Л.Н.Козловская Ошмяны 2016

Будем говорить правильно

Л.Н.Козловская Ошмяны 2016

Логопедические улитки: сборник игр/авт. Л.Н.Козловская – Ошмяны: Изд-во «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Ошмянского района», 2016. – 32 с. Пособие представляет собой сборник игр для проведения коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи: дислалией, ринолалией, общим недоразвитием речи (3 уровня речевого развития). Игры можно использовать для автоматизации и дифференциации звуков, коррекции нарушений лексико-грамматической стороны речи, развитию фонематического слуха и связной речи в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи. Пособие будет полезно учителям-дефектологам пунктов коррекционно-педагогической помощи, воспитателям специальных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи, родителям детей с нарушениями речи. ©Л.Н.Козловская, автор, 2016 ©Государственное учреждение образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и образования Ошмянского района»

Улитка Сальвия С

Улитка Симона Сь

Улитка Сульсиния

Улитка Зарина З

Улитка Зинаида Зь

Улитка Азазель З-Зь З-Зь

Улитка Златослава С-З

Сь-Зь Улитка Сюзанна

Улитка Цветана Ц

Улитка Сациния С-Ц

Улитка Шарлотта Ш

Улитка Жаннет Ж

Улитка Стеша С-Ш

Улитка Жозефина Ж-З

старт Улитка Челеста Ч

Улитка Чеслава Ш-Ч

Улитка Ющиния Щ

Улитка Чищетта Ч-Щ

Улитка Лаура Л

старт Улитка Любава Ль

Улитка Виоланта Л-В

Улитка Розалина Р

Улитка Мария Рь

старт Улитка Розария Р-Рь

Улитка Кларисса Л-Р

старт Улитка Клавдия К

Улитка Капитолина К-Т

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ https://www.google.by

Автоматизация звука «С» ………………………….……………………........................................................................... Автоматизация звука «Сь» …………………………………………………………………………………………………………………….. Дифференциация звуков «С» - «Сь»………………….……………………………………………………………………………..……. Автоматизация звука «З» ……………………………………………………………………………………………………………….……... Автоматизация звука «Зь» …………………………..………………………………………………………………………………………… Дифференциация звуков «З» - «Зь»………………….…………………………………………………………………………….….…. Дифференциация звуков «С» - «З»………………….……………………………………………………………………………...….…. Дифференциация звуков «Сь» - «Зь»……………….……………………………………………………………………………………. Автоматизация звука «Ц» ……………………………………………………………………………………………………………….…….. Дифференциация звуков «С» - «Ц»..………………….…………………………………………………………………………….……. Автоматизация звука «Ш» ………………………….…………………………………………………………………………………..….…. Автоматизация звука «Ж» …………………………………………………………………………………………………………………..… Дифференциация звуков «С» - «Ш»………………….………………………………………………………………………………..…. Дифференциация звуков «Ж» - «З»………………….……………………………………………………………………………..……. Автоматизация звука «Ч» ………………………..…………………………………………………………………………………………..… Дифференциация звуков «Ш» - «Ч»………………….……………………………………………………………………………………. Автоматизация звука «Щ»………………………………………………………………………………………………………..…………….. Дифференциация звуков «Ч» - «Щ»………………….……………………………………………………………………………………. Автоматизация звука «Л» ………………………..……………………………………………………………………………………….....… Автоматизация звука «Ль» ……………………………………..……………………………………………………………………………… Дифференциация звуков «Л» - «В»………………….……………………………………………………………………………………. Автоматизация звука «Р» ………………………….……………………………………………………………………………………......… Автоматизация звука «Рь» ………………………………….……………………………………………………………………………….... Дифференциация звуков «Р» - «Рь»………………….……………………………………………………………………………………. Дифференциация звуков «Л» - «Р»………………….………………………………………………………………………………….…. Автоматизация звука «К» …………………………………………………………………………………………………………………….... Дифференциация звуков «К» - «Т»………………….………………………………………………………………………………….…. 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Содержание 33

