Пунктуация - раздел науки о языке, который изучает нормы употребления знаков препинания. Знаки препинания складывались в истории русского языка постепенно и приобрели современный вид только к ХIХ веку. В древних памятниках письменности также употреблялись знаки препинания, но они сильно отличались от современных. Например, употреблялась точка в середине строки. Точка соответствовала современной запятой. Четвероточие, или «мыслимый крест», соответствовал точке. Более того, в древности тексты писались слитно, буква к букве. С ХV века всё чаще наблюдается раздельное написание, появляется такой пунктуационный знак, которым пользуемся и мы, но для нас он «пустое место», то есть пробел. Старинные книжники характеризовали его так: «Ice раздвижка, или розставъ, или пробьлъ. А ставится въ Божественныхъ Писанiихъ въ строкахъ между ръчей (слов), полое мъсто роздвигнути, того ради, чтобы Ръчь съ ръчiю не сплеталась».В пунктуацию включался и знак переноса, или концепереноснъш; по Мелетию Смотрицкому - «единитная», которая «з строки в строку» переходит, не разделяя, а соединяя слово. В церковно-славянском языке знаки препинания очень похожи на современные. От современных знаков препинания отличается только вопросительный знак. В церковно-славянской графике он пунктуационный грецизм.

В современном языкознание пунктуация- это наука, лингвистическая дисциплина о знаках препинания, их составе, значениях и правилах их применения. Пунктуация понимается и как совокупность знаков препинания. Термин пунктуация от латинского слова «punctum», что значит «точка». Пунктуация, следовательно, буквально значит « наука о точках». Слово препинание в составе термина знаки препинания исконно русского происхождения. Вне этого термина оно значит « препятствие». Запятая и препинание - слова одного корня. Главное и самое показательное отличие знаков препинания от других знаков письма - функциональное: знаки препинания не обозначают звуков речи и не входят в состав « письменных» слов. По отношению к словам знаки письма в целом делятся на три основные группы: 1) внутрисловные - буквы 2) «словные» знаки - цифры 3) межсловные - это как раз и есть знаки препинания.

Сколько знаков препинания в русском языке? Десять знаков препинания - это следующие: точки, запятая, двоеточие, многоточие, точка с запятой, многоточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, скобки, кавычки. К ним добавляют ещё следующие знаки: одиночную скобку: например: 1)… 2) … или а)… б)… и т. п.) ; знак сноски, обычно в виде звёздочки (*) (этот знак называют ещё астерикс, от греч. Aster- «звезда»). Вслед за абзацем к знакам препинания иногда причисляются и другие знаки членения текста: главы, разного рода пробелы и т.п., но это не находится пока широкого признания. Отдельно надо сказать о дефисе. Прежде всего, его надо строго отличать от тире: они различаются по начертанию (дефис в 2-3 раза короче: (-), (--) и функционально: тире- исключительно пунктуационный знак, а дефис имеет 2 или 3 разнородные функции. Основная функция дефиса орфографическая: он оформляет полуслитное написание некоторых слов: по-нашему, по-взрослому, кто-либо, кто-то, кое-кто, во-первых, во-вторых, и т.п.; в пределах орфографии же дефис используется как знак переноса слов с одной строки в другую: се-стра, сес-тра или сест-ра. Но дефис может быть и пунктуационным знаком - стоять между определяемыми существительным и одиночным приложением: Маша-резвушка, Аника-воин, плутовка-западная, старик-рыболов, мать-старушка, весна-красавица, осетин-извозчик и т.п.

В последнее время в некоторых научных текстах довольно часто стали употреблять одиночную наклонную линию- дробную черту в значении союза или, в частности при разделении союзов и, или: и/или, т.е. далее идет текст, который может быть или присоединен к предыдущему тексту, или быть с ним в разделительных отношениях. Дробная черта в этом её значении - тоже знак препинания. В такой функции употребляются и скобки. Приведем пример на такие скобки: Главы и параграфы в книгах имеют, как правило, «самостоятельный номер и (или) заголовок» (по Словарю издательских терминов). Вместо скобок здесь можно употребить дробную черту; «самостоятельный номер и/или заголовок». Дробная черта значится в системе знаков азбуки Морзе.В целом получается следующий «алфавит» знаков препинания (обращается внимание на порядок их перечисления):

  • точка (.),
  • двоеточие (:),
  • многоточие (….),
  • точка с запятой (;),
  • запятая (,),
  • запятые (,),
  • кавычки: а) лапки (,”) б) елочки (« »),
  • вопросительный знак (?),
  • восклицательный знак (!),
  • дефис, или черточка (в пунктуационной роли) (--),
  • тире (--),
  • двойное тире (-- --),
  • дробная черта (/),
  • скобка ()),
  • скобки: (),
  • сноски (*),
  • абзац, или абзацный отступ.

Знаков пунктуации всего 10. Но на письме они помогают выразить всё многообразие оттенков смысла устной речи. Один и тот же знак может употребляться в разных случаях. И при этом играть разную роль. В 20 главах изложены главные закономерности расстановки знаков препинания, которые изучаются в школе. Все правила иллюстрируются наглядными примерами. Удели им особое внимание. Запомнишь пример — избежишь ошибки.

  • Введение: Что такое пунктуация?

    §1. Значение термина пунктуация
    §2. Какие знаки препинания употребляются в письменной речи на русском зыке?
    §3. Какую роль играют знаки препинания?

