НАТАНСОН МАРК АНДРЕЕВИЧ - деятель российского революционного движения.

Из ку-печеской се-мьи. Учил-ся в Санкт-Пе-тербургской ме-ди-ко-хи-рур-гической ака-де-мии (1868-1871 годы; ис-клю-чён) и в Зем-ле-дельческом институте в Санкт-Пе-тер-бур-ге (1871 год). Один из ор-га-ни-за-то-ров и ру-ко-во-ди-те-лей круж-ка «чай-ков-цев» и общества «Зем-ля и во-ля » 1870-х годов. Ру-ко-во-дил под-го-тов-кой пер-вой в стра-не по-ли-тической де-мон-ст-ра-ции на Ка-зан-ской площади в Санкт-Пе-тер-бур-ге (декабрь 1876 года). Не-од-но-крат-но был аре-сто-ван, в 1879-1889 годах в ссыл-ке в Си-би-ри. Жил в Са-ра-то-ве (с 1890 года) и Ор-ле (с 1892 года). Один из главных ор-га-ни-за-то-ров на-род-нической пар-тии «На-род-но-го пра-ва» (1893 год). В 1894 году вновь аре-сто-ван и со-слан на 5 лет в Восточную Си-бирь. В 1904-1905 годах за гра-ни-цей.

Сто-рон-ник соз-да-ния ши-ро-кой коа-ли-ции ре-во-люционных сил для борь-бы с са-мо-дер-жа-ви-ем, ос-но-вой ко-то-рой долж-но бы-ло стать сбли-же-ние со-циа-ли-стов-ре-во-лю-цио-не-ров и со-ци-ал-де-мо-кра-тов. Сбли-зил-ся с эсе-ра-ми, вы-пол-нил ряд их по-ру-че-ний, вме-сте с Г. В. Пле-ха-но-вым пы-тал-ся соз-дать бое-вой со-юз эсе-ров и со-ци-ал-де-мо-кра-тов. На 1-м съез-де пар-тии эсе-ров (конец 1905 года - начало 1906 года) из-бран чле-ном её ЦК. За-ни-мал-ся ор-га-ни-зационными и фи-нансо-вы-ми де-ла-ми пар-тии, пред-став-лял её в Ис-пол-ко-ме Пе-тербургского со-ве-та ра-бо-чих де-пу-та-тов. Был про-тив-ни-ком убий-ст-ва Г. А. Га-по-на (1906 год). Не бу-ду-чи де-пу-та-том Государственной ду-мы, ко-ор-ди-ни-ро-вал дея-тель-ность Тру-до-вой груп-пы в 1-й и 2-й Государственных ду-мах. С 1907 года сно-ва за гра-ни-цей. В 1908 году по по-ру-че-нию ЦК пар-тии эсе-ров соз-дал ко-мис-сию для рас-сле-до-ва-ния слу-хов о про-во-ка-тор-ст-ве Е. Ф. Азе-фа; Натансон и др. чле-ны ко-мис-сии по-счи-та-ли слу-хи не-до-ка-зан-ны-ми. По-сле окон-чательного ра-зо-бла-че-ния про-во-ка-то-ра вме-сте с др. чле-на-ми ЦК пар-тии эсе-ров в 1909 году Натансон при-знал свою от-вет-ст-вен-ность за дея-тель-ность Азе-фа и зая-вил о вы-хо-де из ЦК.

Во вре-мя Первой ми-ро-вой вой-ны ли-дер ле-во-го ин-тер-на-цио-на-ли-стического кры-ла пар-тии эсе-ров. Уча-ст-ник Лон-дон-ской ме-ж-ду-народной со-циа-ли-стической кон-фе-рен-ции (февраль 1915 года), Цим-мер-вальд-ской (сентябрь 1915 года) и Кин-таль-ской (апрель 1916 года) кон-фе-рен-ций со-циа-ли-стов-ин-тер-на-цио-на-ли-стов. В мае 1917 года при-был в Пет-ро-град в со-ста-ве вто-рой пар-тии российских ре-во-лю-цио-не-ров-эмиг-ран-тов, про-сле-до-вав-ших в Рос-сию че-рез Гер-ма-нию. Один из ли-де-ров ле-вых эсе-ров . В ию-не из-бран чле-ном ЦК пар-тии эсе-ров, в ав-гу-сте на 7-м Со-ве-те пар-тии пред-ло-жил об-ра-тить-ся ко всем вою-ющим стра-нам с при-зы-вом не-мед-лен-но за-клю-чить пе-ре-ми-рие на всех фрон-тах, пе-ре-дать власть Со-ве-там, а зем-лю - в ве-дение зе-мель-ных ко-ми-те-тов.

