Известная своим иносказательным смыслом басня Крылова Кот и повар - написана в период Отечественной войны 1812 г. Ее герои – слишком мягкий повар и самоуверенный кот, который в отсутствие хозяина съедает все его припасы. Пока повар читает провинившемуся животному нравоучения, тот, не обращая на него внимания, спокойно оканчивает трапезу.

Басня Кот и повар читать

Какой-то Повар, грамотей,
С поварни побежал своей
В кабак (он набожных был правил
И в этот день по куме тризну правил),
А дома стеречи съестное от мышей
Кота оставил.

Но что же, возвратясь, он видит? На полу
Объедки пирога; а Васька-Кот в углу,
Припав за уксусным бочонком,
Мурлыча и ворча, трудится над курчонком.

"Ах ты, обжора! ах, злодей! -
Тут Ваську Повар укоряет,-
Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?
(А Васька все-таки курчонка убирает.)
Как! Быв честным Котом до этих пор,
Бывало, за пример тебя смиренства кажут,-
А ты... ахти, какой позор!
Теперя все соседи скажут:
"Кот Васька плут! Кот Васька вор!
И Ваську-де, не только что в поварню,
Пускать не надо и на двор,
Как волка жадного в овчарню:
Он порча, он чума, он язва здешних мест!"
(А Васька слушает, да ест.)
Тут ритор мой, дав волю слов теченью,
Не находил конца нравоученью,
Но что ж? Пока его он пел,
Кот Васька все жаркое съел.

А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить.

Мораль басни Кот и повар

Речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить.

Басня Кот и повар - анализ

Самый простой анализ басни Крылова Кот и повар сводится к такой морали – в тех обстоятельствах, когда можно и нужно применить силу, не стоит растрачивать время на пустую болтовню. Недальновидный повар оставляет животное, славящееся своей вороватостью, сторожить еду. Тогда же, когда его надо наказать за провинность – он начинает втолковывать ему моральные устои, и, естественно, не добивается никакого результата.

Но существует другая, глубинная мораль басни Крылова Кот и повар. Она является не просто поучительной историей, но и произведением, которое показывает политические взгляды автора, его отношение к характерам «сильных мира сего». С этой позиции в басне ясно просматривается критика Александра I, который в то время, когда французские войска перешли русские границы, все еще надеялся на мирное решение конфликта и отослал Наполеону письмо, в котором убеждал его прекратить войну и избежать кровопролития. Кот и повар – это образы двух императоров, поведение которых вызывает недовольство у баснописца.

«Он порча, он чума!..»

Говорят, и на старуху бывает проруха. Тем паче – на молодого специалиста. Довелось автору этих строк заниматься дополнительно с учеником. Записали по учебнику: «Он порча, он чума, он язва здешних мест». Из басни Крылова «Кот и Повар». Всё правильно – без тире. Объяснил – почему.

Начинали, однако, не с этого, не с Крылова. Ужаснулся покорный ваш слуга, прочтя потом по тетради. Надиктовал! Выше – со знаком тире!

И что ж такого (и что такое)? Может, есть вариант?

Кто про что!

Представляете, каково студенту-практиканту! Урок не клеится: не тех спросил, не с того начал. Зрители-однокурсники посмеиваются. А тут ещё методист-профессор подзывает ехидным голосочком: мальчику за последней партой писать нечем. Уж пол-урока прошло! Напомнил балбесу общеизвестное: люди знают с первого класса… По институту пошла молва: «Учудил! В роль вошёл! Ему ли так шутить! Сказать такое – преподавателю!»

Да что сказал-то?

Сделал паузу

Что может быть страшнее экзамена? Поиздевался профессор над бедным студентом, прежде чем вывел ему «удочку».

Почему вы так со мной разговариваете? – вдруг возмутился студент.

И высказался в таком смысле: он, студент, может быть, не слишком умён, однако профессор преувеличивает. И – вольно или нет – пауза. Как пощёчина! После подлежащего!

В каком предложении, если профессор готов был порвать зачётку?

