Ср. Звал книги побасенками: Читать Не то ли же, что праздно тратить время? А праздность всех пороков наших мать. Некрасов. Чиновник. Ср. Müssiggang ist der Tugend Untergang. By doing nothing we learn to do ill. L oisiveté est la mère de tout les …

    Скромность мать всѣхъ пороковъ (шуточн.) вмѣсто «праздность» мать и т. д. Ср. Modesty is a quality in a lover more praised by the women than liked. Пер. Скромность любовника есть качество, которое женщины больше хвалятъ, чѣмъ любятъ. Sheridan.… …

    - (шуточн.) вместо праздность мать и т. д Ср. Modesty is a quality in a lover more praised by the women than liked. Скромность любовника есть качество, которое женщины больше хвалят, чем любят. Sheridan. The Rivals. 2, 2. Sir Lucius. Ср. Jamais… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Жнет, не сеяв, молотит по чужим токам. Посеяно с лукошко, так и выросло немножко. Аминем квашни не замесишь; молитву твори, да муку клади! Боже, поможи, а ты на боку не лежи! Богу молись, а сам трудись! Не сиди сложа руки, так не будет и скуки! С … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    аксиома - ы ж. axiome m., нем. Axiom <, гр. axiôma. 1547. Лексис.1. Отправное положение какой л. науки, принимаемое без доказательств. Сл. 18. Логическия и Онтологическия аксиомы. Брян. 1799 4. || чаще мн. Непреложные правила какой л. науки, искусства;… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    См. Праздность есть мать всех пороков … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Безделье – озеро Таланта,
В котором Творчество угрём
Ползёт по дну, подарком Санты
Приносит радость, и дождём
Шедевров или безделушек
Оазис создаёт в песках
Банальных истин, залпом пушек
Встречает, чествуя в веках!

Безделье – озеро Кретина,
В котором Лень, принцесса грёз,
Дворцы из прожектёрской тины
Сдаёт в аренду, тихий плёс
От Сытости до Конформизма,
И отмель для тюленьих туш,
Бесстрастная скупая призма
Полураспада наших душ.

Пороков сумма постоянна,
Уйдёт один - придёт другой.
И в нас воюют беспрестанно,
Их побуждения с душой.

Лень - порождает нежеланье,
К всему, что тело напрягёт.
Тщеславье с жадностью в сознанье,
Убьют фантазии полёт.

А жадность, трусость, злость и зависть,
Взяв верх, нас превратят в скотов.
И давший им собою править,
Всегда на подлый шаг готов.

Дуален мир - где свет, есть тени,
И Абсолюта нет ни в чём.
И даже умница и гений,
В себе сражается со Злом.

И как бы взлетал...

Мат - заразная зараза,
плод низшего ума экстаза.
Он скверной дышит и стреляет,
достоинство он оскорбляет.
Как отвратителен мне мат,
все матерятся стар и млад.
Когда ругаются детишки,
то - воспитания излишки.
Им материться не пристало,
ведь книжек так, читают мало.
Об этом кстати, в книжках пишут,
что мат к оружию приближен.
Прекрасное он всё разрушит,
калечит мат людские души.
Что говорить - цветок загнётся,
когда начальник твой ругнётся.
На улицу хоть не ходи,
беруши в уши...

В жизни у всех есть какая-то тайна,
То, что себе нам никак не простить.
То, что свершилось быть может случайно,
А мы не можем об этом забыть.

В каждом из нас сторона есть плохая.
В каждом порок есть, хотя бы один.
Если его победим изгоняя,
Обзаведёмся пороком другим.

Сумма достоинств обратна порокам,
На все достоинства есть свой порок.
Не осуждайте кого-то жестоко:
Ведь без пороков быть может лишь Бог!

И прежде чем осуждать порицая,
Нужно всегда на себя посмотреть:
Часто в...

