В 14 лет поступила в аэроклуб, в 15 - выполнила первый самостоятельный полёт. Затем училась на курсах геологов, участвовала в экспедиции на Крайний Север. После окончания Херсонской школы пилотов стала одним из лучших инструкторов Калининского аэроклуба. К началу Великой Отечественной войны она успела "поставить на крыло" 45 курсантов - будущих воздушных бойцов.


Лидия Литвяк, самая результативная женщина - истребитель Второй Мировой войны, по воспоминаниям сослуживцев, была образцом женственности и обаяния. Невысокая белокурая девушка очень сдержанно относилась к восторженным взглядам и словам однополчан и, что особенно импонировало лётчикам, никому не отдавала предпочтения. Главным для неё была борьба с фашизмом, и этому она отдавала все свои силы.

Родилась Лилия Литвяк в Москве 18 Августа 1921 года. В 14 лет поступила в аэроклуб, в 15 - выполнила первый самостоятельный полёт. Затем училась на курсах геологов, участвовала в экспедиции на Крайний Север. После окончания Херсонской школы пилотов стала одним из лучших инструкторов Калининского аэроклуба. К началу Великой Отечественной войны она успела "поставить на крыло" 45 курсантов - будущих воздушных бойцов.



С первых дней войны Литвяк пыталась попасть на фронт. А когда узнала о том, что известная лётчица Герой Советского Союза Марина Раскова приступила к формированию женских авиаполков, быстро добилась своего. Схитрив, ей удалось приписать к имевшемуся налёту 100 часов и получить назначение в авиагруппу Марины Расковой. Вспоминает старший сержант Инна Паспортникова, бывшая в годы войны техником самолёта Лидии Литвяк:

"В Октябре 1941 года, когда мы ещё тренировались на учебной базе под Энгельсом, во время построения Лиле приказали выйти из строя. Она была в зимней форме, и мы все увидели, что она отрезала верха своих меховых унтов, чтобы сделать модный воротник для лётного комбинезона. Наш командир Марина Раскова спросила, когда она это сделала, и Лиля ответила: "Ночью..."

Раскова сказала, что следующей ночью Лиля, вместо того чтобы спать, отпорет воротник и пришьёт мех обратно на унты. Её к тому же ещё и арестовали, посадив в отдельное помещение, и она действительно всю ночь занималась обратной перешивкой меха.

Это был первый раз, когда другие женщины обратили внимание на Лилю, поскольку раньше никто даже не замечал эту невысокую, миниатюрную девушку. В свои 20 лет она была такая худенькая, симпатичная и очень похожая на популярную в те годы актрису Серову. Странное дело: шла война, а эта маленькая девушка с белокурыми волосами думала о каком - то меховом воротничке..."

Свои первые боевые вылеты отважная лётчица совершила в составе 586-го женского истребительного авиаполка летом 1942 года в небе Саратова, прикрывая Волгу от налётов вражеской авиации.

В Сентябре 1942 года, имея уже одну групповую победу - сбитый бомбардировщик Ju-88, она добилась перевода в составе группы девушек - лётчиц в 437-й истребительный авиаполк, защищавший небо Сталинграда. Здесь 13 Сентября, во втором боевом вылете, открыла счёт своих побед в новом полку. Сначала сбила бомбардировщик Ju-88, затем выручая свою подругу Раю Беляеву, у которой кончились боеприпасы, заняла её место и после упорного поединка сбила истребитель Ме-109. Две победы в одном бою! Не каждому такое под силу.

Под вечер она вновь встретилась со своим противником, но уже на земле. Лётчик сбитого ею "Мессера", пленённый немецкий барон, Полковник из отборной эскадры "Рихтгофен" награждённый тремя Железными Крестами, просил показать ему своего победителя. Мог ли предположить матерый имперский Ас, что у великой русской реки придёт к нему возмездие от руки русской девушки. Узнав кто его сбил, он был потрясён и предсказал ей, как лётчице, большое будущее. Не ошибся немецкий Ас. С каждым вылетом росли её опыт и мастерство.

Женское истребительное звено просуществовало недолго. Его командир, Старший лейтенант Р. Беляева, вскоре была сбита и после вынужденного прыжка с парашютом долго лечилась. Вслед за ней выбыла из строя по болезни М. Кузнецова. В полку остались только две лётчицы: Л. Литвяк и Е. Буданова. Именно они достигли наивысших результатов в боях. Вскоре Лидия сбила ещё один "Юнкерс" и вошла в состав 9-го Гвардейского истребительного авиаполка.

