Зинаида Ангарова

Цели : Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков (М,МЬ) в слогах в словах, фразах развивать фонематический слух, упражнять в подборе антонимов; учить понимать и правильно объяснить крылатые выражения.

1. Орг. момент. Сядет тот, кто правильно ответит одним словом -Игра с мячом «Назови одним словом» (лук, огурец, помидор-) и т. д.

2. Артикуляционная гимнастика по Косиновой А. М.

Дыхательная гимнастика. -

3. Знакомство со звуком М ,МЬ.

Выставляется на полотно картинки со звуком М , МЬ. Какой звук чаще других звуков встречается во всех этих словах? Дети отвечают (Звуки М ,М.)

Артикуляция звука : М – губы сжаты и напряжены, язычок лежит на донышке, воздух проходит через нос.

Характеристика звука М :

- Звук (М) – согласный, звонкий, твердый, его нельзя петь, обозначается синим цветом. Звук МЬ - согласный , звонкий, мягкий.

4. Речевая зарядка : ма-мя, мо-мё, му-мю, мы-ми, мэ-ме, ам-амь,ом-омь, у -Произнести чистоговорки

Ом-ом –вот наш дом

Ом-ом – в лесу гном

Ом-ом - в реке сом

Ом-ом - на полке альбом

м-умь, ым- ымь, эм-эмь

Бедный мишка заболел,

Мишка много меда съел. Мишка плачет и кричит :

У меня живот болит.

5. Игра «Слушай внимательно» . Работа с сигнальными картами-

Дети показывают синий кружок, если среди согласных звуков услышит звук «М» ; зеленый кружок, если услышит «МЬ» : т, ш, мь, д, ж, м, п, мь, к, с, ч, в, м, ф,х, ц, р, н, мь и т. д.

В слогах : са, то, мо, ка, по, му, во, ми, да, и т. д.

В словах : сом, Соня, Рита,Саша, море, Толя, март, мох и т. д.

6. Определить звук по дидактическим картинкам по звуковым домикам . - (в начале в середине и в конце) мак, Тим, Миша, ком, Том, маяк и т. д.)


7. Физкультминутка

8. Знакомство с буквой «М» -



Чертим в воздухе, составить букву «М из палочек, из крупы из проволоки.

9. Какие буквы спрятались ? -


10. Игра «Камень и вата» Работа с сигнальными картами. -

На полу скребется мышка,

Спит в берлоге бурый мишка.

Этот мишка очень мил,

Только лапу он не мыл.

Убежала в норку мышка,

Спать залег в берлогу мишка.

Мальчик мал, но очень мил.

Он водичкой руки мыл.

11. Игра «Наоборот» Папка с антонимами.

12. Знакомство с крылатыми выражениями.

Медвежья услуга. Как вы понимаете? Дети отвечают свои мысли. Логопед делает вывод : (услуга, которая приносит вместо помощи вред, неприятность) .

Махнуть рукой. Как вы понимаете? Дети отвечают свои мысли. (перестать обращать внимание на что-либо, перестать заниматься кем-либо или делать что-либо).

Мутить воду. Как вы понимаете? Дети отвечают свои мысли.

(специально запутывать какое-либо дело, вносить неразбериху во что-либо) . Все выражения начинаются с какой буквы ? Дети отвечают.

13. Печатание буквы «М» . Знакомство с буквой М ,МЬ. Место в алфавите. На что похожа буква М ? (Ответы детей ) . Буква М состоит их четырех элементов : две прямые палочки и две короткие палочки.

Взявшись за руки мы встали -

И на М похожи стали.

Рисуем пальчиком в воздухе.

Выкладывание буквы М из крупы .

Сделайте фигуру буквы М из проволоки .

14. Работа с графической записью. Составление предложений из 3-х, 4-х слов. Мама моет Милу. Мила играет с Анной.

Печатание букв М , м; слогов ма , мо, му, мы, ми, ам, ом, ум, ым, им; слова мама

15. Чтение слогов и слов с доски .

Тема: звуки М-МЬ. Буква М.

Коррекционно-образовательные цели: учить детей характеризовать звуки М и МЬ с опорой на различные виды контроля.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, графические навыки;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • расширять и уточнять словарь.

