И один из самых известных интерьеров, созданных в XVIII веке. История Янтарной комнаты с самого начала была овеяна тайной и являлась необычным символом отношений между Россией и Германией. Созданная в Пруссии она была подарена Петру Первому, а во время Великой Отечественной войны ее похитили немецкие захватчики. К 300-летию Санкт-Петербурга благодаря мастерству и терпению реставраторов уникальный интерьер был вновь воссоздан.

Посетить Янтарную комнату можно во время экскурсии по Екатерининскому дворцу в Царском селе .

Янтарная комната - описание

Высота Янтарной комнаты составляет 7,8 метра, а ее площадь ‑ около 100 кв. метров. На облицовку трех стен ушло 6 тонн янтаря из Калининградского месторождения. Самый большой самородок весом в один килограмм был приобретен у московского коллекционера за тысячу долларов.

Для справки: Янтарь относится к самым податливым в обработке природным минералам и трудно найти материал менее пригодный для отделки стен. В природе он крайне редко встречается большими кусками и поэтому используется для изготовления мелких сувениров, а также самых разных ювелирных изделий.

Янтарь можно обрабатывать резцом, а для изменения цвета - вываривать в меду или льняном масле, а также прокаливать в песке. Вместе с тем, выполнить набор пластинок из янтаря очень сложно из-за малого его размера, а также из-за большого разнообразия оттенков и прозрачности материала. Кроме того, минерал очень чутко реагируют на изменение температуры и влажности - он начинает отслаиваться и осыпаться от основы.

Янтарный кабинет - это единственный интерьер, оформленный с помощью этого удивительного минерала, имеющего такие поэтические названия, как слезы моря и дар солнца. Повторить пример создания мозаики Янтарной комнаты больше никто не пытался - слишком дорогим, трудоемким и непрочным оказалось это «изделие».

Отличительной особенностью интерьера Янтарной комнаты является то, что в его основе господствует материал, а содержательный компонент сведен к минимуму.

Создание уникального убранства было завершено при Екатерине II в 1770-х годах. Янтарный убор располагался на трех ярусах, занимая три стены комнаты. Средний ярус отведен под восемь вертикальных панно, на четырех из которых установлены композиции из цветных камней, выполненных в 1752 году во Флоренции выдающимся камнерезом и гравером Луи Сириесом по эскизам художника Джузеппе Дзокки.

Картины, созданные в технике флорентийской мозаики из сицилийских яшм и маремских кремниев, изображают аллегории пяти чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние. В промежутках размещены высокие зеркальные пилястры.

Прямоугольные янтарные панно установлены в нижнем ярусе комнаты. Также Янтарную комнату украшал маленький янтарный столик на изящно изогнутой ножке, наборные комоды русской работы и китайский фарфор. В застекленных витринах хранилась одна из самых значительных в Европе коллекция янтарных изделий XVII-XVIII веков.

Янтарная комната была предметом гордости каждого из русских царей - Петра I и Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II, а начиналась ее история в конце XVII - начале XVIII века в Пруссии.

Янтарная комната - из истории

Король Пруссии Фридрих III, взойдя на престол, решил перестроить для своей супруги Шарлотты-Софии небольшой летний дворец в Литценбурге. Автором интерьера одной из комнат стал любимый архитектор королевы И.Ф. Эозандер. В помощь ему из Копенгагена пригласили придворного художника, резчика по янтарю и слоновой кости Г. Вольфрама. После смерти королевы работы по созданию янтарных панно были остановлены и во дворце Литценбурга их так и не установили.

Взошедший на престол король Фридрих Вильгельм I отличался скупостью и все дорогостоящие работы по обустройству дворца прекратил. Вместе с тем, созданные панно он поместил в один из кабинетов Берлинского королевского замка.

Петр Первый, увидевший янтарные панели, восхитился их красотой и не скрывал, что хотел получить бы их для Кунсткамеры .

По одной из легенд, император был так впечатлён коллекцией, что якобы выпросил ее у Прусского короля. Этот миф говорит скорее не об унижении Петра Первого, а о красоте панно.

В действительности же, позже стало известно, что император получил эту коллекцию, а также яхту Либурнику от Прусского короля в качестве дипломатического дара. Это был дорогой подарок - ведь каждый кусочек необработанного янтаря весом от 75 граммов стоил столько же, сколько кусочек серебра. В качестве ответного дара император послал в Пруссию для службы в Потсдамской гвардии 55 высокорослых гренадеров.

Эта легенда стала доказательством красоты и великолепия подаренных панно.

В России ценный груз принял Александр Меншиков, но по каким-то причинам в коллекции не хватало нескольких деталей и Янтарный кабинет при Петре Первом так и не был установлен.

Императрица Елизавета Петровна вспомнив о хранившейся в Летнем дворце панелях, поручила архитектору Бартоломео Растрелли установить их в строящемся Третьем Зимнем дворце. Недостающие детали мастер дополнил зеркальными пилястрами и росписями под янтарь. В 1745 году прусский король Фридрих II, желая расположить к себе Елизавету Петровну, подарил ей еще одно янтарное панно, изображения которого прославляли императрицу. Янтарная комната стала залом официальных приемов в Третьем Зимнем дворце.

В июле 1755 года янтарное убранство было размещено в Екатерининском дворце в Царском селе .

Окончательный вид Янтарная комната приобрела в 1770 году, когда Екатерина II решила внести в нее изменения. Были изготовлены восемь плоских панелей нижнего яруса, восемь филенок под пилястры и множество других деталей, на что за четыре года ушло 450 килограммов янтаря.

Во время Великой Отечественной войны немецкие оккупанты вывезли коллекцию в Кенигсберг и несколько лет она экспонировалась в одном из залов Кенигсбергского музея. 6 апреля при отступлении немецких войск янтарные панно были демонтированы и отправлены в неизвестном направлении. Существуют множество версий о ее нахождении, но разгадать эту тайну до сих пор ученым не удалось.

Восстановление шедевра началось в конце 70-х годов и длилось почти 24 года, на эти цели было выделено 7,85 млн. долларов из бюджета России и 3,5 млн. долларов направил германский концерн «РурГаз». В мае 2003 года Янтарная комната, которую часто называют восьмым чудом света, была торжественно открыта и посетители увидели этот уникальный янтарный интерьер.