« Я детей не стрелял,
Я в ад стрелял»,
Убийцу нашёл закон,
И смотрят девочки из окон

Мира тонкого, и вязок смерти сон!
Мать, почему не крестит детку вслед,
И почему молитву не читает, лёд
Безверия на сердце и вечный сон!

Гроб, плач и траур, дитя родится
И медленно растёт! Гнездится
Где-то зло, чтоб сердце вырвать,
И чистоту души украсть, звать

Как их новых мученников, Софья
Алина, Александр, Михаил, Игорь!
А рядом рос и деградировал упырь,
И кем себя он...

В есёлая прозрачная речка и унылое затхлое болото. Что общего у них? Потоки реки не знают отдыха и постоянно движутся — где быстрее, где медленнее, но стоит воде остановиться, и она со временем превратится в грязную, топкую массу.

Образ вязкого болота как нельзя удачен для толкования популярной английской пословицы «Безделье - мать всех пороков» . Иногда в русском языке можно встретить и такой вариант: «Праздность - мать всех пороков». Смысл английской мудрости в следующем: отсутствие постоянного дела, занятия приводит к морально-нравственной деградации личности. Пословица говорится в качестве назидательного предостережения, когда кто-либо выказывает лень и стремится к праздности.

Как ни избиты эти слова, но труд действительно облагораживает человека, тогда как постоянное безделье, праздность спускает его к состоянию и поступкам, противным добру.

Стоит отметить, что безделье - многодетная мать, так как человек довольно многие искажения нравственности относит к пороку. При этом, согласно церковному представлению о пороке, их можно разделить на основные, и вытекающие из основных. В светском понимании порок часто ассоциируется с грехом.

Как уже отмечалось выше, один порок порождает другой. На этом утверждении и построена ключевая мысль английской мудрости.

Лень - порок, который можно справедливо считать первенцем и любимым детищем безделья. Довольно скоро лень становится наперсницей своей матери, часто меняясь с ней местами. Эпизодические приступы лени возможны и у трудолюбивого человека. В таких случаях подобное состояние обусловлено объективными причинами: перегрузка, болезнь, усталость, эмоциональное выгорание, рутинное задание и т.п. Но внутренняя любовь к труду и привычка получать от него удовлетворение надёжно защищает от перехода ситуативной лени в хроническую стадию.

Обманчивое представление о безделье как о вечном празднике вскоре приводит к таким порокам как скука, равнодушие, чревоугодие, пьянство . Жизнь в постоянной праздности очень быстро опресняется, становится скучной. Нежелание, а часто и неумение получать удовольствие от работы, заставляет человека выбирать примитивные эрзац-удовольствия - еда, выпивка, наркотики, разврат . Этим праздный стремится заполнить внутреннюю пустоту.

Сознательное избегание трудовой деятельности не освобождает человека от жизни и подчинению обществу, где труд является гарантией процветания, развития. Успехи, достаток, увлекательный досуг - подобные достижения людей, не боящихся работать, начинают злить бездельников. Как следствие, появляются новые дети безделья - зависть, уныние, злословие, гнев. Люди становятся нетерпимы к чужим успехам, стремятся очернить других. Тунеядцам тяжело сохранить внутренний комфорт и гармонию с самим собой, так как почти всегда им приходится как-то оправдываться перед обществом, что в свою очередь приводит к вспышкам гнева, нетерпению, лжи.

Примечательно, но такой порок как гордыня , который обычно считают побочным явлением высоких достижений, часто становится детищем праздности. Именно среди бездельников особенно распространено пренебрежительное отношение не только к труду, но и к любому занятому человеку, особенно к тем, кто выполняет низкоквалифицированную работу.

Отсутствие духовного развития ведёт не только к огрублению и опошлению внутренней моральной ориентации, человек, потерявший нравственный стержень, легко идёт на преступления. Воровство, убийство , любое насилие - это уже те грани, где пороки становятся тяжёлыми грехами, дорога к которым, согласно английской мудрости, заботливо выстлана единоутробными братьями и сёстрами.