Три сбитых немецких самолёта, из них один - лично имела она, когда пришла в полк советских Асов. Недолгое, но заметное пребывание в полку Лили Литвяк, её техника Инны Паспортниковой и Кати Будановой надолго остались в памяти Гвардейцев. Школа 9-го ГвИАП закалила отважных лётчиц и повысила их боевое мастерство. Так, в конце Декабря 1942 года Литвяк уничтожила неподалеку от своего аэродрома тяжёлый бомбардировщик "Дорнье-217".

Новыми боевыми победами была увенчана их слава и после перевода в Январе 1943 года в 296-й авиационный полк. К тому времени на счету Литвяк значилось уже 6 воздушных побед.

11 Февраля 1943 года командир 296-го ИАП Майор Н. И. Баранов повёл четвёрку истребителей в бой. И снова, как в Сентябре 1942 года, Лида сбила 2 самолёта: лично бомбардировщик Ju-88 и в группе - истребитель FW-190.

Всего, во время наступательных боёв под Сталинградом, Литвяк совершила 89 боевых вылетов, сбила лично 4 вражеских самолёта и столько же в группе.

В одном из боёв её "Як" был подбит и Лидия совершила вынужденную посадку на вражеской территории. Выскочив из кабины она, отстреливаясь, бросилась бежать от приближающихся немецких солдат. Но расстояние между ними быстро сокращалось. Вот уже последний патрон остался в стволе... И вдруг над головами противника пронесся наш штурмовик. Поливая немецких солдат огнём, он заставил их броситься на землю. Затем, выпустив шасси, спланировал рядом с Лидой и остановился. Не вылезая из самолёта, лётчик отчаяно замахал руками. Девушка бросилась навстречу, втиснулась пилоту на колени, самолёт пошёл на взлёт и вскоре Лида была в полку...

23 Февраля 1943 года Литвяк вручили первую боевую награду - орден Красной Звезды. В Марте обстановка в воздухе ещё более осложнилась.

22 Марта в небе Ростова Лидия участвовала в перехвате группы Ju-88 и одного из них сбила. Подошедшая на помощь "Юнкерсам" шестёрка Ме-109 с ходу пошла в атаку. Лидия заметила их первая и, чтобы сорвать внезапный удар, одна встала на их пути. 15 минут вертелась смертельная карусель. С большим трудом раненая лётчица привела искалеченный "Як" домой. Доложив, что задание выполнено, она потеряла сознание... А противник, не выполнив задания, возвратился на свой аэродром впятером. Она выиграла и этот бой!

После лечения в госпитале, она отправилась в Москву, дав расписку, что в течение месяца будет долечиваться дома. Но уже через неделю Лидия вернулась в полк. 5 Мая, ещё не совсем окрепнув, Литвяк вылетела на сопровождение группы бомбардировщиков. Во время вылета завязался боздушный бой и Лидия сбила истребитель противника. Через два дня она снова вырвалась в небо, вела бой, и ещё один "Мессер", задымив от её меткой очереди, упал на землю.

В конце Мая на участке фронта, где действовал полк, немцы эффективно использовали аэростат - корректировщик. Неоднократные попытки сбить эту "колбасу", прикрываемую сильным зенитным огнем и истребителями, ни к чему не привели. Лидия эту задачу решила. Взлетев, она прошла вдоль линии фронта в сторону, затем углубилась в тыл противника и на аэростат зашла уже из глубины вражеской территории, со стороны солнца. Скоротечная атака длилась менее одной минуты!... За эту блестящую победу Младший лейтенант Литвяк была награждена орденом Красного Знамени.

К тому времени имя отважной лётчицы уже хорошо знали в 8-й Воздушной армии. Командование допустило Лиду к полетам на "свободную охоту". На капоте своего "Яка" Литвяк нарисовала яркую, издалека заметную, белую лилию. Не раз доводилось ей сопровождать наши штурмовики и бомбардировщики. В одном из вылетов она сбила Ме-109, через пару дней - снова бой...

15 Июня 1943 года отбиваясь от трёх Ме-109, Лида пришла на помощь своему командиру И. Голышеву, на которого навалилась четвёрка "Мессеров". Меткая очередь настигла вражескую машину. Но был подбит и её самолёт. Преследуемая до самой земли, она сумела посадить свой истребитель на фюзеляж. Наблюдавшие за боем пехотинцы прикрыли огнём её приземление. Они были вохищены, узнав, что бесстрашным лётчиком оказалась девушка. Невзирая на лёгкие ранения, она уже на следующий день опять заняла своё место в кабине "Яка".

16 Июля 1943 года, сопровождая группу Ил-2 к линии фронта, шестёрка наших "Яков" завязала бой с противником. 30 "Юнкерсов" и 6 "Мессеров" пытались нанести удар по нашим войскам, но их замысел был сорван. В этом бою Литвяк сбила "Юнкерс" лично и Ме-109 - в паре с ведомым. Сама получила ранение - второе. На требование ехать лечиться ответила категорическим отказом.

