Елена Наследова
Конспект НОД звуки [Д] - [Д’]. Буква «Д»

ЗВУКИ [Д] - [Д’] . БУКВА Д

Цели :

Коррекционно-образовательные :

Уточнить произношение звуков [Д] - [Дь] ;

Учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости;

Обучать звуковому анализу слов ;

Коррекционно-развивающие :

Развитие фонематического слуха; зрительной, слуховой памяти и внимания;

Развитие мелкой моторики рук, дикции.

Коррекционно-воспитательные :

Аккуратность.

Оборудование : предметные картинки, индивидуальные схемы, тетради, ручки,

Х о д з а н я т и я

I. Орг. Момент

Пальчиковая гимнастика :

«Наши пальцы»

Пальцы встали дружно в ряд : Десять крепеньких ребят. Эти два - всему указки. Все покажут без подсказки. Пальцы - два середнячка, Два здоровых бодрячка. Ну, а эти-безымянны, Молчуны, всегда упрямы. Два мизинца-коротышки, Непоседы и плутишки. Пальцы главные средь них, Два больших и удалых.

II. Основная часть

1. Артикуляционная гимнастика

Медленно открывать и закрывать рот под счет до 5. Постучать язычком за верхними зубами д-д-д-д Упражнения : «Лошадки» , «Моляр» , «Качели» .

2. Знакомство со звуками [Д] - [Дь]

На когтях, а ствол сосновый влез монтер красноголовый.

На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит

Послушайте, как звучит дятел : д-д-д-д - дь-дь-дь-дь

Какой фишкой мы обозначим каждый звук ?

Дети : Звук [Д]-согласный , твердый, звонкий, обозначаем синий фишкой;

Звук [Дь]-согласный , мягкий, звонкий, обозначаем зеленой фишкой

3. Фонематическое восприятие

Повторите : Дятел дерево долбил,

всех он стуком разбудил.

Дед Данила делил дыню :

дольку – Диме, дольку – Дине.

4. Дифференциация звуков [Д] , [Дь]

Игра «Сигнальщики» .

Покажите дятлу, как вы различаете звуки [д] , [дь].

Синюю фишку поднимаем, когда слышим [д], а зеленую когда слышим звук [дь]

Слова :

дуб долбит

дерево сидит

дятел доктор

дупло разбудил

Выделение звуков [д] , [дь] из состава слова.

Драконы над лесом пролетали, стук дятла услыхали, На полянку тихо сели и решили поиграть : Слова со звуками [д] , [дь] назвать.

Синий дракон называл слова со звуком [д] .

Зеленый дракон называл слова со звуком [дь] .

Помогите драконам подобрать слова к схемам.

5. Звуковой анализ

Дятел отстучал нам стих, но в конце его притих.

Ну-ка, дятлу помогите – в стихе слово доскажите.

Вот папа гриб, а сын – грибок.

Вот папа – дуб, а сын - (дубок) .

Составьте схему слова «дубок»

III. Ф и з м и н у т к а

Только в лес мы зашли, появились комары.

Руки вверх – хлопок над головой,

Руки за голову кладем и вразвалочку идем.

Вдруг мы видим у куста – выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем и в гнездо его кладём

IV Закрепление

1. Знакомство с буквами Д .

На что похожа буква «Д» ?

Из каких элементов составлена буква «Д» ?

Сколько элементов?

Прочитайте букву . Посмотрите, как можно изобразить букву «Д» с помощью пальцев рук. Постройте и вы также.

Печатание буквы «Д» , «д» в тетради.

Скороговорки : «Два дровосека, два дровокола, два дроворуба» . «Дарья дарит Дине дыни» . «До города дорога в гору, от города с горы» .

Оценивается деятельность детей.

Список используемой литературы :

1. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи. -М.: «Мозаика –Синтез» , 2006.-96с.

2. Цуканова С. П., Бетц Л. Л. Учимся говорить и писать (конспекты фронтальных логопедических занятий) .- М.: «Гном» 2001г., 79с

После того, как поставлены и автоматизированы звуки Д, ДЬ, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал твердый и мягкий варианты произнесения.

Практический материал на дифференциацию звуков Д – ДЬ.

1. Повтори слоги.

3. Повтори предложения.