Необыкновенно интересной и красивой является Янтарная комната в Екатерининском дворце. Ее даже вполне заслуженно называют чудом света. Появление этого уникального помещения овеяно мифами и легендами. А исчезновение данного шедевра в военное время до сих пор волнует воображение. К счастью, Янтарную комнату все же удалось восстановить. В этой статье мы расскажем подробно о ее истории, а также о том, где находятся Екатерининский дворец, Янтарная комната. Стоимость билетов и время работы музея также можно узнать из данной статьи.

Прусский период

Прусские короли Курфюрсты Бранденбургские (а Пруссия считалась знаменитым центром янтарного промысла в Европе) с 1618 года в качестве подарков другим князьям стали по традиции дарить янтарь, это "золото" Балтийского моря, как его именовали. Благодаря чему искусство обработки этого камня стремительно развивалось, а одной из его вершин и стала Янтарная комната. Она была создана в период расцвета прусского и в целом немецкого искусства, а именно на рубеже XVII и XVIII веков.

Курфюрст Фридрих III (годы правления - 1657-1713 гг.) в 1701 году взялся за реконструкцию своей столицы и в частности королевской резиденции - целого комплекса зданий, относившихся к XVI-XVII векам. Придворный архитектор короля И. Ф. Эозандер сделал загородное владение настоящим дворцом, построенным по версальскому образцу. В наши дни доподлинно известно, что этот архитектор создал проект Янтарного кабинета. Литценбург и Ораниенбург, два дворца короля Пруссии, с которыми связывают судьбу Янтарной комнаты, с 1707 года стали местом деятельности Эозандера. Сначала Янтарная комната была предназначена для оформления дворца Литценбург. При жизни не удалось увидеть эту комнату законченной. Работа была в 1709 году еще в самом разгаре. К тому времени скончалась София-Шарлотта (в 1705 году). Фридрих I принял решение остановить реализацию проекта и украсить панелями из янтаря галерею в другом своем дворце - Ораниенбурге. Скорее всего, король решил прекратить строительство, чтобы сохранить дворец Литценбург, резиденцию своей супруги, таким, каким он был при ее жизни. Стены зала, в которые предполагалось установить янтарные панели, украсили золотым галуном и дамастом. И сегодня во дворце Литценбург можно полюбоваться Красной дамастовой комнатой. В память о королеве Софии-Шарлотте этот дворец стал называться Шарлоттенбургом.

Затем король поручил Эозандеру увеличить дворец в Ораниенбурге, добавив туда Янтарную галерею длиной 30 метров, превосходившую своими размерами первоначальный проект. Однако, несмотря на активные работы, эта галерея не была закончена при жизни Фридриха I, умершего в 1713 году.

Подарок Петру I

Русский император был восхищен работой Эозандера и не скрывал своего желания иметь подобное произведение искусства у себя в стране. Фридрих-Вильгельм I, наследник короля (годы жизни - 1688-1740, правление - с 1713 года), ввел в своей стране жесткую дисциплину, целью которой была практическая польза, и решил прекратить столь дорогостоящие работы во дворцах своего отца. Но нескрываемое восхищение многочисленных гостей побудило его вмонтировать янтарные панели в кабинет, принадлежащий парадным покоям Берлинского королевского замка. Это был единственный пдтвержденный факт пребывания этого шедевра в Берлине до отправки в русскую столицу, Санкт-Петербург.

Петр I еще при жизни Фридриха I лично осмотрел панели для Янтарной галереи во время своего визита в Берлин. В ноябре 1716 года во время встречи с его сыном, состоявшейся ради заключения союза между Пруссией и Россией, Фридрих-Вильгельм I преподнес императору дорогие подарки, среди которых значился и Янтарный кабинет. 13 января 1717 года Янтарная комната была доставлена в Петербург в 18 ящиках, в которых, кроме готовых панелей, было большое количество не использовавшихся ранее фрагментов.

Свидетельств о том, где царь Петр I планировал установить эти панели, не сохранилось, поэтому предположения об их предполагаемом использовании в интерьере Зимнего дворца остаются беспочвенными.

Янтарная комната во время правления Елизаветы Петровны

В 1743 году дочь императора Елизавета Петровна после вступления на царство велела поместить подарок в новую строившуюся резиденцию - Третий Зимний дворец. Для проведения работ был приглашен итальянский архитектор А. Мартелли. Под руководством другого великого архитектора - Ф. Б. Растрелли - уже в 1746 году преображенный Янтарный кабинет появился в Зимнем дворце. Однако некоторых элементов для нового интерьера недоставало, поэтому Растрелли принял решение установить зеркальные пилястры и вставить дополнительные панно, расписанные "под янтарь". В 1745 году король Пруссии Фридрих II подарил русской императрице еще одну исполненную по проекту А. Рейха янтарную раму, в украшении которой использовались мотивы и аллегории, прославлявшие величие Елизаветы Петровны. В 1746 году Янтарная комната стала использоваться для официальных приемов, хотя ее много раз во время неоднократных реконструкций Зимнего дворца переносили с места на место.

Янтарная комната в Екатерининском дворце

Через 12 лет, в июне 1755 года, уже в Царском Селе по указу императрицы начинает создаваться под руководством Растрелли Янтарная комната (где находится Екатерининский дворец, сегодня знает каждый). Так наступила новая эпоха славы этого шедевра в России, продолжавшаяся около двухсот лет.

Дворцовый зал, отведенный для нее, был площадью 96 квадратных метров, что существенно превышало размер прежней комнаты. Поэтому панели были размещены в среднем ярусе на трех стенах и разделены пилястрами с зеркалами и золоченой резьбой по дереву. Там, где янтаря недоставало, стены зала были затянуты холстом и украшены росписью "под янтарь", выполненной художником И. И. Вельским. Растрелли блестяще справился со своей задачей, усилив интерьер прекрасными бронзовыми светильниками, живописным плафоном, позолоченной резьбой, зеркалами и паркетом из различных драгоценных пород дерева.

Центр потолка украшала огромная по размерам картина неизвестного художника из Венеции XVIII века, изображающая Мудрость, оберегающую Юность от соблазнов любви.