Ак-тив-ный сто-рон-ник сбли-же-ния с боль-ше-ви-ка-ми. Под-дер-жал Октябрьскую ре-во-лю-цию 1917 года и раз-гон Уч-ре-дительного со-б-ра-ния. Член Пре-зи-диу-ма ВЦИК. Один из ор-га-ни-за-то-ров и ли-де-ров ле-вых со-циа-ли-стов-ре-во-лю-цио-не-ров пар-тии (ПЛСР, но-ябрь/декабрь 1917 года). Счи-тал ошиб-кой вы-ход ле-вых эсе-ров из СНК в мар-те 1918 года. Осу-дил ле-вых эсе-ров вос-ста-ние 1918 года, вы-шел из ПЛСР, вме-сте с А. Л. Ко-ле-гае-вым уча-ст-во-вал в соз-да-нии Пар-тии ре-во-люционного ком-му-низ-ма (сентябрь 1918 года), вы-сту-пав-шей за тес-ное со-труд-ни-че-ст-во с боль-ше-ви-ка-ми. В 1919 году вы-ехал в Швей-ца-рию для ле-че-ния, по по-ру-че-нию ру-ко-во-дства боль-ше-ви-ков по-мес-тил в швейцарские бан-ки боль-шую сум-му зо-ло-том.


Партия левых эсеров

Марк Андре́евич Натансо́н (25 декабря , Свенцяны , Виленская губерния - 29 июля , Берн , Швейцария) - российский революционер и политический деятель, народник .

Ранние годы

Родился в состоятельной еврейской семье. Брат Натансона - Н. А. Натансон - был крупным предпринимателем или банкиром.

В народническом движении

В партии социалистов-революционеров

По возвращении из ссылки жил в Баку , где работал бухгалтером в городской управе. В 1904 году эмигрировал в Европу и поселился в Швейцарии, где встречался с В. И. Лениным . К этому времени российское освободительное движение окончательно разделилось на социал-демократическое, либеральное и народническое течения. Последователи народников объединились в 1902 году в Партию социалистов-революционеров . После некоторых колебаний Натансон примкнул к партии эсеров и стал одним из её лидеров. После удачного покушения на министра внутренних дел В. К. Плеве поддержал террористическую тактику эсеров.

До и после Февральской революции

Семья

  • Был женат первым браком на революционерке-народнице Ольге Александровне Шлейснер (Натансон) (1850 - 1881).
    • Дети: двое детей - умерли в раннем возрасте от скарлатины .
  • Второй брак с Варварой Ивановной Александровой .
    • Брак бездетный.

Сын сестры жены, Екатерины Ивановны Александровой, племянник Александр Иванович Коновалов .

Напишите отзыв о статье "Натансон, Марк Андреевич"

Ссылки

Литература

  • В. Н. Фигнер. М. А. Натансон. Полн. собр. соч., т. 5, М., 1932 г.
  • Т. А. Михалкина. М. А. Натансон в российском освободительном движении (1889-1919 гг.): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук (07.00.02). - Саратов, 2003. - 19 с.
  • Н. А. Тюкачев. Деятельность М. А. Натансона в партии эсеров // Из истории демократического движения и общественно-политической мысли конца XIX - второй половины XX века. - Брянск, 1994. - С.122 - 131.