Даня сидит на диване. В водоеме воды видимо - невидимо. Дима дома не один. Медведи любят мед. Дома - домовой, в воде - водяной. Дядя Федя дал меда медведю. Надя ела дыню. На груди у Ады - награда. Дупло - дыра в дереве. В деревне есть плодовые деревья. Володя поздравил Даню. Люда видела верблюда. Даня видел лебедей. Понедельник в календаре будний день. Дане подарили пуделя. В ведре холодная водичка. Федя идет домой. Денис идет по дороге. У дочки желуди. Даня принес гвозди.

4. Повтори чистоговорки.

Да - дя - да - как молода. Дя - да -дя - идет дядя. Ду - дю - ду - я иду по саду. Дю - ду - дю - мед дадим медведю. Ди - ды - ди - в пруду лебеди. Ды - ди - ды - знаю все ходы. Де - дэ - де - мы рады победе.

5. Повтори пословицы, поговорки.

Друзья познаются в беде.

Дружба в делах помощница.

Дерево дорого плодами, а человек делами.

Жизнь дана на добрые дела.

6. Повтори скороговорки.

Дед Додон в дуду дудел,

Димку дед дудой задел.

Дятел дерево долбит,

День - деньской кору дробит.

Дарья дарит Дине дыни.

7. Повтори загадки.

Много рук, а нога одна.

(Дерево)

Шел долговяз,

В сыру землю увяз.

(Дождь)

Не живая - а идет,

Неподвижна - а ведет.

(Дорога)

В золотой клубочек

Спрятался дубочек.

(Желудь)

8. Выучи стихотворения.

Дождик, дождик,

Не дожди!

Дождик, дождик,

Дай дойти до дому

Дедушке седому.

(А. Кондратьев)

Доброгопути

Нам желают:

Доброго пути!

Будет легче

Ехать и идти.

Приведет, конечно,

Добрый путь

Тоже к доброму

Чему - нибудь.

(Е. Благинина)

9. Игра «Твердый - мягкий».

Перед ребенком лежат синий и зеленый квадратики. Если в словах, которые произносит взрослый, находится твердый звук Д, то ребенок поднимает синий квадратик. Если мягкий звук ДЬ - зеленый квадратик.

Дерево, садовник, Денис, звезда, дом, дуб, дети, удар, Дима, диво, дача, Надя, Даня, одеяло, домино, дятел, дым.

10. Игра «Составь предложения».

Взрослый просит ребенка составить предложения по следующим опорным словам:

11. Перескажи рассказ.

Взрослый просит ребенка послушать рассказ, а потом пересказать его.

Дане на день рождения подарили собаку. Даня очень долго думал, как же назвать своего нового друга.

Назову-ка я его Диком. Он вырастет большим и сильным, будет меня защищать. Верно, Дик?

И собака сразу откликнулась на это имя. Подошла к Дане, завиляла хвостом, лизнула Даню в нос. Так и стала Данина собака Диком.

Тема: Звуки [д] и [д"]. Буква Дд.

Коррекционно-образовательные задачи. Уточнение артикуляции звуков [д] и [д"]. Формирование умений различать звуки [д] и [д"]. Сравнение звуков по твердости и мягкости. Развитие фонематического слуха и восприятия. Выделение заданных звуков на слух и в произношении из звукового ряда, ряда слогов, слов. Составление характеристики звуков с опорой на символы. Определение местонахождения звука в словах. Звукобуквенный анализ слов дым, дом. Знакомство с буквой Д. Рисование буквы в воздухе, выкладывание из палочек. Нахождение образа буквы в предметах ближайшего окружения.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики. Совершенствование тактильного восприятия.

Коррекционно-воспитательные задачи. Воспитание чуткого отношения друг к другу.

Оборудование. Картинки маленький и большой дома, синий и зеленый домики, мяч, схемы слов, фишки, тетради, счетные палочки, карандаши.

Ход занятия.

1. Организационный момент. (Создание эмоционально положительного фона занятия).

Логопед. Сегодня мы будем строителями, будем строить дом. Напрягите мышцы, покажите, какие вы сильные. (Дети напрягают и расслабляют мышцы рук.)

Ручки растираем и разогреваем

И лицо теплом своим мы умываем,

Грабельки сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро,

Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки,

А потом уходим пальцами на щёчки.

Щёчки разминаем, чтобы надувались,

Губки разминаем, чтобы улыбались.