Средний, центральный ярус составили 8 вертикальных панно, из которых в четырех были помещены мозаики из цветных камней, выполненные во Флоренции в 1750-х годах, образно изображавшие пять основных чувств: Слух, Зрение, Осязание, Вкус и Обоняние.

Янтарный кабинет Екатерининского дворца имел роскошное убранство. Его составляли китайский фарфор и комоды русской работы. В Янтарной Комнате хранилось и одно из самых больших собраний изделий из янтаря в Европе, а со временем появился музей янтарных вещей, где были шахматы, ларцы и шашки.

Личные предметы членов королевской семьи

С середины XVIII века в Царское Село, где к тому времени появились высококлассные мастера по обработке янтаря, стали поступать из Камерцалмейстерской кладовой для ремонта различные предметы, принадлежавшие членам королевской семьи. В документах указано, что в 1765 году сюда привезли для починки более 70 изделий из этого камня, среди которых были предметы культа (распятия и кресты), мебель (поставцы, кабинеты и шкафы) и предметы домашнего обихода. Особую группу вещей времени Елизаветы составляют настольные украшения, выполненные в виде створки раковины с акантовыми листьями и барочной волютой. Все они декорированы резными изображениями. Эти изделия, видимо, украшали праздничный стол императрицы Елизаветы Петровны во время торжественных приемов.

Янтарная комната во времена Екатерины II

В 1763 году императрица Екатерина II издала указ, по которому все холсты, расписанные "под янтарь", должны были быть заменены настоящей мозаикой из янтаря. На грандиозную работу ушло 4 года и 450 килограммов этого камня. В 1770 году работы были завершены.

По указу Екатерины II, уделявшей большое внимание развитию мебельного дела в России, Янтарная комната пополнилась многочисленными шедеврами этого ремесла.

По описи, составленной Д. Григоровичем, к концу XIX века во дворце имелось большое количество мебели, в основном комоды и столы. В основном она была французского происхождения. Там, где место изготовления указано не было, скорее всего речь шла о русских изделиях. Один из экспонатов, комод, особенно интересен. Необычная судьба его и парного к нему комода весьма любопытна. В годы Великой Отечественной войны они были оставлены во дворце и вывезены в Германию оккупантами, а через полвека один из них вернулся на прежнее место. В довоенных фотографиях Янтарной комнаты были зафиксированы оба комода, они также были включены в описи музея в 1938-1940 годах. Возвращенный предмет интерьера имеет маркировку, которая соответствует номерам из учетных документов дворца. В 1990-х годах комод был обнаружен в Берлине, в частной коллекции, и выкуплен у ее обладателя по инициативе журнала "Spiegel", а позже, уже в 2000 году, вновь обрела этот шедевр Янтарная комната Екатерининского дворца (г. Пушкин). Комод, помимо своей интересной судьбы, любопытен сам по себе, как образец одного из первых опытов создания мебели в России по образцам французских изделий, относящихся к 1760-м годам.

Поскольку сильные перепады температуры, сквозняки и разрушали янтарь, только в XIX веке трижды осуществлялась реставрация Янтарной комнаты.

Снимок Янтарной комнаты

В 1907 году братья Люмьер выпустили первые пластинки-"автохромы", разработав трехцветный мозаичный растр. Это были одни из первых цветных изображений в истории фотографии. В 1917 году Лукомский, глава Художественно-исторической комиссии, работавшей во дворцах, получил разрешение осуществить съемку во дворцах Царского Села. В том числе планировалось снять и в г. Пушкин Екатерининский дворец, Янтарная комната также должна была быть сфотографирована. Это являлось необходимостью для создания каталогов музейных экспонатов. Съемка была проведена А.А. Зеестом. В Екатерининском дворце фотографии были сделаны в июне, а в Александровском - с 14 августа 1917 года, сразу же после того, как последний русский император Николай II вместе с семьей был отправлен в Тобольск. П. К. Лукомский 11 октября 1917 года получил 140 снимков, на одном из которых была запечатлена и Янтарная комната в Екатерининском дворце. Вплоть до 1941 года он остается единственным цветным ее изображением.

В 1933-1935 годах мелкие работы по реставрации проводил скульптор И. Крестовский.

Утрата интерьера

Летом 1941 года планировалась грандиозная реставрация шедевра, однако начавшаяся Великая Отечественная Война помешала ее осуществлению. Янтарную комнату хотели эвакуировать, для чего мозаики были заклеены тонким слоем специальной Но пробное снятие панно показало, что янтарь осыпается. Очень важно было сохранить от разграбления Екатерининский дворец. Янтарная комната, цена которой была поистине огромна, непременно должна была быть скрыта от оккупантов. Поэтому было принято решение подвергнуть ее консервации на месте. Панно заклеили марлевой тканью, заложили чехлами из ватина и закрыли их деревянными щитами.

Когда Янтарная комната (Екатерининский дворец, г. Пушкин) подверглась нападению немецких солдат, среди которых была команда специалистов по вывозу художественных ценностей, панно сняли и отправили в Кенигсберг.

Здесь она находилась вплоть до весны 1945 года. По сообщению немецкой газеты "Кенигсберг альгемайне цайтунг", искусствовед Альфред Роде 13 ноября 1941 года организовал выставку драгоценных камней и некоторых элементов убранства Янтарной комнаты (укрытой в безопасном месте) в Прусском художественном музее. В 1944 году, когда немцы отступали, панели снова разобрали, сложили в ящики и отправили в неизвестном направлении. С тех пор Янтарная комната остается утерянной.

Возрождение шедевра

В 1979 году Советом Министров РСФСР было принято решение о воссоздании янтарных панно.

В 1983 году по фотографиям и негативам Янтарная комната в Екатерининском дворце начала возрождение по проекту архитектора А. А. Кедринского. В 1994 году установили первые панели в нижнем ярусе, а еще через два года была завершена работа над мозаикой "Зрение". В апреле 2000 года в музей возвратились обнаруженные в Германии комод русской работы и мозаика "Осязание и Обоняние", которые входили в убранство комнаты.

В июне 2003 года, в честь трехсотлетия (Екатерининский дворец) Янтарная комната была открыта для посещения. В торжественной церемонии приняли участие руководители России и Германии. Работа, продолжавшаяся 24 года, была завершена. Начался новый период в истории этого грандиозного произведения искусства!