Примечания

Отрывок, характеризующий Натансон, Марк Андреевич

– Mais c"est impossible. [Но это невозможно.]
– Vous ne daignez pas descende jusqu"a moi, vous… [Вы не удостаиваете снизойти до брака со мною, вы…] – заплакав, сказала Элен.
Лицо стало утешать ее; Элен же сквозь слезы говорила (как бы забывшись), что ничто не может мешать ей выйти замуж, что есть примеры (тогда еще мало было примеров, но она назвала Наполеона и других высоких особ), что она никогда не была женою своего мужа, что она была принесена в жертву.
– Но законы, религия… – уже сдаваясь, говорило лицо.
– Законы, религия… На что бы они были выдуманы, ежели бы они не могли сделать этого! – сказала Элен.
Важное лицо было удивлено тем, что такое простое рассуждение могло не приходить ему в голову, и обратилось за советом к святым братьям Общества Иисусова, с которыми оно находилось в близких отношениях.
Через несколько дней после этого, на одном из обворожительных праздников, который давала Элен на своей даче на Каменном острову, ей был представлен немолодой, с белыми как снег волосами и черными блестящими глазами, обворожительный m r de Jobert, un jesuite a robe courte, [г н Жобер, иезуит в коротком платье,] который долго в саду, при свете иллюминации и при звуках музыки, беседовал с Элен о любви к богу, к Христу, к сердцу божьей матери и об утешениях, доставляемых в этой и в будущей жизни единою истинною католическою религией. Элен была тронута, и несколько раз у нее и у m r Jobert в глазах стояли слезы и дрожал голос. Танец, на который кавалер пришел звать Элен, расстроил ее беседу с ее будущим directeur de conscience [блюстителем совести]; но на другой день m r de Jobert пришел один вечером к Элен и с того времени часто стал бывать у нее.
В один день он сводил графиню в католический храм, где она стала на колени перед алтарем, к которому она была подведена. Немолодой обворожительный француз положил ей на голову руки, и, как она сама потом рассказывала, она почувствовала что то вроде дуновения свежего ветра, которое сошло ей в душу. Ей объяснили, что это была la grace [благодать].
Потом ей привели аббата a robe longue [в длинном платье], он исповедовал ее и отпустил ей грехи ее. На другой день ей принесли ящик, в котором было причастие, и оставили ей на дому для употребления. После нескольких дней Элен, к удовольствию своему, узнала, что она теперь вступила в истинную католическую церковь и что на днях сам папа узнает о ней и пришлет ей какую то бумагу.
Все, что делалось за это время вокруг нее и с нею, все это внимание, обращенное на нее столькими умными людьми и выражающееся в таких приятных, утонченных формах, и голубиная чистота, в которой она теперь находилась (она носила все это время белые платья с белыми лентами), – все это доставляло ей удовольствие; но из за этого удовольствия она ни на минуту не упускала своей цели. И как всегда бывает, что в деле хитрости глупый человек проводит более умных, она, поняв, что цель всех этих слов и хлопот состояла преимущественно в том, чтобы, обратив ее в католичество, взять с нее денег в пользу иезуитских учреждений {о чем ей делали намеки), Элен, прежде чем давать деньги, настаивала на том, чтобы над нею произвели те различные операции, которые бы освободили ее от мужа. В ее понятиях значение всякой религии состояло только в том, чтобы при удовлетворении человеческих желаний соблюдать известные приличия. И с этою целью она в одной из своих бесед с духовником настоятельно потребовала от него ответа на вопрос о том, в какой мере ее брак связывает ее.
Они сидели в гостиной у окна. Были сумерки. Из окна пахло цветами. Элен была в белом платье, просвечивающем на плечах и груди. Аббат, хорошо откормленный, а пухлой, гладко бритой бородой, приятным крепким ртом и белыми руками, сложенными кротко на коленях, сидел близко к Элен и с тонкой улыбкой на губах, мирно – восхищенным ее красотою взглядом смотрел изредка на ее лицо и излагал свой взгляд на занимавший их вопрос. Элен беспокойно улыбалась, глядела на его вьющиеся волоса, гладко выбритые чернеющие полные щеки и всякую минуту ждала нового оборота разговора. Но аббат, хотя, очевидно, и наслаждаясь красотой и близостью своей собеседницы, был увлечен мастерством своего дела.
Ход рассуждения руководителя совести был следующий. В неведении значения того, что вы предпринимали, вы дали обет брачной верности человеку, который, с своей стороны, вступив в брак и не веря в религиозное значение брака, совершил кощунство. Брак этот не имел двоякого значения, которое должен он иметь. Но несмотря на то, обет ваш связывал вас. Вы отступили от него. Что вы совершили этим? Peche veniel или peche mortel? [Грех простительный или грех смертный?] Peche veniel, потому что вы без дурного умысла совершили поступок. Ежели вы теперь, с целью иметь детей, вступили бы в новый брак, то грех ваш мог бы быть прощен. Но вопрос опять распадается надвое: первое…
– Но я думаю, – сказала вдруг соскучившаяся Элен с своей обворожительной улыбкой, – что я, вступив в истинную религию, не могу быть связана тем, что наложила на меня ложная религия.
Directeur de conscience [Блюститель совести] был изумлен этим постановленным перед ним с такою простотою Колумбовым яйцом. Он восхищен был неожиданной быстротой успехов своей ученицы, но не мог отказаться от своего трудами умственными построенного здания аргументов.
– Entendons nous, comtesse, [Разберем дело, графиня,] – сказал он с улыбкой и стал опровергать рассуждения своей духовной дочери.