Как утята к утке клювики потянем,

Разомнем их мягко, не задев ногтями.

2. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения «улыбка - трубочка», «почистим зубки», «качели», «лошадка».

3. Уточнение артикуляции звуков [д] и [д"].

Логопед показывает картинку большого дома.

Мы построить дом хотим.

Работу язычку дадим.

Молоточки мы возьмем

Дружно гвоздики забьем

[д] легко произнесем.

(Дети ударяют кончиком языка по верхним зубам, прикладывая тыльную сторону ладони к гортани, и дают характеристику звука [д] – согласный, звонкий, твердый.)

Логопед показывает картинку маленького дома.

Мы построить дом хотим.

Работу язычку дадим.

Молоточки мы возьмем

Дружно гвоздики забьем

[д"] легко произнесем.

(Дети легко ударяют кончиком языка по верхним зубам, прикладывая тыльную сторону ладони к гортани, и дают характеристику звука [д"] – согласный, звонкий, твердый.) Логопед показывает символы твердого и мягкого звуков – синий и зеленый кружки.

  1. Игра «Путешествие». (Формирование умений различать звуки [д] и [д"].)

Логопед. Мы отправляемся в путешествие. Кто находится в самом начале дороги? (Крокодил) Он нас пропустит, если вы определите, какой звук есть в слове крокодил - [д] или [д"]. Возьмите карандаш и нарисуйте под крокодилом зеленый кружок. Найдите место звука в слове. Аналогично проводится работа со словами медведь, дракон, динозавр, дуб, сундук.

Логопед. Чтобы сундук открылся, вам нужно поделить слова на слоги и назвать ударный слог.

5. Игра «Эхо». Дети повторяют за логопедом цепочки слогов и находят лишний.

Да – да – дя – да, до – ди – ду – да, ды – ды – ды – до – ды, дя – дю – де – ду.

6. Игра «Тук – тук - тук». (Координация речи с движением.)

Тук – тук – тук. Строим дом. (Дети ударяют кулачком о кулачок.)

Дом высокий. Дом с окном. (Поднимают руки вверх, разводят в стороны.)

С острой крышей и трубой. (Соединяют руки над головой, поднимают одну руку вверх.)

В доме я живу с тобой. (Показывают на себя и на соседа.)

7. Игра «Доскажи словечко».

Логопед начинает слово, а дети заканчивают слогом с изучаемыми звуками: во..(да), яго…(да), пого…(да), коман…(да), сле…(ды, ди), награ..(ды, ди), са…(ды, ди).

Логопед. Закончите предложение словом, которое начинается со звука [д].

Мою подругу зовут …(Даша).

Машина едет по …(дороге).

Из трубы идет…(дым).

У белки теплое … (дупло).

Папа построил …(дом).

Слова дом и дым дети выкладывают из разрезной азбуки и делают звукобуквенный анализ.

8. Игра с мячом «Все на букву Д».

Логопед. Замените первый звук в слове на звук [д]: сом – дом, вождь – дождь, кочка – дочка, пороги – дороги, пушка – душка, круг – друг, туш – душ, пачка – дачка, волк – долг, пух – дух, рама – дама, пар – дар, ночь – дочь.

9. Работа с буквой Д.

Логопед. На что похожа буква Д?

Буква Д – как будто дом,
Но всего с одним окном.

Задание: Нарисовать букву Д в воздухе, выложить из палочек, выделить зашумленные буквы Д. Нарисовать картинки на звуки [д] и [д"] (дом, дым, дерево, дорога, дрова).

Исправить ошибки – дописать недостающие элементы буквы Д.

10. Окончание занятия. (Оценка работы детей.)


У п р а ж н е н и е 1.

Вспомните установку речевого аппарата для этих звуков. Сделайте тренировочные упражнения для языка.

Поочередно, следя за чистотой и верностью звучания, про­износите:

Д -Т Д-Т Д-Т ДЬ-ТЬ ДЬ-ТЬ ДЬ-ТЬ

У п р а ж н е н и е 2.