  • Глава 1. Знаки законченности-незаконченности мысли. Точка, вопросительный знак, восклицательный знак. Многоточие

    Точка, вопросительный и восклицательный знаки
    Многоточие в конце предложения

  • Глава 2. Знаки незаконченности высказывания. Запятая, точка с запятой

    §1. Запятая
    §2. Точка с запятой

  • Глава 3. Знак незаконченности высказывания. Двоеточие

    Зачем нужно двоеточие?
    Двоеточие в простом предложении
    Двоеточие в сложном предложениии

  • Глава 4. Знак незаконченности высказывания. Тире

    §1. Тире
    §2. Двойное тире

  • Глава 5. Двойные знаки. Кавычки. Скобки

    §1. Кавычки
    §2. Скобки

  • Глава 6. Пунктуация простого предложения. Тире между подлежащим и сказуемым

    Тире ставится
    Тире не ставится

  • Глава 7. Пунктуация простого предложения с осложнённой структурой. Знаки препинания при однородных членах

    §1. Знаки препинания при однородных членах без обобщающего слова
    §2. Знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом

  • Глава 8. Пунктуация простого предложения, осложнённого обособленным определением

    §1. Обособление согласованных определений
    §2. Обособление несогласованных определений
    §3. Обособление приложений

  • Глава 9. Пунктуация простого предложения, осложнённого обособленным обстоятельством

    Обстоятельства обособляются
    Обстоятельства не обособляются

  • Глава 10. Пунктуация простого предложения, осложнённого уточняющими или поясняющими членами предложения.

    §1. Уточнение
    §2. Пояснение

  • Глава 11. Пунктуация простого предложения, осложнённого вводными словами, вводными предложениями и вставными конструкциями

    §1. Предложения с вводными словами
    §2. Предложения с вводными предложениями
    §3. Предложения со вставными конструкциями

  • Глава 12. Пунктуация при обращении

    Обращения и их пунктуационное оформление в письменной речи

  • Глава 13. Пунктуация при сравнительных оборотах

    §1. Выделение запятыми сравнительных оборотов
    §2. Обороты с союзом как: сравнительные и не сравнительные

  • Глава 14. Пунктуация при прямой речи

    §1. Пунктуационное оформление прямой речи, сопровождаемой словами автора
    §2. Пункуационное оформление диалога

§1

В зависимости от цели сообщения, наличия или отсутствия эмоциональной окраски высказывания в конце предложения ставится точка (повествование, побуждение к действию), вопросительный (поиск информации) знак . При восклицательной интонации, сопровождающей сообщение, ставится восклицательный знак : В восьмом часу он подходит к дому. Вся его фигура изображала решимость (Ч.); Уж вы капитана разбудите сначала (Л. Т.); – Отчего так скоро? Алексей Степаныч где? (Ч.); Что будет, то будет! (Ч.).

Вопросительный знак ставится также в конце вопроса, если он риторический: Кто скажет что-нибудь в защиту зависти? Это чувство дрянной категории (Булг.), а восклицательный – в конце побудительного предложения, если оно эмоционально окрашено: Дух осени, дай силу мне владеть пером! (Забол.); Пусть сильнее грянет буря! (М. Г.).

§2

При незаконченности высказывания, недоговоренности, указании на возможность продолжения перечисления в конце предложения ставится многоточие : Закрывай глаза и спи… Отлично… (Ч.); Дома Сашка хотел было рассказать жене Вере, как его в магазине… Но начал, и тут же расхотелось… (Шукш.); Горько пахло осиновой корой, оврагами с прелой листвою… (Бун.); В тумане низко плывет малиновый шар солнца, и в белом шевелении парят над землей дальние силуэты ветел, крыши деревни… (Бонд.). Многоточие может указывать на особый смысл (многозначительность), подтекст: Но вот сейчас ей сорок пять. Сорок шесть скоро. Писатель должен бы знать, какой это сложный возраст… (Мак.); Теперь я понимаю, это были ученические работы, даже, может быть, просто мазня… (Кат.).

Примечание. В заголовках из знаков конца предложения употребляются знаки вопросительный, восклицательный и многоточие: Что делать? (название романа Н. Чернышевского); Подарки в студию! (название газетной заметки); Дешево? Зато сердито! (название репортажа); Мы на лодочке катались… (название газетной корреспонденции).

Точка в конце заголовка, состоящего из одного предложения, не ставится :

Неромантичный человек

Говорят, что молодость – самое счастливое время в жизни. Это говорят те, кто давно был молод и забыл, что это такое (Ток.).

Точка ставится после первого предложения в двучленном заголовке:

Состав литературного произведения. Его форма и содержание (название главы в учебнике «Теория литературы»).

§3

В конце предложения могут сочетаться: вопросительный и восклицательный знаки , вопросительный знак и многоточие , восклицательный знак и многоточие . Точка с другими знаками не сочетается. Сочетание знаков препинания передает взаимодействие целевой установки и эмоциональной окраски предложения: вопрос может сопровождаться негодованием, недоумением; сильное чувство может послужить причиной недоговоренности и т. п. Чаще всего такое сочетание знаков наблюдается в прямой речи для передачи ее интонации: – Как это так взяли?! – крикнул, побагровев, Давыдов (Шол.); – Ну, что? Как дело?.. – Плохо… Беда!.. – Что? Говори живее!.. – Половцев вскочил, сунул исписанный лист в карман (Шол.).

