландшафтом могут существенно повлиять на все эти психические функции.

Эмоции и чувства, вызванные культурным ландшафтом

Пейзаж - пишет Йи Фу Туан - нельзя определить, указав его части. Детали являются вспомогательными индикаторами для получения интегрированной идеи. Пейзаж - это такой образ, построение мысли и чувства. Между тем, это чувства, которые заставляют нас испытать эстетически красивый пейзаж, что у нас есть уникальная атмосфера, которая окружает нас в контакте с конкретным, особенно историческим ландшафтом. С педагогической и образовательной точки зрения интерес может сыграть значительную роль в развитии чувств.

Всю эту систему можно представить как дом или здание. Здание не является цельным куском, т. к. оно построено, допустим, с помощью кирпичной кладки, а кирпичная кладка состоит непосредственно из кирпича и раствора цемента. Если же начнет разрушаться кирпич, то, естественно, рухнет и все строение. Так и наша Вселенная - разрушение ее, если это произойдет вообще, также начнется с наномира и микромира.

Чтобы что-то интересоваться, избирательно изучать окружающий нас мир, стремиться углубить знания о избранных проблемах и решать проблемы, но также и, прежде всего, испытывать чувства, связанные с приобретением и владением знаниями. Гурикка указывает на такое понимание понятия «интерес» в своих работах. Культурный ландшафт может быть предметом естественных, культурных и художественных интересов. Он также хорошо подходит для развития междисциплинарных интересов. Счастье - согласно Спинозе - зависит от любви к Богу, и эта любовь возникает из познания Бога или Природы.

Физический вакуум - возможный вид материи, первые представления о котором дал один из создателей квантовой теории поля П. Дирак. Хотя вакуум мы непосредственно не видим (он прозрачен для электромагнитных излучений и не оказывает никакого сопротивления движению материальных частиц и тел), но все же он может проявляться при взаимодействии с ним тех же частиц или электромагнитных волн (гамма-квантов), обладающих достаточной энергией. Если эта энергия превышает удвоенную энергию покоя, например, электрона, гамма-квант при наличии еще одной частицы (атомного ядра) может, сам исчезнув, породить пару электрон-позитрон, как бы «вырванную» из вакуума. Концепции современного естествознания: Учебное пособие / В.В. Горбачев, В.Н. Безденежных. - М.: Экономистъ, 2006. - 446 с. (стр. 174)

Перед лицом культурного ландшафта мы можем восхищаться и созерцать красоту природы и искусства. Именно тогда турок называет свободное, эстетическое чувство. Пейзаж становится источником нашего счастья. Пейзаж может вызвать патриотические чувства. Чтобы взаимодействовать с родными ландшафтами, то есть обогащать ваши новости о стране и умножать знания о своем искусстве, но, прежде всего, любить ее навсегда. Авторы вышеупомянутого альбома под названием «Польша в ландшафте и памятниках». Эмоциональные реакции могут также вызывать места национальной памяти, связанные с событиями, важными для данного общества, а также определенные ландшафты, которые имеют особое значение для людей.

Макромир.

Естественно, есть объекты, которые по своим размерам гораздо больше объектов микромира (т. е. атомов и молекул). Эти объекты и составляют макромир. Макромир «населяют» только те объекты, которые по своим размерам соизмеримы с размерами человека. К объектам макромира можно отнести и самого человека. И, что естественно, человек является самой главной составляющей макромира.

Наконец, отметим, что пейзаж может стать источником вдохновения для литературных произведений, в частности поэтических и живописи. Чувства являются важным фактором во всей творческой и особенно художественной деятельности. Примеры литературных текстов о ландшафте и вдохновленные пейзажем представлены превосходной книгой - коллективной работой под названием «Язык Земли». Ландшафт также усиливает религиозные чувства и придает им особое духовное измерение. В первую очередь следует указать на калварские пейзажи.

Харбисон пишет, что, глядя на место исторических храмов в лесном ландшафте, можно понять веру в то, что эти здания окаменевают от эманации. Они являются выражением стремления связать религию с природой. Такую идею выражают исторические часовни святого Антония и святого. Роча расположен живописно в Лагевниках в Лодзи. Пейзаж, который они создают совместно с лесной средой, имеет особое и уникальное духовное измерение. Церковь и монастырь на краю легового леса также являются уникальным сочетанием духа религии, искусства и природы.

Все живые существа строятся из клеток, а центром клеток является закрученная двухцепочечная молекула ДНК -- генный код. Иногда мы называем клетку наименьшей и простейшей единицей жизни. Наименьшая -- это правда; но простейшая ли, если из одной оплодотворённой клетки разворачивается всё тело, будто дерево из маленького зёрнышка? Амёба, являющаяся возбудителем дизентерии, ассоциируется со словом простая. Впрочем, у нее есть внутренний каркас (цитоскелет), который она демонтирует и перестраивает в зависимости от ситуации (как вообще можно перестраивать собственный скелет?). А система вакуольного пищеварения -- почему амеба переваривает другие организмы, но не переваривает себя? Амеба не является простой. Одна клетка может состоять из миллионов молекулярных блоков. Одноклеточных животных можно считать своеобразными многоклеточными организмами.

Эволюционисты считают, что “живые клетки, скорее всего, возникли 3-3,5 млрд. лет тому назад вследствие спонтанной агрегации [объединения] молекул”. Первые простые органические молекулы на Земле появилась в так называемом первобытном бульоне в условиях безкислородной атмосферы и электрических разрядов (молний). Первоначальный бульон представлял собой систему несолёных водоёмов. Атмосфера над водоёмами состояла из аммиака, метана и водного пара. Молнии, пронизывавшие эту газовую смесь, производили аминокислоты, нуклеотиды, сахара и жирные кислоты, являющиеся конструктивными блоками для всех форм жизни. Атмосфера обязательно не содержала кислорода, присутствие которого немедленно уничтожило бы все аминокислоты.

