Царевна, правительница России (1682-1689).

Царевна Софья Алексеевна родилась 17 (27) сентября 1657 года в Московском Кремле. Ее отцом был царь , матерью - царица , урожденная княжна Милославская.

Софья Алексеевна отличалась умом, энергией и честолюбием, была образованной женщиной. Ее воспитателем был известный просветитель Симеон Полоцкий.

После смерти своего брата - царя (27 апреля 1682 года), царевна активно участвовала в борьбе придворных партий, т.к. была недовольна избранием на царский престол своего сводного брата . Воспользовавшись Московским восстанием 1682 года, партия Милославских захватила власть. «Старшим царем» был провозглашен Алексеевич, а Софья Алексеевна 29 мая 1682 года была объявлена регентшей при обоих царях. Осенью 1682 года правительство Софьи Алексеевны, находившееся в , с помощью дворянского войска подавило восстание в .

Софья Алексеевна стала правительницей при обоих несовершеннолетних царях. Ее имя вошло в официальный царский титул «великие государи и великая государыня царевна и великая княжна София Алексеевна...». В 1684 году Софья Алексеевна повелела чеканить свое изображение на монетах. С 1686 года она именовала себя самодержицей, а в январе 1687 года оформила этот титул специальным указом. Большую роль при дворе Софьи Алексеевны играл ее фаворит князь , один из самых образованных людей XVII века.

Годы правления Софьи Алексеевны отмечены стремлением к широкому обновлению русского общества. Ею были предприняты меры для развития промышленности и торговли. При ней была создана Славяно-греко-латинская академия. Кроме того, в период ее пребывания у власти состоялась первая перепись населения, она провела реформу налоговой системы, а также изменила правила получения государственных должностей (теперь от чиновников требовался не только титул, но и деловые качества). Софья Алексеевна начала реорганизацию армии по европейскому образцу, но не успела завершить начатое.

В годы правления Софьи Алексеевны были сделаны небольшие уступки посадам и ослаблен сыск беглых крестьян, что вызвало недовольство дворян. Во внешней политике наиболее значительными акциями стали заключение «Вечного мира» 1686 года с Польшей, закрепившего за Левобережную Украину, Киев и , Нерчинского договора 1689 года с Китаем (действовал до 1858 года), вступление в войну с Турцией и Крымским ханством (Крымские походы 1687 и 1689 годов под руководством ).

В 1689 году произошел разрыв между Софьей Алексеевной и боярско-дворянской группировкой, поддерживавшей . Партия царя одержала победу. Правительство Софьи Алексеевны пало, ее имя исключили из царского титула, а сама она была заточена в Новодевичий монастырь.

Во время Стрелецкого восстания 1698 года сторонники царевны намеревались «выкликнуть» ее на царство. После подавления восстания Софья Алексеевна была пострижена в монахини Новодевичьего монастыря под именем Сусанны.

Царевна Софья Алексеевна скончалась 3 (14) июля 1704 года в Новодевичьем монастыре. Перед смертью приняла схиму под именем Софьи. Погребена в усыпальнице Смоленского собора Новодевичьего монастыря.

Этой женщине приписывали многие важные государственные деяния. Чем же так отличилась Софья Палеолог? Интересные факты о ней, а также биографические сведения собраны в этой статье.

Предложение кардинала

В Москву в феврале 1469 г. приехал посол кардинала Виссариона. Он передал письмо великому князю с предложением сочетаться браком с Софьей, дочерью Феодора I, деспота Морейского. Между прочим, в этом письме говорилось и о том, что София Палеолог (настоящее имя - Зоя, его решили заменить на православное из дипломатических соображений) уже отказала двум венценосным женихам, сватавшимся к ней. Это были герцог Медиоланский и французский король. Дело в том, что Софья не захотела выходить замуж за католика.

