Поиграть с собственными нервишками можно без экстремальных аттракционов или опасных ситуаций. Просто останьтесь дома с чашкой чая и книгой ужасов.

Данная статья предназначена для лиц старше 18 лет

А вам уже исполнилось 18?

Чтобы собрать список «Самые лучшие страшные книги в мире — Топ-10», большого ума не надо. Всего лишь берешь самый растиражированный хоррор и находишь к нему подобные ужастики. Другое дело - подойти к этому делу ответственно, чтобы список состоял не только из атмосферных книг, но еще и очень интересных. И неважно, про оборотней ли они или про монастыри с призраками, ведь главным злодеем является не монстр, а изощренная фантазия самого читателя.

Стивен Кинг «Сияние»

В начале 1977 года в печать уходит книга, которая сделает Кинга «королем ужасов».

Учитель Джек Торранс бросает школу и отправляется в горный отель «Оверлук» работать сторожем, надеясь, что это подчеркнет его писательскую жилку. С ним за компанию отправляются его жена Венди и 5-летний сын Денни. У мальчика необычный дар ясновидения, а у его отца — типичный алкоголизм. Обе темы найдут отражение в произведении, а сам роман поглотит читателя, как отель «Оверлук» наших героев.

Стивен Кинг «Сияние»

Кодзи Судзуки «Звонок»

Мировая общественность хорошо знакома с экранизацией цикла романов «Звонок» японского писателя Кодзи Судзуки, а вот с оригиналом — нет. Впрочем, даже если вы знакомы с киноверсией хоррора, его прочтение не станет хуже.

Однажды в руки журналиста попадает мистическая видеокассета, которая унесла жизни четверых человек. По рассказам, через секунду после ее просмотра раздается телефонный звонок. Голос в трубке произносит: «7 дней». Р овно столько остается жить зрителю. Журналист Асакава Казуюки решает разобраться с этим проклятием.

Кодзи Судзуки «Звонок»



Говард Лавкрафт «Зов Ктулху»

Мифология Лавкрафта превратилась в отдельный культ его почитателей: существуют концепт-арты, анатомия монстров и настольные игры по безумному миру Аркхема.

Главная работа Лавкрафта - «Зов Ктулху» — рассказ, состоящий из трех связанных между собой историй. Их герои должны раскрыть тайны зловещего культа, который поклоняется самому Злу.

Говард Лавкрафт «Зов Ктулху»

Эдгар Аллан По «Падение дома Ашеров»

Пожалуй, самое старшее произведение в нашем списке. Эдгар Аллан По стоял у самых истоков жанра, а мистикой и мраком были пропитаны не только книги, но и сама жизнь писателя.

Главный герой получает тревожное письмо от своего старого друга Родерика Ашера, после чего отправляется к нему в поместье. Позже он узнает, что в его семье есть наследственная болезнь, а сам особняк притягивает к себе зловещую энергию.

Эдгар Аллан По «Падение дома Ашеров»

Клайв Баркер «Восставший из ада»

Мастер ужасов Клайв Баркер показал свой талант во всех сферах искусства: литературе, живописи, кинематографе и даже в видеоиграх. Однако будущий мастер хоррора начал свой большой путь именно с этой книги.

Мелкий преступник Фрэнк Коттон приобрел на рынке загадочную шкатулку, которая сулила своему хозяину фантастические наслаждения. Но он даже не мог и предположить, что шкатулка открывает врата в ад.

Клайв Баркер «Восставший из ада»

Юн Линдквист «Человеческая гавань»

Шведский писатель Юн Линдквист заработал себе имя еще с дебютным романом «Впусти меня». К своей четвертой истории он отточил свое мастерство и отправил в печать один из самых жутких рассказов.

Маяк можно по праву считать одним из самых зловещих образов в искусстве. С ним связана и светлая надежда, и безнадежное одиночество. «Человеческая гавань» повествует об истории одной семьи. Андерс и Сесилия, взяв за руки свою 6-летнюю дочь Майю, отправляются по льду до маяка, где девочка исчезает. Спустя 2 года отец возвращается на остров запивать свое горе, пока вдруг не появляется надежда, что его дочь жива.

Юн Линдквист «Человеческая гавань»

Рэй Брэдбери «Надвигается беда»

Фантаст и философ Рэй Брэдбери в 1962 году выпустил роман, который отличается не только тяжелым слогом и атмосферой, но и мистикой. Еще одно удивительное произведение Брэдбери, ломающее представление о реальности.

В провинциальный город приезжает цирк на колесах, который привозит с собой карусель. Правда, пока жители городка не догадываются, что кататься на дьявольском аттракционе - идея плохая.

Рэй Брэдбери «Надвигается беда»

Ширли Джексон «Призрак дома на холме»

Одна из самых спорных писательниц XX века Ширли Джексон стала известной благодаря рассказу «Лотерея», который вызвал резонанс в обществе. Это был мощный старт для ее писательской карьеры, однако лишь спустя 10 лет она напишет роман «Призрак дома на холме», который станет фундаментальным произведением для всего жанра.

Держатели этого дома не решаются остаться в нем даже на ночь, чего уже говорить о жизни. Ни хозяев, ни гостей стены дома не знали уже много лет, пока вдруг его не посещает шумная компания гостей. Исследователь паранормальных явлений доктор Монтегю снимает особняк для исследований феномена, который происходит в его стенах.

Ширли Джексон «Призрак дома на холме»

Брэм Стокер «Дракула»

Его имя навсегда останется связано с культурой жанра хоррор, ведь именно он внес в мировую культуру графа Дракулу и Ван Хельсинга.

Эти образы растиражированы, и уже мало кто знает, откуда они появились. Поэтому лучше лично познакомиться с первоисточником.

Брэм Стокер «Дракула»

Джо Хилл «Пожарный»

Казалось бы, природа отдыхает на детях гениев, но видимо с семьей Кинга она старается вдвойне. Джо Хилл — сын «короля ужасов», который не желает и близко подступать к лаврам отца. Поэтому начиная свой писательский путь, Джо проигнорировал титулованную фамилию, чтобы выйти из-под тени. И уже первая большая работа «Коробка в форме сердца» взяла «Премию Брэма Стокера» в номинации «лучший дебютный роман». Но мы посоветуем его самый свежий роман - «Пожарный».

По стране быстро распространяется инфекция. Люди покрываются необычной чешуей, которая спонтанно возгорается: миллионы погибли, и еще столько же заражены. Люди сбиваются в группы, чтобы устранять инфицированных, пытаясь остановить заразу. Однако есть человек, который научился контролировать болезнь, даже когда кожа воспламеняется.

Стивен Кинг: книги ужасов. Список

Личность Кинга сильна и непроста. Свой первый рассказ мастер написал в 7-летнем возрасте, а за свою 70-летнюю жизнь опубликовал 200 рассказов и 56 романов. А снятые по его работам фильмы «Побег из Шоушенка» и «Зеленая миля» занимают первые две строчки рейтинге «250 лучших фильмов» по мнению посетителей «КиноПоиска » — 9.191 и 9.176 соответственно.

Поэтому для такого гиганта словесности мы подготовили отдельную , где рассмотрели его лучшие работы.

Книги Р. Л. Стайна «Ужастики» — список

Что касается мистики для подростков, то в «наши детские времена» была популярна серия книг «Ужастики» американского писателя Роберта Лоуренса Стайна.

«Ужастики» представляют из себя цикл независимых повестей, на страницах которых дети и подростки убегали от монстров, призраков и прочей нечисти. Всего было выпущено 68 историй, а в 2015 году на большие экраны вышла кинокартина, посвященная этой культовой серии, где одну из главных ролей, самого писателя, сыграл Джек Блэк.

Позже автор выпустит серию «Ужастики-2», которая оказалась уникальной в своем роде произведением. Впервые писатель ввел интерактив в художественное произведение. Вся история шла не по порядку, указывая читателю, на какую страницу ему перейти дальше. А иногда книга даже предлагала сделать выбор, переводя читателя на одну из нескольких страниц. В зависимости от смекалки и везения читателя, герой либо спасался от злодея, либо погибал. Всего, как заверяли авторы, на страницах «Ужастики-2» было до 20 концовок. Поэтому перечитывать книгу - одно удовольствие. Всего было выпущено 13 книг серии, но мы выделим три:

  • «Ночь в лесу оборотней»;
  • «Он явился из Интернета»;
  • «Дневник сумасшедшей мумии».