В определённых участках первобытного “бульона” достигалась высокая плотность простых органических молекул. Здесь происходил спонтанный синтез длинноцепочечных (полимерных) молекул. Для синтеза таких молекул необходимо присутствие специальных белков-катализаторов (ферментов). Поскольку “бульон” не мог их содержать, то вместо них в роли катализаторов синтеза (очень медленного) могли выступать кристаллы и ионы металлов. При условии существования “примитивного естественного отбора” среди этих длинноцепочечных молекул (полинуклеотидов и полипептидов), из них выделялись всё более сложные молекулярные структуры. Это, как считают, создаёт все необходимые условия для случайной формации (самосборки) первых клеток.

Рассмотрим основные уровни организации живой материи на Земле - популяцию, биоценоз, биосферу.

Популяция - это совокупность особей одного вида. В реальной среде многие виды рассеянны на огромных пространствах, по этому изучать приходится некую видовую группировку в пределах определенной территории. Некоторые из группировок приспосабливаются к местным условиям, образуя экотип. Однако, настоящих одновидовых группировок не существует и мы имеем дело с группировками, состоящими из многих видов, которые называются биологическими сообществами или биоценозами.

Биоценоз - это совокупность совместно обитающих популяций разных видов: микроорганизмов, растений, животных. Впервые термин «биоценоз» предложил Мебиус в 1877 г., изучая группу организмов, которая была ограниченна некоторым географическим пространством - биотопом, под которым понимается условие окр.ср. на определенной территории. Именно в этой окр.ср. существуют растительность, животный мир и микроорганизмы, составляющие биоценоз.

Биосфера - это своеобразная оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и находящейся в непрерывной связи с неживой природой. В результате длительной эволюции биосфера выработала способность к саморегуляции и нейтрализации негативных процессов.

Таким образом:

· Устойчивость биосферы в целом, ее способность эволюционировать определяется тем, что она представляет собой систему относительно независимых биоценозов. Взаимосвязь между ними ограничивается связями посредством неживых компонентов биосферы: газов, атмосферы, минеральных солей, воды и т.д.

· Биосфера представляет собой иерархически построенное единство, включающее следующие уровни жизни: особь, популяция, биоценоз, биогеоценоз. Каждый из этих уровней обладает относительной независимостью, и только это обеспечивает возможность эволюции всей большой макросистемы. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 317 с. (стр. 92)

Если микромир - это мир тех объектов, которые не подходят под единицы измерения человека, макромир - это мир объектов, которые сопоставимы с единицами измерения человека, то мегамир - это мир объектов, которые несоизмеримо больше человека.

Проще говоря, вся наша Вселенная - это мегамир. Ее размеры огромны, она безгранична и постоянно расширяется. Вселенную заполняют объекты, которые значительно больше нашей планеты Земля и нашего Солнца. Нередко бывает, что разница между какой-либо звездой за пределами Солнечной системы в десятки раз превосходит Землю.

Исследование мегамира тесно связано с космологией и космогонией.

Наука космология является очень молодой. Она родилась сравнительно недавно - в начале XX в. Можно выделить две главные причины рождения космологии. И, что интересно, обе причины связаны с развитием физики:

1) Альберт Эйнштейн создает свою релятивистскую физику;

2) М. Планк создает квантовую физику.

Космогония - это раздел науки астрономии, который изучает происхождение галактик, звезд, планет, а также других объектов. На сегодня космогонию можно разделить на две части:

1) космогония Солнечной системы. Эту часть (или вид) космогонии по-другому называют планетной;

2) звездная космогония. Основы концепции естествознания: Учебное пособие / Карпенков С.Х. - М.: Высшее образование, 2007. - 366 с. (стр.147)

(объединительные) процессы

2. Естествознание – наука о природе

Слово “естествознание” представляет собой сочетание двух слов - “естество” (“природа”) и “знание”. Оно может быть заменено менее употребительным словом-синонимом “природоведение”, которое происходит от общеславянского термина “веды” или “веда” - наука, знание. Мы и до сих пор говорим “ведать”в смысле знать. Но в настоящее время под естествознанием понимается прежде всего так называемое точное естествознание, т.е. уже вполне оформленное - часто в математических формулах - “точное” знание обо всем, что действительно есть (или, по крайней мере, возможно) во Вселенной, а “природоведение” (подобно пресловутому “обществоведению” или “науковедению”) обычно невольно ассоциируется с какими-то еще аморфными представлениями о предмете своего “ведения”

История науки свидетельствует о том, что в своем развитии естествознание, начиная с самых первых ее шагов в древности, прошло через три стадии и вступает в четвертую

На первой из них сформировались общие синкретические (нерасчлененные, недетализированные) представления об окружающем мире как о чем-то целом, появилась так называемая натурфилософия (философия Природы), превратившаяся во всеобщее вместилище идей и догадок, ставших к XIII-XV столетиям зачатками естественных наук

Затем, именно с XV-XVI веков, последовала аналитическая стадия - мысленное расчленение и выделение частностей, приведшее к возникновению и развитию физики, химии и биологии, а также целого ряда других, более частных, естественных наук (наряду с издавна существовавшей астрономией)