Янтарная комната (Дворец Екатерининский): где находится, часы работы

Город Пушкин, в котором расположен музей, находится в 25 километрах от Санкт-Петербурга.

В настоящее время Екатерининский дворец (Янтарная комната) работает ежедневно с 10 до 17 часов, единственный выходной день - вторник, а каждый последний понедельник месяца является санитарным днем.

В летний период обслуживание туристических групп и официальных делегаций осуществляется с 10 до 16 часов, а с 16 до 17 - вход по билетам для индивидуальных посетителей. Если заказные группы отсутствуют, обслуживание отдельных посетителей может осуществляться и в другое время. Билеты предварительно не продаются, их нужно купить в кассе, находящейся в вестибюле дворца (г. Пушкин, Царское Село, Екатерининский дворец).

Янтарная комната, посещение которой является платным, предлагает скидки для некоторых категорий населения. Так, стоимость билетов для взрослых составляет 400 рублей, а для учащихся, студентов вузов России, а также пенсионеров РФ и Белоруссии - 300 рублей. Такие цены на билеты установил Екатерининский дворец. Экскурсия по залам (Янтарная комната в том числе) оплачивается отдельно.

Летом 1941 года обманчивому миру на восточном фронте наступил конец. 22 июня нацистская Германия с союзниками начали операцию «Барбаросса» - масштабную атаку на границы Советского Союза, простирающиеся на 2,9 тысяч км.

Соперничество двух тоталитарных государств обещало стать страшнейшей в истории человечества войной. Она продлилась почти четыре года, и, когда война, наконец, была окончена, Германия потерпела сокрушительное поражение.

Но осенью 1941 года все выглядело иначе. Немецкие армии стремительно наступали вглубь Советского Союза. Через короткое время передовые части группы армий «Север» уже угрожали второму по величине городу страны - Санкт-Петербургу, который тогда назывался Ленинградом.

Советские солдаты и мирное население отчаянно пытались усилить линии обороны вокруг города в преддверии немецкого удара.

Жителям Санкт-Петербурга предстояли тяжкие испытания - страшная блокада, которая продлилась 872 дня. Однако гитлеровским генералам не удалось прорвать оборону, и немецкие части так и не продвинулись дальше пригородов.

Екатерининский дворец оказался за линией осады, на стороне врага. Когда-то члены царских семей проводили лето в прекрасном дворце эпохи рококо под Санкт-Петербургом, в отдалении от городской жары и суеты. И во дворце имелось уникальное сокровище - Янтарная комната.

Советский Союз прекрасно понимал, что, когда немецкие войска нацелились на Санкт-Петербург осенью 1941 года, это сокровище тоже оказалось под угрозой. Сотрудников музея заранее послали во дворец, чтобы демонтировать и вывезти элементы декора комнаты в безопасное место. Но янтарь оказался ломким и хрупким. Грубое обращение могло повредить бесценным панелям.

Так что Янтарную комнату оставили на месте в Екатерининском дворце. Стены лишь покрыли фальшивыми обоями.

Это была весьма неуклюжая попытка спрятать один из самых известных мировых шедевров.

Немцы точно знали, чего ищут, когда вошли в Екатерининский дворец. Менее чем за 36 часов комнату разобрали под надзором двух экспертов.

14 октября в старинную столицу восточной Пруссии Кёнигсберг, ныне Калининград, прибыл поезд. Из него панель за панелью выгрузили Янтарную комнату и поместили на хранение в старый городской замок. Комнату показали, организовав временную выставку, после чего она оставалась в замке до самого конца войны.

Подарок царю

История Янтарной комнату уходит корнями в Германию, а именно - Пруссию, которая в те времена была самостоятельным государством. Комнату начали создавать в 1701 году, и некоторое время она находилась в Берлинском дворце.

Когда в 1716 году город посетил русский царь Петр Великий, комната произвела на него огромное впечатление. Принимавшие его прусские друзья решили отдать Петру Янтарную комнату в дар, чтобы закрепить пакт, заключенный против Швеции.

Дочь царя Елизавета выбрала место для комнаты, и немецкие и русские мастера установили ее в летней резиденции царской семьи - Екатерининском дворце.

После ряда перестроек в течение XVIII века комната стала больше. Общий вес янтаря, которым отделывали настенные панели, достиг шести тонн. Декор дополнили сусальным золотом и зеркалами, и комната стала известна как «восьмое чудо света».

Оценки ее сегодняшней стоимости сильно расходятся. Одни называют цифру примерно 400 миллионов долларов, другие эксперты уверены, что комната бесценна.

След обрывается в 1945 году

После того, как немцы похитили Янтарную комнату, она вплоть до последних месяцев войны хранилась в Кёнигсбергском замке. Но весной 1945 года след обрывается.

Есть три версии того, что могло случиться с шедевром.

Версия 1: самая распространенная гипотеза гласит, что Янтарная комната была уничтожена в ходе боев за город.

В конце войны британские королевские военно-воздушные силы провели массированную бомбардировку, которая нанесла большой ущерб городу и его замку. На этом разрушения не прекратились. Весной 1945 года сохранившиеся стены замка пали под артиллерийским огнем Красной армии.

В российских архивах имеются данные, которые намекают, что Красная армия нашла фрагменты Янтарной комнаты в руинах после советского удара. Вероятно, Советы стремились сохранить это в тайне. Ходили слухи, что коммунистический режим намеревался переложить вину за исчезновение (или уничтожение) Янтарной комнаты с Красной армии на нацистов.

Но те, кто сегодня отправляется туда на поиски сокровища, ничего не найдут.

Город оказался на советской территории и сменил имя на Калининград. В 1968 году глава Советского Союза Леонид Брежнев отдал приказ сравнять с землей район старого замка, несмотря на международные протесты.

Версия 2: Янтарная комната покоится на дне моря

В конце января 1945 года диктатор нацистской Германии Адольф Гитлер отдал приказ вывезти из Кёнигсберга все предметы искусства. Пока Красная армия наступала и подходила все ближе к городу, приспешники министра вооружений Альберта Шпеера (Albert Speer) вывозили ценности и предметы искусства в безопасное место.