Что может быть интереснее миров, в которые можно попасть, воспользовавшись ключом, которым является книга! Те ужасы, которые разворачиваются перед вами, связаны не только с талантом писателя, но и с воображением читателя. Вы сами строите декорации, выбираете внешний вид героев, улавливая нагнетаемую автором атмосферу. В книге нет никаких спецэффектов, бездарно играющих и неподходящих актёров или фальшивых павильонов, здесь всё зависит от вас. Хотя многие популярные произведения , книги-первоисточники всё так же успешно продаются как в бумажном, так и полее популярном теперь электронном виде.

Книга требует больше времени, чем фильм; она должна раскрыться, с ней надо почувствовать контакт, найти точки соприкосновения, и она щедро вознаградит вас за потраченное время, распахивая перед вами свои тайны, страницы за страницами. Вы можете «проглотить» её всего за одну ночь или отложить на несколько дней, обдумывая прочитанное. Книга — это всегда отношения, она подобна дружбе — вашей и вашего ключа к вселенной фантазии. Мы надеемся, что вы с удовольствием подружитесь с произведениями из нашего списка, составленного в произвольном порядке, и захотите ещё не раз взять их в руки, ведь книги как люди — они скучают без внимания своих друзей.

1) «Кладбище домашних животных»

Год выхода: 1983

Кладбище домашних животных. Милая провинциальная забава, так сайт думал поначалу Луис Крид, приехавший в новый дом с семьёй. Дети со всего округа приносили сюда умерших зверей. Собак, кошек, канареек, крыс. Хоронили их в древней индейской земле. В той, что твёрже человеческого сердца. На Кладбище Домашних Животных не хоронят людей. Но Луису придется однажды это сделать - в глубоком горе, в порыве отчаяния. Но всё, что ты делаешь, рано или поздно возвращается к тебе в троекратном размере.

2) «Звонок» («Кольцо»)

Год выхода: 1991

Этот роман после выхода в свет приобрел такую популярность, что уже дважды был экранизирован — на своей родине в Японии и в США. Сюжетом произведения стала японская городская легенда конца XX века. В руки журналиста Асакавы Казуюки попадает видеокассета, уже принёсшая смерть четырём людям. Если ровно за неделю он не разгадает магическую сайт формулу спасения, его самого и его близких ждет гибель.

3) «Призрак дома на холме»

Год выхода: 1959

Старинный особняк на холме приносит его обитателям только горе. Владельцы отказываются в нём жить, пожилая чета, присматривающая за домом, не рискует оставаться здесь на ночь. За домом прочно закрепилась репутация обители привидений. И вот однажды тишину дома нарушает шумная компания визитёров. Доктор Монтегю, исследователь паранормальных явлений, снимает на лето особняк для изучения происходящих там феноменов. Никто из прибывших не может даже предположить, каким кошмаром завершится эта поездка. Популярность книги закрепили две её экранизации - режиссера Роберта Уайза (1963) и Яна Де Бонта при участии Стивена Спилберга (1999).

4) Цикл «Мифы Ктулху»

Годы выхода: 1917-1927

При жизни Лавкрафта его произведения не пользовались большой популярностью, однако сайт уже после его смерти они оказали заметное влияние на формирование современной массовой культуры. Его творчество уникально настолько, что произведения Лавкрафта выделяются в отдельный поджанр - так называемые лавкрафтовские ужасы, в котором чаще всего используется психологический ужас неизведанного. Также можно сказать, что Лавкрафт впервые подробно разработал «космический ужас» о вмешательстве в земную жизнь инопланетян, что серьёзно отразилось на послевоенной фантастике: влияние автора заметно во множестве произведений о пришельцах из космоса.

5) «Омен» («Знамение»)

Год выхода: 1976

Роберт Торн, американский дипломат, по прибытии в больницу узнаёт, что его жена родила мёртвого ребёнка. Жена об этом ещё не знает, и Торну предлагают усыновить младенца, который родился в этот же день - 6-го числа 6-го месяца. Медсестра убедила его, что мать новорождённого умерла при родах, и у неё не было никаких сайт родственников. Роберт соглашается, ничего не сказав жене. Вскоре родители замечают за сыном странности: Дэмиен никогда не болел, боится церквей, а люди умирают вокруг него. В Книге Откровений было сказано, что придёт Антихрист в облике человеческом, что произойдёт это рождение шестого дня шестого месяца в шесть часов.

6) «Изгоняющий дьявола»

Год выхода: 1971

Рэган, милая воспитанная девочка одиннадцати лет, на глазах превращается в чудовище со звериной личиной и грубым, скрежещущим голосом. Её мать, известная актриса, отчаянно ищет выход из сложившейся ситуации, понимая, что безвозвратно теряет дочь с каждым днём. Нежная душа ребёнка стонет от боли и ужаса и пытается сопротивляться, однако силы неравны, и демон, завладевший ею, уже готов праздновать победу. А между тем священник Каррас приходит семье на помощь.

7) «Салимов удел» («Жребий Иерусалима»)

сайт

Год выхода: 1975

Бен Мирс, писатель, приезжает в маленький городок штата Мэн — Салимов Удел, и практически тогда же в недавно купленный старый зловещий дом Марстенов въезжает новый хозяин. Вслед за этим трагически исчезает маленький мальчик, а после во всём городке стали пропадать люди - поодиночке и целыми семьями. Их не могли найти ни родственники, ни даже полиция. А когда надежда исчезла, казалось, навсегда, пропавшие вернулись, и городок содрогнулся от ужаса. Бен — один из немногих, кто догадался, в чём дело, он начинает борьбу с древним злом, имя которому — вампиры.
У данного романа существует много вариантов названия в зависимости от перевода. Здесь мы приводим два самых популярных.

8) «Дракула»

Год выхода: 1897

Роман Брэма Стокера - общеизвестная классика вампирского жанра, а его граф сайт Дракула - поистине бессмертное существо, пережившее множество экранизаций и ставшее воплощением всего самого коварного и таинственного, на что только способна человеческая фантазия. Читателю предстоит услышать пять голосов, повествующих о пережитых ими кошмарных встречах с Дракулой. Красавица Люси, получившая смертельный укус и постепенно становящаяся вампиром; её возлюбленный, не находящий себе места от отчаянья; мужественный врач, распознающий зловещие симптомы; адвокат Джонатан Харкер, отправившийся в далёкую Трансильванию для заключения роковой сделки; его верная невеста Мина. Отрывки из их дневников и писем шаг за шагом приближают к разгадке зловещей тайны.

9) «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород»

Года выхода: 1831-1832, 1835

Книга «Вечера на хуторе близ Диканьки», состоящая из восьми повестей, делится ровно на две части. «Миргород», изданный в 1835 году, куда входит знаменитый «Вий», — сборник повестей Николая Васильевича Гоголя, сайт который позиционируется как продолжение «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Повести в этом сборнике основаны на украинском фольклоре и имеют много общего между собой. В этом сборнике, в отличие от «Диканьки», где был Рудый Панько, нет единого «издателя», замыкающего цикл рассказов. Несмотря на то, что истории сгруппированы, их можно читать и по отдельности, не теряя смысла каждой повести. «Миргород» был опубликован в двух томах, по две повести в каждом.

10) «Гулы»

Год выхода: 2000

Роман «Гулы» был издан в двух книгах, первая называется «Чёрный рассвет», вторая «Схватка», а сам автор был заявлен издателями, как русский Стивен Кинг. Исходя из разработанной автором мифологической концепции, гулы - это дети Ахримана, тёмного божества зороастризма, которых тот создал в противовес роду человеческому. Гулы не имеют души, они коварны, беспричинно злобны, кровожадны и сайт практически бессмертны, их может уничтожить только огонь или морская вода. Рождаются эти чудовища из захороненных человеческих трупов. Согласно древним пророчествам, раз в несколько столетий в мире появляется Вассах Гул - могущественный вождь тёмного воинства, который устраивает локальный апокалипсис в одном отдельно взятом городке и, уничтожив всё его население, выращивает из трупов армию гулов для апокалипсиса глобального. Именно такая ситуация и возникает в небольшом современном итальянском городе.