Знаки препинания в начале предложения

§4

В начале предложения для обозначения логического или содержательного разрыва в тексте, резкого перехода от одной мысли к другой (в начале абзаца), ставится многоточие :

Но только стучали колеса в черной пустоте: Ка-тень-ка, Ка-тень-ка, Ка-тень-ка…

Резко, будто влетев в тупик, вагон остановился, тормоза взвизгнули железным воплем (А. Т.);

Он смотрел на гордую в посадке голову Ольги Николаевны, отягченную узлом волос, отвечал невпопад и вскоре, сославшись на усталость, ушел в отведенную ему комнату.

И вот потянулись дни, сладостные и тоскливые (Шол.).

Знаки конца предложения внутри предложения

§5

При смысловом подчеркивании отдельных членов вопросительного или восклицательного предложения знаки препинания ставятся после каждого из членов, которые оформляются как самостоятельная синтаксическая единица, т. е. начинаются с прописной буквы: – Что вас привело к ним? – неожиданно бытовым, ворчливым голосом спросил он. – Недомыслие? Страх? Голод? (А. Т.); – Где же те силы, которые питают национальный дух и делают русского русским, узбека узбеком, а немца немцем? Природа? Среда обитания? Вообще среда? Язык? Предания? История? Религия? Литература и вообще искусство? И что тут стоит на первом месте? (Сол.); – Аннушка, наша Аннушка! С Садовой! Это ее работа! (Булг.).

Однако прописные буквы заменяются строчными, если перед перечислением стоят знаки двоеточие или тире (впереди имеется обобщение): Всё отвергал: законы!совесть! веру! (Тр.); Она спросила, кто он , не француз ли, и стала по его просьбе гадать: бельгиец? датчанин? голландец? (Наб.); Вот так играть свою игру – шутя! всерьез! до слез! навеки! не лукавя! – как он играл, как, молоко лакая, играет с миром зверь или дитя (Ахмад.).

§6

Вопросительный и восклицательный знаки ставятся внутри предложения, если они относятся к вставным конструкциям или сами замещают вставки, передавая соответствующее отношение пишущего к содержанию: Девчушка (как же ее звали? ) шла по улице, как по своей жизни (Мак.); – Да, – продолжал ученый, – наш мозг не готов к восприятию этой идеи, как и многих других, до которых (парадоксально! ) он сам же додумался (Сол.); На остальных досках шахматисты одержали восемь (!) побед (журн.).

§7

При оформлении диалога вопросительный и восклицательный знаки внутри текста могут замещать предложение, неся в себе самостоятельную информацию: выражают разнообразные чувства (удивление, сомнение и т. п.). При такой функции знаков может быть один или три:

Этому и была посвящена моя кандидатская диссертация. – А сколько времени заняла работа над ней? – Примерно два с половиной месяца. – ??? – Потому что до этого было четыре года исследований (газ.);

Я не буду отвечать. – А что вам даст это? – ! – Ничего не даст (журн.);

Поговорить-то с ней можно, только нет ее сейчас дома… – ??? (мое немое удивление ) (газ.).

§8

Внутри предложения многоточие ставится в следующих случаях (обычно в художественных текстах):

а) для передачи прерывистого характера речи:

Ты талантливый… А талант, это… не как у всех… (Б. Паст.); – Елена… ты не бойся… иди туда… (Булг.);

Я не смею назвать себя писательницей, но… все-таки и моя капля меда есть в улье… Я напечатала разновременно три детских рассказа, – вы не читали, конечно… много переводила и… и мой покойный брат работал в «Деле» (Ч.);

Жить бы да жить вам, молодым… а вас… как этих… угорелых по свету носит, места себе не можете найти (Шукш.);

б) для передачи затрудненности речи:

Дала бы девке образование закончить хоре… хоре… – не с первого раза, с раскачки берет мудреное слово дед, – хо-ре-ог-ра-фи-чес-кое (Аст.).

Многоточие внутри предложения может указывать на несовместимость значений слов, на необычность, алогичность их сочетания: Клад… под общежитием (газ.); Аэростат… в сумочке (газ.); Награда… до старта (газ.); Купаются… на берегу (газ.).

Членение предложения с помощью точки

§9

При парцелляции (т. е. при расчленении повествовательного предложения на самостоятельные части) ставится точка: После десятилетки устроилась работать почтальоном, развозила почту. На велосипеде (Ток.); Спой, Рая… Нашу. Десятого непромокаемого батальона. Любимую (Друн.); Он [аист] вернулся домой. Туда, где родился (газ.); И он [Лермонтов] писал. Ночами, при зажженной свече, во время прогулки по парку, затаиваясь в его уголках (Чив.); Весной, в начале сева, в Быстрянке появился новый парень – шофер Пашка Холманский. Сухой, жилистый, легкий на ногу. С круглыми изжелта-серыми глазами, с прямым тонким носом, рябоватый, с круглой ломаной бровью (Шукш.); Старожилы утверждали, что здесь жил Есенин. Что раньше здесь был монетный двор. Что еще раньше здесь помещались приказы Бориса Годунова (газ.).

Пунктуация.

Пунктуация – это совокупность правил о постановке знаков препинания. Назначение пунктуации заключается в том, чтобы обеспечивать читающему правильное понимание смысла написанного. Основой пунктуации является смысловое членение речи. Часто смысловому членению соответствует ее грамматическое членение, а в устной речи и ее интонационное членение; иначе говоря, смысловое членение выражается грамматически и интонационно. В этом случае можно говорить о совпадении смысловых, грамматических и интонационных оснований для постановки знаков препинания, или о структурно-семантической основе пунктуации.