1 Августа 1943 года командир звена 3-й эскадрильи 73-го Гвардейского истребительного авиаполка Младший лейтенант Л. В. Литвяк не вернулась с боевого задания. По архивным данным, Лидия Владимировна за 8 месяцев совершила 168 боевых вылетов и провела 89 воздушных боёв. Лично сбила 11 самолётов, 3 в группе, уничтожила аэростат - корректировщик (в различных источниках встречаются и другие цифры, например - 8 лично и 4 в группе, или 12 лично и 4 в группе). Была награждена орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени (дважды) и Красной Звезды. Характеризуя её как воздушного бойца, бывший командир 273-го ИАП, в котором Лиде пришлось некоторое время воевать, Борис Ерёмин вспоминал: "Это была прирождённая лётчица. Она обладала особым талантом истребителя, была смела и решительна, изобретательна и осторожна. Она умела видеть воздух".

В тот роковой день она совершила 3 боевых вылета. В одном из них в паре с ведомым сбила Ме-109. В 4-м вылете шестёрка "Яков", вступив в бой с группой из 30 бомбардировщиков Ju-88 и 12 истребителей Ме-109, завязала смертельную круговерть. И вот уже горит сбитый ею "Юнкерс", затем разваливается на куски "Мессер". Выходя из очередного пике, Лидия увидела, что противник уходит. Собралась и наша шестёрка. Прижавшись к верхнему краю облаков, они пошли домой.

Внезапно из белой пелены выскочил "Мессер" и, прежде чем нырнуть обратно в облака, успел дать очередь по ведущему третьей пары с бортовым номером "23". Лидин "Як" как бы провалился, но у земли лётчица, видимо, пыталась выровнять его... Во всяком случае, так рассказывал товарищам ведомый Лидии в этом бою - Александр Евдокимов . Это родило надежду, что Лида жива.

Были срочно организованы её поиски. Однако ни лётчицы, ни её самолёта найти не удалось. После гибели в одном из боёв сержанта Евдокимова, который лишь один знал в каком именно районе упал Лидин "Як", официальный поиск прекратили.

Именно тогда, лётчица Лидия Владимировна Литвяк посмертно была представлена командованием полка к званию Героя Советского Союза. Фронтовая газета "Красное знамя" от 7 Марта 1944 года писала о ней как о бесстрашном соколе, лётчице, которую знали все воины 1-го Украинского фронта.

Вскоре с вражеской территории вернулся один из сбитых ранее лётчиков. Он доложил, что, по словам местных жителей, на дорогу возле села Мариновка сел наш истребитель. Лётчиком оказалась девушка - белокурая, небольшого роста. К самолёту подошла автомашина с немецкими офицерами, и девушка уехала с ними... Большинство авиаторов слуху не поверили и продолжали попытки выяснить судьбу Лидии. Но тень подозрений уже вышла за пределы полка и достигла вышестоящих штабов. Командование, проявив "осторожность", не утвердило представление Литвяк к званию Героя Советского Союза, ограничившись орденом Отечественной войны 1-й степени.

Как - то в момент откровения Лидия сказала механику самолёта, своей подруге: "Больше всего я боюсь пропасть без вести. Всё, что угодно, только не это". Для такого беспокойства имелись веские основания. Отец Лиды был арестован и расстрелян как "враг народа" в 1937 году. Девушка прекрасно понимала, что значит ей, дочери репрессированного, пропасть без вести. Никто и ничто не спасет её честного имени. Судьба сыграла с ней злую шутку, уготовив именно такую участь.

Но Лидию искали, искали упорно. Ещё летом 1946 года командир 73-го ГвИАП И. Запрягаев послал в район Мариновки на машине несколько человек для поисков её следа. К сожалению, однополчане Литвяк опоздали буквально на несколько дней. Обломки Лидиного "Яка" уже были уничтожены...

В 1968 году газета "Комсомольская Правда" предприняла попытку восстановить честное имя лётчицы. В 1971 году в поиск включились юные следопыты школы № 1 города Красный Луч. Летом 1979 года их поиски увенчались успехом. Находясь в районе хутора Кожевня, ребята узнали что летом 1943 года на его окраине упал советский истребитель. Пилотом, раненым в голову, была женщина. Она похоронена в селе Дмитриевка Шахтерского района, в братской могиле. Это была Лида, что подтвердилось ходом дальнейших расследований.

В Июле 1988 года имя Лидии Владимировны Литвяк было увековечено в месте её захоронения, а ветераны полка, в котором она воевала, возобновили ходатайство о присвоении ей звания Героя Советского Союза посмертно. И справедливость восторжествовала - спустя почти полвека, Указом Президента СССР от 5 Мая 1990 года это высокое звание было ей присвоено! Одновременно было принято решение и об установке мемориальной доски на доме № 14 по улице Новослободская в Москве, откуда Лида уходила на войну.