11) «Рассказы»

Год выхода: 1834-1847

Эдгар Алан По – легенда американской литературы. Кажется, все её жанры и направления выросли из его творчества. Это его мрачная загадочная фигура проходит через все шедевры, рождённые в Новом Свете. Его собственные произведения полны мрака и мистики. Загадочные покойники, таинственные звери, Сфинкс, король Чума и сам Дьявол – вот его излюбленные герои.

12) «Восставший сайт из ада»

Год выхода: 1986

Шкатулка, некогда сотворённая игрушечных дел мастером Лемаршаном и открывающая путь в иные измерения. Таинственный орден сенобитов, изведавших наивысшее наслаждение, которое недоступно обычному человеку. И врата самого ада, распахнувшиеся в наш мир. «Восставший из ада» стал мировой классикой ужасов, а по мотивам этого романа сняты культовые фильмы, в создании которых принимал участие сам Клайв Баркер.

13) «В плену у призраков»

Год выхода: 1987

Где грань между сном и явью? Что происходит в реальной жизни, а что – лишь плод воображения? Разве возможен контакт с потусторонним миром, если за гранью смерти не существует ничего? Попытка ответить на все эти вопросы стоила Дэвиду Эшу слишком дорого. Он никогда не верил в призраков, не доверял сверхъестественному, посмеивался над , считая сайт их Фотошопом. Но долго так продолжаться не могло. Рано или поздно он должен был вступить в схватку с потусторонними силами. Что ждёт его в конце этой страшной, леденящей душу истории?

14) «Они появляются в полночь»

Год выхода: 1968

Во всей зловещей литературе о потустороннем мире нет другого такого существа, которое вызывало бы больший ужас, отвращение и нездоровый интерес, чем вампир. Ни один другой монстр не привлекал столь пристального внимания со стороны признанных мастеров этого жанра, и ни одно другое создание из власти тьмы не сумело вдохновить литераторов и стать героем столь многочисленных и выдающихся кошмарных историй.

15) «Мы живём в замке»

Год выхода: 1962

Эта книга — американский готический роман, настоящий психологический триллер. Был отобран журналом «Times» в числе 10 лучших романов сайт года, выдержал 13 изданий. В одной американской семье, живущей в собственном доме недалеко от посёлка, произошла трагедия: почти все её члены были отравлены мышьяком. Две сестры и престарелый дядя - вот и всё, что осталось от некогда большого клана. Жизнь в поместье текла тихо и размеренно, но в один из вечеров раздался стук в дверь, возвестивший о приезде двоюродного брата, желающего проведать сестёр.

16) «Флоренс и Джайлс»

Год выхода: 2010

1891 год, Новая Англия. Двенадцатилетняя сирота Флоренс живет с младшим братом Джайлсом в уединённом и практически заброшенном особняке. Их дядю мало заботит воспитание детей, а для племянницы он и вовсе запретил нанимать учителя. Он уверен, что девочка не умеет ни читать, ни писать. Но Флоренс, предоставленная самой себе, тайком глотает книгу за книгой, часами пропадая в сайт холодной тишине огромной библиотеки наедине с Шекспиром, Вальтером Скоттом, Диккенсом и Эдгаром По. Она придумывает собственный язык, которым и рассказывает свою историю. После загадочной гибели первой гувернантки опекун не стал обременять себя излишне придирчивым выбором новой наставницы. Вскоре в поместье приезжает мисс Тейлор. От неё веет бедой и ароматом лилий. Флоренс чувствует, что в доме появился злой и мстительный дух, который угрожает Джайлсу. Не имея возможности обратиться за помощью к взрослым, она использует весь свой ум и изобретательность, чтобы противостоять ему.

17) «История с привидениями»

Год выхода: 1979

Писатель Дон Уондерли приезжает в маленький городок Милберн, в котором раньше жил его дядя, по приглашению четырёх стариков, называющих себя Клубом Чепухи; они занимаются тем, что на заседаниях клуба рассказывают друг другу страшные истории. Пятым членом клуба был дядюшка сайт Дона, который умер на приёме, устроенном в честь загадочной актрисы Энн-Вероники Мур. Эта поездка как нельзя кстати Дону. Ведь в его жизни тоже не всё гладко: недавно у него умер брат, причем в его гибели Дон винит странную женщину, которая перевернула всю его жизнь. Кроме того, Дон надеется наконец-то написать новый роман. Но и в Милбурне не всё в порядке. Фермер, живущий за городом, обнаруживает, что его коровы убиты и обескровлены; странная женщина появляется в городе, и её внешность шокирует членов Клуба Чепухи, один из которых совершает самоубийство. Но и это ещё не всё: в Милбурне начинают исчезать люди.

18) «Дьявольские куклы мадам Мэндилип» («Гори, ведьма, гори!»)

Год выхода: 1932

В клинику доктора Лоуэлла привозят необычного пациента, подручного известного гангстера Рикори. Пациент умирает, но причина смерти неизвестна, сайт а сама смерть была настолько странной и страшной, что Рикори в сотрудничестве с Лоуэллом начинают расследование. Вскоре выясняется, что пациент Лоуэлла был далеко не первым пострадавшим, который умер подобным образом, и единственное, что объединяет всех жертв эпидемии - куклы из магазинчика мадам Мэндилип, ведьмы, создающей уменьшенные копии живых людей и переселяющей в них души оригиналов.

19) «Адский дом»

Год выхода: 1971

Вот уже около двадцати лет пустует дом Эмерика Беласко, известный всему городу как зловещая обитель привидений. Все попытки очистить Адский дом терпят крах, а те, кто принимает в них участие, либо погибают, либо лишаются разума. Тем не менее жители города не теряют надежды. Очередную попытку очищения готовы предпринять ученый-физик Баррет и его жена Эдит, медиум Флоренс Танвер и экстрасенс Бенджамин Фишер. Удастся ли на этот раз сайт избавиться от власти тёмных сил?

20) «Вампиры. Фантастический роман барона Олшеври из семейной хроники графов Дракула-Карди»

Год выхода: 1912

В заброшенный карпатский замок древнего рода Дракула приезжает молодой, богатый и энергичный американский наследник старинного рода — Гарри Карди, которого сопровождают неразлучные друзья: храбрый капитан Райт, любознательный юноша Джеймс, прозванный друзьями Шерлоком Холмсом, и спокойный, рассудительный доктор Вейс. Этот роман, написанный как пародия в ответ на зарождающуюся моду на «вампирские» новеллы, в настоящее время является классикой жанра.

А какая мистическая книга из нашего списка показалась самой страшной вам?

Брэм Стокер

Брэм Стокер был театральным критиком, а также импресарио знаменитого британского актера Генри Ирвинга. Вел бурную богемную жизнь, дружил с Конан-Дойлем, интересовался оккультизмом и восточноевропейским фольклором. Последнее увлечение, занявшее у Стокера восемь лет, обернулось в итоге романом "Дракула" (1897), имевшим фантастический успех. Книга пользовалась такой популярностью, что была даже выпущена отдельным тиражом в мягкой дешевой обложке. Никаких вампиров Брэм Стокер, конечно, не изобрел, но именно в его версии эти персонажи получили "признание", став частью мировой культуры. Прототип Дракулы, румынский средневековый князь Влад Чепеш, носивший прозвище Дракула (сын Дракона), кровь в буквальном смысле не пил, но в переносном - вполне: его выходки отличались запредельной жестокостью.

Мэри Шелли

Франкенштейн пришел к своему создателю во сне: Мэри Шелли привиделся "бледный ученый", собиравший на операционном столе живое существо. Приняв вызов лорда Байрона, тогдашнего друга ее сестры, предложившего оперативно сочинить по рассказу, Шелли записала собственный сон, слегка его развив. Спустя некоторое время этот рассказ был дописан, превратившись в полноценный роман. Автору в тот год еще не исполнилось и двадцати; неудивительно, что первоначально "Франкенштейн" был издан под псевдонимом. Что до прототипа Виктора Франкенштейна, одна из версий гласит, что Шелли, сочиняя роман, держала в голове образ Иоганна Конрада Диппеля - немецкого алхимика, пытавшегося создать искусственного человека с помощью вываривания в чане отдельных частей тела.

