предрассудок

предрассудка, м. Ложный взгляд на что-н., превратившийся в привычку. Буржуазный предрассудок Бороться с религиозными предрассудками. Дома новы, да предрассудки стары,... не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары. Грибоедов. человек без предрассудков (ирон.) - перен. человек, не знающий моральных стеснений, ни перед чем не останавливающийся, считающий честность предрассудком.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

предрассудок

Дка, м. Ставший привычным ложный, суеверный взгляд на что-н. Укоренившийся п. Дома новы, но предрассудки стары (книжн.).

прил. предрассудочный, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

предрассудок

м. Ставший привычным ложный взгляд на что-л.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

предрассудок

буквально - мнение, предшествующее рассудку, усвоенное некритически, без размышления; иррациональные компоненты общественного и индивидуального сознания - суеверия, предубеждения; неблагоприятная социальная установка к какому-либо явлению; не основанные на критически проверенном опыте, стереотипные и эмоционально окрашенные, они весьма устойчивы. Особенно живучи национальные и расовые предубеждения.

Предрассудок

буквально ≈ мнение, предшествующее рассудку, усвоенное некритически, без размышления. П. называются иррациональные компоненты общественного и индивидуального сознания ≈ суеверия, связанные с религией, и предубеждения. Предубеждение ≈ это неблагоприятная социальная установка к какому-либо явлению; не основанное на критически проверенном опыте, стереотипное и эмоционально окрашенное, оно тем не менее весьма устойчиво и плохо поддаётся изменению под влиянием рациональной информации. Особенно живучи национальные и расовые предубеждения. Предубеждения существуют и в др. сферах общественной психологии.

Как всякий социально-психологический стереотип, этнические предубеждения имеют двоякие корни ≈ социально-экономические и психологические. Этнические предубеждения, чувства расовой и национальной вражды коренятся в объективных условиях жизни общества, ставящих людей во враждебные отношения друг к другу. Недоверие и подозрительность к «чужаку» заложены уже в этноцентризме первобытного мышления, кругозор которого по необходимости ограничен рамками своего собственного рода и племени. «Мы» определяется через соотнесение и противопоставление каким-то другим ≈ «Они». С развитием обмена, межплеменного общения представления людей о др. этнических общностях усложняются, однако содержание и эмоциональная окраска этих представлений всегда отражают конкретную историю взаимоотношений соответствующих групп. Нейтральные или дружественные отношения порождают нейтральные или положительные стереотипы; зависимая, подчинённая группа с более низким уровнем цивилизации вызывает к себе снисходительно-пренебрежительное отношение, наделяется чертами детской наивности и интеллектуальной неполноценности (типичный образ «туземца» в колониальном фольклоре 19 в.); группа-конкурент, напротив, воспринимается как враждебная и опасная, её представители наделяются чертами агрессивности, коварства, моральной ненадёжности. Соответствующие стереотипы прочно закрепляются в массовом сознании и освящаются религией. В условиях классово антагонистического общества этнические предубеждения не только стихийно вырастают из недр массовой психологии как специфическая, хотя и искажённая форма символизации социальных конфликтов, но и сознательно распространяются и пропагандируются реакционными классами в целях разобщения трудящихся, отвлечения их внимания от коренных социальных проблем. Поэтому необходимые предпосылки ликвидации всех национальных и расовых предубеждений ≈ уничтожение классов и эксплуатации человека человеком, широкая воспитательная работа в условиях социалистического общества.

Однако предубеждения ≈ не только социальный, но и психологический феномен. Один и тот же по своему объективному содержанию стереотип в одном случае является просто средством приспособления к социальной ситуации (например, расистские установки в обществе, в котором расовое неравенство является нормой), а в другом ≈ защитным механизмом личности, которая проецирует на «чужака» свои собственные неосознаваемые качества. Психологическая трактовка национальных и иных предубеждений, если она претендует заменить социально-историческую, классовый анализ, реакционна и несостоятельна. Однако изучение диалектики когнитивных (познавательных), эмоциональных и волевых компонентов предубеждения или соотношения социальной установки и реального поведения имеет важное значение для выработки эффективных способов воспитания.

Википедия

Предрассудок

Предрассудок буквально - мнение, предшествующее рассудку, усвоенное не критически, без размышления. Это иррациональные компоненты общественного и индивидуального сознания - суеверия и предубеждения.

Предрассудок - взгляды и мнения, основанные на неточном или искаженном знании, чаще всего принимаемые на веру со слов других людей (См. Пралогическое мышление).

Предрассудок отличается от рассудка, являющегося ступенью логического мышления, основанного на достоверных фактах, с учётом реальных условий, исключающего искажение действительности, и связывающего суждения и понятия последовательно, непротиворечиво и обоснованно.