Лидия Литвяк родилась в Москве 18 августа 1921 года. С 14 лет занималась в аэроклубе. В 15 лет она уже совершила свой первый самостоятельный полет. После окончания Херсонской авиационной школы лётчиков-инструкторов работала в Калининском аэроклубе. Подготовила 45 лётчиков. В 1937 году отец Лидии был арестован и расстрелян.

В 1942 году вступила в созданный женский авиационно-истребительный полк, приписав недостающие 100 часов налёта. Освоила истребитель Як-1.Первый боевой вылет совершила в небе над Саратовым. В августе 1942 года в группе сбила немецкий бромбардировщик Ju-88. В сентябре была переведена в 437-й истребительный авиационный полк (287-я истребительная авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, Юго-Восточный фронт).

13 сентября во втором боевом вылете над Сталинградом сбила бомбардировщик Ju-88 и истребитель Me-109. Лётчиком Me-109, оказался немецкий барон, одержавший 30 воздушных побед, кавалер Рыцарского креста. 27 сентября в воздушном бою с дистанции 30 м поразила Ju-88. Затем в паре с Р. Беляевой сбила Me-109. В это время на капоте её самолёта по её просьбе была нарисована белая лилия и Литвяк получила прозвище «Белая лилия Сталинграда» и Лилия стала её радиопозывным.

Вскоре её перевели в 9 гвардейский Одесский истребительный авиационный полк, которым командовал Герой Советского Союза Л.Л.Шестаков. Во время службы в полку в конце декабря 1942 года Литвяк уничтожила неподалёку от своего аэродрома бомбардировщик Do-217. В конце 1942 года она была переведена в 296 истребительный авиационный полк, летала на Як-1. 11 февраля 1943 года в воздушном бою сбила 2 самолёта противника — лично Ju-88 и в группе FW-190. Вскоре в одном из боёв самолёт Литвяк был подбит и она вынуждена была приземлиться на территории, занятой противником. Когда немецкие солдаты попытались взять её в плен, один из лёчиков пришёл к ней на помощь: огнём из пулемётов заставил немцев залечь, а сам приземлился и взял Литвяк на борт.

23 февраля 1943 года Лидия Литвяк получила свою первую боевую награду — орден Красной Звезды.

22 марта в районе Ростова-на Дону участвовала в перехвате группы немецких бомбардировщиков. В ходе боя ей удалось сбить один самолёт. Заметив шестёрку Me-109, вступила с ними в неравный бой, давая своим боевым товарищам выполнить боевую задачу. В ходе боя была тяжело ранена, но сумела привести повреждённый самолёт на аэродром.

После лечения была отправлена долечиваться домой, но через неделю снова была в полку.

5 мая 1943 года вылетела на сопровождение бомбардировщиков, в ходе боя сбила вражеский истребитель, ещё один сбила через 2 дня.

В конце мая Лидия Литвяк сбила вражеский аэростат — корректировщик артиллерийского огня, который не могли сбить из-за сильного зенитного прикрытия. Она углубилась в тыл противника, а потом из глубины, зайдя против солнца, на максимальной скорости пролетела к аэростату и мощным огнём из всего вооружения разнесла его в клочья. За эту победу она получила орден Красного Знамени.

21 мая 1943 года в бою погиб муж Лидии Литвяк Герой Советского Союза Алексей Фролович Соломатин.

15 июня Лидия Литвяк сбила Ju-88, а затем, отбиваясь от шестёрки немецких истребителей, сбила один из них. В этом бою она получила лёгкое ранение и в госпиталь ехать отказалась. 18 июля в схватке с немецкими истребителями Литвяк и её лучшая подруга Катя Буданова были сбиты. Литвяк удалось выпрыгнуть с парашютом, а Буданова погибла.

В конце июля — начале августа 1943 года в районе реки Миус происходили тяжёлые бои по отражению контрудара II немецкого танкового корпуса. Немецкое командование стянуло в район боёв большое число самолётов. 1 августа 1943 года Лидия Литвяк совершила 4 боевых вылета в ходе которых сбила лично 2 самолёта противника и 1 в группе. Из четвёртого вылета самолёт не вернулся. Командование дивизии подготовило представлению Лидии Литвяк к званию Героя Советского Союза, но прошли слухи, что девушка попала в немецкий плен и представление было отложено.

Послевоенные годы однополчане продолжали вести поиски пропавшей лётчицы. Найти удалось случайно в братской могиле в селе Дмитриевка.