Элен понимала, что дело было очень просто и легко с духовной точки зрения, но что ее руководители делали затруднения только потому, что они опасались, каким образом светская власть посмотрит на это дело.
И вследствие этого Элен решила, что надо было в обществе подготовить это дело. Она вызвала ревность старика вельможи и сказала ему то же, что первому искателю, то есть поставила вопрос так, что единственное средство получить права на нее состояло в том, чтобы жениться на ней. Старое важное лицо первую минуту было так же поражено этим предложением выйти замуж от живого мужа, как и первое молодое лицо; но непоколебимая уверенность Элен в том, что это так же просто и естественно, как и выход девушки замуж, подействовала и на него. Ежели бы заметны были хоть малейшие признаки колебания, стыда или скрытности в самой Элен, то дело бы ее, несомненно, было проиграно; но не только не было этих признаков скрытности и стыда, но, напротив, она с простотой и добродушной наивностью рассказывала своим близким друзьям (а это был весь Петербург), что ей сделали предложение и принц и вельможа и что она любит обоих и боится огорчить того и другого.
По Петербургу мгновенно распространился слух не о том, что Элен хочет развестись с своим мужем (ежели бы распространился этот слух, очень многие восстали бы против такого незаконного намерения), но прямо распространился слух о том, что несчастная, интересная Элен находится в недоуменье о том, за кого из двух ей выйти замуж. Вопрос уже не состоял в том, в какой степени это возможно, а только в том, какая партия выгоднее и как двор посмотрит на это. Были действительно некоторые закоснелые люди, не умевшие подняться на высоту вопроса и видевшие в этом замысле поругание таинства брака; но таких было мало, и они молчали, большинство же интересовалось вопросами о счастии, которое постигло Элен, и какой выбор лучше. О том же, хорошо ли или дурно выходить от живого мужа замуж, не говорили, потому что вопрос этот, очевидно, был уже решенный для людей поумнее нас с вами (как говорили) и усомниться в правильности решения вопроса значило рисковать выказать свою глупость и неумение жить в свете.
Одна только Марья Дмитриевна Ахросимова, приезжавшая в это лето в Петербург для свидания с одним из своих сыновей, позволила себе прямо выразить свое, противное общественному, мнение. Встретив Элен на бале, Марья Дмитриевна остановила ее посередине залы и при общем молчании своим грубым голосом сказала ей:
– У вас тут от живого мужа замуж выходить стали. Ты, может, думаешь, что ты это новенькое выдумала? Упредили, матушка. Уж давно выдумано. Во всех…… так то делают. – И с этими словами Марья Дмитриевна с привычным грозным жестом, засучивая свои широкие рукава и строго оглядываясь, прошла через комнату.
На Марью Дмитриевну, хотя и боялись ее, смотрели в Петербурге как на шутиху и потому из слов, сказанных ею, заметили только грубое слово и шепотом повторяли его друг другу, предполагая, что в этом слове заключалась вся соль сказанного.
Князь Василий, последнее время особенно часто забывавший то, что он говорил, и повторявший по сотне раз одно и то же, говорил всякий раз, когда ему случалось видеть свою дочь.
– Helene, j"ai un mot a vous dire, – говорил он ей, отводя ее в сторону и дергая вниз за руку. – J"ai eu vent de certains projets relatifs a… Vous savez. Eh bien, ma chere enfant, vous savez que mon c?ur de pere se rejouit do vous savoir… Vous avez tant souffert… Mais, chere enfant… ne consultez que votre c?ur. C"est tout ce que je vous dis. [Элен, мне надо тебе кое что сказать. Я прослышал о некоторых видах касательно… ты знаешь. Ну так, милое дитя мое, ты знаешь, что сердце отца твоего радуется тому, что ты… Ты столько терпела… Но, милое дитя… Поступай, как велит тебе сердце. Вот весь мой совет.] – И, скрывая всегда одинаковое волнение, он прижимал свою щеку к щеке дочери и отходил.
Билибин, не утративший репутации умнейшего человека и бывший бескорыстным другом Элен, одним из тех друзей, которые бывают всегда у блестящих женщин, друзей мужчин, никогда не могущих перейти в роль влюбленных, Билибин однажды в petit comite [маленьком интимном кружке] высказал своему другу Элен взгляд свой на все это дело.
– Ecoutez, Bilibine (Элен таких друзей, как Билибин, всегда называла по фамилии), – и она дотронулась своей белой в кольцах рукой до рукава его фрака. – Dites moi comme vous diriez a une s?ur, que dois je faire? Lequel des deux? [Послушайте, Билибин: скажите мне, как бы сказали вы сестре, что мне делать? Которого из двух?]

Родился в состоятельной еврейской семье. Брат Натансона - Н. А. Натансон - был крупным предпринимателем или банкиром.