Примеры употребления слова предрассудок в литературе.

Нужно было создать учение, понятное широким слоям населения, а не только узкому кругу профессионалов, свободное от религиозных предрассудков и, вместе с тем, создающее иллюзию приобщенности к высотам науки, освященное авторитетом науки.

Ох уж эта анахроническая юбка, - буркнул долговязый священник в дверях, по-прежнему являя собой жертву предрассудков , требующих, чтобы особа духовного сана ездила только на трехколесном велосипеде и только в черном.

В нашем обществе возник определенный вакуум в духовной жизни, который быстро заполняется извращенными представлениями, примитивными предрассудками , антинаучными и псевдонаучными идеями.

Германты не антисемиты, но, как всякий ярый сторонник каких-либо взглядов, он предпочитал объяс нять противоположную позицию, занимаемую другими, предвзятостью мысли, предрассудком , с которым нель зя бороться, а не воззреньями, против которых можно спорить.

Для обоснования этих обвинений в разные периоды истории антисемитизм стремился использовать любую религию, любые националистические предрассудки .

Но никто, даже и ныне, не может безнаказанно оскорблять дорогие нам предрассудки !

И точно так же будут трудиться на земле люди, когда все монастыри исчезнут с лица земли, ибо солнце Истины уничтожит гнилой туман веры, Демокор ненавидел религию, считая ее гасительницей разума, неустанно и безбоязненно утверждая, что она не что иное, как систематизированные предрассудки , болезненный бред дремлющего ума, беспочвенная фантазия, созданная теми, кто обезумел от страха перед смертью и, пожалуй, перед жизнью тоже.

В действительности он превращает эти идеи в предмет личной заинтересованности, искажает их своими предрассудками и страстями и не способен рассматривать их беспристрастно, не способен различать пределы их действия или оценивать отношение к ним других, отличных и противоположных идей, а также признавать равное право последних на существование.

А когда одна молодая особа, прилично одетая и с комсомольским значком на груди, прочитав билетик, нежно этак прижала его к груди, товарищ Пуповкин плюнул с досады: -- Сорок лет боремся с предрассудками и мистикой, и вот тебе!

Когда проклятие такого рода постигало какую-нибудь касту во времена браминского владычества, убийство члена этой касты становилось заслугой, и несчастные, на которых тяготел гражданский закон и религиозный предрассудок , не имея никаких средств укрыться от избиения массами, вынуждены были скрываться в чаще девственных лесов Малабарского берега.

Та область, в которую мы вступили, буквально на каждом шагу заминирована жестокими, взрывоопасными предрассудками бытового уровня.

Такова просветительская тенденция: борьба Вивекананды с оккультизмом, равно как и с традиционными предрассудками и суевериями, высокая оценка роли наук, светского образования.

В соответствии с новыми политическими и идеологическими веяниями и в канцеляриях военно-морского ведомства, и в корабельных кают-компаниях, и в служебных взаимоотношениях тон стали задавать такие офицеры, для которых завещанное шестидесятыми годами гуманное отношение к матросу было ненавистно - и по сословно-кастовым предрассудкам и потому еще, что оно требовало от них неустанного воспитательского труда.

Значительным препятствием в развитии действительного познания служат предрассудки , вжившиеся, закоренелые, или даже врожденные представления и фикции, которые способствуют тому, что мир в нашем сознании отражается не полностью адекватно.

Слова эти относятся не только к Гамсахурдиа, но и к сегодняшним национальным лидерам, цинично играющим судьбами людей, спекулирующим на предрассудках и заблуждениях народов -- на национальной идее.

С самого детства мы начинаем общаться не только с окружающими нас людьми, но и вести личный диалог в своей голове. В течение жизни накопленный опыт начинает формировать собственные ожидания от социума и/или событий. У каждого индивидуума вырабатываются своеобразные убеждения: каким образом должна решаться конкретная ситуация или как должен поступить тот или иной человек в определенных обстоятельствах. Но всегда возникает момент, когда данные убеждения не срабатывают, таким образом, возникают отрицательные эмоции.

Именно этот негатив начинает создавать ассоциации с чем-то плохим, тем самым влияя на внешнее общение человека. Иногда такие убеждения складываются из собственного опыта, но на разум могут повлиять и различные рассказы о семейных скелетах в шкафу, а также мифы и легенды, что передаются из уст в уста. Весь подобный негативизм мы и называем предрассудками.

Предрассудки людей

Если посмотреть на определение слова «предрассудок» (привычный ложный взгляд на что-то ), то станет ясно, что негатив относится не только к человеку, но и к любому другому существу и даже вещи. А так как все мы организованы в общества, группы, стаи и так далее, то и негативная установка может исходить как на совокупное количество индивидов, так и на каждого по отдельности.