Роберт Стивенсон

Стивенсон не проходил по ведомству ужасов и не увлекался мистикой, - его занимали путешествия, романтика в любом виде и реальная жизнь. Тем не менее, писатель остался в истории благодаря не только "Острову сокровищ", но и "Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда" - книге, совсем на своего автора не похожей. Главный герой, страдающий раздвоением личности, каждая из сторон которой тянет его на себя, стал первым в многочисленном ряду персонажей-шизофреников мировой культуры, от Нормана Бейтса ("Психо") до Бивиса и Горлума. Особенно полюбили эту тему двойственности создатели комиксов: нынче множество супергероев страдает потерей идентичности, будь то Халк или Зеленый Гоблин.

Эдгар По

На самой известной своей фотографии, сделанной в год смерти, По выглядит неприятным опухшим типом, лицо которого тронуто гримасой желчи. Поводов для недовольства у поэта было достаточно: сложная личная жизнь, отсутствие должного признания, проблемы с алкоголем, бедность. Несмотря на все это (или, наоборот, благодаря), Эдгар По за свои сорок лет успел крайне много. Падение дома Ашеров, Аннабел Ли, Ворон, убийство на улице Морг, Бочонок Амонтильядо - эти имена и названия прочно вошли в литературный обиход. Персона этого американского классика и основателя жанра детектива - давно уже настоящий культ, со своими традициями, мифами и знаменитым тайным Поклонником - человеком с закрытым лицом, много лет посещающим могилу По в день его рождения.

Говард Филлипс Лавкрафт

Главная книга Лавкрафта, "Зов Ктулху", о страшном божестве превратилась в жанровый образец. Тексты писателя, малоизвестного при жизни, стали каноническими и новаторскими. Именно Лавкрафт заложил основы хоррора, связанного с нашествием внеземных сил, и создал свою собственную Вселенную, наполненную мифами. Традиция играть с выдуманными первоисточниками тоже принадлежит этому автору: упоминаемый им во многих книгах опасный "Некрономикон" свел с ума не один десяток конспирологов, уверенных, что такой манускрипт действительно существует.

Роберт Блох

Американский писатель, производивший в большом количестве pulp fiction - "дешевые" рассказы, в которых ужасы переплетались с фантастикой. В историю, однако, вошел романом "Психо". История маньяка Нормана Бейтса, помешанного на собственной матери, основана на случае Эда Гейна - одного из самых жутких серийных убийц, когда-либо известных миру. Арестованный в 1957 году, Гейн на протяжении долгих лет убивал и расчленял женщин, держа части их тел у себя в доме на видных местах. Спустя два года на прилавках книжных магазинов появился "Психо", имевший большой успех. Романом-расследованием эту книгу нельзя назвать, так же, как и стопроцентной выдумкой: Блох, знавший дело Гейна лишь в общих чертах, превратил реальную историю в повод для своих авторских фантазий. "Психо" так впечатлила режиссера Альфреда Хичкока, что он не только приобрел права на экранизацию, но и пытался скупить весь тираж, чтобы сохранить сюжет в тайне от будущих зрителей.

Ричард Мэтисон

Скончавшийся летом 2013 года классик американской литературы благодаря активной дружбе с Голливудом известен всему миру. Относительно недавняя, 2007 года, экранизация главного романа Мэтисона, " ", добавила автору новых поклонников, возможно, и не знавших, что блокбастер с Уиллом Смитом - четвертая по счету киноверсия книги. Мэтисон считается отцом-основателем темы зомби-Апокалипсиса; те писатели, кто сочиняет про пандемии, пришествия живых мертвецов и проч. (от Стивена Кинга до Макса Брукса с его "Войной миров Z"), так или иначе развивают его идеи.

Стивен Кинг

Расхожее "король ужасов" при всей банальности соответствует сути. Кинг действительно писатель номер один в жанре хоррора; благодаря ему фобии, насилие, вампиры, потустороннее, стали частью большой культуры. Сам Стивен Кинг - тоже большой писатель, чья работоспособность и феноменальная любовь к литературе не могут не восхищать. Кажется, нет темы, на которую не высказался бы Кинг, нет жанра, в котором он себя не попробовал.

Дин Кунц

Автор десятков бестселлеров, формально идущий номером два в жанре после Стивена Кинга. Кунц - классический пример ремесленника, знающего свое дело и особо ни на что, кроме больших тиражей (а они у него зашкаливают - больше 100 миллионов) не претендующего (что тоже, конечно, немало). История, как жена Дина Кунца дала ему пять лет на то, чтобы тот написал бестселлер и разбогател, показательна и многое объясняет. Кунц в порядке - книги продаются и пишутся, Голливуд экранизирует (последняя киноадаптация - триллер " " с Антоном Ельчиным), но когда The New York Times пишет, что "Кунц читает Кинга и боится, Кинг читает Кунца и боится", уважаемое издание опрометчиво ставит между этими авторами знак равенства.

Амброз Бирс

Клайв Баркер

Британский многостаточник, известный в качестве сценариста и режиссера (" ", " ") чуть ли не больше, чем в качестве писателя. Баркер также сочиняет пьесы, ставит их в театрах, пишет эссе, продюсирует кино.

Энн Райс

Кодзи Судзуки

Улыбчивый японец, который терпеть не может хоррор и предпочитает иметь дело с "нормальной" литературой, тем не менее, известен своей трилогией "Звонок".

Как показала практика, нельзя одновременно держать джойстик и закрывать ладошками глаза, испугавшись очередного монстра, выскочившего из темноты. На сим остатки моих нервов встали и вышли из комнаты, громко хлопнув дверью. Но вот вдохновение осталось. При всем изобилии чудовищ, охваченный кошмаром город Ярнам — прекрасен. Готические здания, прямиком перенесенные из Румынии и Англии викторианской эпохи, витиеватые фонари и луна, любующаяся своим отражением в лужах крови. Да, это тот самый диссонанс, когда что-то настолько жуткое и пугающее умудряется притягивать к себе еще сильнее. И чаще всего подобным грешат книги. Книги ужасов.

Прогресс не стоит на месте, а вместе с ним меняются и эволюционируют человеческие страхи, принимая совершенно неожиданный облик. Ужас больше не прячется под кроватью, или в шкафу, он выбирает более изощренный способ запугать жертву. Он вселяет трепет своей непредсказуемостью, а не острой пилой (хотя, что-то и остается неизменным), он научился воздействовать на человека изнутри, пробуждая ото сна его собственных демонов.

Представленная подборка книг в жанре ужасов и мистики, открывает читателю новые грани страха, когда от реальности происходящего кровь стынет в жилах, но остановиться уже невозможно. Когда жертва может поменяться местами с кровожадным убийцей и не заметить этого. Когда достаточно подойти к зеркалу, чтобы увидеть самого жуткого монстра.

Дэн Симмонс «Террор»

19 мая 1845 года два корабля «Террор» и «Эребус» под командованием контр-адмирала Джона Франклина покинули причал Англии, отправившись в суровые арктические льды на поиски прохода, соединяющего Атлантический и Тихий океаны. Но так и не вернулись. До сих пор судьба пропавшей экспедиции будоражит умы ученых и мореплавателей. Окутанные тайной исчезновения, «Террор» и «Эребус» пополнили список кораблей-призраков.

Дэн Симмонс представляет нашему вниманию довольно необычный вид литературы, вымышленную реконструкцию реальных событий – криптоисторию. Вот уж где фантазия автора поистине безгранична. Добавив мистики в и без того леденящие душу события, автор воссоздал настолько живую картину происходящего на суднах, оказавшихся в ловушке неизведанной земли, что от книги так и веет пробирающим до костей арктическим холодом, а страницы переворачиваются со скрежетом льда о корму.

Цинга, вкус кожаных ремней и сдирающиеся на морозе полоски плоти – все это дьявольский натурализм повествования, который заставляет дрожать от обступающей со всех сторон тьмы. Подкрепляют атмосферу ужаса отчаяние, безысходность и голод, когда от одного взгляда на товарища, текут слюни и самый страшный монстр просыпается в самом человеке. Монстр, на фоне которого блуждающая во льдах смерть просто меркнет.