5 мая 1990 Президент СССР Горбачёв подписал указ о присвоении Лидии Владимировне Литвяк звания Героя Советского Союза посмертно.

Победы в воздушных боях:

13 Сентября 1942 г. Ju-88
11 Февраля 1943 г. Ju-87
11 Февраля 1943 г. FW-190 (в группе)
22 Марта 1943 г. Ju-88 Ростов-на-Дону
22 Марта 1943 г. Ме-109
5 Мая 1943 г. Ме-109
7 Мая 1943 г. Ме-109
31 Мая 1943 г. Воздушный шар
16 Июля 1943 г. Ju-88
16 Июля 1943 г. Ме-109 (в группе)
19 Июля 1943 г. Ме-109
21 Июля 1943 г. Ме-109
1 Августа 1943 г. Ме-109 (в группе)
1 Августа 1943 г. Ме-109

Все победы одержаны на самолёте Як-1. Всего побед: 11 (+ 3 в группе).

Награды:
- Орден Ленина
- Орден Красного Знамени
- Орден Красной Звезды
- Орден Отечественной войны 1 степени

Память:

В Москве на доме No14 по улице Новослободской, в котором она жила и откуда ушла на фронт, установлена мемориальная доска.
Одна из московских улиц названа её именем.
Занесена в Книгу рекордов Гиннесса как женщина-лётчик, одержавшая наибольшее число побед в воздушных боях

Ни в одной армии мира 1939-45г.г. кроме РККА не было женщин пилотов истребителей. Тот факт, что советские женщины участвовали в войне в качестве пилотов истребительной авиации говорит о том высочайшем уровне патриотизма, которого достиг наш народ в этой войне.

Лучшим пилотом-истребителем 2-й мировой войны была младший лейтенант Лидия Литвяк, командир звена 3-й эскадрильи 73-го гвардейского истребительного авиационного полка (6-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, Южный фронт).Лилия Литвяк воевала всего 10 месяцев, но успела совершить 186 боевых вылетов, провела 69 воздушных боев, одержала 12 подтвержденных побед и погибла в бою 01.08.43г. в возрасте неполных 22 лет.
О ее жизни и смерти можно было бы снять потрясающий фильм, Голливуд просто отдыхает.Такой возможности как съемки фильма мы конечно не имеем, но постараюсь в этом посте обрисовать образ героической девушки истребителя.Воздушные бои над Сталинградом, Кубанью и Донбассом. 168 боевых вылетов и 11 блестящих побед. Истребитель с нарисованной на капоте лилией внушал ужас вражеским летчикам. А за его штурвалом сидела маленькая, хрупкая девушка - Лидия Литвяк. (по другим сведениям на машине Лидии ничего не было нарисовано)


Лидия Литвяк родилась 18 августа 1921 года в Москве. Как и многие в 30-е годы, увлеклась авиацией, став курсантом Кировского аэроклуба. После него были Херсонская авиационная школа и работа летчиком-инструктором в Калининской авиашколе, десятки часов налета и 45 обученных ею пилотов.С первых дней войны Лидия стремилась на фронт, но военная авиация не сразу открыла перед ней двери. Своего Литвяк добилась лишь зимой 1942 года, став летчиком 586 женского истребительного авиаполка.Первый боевой вылет Лидия совершила на самолете Як-1 в августе 1942 года, прикрывая Саратов от налетов нацистской авиации, а уже в сентябре добилась перевода в 437 авиационный истребительный полк, защищавший небо Сталинграда. К этому времени летчица имела одну воздушную победу в составе группы - немецкий Ju-88.


Поначалу мало кто воспринимал маленькую, светловолосую девушку всерьез. Но уже после первых вылетов над Сталинградом стало понятно, что Лиля - так называли летчицу однополчане - прирожденный летчик. 13 сентября 1942 года девушка одержала сразу две победы в одном воздушном бою, записав на свой счет гитлеровские Ju-88 и Me-109.


После этого боя по подразделениям Люфтваффе была разослана директива:
Отрывки из «Black Cross / Red Star», (русскоязычного перевода не существует).
Хроника Сталинградской битвы за воздух. Дневник командующего...?." 18 Сентября 1942 г., 12:00Погода: ясно.Жуков начал новое наступление севернее Сталинграда. Силы Вермахта находящиеся севернее города оказались под ударом не менее четырех армий большевиков. К счастью, Люфтваффе смогло ослабить силу этого наступления совершив 3 000 боевых вылетов по сравнению с 300 которые совершили ВВС Красных. Ю-88 из I./KG1 «Гинденбург» и III./KG1 «Гинденбург» также внесли свой вклад в дело победы под Сталинградом. Несмотря на то что наши потери высоки, противник понес намного большие потери. ВВС испытывают такую нехватку пилотов что начали принимать в качестве пилотов-истребителей женщин! Женщин! Одна из них даже смогла сбить Ю-88 и Ме-109 5 дней назад. Ее зовут Лилия Литвяк. Советская пропагандистская машина сделала из этого настоящую сенсацию, и привела в смущение наших пилотов-истребителей, охраняющих периметр над городом. Если вы услышите позывной «Чайка-90» немедленно перехватите эту глупую девицу и ее товарищей из 296 ИАП и… никакого благородства. Это не игра!.."
С каждым вылетом, с каждым боем побед становилось больше. Всего за время наступательных боев под Сталинградом Литвяк на истребителе Ла-5 сбила четыре вражеских самолета лично и четыре в составе группы.