Коррекционно-воспитательные:

  • развивать у детей наблюдательность;
  • воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Материал: костюмы для Мишки и Мышки, предметные картинки (мак, самолет, дом, мотоцикл, морковь, помидор, пирамида, мед, мяч), зеркала, камень небольшого размера, ватные шарики, мяч,индивидуальные конверты с фишками синего и зеленого цвета и счетными палочками, емкость с водой, салфетки, листы с домашним заданием для закрепления темы.

Ход занятия

Вводная часть

Дефектолог организует приветствие. Создание мотивации.

Дефектолог: Ребята сейчас к вам придут гости. А кто они, вы узнаете, если отгадаете мои загадки. Послушайте первую загадку:

Малину любит, любит мед,
Зимою лапу лишь сосет.
К весне он хочет похудеть.
В своей берлоге спит …(медведь). Молодцы! А теперь вторая загадка:

Очень любит сыр и крошки.
Это кошка? Нет, не кошка.
Сбила хвостиком яичко.
Это птичка? Нет, не птичка.
Карандаш грызет и книжки.
Догадались? Это … (мышка)

Дефектолог: Молодцы! К вам сегодня придут Мышка и Мишка. После стука в дверь входят Мышка и Мишка. Здороваются с детьми:

— Здравствуйте ребята. Мы принесли вам в подарок картинки.

Конверты с картинками отдают дефектологу (в конверте картинки с предметами в названии которых встречаются звуки М и МЬ)

Дефектолог: Спасибо Мышка и Мишка.

— Ребята, какое сейчас время года? (Осень)

— Мы знаем, что вам нужно спешить в лес, готовиться к зиме. Мы рады были вас видеть. До свидания Мышка и Мишка!

Основная часть

Фронтальная работа, организация диалога

Дефектолог достает из конверта картинки от Мышки (картинки, в названии которых звук М твердый), затем картинки от Мишки (с мягким звуком М). Дети называют изображенные на них предметы. Дефектологом проговариваются слова с утрированно произнесенными изучаемыми звуками.

Дефектолог: Ребята, вы называли разные картинки.Какие звуки вы слышали чаще всего? Правильно, и тема нашего занятия “звуки М и МЬ”.

Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. Работа с зеркалами

Дефектолог: Посмотрите в зеркало, и произнесите звук М. Губы сжаты вместе, они не пускают Воздух. Но он нашел путь: Воздух идет через Нос. Когда говорим звук М, нос сердится, “гудит”, и Губы “гудят”. Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами.

Дефектолог: Звук М какой? (согласный, твердый, звонкий) как обозначается? (фишкой синего цвета) как расположены губы? (плотно смыкаются)

Звук МЬ какой? (согласный, звонкий, мягкий) как обозначается? (фишкой зеленого цвета)в каком положении губы? (губы в улыбке, смыкаются)

Развитие фонематического слуха. Игра “Сигнальщики”

Дефектолог произносит звуки, слоги и слова со звуками М, Мь. Дети должны определить какой слышится звук – твердый или мягкий и показать синюю или зеленую фишку.

Звуковой анализ слогов МЫ и МИ

Дефектолог: Назовите первый звук в слове МЫ. Назовите второй звук (точно также анализируют слово МИ). Молодцы!

Молодцы! Теперь я приглашаю вас поиграть с мячиком. Выходите ко мне, и присаживайтесь на ковер.

Дифференциация твердых и мягких звуков в слогах. Дидактическая игра с мячом “Наоборот”.

Дефектолог бросает мяч ребенку, и произносит слог МА например, а ребенок обратно бросает мяч и говорит МЯ.

МА — …(м я) АМ — …(амь)

Мо — …(м ё) ОМ — … (омь)

М у — …(мю) УМ — …(умь)

Мы -…(ми) ЫМ — …(ымь)

Мэ -… (ме) ЭМ — …(эмь)

Дефектолог: Молодцы ребята! Теперь давайте сядем и сделаем упражнения для наших ручек. Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость.

Развитие межполушарного взаимодействия

Игра “Кулак – ребро – ладонь”. На плоскости стола три положения руки последовательно сменяют друг друга.