Что такое предрассудки для человека? Как они работают в его голове? Обычно психологи сравнивают предрассудки с одной большой канавой либо обрывом со скалистой пропастью. И то и другое является искажением реальности, подсознание намеренно, иногда с чьей-то помощью лишает человека здорового мышления и искривляет все представления о данной ситуации. То есть негативная установка в виде социальных предрассудков как демон туманит все человеческие восприятия этого мира.

Как работают предрассудки

К сожалению, предубеждения забираются очень глубоко в подсознание и всплывают всякий раз, когда ситуация становится похожей на те негативные моменты, которые были пережиты в свое время. Например, если у человека в один период жизни отложилось, что кассир в магазине злой и грубый, то он, безусловно, будет встречать только таких кассиров. Ведь его предрассудок на этот счет станет срабатывать на все сто, каждый раз, как он будет подходить к кассе для оплаты товаров. И все добрые кассиры тут же исчезнут из его головы, хотя, бесспорно, будут встречаться на пути.

Предрассудки появляются исключительно из-за скудости ума. Грубо говоря, человек сам заставляет себя деградировать и сужает свой кругозор, становится безграмотным (либо уже является таковым), полагается на чьи-то суждения, а не на личный опыт (который и вовсе может отсутствовать), ограничивает свой духовный рост, чаще всего неосознанно. И если информацию можно почерпнуть из книг, то духовную ограниченность снять литературой сложнее.

Какими бывают предрассудки

В жизни людей встречается множество предрассудков. Примеры можно приводить до бесконечности. Простая классификация предрассудков выглядит так:

Сословные;

Суеверные;

Классовые;

Национальные;

Политические;

Но чаще их разделяют на группы, относящиеся:

К отдельному индивиду;

Национальности;

К полу (гендерные предрассудки);

К особенности жизни и поведения определенной личности (различные субкультуры, трансы, геи).

Самый ужасный предрассудок современности

О том, что такое предрассудки, можно понять на очень простом примере - национальная неприязнь. Это до ужаса больная тема нашего общества, ведь человек не может изменить свою национальную принадлежность, как, например, имя или фамилию. Возьмем представителей еврейского народа: большинство народностей их не любят, и пошло это еще со времен средневековых рассказов. Безусловно, некоторые предрассудки вышли из определенных стереотипов, потому эти два слова перекликаются в своих определениях.

Однако среди множества легенд и анекдотов о том, насколько это жадный народ, можно увидеть и немалую часть, рассказывающую об исключительной интеллектуальности евреев. Эта нация отпугивает некоторых людей своими чертами характера, но на самом деле это их личные проблемы, причем их же индивидуальных качеств характера.

Очень знаменитый предрассудок связан с холокостом, и это плачевная ситуация, в которой надо сострадать. Но именно из-за духовной бедности большинство не могут этого сделать.

Следующий пример связан с тем, что все немцы - фашисты. Этим предрассудком страдает огромная часть населения земли. Кто-то судит по личному опыту (например, ветераны), а остальные по рассказам, фильмам и так далее. Отсюда возникают различные конфликты. Часто можно слышать в каком-нибудь отеле от отдыхающего русского в сторону такого же отдыхающего немца - «немчура». Он, конечно, не поймет сказанного, но разве такой предрассудок будет украшать человека перед своими же русскоговорящими соотечественниками?

И самый яркий предрассудок, находящийся внутри границ нашей необъятной родины: все чеченцы - убийцы и варвары. И огромная заслуга в этом принадлежит современным массмедиа. Они очень хорошо смогли донести до людей свои гипнотические стереотипы, ставшие в конечном итоге разрушающими человеческий мозг предрассудками.

Что такое стереотипы?

Если в том, что такое предрассудки, мы разобрались, то теперь нужно понять - чем же стереотипы отличаются от предрассудков? Пожалуй, самое качественное отличие - это связь происхождения стереотипов с обобщениями разных ситуаций, полученных на личном опыте.

Социум играет большую роль в жизни индивида, поэтому опыта человек за жизнь набирается очень много, и если он не хочет переходить на более высокие уровни развития, то ему не избежать появления огромного количества стереотипов.

Пример стереотипности

Стереотипом можно считать банальный пример из жизни мужчины и женщины. Когда он среди всей толпы встречает невиданную красотку, но тут же подключается его стереотипное мышление о том, что раз красивая - значит, замужем, есть ребенок, есть любимый человек и так далее. А девушка-то, как обычно, бывает совсем и незамужняя, и даже не против познакомиться. Но этот навязчивый стереотип не дает возможности набраться смелости и подойти, вот так и заканчиваются несостоявшиеся влюбленности.