Позднее, уже ближе к нашему времени, постепенно стало происходить воссоздание целостной картины Природы на основе ранее познанных частностей, т. е. наступила синтетическая стадия ее изучения

Наконец, в настоящее время пришла пора не только обосновать принципиальную целостность (интегральность) всего естествознания, но и ответить на вопрос: почему именно физика, химия и биология (а также психология, география) стали основными и как бы самостоятельными разделами науки о Природе, т.е. начинает осуществляться необходимая заключительная интегрально-дифференциальная стадия. Поэтому естествознание как действительно единая наука о Природе рождается фактически только теперь. Лишь на данной заключительной стадии можно на самом деле рассматривать Природу (Вселенную, Жизнь и Разум) как единый многогранный объект естествознания

Однако все эти четыре стадии исследования Природы, по существу, представляют собой звенья одной цепи

Несмотря на то, что первая из них - натурфилософия- отделяется от трех последующих тем, что на ней безраздельно господствуют еще лишь методы наблюдения, а не эксперимента, только догадки, а не точные, опытно воспроизводимые выводы, ее роль в общем ходе познания Природы очень важна. Именно на этой стадии возникли представления о мире как из чего-то происшедшем, развивающемся из хаоса, эволюционирующем. Но ввиду того, что отсутствие экспериментальных методов еще не позволило тогда иметь точных знаний, начало естествознания как точной науки, вообще говоря, если не касаться астрономии (в смысле астрометрии) и геодезии или “геометрии” (т. е. “землемерия”), исторически относят к XV-XVI векам, т. е. к тому времени, когда исследование Природы вступило на вторую стадию - аналитическую

И надо подчеркнуть, что накопленная с тех пор и до настоящего времени основная масса достижений в изучении Природы появилась как раз на этой второй стадии. Объясняется это тем, что аналитическое исследование природных объектов осуществлялось на протяжении многих и многих столетий огромной армией исследователей - путешественников и мореплавателей, врачей, астрологов и астрономов, алхимиков и химиков, изобретательных ремесленников и технических руководителей промышленного производства, наблюдательных крестьян и агрономов. Их взор проникал во все уголки Земли и Неба, в мир животных и растений, способствуя накоплению результатов не только пассивных наблюдений, но и опытных, планируемых эмпирических исследований. Именно на аналитической стадии изучения Природы появился весь тот богатейший массив естественно - научных знаний, который лег в основание таких наук, как физика, химия и биология, а также география и геология

Естественное стремление исследователей ко все большему охвату раз ообраз ых природных объектов и ко все более глубокому проникновению в их детали пр вело к неудержимой дифферен иации (разделе ию, расчле ению, дробле ию) соответствующих наук

Тенденция к дальнейшей непрерывной дифференциац и естественных наук яв яется первой и главной особенностью аналитической стадии исследования Природы. Э а енде ция остается и сегодня еще очень действенной

В качестве второй особенности аналитической стадии выступает явное преобладание э пирических (получе ных путем опыта, эксперимента) знаний над теоретическими

Третьей особенностью этой стадии является опережающее - преимущественное - исследование предметов Природы по отношению к изучению процессов

Наконец, еще одна - четвертая особенность аналитического периода развития естествознания состоит в том, что сама Природа вплоть до середины XIX века рассматривалась по преимуществу неизменной, окостенелой, вне эволюции

Весьма примечательно, что переход к третьей (синтетической) и даже к четвертой (интегрально-дифференциальной) стадиям исследования Природы, несмотря на характерный для них иной подход к проблемам ее эволюции или стабильности, отнюдь не обрывает нить проявления всех только что перечисленных особенностей аналитического периода развития естествознания. олее того, процессы дифференциации естественных наук ныне усиливаются, а объем эмпирических исследований резко возрастает

3. Наука География – как самостоятельный раздел естествознания

Науку о Природе, т. е. естествознание, традиционно подразделяют на такие, более или менее самостоятельные, разделы, как физика, химия, биология, психология, география и геология

География – система естественных и общественных наук, изучающих природные и производственно-территориальные комплексы и их компоненты. Объединение естественных и общественных географических дисциплин в рамках единой системы наук определяется тесной взаимосвязью между изучаемыми объектами и общностью научной задачи, состоящей в комплексном исследовании природы, населения и хозяйства в целях наиболее эффективного использования природных ресурсов, рационального размещения производства и создание наиболее благоприятной среды для жизни людей

Основоположником науки географии является выдающийся древнегреческий ученый Эратосфен, живший в III веке до нашей эры. Он первым ввел термин “география”, Ведь именно так назвал он свой трехтомный труд, который, к сожалению, полностью до нас не дошел. Он первым доказал, что Земля действительно имеет шарообразную форму, что утверждал еще Пифагор

Никогда за всю тысячелетнюю историю география не занималась изучением Земли как планеты

Земля – это большое сферическое ядро расплавленной магмы, заключенное в скорлупу земной коры, общий диаметр которых 13 тыс. км, и окутанное одеялом атмосферы толщиной 2 тыс. км. И внутри этого гигантского каменно-газового тела есть небольшой слой толщиной всего несколько десятков километров. Он составляет не более 1% от всего объема Земли и расстилается тонкой пленкой на границе между тысячекилометровыми толщами земной тверди и атмосферы

Именно в этом тонком слое умещается весь мир, который мы считаем своим домом. За его пределы не выходят ни величавые облака, плывущие над нашей головой, ни свирепые тайфуны и ураганы, ни несущие влагу гигантские вихри циклонов. Внутри него находятся самые высокие горы и самые глубокие океанические впадины, проходят трассы самолетов и залегают даже самые глубокие месторождения полезных ископаемых. Этот слой чрезвычайно мал по сравнению с размерами нашей планеты, но нигде ни на Земле, ни во всей известной Вселенной нет ничего подобного