Игра “Солнышко”

Дидактическая игра “Камень – вата”. Дифференциация твердых и мягких звуков

Дефектолог: Хорошо поработали ручками, а сейчас поиграем в игру “Камень – вата”. Дети выбирают себе картинки. На ковре стоят два столика. На одном лежат камешки, а на втором ватные шарики. Ребенок называет предмет на своей картинка, и определяет твердость или мягкость звука М. Затем относит свою картинку либо к камешкам (твердый звук), либо к ватным шарикам (мягкий звук). Детям разрешается потрогать камешки и шарики.

Знакомство с буквой “М”

Дефектолог: Давайте вспомним, чем отличаются буквы от звуков (слайд №1). Мы с вами знаем, что у каждого звука есть свой знак, которым он обозначается. Давайте мы познакомимся с буквой “М” (слайд №2). Дефектолог зачитывает стихотворение: “Взявшись за руки мы встали, и на М похожи стали”, а двое детей в это время изображают букву М. Остальные выкладывают ее из счетных палочек, затем пишут букву на воде.

Игра “ Поле чудес”.

Дефектолог: Сейчас мы поиграем в игру “Поле чудес”! Я загадала слово! Вы можете узнать, что я загадала, если составите слово по первым звукам названий картинок на доске.

На экране появляются одна за другой картинки (слайды №3-6). Дети последовательно выделяют первые звуки в словах и составляют слово мама.

Изображение угаданного слова появляются на экране монитора.

Получилось слово “МАМА”. Дети читают его.

Дефектолог: Ребята, я приготовила для вас домашнее задание. После сна с воспитателем вы его выполните, и закрепите пройденный материал.

Итоги. Молодцы! Ребята, вы отлично поработали сегодня. Какие звуки мы с вами изучали? Что было самым интересным на занятии? Что было самым трудным? Шаповалова Н., учитель-логопед.

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка определять направление звука в пространстве.

2. Подготавливать ребенка к усвоению звуко-слогового ряда путем формирования пространственно-временных представлений.

3. Научить ребенка четко произносить звуки [М] и [М"], дифференцировать звуки на слух и в произношении.

4. Ввести в пассивный и активный словарь ребенка понятия: «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук».

5. Учить определять место звуков [М], [М"] в начале, середине и конце слов.

6. Учить анализировать слоги типа AM, MA.

Задание 1 . Дидактическое упражнение «Иди на звук» (развитие слухового внимания).

Взрослый завязывает ребенку глаза, а сам звонит в колокольчик. Ребенок должен идти на звук колокольчика.

Задание 2 . Дидактическое упражнение «Перед — между — после».

Взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие времена года, месяцы, дни недели он помнит; просит произнести их по порядку. Затем взрослый задает вопросы: какой первый месяц года? последний? перед мартом? после марта? между июнем и августом? (Аналогично игра проводится на материале дней недели, времен года.)

Задание 3 . Знакомство со звуком [М].

Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку и ответить на вопрос:

Голодная — мычит,

Сытая — жует,

Всем детям молоко дает. (Корова)

«Как мычит корова?» — «МММ...»

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [М]: когда мы произносим звук [М]:

Губки сомкнуты без напряжения;

Воздух выходит через нос;

Горлышко «работает».

Взрослый показывает ребенку символ звука [М]: корова мычит: МММ...,

затем объясняет, что звук [М] петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук — согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [М] синим кружком с колокольчиком. Таким образом ребенок усваивает характеристику звука [М].

Задание 4. Фонетическое упражнение.

Корова мычит: ММММММММММ... (вслед за взрослым произносить звук [М] длительно).

Задание 5 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки».

Взрослый произносит ряд звуков, слогов, слов и просит ребенка хлопнуть в ладошки в том случае, если он услышит звук [М] (изолированно, в слогах, в словах):

м, а, у, м, м, и; ам, ар, ор, ом, ма, му, ка, са, мы;

мак, Оля, муха, дом, суп, мука;

Задание 6 . Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить слоги, при этом ребенок должен почувствовать смыкание губ при произнесении звука [М]:

ма, мо, му, мы; ам, ом, ум, им.