София Палеолог (фото ее, конечно же, не найти, но портреты представлены в статье), согласно представлениям того далекого времени, была уже немолодой. Однако она все еще была весьма привлекательна. У нее были выразительные, удивительно красивые глаза, а также матовая нежная кожа, что считалось на Руси признаком отличного здоровья. К тому же невеста отличалась статью и острым умом.

Кто такая София Фоминична Палеолог?

Софья Фоминична - племянница Константина XI Палеолога, последнего императора Византии. С 1472 года она являлась супругой Ивана III Васильевича. Отцом ее был Фома Палеолог, который бежал в Рим с семьей в после того как турки захватили Константинополь. Софья Палеолог жила после смерти отца на попечении великого папы римского. По ряду соображений он пожелал выдать ее замуж за Ивана III, овдовевшего в 1467 году. Тот ответил согласием.

София Палеолог родила сына в 1479 году, ставшего впоследствии Василием III Ивановичем. Кроме того, она добилась объявления Василия великим князем, место которого должен был занять Дмитрий, внук Ивана III, венчанный на царство. Иван III использовал брак с Софией для укрепления Руси на международной арене.

Икона "Благодатное Небо" и изображение Михаила III

София Палеолог, великая княгиня московская, привезла несколько православных икон. Предполагают, что в их числе была и редкое изображение Божией Матери. Она находилась в кремлевском Архангельском соборе. Однако, согласно другому преданию, реликвия была перевезена из Константинополя в Смоленск, а когда последний захватила Литва, этой иконой благословили на брак Софью Витовтовну, княжну, когда она выходила замуж за Василия I, московского князя. Образ, который сегодня находится в соборе, представляет собой список с древней иконы, выполненный в конце 17 века по заказу (на фото ниже). Москвичи по традиции приносили лампадное масло и воду к этой иконе. Считалось, что они наполнялись лечебными свойствами, ведь образ обладал целительной силой. Эта икона сегодня является одной из самых почитаемых в нашей стране.

В Архангельском соборе после свадьбы Ивана III появилось также изображение Михаила III, византийского императора, который был родоначальником династии Палеолог. Таким образом, утверждалось то, что Москва является преемницей Византийской империи, а государи Руси - наследники византийских императоров.

Рождение долгожданного наследника

После того как София Палеолог, вторая жена Ивана III, обвенчалась с ним в Успенском соборе и стала его супругой, она начала думать о том, как приобрести влияние и сделаться настоящей царицей. Палеолог понимала, что для этого следовало преподнести князю подарок, который могла сделать только она: родить ему сына, который станет наследником престола. К огорчению Софьи, первенцем оказалась дочь, умершая практически сразу после рождения. Через год снова родилась девочка, также скоропостижно скончавшаяся. София Палеолог плакала, молила Бога дать ей наследника, раздавала горстями милостыню убогим, жертвовала на храмы. Через некоторое время Матерь Божия услышала ее молитвы - вновь забеременела София Палеолог.

Биография ее наконец была отмечена долгожданным событием. Оно состоялось 25 марта 1479 года в 8 часов вечера, как говорилось в одной из московских летописей. Родился сын. Его нарекли Василием Парийским. Мальчика крестил Васиян, ростовский архиепископ, в Сергиевом монастыре.

Что привезла с собой Софья

Софье удалось внушить то, что было дорого ей самой, и что ценили и понимали в Москве. Она привезла с собой обычаи и предания византийского двора, гордость собственным происхождением, а также досаду за то, что ей пришлось выйти замуж за данника монголо-татар. Едва ли Софье понравилась в Москве простота обстановки, а также бесцеремонность отношений, царивших в то время при дворе. Сам Иван III был вынужден выслушивать укоризненные речи от строптивых бояр. Однако в столице и без нее у многих было желание изменить старые порядки, не соответствовавшие положению московского государя. А супруга Ивана III с греками, привезенными ею, которые видели и римскую, и византийскую жизнь, могли дать русским ценные указания, по каким образцам и как следует осуществлять желаемые всеми перемены.