Здесь переплелись и соединились воедино все известные нам миры – мир воздуха и мир воды, мир живых организмов и мир мертвого камня, мир почв и мир людей. Здесь все химические элементы находятся в беспрерывном движении и превращении, сегодня слагая тело гигантского ледника, а завтра- организм разумного человека. Здесь все находится в теснейшей взаимосвязи: разрушительные тайфуны рождаются из-за взмаха крыла очаровательной бабочки, а политические решения президентов приводят к климатическим катастрофам

Именно этот чрезвычайно тонкий и уникальный слой планеты Земля, называемый географической оболочкой, изучала раньше и изучает сейчас наука География . Много сотен лет понадобилось географии для того, чтобы побывать во всех ее уголках, восхититься разнообразием слагающих ее частей

Открыв все материки и океаны, нанеся на точные карты даже самые маленькие озера и острова, ученые поняли, что они не знают практически ничего об устройстве этого мира

Приступив к изучению устройства этого мира, ученые восхитились его сложностью и, засучив рукава, начали исследовать все это… по отдельности. И единая география тут же распалась на множество отдельных дисциплин, каждая из которых изучает свою часть географической оболочки – один из многочисленных земных миров

Исследованием атмосферы и климата занимается климатология , а ручьи и озера находятся в ведении гидрологии . Льды изучает гляциология , почвы – почвоведение , а формами рельефа земной поверхности интересуется геоморфология . Живых обитателей планеты изучает биогеография , а человека и его деятельность – социально-экономическая география . Последняя уже разделилась на политическую географию, географию транспорта, географию торговли, географию культуры, географию религии … . Ученые шумят, что скоро появится география джинсов или география любви

Географические открытия, которые заслуживают определения “великие”, совершались на нашей планете во все исторические эпохи, с древности и до ХХ века. Но эпохой Великих географических открытий принято называть строго определенный исторический период. Его хронологические рамки отечественные историки и географы обычно ограничивают серединой или концом XV- серединой XVII вв. Ни одна другая эпоха не была столь насыщена географическими открытиями, никогда они не имели такого исключительного значения для судеб Европы и всего мира

Усилиями нескольких поколений мореплавателей и землепроходцев рубежи от кумены были раздвинуты, мир словно засверкал новыми красками, предстал во всем своем великолепном разнообразии

В рамках этой эпохи исследователи обычно выделяют два периода:

    • середина или конец XV – середина XVI вв. – период испанских и португальских открытий в Африке, Америке и Азии, включающий важнейшие плавания Колумба, Васко да Гамы и Магеллана.
    • середина XVI – середина XVII вв. – период, основное содержание которого составили впечатляющие достижения русских землепроходцев на севере Азии, английские и французские открытия в Северной Америке, голландские открытия Австралии и Океании.

Если сравнительно недавно мог существовать этакий распространенный тип географа вроде жюльверновского Паганеля – своего рода ходячей географической энциклопедии, то сегодня в науке произошли коренные изменения. Навсегда ушли в прошлое времена одиночек-энциклопедистов, подобных, например, великому М.В.Ломоносову, внесшему большой вклад во многие науки (история, география, философия, физика, химия, астрономия и др.)

В наше время география уже отнюдь не прежняя, по преимуществу описательная наука, где главным объектом исследования были неведомые тогда земли и страны. Ушли безвозвратно времена, так называемой, “романтической” географии. Человек исходил, изъездил, проплыл почти всю нашу, как выяснилось не очень большую планету и к тому же теперь постоянно осматривает ее из космоса. Поэтому современная география как бы переживает свое новое рождение. Место прежней описательности в ней прочно заняла, если можно так сказать, конструктивность и прогнозированность, т.к. развитие производства и глубокие социально-экономические преобразования в мире заставили ученых кардинально пересмотреть свои взгляды на саму суть этой науки, ее цели, задачи, методы исследовательских работ

Перед нашей наукой стоят теперь новые задачи: познать взаимодействие природы и человеческой деятельности. Ныне география изучает природу и с целью ее сохранения в процессе хозяйственного использования, что особенно важно в период научно-технической революции

Усилия многих географов в наше время направлены на изучение экологических проблем. К сожалению, в своей многовековой, не всегда продуманной, хозяйственной деятельности человечество нанесло огромный, зачастую невосполнимый, ущерб природе нашей сравнительно небольшой планеты, и во многом это отрицательное воздействие из года в год продолжает расти. Все больше и больше выпускается в атмосферу Земли вредоносных химических веществ, вызывающих кислотные дожди. Отравляются воды океанов и морей. Многие реки превращаются в сточные канавы. Гибнет много озер

Резко отрицательно сказывается бесконтрольное истребление лесных массивов, этих “зеленых легких” планеты, и их неповторимого животного мира. И темпы этого глобального браконьерства нарастают

Большой и сложный путь прошло человечество, раскрывая одну за другой тайны земного шара. Много неведомых земель открыли исследователи, создавая современную, столь привычную для нас, географическую карту мира. Так, например, Христофор Колумб – выдающийся мореплаватель, который, как считается, в 1492 году открыл Америку, хотя о ее существовании знали еще древние викинги, а еще раньше кельты, финикийцы, египтяне, китайцы и другие народы

Оказывается, до сих пор не установлено достоверно, на каком именно острове, названном именем Сан-Сальвадор (“Спаситель”), высадился Колумб, достигнув берегов неведомого тогда континента. Считалось, что он расположен в группе Багамских островов и называется ныне Самана Кай

4. Уровень интеллекта на разных ступенях развития человечества

Годы рожде-ния и смерти

Страны рождения и работы

Основной вклад

Примечание

505г. до н.э.