«Стереотип» в дословном переводе с древнегреческого означает "твердый отпечаток". Стереотипом называли специальную машину для печати в типографиях, а потом это слово вошло в народность и стало использоваться в качестве психологического термина. Стереотип может войти в голову совершенно случайно и очень прочно там укорениться. Но что более страшно, вывести его оттуда практически невозможно.

Как бороться со стереотипами

Необходимо научиться доверять не только миру, но в первую очередь себе и своему сердцу. Делать так, как оно вам велит, конечно, окружающих тоже стоит слушать, но не нужно в этом усердствовать. Быть счастливым. И в первую очередь, не искать счастья, а наслаждаться своей жизнью, это и будет настоящей радостью. Только человек, осознавший, что все благости жизни находятся у него внутри, может двигаться вверх в своем саморазвитии.

Суеверия: что это?

Суеверие построено на базе предрассудков. Оно появляется в связи с недопонятой ситуацией или событием. Например, если человек не может решить какую-то жизненную проблему или разобраться, в чем дело, то начинает грешить на сверхъестественное и сводить все разговоры к суевериям.

Само слово пришло к нам из старославянского языка и дословно значит «напрасная вера». Суеверия, предрассудки, стереотипы и предубежденности - все это лишняя суета для нашего мозга.

Откуда пошли суеверия

Суеверия добрались до современности из язычества, ведь тогда общество задавало намного больше вопросов о своем существовании, но ответов на них практически не находилось. Поэтому люди начали наделять различных животных, вещи, деревянных идолов и прочее силами магического проявления. Православная церковь с момента своего появления борется с суевериями, однако безуспешно. Ведь вера народа, передающаяся из поколения в поколение, не может просто так исчезнуть.

Бабушки передают истории своим внукам, а последние, в свою очередь, своим детям. Тот, кто во всем этом убежден, обязательно найдет связь между упавшей ложкой и постучавшим в дверь почтальоном либо черной кошкой, перебежавшей дорогу, и случившейся неприятностью в магазине (подсунули гнилой помидор, например).

Самое популярное суеверие у русских

Кстати, о черной кошке. Ведь это считается одним из популярных предрассудков русского человека. До сих пор практически все население России предпочитает свернуть на другую дорогу, лишь бы не переступать через «черную полосу», которую, по их мнению, оставила после себя кошка.

Ученые полагают, что боязнь черного появилась тогда, когда первый человек на земле стал осознавать разницу между белым светом и темной ночью. То есть днем для него не было опасности, ведь он все прекрасно видит, а вот ночью ему нужно уйти в укрытие, ведь мало ли кто может скрываться в этой непроглядной тьме. Цвет темноты всегда ассоциировался со смертью, трауром, черной магией и так далее. Поэтому всех ведьм изображают со своим личным черным котом, а не рыжим или белым.

В Древней Руси, когда черная кошка забегала в избу, обязательно полагалось быть неприятностям. Поэтому ее старались всегда выгнать, особенно если на улице разыгрывалась буря с грозой. Считалось, что из-за черной кошки в доме молния может ударить прямо в него и поджечь.

Были даже такие примеры суеверий: если ребенок съел нечаянно шерсть черной кошки, то его хватали и бежали к местному попу, ведь иначе ребенок просто перестанет расти. А из историй колдовства можно узнать, что ведьмы зарывали мертвое тело черной кошки под ступенями дома, в который хотели накликать беду.

Кстати, насчет кошки, перебегающей дорогу. Есть простой способ снять проклятие: необходимо поймать ее и погладить, задобрить, так сказать, тогда кошка заберет назад свои черные чары.

Предрассудок

Предрассудок буквально - мнение, предшествующее рассудку, усвоенное некритически, без размышления. Это иррациональные компоненты общественного и индивидуального сознания - суеверия и предубеждения .

Предрассудок - взгляды и мнения, основанные на неточном или искаженном знании, чаще всего принимаемые на веру со слов других людей (См. Пралогическое мышление).

Предрассудок отличается от рассудка , являющегося ступенью логического мышления , основанного на достоверных фактах, с учётом реальных условий, исключающего искажение действительности, и связывающего суждения и понятия последовательно, непротиворечиво и обоснованно .

Сущность понятия

Чаще всего, говоря о предрассудках, имеют в виду представления, разделяемые достаточно большим количеством людей. Это могут быть циркулирующие в массовом сознании элементы существующих или уже исчезнувших религиозных верований (различного рода суеверия), устаревшие научные гипотезы («все рептилии были холоднокровные», «Атом невозможно расщепить», «Масса и энергия - независимые физические величины »), рекламы («чем дороже товар - тем он лучше»).