Влияние Софии

Жене князя нельзя отказать во влиянии на закулисную жизнь двора и его декоративную обстановку. Она умело выстраивала личные отношения, ей отлично удавались придворные интриги. Однако на политические Палеолог могла ответить лишь внушениями, которые вторили смутным и тайным помыслам Ивана III. В особенности ясна была мысль о том, что своим замужеством царевна делает московских правителей приемниками императоров Византии с интересами православного востока, державшимися за последних. Поэтому Софью Палеолог в столице русского государства ценили главным образом как царевну византийскую, а не как великую московскую княгиню. Это понимала и она сама. Как пользовалась правом принимать в Москве иностранные посольства. Поэтому брак ее с Иваном был своего рода политической демонстрацией. Всему свету было заявлено о том, что наследница византийского дома, павшего незадолго до этого, перенесла державные права его в Москву, которая стала новым Царьградом. Здесь она разделяет эти права со своим супругом.

Реконструкция Кремля, свержение татарского ига

Иван, почувствовав свое новое положение на международной арене, нашел некрасивой и тесной прежнюю обстановку Кремля. Из Италии, вслед за царевной, были выписаны мастера. Они построили на месте деревянных хором Успенский собор (Василия Блаженного), а также новый каменный дворец. В Кремле в это время начал заводиться при дворе строгий и сложный церемониал, сообщавший московской жизни надменность и чопорность. Так же, как и у себя во дворце, Иван III стал выступать и во внешних отношениях более торжественной поступью. Особенно тогда, когда татарское иго без бою, как будто само собой, свалилось с плеч. А оно тяготело практически два столетия над всей северо-восточной Русью (с 1238 по 1480 год). Новый язык, более торжественный, появляется в это время в правительственных бумагах, в особенности дипломатических. Складывается пышная терминология.

Роль Софьи в свержении татарского ига

Палеолог в Москве не любили за влияние, оказываемое ею на великого князя, а также за перемены в жизни Москвы - "нестроения великие" (по выражению боярина Берсень-Беклемишева). Софья вмешивалась не только во внутренние, но и во внешнеполитические дела. Она требовала, чтобы Иван III отказался платить ордынскому хану дань и освободился наконец от его власти. Искусные советы Палеолог, как свидетельствует В.О. Ключевский, всегда отвечали намерениям ее мужа. Поэтому он отказался платить дань. Иван III растоптал ханскую грамоту в Замосковречье, на ордынском дворе. Позднее на этом месте был построен Преображенский храм. Однако народ и тогда "наговорил" на Палеолог. Перед тем как Иван III вышел в 1480 году к великому он отправил на Белоозеро жену с детьми. За это подданные приписали государю намерение бросить власть в том случае, если Москву возьмет и бежать вместе со своей супругой.

"Дума" и изменение обращения с подчиненными

Иван III, освободившись от ига, ощутил себя наконец полновластным государем. Дворцовый этикет стараниями Софьи начал напоминать византийский. Князь сделал своей супруге "подарок": Иван III разрешил Палеолог собрать из членов свиты собственную "думу" и устраивать на своей половине "дипломатические приемы". Царевна принимала иностранных послов и учтиво с ними беседовала. Это было невиданным новшеством для Руси. Обращение при дворе государя также изменилось.

София Палеолог принесла супругу державные права, а также право на византийский трон, как отмечал Ф. И. Успенский, историк, изучавший этот период. Боярам пришлось считаться с этим. Иван III прежде любил споры и возражения, однако при Софье он кардинально изменил обращение со своими придворными. Иван начал держаться неприступно, легко впадал в гнев, часто налагал опалу, требовал особого почтения к себе. Все эти напасти молва также приписала влиянию Софьи Палеолог.