Лидия Литвяк прославилась еще двумя своими подвигами. В течение нескольких недель ее самолет дважды был сбит за линией фронта, и оба раза Лида оставалась невредимой, избегала плена и возвращалась домой, чтобы вновь принять участие в боях. В первый раз ей удалось бежать самой и добраться пешком. А во второй раз ее спас товарищ - пилот, совершивший отчаянную посадку на вражеской территории и взявший Лидию на борт своего самолета.Вскоре летчица получила и свою первую награду - орден Красной Звезды. «Для нее нет невыполнимых задач», «в воздушных боях дерется смело и энергично», «все боевые задания выполняет с желанием» - такая характеристика дается летчице в представлении к награде.


(слева направо): Лилия Литвяк, Екатерина Буданова, Мария Кузнецова
Ожесточенные бои на Кубани. 22 апреля 43-го Лидия участвовала в перехвате группы из 12 Ju-88 в районе Ростова-на-Дону. В этом воздушном бою летчица снова одержала победу: несколько дерзких маневров, меткий огонь - и один вражеский бомбардировщик упал на землю. Внезапно в бой ввязалось еще шесть нацистских самолетов - истребителей Ме-109. Схватка на больших скоростях с невероятными виражами, с нечеловеческими перегрузками длилась более 15 минут. Летчица получила серьезное ранение, но несмотря на это сумела привести подбитый самолет на родной аэродром. После этого боя Лидия Литвяк была признана асом.



1 августа 1943 года самолет Лидии Литвяк последний раз поднялся в воздух. Советские войска прорывались к Донбассу, и в районе реки Миус шли тяжелые бои. Совершив три боевых вылета подряд, она уничтожила два вражеских самолета лично и еще один в группе, а из четвертого девушка не вернулась.Свидетели последнего боя летчицы рассказывали, что видели, как ее самолет был подбит. Были организованы поиски, но они вскоре прекратились, и Лидию признали пропавшей без вести.



Но Лидию искали, искали упорно. Ещё летом 1946 года командир 73-го гвардейского истребительного авиаполка И. Запрягаев послал в район Мариновки на машине несколько человек для поисков её следа. К сожалению, однополчане Литвяк опоздали буквально на несколько дней. Обломки Лидиного «Яка» уже были уничтожены…
Белые пятна в судьбе героической летчицы исчезли лишь в 1971 году, когда останки Лидии Литвяк обнаружили в братской могиле в селе Дмитровка Донецкой области. В ноябре 71-го в приказ Главного управления кадров о судьбе летчицы внесли изменение: «Пропала без вести 1 августа 1943 г. Следует читать: погибла при выполнении боевого задания 1 августа 1943 г.». А в 1990-м, благодаря стараниям однополчан, гвардии младший лейтенант Литвяк посмертно стала Героем СССР.

За 8 месяцев на фронте летчица совершила 168 боевых вылетов, одержала 11 побед лично, 3 в составе группы и уничтожила 2 аэростата-корректировщика, став одной из самых результативных летчиков-асов среди женщин.


Самолет с бортовым номером 23 на таком же летала Лидия Литвяк

Сегодня 1 августа исполняется 70 лет со дня гибели лучшей женщины-аса в истории авиации - Лидии Литвяк...

Так уж получилось, что среди советских истребителей-асов, отличившихся в Великую Отечественную войну, всенародная известность и слава достались, по сути, лишь двоим, самым лучшим - Ивану Кожедубу (по уточнённым данным - 64 личные победы) и Александру Покрышкину (59). К превеликому сожалению, других наших «соколов» в народе практически не знают. Ну, знают, правда, ещё - благодаря книге Бориса Полевого - про Алексея Маресьева (11, в т.ч. 7 после возвращения в строй, с ампутированными ногами). Кто-то может припомнить славного сына крымско-татарского и дагестанского народов Амет-Хана Султана (30 плюс 19 побед в группе). Вот, собственно говоря, и всё, вернее - все…

В тени Кожедуба и Покрышкина оказался даже третий наш ас, сослуживец Покрышкина - дважды Герой Советского Союза Григорий Речкалов, уступивший Покрышкину совсем немного (56 побед). Тут, однако, имеется одно обстоятельство: Речкалов был прекрасным лётчиком и храбрым человеком, но обладал сложным характером, был излишне амбициозен и «хромал» по части боевой дисциплины.