Задание 7 . Взрослый предлагает ребенку повторить слоговой ряд:

ма-мо, ма-мы, му-ма, му-мы; ам-ом, ум-им, ум-ам, ом-им.

Задание 8 . Взрослый произносит слова, голосом выделяя в них звук [М], а ребенок называет одинаковый первый (последний) звук в словах:

мак, муха, машина, мыло; дом, сом, ком, лом.

Задание 9 . Ребенку предлагается выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых звук [М] стоит:

в начале слов: мак, муха, маска, марка;

в конце слов: дом, сом, альбом;

в середине слов: сумка, самолет, лампа.

Для определения места звука [М] в слове рекомендуется использовать карточку и синий кружок с колокольчиком.

Задание 10 . Вспомнить вместе с ребенком:

месяцы года, в названии которых есть звук [М] (март, май);

время года, в названии которого есть звук [М] (зима).

Задание 11 . Закончить предложения (согласование местоимений с существительными):

Это моя... (шапка). Это мой... (дом). Это мое... (пальто). Это мои... (книги).

Задание 12. Знакомство со звуком [М"].

Взрослый задает ребенку вопрос: «Как называется детеныш коровы?» — «Теленок».

Взрослый обращает внимание ребенка на то, что теленок маленький, он мычит: мьмь...

Затем знакомит ребенка с символом звука [М"]: теленок мычит: мьмь... , х арактеристикой звука: согласный, мягкий, звонкий, и обозначением: зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 13 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М"]»:

мь, а, у, мь, и, мь; мя, ка, па, ми, ки, ме;

мяч, суп, миска, Миша, мир, ворона.

Задание 14 . Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить серию слогов:

мя-ме, ми-мю...; амь-омь, умь-имь...

Задание 15 . Взрослый просит ребенка перечислить картинки, названия которых начинаются на звук [М"]:

мяч, миска, мишка, мел, метро, месяц.

Игры с картинками: «Чего не стало?» (ребенок закрывает глаза, взрослый убирает картинку. Ребенок должен вспомнить название картинки, которую убрали.)

«Что изменилось?» (ребенок закрывает глаза, взрослый меняет картинки местами. Ребенок должен вспомнить и вое становить первоначальный ряд картинок.)

Задание 16. Дифференциация звуков [M] — [М"]. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М]»:

м, мь, мь, м...; ма, мя, ми, му...;ам, омь...; мяч, муха, мак, Миша...,

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (игра с мячом: взрослый произносит слог с твердым согласным звуком [M], при этом кидает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, произносит слог с мягким согласным звуком , возвращая мяч взрослому, и т.д.):

ма-мя, мо-..., му-..., мы-...; мя-ма, ми-..., мю-..., ме-...

Задание 17. Ребенку предлагается среди имен выбрать те, которые начинаются на звук [M] ():

Миша, Марк, Марина, Мирон...

Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звуки [М] и . (В конце занятия по теме взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие картинки он вклеил в свою тетрадь.)

Задание 18 . Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, назови первый звук в слове».

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто это?., (мышка)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной... (медведь)

Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке:

Зимой — спит,

Летом — ульи ворошит. (Медведь )

Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (Мороз)

Сидит девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь )

Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настанет,

Тогда перестанет. (Муха)

Выучить чистоговорки:

Ма-ма-ма — дома я сама.

Му-му-му — молоко кому?

Мо-мо-мо — едим эскимо.

Мы-мы-мы — прочитали книгу мы.

Ми-ми-ми — поем ноту ми.

Ме-ме-ме — дай-ка травки мне.

Задание 19 . Взрослый произносит пару слов и просит ребенка определить, какой первый звук в этих словах, а затем составить с каждым словом предложение:

мышка — мишка; мыла — Мила; мал — мял.

Задание 20 . Упражнение для пальчиков и развития координации речи с движениями:

Мы писали, мы писали, -

А теперь все дружно встали

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Выполнять соответствующие движения.

Мы писали, мы писали, - Ритмично сжимать пальцы в кулачки.

Наши пальчики устали.

Мы немножко отдохнем —

И опять писать начнем.

Задание 20. Знакомство с буквой М.