Борьба за престол

Ее обвинили и в нарушении престолонаследия. Недруги в 1497 году наговорили князю, что София Палеолог замыслила отравить его внука для того, чтобы посадить собственного сына на престол, что ее тайно навещают готовящие ядовитое зелье ворожеи, что в этом заговоре участвует и сам Василий. Иван III в этом вопросе принял сторону своего внука. Он велел утопить в Москве-реке ворожей, арестовал Василия, а супругу удалил от себя, казнив демонстративно нескольких членов "думы" Палеолог. В 1498 году Иван III венчал Дмитрия в Успенском соборе как наследника престола.

Однако у Софьи в крови была способность к придворным интригам. Она обвинила Елену Волошанку в приверженности ереси и смогла добиться ее падения. Великий князь наложил опалу на внука и невестку и нарек Василия в 1500 году законным наследником престола.

Софья Палеолог: роль в истории

Брак Софьи Палеолог и Ивана III, безусловно, укрепил Московское государство. Он способствовал превращению его в Третий Рим. София Палеолог прожила более 30 лет в России, родив 12 детей своему мужу. Однако ей так и не удалось понять до конца чужую страну, ее законы и традиции. Даже в официальных хрониках встречаются записи, осуждающие ее поведение в некоторых ситуациях, сложных для страны.

София привлекла в русскую столицу архитекторов и других деятелей культуры, а также врачей. Творения итальянских архитекторов сделали Москву не уступающей по величественности и красоте столицам Европы. Это способствовало укреплению престижа московского государя, подчеркнуло преемственность русской столицы Второму Риму.

Смерть Софии

Софья скончалась в Москве 7 августа 1503 г. Она была погребена в Вознесенском девичьем монастыре московского Кремля. В декабре 1994 года в связи с перенесением в Архангельский собор останков царских и княжеских жен С. А. Никитин по сохранившемуся черепу Софии восстановил ее скульптурный портрет (на фото выше). Теперь мы можем хотя бы приблизительно представить себе, как выглядела Софья Палеолог. Интересные факты и биографические сведения о ней многочисленны. Мы постарались отобрать самое важное, составляя эту статью.

В истории России было немало личностей, внесших неоценимый вклад в становление государственности и вызвавших неоднозначную оценку своей деятельности у современников и потомков. Довольно часто людьми, круто изменившими судьбу Российского государства, становились женщины, от которых в те времена никто не мог ожидать подобного рвения в делах государственных. Много вопросов вызывают две царевны Софьи, существенно повлиявшие на развитие России и становление ее в качестве великого и самостоятельного государства. Эти две удивительные женщины с непростыми судьбами, жившие в абсолютно разные исторические периоды, сумели оставить свой заметный след для потомков. До сих пор историки находятся в поисках информации, раскрывающей феномен этих великих женщин. А мы постараемся беспристрастно рассказать вам об их судьбах, ведь за грозным ликом правительницы всегда скрывается загадочная женская душа.

Зоя Палеолог - византийская принцесса

История царевны Софьи Палеолог начинается с падения под натиском турок величественного города Константинополя. Двадцать девятого мая 1453 года христианский Константинополь превратился в центр мусульманского мира - Стамбул. В результате кровопролитных сражений погиб последний император Византии Константин, являющийся родным дядей будущей княгини Московской. На тот момент Зое Палеолог было всего лишь три года, и она вместе со всей своей семьей бежала на остров Корфу. Ее отец Фома Палеолог понимал, что для того, чтобы выжить, ему необходимо заручиться поддержкой Ватикана. В итоге вся семья переехала жить в Рим под покровительство кардинала Виссариона. После скорой кончины Фомы и его жены Екатерины кардинал назначил ежегодное содержание Зое и двум ее братьям. Он взял ответственность за судьбу детей и перевел их из православия в католичество. При крещении принцесса Византии получила новое имя Софья, под которым и вошла в историю России.