Закончил Ковенскую мужскую гимназию. Учился в Медико-хирургической академии и Земледельческом институте в Санкт-Петербурге.

Женат первым браком на революционерке-народнице Ольге Шлейснер (Натансон).

В народническом движении

С конца 1860-х годов участвовал в антиправительственной деятельности. Вместе с женой был одним из организаторов народнического кружка «чайковцев». Чайковцы противостояли революционной доктрине нечаевцев, полагавших, что для достижения революционных целей все средства хороши. Чайковцы, напротив, проповедовали высокую мораль и самоусовершенствование. В 1869-71 годах подвергался арестам и заключению в Петропавловской крепости, а в 1872 году сослан в Архангельскую губернию. В том же 1872 году принял православие, чтобы жениться на последовавшей за ним в ссылку дворянке О. Шлейснер.

В 1876 году вернулся в Петербург. Организовал побег за границу своего товарища по кружку чайковцев П. А. Кропоткина, сидевшего в Петропавловской крепости. В том же году приступил к работе по объединению народнических кружков в единую революционную организацию, которая в 1878 году получила название «Земля и воля». В декабре 1876 года вместе с Г. В. Плехановым организовал демонстрацию на Казанской площади Санкт-Петербурга. В 1877 году в очередной раз арестован и после отбывания срока в Петропавловской крепости сослан в Восточную Сибирь. В ссылке служил главным счетоводом Кругобайкальской железной дороги, где приобрёл репутацию первоклассного ревизора и контролёра. По возвращении из ссылки в 1889 году поселился в Саратове, где устроился работать на местную железную дорогу.

С конца 1880-х в очередной раз приступил к работе по объединению разрозненных революционных кружков. Поставил своей целью объединить народническое, социал-демократическое и либеральное течения в российском освободительном движении. В сентябре 1893 года на учредительном съезде в Саратове была создана единая партия «Народное право». Партия имела свою штаб-квартиру в Орле и типографию в Смоленске, в которой печатались Манифест партии и революционные брошюры. В апреле 1894 года усилиями деятеля Охранного отделения С. В. Зубатова и его коллег партия была ликвидирована, а её лидеры арестованы. Натансон был в очередной раз сослан в Восточную Сибирь сроком на пять лет.

В партии социалистов-революционеров

По возвращении из ссылки жил в Баку, где работал бухгалтером в городской управе. В 1904 году эмигрировал в Европу и поселился в Швейцарии, где встречался с В. И. Лениным. К этому времени российское освободительное движение окончательно разделилось на социал-демократическое, либеральное и народническое течения. Последователи народников объединились в 1902 году в Партию социалистов-революционеров. После некоторых колебаний Натансон примкнул к партии эсеров и стал одним из её лидеров. После удачного покушения на министра внутренних дел В. К. Плеве поддержал террористическую тактику эсеров.

В сентябре 1904 года вместе с В. М. Черновым и Е. Ф. Азефом представлял партию эсеров на Парижской конференции российских оппозиционных партий, выработавшей совместную стратегию борьбы с русским самодержавием. Вёл переговоры с Плехановым, Лениным и другими социал-демократами с целью убедить их принять участие в общем деле. После Манифеста 17 октября 1905 года вернулся в Россию и поселился в Финляндии. На первом съезде партии эсеров в начале 1906 года избран членом Центрального Комитета партии.

Занимал сдержанную позицию по отношению к террористической тактике партии. В 1906 году был противником убийства Георгия Гапона, решение о котором было принято без его согласия. По его настоянию партия отказалась взять на себя ответственность за это убийство. В 1907 году выступал против плана убийства Николая II, разработанного Азефом и Г. А. Гершуни. Однако в 1908 году, когда В. Л. Бурцев начал кампанию по разоблачению Азефа как провокатора, Натансон стал на защиту Азефа. До самого конца отказывался верить в сотрудничество Азефа с охранкой. В своих воспоминаниях Бурцев писал, что Натансон был самым злым из его оппонентов.

До и после Февральской революции

С начала Первой мировой войны стоял на пораженческой точке зрения. Полагал, что революция в России возможна только в случае поражения в войне с Германией. В 1915 году был участником Циммервальдской конференции. Вместе с Лениным и П. Б. Аксельродом подписал воззвание Циммервальдской конференции к пролетариату Европы. В 1916 году принял участие в Кинтальской конференции.

После Февральской революции в мае 1917 года вернулся в Россию через территорию Германии, по утверждению В. М. Чернова - «в пломбированном вагоне». Возглавил левое крыло партии эсеров, резко критиковавшее оборонческую позицию Центрального Комитета партии. Выступал за «углубление» революции, передачу всей земли крестьянам, а власти - Советам. Открыто поддерживал Ленина и большевиков.