Тренируйте Д, Т и ДЬ, ТЬ в слогах:

ДЫ – ТЫ ДИ – ТИ ДЫТ – ДИТЬ

ДЭ – ТЭ ДЕ – ТЕ ДЭТ – ДЕТЬ

ДА – ТА ДЯ – ТЯ ДАТ – ДЯТЬ

ДО – ТО ДЁ – ТЁ ДОТ – ДЁТЬ

ДУ – ТУ ДЮ – ТЮ ДУТ – ДЮТЬ

ДЫ – ТЫ ДИ – ТИ ДЫТ – ДИТЬ

ДИ – ДИ – ДИ – ДИ – ДИТ

ДЭ – ДЭ – ДЭ – ДЭ – ДЭТ

ДА – ДА – ДА – ДА – ДАТ

ДО – ДО – ДО – ДО – ДОТ

ДУ – ДУ – ДУ – ДУ – ДУТ

ДЫ – ДЫ – ДЫ – ДЫ – ДЫТ

ДИ – ДИ – ДИ – ДИ – ДИТЬ

ДЕ – ДЕ – ДЕ – ДЕ – ДЕТЬ

ДЯ – ДЯ – ДЯ – ДЯ – ДЯТЬ

ДЁ – ДЁ – ДЁ – ДЁ – ДЁТЬ

ДЮ – ДЮ – ДЮ – ДЮ – ДЮТЬ

У п р а ж н е н и е 3.

Тренируйте различие звонкого Д и глухого Т в словах:

ДАЧКА- ТАЧКА

ДОН - ТОН]

ДОЧКА- ТОЧКА

ДУШ – ТУШЬ

КАДУШКА - КАТУШКА

ДЕЛО-ТЕЛО

ДЕНЬ-ТЕНЬ

ДРАП- ТРАП

У п р а ж н е н и е 4.

Тренируйте звуки ДЬ и ТЬ в словах, внимательно следите, чтобы не было «цоконья» и «дзяканья».

ТИНА ТЕРЕМ ПУСТЯК ТЮЛЬПАН

КАРТИНА УТЕХА ТЯГА ТЮЛЕНЬ

ТИШИНА КАНИТЕЛЬ КОТЯТА ТЮЛЬ

НЕВИДИМКА ТЕСТО ОКТЯБРЬ ДЮНЫ

СЕДИНА ДВЕРИ ДЯТЕЛ ДЮЖИНА

ДИВО КАДЕТ ДЯДЯ ДЮШЕС

Упражнение 5.

Тренировка Д и Т, ДЬ и ТЬ в текстах.

Терпенье и труд всё перетрут.

Безделье - мать всех пороков.

Береги платье снову, а честь смолоду.

Огонь - беда и вода - беда, а пуще беды - и без огня и без воды.

Тетерев сидел на дереве, от дерева тень тетерева.

На улице деготник - мне не до деготника, не до деготниковой жены, не до деготниковых детей.

В редьке пять блюд: редька триха, редька ломтиха, редька с квасом, редька с маслом да редечка так.

Каждый день идет там диво.

И, блистая сединами,

Дядька впереди идёт

И ко граду их ведёт.

А. Пушкин

Северный ветер дышал стужей в темные окна домов.

А. Толстой

Говорила она на южном диалекте - часто делала непра­вильные ударения (поняла, заняла) и произносила звук «г» придыхательно.

Ф. Гладков

Жить,- даже и не будучи влюбленным,- славное занятие.

М. Горький

На другой день народу в театре было видимо-невидимо.

А. Макаренко

Пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое бельё.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

гимназия № 1551

СЗОУО г.Москвы

Конспект урока на тему

«Звуки Д, Дь. Буква Д»

подготовила

учитель-логопед

Юдина Евгения Анатольевна

г. Москва

2014

Тема: Звуки Д, Дь. Буква Д. Цели:

    Познакомить детей со звуками Д и Дь, буквой Д, научить характеризовать данные звуки.

    Развивать у детей фонематические процессы.

    Упражнять в делении слов на слоги.

    Развивать общую и мелкую моторику, дыха­тельные и голосовые функции.

Оборудование: Предметные картинки, в назва­нии которых присутствует звуки Д и Дь, кукла Кузя, схема для характеристики звуков, цветные фишки для звукового анализа слогов, слов и составления схем, мяч, изображение буквы Д, картинки со слогами, цветные карандаши.

Ход занятия.