Однако есть случаи, когда три указанных основания: смысловое, грамматическое и интонационное – могут не совпадать. Так, нередко смысловое и грамматическое членение речи не совпадает с ее интонационным членением. Часто интонационно не членятся главная и придаточная части с союзом «что»: Говорят, что он скоро приедет. И напротив, нередко интонационно членятся предложения цельные со смысловой и грамматической точки зрения; например, почти всегда наблюдается пауза между достаточно распространенными подлежащим и сказуемым (Двухэтажные купеческие дома середины прошлого века ll уныло тянулись вдоль всей набережной) и между препозитивным достаточно распространенным обстоятельством и остальной частью предложения (В шестом часу майского ясного утра ll Майя вышла в сад) и др. под. Во всех таких случаях, как показывают приведенные примеры, знаки препинания ставятся (или не ставятся) в зависимости от смыслового и грамматического членения (или его отсутствия) и независимо от интонационного членения (или его отсутствия).

С другой стороны, нередки и случаи, когда смысловое членение не находит поддержки в грамматическом, т.е. грамм. членение не выражается специальными формами. В этих случаях единственным основанием для постановки знака препинания является смысловое членение; соответствующее ему грамматическое и интонационное членение подсказывает знаки препинания. Так, например, отрезок речи «солнце светит птицы поют» может быть грамматически и интонационно представлен как два самостоятельных предложения (Солнце светит. Птицы поют) и как сложное предложение (Солнце светит, птицы поют). Таким образом, грамматическое и интонационное членение данного отрезка речи зависит от его смысловой интерпретации, выражаемой знаками препинания. Исключение представляет запись устной речи с голоса – диктант, - когда интонация может подсказать пишущему смысловое членение речи. В конечном счете по смыслу различаются и однородные и неоднородные определения, иногда вводные слова и члены предложения (Он может быть в школе и Он, может быть, в школе) и другие конструкции.

Наконец, есть и такие случаи, когда смысловое (и интонационное) членение противоречит грамматическому. Например: Напомнила взять тазик и кисточку для бритья. И крем для сапог. И щетку. С точки зрения грамматической сочетания «и крем для сапог, и щетку» - это однородные дополнения, однако автор выделяет их по смыслу и интонационно в самостоятельные предложения и выражает это пунктуационно.

Таким образом, во всех рассмотренных случаях основанием для постановки знаков препинания является именно смысловое членение речи, которое может совпадать с грамматическим и интонационным членениями, но может и не совпадать с одним из них и даже противоречить ему.

Знаки препинания и их функции.

В русской пунктуации употребляются следующие знаки препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, скобки, кавычки. Функцию знака препинания выполняет также абзацный отступ, или красная строка.

Знаки препинания выполняют две основные функции: 1) отделение, 2) выделение. Одни из знаков препинания служат только для отделения (отделяющие знаки препинания) – это одиночные знаки препинания: точка, точка с запятой, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие, двоеточие; сюда же относиться и абзацный отступ. С помощью этих знаков отделяются друг от друга предложения, предикативные части некоторых сложных предложений, иногда однородные члены и другие конструкции.

Другие знаки препинания служат только для выделения (выделяющие знаки препинания) – это двойные знаки: скобки и кавычки. С помощью этих знаков выделяются вводные и вставочные обороты и предложения (скобки) и прямая речь (кавычки).

Третьи знаки препинания (запятая и тире) многофункциональны, т.е. могут выступать и как отделяющие, и как выделяющие в зависимости от конкретных условий, в которых они употребляются.

Так, с помощью запятой могут быть отделены друг от друга и части сложного предложения, и однородные члены; с помощью тире отделяются в ряде случаев части сложных предложений, однородные члены от обобщающего слова, одни члены предложения от других в некоторых неполных предложениях и в других конструкциях.

С помощью запятых выделяются различные обособленные обороты, обращения, вводные слова; с помощью тире могут выделяться вводные и вставочные предложения.

В ряде случаев, как, например, в предложениях с прямой речью, употребляются сложные комбинации выделяющих и отделяющих знаков.

Указанные основные функции знаков препинания часто осложняются более частными, смыслоразличительными функциями. Так, знаки конца предложения не только отделяют одно предложение от другого, но выражают и то, каким является данное предложение по цели высказывания или по степени эмоциональности: Он не придет. Он не придет? Он не придет! Показательно в этом отношении употребление знаков препинания и в бессоюзных предложениях, в которых знаки препинания несут и смысловую нагрузку, сигнализируют о грамматическом значении бессоюзных предложений. Так, например, в предложении «Он не приходит, ждет она» выражаются отношения перечисления, а в предложении «Он не приходит – ждет она» - отношения противительные.

Основные функции всех знаков препинания, как и их смыслоразличительные функции, описываются в своде правил русской пунктуации.

Способы передачи чужой речи

В процессе общения часто возникает необходимость передать чужую речь (под этим термином обычно понимается и речь другого лица, и своя речь, произнесенная ранее). При этом в одних случаях важно передать не только содержание, но и саму форму чужой речи (ее точный лексический состав и грамматическую организацию), а в других – только содержание; следовательно, в одних случаях точное воспроизведение чужое речи обязательно, а в других – необязательно.

В соответствии с этими задачами в языке выработались специальные способы передачи чужой речи: 1) формы прямой передачи (прямая речь); 2) формы косвенной передачи (косвенная речь). Предложения с прямой речью специально предназначены для точного воспроизведения чужой речь (ее содержания и формы), а предложения с косвенной речью – лишь для передачи содержания чужой речи. Это наиболее распространенные формы передачи чужой речи.

Кроме них существуют и другие формы, предназначенные для передачи только темы, предмета чужой речи, для включения в авторскую речь элементов чужой речи и решения других, экспрессивно-стилистических задач. Таким образом, можно говорить о целой системе форм передачи чужой речи.