Детство и юность Софьи

Византийская царевна Софья росла очень необычным ребенком. Она получила при дворе кардинала и папы Павла II блестящее образование, которое не всегда было доступно даже мужчинам того времени. Девочка проявляла большие способности к наукам - она читала и писала на нескольких языках с четырех лет, изучала философию, читала наизусть выдержки из поэм Гомера. Она с большим интересом вникала во все политические дела, о которых только слышала, и ее гибкий аналитический ум практически покорил папу Павла II. Он быстро понял, что юную Софью можно использовать в своих целях, выдав замуж для укрепления политического влияния Ватикана. Поэтому с момента того, как девочке исполнилось десять лет, весь двор был озадачен поисками мужа для Софьи.

Мало кто знает, что до того, как принцесса стала невестой князя Ивана, у нее было несколько женихов, но помолвки расстраивались самым невероятным образом. Кардинал Виссарион, предлагавший в мужья Софье в разное время двух молодых людей из знатных и древних итальянских родов, выяснил, что путем интриг девушка смогла сделать так, чтобы женихи сами отказались от нее. Восхитившись умом и способностями своей юной воспитанницы, он решил подобать ей православного мужа, на что Софья благосклонно согласилась. Итогом стала помолвка с королем Кипра, но внезапно четырнадцатилетняя невеста отказалась выходить замуж за грека. Хорошо зная характер Софьи, Виссарион понял, что она - византийская принцесса, мечтает о престоле, который возродил бы могущество ее рода и позволил бы раскрыться всем ее талантам. В 1467 овдовел Великий князь Московский Иван III, и строптивую наследницу Византии предложили ему в жены. Судьба Софьи была предрешена.

Московское княжество в середине пятнадцатого века

Стоит отметить, что в этот период страна была раздроблена на массу княжеств, страдающих под монголо-татарским игом. Князья были обязаны платить дань и полностью зависели от милости татарских ханов. Московское княжество, несмотря на то, что оно являлось самым крупным и влиятельным, также подчинялось ханскому управлению. Тем не менее, выйти замуж за Московского князя было довольно престижно для Софьи. Со своей стороны, Ватикан желал с помощью этого брака укрепить позиции католиков в стране. Кардинал мечтал о том, что Софья будет отстаивать интересы католической церкви, и со временем сумеет распространить свое влияние в противовес православию. К тому же, Риму были необходимы сильные сторонники в борьбе с турками, активно продвигающимися по Европе. Все это вместе делало брак Софьи с Иваном желанным и выгодным.

Царевна Софья - жена Ивана III

К своему будущему мужу Софья отправилась спустя три года после данного согласия на брак. В этот период велись активные переговоры между Москвой и Римом, митрополит Филипп высказывал свое недовольство возможностью брака с католичкой. Но в конечном итоге, Софья отправилась в путешествие к далекой русской земле с приданным, представляющим собой золотые монеты, драгоценности и великолепную библиотеку. Она состояла из египетских папирусов, греческих свитков, книг о тайнах мироздания и многочисленных философских трудов. В дальнейшем именно эта привезенная Софьей библиотека станет основой знаменитой библиотеки ее внука - Ивана Грозного.

Двенадцатого ноября 1472 года в Успенском соборе греческая принцесса стала официальной женой Ивана III. Теперь ее называли только Софья царевна.

Ведьма всея Руси

Несмотря на то что княгиня Московская сделала очень многое для превращения княжества в сильную и красивую державу, подданные недолюбливали ее и часто называли "ведьмой". Ее образованность, которую очень высоко ценил Иван III, принимали за связь с темными силами. Многие говорили, что таинственные свитки, которые привезла с собой принцесса, содержали в себе описание древних магических ритуалов. Ими якобы и пользовалась Софья для влияния на мужа. А влияние это было поистине безгранично. Ведь буквально с первых дней брака Иван понял, какое сокровище он взял в жены, и начал прислушиваться к мнению Софьи в решении важных государственных дел.

Это тем более невероятно, что в те времена уделом княжеской жены было просто находиться рядом и рожать детей. Софье все это было чуждо, она смело высказывала свое мнение по многим вопросам, участвовала во всех начинаниях своего мужа и часто становилась вдохновителем и зачинщиком. Все это в совокупности со странной для русских людей внешностью - невысоким ростом, большими темными глазами и длинными черными волосами, породило массу слухов о магических способностях гречанки, вознамерившейся погубить Русь.