Карфаген (Африка)

Открытие и исследование островов Счастливые (Канарские), Вечерний Рог, Южный Рог, залива Рио-де-Оро

484г. до н.э.

Малоазиатский г. Галикарнас

Исследование Египта путешествие вдоль берегов Африки

340г. до н.э.

Массилия (Африка)

Обследует берега Иберии и Кельтики, о.Альбион

Клавдий Птолемей

90-160 до н.э.

Карты Птолемея, с нанесенными на них линий широты и долготы

146г. до н.э.

Знакомится с западным берегом Африки

63г. до н.э.

Каппадокия (юго-восточная часть пол-ва Малая Азия)

Сочинение “География”, состоящее из 17 книг

Большая часть этого сочинения сохранилась до нашего времени

63г. до н.э.

Объезжает азиатское побережье от Инда до Персидского залива

Павсаний

Рим (Италия)

Посещение и изучение Эллады

Исследует Хотанское царство, Афганистан, Сев.Индию, Цейлон

Косма Индикоплов

Исследование Эфиопии, Индии и Западной Азии

Сулейман

Басра (Арабия)

Обозревает Оманский залив, Сиамский залив и Южно-Китайское море

Эйрик Рауди

Не устан.

Исландия

981г.- пересечение норманами Атланти-ческого океана и откры-тие о.Гренландия

Лейф Эйриксон

Не устан.

Гренландия

1001г. – достижение восточных берегов Северной Америки; открытие земли “Винланд” (предпочти-тельно п-в Новая Шотландия)

Марко Поло

1254 – 1324г.г.

Италия, Китай

1271-1295гг – путешествие в Китай

Ибн-Баттута

Северная Африка

Исследование Египта, Аравии, Индии, Китая

Жан де Бетанкур

Исследование и завоевание Канарских островов, положено начало европейской колонизации

Христофор Колумб

Испания, Португалия

1) 1492г. - официальное открытие Америки (открытие Багамских островов, Кубы и Гаити)

2) 1500г. – открытие берегов Гвианы и Карибского побережья.

Америго Веспуччи

1500-1506гг – официальное открытие Америки

Джон Кабот

Генуя, Англия

1497-1498гг – открыл южное и юго-восточное побережье Бафиновой Земли

В. Пинсон

1500г. – открытие северных берегов Бразилии и устья Амазонки

Понсе де Леон

1513г. – открытие п-ва Флориды и начального участка Гольфстрима

Васко Бальбоа

1513г. – пересечение Панамского перешейка и открытие “Южного моря”, которое впоследствии оказалось Тихим океаном

Фернан Магеллан

1470 – 1521г.г

Испания, рождение - Португалия

1519г. – первое кругосветное путешествие. Открытие берегов Патагонии, Огненной Земли, Магелланова пролива. Превращение “Южного моря” в Тихий океан

Бартоломеу Диаш

Португалия

1434-1488гг - серия первых плаваний европейцев вдоль западных берегов Африки

Васко да Гама

Португалия

1) 1497-1498гг – Африка обойдена по морю. Дорога в Индию открыта

2) 1498г. – дальнейшие исследования Индии и Юго-Восточной Азии

В результате плаваний Васко да Гамы сильно изменилась карта мира. Атлантический и Индийский океаны оказались соединенными; уточнены контуры Африки, а также нанесен на карту остров Мадагаскар

Лев Африканский

1511-1515гг – исследование и пересечение Сахары.

Афанасий Никитин

1466- 1442гг – “хождение за три моря” из России в Индию первого европейца

Ермак Тимофеевич

Не устан.–1585г.г.

1581-1584гг - походы в Западную Сибирь легендарного Ермака

Жак Картье

1535г. – выход на реку Святого Лаврентия – официальное открытие Канады

Франсиско де Орельяна

Испания, Бразилия

1541-1542гг – через Анды в Амазонскую сельву. Плавание по Амазонке до ее устья

Френсис Дрейк

Великобритания, Центральная Америка

1578г. – открытие пролива Дрейк

Бехайм Мартин

Германия

Глобус Бехайма

Эрнандо Кортес

Испания, Америка

Исследователь и завоеватель Мексики

Меркатор Герард

Голландия

Картограф, итогом его деятельности в 1595г. явился сборник карт

С этого времени сборник карт стали называть атласом

Генри Гудзон

Великобритания

1610г. – открытие Гудзонова пролива и Гудзонова залива

Гудзон подтвер-дил сведения о богатых возмож-ностях китобой-ного и зверобой-ного промыслов в исслед. им части СеверногоЛедовитого океана

Семен Дежнев

1648г. – первое плавание вокруг Чукотского полуострова. Открытие Беренгова пролива

Витус Беринг

1) 1725-1730гг – I Кам-чатская экспедиция. Официальное открытие Берингова пролива

2) 1741г. – открытие северо-западной,т.н. “Русской Америки”

А. Макензи

Великобритания

1788-1789гг – выход к реке Макензи

Дж. Ванкувер

Великобритания

1792г. – выход к Тихому океану. Открытие острова Ванкувер.

Александр Гумбольдт

1769 – 1859 г.г.

Германия

1) 1799г. – высадились на берег Венесуэлы в порту Кумана

2) 1800г. – путешествие по Кубе

3) 1801г. – путешествие по р.Магдалене, иссле-дование горной системы Анд и ее вулканов.