Прямая речь.

Предложения с прямой речью представляют собой бессоюзное (интонационное и смысловое) объединение частей, в одной из которых – авторских словах – устанавливается самый факт чужой речи и называется ее источник, а в другой – прямой речи – воспроизводится сама чужая речь. Например: Киров ответил: «Астрахань сдана не будет».

Кроме слов, указывающих на самый факт чужой речи и ее источник, в авторские слова могут входить слова, указывающие на адресата прямой речи, на различные обстоятельства, ей сопутствующие, а также слова, характеризующее лицо, ее произносящее, манеру произнесения и др. Например: - Что это такое? – строго и даже тревожно спросил Соколович, останавливаясь.

Слова, вводящие прямую речь, могут точно обозначать процессы мысли или речи (сказал, приказал, думал, спросил и т.д.). Такие слова нуждаются обычно в обязательном распространении; часть, содержащая прямую речь, восполняет их смысловую недостаточность. Связь между авторскими словами и прямой речью в таких предложениях более тесная.

В других случаях слова, вводящие прямую речь, обозначают не сами процессы речи и мысли, а действия или чувства, им сопутствующие (усмехнуться, встать, подмигнуть; обрадоваться, расстроиться, прийти в ужас и др.). Такие слова обычно не нуждаются в обязательном распространении частью, содержащей прямую речь; поэтому связь между авторскими словами и прямой речью в этих случаях менее тесная. Такой способ передачи чужой речи близок к непосредственному включению чужой речи в авторское повествование.

1) При препозиции авторских слов предложение может члениться: а) на две части (авторские слова – прямая речь) или б) на три части (авторские слова – прямая речь – продолжение авторского повествования). В этих случаях прямая речь поясняет, раскрывает содержание стоящего перед ней слова со значением речи или мысли. При препозиции авторских слов порядок главных членов в них, как правило, прямой: на первом месте подлежащее, на втором – сказуемое.

2) При постпозиции авторских слов предложение членится на две части: ПР – АС. В этом случае прямая речь поясняется авторскими словами, которые здесь менее самостоятельны, чем при препозиции. При постпозиции АС порядок главных членов в них обратный: на первом месте сказуемое, на втором – подлежащее.

3) При интерпозиции АС предложение членится на три части: ПР – АС – продолжение ПР. При интерпозиции АС они близки по своей роли к вводным предложениям. Порядок главных членов в этом случае обратный. В интерпозитивных АС может быть два глагола со значением речи или мысли, первый из которых относится к прямой речи, стоящей перед словами автора, второй – после слов автора. Такие случаи представляют собой смешение рассмотренных выше позиционных типов.

Прямая речь предназначена для точного по форме воспроизведения чужой речи. В неё могут входить одно или несколько предложений, различных по своему строению, интонации, модальности, временному плану. В ПР воспроизводятся любые конструкции живой разговорной речи, в том числе включающие в себя междометия, обращения, вводные слова и другие элементы. В ПР местоимения употребляются не с точки зрения автора, передающего чужую речь, а с точки зрения того, кому она принадлежит.

Косвенная речь.

Предложения с косвенной речью представляют собой СПП с придаточными изъяснительно-объектными: Петя попросил, чтобы я не опаздывал.

Предложения с КР не воспроизводят чужую речь, а передают ее содержание. Многие формы живой разговорной речи не могут входить в КР, например обращения, междометия, многие модальные слова и частицы, формы повелительного наклонения, ряд инфинитивных конструкций и др.

В КР не может быть выражено интонационное своеобразие чужой речи. Местоимения и личные формы глаголов в КР употребляются не с точки зрения того, кому принадлежит чужая речь, а с точки зрения автора, передающего содержание чужой речи.

В главной части таких предложений дается та же информация, что и в словах автора при ПР. Придаточная часть, содержащая КР, относится к одному из слов главной, нуждающемуся в обязательном распространении. Поэтому круг слов, вводящих КР, значительно уже круга слов, вводящих ПР: КР вводится только словами, прямо указывающими на речь или мысль (говорит, сказал, подумал, спросил, попросил, приказал, вопрос, мысль и др.).

В предложениях с КР часть, передающая содержание чужой речи, чаще находится в постпозиции.

Предложения с различными союзами предназначены для передачи содержания различных по своей модальности типов чужой речи. Предложения с союзом «что» передают содержание повествовательных предложений с утвердительной или отрицательной модальностью. Предложения с союзами «будто, будто бы» также передают содержание повествовательных предложений, но с оттенком неуверенности, предположительности. Предложения с союзом «чтобы» передают содержание побудительных предложений чужой речи.

Предложения с различными союзными словами (вопросительно-относительными местоимениями) передают содержание вопросительных предложений чужой речи (косвенный вопрос). Если вопрос в чужой речи оформлен только интонационно или при помощи вопросительных частиц, то в косвенном вопросе употребляется частица-союз «ли» или сочетание «ли…или»: Меня спросили, не соглашусь ли я прочитать еще одну лекцию.

Несобственно-прямая речь.

В этом случае чужая речь как бы сливается с авторской, не отграничиваясь прямо от нее ни словами, указывающими на факт произнесения чужой речи и ее источник (при ПР и КР), ни сменой местоименного плана (при ПР и непосредственном включении чужой речи в повествование), ни специальной формой придаточного предложения (при КР). В таких случаях автор как бы перевоплощается в своих героев и, рассказывая об их мыслях, передавая их речь, прибегает к тем грамматическим, лексическим и фразеологическим средствам, к которым прибегли бы его герои в изображаемой ситуации. Такая передача чужой речи (НПР) представляет собой литературный прием, с помощью которого писатель может вводить специфическую речь героев в авторское повествование, характеризуя тем самым своих героев.