Вклад Софьи в развитие Руси

Стоит отметить, что на момент, когда царевна Софья вступила на русскую землю, не существовало большого различия между бытом князя Московского и придворных бояр. Было принято некоторое панибратство в общении, никто не придерживался особых ритуалов и не выказывал князю положенного уважения. Москва сплошь состояла из деревянных зданий, а царские палаты выглядели обветшалыми и облезшими. Все это поразило образованную и привыкшую к роскоши Софью. Со свойственной ей деловитостью она приступила к преобразованиям, ставшими ключевыми в истории Руси.

Именно Софья царевна подарила стране свой государственный герб - двуглавого орла. Этот символ Византийской империи, знак греческого рода Палеологов, символизировал некоторую обособленность Руси. Практически сразу после женитьбы Иван III принял новый герб и стал использовать его повсеместно. Софья настояла на соблюдении пышных дворцовых ритуалов, она старательно отделяла князя от его двора, заставляя всех проявлять к нему почтение и уважение. С легкой руки новой жены Иван стал именовать себя царем и принялся объединять княжества под владычеством Москвы.

Считается, что именно царевна Софья вдохновила мужа на отказ платить дань хану Ахмату. Что послужило поводом для наступления ханских войск на Москву, но Иван III сумел защитить свою любимую жену, детей и государство.

Решив дела с внешней политикой и атрибутикой царского двора, Софья приступает к полному преображению Москвы. Она самолично приглашает в страну итальянских зодчих и формирует целую группу из итальянцев, которых отправляет с дипломатическими миссиями ко двору западных правителей. Помимо установления хороших отношений с европейскими государствами, послы имели важную миссию - привозить в страну всевозможных умельцев. Она щедро платила архитекторам, зодчим, ученым, которые работали на благо страны. Усилиями Софьи Москва, наконец, начинает чеканить монеты из собственно серебра, что существенно подняло престиж Руси перед иностранными державами.

В период правления Ивана III Москва превратилась в ту самую "белокаменную", воспетую поэтами и иностранными гостями. Софья внимательно наблюдала за строительством Успенского и Благовещенского собора, по ее велению по всей Москве строились каменные палаты. В это же время появилась известная Грановитая палата и множество красивейших церквей.

Несмотря на все изменения, которых добилась Софья, все тридцать лет своего счастливого брака с Иваном III она подвергалась порицанию и хуле. Русские люди не были готовы к таким серьезным преобразованиям, проведенным в кратчайшие сроки, поэтому списывали все таланты княгини Московской на колдовской дар. Даже спустя многие годы великие русские историки весьма нелестно отзывались о греческой принцессе в своих трудах, что не умаляет ее неоценимого вклада в становление великого государства.

Царевна Софья Алексеевна: биография

Конец семнадцатого века стал началом череды необычных событий, в которых не последнюю роль играли царственные особы женского пола. Первой в этом списке стала царевна Софья, биография которой должна была бы представлять собой список из скучных и ничем не примечательных событий, если бы ход истории не изменил случай.

Софья Романова родилась в 1654 году. Она была дочерью царя Алексея Михайловича и не могла даже претендовать на управление огромным государством. Наследником престола являлся ее брат Федор, помимо него, царевна имела еще двух братьев - Ивана и Петра.

После внезапной кончины Федора в 1682 году Софья царевна сумела путем интриг и восстаний получить опеку над своими братьями, возведенными на трон. Она являлась регентшей, а в реальности - настоящей правительницей России.

Правление царевны Софьи длилось семь лет. В народе его назвали "троевластием", что вызывало огромное недоумение в Европе. Но в 1689 году царевич Петр женился и сумел сместить с трона властолюбивую сестру. Она переселилась в Новодевичий монастырь, где и умерла монахиней в 1704 году под именем Сусанны после многочисленных провальных попыток вернуть себе власть и свергнуть Петра I.