Буква М с двумя горбами,

Как верблюд — смотрите сами!

О. Гофман

На что похожа буква М? Буква М из пальчиков: сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а остальные — сжать в кулачок.

Игры с буквой.

Задание 21 . Анализ слогов: AM, MA. Составление схем из кружков. (Согласный звук — синий кружок с колокольчиком, гласный звук — красный кружок.)

Составление из букв разрезной азбуки слогов AM, MA. Чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Звук «М», буква «М»

Программное содержание:

1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «м».

2. Формировать понятие «согласный звук».

3. Развивать слуховое внимание.

4. Познакомить с буквой «М».

5. Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, память, мышление.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Белый снег лежит кругом

Падают снежинки

Ой! Мороз стоит за ёлкой

Сядьте дети, прячьте нос.

Ребята! Вы любите отгадывать загадки?

Наступили холода

Превратилась в лёд вода.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? Правильно, ребята, это бывает зимой.

2. Основная часть:

Игра «Что общего в словах?»

Муха – мыло – малина – моток 3 – 4 варианта цепочки

Давайте вспомним, что такое звуки? (Это то, что мы слышим и произносим).

Произнесём звуки [м],[м].

Чем мы произносили эти звуки?

Артикуляция звуков (положение губ, зубов, языка, прохождение воздуха, голос).

Обозначим звук [м] звуковым кружочком.

Обозначаем звук [м] звуковым кружочком.

Поставили пальчик на синий кружок – «оживили» этот звук, теперь на зелёный кружок – «оживили».

Характеристика звуков по акустическим признакам.

Ребята, а что мы можем рассказать об этих звуках?

Звук [м] – согласный, твёрдый, звонкий, обозначаем синим цветом.

Звук [м] – согласный, мягкий, звонкий, обозначаем зелёным цвітом.

Чем отличаются эти звуки?

Чем они похожи?

Ребята, чем звук отличается от буквы? Правильно, звук мы слышим и прозносим, а букву пишем и видим.

Слушайте слоги и

Повторяйте за мной

Сшила платье я сама

МА-МА-МА, МА-МА-МА.

В шкаф пошло оно само

МО-МО-МО, МО-МО-МО

Ничего я не пойму

МУ-МУ-МУ, МУ-МУ-МУ

Может это снится мне,

МЕ-МЕ-М Е, МЕ-МЕ-МЕ

Нет висит оно, смотри

МИ-МИ-МИ, МИ-МИ-МИ

Игра «Присядь когда услышишь звук [м]» п, н, м, к, л, м, па, на, ма, по, мо, ми.

Игра с мячом «назови ласково» (снегирь, синица, голубь, воробей, скворец, ворона, ласточка)

Игра «Камень и вата» (Море, мир, мартышка, муравей, метро, миска, март, машина, мыло)

Знакомство с буквой м.

Логопед: Ребята, а вы знаете, что звуки[м],[м"] обозначаются одной буквой?

Дети: Нет.

Логопед: Они обозначаются буквой м (показываю на доске: м).

Логопед: Ребята, из скольких элементов состоит буква М?

Дети: Буква М состоит из 4 палочек.

Логопед: Какие палочки по размеру?

Дети: Две длинные и одна короткая.

Логопед: Возьмите палочки и выложите букву М. (Дети выкладывают букву).

3. Итог занятия.

Логопед: С какими новыми звуками и буквой мы познакомились?

Дети: Мы познакомились со звуками [м],[м"] и буквой М.


Конспект занятия по обучению грамоте

в подготовительной к школе группе

«Звук и буква М»

Задачи: 1. Образовательные: Учить детей выделять первый согласный звук в слове; познакомить с буквой М; закрепить навыки звукового анализа, составления звуковой схемы слова; закрепить умение восстанавливать деформированное предложение.

2. Развивающие: Развитие фонематического слуха и слухоречевой памяти; развитие логического мышления, внимания, памяти.

3. Воспитательные: воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к членам своей семьи.

Оборудование: картины «Дом», картинки: мяч, мышь, малина, мука, медведь, дым, машина; звуковые домики; буквы М, разрезная азбука; кружки синего и красного цвета для обозначения звуков; карточки со слогами и словами: ам, ом, ум, ма, мо, му, мама.