Сборник игр Логопедические улитки Учебно-методическое пособие для учителей-дефектологов пунктов коррекционно-педагогической помощи А в т о р Козловская Людмила Николаевна Ответственный за выпуск Л.Н.Козловская Компьютерный набор Л.Н.Козловская Верстка Л.Н.Козловская 230003, г.Ошмяны, ул.Советская, 3а

Шалыгина Наталья Геннадьевна,

учитель – логопед

МБДОУ«Детский сад №7» г. Нефтеюганск

Игровое пособие «Веселая улитка» предназначено для автоматизации (закрепления) звука «С» в речи воспитанников с нарушениями звукопроизношения. Пособие помогает разнообразить детскую деятельностьна занятиях по усвоению и закреплению звука «С» в речи ребенка. В настоящее время воспитанники очень медленно усваивают свистящую группу звуков, поэтому приходится придумывать дополнительные игры и игровые упражнения, используя знакомый детям дидактический и речевой материал.Дидактический материал подобран с учетом методики последовательного усвоения поставленного звука, начиная с открытых прямых и обратных слогов и слов с ними, например: са-са-са – сани, коса, оса; ас-ас-ас – ананас. Слоги могут находиться в ударной или безударной позиции. Затем звук отрабатывается в закрытых слогах и словах с ними, в слогах со стечение согласных (ска-ска-ска – скакалка, маска), в словосочетаниях (усатая оса), в предложениях (В сад прилетела полосатая оса) и спонтанной речи ребенка.Это пособие можно использовать для автоматизации других звуков русского языка, необходимо только заменить предметные картинки, которые используются для работы, учитывая последовательность усвоения ребенком нарушенного звукопроизношения.Воспитанники с большим интересом выполняют игровые задания и успешно усваивают материал занятий.

Описание игрового пособия.

Пособие состоит из предметных картинок с учетом последовательности автоматизации звука в речи воспитанника на каждый изучаемый слог не менее 6 картинок со звуком в начале, в середине и в конце слова, например слог СА – сани,сапоги, самолет, самокат, оса, лиса, коса, ананас, Карабас.

Также пособие содержит в себе листы форматом А-4, на которых подобраны картинки со слогами

и изображения силуэтов улитки.

Пособие можно изготовить из картона или обычной бумаги, предварительно перед работой с детьми заламинировать весь дидактический материал для удобства его обработки и сохранности.

Дидактические картинки для игрового пособия взяты из игры Н,Е, Ильяковой «Звуки С, З, Ц – я вас различаю», Т,С, Резниченко, О.Д, Лариной Логопедический альбом «Говорим правильно» - звуки С,З,Ц и интернет сайтов – адреса указать не могу так как картинки собраны очень давно и в то время не требовалось делать ссылку на сайт.

Варианты использования:

Вариант №1 . Автоматизация звука в словах.

Логопед и воспитанники работают на общем поле с картинками, закрепляя правильное произношение звука, выполняя упражнения:«Послушай, повтори», «Назови картинку, правильно произнося все звуки», «Скажи, не ошибись». Первое время все упражнения выполняются со зрительной опорой на картинки. Затем задания выполняются без зрительной опоры только на слух – формируя у ребенка слуховое (фонематическое) восприятие правильного и четкого звучания звука.

Вариант №2 .Автоматизация звука в словах с помощью игрового поля с силуэтом «Улитки» .

Логопед и воспитанник повторяют одно из упражнений варианта №1. Затем ребенку предлагается «Улитка» и даются задания:

Выложи «Улитку» картинками, названия которых начинаются со звука «С»;

Выложи «Улитку» картинками, в названии которых слышится слог «СА», «СО» и другие по мере усвоения материала ребенком;

После каждого выполненного задания ребенок в обязательном порядке проговаривает подобранные им слова, закрепляя правильное произношение и если необходимо, исправляет свои ошибки, которые он допустил при выборе картинок.

Вариант №3. Развивает мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, память.

Этот вариант учит ребенка выполнять самостоятельно предлагаемую инструкцию к правильному выполнению задания и самоконтролю за произношением отрабатываемого звука «С».

Вспомнить и нарисовать слова со звуком «С» в любой позиции;

Вспомнить и нарисовать слова только со звуком «С» в начале слова;

Вспомнить и нарисовать слова со слогом «СА», «СУ», «СТА» и так далее.