НПР не имеет специальных синтаксических форм. С КР ее сближает употребление местоимений, с ПР – сравнительная свобода в передаче особенностей чужой речи. Гораздо свободней, чем в косвенной, передаются в НПР различные фразеологические обороты и несвободные синтаксические модели, характерные для живой разговорной речи.

НПР обычно представляет собой самостоятельное предложение или их ряд, которые непосредственно включаются в авторское повествование, или продолжают один из способов передачи чужой речи, или следуют за упоминанием предмета, темы чужой речи, развивая эту тему. Например: «Она удивилась, что время идет так медленно, и ужаснулась, что до полуночи осталось еще шесть часов. Куда убить эти шесть часов? Какие фразы говорить? Как держать себя с мужем?» Здесь описание мыслей и чувств героини сменяется НПР.

В форме НПР чаще передаются невысказанные мысли героя. Поэтому в предыдущих предложениях часто (но не всегда) употребляются такие глаголы, как «думать, вспоминать, чувствовать, жалеть, тревожиться» и др.

Передача предмета, темы чужой речи.

Предмет чужой речи может быть выражен в простом предложении при помощи дополнений при глаголах со значение речи или мысли. Тема, предмет чужой речи может указываться в придаточной изъяснительной части, если в главной ей соответствует указательные слова с предлогами «о, про» (о том, про то). Например: И мама рассказала о слоне и о том, как спросила девочка о его ногах.

Цитация.

Цитата – это дословная выдержка из какого-либо сочинения, которую автор другого сочинения приводит для подтверждения или пояснения своей мысли. Наряду с этим она может выполнять и эмоционально-экспрессивную роль – усиливать сказанное ранее, придавать ему особенно выразительный характер. Также цитата может быть источником, отправным пунктом рассуждения, особенно если произведение, из которого она взята, является предметом специального рассмотрения.

По своей структуре цитата может представлять собой предложение, сочетание предложений, словосочетание и слова, ключевые для данного текста.

1. Предложения с цитатой являются двучастными (слова автора – цитата) и по своему строению и пунктуационному оформлению ничем не отличаются от предложений с прямой речью. Если предложение, представляющее собой цитату, приводится не полностью, то на месте опущенных членов предложения ставится многоточие.

2. Цитаты могут включаться в текст как его относительно самостоятельные части, без слов автора.

3. Цитаты могут вводиться в КР. В этом случае цитата следует обычно за изъяснительным союзом и начинается со строчной буквы.

4. На источник при цитировании могут указывать и специальные вводные слова и предложения.

Для включения цитат в текст формы цитируемых слов, например существительных, глаголов и др. могут изменяться.

Общие сведения

В русском языке 10 знаков препинания. Они играют важную роль, позволяют правильно понять письменную речь, обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание смысла высказывания и эмоциональных оттенков предложения. Вообще, без знаков препинания текст был бы набором слов. У них разнообразный круг употребления. На первый взгляд, трудно разобраться в их постановке, но научиться этому можно, нужно только знать пунктуационные правила.

Функции знаков препинания

1.Смысло-различительная (помогают верно передать смысл высказывания; без знака препинания фраза осталась бы непонятной; он придает однозначный смысл фразе; без них текст был бы эквивалентен (равен) неясному набору символов; они помогают нам сделать так, чтобы нас поняли однозначно)

2.Интонационно-экпрессивная (пунктуация в конце предложения обозначает цель высказывания (сообщение, вопрос или побуждение к действию) и интонацию речи, т.к. З.П. расставляют и эмоциональные акценты: восхищение, недовольство, радость, удивление и проч.).

Виды знаков препинания

1.Знаки завершения (точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие, сочетание знаков: вопросительного с восклицательным; вопросительного знака с многоточием; восклицательного знака с многоточием). Смысл употребления: а) помогают обозначить завершенность, законченность фразы, выражения; б) однозначно передать смысл высказывания (повествование о чем-либо, вопрос, обращенный к кому-либо, побуждение к действию), т.е. обозначить интонацию, расставить эмоциональные акценты: восхищение, недовольство, радость, удивление и проч..

2.Знаки разделения (запятая, двоеточие, точка с запятой, тире). Смысл употребления: помогают расставить смысловые акценты на слове или фразе в предложении.

3.Знаки выделения (запятая, кавычки, скобки, тире). Смысл употребления: помогают расставить смысловые акценты на слове или фразе в предложении.

Пунктуационные знаки

Употребление

Примеры формулировок в сочинении

Знак завершения. Точкой однозначно обозначается конец предложения, в котором повествуется о чем-либо. Она указывает на независимость завершенного высказывания.

Приведу в пример предложение № 3: «В лесу стало тихо.» Это законченное высказывание, в котором повествуется о наступлении вечерней тишины и спокойствия. Точка обозначила конец предложения.

Многоточие

Знак завершения. Во-первых, оно однозначно указывает на конец высказывания, которое могло бы быть продолжено. Во-вторых, обозначает некое раздумье, размышление автора речи, может свидетельствовать о неполноте информации, недосказанности, стремлении умолчать что-либо или о неуверенности пишущего. В-третьих, многоточие ставится и тогда, когда нужно обозначить неожиданный переход от одного высказывания к другому. В четвертых, многоточием обозначается пропуск в речи (например, при цитировании).