Дядя с бородой

Профессора, студенты… А кто положил начало, установил правила? Один дядя, кое в чём схожий с классиком научного коммунизма. Он никогда не воевал против русских – кажется, и не планировал. Нечего возводить напраслину. Воевал он с непокорными немцами, с такими же итальянцами. А университет-то – на итальянской земле, его детище. Один итальяшка задурил нашему герою голову: попёрся старый, не зная броду… Сгинул не за понюшку пряностей. Мы больше помним не имя, а прозвище, но это уже не его заслуга.

А кто он?

Через запад на восток

Первые в Европе студенты писали по-людски. Понятное дело – католики. А древние греки? Те помнили, откуда пришёл алфавит: сладкая страна Финикия. Только там всё на дикий запад смотрели. Колонизаторы! А греки – и туда, и сюда. Бороздили и море, и землю: цари – и те пахали. Потом земли стало не хватать. А восток, как выяснилось, богаче и больше запада. Вот тогда греки сделали выбор – поняли, как не надо. И «дикому Западу» с Севером разъяснили.

А вы поняли?

Наглядный Иуда

Ещё на эту же тему: «Шпион Иуда Искариотский приобрёл причитавшиеся тридцать сребреников». До революции 1917 года эта фраза могла послужить наглядным школьным пособием, помогая запомнить правило.

Проделки грешника

Когда-то русские школьники распевали:

Бледной тенью резвый бес

Убежал, бедняжка, в лес.

Долго он по лесу бегал,

Редьки с хлебом там отведал

И, доевши свой обед,

Дал обет наделать бед.

А какой смысл? Бес мог быть белым и серым, редким и грешным, мог бы поесть орехов с хреном, пробить стену, ослепнуть, зарезаться и повеситься… Всё равно было бы мало, чтобы не делать ошибок на орфограмму.

На какую?

ОТВЕТЫ

«Он порча, он чума!..»

Перед «порчей и чумой» - предложение вроде: «Коммунизм – это молодость мира», «Ленин – самый человечный человек». (Возможны другие верноподданнические варианты с подлежащим мужского рода.)

Кто про что

«Надо руку поднимать» (сказано ученику – переадресовано методисту).

Сделал паузу

«Я не такой дурак, как вы… думаете». (Думаем – всё понятно.)

Дядя с бородой

Фридрих Барбаросса (по-итальянски – рыжая борода) – властитель Первого рейха, тёзка Энгельса, тоже бородатого, и гитлеровского плана войны с Россией: утвердил статус Болонского университета, утонул в шестьдесят пять лет во время крестового похода (1190 год).

Через запад на восток

Финикийцы писали справа налево (на картах слева запад). У греков поначалу была особая манера: писали – как пахали, слева направо и в обратном порядке. Но уже в древности утвердился нынешний порядок (точно так же католики крестятся).

Наглядный Иуда

Правописание И десятеричной (I): писалась перед гласными и буквой И краткой.

Проделки грешника

Правописание буквы ЯТЬ: она во всех приведённых словах вместо буквы Е.

Кот и повар рисунок

Басня Кот и повар читать текст

Какой-то Повар, грамотей,
С поварни побежал своей
В кабак (он набожных был правил
И в этот день по куме тризну правил),
А дома стеречи съестное от мышей
Кота оставил.

Но что же, возвратясь, он видит? На полу
Объедки пирога; а Васька-Кот в углу,
Припав за уксусным бочонком,
Мурлыча и ворча, трудится над курчонком.

"Ах ты, обжора! ах, злодей! -
Тут Ваську Повар укоряет,-
Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?
(А Васька все-таки курчонка убирает.)
Как! Быв честным Котом до этих пор,
Бывало, за пример тебя смиренства кажут,-
А ты... ахти, какой позор!
Теперя все соседи скажут:
"Кот Васька плут! Кот Васька вор!
И Ваську-де, не только что в поварню,
Пускать не надо и на двор,
Как волка жадного в овчарню:
Он порча, он чума, он язва здешних мест!"
(А Васька слушает, да ест.)
Тут ритор мой, дав волю слов теченью,
Не находил конца нравоученью,
Но что ж? Пока его он пел,
Кот Васька все жаркое съел.

А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить.

Мораль басни Кот и повар

Речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить.

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Кот и повар

Мораль сей басни такова: не стоит быть слишком пылким на речи и ругать кого-то в то время, когда стоит действительно показать свою власть, а не мелочиться с речами. Всегда стоит помнить, что слово - это слово, а дело - это дело.