Господь дал нам таланты и доверил нам труд. Он не хочет, чтобы мы были праздными. Все, что у нас есть, мы получили от Него. У нас нет ничего своего, нам принадлежащего, кроме греха.

В сегодняшнем Евангелии сказано, что Христос поступает с нами как человек, который, отправляясь в дальнюю страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое. Когда Христос вознесся на небо, Он был подобен этому человеку. Отправляясь в путь, Он позаботился о том, чтобы снабдить Свою Церковь всем необходимым во время Своего отсутствия. Христос доверил ей все, что у Него есть, и одному Он дал пять талантов, другому два, иному один - каждому по силе его.

Разные дарования у людей, различные послушания в Церкви. И все дары Христа неисчислимо драгоценны - они куплены Его Кровью. Но ни один талант не должен быть зарыт в землю. Усердием и трудом, говорит нам сегодня Господь, можно многого достигнуть в духовной жизни. И чем большие дары имеет человек, тем больше он должен трудиться. От тех, кто получил два таланта, Господь ожидает употребления двух. Если они сделают по силе того, что им дано, они будут приняты в Царство Небесное, хотя они не сделали столь много, как другие.

Неверным рабом оказался тот, у кого был всего один талант. Несомненно, немало есть людей, которые, имея два таланта или пять талантов, зарывают их в землю. У них большие дарования и большие возможности. И если тот, у кого был один талант, так наказывается, насколько большее наказание получат те, кто имел многое и не воспользовался этим! Однако давно было замечено, что те, у кого наименьшие дарования для служения Богу, делают наименьшее из того, что они должны сделать.

Некоторые оправдывают себя, говоря, что у них нет возможности делать то, что они хотели бы делать. При этом они не хотят делать то, что они, несомненно, могли бы делать. И потому они сидят и ничего не делают. Поистине, их положение печально, потому что имея всего один талант, о котором они должны были бы проявить самую большую заботу, они пренебрегают этим талантом.

Однако всякий дар предполагает ответственность. Когда приходит время итогов, ленивый раб оправдывает себя. Хотя он получил только один талант, он должен дать отчет за него. Ни от кого не требуется отвечать за большее, чем он получил. Но за то, что нам было дано, мы должны дать отчет.

«Вот тебе твое, - говорит этот раб, возвращая свой талант Господу. - Хотя я не увеличил его, как это сделали другие, все же я не уменьшил его». Как будто от него не требовалось потрудиться! Он признает, что закопал свой талант в землю, похоронил его. Он преподносит это так, как будто в этом нет никакой его вины, напротив, он заслуживает похвалы за свою осторожность, за то, что он избежал всякого риска. У этого человека психология низкого раба. «Я испугался, - говорит он, - и потому ничего не делал». Это не тот страх Божий, который является началом премудрости и который веселит сердце и вдохновляет на труды во славу Божию. Это унылый страх, который парализует ум и волю.

Ложные понятия о Боге приводят к нечестивому отношению к Нему. Кто думает, что невозможно угодить Богу и потому не имеет смысла служить Ему, ничего не будет делать в своей духовной жизни. Все, что он говорит о Боге, - ложь. «Я знал, - говорит он, - что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал», в то время как вся земля исполнена Его милости. Не то что Он жнет, где не сеял, - Он часто сеет там, где не жнет ничего. Ибо Он солнцем сияет и дождем дождит на неблагодарные и злые, которые в ответ на это говорят Ему как гадаринцы: «Отойди от нас». Так обычно злые люди возлагают вину за свои грехи и за свои несчастья на Бога, отвергая Его благодать.

Господь называет его рабом лукавым и ленивым. Ленивые рабы - лукавые рабы. Не только тот, кто делает зло, будет осужден, но и тот, кто не делает добра. Апостол Иаков говорит: «Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак. 4:17 ). Кто с небрежением относится к Божию делу, становится близким тем, кто исполняет работу вражию.