Гумбольдт совершил восхождение на вулкан

Александр Гумбольдт

Германия

Основоположник физи-ческой геогр. как науки

Вивьен де Сен-Мартен

Шартон Эдуард

Географ, историк геогра-фических открытий, издатель журнала “Вокруг света”

Д. Анциферов

Не устан.

1711-1713гг – открытие Курильских островов и составл.первой карты.

Мартин Фробишер

1576- 1610гг – исследование Баффино-вой Земли, открытие залива Фробишера

Джон Дэвис

1550 -1605г.г.

1585-1587гг – исследование Баффинова залива и Атлантического побережья Лабрадора, открытие п-ва Холл,

Стивен Барроу

Не устан.

1556г – исследование Ледовитого океана,

издал научную литературу об Арктике

Виллем Баренц

Голландия

1) 1594г. – открытие мыса Карлсена, острова Адмиралтейства(вторично после русских)

2)1596г. – вторичное открытие Шпицбергена

Абел Тасман

Голландия

1644г.– открытие Австралии

Луис Ваэс Торрес

1560-1614 г.г.

Голландия

1606г. – открыл Южный берег Новой Гвинеи, пролив Торреса

Иван Московитин

Не устан.

1639-1640гг – исследование побережья Охотского моря

Василий Поярков

Неизвестны

1644-1646гг - Экспедиция по Амуру

Ерофей Павлович Хабаров

1632-1653гг – исследование Сибири

1719-1721гг – составление первой карты юга Сибири, Камчатки и Курильских островов

Л. Морозко

1691-1699гг – дости-жение Камчатки. Первые исследования пол-ва.

Степан Петрович Крашенников

1738-1751гг – исследование Камчатки, появление книги “описание земли Камчатской”

Семен Иванович Челюскин

1736-1739гг – Великая Северная экспедиция в арктических морях

Федор Петрович Литке

1821-1829гг – открытие группы островов в Каролинском архипелаге

Был избран вице-председателем Географического общества в 1845г.

1699-1700гг – исследование истоков Голубого Нила и Эфиопии.

Давид Ливингстон

1813 – 1873 г.г.

Великобритания

1849-1871гг – многолетняя серия важнейших английских открытий в центральной Африке: пустыня Калахари, верховья Замбези, водопад Виктори, Великие Африканские озера, верховья Конго

Ливингстон посвятил Африке большую часть своей жизни, пройдя преимущественно пешком свыше 50 тыс.км

Не устан.

1893-1900гг – пересечение Сахары от Алжира до озера Чад

Генри Стенли

США, Великобритания

1871-1877гг – поиск Ливингстона и открытие истоков Белого Нила. Первое плавание по Конго и Великим озерам

1880-1883гг – открытие водоразд. Нила и Конго

Николай Михайлович Пржевальский

1) 1867-1868гг – исследо-вания Дальнего Востока

2) 1873г – экспедиция в Центральную Азию

По решению Академии наук в честь Пржеваль-ского была выби-та Золотая медаль с надписью “Пер-вому исследова-телю природы Центральной Азии

Чарлз Уилкс

1838-1842г–начало отры-тия шельфового лед-ника Шеклтона,Земли Уилкса

Николай Николаевич Миклухо-Маклай

1846-1887 г.г.

1870-1877гг – исследование Новой Гвинеи

Норденшельд

1876-1879гг –исследование Западной Сибири, открытие мыса Диксон

Фритьоф Нансен

1861-1930 г.г.

Норвегия

1888-1893гг –исследование Арктики

с 1897г - профессор зоологии университета в Осло

Роберт Пири

1909г – достиг Северного полюса по его расчетам (не дошел несколько километров)

Роберт Скотт

1902-1904гг – экспедиция к берегам Антарктиды

Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский

1824- 1914 г.г.

1856-1857гг – экспедиция в Тянь-Шань

Был избран вице-председателем Географического общества в 1873г

Раул Амундсен

Гренландия, Аляска

1911г – ледовый поход к Южному полюсу

Андрей Александро-вич Григорьев

разработал учение о географической оболочке Земли; дал анализ природных условий различных географичес-ких поясов Земли.

Академии Наук СССР с 1939 г. 1918 г. - организатор и первый директор Института геогра-фии АН СССР (до 1951 г.). Лауреат государ-ственной премии СССР 1947г

Иннокентий Петрович Герасимов

Имеет труды по геогра-фии почв, геоморфоло-гии, палео- и физической географии.

Лауреат государственной премии СССР 1973 г.

Константин Константинович Марков

Лауреат государственной премии СССР 1971 г.

Станислав Викторович Калесник

Основные труды по теоретическим вопросам физической географии, общему землеведению

Президент Географического общества СССР с 1964-1977 гг.

Виктор Борисович Сочава

Основные труды по клас-сификации ландшафтов и растительности тундры и тайги, геоботаническому районированию

Лев Семенович Берг

Разработал учение о ландшафтах и завил идеи о природных зонах. Пер-вым осуществил зональ-ное физико-географичес-кое районирование СССР.

С 1940 по 1950 гг. - Президент географического общества СССР

Лауреат государственной премии СССР 1951 г.