Есть свидетели, утверждающие, что своими глазами видели, как Янтарную комнату разобрали и погрузили на лайнер «Вильгельм Густлофф» в Гдыне. Пассажирское судно, на борту которого были беженцы из Восточной Пруссии, покинуло порт 30 января 1945 года. В тот же день лайнер обстреляла торпедами советская подводная лодка. Спаслись всего 1230 человек, а более 9,5 тысяч, включая 5 тысяч детей, нашли свою смерть на дне моря. Может, Янтарная комната разделила их участь?

Версия 3: нацисты успели спрятать сокровище.

В 1997 году был найден фрагмент Янтарной комнаты. Кусок итальянской мозаики, элемент ее декора, выставили на аукцион. Но он не помог найти остальные части комнаты. Предполагается, что кусок принадлежал немецкому солдату, стащившему его во время транспортировки комнаты в Германию.

Несмотря ни на что, некоторые верят, что Янтарная комната все еще существует.

Возможно, нацисты успели ее спрятать, как делали с прочими награбленными сокровищами со всех уголков оккупированной Европы. Существуют примеры того, как впоследствии выслеживали ставшие бесполезными нацистские клады. Крупнейший задокументированный тайник в последние дни войны обнаружили солдаты американского генерала Джорджа С.Паттона (George S.Patton) в соляной шахте Меркерс в Тюрингии. Помимо прочего, там находились семь тысяч мешков с золотыми слитками, монетами и купюрами, а также бессчетные предметы искусства.

Эта находка подвигла многих тоже начать поиски. Вероятно, есть и другие забытые тайники? Ученые, археологи-любители, охотники за сокровищами обследовали ледяные альпийские озера, тайные хранилища, подземные бункеры.

В последний год много писали о мифическом золотом поезде в Валбжихе. Два поляка заявили, что они при помощи георадаров обзавелись доказательством, что поезд спрятан в секретном подземном туннеле. По мнению исследователей-любителей, поезд набит золотом и документами, которые нацисты стремились спрятать в финальную фазу войны.

Эксперты провели собственные изыскания и опровергли слова охотников за сокровищами. Летом организовали раскопки и ничего не нашли.

Потайная комната в бункере

В целом, после окончания войны мало что поменялось. Было сделано всего несколько крупных находок.

Но Янтарная комната снова и снова оказывается у всех на устах.

Одни находили ее следы в серебряной шахте, другие - в озере или других местах. Пока все предполагаемые тайники были пустыми. Но летом возникли два новых предположения.

Польский историк Бартломей Плебанчик (Bartlomiej Plebanczyk) заявил, что Янтарная комната, по его мнению, хранится в старом немецком бункере близ деревни Мамерики. С помощью георадара он якобы обнаружил там потайное помещение.

«Без сомнения, это помещение создано для того, чтобы хранить там сокровища», - сказал он Daily Mail.

В районе начались исследования, но пока нет никаких новостей об успехе.

Последний след: подземный авиазавод

На прошлой неделе пришло сообщение из немецкой Тюрингии. 80-летний охотник за сокровищами Клаус Фритцше (Klaus Fritzsche) в поисках Янтарной комнаты сосредоточился на лесах вокруг горы Вальперсберг.

В конце Второй мировой войны немцы попытались переоборудовать старые шахты в этой области в подземный авиазавод, чтобы производить там истребители типа Messerschmitt Me 262. Предполагалось, что подземные туннели защитят от бомбардировок, ставших тяжелым ударом для немецкой военной промышленности. Завод получил имя Reimahg в честь рейхсмаршала и командующего люфтваффе Германа Геринга (Hermann Göring).

Рабская рабочая сила - 12 тысяч человек из Италии и Восточной Европы - расширила существующую систему туннелей, так что она распространилась на 30 км.

21 февраля 1945 года первый самолет взмыл в небо с взлетной полосы на вершине Вальперсберга. Однако фабрика так и не начала работать на полную мощность и до конца войны успела выпустить всего 20-30 самолетов.

Чтобы установить местоположение завода, бывший инженер и предприниматель Клаус Фритцше воспользовался фотографиями с воздуха и документами времен Третьего Рейха.

Говорят, что восточно-германский коммунистический режим ГДР уже прочесал все шахты, но Клауса Фритцше это не волнует. Он уверен, что прежде искали не в том месте.

По представлениям Фритцше, военные трофеи, такие как Янтарная комната, могли быть спрятаны глубоко внизу в помещении, которое затем защитили с помощью динамита. По его словам, имеются доказательства, что немцы в конце войны привезли сюда большое количество запечатанных ящиков.

Сегодня все входы в туннели закрыты, чтобы никто не заблудился или не получил травму в темноте. Но местные власти дали Фритцше с его командой добровольцев разрешение на поиски. Первая попытка ничего не дала, но предприниматель и не думает сдаваться.

«Если она там, то мы ее найдем», - заявил он Daily Mail.

Копию создавали 24 года

Остается ждать, пока он что-нибудь обнаружит. А пока трудно не смотреть на его попытки с долей скепсиса.

Но все, кто мечтает хоть одним глазком посмотреть на Янтарную комнату, могут отправиться в Екатерининский дворец под Санкт-Петербургом. Там есть копия, созданная по старым рисункам и черно-белым фотографиям.

Реализация проекта заняла 24 года и обошлась в огромную сумму. Еще одна копия, правда, уменьшенная, имеется в городе Клайнмахнов недалеко от Берлина.

Видео: тайна янтарной комнаты

На Первом канале был показан фильм "Янтарная комната"- об истории создания уникального раритета и о мистических явлениях, которые всегда сопровождали "Янтарную комнату".

Судьба знаменитой "Янтарной комнаты", которую похитили из Царского села во время Великой Отечественной Войны - это тайна века. Никому реально не удалось до сих пор приблизиться к ней. Этот фильм - журналистское расследование. Оно будет построено исключительно на документально подтвержденных фактах, собранных в архиве убитого немецкого искателя Янтарной комнаты Георга Штайна, современных исследованиях историка Александра Мосякина, а также засекреченных материалах из отчета специальных комиссий, созданных в 1949 году в СССР и в ГДР для поиска Янтарной комнаты. Впервые по материалам найденного в Калиниграде уникального архива Георга Штайна будет восстановлена вся запутанная цепочка событий, связанных с Янтарной комнатой во время и после Великой Отечественной войны.