Слова - это только слова, и не всегда они могут помочь. В связи с этим нужно почаще проявлять свою власть, а не тратить силы на слова, поскольку они могут быть просто бесполезными.

Анализ басни Кот и повар

В данном случае Повар допустил ошибку уже в том, что оставил кота сторожить съестное, ведь логично было предположить, что тот может его просто-напросто уничтожить. Как только он вернулся, увидел то, что и следовало увидеть: хитрый Кот съел весь торт и сидя в углу уже завершал поедание его остатков. В данной ситуации самым подходящим действием стало бы отбирание у Кота последних кусков торта и его наказание, но Повар не стал тратить на это силы. Возможно, он был просто глуп и не понимал, что это нужно сделать. Но скорее всего Повар просто не хотел утруждаться. Он сделал вид, что возмущён и просто помолол языком, не сделав, по сути, ничего нужного для возмещения съеденного Котом торта. Стоит отметить, что он отлучился именно из поварни, поэтому торт был не его личным, а значит, он не так сильно переживал, как если бы это был его торт.

Сам Кот же в этой ситуации оказался самым хитрым и самым довольным, ведь он получил всё, что хотел, наелся торта, а при этом ещё и не получил никакого наказания. Слова для Кота не возымели должного эффекта, поэтому он смело продолжал есть казённый торт, в то время, когда Повар пытался высказать ему своё возмущение. Васька просто слушал грозные речи Повара, при этом не отрываясь от пищи. Всё дошло до того, что когда Повар закончил свою ругань, Кот закончил поедание остатков еды.

Повар решил сходить в кабак. И чтобы мыши не съели еду, оставил кота за ней приглядывать. Но, вернувшись, видит, что кот поедает съесное. Повар начинает ругать кота. И не понимает, что нельзя было оставлять такого "охранника".

Герои басни (персонажи)

  • Кот - сторожит еду
  • Повар - допускает ошибку

Слушать Басню Крылова Кот и повар

Какой-то Повар, грамотей

С поварни побежал своей

В кабак (он набожных был правил

И в этот день по куме тризну правил),

А дома стеречи съестное от мышей

Кота оставил.

Но что же, возвратись, он видит? На полу

Объедки пирога; а Васька-Кот в углу,

Припав за уксусным бочонком,

Мурлыча и ворча, трудится над курчонком.

"Ах ты, обжора! ах, злодей! -

Тут Ваську Повар укоряет, -

Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?

(А Васька все-таки курчонка убирает.)

Как! быв честным Котом до этих пор,

Бывало, за пример тебя смиренства кажут, -

А ты... ахти, какой позор!

Теперя все соседи скажут:

"Кот Васька плут! Кот Васька вор!

И Ваську-де, не только что в поварню,

Пускать не надо и на двор,

Как волка жадного в овчарню:

Он порча, он чума, он язва здешних мест!"

(А Васька слушает, да ест.)

Тут ритор мой, дав волю слов теченью,

Не находил конца нравоученью.

Но что ж? Пока его он пел,

Кот Васька все жаркое съел.

А я бы повару иному

Велел на стенке зарубить:

Чтоб там речей не тратить по-пустому.

Где нужно власть употребить.

Басня Крылова Кот и Повар

Мораль басни Крылова Кот и повар

Речей не тратить по-пустому
Где нужно власть употребить.

Анализ басни Кот и повар

Глупо объяснять коту, который не понимает речей, что он вор и обжора. Повару нужно было сразу применить силу, наказав наглеца. Но нет. Он пустился в демагогию и пока объяснял животному правила поведения на кухне, последний доел остатки сворованной курицы. Иногда проблему нужно решать силой, не затрачивая время на пустые разговоры – эта мораль басни «Кот и повар» лежит на ее поверхности.

У этого произведения есть и другой смысл, который можно отыскать, если вспомнить исторические события, связанные с наступлением французских войск на Россию. Тогда Александр I пытался урегулировать проблему простым письмом, которое он отослал Наполеону. Он хотел убедить лидера Франции, что кровопролитная война никому не нужна. Но у Наполеона были свои взгляды на решение этого вопроса – он напал на Россию, не послушав длинных речей Александра I.