5. Важнейшие путешествия и географические открытия

Годы

Географический объект

Страна, снарядив шая экспе дицию

Руководи тель или участники экспедиций

I. А 3 И Я

Путешествие Марко Поло в Китай

Марко Поло

"Хождения за три моря" из России в Индию первого европейца

Афанасий Никитин

Первое достижение Индии морским путем

Португалия

Васко да Гама

Дальнейшие португальские исследования Индии и Юго-Восточной Азии

Португалия

П.Кабрал, Васко да Гама, Ф.Алмейда

Открытие Филиппинских островов в Первом кругосветном путешествии

Ф.Магеллан

Походы в Западную Сибирь легендарного Ермака

Ермак Тимофеевич

Исследование голландцами Новой Земли

Голландия

Круговая экспедиция из Туруханска по рекам Нижней Тунгуски, Лене, Ангаре, Енисею в Туруханск

Первое плавание по Лене к ее устью

И.Перфильев, И.Ребров

Выход на берег Охотского моря. Впервые Великая Россия "увидела" Великий океан

И.Москвитин

Открытие "Славного моря" - озера Байкал

Первые походы в Якутию и Амурский край

В.Поярков

Первое плавание вокруг Чукотского полуострова. Открытие Берингова пролива

Достижение Камчатки. Первые исследования полуострова

Л.Морозко, В.Атласов

Открытие Курильских островов и составление первой карты

Д.Анциферов, И.Козыревский

Изучение Каспия и степей Казахстана

А.Бекович-Черкасский

Составление первой карты юга Сибири, Камчатки и Курильских островов

Кевреинов, Ф.Лужин

I Камчатская экспедиция. Официальное открытие Берингова пролива

В.Беринг, А.Чириков

Первое пересечение Берингова пролива и достижение Северной Америки

К.Федоров, М.Гвоздев

Нанесение на карту побережья морей Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского

В.Прончищев, С.Челюскин, Х. и Д.Лаптевы

Здравствуй, Америка! Открытие русскими Северо-западных берегов Северной Америки

А.Чириков

Открытие Командорских островов

Открытие самой северной точки Евразии - мыса Челюскин

С.Челюскин

Первое российское кругосветное плавание. Открытие морского пути из европейской России на Камчатку и Аляску

И.Крузенштерн, Ю.Лисинский

Продолжение описания Северного побережья Евразии. Научное предположение существования острова Врангеля

Ф.Врангель

Первая опись берегов Аральского моря. Зарисовки Тараса Шевченко

А.Бутаков

Открытие пролива Невельского. Российский флаг над Приморьем. Основание Николаевска на Амуре и Владивостока

Г.Невельской, Н.Бошняк

Русская экспедиция в сердце "небесных гор" (Тянь-Шань). Открытие озера Иссык-Куля, истоков рек Сырдарьи и Чу

П.П.Семенов-Тяншанский

Первое неофициальное проникновение в запретную и таинственную Кашгарию и Такла-Макин под личиной паломника

Ч.Валиханов

Исследования Центральной Азии: Джунгарии, Тибета, Гоби, озера Лобнор, истоков Хуанхе и Янцзы

Н.Пржевальский

Первое проникновение европейца в центральную часть Памира

Н.Северцев

Продолжение исследования Центральной Азии

М.Певцов, Г.Потинин, В.Роборовский, П.Козлов, Г. и М.Грумм-Гржимайло

Окончательные исследования сердца Азии (Западного Китая и Монголии)

В.0бручев, В.Роборовский, П.Козлов

Последнее крупное географическое открытие в Азии - хребет Черского

С.Обручев

II. А Ф Р И К А

Серия первых плаваний европейцев вдоль западных берегов Африки

Португалия

К.Диаш, А.Балдая, Р.Сикейро

Африка обойдена по морю. Дорога в Индию открыта

Португалия

Васко да Гама

Исследования и пересечение Сахары

Лев Африканский

Исследования истоков Голубого Нила и Эфиопии

Многолетняя серия важнейших английских открытий в центральной Африке. Пустыня Калахари, верховья Замбези, водопад Виктория, Великие Африканские озера, верховья Конго

Великобритания

Д.Ливингстон

Поиск Ливингстона и открытие истоков Белого Нила. Первое плавание по Конго и Великим озерам

США, Великобритания

Открытие водораздела Нила и Конго

Пересечение Сахары от Алжира до озера Чад

III. СЕВЕРНАЯ И ЮЖНАЯ АМЕРИКА

Пересечение норманами Атлантического океана и открытие острова Гренландии

Исландия

Эйрик Рауди

Достижение восточных берегов Сев. Америки; открытие земли "Винланд" (предпочтительно п-в Новая Шотландия)

Гренландия

Лейф Эйриксон

Официальное открытие Америки(открытие Багамских островов, Кубы и Гаити)

Открытие берегов Гвианы и Карибского побережья

Открытие северных берегов Бразилии и устья Амазонки

Открытие восточных берегов Бразилии и бухты Риу-де Жанейро

Экспедиция с участием А.Веспуччи

Открытие полуострова Флориды и начального участка Гольфстрима

Понсе де Леон

Пересечение Панамского перешейка и открытие "Южного моря", которое впоследствии оказалось... Тихим океаном – наибольшим на планете

В.Бальбон

Открытие Мексики

Первое кругосветное путешествие. Открытие берегов Патагонии, Огненной Земли, Магелланова пролива. "Превращение" Южного моря в Тихий океан

Ф.Магеллан

Выход на реку Святого Лаврентия - официальное открытие Канады

Исследование Мисиссипи и центральных областей современных США

Через Анды в Амазонскую сельву. Плавание по Амазонке до ее устья

Ф.Орельяна

Пересечение Бразильского нагорья. Открытие чуда природы - водопада Игуасу

А.Кавеса де Васка

Открытие пролива Дрейка

Великобритания

Открытие Гудзонова пролива и Гудзонова залива

Великобритания

Открытие Ниагарского водопада

Э.Брюле, Ж.Николе

Первое плавание Беринговым проливом

Открытие северо-западной оконечности Северной Америки

И.Федоров, М.Гвоздев

Открытие Северо-Западной т.н. "Русской Америки"