В первой серии фильма рассказывается об истории создания уникального раритета и о мистических явлениях, которые всегда сопровождали "Янтарную комнату". Мы узнаем, почему этот уникальный экспонат музея "Царское село" не был включен в списки для эвакуации. В поисках следов Янтарной комнаты мы побываем в довоенном Кенигсберге, в подземных бункерах и секретных военных объектах времен Второй мировой войны. Мы раскроем главную тайну Янтарной комнаты - расскажем, в чьи руки она попала в самом конце войны и назовем имена главных фигурантов этого запутанного дела.
Во второй серии фильма мрассказывается о трагической судьбе немецкого искателя "Янтарной комнаты" Георга Штайна и о двух его находках, за которые он поплатился жизнью - сокровищах "стеклянных гробов" и нацистском кладе из шахты Гросслебен. Вы узнаете, почему ящики с "Янтарной комнатой" исчезли из королевского замка в Кенигсберге. Куда они попали. И куда нас привели следы "Янтарной комнаты" в финале расследования.


Янтарная комната с самого начала не просто символизировала красоту янтаря, но имела историю политическую. Фридрих I стал прусским королем в 1701 и в том же году заказал Янтарный кабинет - его задачей было закрепить свой новый статус. Его сын, воинственный Фридрих Вильгельм подарил кабинет Петру I при заключении союза России и Пруссии против шведов, намекая, что Пруссия контролирует Балтику. Когда СССР после долгих и безуспешных поисков похищенного фашистами во время Великой Отечественной войны раритета начал реконструкцию Янтарной комнаты (еще в период холодной войны) - предполагалось, что она станет символом мощи страны. Когда Путин в 2003 г. торжественно открыл Янтарную комнату в Екатерининском дворце в присутствии 40 глав государств - это было демонстрацией возможностей новой России.

Восстановление Янтарной комнаты длилось 25 лет, было использовано 6 тонн янтаря, обошлось воссоздание шедевра в 11,5 млн.$. Подлинник оценивают в 500 млн.$ Следы Янтарной комнаты затерялись в Кенигсберге - одном из самых таинственных и мистических европейских городов со сложнейшей системой подземных сооружений, созданных для укрепления города еще при Бисмарке. По Кенигсбергу, нынешнему Калининграду, ходят легенды, что там до сих пор маршируют призраки солдат Вермахта... Поисками Янтарной комнаты занимались спецслужбы нескольких государств, историки, писатели и авантюристы, но тайна пропажи янтарных сокровищ так и осталась одной из неразрешенных загадок XX века.

Фотографировать в Янтарной комнате нельзя и если иногда на это не очень обращают внимание, то здесь следят строго. Эта фотография - свидетельство страшного преступления, совершенного мною года два назад. Снято на айфон, буквально механически. Честно говоря, не понимаю, почему в музеях не разрешают снимать. Может кто-то объяснит? Остальные фотографии - с миру по нитке.

Если есть кто-то, кто не знает, где Янтарная комната находится - сообщаю. Восстановленный шедевр находится на своем историческом месте - в Екатерининском дворце города Пушкина, ближайшего пригорода Петербурга. Где находится подлинник и сохранился ли он - не известно до сих пор.

ПРУССКИЙ ПОДАРОК

Янтарная комната - самый знаменитый дипломатический подарок. Он наделал много шума, правда, не тогда, когда был подарен, а через 200 c лишним лет, когда был похищен во время Великой отечественной войны. История янтаря, история мировых войн и международной торговли неразделимы. С самых древних времен балтийский янтарь привлекал сильных мир сего - стоимость янтаря была огромной и контроль за его добычей сулил большие доходы. Фридрих I обнаружил в подвалах Кенигсбергского замка огромные запасы янтаря, оставшиеся еще со времен тевтонских рыцарей. Он и заказал Янтарный кабинет, работа над которым началась за 2 года до основания Петербурга. Сына Фридриха - Фридриха Вильгельма, как и Петра I, больше интересовали войны, чем искусство. Едва ли не впервые в истории янтаря военные цели Петра связаны не с ним, а с выходом России к Балтийскому морю в стратегическом смысле.

Янтарь называли тогда "балтийским золотом" и он все еще, как и в древности, оставался очень дорогим - стоил примерно в 12 раз дороже золота. Суть технологии при создании панелей для кабинета Фридриха сводилась к размалыванию камня и смешиванию его с коньяком, медом и льняным маслом. Затем кусочки панелей наклеивались на деревянную основу. Технология была дорогой и не очень совершенной. Как впоследствии выяснится, Янтарная комната будет требовать постоянных реконструкций и реставраций.

Петру I подарок понравился, в качестве ответного дипломатического подарка он отправил Фридрих Вильгельму 55 русских гренадеров 2-метрового роста. Русский царь начал было оформлять "Комнату чудес" в Летнем дворце, расположенном в Летнем саду. Но то ли заботы войны, то ли состояние янтаря, требовавшее реконструкции, привели к тому, что комнаты такой во дворце так и не появилось, а прусский подарок так и остался в Летнем дворце на хранении. Доведет дело до ума через 40 лет его дочь Елизавета. Она пригласила множество мастеров и потратила кучу денег - янтарная комната была создана первоначально в Зимнем дворце, затем перенесена в Екатерининский дворец, который находится в нынешнем г.Пушкине. Помещение было намного больше, чем то, для которого создавалось янтарное убранство. Поэтому архитектор Растрелли добавил ряд деталей - пилястры, зеркала в позолоченных рамах и т.д.

Поэт Теофиль Готье так описал ее в 1866 году: "Буквально слепнешь от этих теплых и богатых красок: здесь вы найдете все оттени желтого, от дымчатого топаза до яркого лимона... Золото кажется тусклым и фальшивым в сравнении с янтарем, особенно когда на стены падает солнечный свет и бежит по прозрачным венам янтря". Готье считает, что комната позволяет отдохнуть глазу от долгой русской зимы, поскльку хранит в себе солнечный свет.