Кроме того, многоточие ставится для указания на перерывы в речи, на заминки, вызванной различными причинами (волнением, например).

Многоточие стоит в конце предложения № 17: «Как бы вам объяснить попонятнее…» Этот пунктуационный знак указывает на конец завершенного высказывания. Многоточие указывает, что автор размышляет, пытается подобрать нужные слова, чтобы продолжить свою речь.

Например, предложения № 23 и 24: «Дубровский молчал… Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногой, оттолкнул секретаря…» В конце обоих высказываний стоит многоточие. С одной стороны, этот знак обозначает конец завершенного высказывания, отделяет одну мысль от другой. С другой стороны, многоточием обозначается неожиданный переход от одного высказывания к другому, быстрая смена событий.

Возьмем, к примеру, предложение № 14: «В департаменте… но лучше не называть, в каком департаменте.» Гоголь поставил многоточие неслучайно. Этим пунктуационным знаком обозначен перерыв речи, заминка автора, видимо, размышляющего, стоит ли указывать место действия.

Восклица-

тельный знак

Знак завершения. Во-первых, им однозначно обозначается автономность, независимость, конец высказывания, в котором повествуется о чем-либо или кто-либо призывается (побуждается) к действию. Во-вторых, им расставляется эмоциональный акцент, т.к. с помощью восклицательного знака мы доносим и то чувство, с которым хотели бы произнести фразу (восторг, удивление, недовольство, сомнение и проч.). Знак свидетельствует об эмоциональной напряженности, эмоциональной окрашенности речи.

«Как жаль, что птицы улетели!» Это предложение (№4) представляет собой законченную мысль. Автор, находясь в лесу, с сожалением замечает, что стало очень тихо. Его эмоциональное состояние подчеркивает восклицательный знак в конце предложения.

Вопроси-тельный знак

Знак завершения. Во-первых, он однозначно указывает на конец высказывания, заключающего в себе прямой вопрос. Во-вторых, он обозначает интонацию, с которой следует произносить предложение (она вопросительная).

Может ставиться в скобках для выражения сомнения или недоумения пишущего.

Посмотрим на предложение № 16: «Который час?» Здесь звучит прямой вопрос. Законченное высказывание принадлежит Павлу, герою рассказа, который ожидает ответа.

«На выставке были представлены самые последние (?) модели отечественных автомобилей.» Читая это предложение, мы понимаем, что автор высказывания сомневается, несколько неуверен в приводимом факте.

Во-первых, это знак разделения. Разделяет: а) однородные члены предложения, при этом обозначает их границы; этот знак ставится при перечислении действий, предметов, признаков и проч.; б) простые предложения в составе сложного со значением перечисления, разграничивает его части. Во-вторых, это знак выделения. Запятыми выделяются обособленные определения и обстоятельства (в т.ч. причастные и деепричастные обороты), вводные слова и предложения, обращения, междометия, уточняющие и пояснительные члены предложения. Т.о., запятая служит для обозначения границ смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение.

Разделительный знак запятая несколько раз употребляется в предложении: «Ромашки, одуванчики, лютики, клевер – полевые цветы.» (№ 13) Здесь перечисляются однородные члены (подлежащие), соединенные бессоюзной связью. Границы между ними обозначают запятые.

Два простых предложения в составе сложного бессоюзного (№ 18) разделены запятой: «Гремел гром, сверкала молния.» Знак препинания указывает на границы частей сложного предложения, обозначает их автономность, независимость.

Вот, например, предложение № 2: «Лил дождь, косой и мелкий.» Запятая здесь употреблена неслучайно. Ею обособлены однородные одиночные определения, которыми образно рисуется осенний дождь в городе.

Двоеточие

Знак разделения. Во-первых, разделяет простые предложения в составе сложного, при этом второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом, поясняет или изъясняет что-либо. Во-вторых, употребляется после обобщающего слова перед однородными членами. При этом обобщающее слово включает в себя все лексическое значение ряда однородных членов, которые его конкретизируют. В-третьих, двоеточие разделяет слова автора и собственно прямую речь.

Рассмотрим предложение: «Печален я: со мною друга нет.» (№ 20) Это законченное высказывание. Оно представляет собой бессоюзное сложное предложение. В нем две части, причем вторая поясняет причину того, о чем говорится в первой. Граница между двумя простыми предложениями обозначена двоеточием.

«На скалах галдели птицы: фрегаты, кайры, поморники.» В этом простом предложении перечисляются однородные члены. Это подлежащие, которые обозначают названия пернатых. Обобщающее слово «птицы» употреблено перед ними. Для отделения его от однородных членов поставлено двоеточие.

В тексте есть предложение № 15. Оно состоит из слов автора текста («Он спросил») и прямой речи («Который час?»), принадлежащей герою рассказа Владимиру. Между этими высказываниями ставится двоеточие, обозначающее их разделение.

Точка с запятой

Знак разделения. Точка с запятой ставится между простыми предложениями в составе сложного бессоюзного со значением перечисления, если в одном из простых предложений уже есть запятая (т.е. части предложения уже распространены однородными или обособленными членами, вводными словами, обращениями, уточняющими членами и т.д.).

Автор использует точку с запятой в предложении: «Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережет их.» (№ 16) Высказывание представляет собой бессоюзное сложное предложение. Оно состоит из двух независимых, самостоятельных частей. Второе простое предложение осложнено деепричастным оборотом, который обособляется. Следовательно, между частями сложного предложения поставлен точка с запятой.