После того, как ребенок нарисует схематично слова, он обязательно должен проговорить их с четким произношением звука «С».

Вариант №4. Автоматизация звука в словосочетаниях и предложенияхв играх.

  1. Игра «Один – много»

Цель. Образование множественного числа существительного.

Методическое указание. Ребенок называет и показывает то, что он называет.

  1. Игра-шутка «Ответь одним словом»

Цель. Изменение существительного по падежам.

Задание ребенку: Выбери одну из картинок. Ответь на вопросы только этим словом.

Вопросы ребенку задаются с учетом падежей.

Подробное описание игр можно найти в книге «Логопедическая грамматика для малышей» О.А.Новиковская

  1. Игра «Скажи ласково»

Цель. Учить изменять существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (стол – столик).

  1. Игра «Посчитай»

Цель. Учить ребенка согласовывать окончания имен существительных с числительными в словах и словосочетаниях. (Один самолет, два самолета, пять самолетов).

Описание пособия : Предлагаю многофункциональное логопедическое пособие для детей дошкольного возраста. Пособие предназначено для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий. Данный материал будет полезен для учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп.

Многофункциональность пособия выражается в разнообразии картинок, которые можно использовать в соответствии с поставленной целью. Картинки легко снимаются и прикрепляются, дети могут сами менять необходимые картинки. Данное пособие можно использовать при работе над лексическими темами, проводить лексико-грамматические упражнения «Скажи ласково», «Мой, моя, моё», «Четвёртый лишний» и многие другие. Кроме того можно широко использовать пособие при обучении детей грамоте. На домик улитки помещаются картинки с буквами или слогами, а дети составляют слова.

Логопедические игры «Звуковая улитка»

Цель: Автоматизация и дифференциация звуков, развитие фонематического слуха, совершенствование лексико-грамматических категорий речи; развитие просодической стороны речи.

Дидактическая игра «Улитка весело ползёт, нам картинки везёт!»

Цель : автоматизация звуков в речи, закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Материал : картинки с изображениями разного количества предметов на заданный звук.

Описание: Логопед читает стихотворение:

Улитка медленно ползёт,

Качаясь на листке,

Улитка целый день несёт

картинки на себе!

Ребёнок называет картинки, чётко проговаривая поставленные звуки и правильно согласовывая существительные с числительными.

Дидактическая игра «С улиткой играй и цвета называй!»

Цель : автоматизация звуков в речи, подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет, закрепление названий основных цветов и оттенков.

Материал: картинки разноцветных предметов на заданный звук.

Описание: Логопед загадывает загадку:

Теремок, гляди, ползёт.

На себе его везёт,

Хозяюшка богатая,

Хозяюшка рогатая!

У улитки в теремке разноцветные игрушки! С улиткой будем мы играть и цвета называть! Ребёнок называет картинки, чётко проговаривая звуки, и называет прилагательное, обозначающее цвет.

Дидактическая игра «Будем спорить с улиткой»

Цель : автоматизация поставленных звуков в речи, закрепление в словаре ребёнка слов антонимов.

Материал : картинки с предметами обозначающими признаки: узкий, высокий, острый, горячий и другие

Описание

У меня девиз простой -

«Всё своё, ношу с собой!»

Две антенны над калиткой

Домик свой несёт улитка!

Ребёнок подбирает прилагательное к картинке у улитки, а затем спорит с ней и называет другое прилагательное с противоположным значением.

Дидактическая игра «День рождения у улитки»

Цель : расширение словарного запаса, учить называть, как животные подают голос.

Материал: картинки разных животных в соответствии с поставленными звуками

Описание : Логопед читает стихотворение:

У улитки в воскресенье

Будет праздник День Рождения!

Только вот беда то в чём,

Как гостей позвать в свой дом!

К улитке в гости пришли гости и поздравляют её с Днём Рождения. Дети называют животных и подбирают слово, как животное подаёт голос.

Дидактическая игра «Улитка учит язычок делать зарядку»

Цель: развивать артикуляционную моторику детей

Материал: картинки для артикуляционных упражнений

Описание : дети рассматривают картинки, которые везёт улитка, и выполняют определённое артикуляционное упражнение