Это мощный, захватывающий дух роман, в котором все происходящее мы видим от первых лиц команды. Кропотливая проработка деталей, вплетение в сюжет реальных имен и событий, создают эффект полного погружения, нагнетая страх, даже когда никакой визуальной опасности не существует. Благодаря размеренному слогу автора, книга под тысячу страниц читается на одном дыхании. Симмонс с такой ответственностью подошел к созданию альтернативной истории, что лишь от упоминания «Террора» , обдает холодным потом.

«Если господин в смокинге, сидящий в хорошо натопленной библиотеке в своем лондонском особняке, в состоянии понять, что жизнь дается лишь один раз, и она несчастна, убога, отвратительна, жестока и коротка, то как может отрицать это человек, который в холодной ночи тащит сани, нагруженные мороженым мясом и шкурами, через безымянный остров к замерзшему морю, под беснующимся небом, в тысяче и более миль от любого цивилизованного очага? Идя навстречу своей гибели, такой страшной, что и не представить.»

Джо Хилл «Коробка в форме сердца»

Джуд Койн – бывалый рок-музыкант, радующий своих поклонников мрачными, хардкорными песнями. Он хорошо обеспечен и может ни в чем себе не отказывать, в том числе и покупке привидения через интернет. Когда же посылка доставлена адресату и кровожадный призрак вырывается наружу… Ух! Какой же хитрый и изворотливый соперник попадается Джуду. Он размахивает своей серебристой бритвой и кажется, что живым не уйти.

Роман написан как готовый сценарий фильма ужасов. Динамичные и жестокие сцены преследования главного героя не дают перевести дыхание. На страницах книги до последнего царит хаос, оставляя читателя в замешательстве: «Кто же одержит верх?».

Джо Хилл создал цельное и таинственное произведение. Прекрасно выписанные герои и толика юмора в диалогах – словно вишенка на торте, приковывают внимание к дебютному роману сына того-самого-Кинга.

Настоящее мастерство Хилла проявляется в уместной для зловещего сюжета истории любви, дающей героям надежду на счастливый конец.

«Cкорее всего, привидения всегда жили не в замках и заколдованных комнатах, а в умах людей. И если он хочет подстрелить призрак, то ему придется направить дуло себе в висок.»

«Он создавал мелодии из ненависти, извращений и боли, и они приходили к нему, подпрыгивая в такт песне, надеясь, что он позволит им подпевать.»

Жан-Кристоф Гранже «Пассажир»

В психиатрии существует такое заболевание, как синдром «пассажира без багажа» при котором человек, переживший психологическое потрясение, блокирует в памяти это воспоминание, а из оставшихся обрывков формирует совершенно новую личность, что живет своей жизнью до следующей травмирующей ситуации. И тогда все повторяется вновь. Мозг творит личности по принципу матрешки, где изначальная личность, требующая защиты, является самой маленькой куклой.

Природу этого синдрома пытается разобрать блестящий психиатр Матиас Фрер, когда его пациент, свидетель жестокого убийства, обращается к нему за помощью. И каково же было замешательство Матиаса, обнаружившего, что он не только сам страдает этим заболеванием, но и причастен к ряду кровавых убийств, обрушившихся на город.

В этом превосходном, мистическом триллере, Гранже играет с читателем, динамично меняя декорации и костюмы. Неизменным остается лишь одно – бегство героя от преследующей его по пятам смерти. Атмосферу всевозможных перевоплощений личности сопровождают убийства по мотивам древнегреческих мифов. Сюжет то и дело резко разворачивается на 180 градусов, не давая понять до конца, кто в сущности Матиас? Хладнокровный маньяк или же страдающая амнезией жертва?

Гранже привносит в мир ужаса новую главу, в которой страх перед смертельными пытками уступает место более извращенному приему – потере самого себя. От реальности происходящего дрожь пробирает до костей, а одна загадка следует за другой, закручивая клубок необъяснимых событий все туже. И только неожиданный финал расставит все по своим законным местам.

«Человеческая душа - не шкура животного, которая от дубления становится качественнее. Человеческая душа - это сверхчувствительная, трепещущая, хрупкая мембрана. От ударов она мертвеет и покрывается шрамами. И начинает бояться мира».

«Самым грозным в мире оружием остается человеческий мозг. Если бы Гитлер принимал сильное успокоительное, мировая история пошла бы по совсем другому пути».

1699 год. Разгар охоты на ведьм и в Фаунт-Рояле появляется свое зло, как по нотам разыгрывающее пьесу кошмаров местных жителей: гниют посевы, пожары, мор, с болот поднимаются ядовитые испарения. Кажется, что конец близок и обвинен в нем будет не похожий на других – гордая и одинокая женщина. Ведьма. Приговор вот-вот приведут в исполнение, однако темные силы и сейчас не оставляют город. Для расследования происходящего в Фаунт-Роял прибывает магистрат Вудворт с юным клерком Мэтью Корбеттом. Теперь изощренные пытки тьмы приобретают совершенно другой оборот и на костре может оказаться каждый.

Совершенно непредсказуемый сюжет. Мрак и тайны, сопровождающие героев, не дают расслабиться, да еще и автор подбрасывает дровишек мистики в костер. Персонажи харизматичны и обаятельны настолько, что расставаться с ними почти физически больно.

«Голос ночной птицы» — это чистый восторг. Маккаммон дьявольски великолепен и представляет читателю прекрасный сеттинг для колдовства и суеверий. Продолжением серии является «Королева Бедлама» , где действия происходят уже в Нью-Йорке.

«Согласно всем правилам и предсказаниям календаря, уже должен был прийти полновластным хозяином приятный и веселый месяц май, но в этом году он входил крадучись, как оборванец, ворующий свечки в церкви».

«Все живут… Это да. Живут. С искалеченным духом и сломанными идеалами живут. Проходят годы, и забывается, что их изувечило и сломало. Принимают это как дар, когда становятся старше, будто увечье и перелом - королевская милость. А тот самый дух надежды и идеалы юной души считают глупыми, мелкими… и подлежащими увечьям и слому, потому что все живут, как должны жить»

Клайв Баркер «Книги крови»


Сборники рассказов Клайва Баркера объединены темами смерти, природы страха и обреченности. Во имя спасения рассудка, его следует лишиться, ибо настолько чудовищные испытания готовит писатель своим героям.

Каждый рассказ – ночной кошмар наяву. Тут всего в достатке: маньяки, монстры, кровь и трупы разной степени разложения. Все самое лучшее для настоящего гурмана ужасов. Тревожная, гротескная атмосфера обостряет все чувства разом. С мертвыми Баркера опасно шутить — неловкое движение, и тебе выписан билет на полночный поезд с мясом. В один конец.

«Книги крови» полностью оправдывают свое название. Они ошеломительны, плотоядны и наполнены до краев инфернальной фантазией автора. Но до чего же она живая и натуралистичная, эта фантазия, что не по себе становится уже с первых строк.

«У мертвых свои магистрали. Проложенные в тех неприветливых пустырях, что начинаются за пределами нашей жизни, они заполнены потоками уходящих душ. Их тревожный гул можно услышать в глубоких изъянах мироздания — он доносится из выбоин и трещин, оставленных жестокостью, насилием и пороком. Их лихорадочную сутолоку можно мельком увидеть, когда сердце готово разорваться на части, — именно тогда взору открывается то, чему положено быть тайным»

Мы обитаем в Яндекс.Дзене , попробуй. Есть канал в Telegram . Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!

Быть писателем, особенно в жанре ужасов, чрезвычайно опасно. Ведь этот род деятельности подразумевает массу рисков: сочиняя книги, можно ненароком распустить воображение и свихнуться, запутавшись в реальностях. А можно зайти еще дальше и отожествить себя с каким-нибудь убийцей-психопатом из книги или оживить пару-тройку буйных персонажей. Но риск этих отважных людей стоит того, ведь без их богатого воображения жанру ужасов и похвастаться было бы нечем.