…В общем, недостаточно наш народ знает своих героев-авиаторов и крайне важно поэтому вести соответствующую работу по устранению «белых пятен». А ведь, между прочим, в Красной Армии воевала лучшая женщина-ас в истории авиации - Лидия Литвяк . Особо отличилась она в Сталинградской битве, 70-летие победы в которой мы отмечаем сейчас. А похоронена Лидия Литвяк на Украине - в братской могиле в селе Дмитриевка Шахтёрского района Донецкой области.

Родилась Лидия в Москве в 1921 году. Как и многие молодые люди 30-х годов, увлеклась авиацией. С 14-ти лет она посещала авиаклуб и в 15 совершила свой первый самостоятельный полёт. После окончания Херсонской авиашколы лётчиков-инструкторов работала инструктором в Калининском аэроклубе. Причём Литвяк отлично проявила себя на этой работе, подготовив до войны 45 курсантов.

Когда началась Великая Отечественная война, советское командование не планировало широкого участия женщин в боевой авиации. Однако огромные потери лётного состава заставили изменить первоначальные намерения. Уже в октябре 1941 года было принято решение сформировать из добровольцев три женских авиаполка. Руководить данной работой поручили легендарной лётчице Марине Расковой.

В начале 1942-го Лидия Литвяк подала прошение в боевую - истребительную - авиацию, приписав себе недостающих 100 лётных часов. Её зачислили в 586-й истребительный авиаполк (иап). Свой первый боевой вылет Литвяк совершила в июне в небе над Саратовом.

А в сентябре она уже воевала на Сталинградском фронте в составе 437-го «мужского» авиаполка, летая на Ла-5. Позже пересела на Як-1 с жёлтым номером «44» на борту.

Первые личные победы Лидия одержала 13 сентября 1942 года, сбив сразу два самолёта - истребитель MesserschmittBf109 и скоростной бомбардировщик JunkersJu88. Вскоре «последовал» ещё один «юнкерс». Затем Литвяк перевели в отдельное женское звено, созданное при штабе дивизии, а потом в полк асов - 9-й гвардейский Одесский иап.

Лидия Литвяк была ещё совсем юной девушкой - ей едва исполнился 21 год. Молодой и очень романтичной: по воспоминаниям, Лидия носила длинные шарфы, сшитые из парашютного шёлка, и всегда держала в кабине истребителя букетик полевых цветов. На капоте своего Як-1 она нарисовала яркую белую лилию.

Многие считали её красавицей. И на фронте к Лидии пришла большая любовь: её супругом стал её же ведущий - Алексей Саломатин, всего одержавший 12 побед.

К моменту окончания Сталинградской битвы Лидия Литвяк добилась высокого звания аса (асом принято считать лётчика, одержавшего 5 побед). 23 февраля 1943 года девушка получила первую боевую награду - орден Красной Звезды. К тому времени на её боевом счету уже числились 8 сбитых самолётов.

Очень тяжёлый бой ей пришлось выдержать 22 марта в районе Ростова-на-Дону. Участвуя в перехвате группы Ju88 и сбив один из них, она вступила в схватку с шестью Bf109. В том бою Литвяк получила ранение и с трудом смогла привести повреждённую машину домой. После лечения, в мае, она вернулась в полк.

А в конце мая Литвяк в блестящей манере, молниеносной атакой со стороны солнца сбила немецкий аэростат-корректировщик, который до того никак не могли сбить другие наши истребители. За эту победу младший лейтенант Лидия Литвяк была удостоена ордена Красного Знамени. Про её подвиги написали в газетах, её имя стало известно стране.

Як-1Б Л. В. Литвяк - её последняя машина. 73-й Гвардейский ИАП, лето 1943 года.

Дважды её саму сбивали - причём за линией фронта. В первый раз она сумела пешком пробраться к своим, а во втором случае её боевой товарищ совершил отчаянный поступок - сел возле сбитой лётчицы и взял её на борт самолёта.

Успехи в боях омрачались, однако, потерей близких людей. 21 мая 1943 года погиб муж Лидии - Герой Советского Союза гвардии капитан Алексей Саломатин. А 19 июля не вернулась из боя лучшая подруга - Катя Буданова, которая на тот момент была лучшей женщиной-асом (11 побед).