Ход занятия

I. Оргмомент.

Доброе утро. Посмотрите сколько гостей пришли к нам, поздоровайтесь с ними.

А сейчас встаньте в круг. У меня в руках волшебный мячик, он дарит всем, кто подержит его в руках хорошее настроение. Мы будем передавать его по кругу и желать друг другу доброго утра.

II. Сообщение темы занятия. В: Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. А скажите, чем отличается буква от звука?

Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.

В: С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.

А, О, У, И.

В: Они какие?

Гласные.

В: Как они произносятся? +Свободно, легко, с голосом.

В: Посмотрите на схему этого слова. Из каких звуков оно состоит? + Из гласных.

В: Сколько их? + Два.

В: Подберите короткие слова для этой схемы. Ау! Уа! Иа!

В: А как называются звуки, при произнесении которых нам что-либо мешает? + согласными.

Что это? (выставляется картина «Дом»)

Какой последний звук вы услышали в этом слове?

Сегодня мы с вами будем изучать звук и букву «М»

Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.

Палочка и палочка, между ними галочка.

И понятно сразу всем: получилась буква М.

Взявшись за руки, мы встали

И на М похожи стали. Похожи ребята на букву М?

В: Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа? В: Сколько в ней элементов? В: А теперь давайте напишем эту букву в воздухе.

III. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. При произнесении звука [м] губы сомкнуты, на пути воздушной струи стоит преграда, воздушная струя как бы разрывает губы.

Какой это звук? (согласный)

А я хочу с вами поиграть в слова. Назовите овощи со звуком М. (морковь, помидор).

Назовите фрукты и ягоды с этим звуком(смородина, мандарин, малина, лимон).

А теперь назовите весенние месяца со звуком М (март, май).

В: А я знаю ещё одну игру, она называется «Где звук живет? »

В: Вы должны определить место звука в слове, в середине, в конце или в начале.

В: Маска, гном, сом, мухомор, лимон, медуза. (показываю рисунки).

Физкультурная минутка.

Звуко – буквенный анализ.

В: ребята, скажите, а как вы думаете, какое самое любимое слово для всех детей в мире?

МАМА

В: Давайте разберём это слово и составим его схему, а потом прочитаем.

(составление схемы слова).

В: - Как ласково дети называют маму? (Мамочка, мамулечка, мамуленька, любимая, милая)

IV. Развитие фонематического слуха.

Сейчас мы поиграем в игру «Кто внимательный?

- (имя девочки, придуманное детьми) учится говорить слова, но пропускает звуки. Поможем ей: .алина, .уха, .едведь, ды., .ашина, до..

Дети определяют место звука м

Проговаривание хором, подгруппами, индивидуально

VI. Физкультминутка.

VII. Развития зрительного внимания и памяти.

Майя и Митя очень любят играть в игру «Чего не стало?» Мы с вами тоже в нее поиграем.

Выставляются игрушки: машинка, мозаика, пирамидка, матрешка.

Запомните, как стоят игрушки. Закройте глаза.

Игрушки переставляются.

А теперь откройте глаза. Что изменилось? (Игрушки переставлены. Раньше матрешка стояла между машиной и пирамидкой, а теперь стоит…).

VIII. Развитие фонематических представлений.

Вся семья собирается в отпуск к морю. На чем они поедут? (на машине). А полетят? (на самолете). Какой первый звук в слове «машина»? Где вы услышали звук [м] в слове «самолет»?

Что они взяли с собой? Назовите только те предметы, в названии которых есть звуки [м].

IX. Восстановление деформированных предложений.

Мама предложила Мите составить предложения. Послушайте, что у него получилось:

«Мама мыть Митя».

«Возле дома цвести мак».

«Дима мыть руки мыло».

Поможем Мите составить эти предложения правильно.

Нахождение буквы М в кассе букв

Найдите букву, которой обозначаются звуки [м]. Закрасьте ее.

XI. Итог занятия.

С какими звуками сегодня познакомились?

Что еще нового узнали на занятии?

Что было трудным для вас на занятии?

Спасибо всем за работу.