Согласитесь, если бы им, приложившим руку к созданию буквально всего, чем нас радует хоррор, не посвятили хоть малую часть произведений этого жанра, это было бы верхом несправедливости. От кино подобного рода никогда не пищала мода и их не ставили на конвейер, как некогда ужасы о пришельцах и гигантских монстрах, а нынче — псевдодокументалки. Это не более чем отличительная черта нескольких десятков фильмов, но все же их достаточно, чтобы даже повидавшим немало страшного кино было из чего выбрать. И на самые примечательные фильмы ужасов о писателях мы и обратим внимание в этой статье.

От Мастеров

Как известно, среди всех мастеров хоррора особой любовью вписывать своих коллег в страшные сюжеты славен дорогой наш Стивен Кинг. В произведениях короля ужасов писатели появляются чуть реже, чем жители штата Мэн, и чуть чаще, чем люди, страдающие от артрита. Его перу принадлежат самые известные произведения жанра ужасов о писателях, поэтому не будем никого томить и приступим сразу к обзору его творчества. Разумеется, свой непосильный вклад в дело хоррора о представителях пишущей братии Кинг сделал в привычном для себя книжном формате, но на книгах подробно останавливаться не будем, тем более что большинство из них были переведены на язык кино.

Итак, впервые писатель-протагонист появился уже во втором опубликованном романе Кинга «Жребий». Правда, акцент в произведении больше ставится на вампирах и проклятых домах, нежели на писательской профессии. По сюжету, перед главным героем, вернувшемуся в родной городок Салемс-Лот, предстает зловещий дом, пугавший его в детстве. Но теперь там поселились новые хозяева. И когда в городе начинают происходить странные события, он вынужден противостоять вампирам. Снятую для телевидения экранизацию «Салемские вампиры» (Salem"s Lot, 1979) поставил Тоуб Хупер, и ее заслуженно относят к числу лучших работ режиссера «Техасской резни бензопилой». «Жребий» экранизировали дважды: была создана еще одна телеверсия - «Участь Салема» (Salem"s Lot, 2004).

По следующей книге Стивена Кинга был снят фильм «Сияние» (The Shining, 1980), культовый хоррор от выдающегося Стэнли Кубрика. Джек Николсон сыграл в нем Джека Торренса, который, решив совместить написание нового романа с работой смотрителя пустующего отеля «Оверлук», в течение одной зимы сходит с ума. Пожалуй, именно эта лента являлась основным вдохновителем создателей будущих киноужасов на писательские темы. «Сияние» до сих пор регулярно попадает в списки самых страшных фильмов всех времен и народов и является признанной классикой киноужасов. Однако после выхода в прокат, картина была воспринята в штыки, да и сегодня мнения о ней могут варьироваться от «шедевра» до «это не Кинг, как так можно?!». Связано это, в основном, с существенными расхождениями с литературным первоисточником. Среди недовольных картиной Кубрика был и сам Стивен Кинг, что послужило одной из причин создания трехсерийной версии романа для телевидения. Мини-сериал «Сияние» (The Shining, 1997) поставил большой специалист по экранизациям Кинга Мик Гэррис, а сценарий был написан Мастером собственноручно. Кроме того, Стив был причастен к экранизации и в качестве исполнительного продюсера.

За самым известным хоррором о писателе следует и самый титулованный — (Misery, 1990) режиссера Роба Райнера. По роману известный автор Пол Шелдон (Джеймс Каан) оказывается жертвой не воображения, а — что еще хуже — своей «самой большой поклонницы». После автокатастрофы на заснеженной трассе его спасает Энни Уилкс, бывшая медсестра. Оказавшись в плену в ее доме, писатель, как гласит слоган фильма, «пишет, чтобы остаться в живых». «Мизери» также является бесспорной классикой жанра, но лучше всего запоминается благодаря игре Кэти Бейтс, создавшей образ одной из ярчайших кинозлодеек и удостоенной за это премий «Оскар» и «Золотой глобус».

В «Темной половине» (The Dark Half, 1993) писателю противостоит мистический двойник. После того, как автор многочисленных бестселлеров попытался избавиться от псевдонима, похоронив свое вымышленное альтер эго, его темная половина вернулась, чтобы превратить жизнь героя в кошмар. Одноименный роман Кинга адаптировал для кино и поставил крестный отец живых мертвецов Джордж Ромеро, а обе главные роли — писателя и его двойника — исполнил Тимоти Хаттон. Однако слишком сдержанная критика и провал в прокате привели к тому, что сегодня фильм сравнительно мало известен и это несмотря на участие в его создании столь легендарных личностей.

В психологическом триллере «Тайное окно» (Secret Window, 2004), по повести «Секретное окно, секретный сад», автору (Джонни Депп) также не дают покоя: здесь его преследует загадочный незнакомец (Джон Туртурро), обвиняющий его в плагиате. В отличие от «Темной половины», этот фильм имел коммерческий успех и популярен до сих пор, в основном, благодаря звездному актерскому составу.

На телевидении тема писателей в ужасах поднимается не реже, чем на больших экранах, вот и в мини-сериале «Ночные кошмары и фантастические видения: По рассказам Стивена Кинга» (Nightmares and Dreamscapes: From The Stories Of Stephen King, 2006) аж в двух из восьми серий представители этой профессии присутствуют в качестве протагонистов. В «Последнем деле Амни» (Umney"s Last Case) автор меняется жизнями со своим персонажем, а в эпизоде «Дорожный вирус прёт на север» (The Road Virus Heads North) популярный автор хоррор-литературы покупает картину, меняющую реальность.

Назвав «Сияние» самым известным фильмом о писателе, стоит сделать и небольшую оговорку, так как для более молодого поколения любителей жанра, образчик в этой категории — «1408» (2007) об авторе-скептике Майке Энслине (Джон Кьюсак), который, не придав значения суевериям, поселяется в самом «проклятом» номере отеля «Дельфин» и в первую же ночь сильно жалеет об этом. «1408» стал кассовым хитом и является одной из лучших экранизаций Кинга 2000-х.

Двухсерийный телефильм «Мешок с костями» (Bag of Bones, 2011) стал седьмым режиссерским проектом Мика Гэрриса, основанным на произведении Стивена Кинга. Речь в нем идет об успешном авторе (Пирс Броснан), который после смерти жены возвращается в свой старый дом у озера и там приобретает опыт общения с представителями потустороннего мира. Однако перенос одноименного романа на экран нельзя назвать удачным: мини-сериал разочаровал поклонников Мастера и имеет, в основном, негативную критику.

Выше приведен далеко не весь список появлений мастеров слова в экранизациях произведений Стивена Кинга. В ряде фильмов по произведениям Великого и ужасного, пишущая братия хоть и присутствует, но большого веса в общей картине не играет, чему служат примерами «Оно» (It, 1990) и «Томминокеры» (The Tommyknockers, 1993). В излюбленных для Мастера сюжетах, где небольшая группа людей попадает в большую передрягу, писателями запросто могут быть и второстепенные персонажи, как в «Лангольерах» (The Langoliers, 1995) и «Безнадеге» (Desperation, 2006).

Заслуги Стивена Кинга в области создания ужасов о своих коллегах трудно переоценить, но были и другие светила жанра, работы которых нельзя не рассмотреть подробнее.

Айра Левин, почитаемый любителями страшной литературы за «Ребенка Розмари» и не только, написал пьесу, по которой снят триллер «Смертельная ловушка» (Deathtrap, 1982). Знаменитый драматург (Майкл Кейн) терпит неудачу за неудачей, и после очередного провала один из его студентов (Кристофер Рив) присылает шедевральную пьесу, от чего у автора возникает коварный план… Помимо отличной актерской игры, картина достойна внимания и благодаря лихо закрученному сюжету.

Пару раз заставлял писателей переживать ужасы по ту сторону произведений и Клайв Баркер. В фильме «Царь зла» (Rawhead Rex, 1986), автор, специализирующийся на хорроре, приезжает в ирландскую глубинку, чтобы собирать материал для новых произведений, но в это время фермер случайно освобождает древнего демона, вследствие чего деревню накрывает хаос. Это второй полнометражный фильм, снятый по собственному сценарию Баркера, основанному, в свою очередь, на рассказе «Голый мозг» из «Книги крови 3». Результат не удовлетворил Клайва и после «Царя зла» он сам занялся продюсированием и режиссурой экранизаций собственных литературных произведений.