В.Беринг, А.Чириков

Выход к реке Макензи

Великобри тания

А.Макензи

Выход к Тихому океану. Откры тие острова Ванкувер

Великобри тания

Дж.Ванкувер

IV. АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ

Первое кругосветное плавание. Пересечение Тихого океана и открытие острова Гуам

Ф.Магеллан

Открытие Соломоновых островов

А.Менданья

Открытие северного побережья Австралии

Голландия

Открытие острова Тасмании и Новой Зеландии

Голландия

Открытие острова Пасхи

Голландия

Я.Роггевен

Англичане на Тихом океане. Открытия Новой Каледонии, островов Тонги, побережья Австралии, Ливийских островов

Великобри тания

Открытие Бассова пролива

Великобритания

Исследование западных берегов Австралии. Открытие заливов географа и натуралиста

Россияне на Тихом океане. Открытие острова Суворова, островов Россиян, Маршалловых, Таумоту и других

М.Лазарев, О.Коцебу, Ф.Беллинсгаузен

Первая экспедиция в Центральную Австралию

Австралия

Первое пересечение Австралии

Австралия

Исследование восточной части побережья Новой Гвинеи, получившей название Берега Маклая

Н.Миклухо-Маклай

V. АРКТИКА

Покорение Северного Полюса

Открытие Земли Николая II (ныне Северная Земля)

Б.Дилькицкий

Подтвердилось заочное кабинетное открытие острова Визе

О.Шмидт, В.Визе

Рекордное за одну навигацию плавание Великим Северным морским путем на ледокольном параходе "Сибиряков"

Завершение успешной работы первой советской дрейфующей станции "Северный полюс I"

И.Папанин, П.Ширшов, Е.Федоров, Э.Кренкель

Исследование дна Ледовитого океана. Открытие подводного хребта Ломоносова

Я.Гаккель

1950-до сего времени

Продолжение многолетних исследований дна Ледовитого океана на дрейфующих станциях "Северный полюс"

Сотрудники института Арктики и Антарктики

Впервые в истории освоения Арктики достигнут Северный полюс на атомном ледоколе "Россия"

1982 06.02-04.07 1986

От берега Берингова пролива до Мурманского побережья - 10000км за 8 месяцев

группа С.Соловьева

1986 29.01-07.03 1988

Покорение полюса недоступности в необычных суровых условиях полярной ночи на лыжах

группа Д.Шмаро

1988 15.02- 25.04

Рекордный лыжный переход длиной в 1800 км от берегов России через Северный полюс в Канаду

группа Д.Шмаро

VI. АНТАРКТИДА

Великое достижение российских моряков. Открытие материка Антарктиды

Ф.Беллинсгаузен, М.Лазарев

Открытие островов Петра I, Земли Александра I. Посещение моря Беллинсгаузена

Ф.Беллинсгаузен, М.Лазарев

Открытие моря Уэдделла

Великобритания

Дж.Уэдделл

Покорение южного полюса

Норвегия

Р.Амундсен

Вторичное достижение южного полюса и трагическая гибель исследователей

Великобритания

Открытие Земли королевы Мод, Берегов принцессы Марты, принца Улафа, принцессы Ранхильды и др.-

Норвегия

Х-Рисер-Ларсен

Многолетний международный геофизический год. Начало совместного наступления на "белое пятно" Антарктиды 12 государствами

США, Великобритания, СССР, Япония, Австралия, Чили и др.

Руководители экспедиций

Начало советских Антарктических экспедиций. Открытие морей космонавтов, Содружества, Лазарева и др. Походы в глубь материка. Около 1000 российских географических названий на карте Антарктиды. Создание первой подробной карты

М.Сомов, А.Трешников, Е.Толстиков и др.

График важнейших географических открытий

6. Вывод

Современная география играет важную роль в решении задач развития страны. Система географических наук обеспечивает контроль за состоянием природы, участвует в разработке системы мероприятий по борьбе с негативными последствиями воздействия человека на природу, дает прогнозы развития и изменения территориально производственных комплексов. Невозможно составить прогноз изменения природы без учета данных о хозяйственной деятельности людей и ее влияния на природу. Нельзя определить политику развития региона без учета особенностей его природы и населения. Решение этих задач требует взаимосвязанного изучения природы, населения, хозяйства и взаимосвязей между ними, какое и обеспечивает система географических наук

Список литературы:

  1. Большая советская энциклопедия (6 том). Главный редактор А.М.Прохоров. Москва. Издательство “Советская энциклопедия” 1971г..Третье издание
  2. Издание для детей. География (3 том).Главный редактор С.Исмаилова. Редакторы тома: И.Кудрявцева, Д.Люри. Москва “Аванта+” 1994г.
  3. Естествознание В.И.Кузнецов, Г.М.Идлис, В.Н.Гутина. Москва 1996г.
  4. Предмет и взаимосвязь естественных наук. Кедров Б.М.. Москва. Наука 1967г.
  5. Занимательная география для детей и взрослых. Г.Скарлато. Киев “Альтерпрес” 1996г.
  6. Предмет и взаимосвязь естественных наук. Москва. Наука 1967г.
  7. Открытие Земли.История великих путешествий. Жюль Верн. Москва “Терра” 1993г.
  8. Советский энциклопедический словарь. Москва 1985г.