Стратегия и тактика диавола по отношению к роду человеческому - создать вначале пустоту, чтобы потом можно было заполнить ее чернотой. Из-за того что так много было только внешнего благочестия в Церкви с психологией раба, имеющего один талант, Бог попустил нашествие безбожной идеологии в нашем Отечестве со всеми ужасами его. А когда люди насытились коммунизмом, и снова образовалась пустота, произошло то, чему мы являемся свидетелями сегодня - на место атеизма приходит сатанизм с утверждением греха как нормы. Посмотрите, что делается с нашей молодежью! Праздность открывает дорогу нечестию. Когда дом пуст, нечистый дух с семью злейшими духами занимает его. Когда человек спит, приходит враг и сеет плевелы.

Ленивый раб приговаривается Божиим судом к лишению своего таланта. «Возьмите от него талант, - говорит Господь, - и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». Преподобный Серафим Саровский в своей знаменитой беседе с Николаем Александровичем Мотовиловым, во время которой лицо его просияло как солнце, уподобляет человеческую жизнь духовной купле. Талант - это вес серебра, это деньги, которые просто бумажки, на которых что-то нарисовано. Или даже если это настоящее серебро или золото - просто груда блестящего металла, которая ничего не значит. Это лежит мертвым грузом, пока не пущено в торгово-хозяйственный оборот. То же самое бывает с духовными дарованиями. Кто не имеет - то есть кто имеет все, как будто не имея, не употребляя это для предназначенных Богом целей, - даже то, что он имеет, будет отнято от него. Это может относиться ко всей жизни человека, когда он живет, как будто не живет, как будто жизнь ему не принадлежит. А те, кто усердно использует возможности, которые имеет, будут еще больше облагодатствованы Богом. Кто не возгревает полученный им дар, тот теряет его. Он угасает, как ничем не поддерживаемый огонь.

Никто не лишен таланта, хотя бы одного. Святые отцы говорят, что один талант - это жизнь. И даже не имея, как будто, никаких особенных талантов, мы можем отдать ее другим. «Почему же ты не отдал свой талант другим? - спрашивает Господь. - Тогда бы ты получил не меньше, чем тот, кто имеет больше всех талантов».

В конце концов, один Бог знает, кому сколько дано талантов. Представьте человека, который умнее всех на свете и гениальнее всех во всех областях, и жизнь его кипит самой яркой деятельностью. Но на самом деле он ничего другого не делает, кроме того как зарывает свой талант в землю, если посвящает его сугубо земным целям. И евангельская вдова, которая меньше всех положила в сокровищницу храма, свидетельствует Господь, больше всех положила, потому что принесла в двух последних лептах всю свою жизнь Господу. И многие последние станут первыми. Все определяется не нашим успехом, а нашей верностью, нашей искренностью, нашей отдачей себя. И что значат самые великие внешние дарования по сравнению с внутренними - смирением, кротостью, чистотой и, наконец, с благодатью, которая сразу меняет все!

«Господи! - говорит с радостной благодарностью Богу и упованием на Него человек. - Пять талантов Ты мне дал, вот другие пять талантов». Поистине, чем больше мы делаем для Бога, тем больший долг мы имеем по отношению к Нему за то, что Он нам дал, тем большей исполняемся благодарности к Нему.

Мы видим радость приходящих ко Господу и радость Господа. Это Пасха Господня и радость святых. Христовы мученики, преподобные и все святые показывают Господу свои раны и труды как свидетельство верности Ему. «Покажи мне веру от дел твоих», - говорит Господь, и с любовью воздает им.

Скоро, скоро наступит день Господень, и мы будем один за другим подходить к Нему, как это описано в видении монахини Любови о преподобномученице великой княгине Елизавете и отце Митрофане Сребрянском (Это видение описано в книге «Подвижники Марфо-Мариинской обители» на сс. 31-47, М., 2000 - Ред.). Те, на ком знаменуется свет лица Господня, будут вечно живыми от этих Его слов: «Добре, раб благий и верный. В малом был верен, над многим тя поставлю. Вниди в радость Господа твоего».