Но писатели вернулись в ряды протагонистов его фильмов нескоро: в эпизоде «Валери на лестнице» (Valerie on the Stairs, 2006) сериала «Мастера ужасов» (Masters of Horror, 2005—2007). Режиссером выступил Мик Гэррис — создатель всего сериала — он же и адаптировал одноименный набросок сценария Баркера. Речь в нем идет о писателях-неудачниках, поселившихся в общежитие для тех, кто еще не опубликовал свою первую книгу; в истории, как это часто бывает у Баркера, не обошлось без жуткого демона.

Фантастический триллер «Контакт» (Communion, 1989), с Кристофером Уокеном в главной роли, основан на автобиографической одноименной книге. О ее автобиографичности заверяет сам автор Уитли Стрибер, известный, прежде всего, благодаря вампирскому роману «Голод», но о подлинности описываемых событий утверждать трудно, так как речь в ней идет об опыте встречи с внеземными существами. В фильме показано происшествие, пережитое писателем декабрьской ночью в 1985 году в своем загородном доме.

Хоррор «Идеальный убийца» (Mr. Murder, 1998) — экранизация романа Дина Кунца, опубликованного на русском языке под названием «Мистер Убийца»). Автору триллеров и его семье не дает спокойной жизни его двойник — безжалостный убийца, созданный в результате неудачного эксперимента военных.

Еще один фильм, хоть и ничуть не страшный, но также снят по одноименному рассказу Дина Кунца. Фантастический детектив «Черная река» (Black River, 2001) рассказывает о том, как писатель поселяется в утопическом городке Блэк-Ривер, где начинают происходить странные события, и, попытавшись уехать оттуда, осознает, что сделать это не так-то просто.

Оба фильма, как и многие другие экранизации Дина Кунца, сняты для телевидения и сейчас известны, в основном, среди поклонников автора.

О классиках

Разобравшись с современными мастерами ужасов, пора переходить на классиков. Но посмотрим на них несколько иначе — когда они оказываются по ту сторону экрана. Ведь классики хоррора и сами частенько становились киногероями; о таких фильмах и пойдет речь далее.

События, имевшие место на вилле на Женевском озере летом 1816 года, легли в основу сразу трех фильмов, вышедших в свет один за другим в короткий период: «Готика» (Gothic, 1986), «Лето с призраками» (Haunted Summer, 1988) и «Грести по ветру» (Remando al viento, 1988). Каждый из них — своеобразный рекордсмен по количеству имеющихся писателей. Их здесь аж четверо, и все самые настоящие классики: Джордж Байрон, Мэри и Перси Шелли, Джон Полидори. Именно в показанный в фильмах период Мэри Шелли задумала сюжет романа о Франкенштейне, а Полидори — повесть «Вампир», одно из первых произведений вампирского жанра в английской литературе.

Мистический триллер Стивена Содерберга «Кафка» (Kafka, 1991), объединил в себе факты из биографии классика и сюжетные линии его сюрреалистичных произведений (в основном, романов «Замок» и «Процесс»). Франца Кафку сыграл Джереми Айронс, и основным достоинством ленты стала умелая передача не сюжета, а мрачной атмосферы его произведений.

Говард Филлипс Лавкрафт — не только культовый писатель и один из основоположников жанра ужасов в литературе, но и главный герой хоррора (Necronomicon, 1993). Сыграл его Джеффри Комбс, известный ролью Герберта Уэста в «Реаниматоре». По сюжету Лавкрафт находит легендарный «Некрономикон» и под его воздействием рассказывает три сверхъестественные истории; все — навеянные произведениями писателя, с отлично поставленными спецэффектами и монстрами. Роль мечтателя из Провиденса этим не ограничивается: в финале классику придется самому сразиться с одним из чудовищ.

«Крысиные похороны» (Burial Of The Rats, 1995) — фильм о том, как Брэм Стокер становится пленником в общине кровожадных женщин. Благодаря писательскому таланту они сохранили ему жизнь, в отличие от других пленных мужчин. Этот хоррор, начиненный мистикой и эротикой, совместно произведен для телевидения киноделами из США и России и является вольной экранизацией одноименного рассказа писателя, одной из особенностей которой стало то, что место рассказчика занял сам автор «Дракулы».

В «От заката до рассвета 3: Дочь палача» (From Dusk Till Dawn 3: The Hangman"s Daughter, 1999) один из центральных героев — мастер мрачного рассказа Амброз Бирс. Действие происходит во время Гражданской войны в США, и авторы постарались привязать к сюжету исчезновение писателя, остающееся загадкой до наших дней.

Еще одну биографическую тайну использовали создатели готического детектива с «кровавым» рейтингом (The Raven, 2012). Оттолкнувшись от факта, что последняя неделя жизни Эдгара Аллана По полна вопросов, они предложили собственную версию событий из жизни мастера перед смертью. Главную роль исполнил Джон Кьюсак.

Эдгар По чаще других легенд хоррора становился героем страшного кино. И это неудивительно: личность писателя была окутана тайнами еще при жизни, так стоит ли говорить, сколько мистических сюжетов возникло вокруг автора «Убийства на улице Морг» с появлением кинематографа. Эдгара По — киногероя можно видеть также в фильмах «Замок крови» (Danza macabra, 1964), «В объятиях паука» (Nella stretta morsa del ragno, 1971), «Спектр Эдгара Аллана По» (The Spectre of Edgar Allan Poe, 1974), «Тень во мраке» (Descendant, 2003), «Черный кот» (The Black Cat, 2007) (эпизод сериала «Мастера ужасов»)…

В испанском мистическом детективе «Наследие Вальдемара» (La herencia Valdemar, 2010) можно наблюдать целое «созвездие» классиков хоррора: хоть и в эпизодических ролях, но присутствуют Говард Ф. Лавкрафт, Брэм Стокер и Алистер Кроули. Фильм разделен на две части и посвящен истории мрачного особняка с древними лавкрафтовскими чудовищами.

О писательском новоселье

Сюжет, в котором писатель поселяется в жутковатом доме с нехорошей историей, расположенном где-то на периферии, наивно надеясь поработать над своим будущим шедевром в тишине и уюте, пользуется определенной популярностью у сценаристов киноужасов. За это скажем спасибо сэю Кингу.

Именно такова завязка комедийного хоррора «Дом» (House, 1985), поставленного Стивом Майнером после второй и третьей частей киносериала «Пятница, 13-е». В нем от написания нового романа ужасов главного героя то и дело отвлекают потусторонние существа, обитающие в доме. «Дом» успешно выполняет свою развлекательную функцию (по крайней мере, был на это способен в момент выхода на экраны). Хотя его и не относят к ряду самых заслуженных картин жанра, это не помешало ему стать родоначальником франшизы, насчитывающей четыре фильма. Герои продолжений, правда, уже представляют другие профессии.

Нашлось местечко в нашем обзоре и для японской городской легенды о призраках. По роману Таити Ямада «Лето с чужими», издававшемуся даже на русском языке, был снят фильм «Лето с призраками» (Ijintachi tono natsu, 1988). Его главный герой — сценарист, работающий на ТВ — после развода заселяется в квартиру в многоэтажном доме. По ночам в доме горит всего два окна: у него и у одинокой молодой женщины, с которой он и знакомится. Позже в городе сценарист встречает пожилую пару, выглядящую точь-в-точь как его давно умершие родители, после чего возрастает накал мистических происшествий…

В триллере «Полусвет» (Half Light, 2006) Деми Мур играет автора бестселлеров, которая после трагической гибели сына поселяется в уединенной рыбацкой деревушке в Шотландии, неподалеку от одинокого маяка. Там она знакомится с мужчиной, который, по словам местных жителей, погиб на маяке семь лет назад. Сюжет кажется довольно простым, хотя в нем присутствуют элементы детектива, драмы и даже мелодрамы, и только развязка развевает сомнения по поводу жанровой принадлежности ленты.

«Полусвет» не был хитом, однако вскоре после него стали появляться очень похожие фильмы. Возможно, во всем виноват пресловутый кризис идей, но факт в том, что в 2000-х, ряды писателей поселившихся, где не следует, в кино стали пополняться активнее.