1.Организационный момент: Игра в мяч «Назови первый звук в слове» Здравствуйте, ребята! К нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся! Давайте поиграем, сделаем полукруг. Я буду вам бросать мяч, называя слова, а вы должны назвать первый звук в слове и вернуть мяч. 2.Объявление темы: Раздается стук из шкафа. -Ой, ребята, кто это стучит? Давайте посмотрим (появляется домовенок Кузя) Домовенок Кузя: Здравствуйте, ребята! Мне очень скучно одному сидеть дома, можно я поиграю с вами? Дети отвечают. Логопед: -Ребята, у Кузи много картинок, посмотрите на картинки, назовите их и подумайте, о каких звуках мы сегодня поговорим (дыня, дым, дверь, дом, дерево, дятел, девочка). - Сегодня мы поговорим с вами о звуках Д и Дь. -Молодцы! А теперь садимся на свои места. 3. Акустико-артикуляционный образ звуков.

Произнесите звук Д, подумайте, какой он.

Почему он согласный? (воздух встречает преграду)

Подумайте, он глухой или звонкий? Давайте проверим это (рука на горлышке, горлышко дрожит)

Твердый он или мягкий? (твердый). Каким цветом мы его обозначаем? (синим)

Какой у звука Д младший брат? Звук Дь. А он какой? Согласный? Звонкий? Он тоже твердый? Нет, мягкий. Каким цветом мы его обозначаем? (зеленым)

4.Связь звука и буквы . Звуки Д, Дь обозначаются буквой Д. Логопед демонстрирует буквуД.

Д – это домик аккуратный

С высокой крышею двускатной. (Борис Заходер «Азбука фантазёров»)

Буква Д – как будто дом,
Но всего с одним окном.( Черняева «Азбука-запоминайка»)

5.Чтение слогов.

Ребята, посмотрите, какие необычные домики принес нам Кузя, давайте прочитаем, что на них написано (на доске изображение домиков со слогами в окошках). Чтение индивидуально и хором.

6.Звуковой анализ слогов, слов.

Давайте составим схемы этих слогов. (Дети выходят к доске)

Что же еще интересного приготовил для вас Кузя?! Он каждому из вас принес картинку. Достаньте листочки с картинками из корзиночки. Давайте внимательно посмотрим, что нарисовано на листочках. Каждый из вас будет находить место звуков Д, Дь в названии картинки. Чтобы работалось легко и быстро подготовим наши ручки:

Пальчиковая гимнастика:

На горе мы видим дом ( составленными под углом ладонями имитируем крышу дома )
Много зелени кругом ( разводим руки в стороны, показывая как много зелени )
Вот деревья, вот кусты ( соединяем ладони, образуя ими вытянутый и круглый шарик )
Вот душистые цветы ( складываем ладошки в виде чаши )
Окружает все забор ( пальцем в воздухе рисуем зигзагообразную линию )
За забором – чистый двор ( гладим руками воздух )

Приступаем к работе. Достаем цветные карандаши. Как вы думаете, какие цвета нам понадобятся? (синий, зеленый) Ищем звуки Д, Дь в словах. Начинаем работать (самостоятельная работа). Кто выполнит задание, поднимает руку. Кузя вас проверит. Молодцы! Ребята, Кузя приглашает вас на ковер. Давайте немножко отдохнем! Физминутка «Цветочек» (веселая логоритмика Е.Железнова с инструкцией автора). Отдохнули, возвращаемся на свои места. 7.Составление схемы слов «дым», «день». Ой, ребята, Кузя хочет что-то мне сказать! (Кузя шепчет следующее задание). Кузя хочет проверить, умеете ли вы составлять схему слова, он будет называть вам слова, а вы составляете схему. 8.Деление слов на слоги. -Скажите, а сколько слогов в этом слове? Кто помнит правило? Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. Давайте отхлопаем слоги в словах: дым, дерево, дорога, дельфин, домовенок. Молодцы!

9.Письменное задание (дополнительное).

Логопед: На листочках раскрасьте большую букву Д синим цветом, а маленькую – зеленым.

Найдите место звуков в словах и закрасьте нужную клеточку, нужным цветом.

10.Итог.

О каких звуках мы сегодня с вами говорили? Какие это звуки, охарактеризуйте их, назовите по 3 слова на эти звуки.

Кузя:

Ребята, какие вы молодцы! Мне было так интересно и весело с вами поиграть. Спасибо!

Молодцы. Наше занятие закончено.




Д




Список использованной литературы


1. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий 3 периода обучения в старшей логогруппе - М.: Издательство ГНОМ, 2013. - 160 с.