Дело, которое мы совершаем для Бога в мире, слишком мало по сравнению с радостью, уготованной для нас. Воистину, око не видело и ухо не слышало, и не всходило то на сердце человека, что приготовил Бог любящим Его. Эта радость - радость Господа, которую Он приобрел для нас ценой великих трудов и великих скорбей. Какие бы ни были наши таланты, эта радость, если мы любим Господа, будет принадлежать нам в полноте.

«Время проходит быстро, как река течет, - говорит прославленный недавно сербский святитель Николай (Велимирович), - и скоро, я повторяю, скоро наступит конец всего». Никто не сможет вернуться назад из вечности, чтобы взять то, что он забыл здесь, на земле, и сделать то, что он не сделал. Поэтому будем спешить употреблять дары, полученные нами от Бога, для приобретения вечной жизни.

Так уж повелось издавна: люди хвалят труд и позорят праздность. Они говорят: «Безделье - мать всех пороков!» Почему так, и чем плохо ничегонеделанье?

Труд освобождает, а безделье закрепощает

В большинстве своем работающий человек полагает совсем наоборот, но это не так. Тем, кто зарабатывает на жизнь, некогда себя растрачивать, хотя порой очень хочется предаться лени и лежать в гамаке дни напролет, но это только потому, что есть тяжелый труд, а если бы труда не было? Что бы было в этом случае? Наверное, тогда бы люди узнали на собственном опыте, почему безделье - мать всех пороков. Не хочется ничего говорить против психологической и психоаналитической практики, но специалисты в этой области делают хорошие деньги исключительно на женах богатых людей, которым некуда себя деть. Они не знают, чем занять свое время, которого у них пропасть.

Безделье. Коллайдер. Г.В. Гегель.

Есть один миф, что думать - это хорошо. Думающих людей все уважают. Да, все это так. Но есть тонкость. Человек, который думает о том, как усовершенствовать адронный коллайдер или перещеголять Георга Вильгельма Гегеля - это одно. Такой человек много читает, размышляет, и даже если он не ходит на работу с 9 до 17, его бездельником никак не назовешь, пороки ему не страшны. А представьте себе женщину, которая уже 10 лет книгу в руки не брала, смотрит бесконечные ток-шоу и думает над тем, а любит ли ее муж или нет? Причем мысли подобные этой крутятся в ее голове весь день? Так можно и свихнуться, верно?

Поэтому и нужны психологи и психоаналитики. Они собирают определенный налог с феномена, за которым стоит выражение «безделье - мать всех пороков». А теперь представим, что гипотетическая домохозяйка не думает о том, любит или нет, а просто приводит дом в идеальный порядок, готовит изысканные блюда для мужа и детей. И в самом худшем она все-таки выходит на работу. Никаких лишних мыслей в ее голове не будет. «Безделье - мать всех пороков» - это не про нее. Она больше не праздный человек.

Прожигателей жизни рождает безделье и скука

Народная молва, как всегда, права в общем и не права в частностях. Есть такой термин: «золотая молодежь» - это дети богатых людей, которые берут от жизни все. Под "всем" подразумеваются удовольствия запрещенные и разрешенные. И отношение к этой группе у людей предвзятое. Большинство полагает, что «золотая молодежь» как класс способен только растрачивать свою жизнь, ничего не давая взамен ни родителям, ни миру, но это, к счастью относится не ко всем. Есть некоторые которые понимают, что в жизни им выпал джек-пот, и грех им не воспользоваться. Другими словами, не всегда поговорка «Безделье - мать всех пороков» срабатывает, у нее случаются и осечки. Многое зависит от воспитания родителей и нравственного содержания и наполнения самого ребенка.

Таким получилось маленькое сочинение по пословице «Безделье мать всех пороков».