Выпущенный сразу на видео «Дедлайн» (Deadline, 2009) повествует о писательнице (Бриттани Мёрфи), которая въехав в новый дом, обнаруживает, что живет она там не одна, а с призраком предыдущей обитательницы. Просматривая ее старые видеозаписи, героиня постепенно восстанавливает цепочку страшных событий, пока не приходит к неожиданной развязке.

В мистическом хорроре (правда, с «детским» рейтингом PG-13) «Проклятая» (The New Daughter, 2009) некогда успешный автор (Кевин Костнер), после тяжелого развода заселяется в новый дом с двумя детьми, и все бы ничего, если бы на местности не творились мистические вещи. Затем что-то странное начинает происходить со старшей дочерью, которая зачастила гулять у зловещего холма неподалеку… Фильм насыщен заштампованными пугалками, одним словом, это типичный ужастик, рассчитанный на массового зрителя. При этом «Проклятая» имела лишь ограниченный прокат, после чего вышла на DVD.

Во французском (Derrière les murs, 2011) молодая писательница (Летиция Каста) приезжает в провинциальный городок, чтобы работать над новой книгой, но вместо этого ей приходится бороться с собственными галлюцинациями. От остальных лент, приведенных выше, отличается трехмерным форматом, совершенно неуместным в фильмах данного направления.

О писателях-маньяках

Реже, чем заурядными новоселами, писатели в хорроре бывают свихнувшимися маньяками и беспощадными убийцами. В этом месте нужно снова передать привет старине Стиву. Правда, все нижеследующие фильмы нельзя поставить в один ряд с его «Сиянием»: откровенно говоря, это самые что ни есть «проходняки». Но поскольку писатели-маньяки — персонажи очень примечательные, а ситуации, когда они вооружаются чем-нибудь более угрожающим, чем перо или печатная машинка, вызывают подлинный интерес, все-таки остановимся на них поподробнее.

Наиболее известный пример — «Домик у озера» (Cabin by the Lake, 1999), в котором сценарист низкопробных фильмов ужасов Стэнли Колдуэлл совмещает свою основную работу с антигуманным хобби — серийными убийствами. Оба его дела связаны как нельзя тесно: реальные убийства достоверно описываются в его новом сценарии. Маньяк преследует оригинальную цель: он строит так называемый «цветник плоти» — сад на дне озера из тел убитых девушек. Типичный хоррор для ТВ, да еще и с элементами комедии, но необычный сюжет говорит в его пользу.

Вроде и нельзя сказать, что «Домик у озера» слишком приглянулся зрителю, но тем не менее психопат-сценарист вернулся в сиквеле. Для фильмов о свихнувшихся маньяках это не редкость, как и то, что сиквелы уступают оригиналу. В «Возвращении к озеру смерти» (Return to Cabin by the Lake, 2001) прибавилось черного юмора, но пропала всякая оригинальность. Согласно сюжету, через два года после событий первой картины, по нашумевшему сценарию Колдуэлла все-таки начинаются съемки фильма, причем на том же озере, где произошли убийства. Но съемочному процессу сопутствуют неудачи: после того, как Стэнли Колдуэлл проник на площадку под видом человека, некогда знавшего местную знаменитость лично, там начинают пропадать люди. «Возвращение…» нельзя назвать провальным, однако на нем история сценариста-убийцы завершилась. Таким образом, состоялась единственная в своем роде писательская хоррор-франшиза.

Малоизвестный психологический триллер «Последний черновик» (Final Draft, 2007) канадского производства, также рассказывает о сумасшедшем сценаристе фильмов ужасов. Потеряв ощущение реальности, он убивает людей, в то время как в голове у него живет вымышленный злой клоун. При столь интересной задумке, к сожалению, остается лишь жалеть о посредственной реализации сюжета.

В итальянском сплаттере (Ubaldo Terzani Horror Show, 2010) молодой кинорежиссер знакомится с популярным автором хоррор-романов, чтобы совместно работать над сценарием, но вскоре понимает, что ужасы могут быть воплощены в жизнь так же легко, как описаны в книгах… Фильм ничуть не оригинален, но примечателен тем, что сделан в лучших традициях классического джалло.

От легенд кино

Закончим наш обзор рядом куда более неординарных фильмов, имеющих не так много общего: лишь то, что в качестве персонажей присутствуют писатели, а режиссерами являются знаменитые мастера киноужасов.

Вышедшую задолго до Кинга и сотоварищей картина «Дом у реки» (House by the River, 1950) поставил Фриц Ланг — немецкий киноклассик, ставший мировой легендой еще в эру немого кинематографа. Это детективный нуар-триллер, в котором протагонист-писатель случайно убивает в своем доме молодую служанку и пытается скрыть преступление, сбросив ее тело в реку. Фильм не стал хитом после выхода на экраны, но сейчас, благодаря имени режиссера, «Дом у реки» причислен к классике нуара.

Итальянские мастера ужасов тоже не чужды теме писателей. Подтверждением этого факта служат картины Дарио Ардженто «Птица с хрустальным оперением» (L"uccello dalle piume di cristallo, 1970) и «Дрожь» (Tenebre, 1982). Сюжеты обоих фильмов подчиняются всем законам джалло, а их главные герои — американские писатели, прибывающие в Италию.

В «Птице…», став свидетелем преступления, автор детективов оказывается впутанным в дела полиции, а потом начинает и собственное расследование серийных убийств девушек. Это первая картина Ардженто как режиссера, и после выхода в прокат лента установила кассовый рекорд в Италии. Прогремела она и за рубежом, что сделало молодого Дарио известным и в Европе, и в Америке.

В более позднем фильме итальянского мэтра происходит серия жестоких убийств, воплощенных из только что написанного романа. После того как автор получает записки от убийцы, он решает взять дело в свои руки и добраться до преступника. В «Дрожи» вовсю применяются излюбленные приемы режиссера, ставшие визитной карточкой не только Ардженто, но и всего «желтого» жанра.

Фильм культового канадского режиссера Дэвида Кроненберга «Обед нагишом» (Naked Lunch, 1991) — вольная экранизация скандального романа Уильяма С. Берроуза. Прямого отношения к нашему жанру эта психоделическая картина не имеет, но при просмотре нельзя не почувствовать, что она по-кроненберговски жуткая. Описывать сюжет, кажется, смысла нет, но если вкратце, то получается следующее: герой печатает на пишущей машинке, имеющей вид гигантского говорящего жука, отчеты из наркотической вселенной Интерзоны, и те впоследствии превращаются в роман «Обед нагишом».

Джон Карпентер поставил один из ключевых фильмов ужасов о писателях — (In the Mouth of Madness, 1995) . Главный герой — не писатель, а страховой агент — по поручению издательства он отправляется на поиски пропавшего автора романов ужасов Саттера Кейна, книги которого пользуются фантастическим спросом («популярнее Стивена Кинга»). Читатели начинают сходить с ума, на улицах царят хаос и насилие, а Кейн, скрывшись в странном городке, которого нет на картах, готовит мир к апокалипсису. «В пасти безумия» имеет множество отсылок к творчеству Кинга и Лавкрафта и нестандартно раскрывает писательскую тему. Его можно назвать эталонным фильмом ужасов, вопреки неудаче в прокате и неоднозначному приему критиков.

Авторский хоррор Фрэнсиса Форда Копполы «Между» (Twixt, 2011) рассказывает о писателе третьесортных ужасов, сыгранном секс-символом 90-х Вэлом Килмером. Приехав в захолустный городок, он увлекается расследованием серии убийств, попутно общаясь с призраками (встречается ему и классик Эдгар По). Подобно другим поздним работам мэтра, «Между» снят за собственные средства Копполы и является глубоко личным для режиссера — в ней есть даже биографические элементы — и, вероятно, поэтому хорошо его воспримут далеко не все.

Такими, на наш взгляд, являются заслуживающие наибольшего внимания фильмы ужасов о писателях. Как и было обещано в самом начале, выбрать есть из чего: картины с единственной общей чертой — профессией главного героя — не имеют никаких других рамок. Зачастую тема писателей идет в комплекте с самыми разными поджанрами хоррора (особенно хорошая совместимость у них с фильмами о «проклятых» домах) и поэтому будут интересны практически всем, кому люб жанр ужасов.