Виды

Половые предрассудки

Половые предрассудки - предрассудки, касающиеся половой принадлежности, по данным многочисленных исследований [каких? ] - одни из самых распространенных в мире. На их основе формируются стереотипы, «оправдывающие» дискриминационные практики. Это стереотипы, зачастую определяющие и моделирующие половые роли в обществе.

Расовые предрассудки

Предрассудки представителей одной расы в отношениях с представителями всех (или некоторых) других или какой-то одной иной являются основой расизма .

Возрастные предрассудки

В каждой фазе развития организма и личности человека существуют особенности, которые воспринимаются им и другими как признаки неполноценности.

  • Суждение взрослых, что «все дети неразумны» (поскольку многие дети верят, что сказочные герои или, например, Дед Мороз и т. п., существуют на самом деле).
  • Мнение взрослых и пожилых, что «все молодые - безответственны»
  • Мнение молодых, что «все старые не годны» к активной жизненной деятельности (физические нагрузки, секс, спорт и т.п.).

Бытовые

Не все предрассудки относятся к общению разных людей между собой или с другими видами животных. Существуют также предрассудки по отношению к собственному поведению или внешности (т. н. комплексы), к предметам и событиям (вера в различные приметы и суеверия), к продуктам питания и прочее.

См. также

  • Предубеждение
  • Пралогическое мышление

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Предрассудок" в других словарях:

    В современном русском языке нет прямой семантической связи между словами рассудок и предрассудок. Предрассудок это ложный, но укоренившийся в сознании взгляд на что нибудь. Например: «Самый страшный враг прогресса предрассудок: он тормозит, он… … История слов

    предрассудок - см. предубеждение. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998. предрассудок … Большая психологическая энциклопедия

    Заблуждение, поверье, суеверие, мнительность. Ср. суеверие... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. предрассудок заблуждение, поверье, суеверие, мнительность, недоверие;… … Словарь синонимов

    ПРЕДРАССУДОК, предрассудка, муж. Ложный взгляд на что нибудь, превратившийся в привычку. Буржуазный предрассудок. Бороться с религиозными предрассудками. «Дома новы, да предрассудки стары,… не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары.» Грибоедов.… … Толковый словарь Ушакова

    Мнение, казавшееся когда то самоочевидным, разделявшееся всеми и сохраняющееся в дальнейшем, после обнаружения его ошибочности, по инерции или привычке. Мышления беспредпосылочного, ничего не предполагающего и никаким горизонтом не ограниченного … Философская энциклопедия

    Предрассудок - Предрассудок ♦ Préjugé Оценка, вынесенная заранее, то есть до того. До чего именно? До настоящего и взвешенного обдумывания. Предрассудок – классический уничижительный синоним предвзятого мнения (именно в этом смысле его употребляет Декарт) … Философский словарь Спонвиля

    ПРЕДРАССУДОК, буквально мнение, предшествующее рассудку, усвоенное некритически, без размышления; иррациональные компоненты общественного и индивидуального сознания суеверия, предубеждения; неблагоприятная социальная установка к какому либо… … Современная энциклопедия

    Буквально мнение, предшествующее рассудку, усвоенное некритически, без размышления; иррациональные компоненты общественного и индивидуального сознания суеверия, предубеждения; неблагоприятная социальная установка к какому либо явлению; не… … Большой Энциклопедический словарь

    ПРЕДРАССУДОК, дка, муж. Ставший привычным ложный, суеверный взгляд на что н. Укоренившийся п. Дома новы, но предрассудки стары (книжн.). | прил. предрассудочный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

И всё же психологи - это такие же люди, как и все мы. Поэтому иногда от них можно услышать дельную мысль. Я хочу сказать несколько похвальных слов о книге американского психоаналитика Рудольфа Дрейкурса "Дети: задача на сообразительность" (на русский язык она переведена почему-то под названием "Манифест счастливого детства").

Данное руководство по воспитанию, впервые опубликованное почти пятьдесят лет назад, по праву считается классическим произведением жанра. Многие нынешние авторы до сих пор охотно переписывают оттуда свои рецепты.

Помимо пустого психологизирования на основе высосанных из пальца теорий, Рудольф Дрейкурс приводит несколько действительно полезных воспитательных приемов. Композиционно книга построена почти как задачник по какой-нибудь геометрии.

За вводным описанием приемов следуют сценки из реальной жизни, в которых дети своим непослушанием как бы ставят родителей перед той или иной проблемой. Читателю вначале предлагается самостоятельно поразмыслить о том, какими из описанных методов эту проблему можно решить, и только после этого приводится правильный, с точки зрения автора, ответ.