Поддержал Октябрьскую революцию, вызвав раскол в партии эсеров. В ноябре 1917 года инициировал создание особой Партии левых эсеров. На первом съезде партии был избран в Президиум, а затем и в ЦК новой партии. Поддержал разгон большевиками Учредительного собрания, большинство мест в котором досталось правым эсерам. В 1918 году после Левоэсеровского мятежа остался верен союзу с большевиками и вошёл в отколовшуюся от левых эсеров Партию революционного коммунизма. Был членом Президиума ВЦИК.

В 1919 году из-за боязни ареста выехал за границу. «С Лениным у меня полный разлад... Ленину я больше не верю», - говорил он своим близким.

В июле 1919 года скончался в Швейцарии во время хирургической операции.

Значение НАТАНСОН МАРК АНДРЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

НАТАНСОН МАРК АНДРЕЕВИЧ

Натансон Марк Андреевич - политический деятель. Родился в 1850 г. Будучи студентом Императорской медико-хирургической академии, принял участие в студенческом движении, а затем участвовал в организации кружка "Чайковцев". Арестованный в 1871 г. по делу студента Гончарова, Натансон был выслан сначала в северные губернии, а затем, в Тамбовскую, откуда и скрылся. В 1875 - 1876 гг. Натансон способствовал сплочению революционных элементов. При его ближайшем участии в 1876 г. возникла так называемая "северная организация", вскоре ставшая известной под именем "Земли и Воли". Вновь арестованный в мае 1877 г., Натансон, после долговременного заключения в Петропавловской крепости, был выслан в 1879 г. в Восточную Сибирь. Вернувшись в Европейскую Россию, в 1889 г., Натансон был вновь арестован в 1894 г. по делу "Народного Права", одним из организаторов которого он являлся, и после двухлетнего заключения в Петропавловской крепости и доме предварительного заключения снова был выслан на 5 лет в Восточную Сибирь. Возвратясь в Европейскую Россию в 1901 г., Натансон принимал деятельное участие в общественном движении последующих годов, примыкая к лево-народническому направлению. Осенью 1907 г. Натансон уехал за границу.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое НАТАНСОН МАРК АНДРЕЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • НАТАНСОН МАРК АНДРЕЕВИЧ
    (1850/51-1919) деятель российского революционного движения 1870 - 1910-х гг. Один из основателей кружка "чайковцев" и "Земли и воли". В 1879-89 …
  • НАТАНСОН МАРК АНДРЕЕВИЧ
    Марк Андреевич (псевдоним - Бобров) , русский революционер, народник. Из мещан. …
  • МАРК в Библейском словаре:
    (Деян.12:12,25; Деян.15:39; 1Пет.5:13; Кол.4:10; 2Тим.4:11; Флм.1:23) — первоначальное имя Иоанна (см. Иоанн,г), сына Марии из Иерусалима (см. …
  • МАРК в Энциклопедии кельтской мифологии:
    В легендах Артуровского цикла - король Корнуолла, законный супруг Изольды и дядя …
  • НАТАНСОН в 1000 биографий знаменитых людей:
    М. А. (1850-1919) - народоволец, с 1905 г. - эсер, член ЦК партии. В годы первой мировой войны - интернационалист, …
  • АНДРЕЕВИЧ
    Андреевич, см. Соловьев, Евгений …
  • АНДРЕЕВИЧ в Литературной энциклопедии:
    — псевдоним Евгения Андреевича Соловьева — критика и историка лит-ры (другие псевдонимы: Скриба, В. Смирнов, Мирский). Написал ряд очерков …
  • МАРК в Большом энциклопедическом словаре:
    (Marc) Франц (1880-1916) немецкий живописец. Один из организаторов объединения "Синий всадник". Динамичные, напряженные по колориту мистико-символические картины выражают неприятие действительности, …
  • МАРК СТАРЕЦ САРОВСКОЙ ПУСТЫНИ
    схимонах и пустынник (1739—1817); происходил из курского купечества; постригся в 1778 г., при чем наречен Мефодием, а в 1811 г. …
  • МАРК ПАПА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (от 18 янв. до 7 окт. 336 г.). Ему приписывают построение двух церквей, введение в литургию никейского символа и издание …
  • МАРК НИДЕРЛАНД. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (van der Mark) — нидерландские дворяне: 1) Граф Вильгельм фан дер М. (1446—83); изгнанный из Люттиха, за насильственные действия над …
  • МАРК МИТРОПОЛИТ ЭФЕССКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (ум. в 1450 г.), известный защитник православия на флорентийском соборе (1439) и после него. Папа Евгений IV, не видя подписи …
  • МАРК ИМЯ НЕСК. СВ. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    имя нескольких святых: 1) мученик, пострадал в начале IV века в царствование Диоклетиана, в Антиохии Писидийской: память 28 сент.; —2) …
  • МАРК ГРАФСТВО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Mark) — графство в нынешней прусск. пров. Вестфалии; 2200 кв. км. С конца XII в. принадлежало графам М.; в XIV …
  • МАРК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Марк св. - один из четырех евангелистов, по происхождению Иудей, ноеще юношей примкнул к общине христиан, так как его мать …
  • МАРК в Современном энциклопедическом словаре:
  • МАРК в Энциклопедическом словарике:
    автор 2-го Евангелия в Новом Завете (Евангелие от Марка), спутник апостола Павла. Евангелие от Марка считается самым ранним из сохранившихся …
  • НАТАНСОН
    НАТАНС́ОН Марк Анд. (1850/51-1919), полит. деятель. Один из основателей кружка "чайковцев" и тайного об-ва "Земля и воля" 1870-х гг. В …
  • НАТАНСОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НАТАНС́ОН Георг. Григ. (р. 1921), режиссёр, засл. деят. иск-в РСФСР (1981). Ф.: "Шумный день" (1961, с А.В. Эфросом), "Старшая сестра" …