1 августа 1943 года Лидия Литвяк на своём Як-1 сопровождала штурмовики Ил-2. Это был уже четвёртый её вылет за день, и она в тот день уже успела сбить две вражеские машины. Четвёртый вылет, однако, оказался, последним в жизни. Очевидцы рассказывали, что на «як» с приметной белой лилией на борту набросились несколько «мессеров», и наш самолёт упал возле села Дмитриевка. Лидия Литвяк всего полмесяца не дожила до 22-летия…

За свою короткую, чуть более года, боевую карьеру она выполнила 186 боевых вылетов, провела 69 воздушных боёв и одержала 12 подтверждённых побед.

Долгое время обстоятельства гибели лётчицы и даже место её погребения оставались невыясненными. В ходе проведённых «по горячим следам» поисков ни самолёт, ни тело женщины найдены не были. Оттого она считалась пропавшей без вести, и из-за чего Лидия Литвяк тогда так и не получила полагавшееся за 10 сбитых самолётов врага звание Героя Советского Союза.

Лишь в 1979 году было установлено, что прах лётчицы покоится в братской могиле села Дмитриевка. Ветераны полка, в котором она воевала, вели упорную борьбу за признание её заслуг. Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные в боях с фашистами мужество и героизм Лидии Владимировне Литвяк было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). А в 1993 году её наградили и званием Героя России.

http://prometej.info/new/mir/4483-lidialitviak.html

Девушка, которая не дожила до своего 22 дня рождения всего 17 дней, но за 21 год своей жизни она сделала больше, чем многие из нас. Это Лидия Литвяк, Герой Советского Союза, Белая Лилия Сталинграда.

Просто прочтите и вдумайтесь в эти сухие факты, ведь за этими цифрами и датами - жизнь обычной девушки, которой хотелось любить и быть любимой, воспитывать детей, танцевать, болтать с подругами и самое главное Жить, но она сделала свой выбор и ценою своей жизни внесла неоценимый вклад в общую Победу.

Лидия Литвяк родилась в Москве 18 августа 1921 года. С 14 лет занималась в аэроклубе. В 15 лет она уже совершила свой первый самостоятельный полет.

В 1942 году была зачислена в 586 ИАП, «женский авиаполк», приписав недостающие 100 часов налёта. Освоила истребитель Як-1. Первый боевой вылет совершила в небе над Саратовом. В августе 1942 года в группе сбила немецкий бомбардировщик Ю-88. 13 сентября во втором боевом вылете над Сталинградом сбила бомбардировщик Ю-88 и истребитель Me-109. Лётчиком Me-109 оказался немецкий барон, одержавший 30 воздушных побед, кавалер Рыцарского креста!

Девушка, ей 21 год всего, она сбила БАРОНА И КАВАЛЕРА РЫЦАРСКОГО КРЕСТА! 27 сентября в воздушном бою с дистанции 30 м поразила Ю-88. Затем в паре с Раисой Беляевой сбила Me-109. 23 февраля 1943 года Лидия Литвяк получила свою первую боевую награду — орден Красной Звезды. 22 марта в районе Ростова-на-Дону участвовала в перехвате группы немецких бомбардировщиков. В ходе боя ей удалось сбить один самолёт. Заметив шестёрку Me-109, вступила с ними в неравный бой, давая своим боевым товарищам выполнить боевую задачу. В ходе боя была тяжело ранена, но сумела привести повреждённый самолёт на аэродром. После лечения была отправлена долечиваться домой, но через неделю снова была в полку. 5 мая 1943 года вылетела на сопровождение бомбардировщиков, в ходе боя сбила вражеский истребитель, ещё один сбила через 2 дня.

В конце мая Лидия Литвяк сбила вражеский аэростат — корректировщик артиллерийского огня, который не могли сбить из-за сильного зенитного прикрытия. Она углубилась в тыл противника, а потом из глубины, зайдя против солнца сбила аэростат. За эту победу она получила орден Красного Знамени. 21 мая 1943 года в бою погиб муж Лидии Литвяк Герой Советского Союза А. Ф. Соломатин. 15 июня Лидия Литвяк сбила Ю-88, а затем, отбиваясь от шестёрки немецких истребителей, сбила один из них. В этом бою она получила лёгкое ранение и в госпиталь ехать отказалась. 18 июля в схватке с немецкими истребителями Литвяк и её лучшая подруга Катя Буданова были сбиты. Литвяк удалось выпрыгнуть с парашютом, а Буданова погибла.

В конце июля — начале августа 1943 шли тяжёлые бои по прорыву немецкой обороны на рубеже реки Миус, закрывавшем дорогу на Донбасс. Бои на земле сопровождались упорной борьбой за превосходство в воздухе. 1 августа 1943 года Лидия Литвяк совершила 4 боевых вылета, в ходе которых сбила лично 2 самолёта противника и 1 в группе. Из четвёртого вылета она не вернулась.