Следует, однако, сразу оговориться, что Дрейкурс, как и подавляющее большинство профессиональных помощников, не предполагает, что родители могут ставить перед собой сколь-нибудь амбициозные цели, как-то: вырастить светлого гения, или харизматического лидера, или хотя бы успешного бизнесмена.

Всё воспитание, по мнению специалистов, сводится исключительно к тому, чтобы избегать при общении с детьми мелких житейских неурядиц. Вот список типичных проблем, в которые нас погружает книга Дрейкурса:

  • Дети не желают по утрам вставать с постели;
  • А встав, едва шевелятся, словно не собираются идти в садик или в школу;
  • Проявляют не соответствующую возрасту беспомощность;
  • Плохо едят, демонстрируя при этом дурные манеры;
  • Выказывают полную небрежность к одежде, игрушкам, книгам;
  • Разводят страшный беспорядок в комнате;
  • Уклоняются от каких бы то ни было обязанностей по хозяйству;
  • Ссорятся и дерутся с братьями и сестрами;
  • Устраивают безобразные сцены в общественных местах;
  • Не возвращаются в условленный час домой с улицы;
  • Не ложатся по вечерам спать вовремя.
Разумеется, Дрейкурс категорически отвергает шлепки по попе и другие способы болевого воздействия - на том основании, что это, как он уверяет, не работает: шлепки будто бы не вызывают у ребенка ничего, кроме жгучего желания отомстить, и он становится еще более неуправляемым.

Как же так получилось, что это прекрасно работало на протяжении тысячелетий, а теперь вдруг перестало? - Опережая этот вопрос, Дрейкурс авторитетно заявляет, что с появлением демократического общества внутренняя природа детей изменилась, и они сделались нетерпимыми к насилию.

Но оставим на совести благонравного американца этот политкорректный вздор. Перейдем лучше к позитивной части его книги. Он предлагает родителям строить взаимоотношения с ребенком на основе принципа "если можно тебе, так можно и мне" (вполне в духе демократического равноправия). Если ребенок ведет себя нехорошо, то и мама с папой могут себе позволить перестать на какое-то время быть "хорошими родителями". Вот типичная ситуация, выстроенная по рецептам Дрейкурса.


Семилетний мальчик Ганс относился к своим домашним обязанностям с полным пренебрежением. Вот и на этот раз он пообещал матери вынести мусорное ведро, но выполнять свое обещание, конечно, не торопился. На ее очередное напоминание он только недовольно процедил сквозь зубы:

Почему это должен делать всегда я?

Тогда мама, которая как раз вернулась домой с курсов для родителей, пригласила его на небольшой разговор.

Как бы ты отнесся к тому, - спросила она, - если бы ты мог целую неделю делать только то, что ты хочешь? Ты будешь свободен ото всех своих обязанностей по дому.

Ганс не поверил своим ушам:

Ты это серьезно? Мне что, можно будет не убираться за собой? Можно не мыть руки перед едой и не выносить мусор?

Да, целую неделю. Но при одном условии.

"Я так и знал, - подумал Ганс, - тут должна быть какая-то ловушка. Слишком уж это похоже на сказку".

Мы будем с тобой полностью уравнены в правах, - продолжала мама. - И всё, что позволено тебе, будет позволено и мне. Ну как, согласен?

"Что за странный вопрос! - удивился про себя Ганс. - Взрослые и без того всегда делают всё, что хотят. Зачем ей нужно еще мое согласие?"

Договор был заключен, и мальчик отправился на ночь в свою комнату, радуясь предстоящей неделе полной свободы.

Когда на следующее утро он пришел завтракать, он застал лишь пустой стол.

- Мама! - позвал он. - А где наш завтрак?

Мама еще нежилась в кровати, почитывая книжку, и на его вопрос ответила, что у нее нет ни малейшего желания вставать.

Ты можешь сам сообразить себе что-нибудь поесть, если хочешь, - добавила она.

Пришлось Гансу перекусывать чем попало. Хотя это было и не очень приятно, но представлялось всё же приемлемой ценой за свободу.

Когда наступило время обедать, никакого обеда готово не было.

Знаешь, - сказала мама, - мне что-то сегодня неохота самой готовить. Пойду-ка я пообедаю у подруги.

Весь оставшийся день мама занималась себе в удовольствие какими-то своими делами и отказывалась обслуживать Ганса. Она не отвезла его на любимый театральный кружок и не стала пришивать оторвавшуюся от штанов пуговицу.

Вечером Ганс по собственному почину вынес мусорное ведро и попросил маму, чтобы она стала такой, как прежде.

Подобными же методами разрешаются и большинство других проблем воспитания из списка Дрейкурса. Если, к примеру, младший школьник не желает по утрам вставать с постели и не стремится попасть в школу вовремя, то и родители вполне могут оставаться равнодушными на сей счет.