Знак разделения. Во-первых, ставится в бессоюзном сложном предложении в случаях: а) первая часть имеет значение времени или условия, б) вторая часть указывает на следствие, результат, б) содержание частей противопоставлено. Во-вторых, тире разделяет прямую речь от слов автора (вместе с запятой, восклицательным или вопросительным знаком), обозначая конец чужих слов и начало высказывания, указывающего на того, кто является их автором. В-третьих, оно может разделять пояснительные члены предложения. В-четвертых, тире употребляется на месте пропуска связки между подлежащим и сказуемым (неполнота информации). В-пятых, этот знак стоит перед репликой при передаче диалога. В-шестых, после однородных членов предложения перед обобщающим словом тоже ставится тире.

Перед нами бессоюзное сложное предложение: «Настанет утро – двинемся в путь.» В нем две части (простые предложения), причем первая из них указывает на время, когда будут происходить предполагаемые события. Поэтому внутри сложного предложения между относительно самостоятельными высказываниями ставится тире.

Тире употреблено в предложении № 17: «Солнце дымное встает – будет день горячий.» Это бессоюзное сложное предложение, состоящее из двух простых, представляющих законченные высказывания. Вторая часть указывает на следствие (результат). Поэтому между простыми предложениями ставится тире.

Во-первых, кавычки употребляются при цитировании, чтобы указать, что данное высказывание (законченное или часть его) принадлежит какому-либо лицу или является выдержкой из какого-либо источника. Во-вторых, в кавычки заключается прямая речь, переданная от лица ее автора. В данных случаях кавычки обозначают смену автора высказывания. В-третьих, кавычками выделяются слова, употребленные в необычном, условном или ироническом значении.

Автор, анализируя стихи российского поэта, приводит такие строчки: «Как писал Блок, «и вечный бой, покой нам только снится». (предложение № 29) Цитата из произведения заключена в кавычки, тем самым обозначается смена автора речи.

Например, предложение № 27 представляет собой высказывание русского критика 19 века В.Г.Белинского: «Мы в литературе чтим «табель о рангах» и боимся говорить о «высоких персонах». В словах писателя мы слышим иронию, а потому часть слов заключена в кавычки.

Знак выделения. Употребляется, когда мы желаем пояснить, уточнить что-либо, внести в высказывание добавочную информацию.

«Летом (скорее всего в июле) мы отправимся в круиз по Черному морю.» Прочитав это предложение, мы видим обстоятельство времени «летом», которое уточняется словами «скорее всего в июле». Уточняющие члены предложения, вносящие необходимую информацию, заключены в скобки.

Сочетание восклица-тельного знака с многоточием

Сочетание знаков завершения. Во-первых, им (сочетанием) однозначно обозначается конец высказывания. Во-вторых, расставляется эмоциональный акцент, т.к. с помощью в.з. мы доносим и то чувство, с которым мы произносим фразу, а многоточием указываем на некое раздумье, размышление автора речи, оно может свидетельствовать о недосказанности, стремлении умолчать что-либо или быстром переходе от одного высказывания к другому (ставится в конце абзаца).

Пример предложения: Вряд ли!..

Сочетание вопроситель-ного знака с многоточием

Сочетание знаков завершения. Во-первых, им (сочетанием) однозначно обозначается конец высказывания. Во-вторых, в.з. обозначает интонацию, с которой следует произносить предложение (она вопросительная). В-третьих, автор, сочетая в.з. с многоточием, указывает и на некое раздумье, размышление, недосказанность.

Пример предложения: В чем же его обаяние? В уме его?.. Во взгляде?..


Образец сочинения

Точка и многоточие – важные знаки препинания письменной речи

Точка и многоточие – важные знаки письменной речи. Точка – один из знаков завершения, она обозначает интонацию конца высказывания и ставится в конце повествовательного предложения, которое выражает законченную мысль. Не будь этого знака, мы бы не делали пауз между высказываниями, а потому не поняли бы, где завершается одна мысль и начинается другая. Точка обозначает интонацию конца. Многоточие тоже может завершать фразу, но функция знака препинания иная. Рассуждая на какую-либо тему, повествуя о чем-либо, автор речи, бывает, не решается высказать свою мысль полностью, о чем-то умалчивает. Многоточие нужно, чтобы выразить эту недосказанность и размышление. При этом оно может сочетаться как с вопросительным, так и с восклицательным знаками. В первом случае автор спрашивает о чем-либо, во втором выражает эмоции (удивление, радость и проч.). Кроме того, случается, что этот знак употребляется и внутри предложения, когда цитируется
чье-либо высказывание не полностью. Многоточие мы ставим на месте пропущенных слов.
Посмотрим на отрывок из текста. Рисуя своего героя, автор описывает его речь (предложение № 24), особенно много внимания уделяет голосу (предложение № 25), манере общаться с людьми. Высказавшись, Н.Гейнце завершает свои мысли, которые представляют собой повествовательные предложения, поэтому в конце мы видим точки. Рассказывая о том, какое впечатление производил Берсеньев на окружающих, писатель приводит в качестве примера слова некоторых из них: «Как вам сказать… я не знаю… но он очарователен.» Многоточие здесь неслучайно. С его помощью подчеркивается, как женщины размышляют, пытаются понять, чем герой привлекал к себе. Да и сам Н.Гейнце, погрузившись в свои мысли, задумывается, в чем же обаяние Берсеньева: «В уме его?.. Во взгляде?.. Или в его голосе?..» Эти вопросы он, размышляя, задает себе, но не сразу готов ответить на них, а потому здесь многоточие сочетается с вопросительным знаком.
Итак, точка и многоточие – важные знаки письменной речи.