ПОХИЩЕНИЕ И ПОИСКИ ЯНТАРНОЙ КОМНАТЫ

Хотя фашистам не удалось захватить Ленинград, они заняли ближайшие пригороды, в том числе Пушкин c Екатерининским дворцом, который к этому времени уже был музеем. Янтарную комнату не вносили в эвакуационный список, просто замаскировали стены. Немцы нашли ее и вывезли в Кенигсбергский замок, где комната была частично установлена и даже демонстрировалась. Когда Кенигсберг начали бомбить (скорее всего комната частично пострадала от пожара) - ее вновь сложили в ящики в августе 1944 г., а в апреле 1945 г. город заняли советские войска. В этот промежуток Янтарная комната и пропала. Поискам комнаты посвящено множество книг и фильмов, ее искали суперпрофессионалы и обычные люди, многие погибли из-за нее. Одной из жертв стал фермер из ФРГ Георг Штайн, который посвятил поискам Янтарной комнаты более 30 лет жизни. Он был найден мертвым в лесу в Баварии со следами ударов скальпелем. Накануне Георг Штайн заявил, что вплотную приблизился к разгадке. Информация о поисках Янтарной комнаты периодически попадает на первые полосы газет.

Вместе с Янтарной комнатой пропала уникальная коллекция янтарных раритетов. Многие надеются, что если комната все же найдется - то найдется вместе с ней и уникальная кенигсбергская коллекция. Одной из ключевых фигур, связанных с янтарной комнатой в Кенигсберге, был Альфред Роде, хранитель янтарных раритетов в Кенигсбергском замке, выдающийся специалист и фанатик янтаря. В ключевой момент ученый заболел, а после того, как ему сообщили о том, что уникальная коллекция янтаря сгорела - вскоре умер. Согданная тогда же комиссия установила, что Янтарная комната не сгореле, но поиски ее ни к чему не привели.

В течение 3 лет расследование пропажи проводили британские журналисты Катрин Скотт-Кларк и Адриан Леви. Они поддержали версию, что комната таки сгорела во время пожара в Кенигсбергском замке. А ее исчезновение назвали советской мистификацией, целью которой было иметь юридическое обоснование для того, чтобы вывезти из Германии щедевры искусства на миллионы долларов. Как бы похищение ее немцами обосновывало отказ Советского Союза возвращать вывезенные из Германии ценности. Так что Янтарная комната продолжала и продолжает оставаться не только шедевром искусства, но и объектом политики. Есть еще порядка 10 версий пропажи Янтарной комнаты, по этому поводу написаны сотни книг и снято большое количество фильмов и телепередач.

ЯНТАРНАЯ КОМНАТА И МИСТИКА

Янтарную комнату оружает много мистики. Известен фанатичный интерес самого Гитлера к мистическим раритетам, обладающим таинственной силой. К ним относит и Янтрную комнату. Есть легенда, что немцы относили ее к сильнейшим магическим артефактам, к ней проявлялая большой интерес нацистская мистическая организация Аненербе. Есть мнение, что нацистские мистики даже расчитывали, что, оставшись в Кенигсберге, этот артефакт поможет вернуть город Германии. Как бы то ни было - одна из ниточек расследования пропажи янтарного раритета приводит к секретной лаборатории, расположенной в Кенигсберге-Калининграде и к подземным катакомбам. Якобы, участвовавшие в укладывании сокровища в тайник немецкие солдаты были убиты и замурованы вместе с ним, чтобы унести тайну с собой в могилу. А их призраки до сих пор пугают калининградцев. Янтарной комнате приписывают темную магическую силу - недаром булгаковский Воланд вспоминал о том, как играл в шахматы с Кантом. Этот мистический философ родился в Кенигсберге и все в городе пропитано таинственной и мрачноватой таинственностью. А воссозданная Янтарная комната сделана из более светлых и солнечных разновидностей янтаря.

ТОРГОВЛЯ ЯНТАРЕМ И ПОЛИТИКА

В древности активная торговля янтарем, как считают многие исследователи, ускорила наступление бронзового века на Балтике. Долгое время монополию на торговлю янтарем держали финикийские торговцы, тщательно оберегавшие тайну места, где они его получали. Находят древние изделия из янтаря по всей Европе, в Северной Африке и на Ближнем востоке. Он упомянут в "Одиссее" Гомера в убранстве комнат царя Менелая. Путешествия торговцев как во времена финикийских купцов, так и позже, по знаменитым янтарным торговым путям, были очень опасны.

В начале XIII века Балтика попадает в зону интересов крестоносцев. В 1204 году, вскоре после возникновения Тевтонского ордена, папа Иннокентий III узнал, что православные монахи проповедуют среди язычников Прибалтики и отправил туда тевтонских рыцарей. Они останутся здесь на три столетия. Вначале они завоевали Пруссию, затем народы, населяющие территории современных Эстонии, Латвии и Литвы. С Русью, правда, не задалось, как помним из истории, благодаря Александру Невскому. Тевтонцы активно включились в торговлю янтарем и в XIV веке их государство - единственное во всей Европе, не имеющее долгов. Последним из великих магистров Тевтонского ордена стал Альбрехт Бранденбургский, который ликвидировал орден и основал светское государство. Тем не менее, бранденбургско-прусские короли еще долгое время обладали монопольным правом на сбор и торговлю природным янтарем. А дальше - то, с чего начали. Фридрих в 1703 году становится прусским королем и обнаруживает в Кенигсберге огромные тевтонские запасы янтаря и заказывает из него облицовку для кабинета и знаменитый янтарный интерьер.

ВОССОЗДАНИЕ ЯНТАРНОЙ КОМНАТЫ

Почему же так важно было найти Янтарную комнату? Ведь даже если бы ее обнаружили, состояние ее могло быть гораздо худшим, чем когда о ней вспомнила императрица Елизавета. Комната требовала полной реставрации не только на момент пропажи - необходимость реконструкции обсуждалась еще в 1913 году, но из-за высокой стоимости она так не была проведена. Янтарная комната - пример барочного искусства, очень хрупкий и дорогой. Конечно она имеет большую ценность как культурное наследие. Но главная ценность Янтарной комнаты заключается в истории - ее легендарность делает ее особенным раритетом.