Им следует купить ребенку будильник и больше никакого участия в сборах в школу не принимать. Разумеется, в первый же день ребенок, скорее всего, проспит и опоздает на занятия. Ну и ладно! Пусть себе конфликтует с учительницей, раз уж ему это так нравится.

В конце концов, дети обучаются правильному поведению вовсе не благодаря родительским понуканиям, а через обратную связь, получаемую от реальных последствий поступков. Всё, что требуется от родителей, - это ограничить до минимума свое участие в событиях, позволяя последствиям реализовываться в самой естественной, логической форме. Иногда, впрочем, кратковременное вмешательство в ситуацию всё же необходимо.

Трехлетнюю Кетрин отпустили погулять во двор, однако она постоянно выбегает со двора на проезжую часть улицы.

В подобного рода случаях было бы, разумеется, неправильно дожидаться наступления естественного финала, который заключается в том, что малышка рано или поздно попадет под машину.

Перед тем как отправить дочку гулять, мама должна получить от нее заверение, что та не будет выходить за пределы двора. Как только Кетрин выбежит на проезжую часть, мама безо всякой ругани и упреков возьмет ее за руку и отведет домой, где девочка и проведет оставшуюся часть дня.

На другой день у Кетрин будет новый шанс, но если она и в следующий раз проявит непонимание, то останется дома уже на три дня. Маленькие девочки, не способные позаботиться о своей безопасности на улице, сидят дома. Логично? - Вполне. Так, собственно, Дрейкурс и называет этот воспитательный прием - применение логических последствий.

Для обсуждения всех назревших проблем Дрейкурс настоятельно рекомендует с периодичностью один раз в неделю устраивать семейный совет, на котором у каждого, включая малолетних детей, есть возможность высказать всё, что лежит на душе, и выдвинуть свои предложения. Все решения, по демократически, принимаются большинством голосов, причем детский голос весит ничуть не меньше, чем взрослый. Однажды принятое решение действует, как минимум, в течение недели и может быть отменено не раньше, чем на следующем семейном совете.

Наибольшую воспитательную ценность имеют, как ни странно, "неудачные", "безответственные" решения, навязанные родителям со стороны младшего поколения.

Три девочки-подростка, пользуясь своим численным перевесом, добились на семейном совете принятия новых правил касательно своего вечернего времяпрепровождения. По этим правилам, они в любое время могли уходить из дому и не обязаны были никому докладывать, куда они направляются и когда они вернутся обратно. Даже если им понадобилось бы задержаться до поздней ночи, они не должны были звонить домой и предупреждать об этом родителей. Мать, разумеется, выступила решительно против, однако была вынуждена подчиниться мнению большинства.

На следующий день мать отправилась в гости к подруге, поставив об этом в известность только мужа. Она осталась там ночевать и вернулась домой лишь поздним утром. Не на шутку встревоженные дочери обступили ее с упреками:

Где ты была? Почему ты нам ничего не сказала?

На что мать спокойно ответила:

На последнем совете мы решили, что можно гулять хоть всю ночь и ни перед кем не отчитываться. Я полагаю, что это относится ко мне ничуть не меньше, чем к вам.

На ближайшем же семейном совете девочки с готовностью согласились принять более разумные правила.

Дрейкурс является горячим сторонником принципа: "Никогда не делать за ребенка то, что он способен сделать сам". Это касается не только застегивания пуговиц и завязывания шнурков, но и такой сложной деятельности, как выстраивание отношений с другими людьми.

Артур прибежал на кухню, отчаянно рыдая:

Мама, мама! Папа меня ударил!

Мать отложила дела в сторону, обняла сына и стала его утешать:

Что такое случилось, радость моя?

Он сказал, что я ему нагрубил, а потом дал мне подзатыльник.

Ничего, ничего, сынок. Не плачь! Я сейчас во всём разберусь.

Успокоив сына, мать отправилась в гараж, где отец в это время что-то мастерил. Между родителями разразилась громкая ссора. Мать (в сотый раз) пыталась втолковать отцу, что телесные наказания - это неправильный метод воспитания. Отец же утверждал, что Артур - в такой же мере его сын, как и ее, и если отец говорит сыну убрать с дороги велосипед, то вовсе не для того, чтобы услышать в ответ откровенное хамство. Сам же Артур стоял неподалеку и наблюдал за ссорой родителей с самодовольной ухмылкой.