  • МАРК в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЭФ́ЕССКИЙ (?-1450), визант. митрополит, защитник православия и противник унии на Ферраро-Флорентийском соборе (1438-39) и после …
  • МАРК в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНТ́ОНИЙ, см. Антоний …
  • МАРК в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АВР́ЕЛИЙ, см. Аврелий …
  • МАРК в Большом российском энциклопедическом словаре:
    (Маrc) Франц (1880-1916), нем. живописец. Один из организаторов объединения "Синий всадник" . Динамичные, напряжённые по колориту мистико-символич. картины отмечены экстатической …
  • МАРК в Большом российском энциклопедическом словаре:
    (Mark) Герман Фрэнсис (1895-1992), химик, ин. ч. РАН (1966). Род. в Австрии, с 1940 в США. Осн. тр. по методам …
  • МАРК в Большом российском энциклопедическом словаре:
    (Иоанн-Марк), автор 2-го Евангелия (Евангелие от Марка), считающегося самым ранним (согласно Папию, записано со слов апостола Петра) и предназначенного для …
  • МАРК в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • МАРК в словаре Синонимов русского языка:
    апостол, евангелист, …
  • МАРК в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Марк, (Маркович, …
  • НАТАНСОН
    Марк Андреевич (1850/51-1919) , деятель российского революционного движения 1870 - 1910-х гг. Один из основателей кружка «чайковцев» и «Земли и …
  • МАРК в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Иоанн-Марк) , автор второго Евангелия (Евангелие от Марка), считающегося самым ранним (согласно Папию Иерапольскому, записанным со слов апостола Петра) и …
  • ХОРИС ЛОГГИН АНДРЕЕВИЧ (ЛЮДВИГ АНДРЕЕВИЧ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Хорис [Логгин (Людвиг) Андреевич] - путешественник и живописец (1795 - 1828). Немец по происхождению, он воспитывался в харьковской гимназии. В …
  • АРТЕМИЙ АНДРЕЕВИЧ ЛЕБЕДЕВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-07-09 Time: 06:03:24 Навигация Википедия = Лебедев, Артемий Андреевич Артемий Андреевич Лебедев — российский дизайнер, основатель, арт-директор и владелец …
  • МАРК, АПОСТОЛ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Марк или Иоанн-Марк (+ 63), апостол от 70, евангелист. Память 4 января (70 …
  • МАРК ЕФЕССКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Марк Евгеник (+ 1457), архиепископ Ефесский, святитель. Память 19 января В миру Мануил …
  • МАРК АФИНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Марк Афинский, Фраческий (+ 400), преподобный. Память 5 апреля. Родился в Афинах. …
  • МАРК (АРНДТ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Марк (Арндт) (род. 1941), архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский, первый заместитель председателя Архиерейского Синода Русской …
  • КАРАУЛОВ ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Караулов Василий Андреевич (1854 - 1910), политический деятель, член III государственной думы, председатель …
  • ВЕТЕЛЕВ АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ветелев Александр Андреевич (1892 - 1976), протоиерей, профессор, доктор богословия. Родился 24 …
  • МАРК АВРЕЛИЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Анний Вер Антонин Римский император из династии Антонинов, правивший в 161-180 гг. Род. 26 апр 121 г. Умер 17 марта …
  • МАРК АВРЕЛИЙ, АННИЙ ВЕР АНТОНИН в биографиях Монархов:
    Римский император из династии Антонинов, правивший в 161—180 гг. Род. 26 апр 121 г. Умер 17 марта 180 г. Марк …
  • ФЕДОТОВ ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Федотов (Павел Андреевич) - высокоталантливый рисовальщик и живописец, родоначальник юмористического жанра в русской живописи, сын очень бедного чиновника, бывшего воина …
  • ТИЛЬМАН КАРЛ АНДРЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Тильман (Карл Андреевич, 1802 - 1875) - лейб-окулист (с 1851 г.) и известный врач-практик, родился в Силезии. В 1817 г. …
  • СОЛОВЬЕВ ЕВГЕНИЙ АНДРЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Соловьев (Евгений Андреевич) - талантливый писатель. Родился в 1863 г.; учился на историко-филологическом факультете СПб. университета. Недолго был учителем гимназии. …
  • МУРОМЦЕВ СЕРГЕЙ АНДРЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Муромцев, Сергей Андреевич - известный юрист и политический деятель (1850 - 1910). Родился в Санкт-Петербурге, в старинной дворянской семье, учился …
  • КРЫЛОВ ИВАН АНДРЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Крылов Иван Андреевич - знаменитый русский баснописец. Родился 2 февраля 1768 г., по преданию - в Москве. Отец его "наукам …
  • ИОАНН АНДРЕЕВИЧ (КНЯЗЬ МОЖАЙСКИЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Иоанн Андреевич - князь можайский, (1430 - 1462), старший сын А. Димитриевича. Вскоре после смерти отца Иоанн Андреевич заключил …
  • ВЛАДИМИР АНДРЕЕВИЧ (КНЯЗЬ ДОРОГОБУЖСКИЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Владимир Андреевич - князь Дорогобужский, сын А. Владимировича-Доброго, князя Владимиро-Волынского (1146 - 1170). Дядя Владимира Андреевича, Вячеслав Владимирович Туровский, …
  • НАТАНСОН ЯКУБ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Natanson) Якуб (20.8.1832, Варшава, - 14.9.1884, там же), польский химик. В 1855 окончил Дерптский (Тартуский) университет. В 1862-66 профессор Варшавского …
  • КОСТЫЧЕВ ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Павел Андреевич , русский учёный, один из основоположников современного почвоведения. Родился в семье крепостного. Окончил Шацкое …