СССР потребовал в 1978 году компенсацию после того, как надежда найти ее была утрачена. Несколькими десятилетиями ранее вопрос о буржуйском наследии мог бы вообще не встать, но к 70-м годам отношение к искусству и историческим ценностям в стране изменилось. Появились спонсоры, готовые вкладывать миллионы долларов в реконструкцию. На воссоздание Янтарной комнаты ушло 25 лет и 6 тонн янтаря. В мае 2003 года воссозданная комната была открыта. Еще долго обсуждались примененные технологии - не слишком ли много использовано в ней прессованного янтаря? Немного раньше, в 2000 году, России были возвращены обнаруженные в Германии наборный комод и флорентийская мозаика "Осязание и Обоняние", которые входили в первоначальное убранство Янтарной комнаты. Мозаика, зеркало и ларец, входившие в состав Янтарной комнаты сейчас хранятся в Эрмитаже.

ПОСЛЕСЛОВИЕ О РОССИЙСКОМ ЯНТАРЕ

Одно из самых знаменитых исторических месторождений янтаря находятся в России - точнее, в Калининградской области, неподалеку от бывшего Кенигсберга. Калининградский янтарь использовался для воссоздания Янтарной комнаты, так же как и для создания подлинника. После окончания Великой Отечественной войны Советский Союз настоял на том, что Кенигсберг вместе со знаменитым янтарным районом Балтики будет присоединен к его территории. Но основную роль в этом сыграл опять не янтарь. В этом месте Балтика зимой не замерзает, что позволяет иметь постоянную морскую базу. Янтарь постоянно достается России в довесок, она к нему никогда особо не стремилась.

Поселок, в котором располагался известный комбинат по добыче и обработке янтаря называется Янтарный (Пальмникен-Кракстепеллен). На бывшем Самбийском полуострове слои янтароносной глины залегают на глубине 15 метров, поэтому здесь можно добывать янтарь карьерным способом. На один кубометр земли приходится 10 кг янтаря. Прямо напротив Янтарного поселка через Гданьский залив находится Гданьск (бывший Данциг), еще одно историческое и географическое название, связанное с янтарем.

После войны в пос.Южный на месторождении янтаря работали заключенные - под Калининградом располагались 2 лагеря, мужской и женский. Мужчины работали на добыче камня, женщины на обработке. Условия здесь были мягкие, контингент составляла интеллигенция. Тем не менее после амнистии все заключенные покинули здешние места. В советское время комбинат, открытый в 1947 году, успешно работал, добывая до 600 тонн янтаря в год. Время от времени здесь даже заказывались дипломатические подарки. Например, перед визитом Хрущева в Индию здесь было изготовлено янтарное ожерелье для Индиры Ганди.

Еще одно место добычи янтаря под Калининградом связано с трагической историей - это шахта "Анна". Сейчас добыча янтаря здесь заброшена. Шахта прорублена прямо в скале над пляжем. 30 января 1945 года в связи с приближением войск союзников начальник концлагеря Штуттхоф получил приказ уничтожить доказательства существования лагеря. 7 тысяч узников согнали к штольне, намереваясь затопить ее вместе с людьми. Директор шахты отказался это сделать наотрез и людей выстраивали на берегу моря колоннами по 50 человек и расстреливали. Из 7 тысяч смогли выжить 12 человек. Рядом со штольней стоит монумент памяти жертв из нескольких камней с простой табличкой. Такой вот пляж есть на Балтийском море недалеко от Калининграда...

Когда-то за обладание этим клочком земли ломались копья, а на торговле янтарем построено не одно состояние еще со времен финикийцев. Однако борьба за янтарь не прекращалась и в последние годы, надолго переместистившись в сферу черного рынка. Долгое время комбинат в п.Южном находился в запустении, а в 2000 году его даже признавали обанкротившимся. Вновь открыт комбинат в 2011 году. Конечно, история янтаря, в том числе и калининградского на этом не закончилась. Копья ломаются до сих пор, современная его история c бандитскими разборками и контрабандистами заставляет вспомнить янтарные войны прошлого.

Янтарная комната Екатерининского дворца – одно из самых грандиозных творений, созданных из янтаря. Ее судьба связанна с огромным количеством легенд, тайн и загадок. Она была утрачена в годы Второй мировой войны и заново воссоздана, благодаря непревзойденному искусству русских мастеров, к 300-летию Санкт-Петербурга.

История возникновения Янтарной комнаты

Создание Янтарной комнаты связывают с началом XVIII века и именем прусского короля Фридриха I. В России же она появилась благодаря Петру I и изначально хранилась в его летнем дворце. Во времена правления императрицы Елизаветы Янтарную комнату перенесли в ее парадные покои в Зимнем дворце.


Дальнейшее передвижение Янтарной комнаты связано с летней резиденцией в Царском селе. Именно в Большом Екатерининском дворце, в зале, площадь которого составляет 96 кв.м, и разместили это выдающееся творение. Окончательно же завершилось создание Янтарной комнаты при Екатерине II, которая специально приглашала лучших иностранных мастеров для изготовления дополнительных панелей и мелких деталей, на которые ушло 450 кг янтаря. Так, именно в это время появились великолепный столик, неимоверной красоты наборные комоды и потрясающая флорентийская мозаика, которая аллегорически изображала пять человеческих чувств:

  • вкус;
  • осязание;
  • обоняние;
  • зрение;
  • слух.

Исчезновение и воссоздание

К огромному сожалению во время трагических событий Второй мировой войны все великолепное убранство Янтарной комнаты было похищено немцами и перемещено в Кенигсбергский замок в музей янтаря. А когда в 1944 году немцы отступали, комнату, в очередной раз, разобрали и увезли в абсолютно неизвестном направлении.

Только в 1979 г. было принято окончательное решение о восстановлении Янтарной комнаты. А сами работы по проекту А. Кедринского начались лишь спустя 4 года - в 1983 г. Над воссозданием интерьера трудились скульпторы, художники, паркетчики, резчики по дереву. Приятным моментом стало возвращение в 2000 году великолепного наборного комода и флорентийской мозаики «Осязание и обоняние», которые были обнаружены в Германии. Восстановление Янтарной комнаты продолжалось 24 года и закончилось в 2003 году, в 300-летний юбилей Санкт-Петербурга.

Сегодня, овеянная множеством мифов и легенд, Янтарная комната находится в Екатерининском дворце и радует своим великолепием посетителей. Любители легенд и роскоши оценят ее по достоинству. С другими местами, связанными с правлением династии Романовых, которые стоит увидеть и посетить в Санкт–Петербурге, можно ознакомиться на нашем ресурсе.