Дрейкурс сопровождает эту сцену следующими любопытными комментариями:

Взаимоотношения между двумя людьми - это личное дело этих двух людей и ничье больше. То, что происходит между Артуром и его отцом, касается только Артура и его отца. Мать не должна пытаться брать на себя роль регулировщика. Если сын приходит к ней, чтобы "наябедничать" на отца, она может просто сказать:

Жаль, что так получилось, Артур. Если ты не хочешь, чтобы отец тебя бил, тебе имеет смысл подумать, как ты должен себя вести, чтобы этого не случалось.

Мать имеет полное право, в соответствии со своими убеждениями, никогда не бить сына. Однако у нее нет ни малейшего права диктовать мужу, как тому следует обращаться с ребенком. Если Артур недоволен манерами отца, то эта проблема принадлежит не ей, а ему.

У многих этот момент вызывает трудности с пониманием. Разве мы не должны позаботиться о том, чтобы все окружающие правильно обращались с нашим ребенком? Разве не в этом заключается наш родительский долг? Но тогда возникает вопрос: что такое "правильное" обращение? Кто это решает? Тут требуется наличие некоего "авторитета", который дал бы нам единственно верный ответ. Однако в демократическом обществе такого авторитета просто не существует.

Вполне естественно, что родители, будучи двумя разными индивидуальностями, могут придерживаться разных мнений по поводу массы вещей. Если вдруг окажется, что их представления о воспитании полностью совпадают, - тем лучше. Однако такое единство взглядов вовсе не является обязательным.

Ребенок строит отношения с каждым человеком из своего окружения в индивидуальном порядке, принимая в этом самую активную роль. Как бы по разному ни обращались с ним папа, мама, дедушки, бабушки и другие родственники, - это только обогащает его социальный опыт и никоим образом не может дезорганизовать его психику.

По нашим наблюдениям, существует любопытная взаимосвязь между убежденностью матери в своих воспитательных способностях и ее склонностью к критике окружающих. Чем более беспомощной чувствует себя мать, тем лучше она знает, как должны вести себя другие члены семьи.

Точно так же, родители не должны вмешиваться в ссоры детей. В тех семьях, где родители не берутся всякий раз судить, кто прав, кто виноват, дети ссорятся на удивление редко.

Восьмилетняя Люсия и пятилетний Карл сидели на диване и смотрели телевизор. Карл сделал движение в сторону Люсии, та отодвинулась подальше. Он положил свою ногу ей на колени. Она толкнула его прочь. Он навалился на нее всем телом.

Отстань, - сказала Люсия, всё еще погруженная в телевизор.

Он стал водить пальцами по краю ее блузки. Она ударила его по руке:

Отстань, тебе говорят!

Он самодовольно хихикнул и полез пальцем ей в ухо. Она изловчилась и укусила его в предплечье.

Ай! - вскричал Карл и принялся громко плакать.

На крик прибежала мама. Кинувшись к плачущему сыну, она стала его обнимать и утешать. Он показал ей свою руку, на которой отчетливо виднелись следы зубов.

Люсия, это еще что такое! - гневно вскричала мама.

А что, я должна терпеть, как он ко мне пристает?

То, что он делает, это совершенно не важно. Ты не имеешь права так обращаться со своим маленьким братом. Немедленно попроси у него прощенья! И смотри у меня! Чтоб больше такое никогда не повторялось!

Глаза Карла осветились счастливым торжеством.

Совершенно очевидно, что Карл не стал бы затевать всю эту ссору, если бы не предвидел заранее, что вмешательство мамы обеспечит ему полную победу.

Пожалуй, самый интересный рецепт Дрейкурса заключается в том, что за неправильное поведение одного ребенка должны нести ответственность все дети, принадлежащие данной семье.

Восьмилетний Макс был в семье средним ребенком. С его старательным старшим братом и послушной младшей сестренкой у родителей проблем никогда не возникало. Однако сам Макс представлял собой сущее наказание. Он постоянно портил мебель, лгал, воровал и уже два раза был пойман за разведением костра в подвале.

Его любимым занятием было разрисовывать стены цветными карандашами. Мать пребывала в полном отчаянии. Она пошла на курсы для родителей, и там ей посоветовали привлекать к ответственности за выходки Макса всех детей сразу, относясь к ним ко всем как к некой единой и неделимой совокупности.

Когда Макс изрисовал стены в очередной раз, мать потребовала, чтобы все трое принимали участие в их отмывании. Сам Макс, впрочем, от этого мероприятия уклонился, однако ж и стен впредь больше не пачкал. На вопрос, почему он перестал это делать, он ответил:

Это потеряло теперь всякий смысл. Ведь отмывать заставляют других.

Во многих случаях ребенок совершает неправильные поступки лишь для того, чтобы как-то выделиться, чтобы обратить на себя особое внимание. Как только внимание перестает доставаться исключительно ему, так пропадает и весь смысл его проделок.

Из книги Леонида Некина "Воспитание без предрассудков"