Марк Андреевич Натансон (25 декабря 1850, г. Свенцяны Виленской губернии – 29 июля 1919, г. Берн) - участник русского революционного движения.

М.А. Натансон: энциклопедическая справка

Род. в зажиточной мещанской семье. В 1868 поступил в Медико-хирург. академию в Петербурге, откуда был исключен за участие в революц. движении. Затем учился в земледельческом ин-те. Один из основателей об-ва чайковцев. С 1872 по 1875 отбывал ссылку в Архангельской губ. По возвращении в Петербург принимал деятельное участие в объединении разрозненных кружков народников. В июне 1877 вновь арестован и в дек. 1878 выслан в адм. порядке в Вост. Сибирь. В 1879 водворен в Верхоленск, но вскоре «за дерзости против местного начальства» переведен в Якут. обл. В дек. 1886 по болезни переведен в Иркутск, где служил в конторе братьев Громовых. Был человеком, объединяющим многочисленную колонию ссыльных. В июне 1889 с разрешения министра внутр. дел выехал из в Гельсингфорс. Затем жил в Саратовской и Орловской губ., служил на ж. д. В 1894 арестован и снова выслан в Вост. Сибирь на 5 лет. Жил в Балаганске, Лиственичном и . В 1904 выехал в Швейцарию. В 1905 вошел в ПСР и избран в ее ЦК. В годы первой мировой войны занимал интернационалистские позиции, участвовал в Циммервальдской и Кинтальской конф. В 1917 – один из вождей левых эсеров, после Окт. революции вел переговоры с большевиками о совместной работе. По болезни уехал за границу, где и скончался.

Литература

  1. Аптекман О. В. Две дорогие тени // Былое. 1921. № 16;
  2. Деятели революционного движения в России: Биобиблиогр. словарь. М., 1931. Т. 2. Вып. 3;
  3. Фигнер В. Н. М. А. Натансон // Полн. собр. соч. М., 1932. Т. 5.