Софья Алексеевна: краткий исторический портрет

О Софье современники высказывались неоднозначно. По описаниям одних, она представала мужеподобным чудовищем, противящимся любым преобразованиям, а вот другие отзывались о ней как об очаровательной молодой женщине, готовой на все ради благополучия страны. Так какой же на самом деле была царевна Софья Алексеевна?

Стоит отметить, что судьба русских царевен в те времена была весьма незавидной. Их воспитывали в строгости и повиновении. С момента рождения их отдавали на воспитание нянькам, которые обучали девочек чтению церковных книг и рукоделию. По достижении половозрелого возраста их постригали в монашки, где они и влачили свое жалкое существование до самой смерти. Выйти замуж русские царевны практически не могли, отыскать им достойного жениха было невероятно сложно. Ведь одни кандидатуры просто не подходили по статусу, а другие относились к иной вере. В итоге девушки смирялись со своей печальной участью. Но не такой была Софья.

С ранних лет она проявляла дерзкий характер, что огорчало воспитателей. В семь лет необыкновенной девочкой заинтересовался отец и приказал обучать ее наукам. Софья царевна оказалась чрезвычайно смышленой и хваткой, она в совершенстве владела несколькими языками, знала историю и прекрасно считала. Царь Алексей брал подросшую дочь с собой в поездки и знакомил ее со многими людьми. Девушка, обладавшая невероятным умом, быстро очаровывала всех, кому доводилось ее увидеть. Несмотря на то, что она была полновата, угловата и имела резкие черты лица в сочетании с невысоким ростом, мужчины находили ее невероятно привлекательной.

В дальнейшем именно эти качества сделают ее правительницей государства. К тому же после смерти отца она сумела сблизиться с братом и приобрела массу сторонников при дворе. Софья понимала, что только путем интриг и с помощью точного расчета она добьется своей цели - престола.

Нужно понимать, что со всем свои умом и талантами Софья Алексеевна активно выступала за реформы и преобразования в стране. Многие ученые считают, что Петр I во всех своих реформах руководствовался теми пунктами, которые были в указах Софьи. Ведь она так и не успела воплотить в жизнь все свои планы.

Приход Софьи к власти

Заняв при дворе своего брата Федора прочные позиции, Софья после его смерти приступила к активным действиям. Она всячески противилась возведению на престол своего десятилетнего брата Петра, а совершеннолетний Иван не мог являться правителем по причине слабоумия. С подачи царевны в Москве разгорелось страшное Стрелецкое восстание, которое удалось урегулировать только путем возведения на престол двух братьев. Они считались равноправными самодержцами, а Софья была при них регентшей. После совершеннолетия Петра она должна была передать ему всю власть и полностью отойти от дел. В итоге с 1682 года царевна стала практически единоличной правительницей России.

Правление Софьи Алексеевны

Царевна Софья годы, проведенные у власти, в дальнейшем будет вспоминать с огромным удовольствием. В период с 1682 года по 1689 год она постаралась проявить все свои таланты и ум, чтобы привести Россию к процветанию и благополучию.

Хотя видела Софья расцвет страны по-своему. В первую очередь, после прихода к власти она жестоко наказала стрельцов за бунт. Главари были схвачены и казнены, что обеспечило царевне повиновение всего стрелецкого войска. Новоиспеченная государыня вела непримиримую борьбу со старообрядцами. Они подвергались преследованиям по всей стране - их обезглавливали, вешали и казнили. Параллельно с этим царевна стремилась просвещать народ и открыла первое высшее учебное заведение в стране - Славяно-греко-латинскую академию.

Софья стремилась сделать Москву более красивой и развернула несколько масштабных строек, призванных украсить город новыми мостами и храмами. В планах царевны было провести военную реформу, но выполнить задуманное она не успела.

Внешняя политика царевны Софьи

Во внешней политике Софья Алексеевна придерживалась столь же твердых принципов. В 1686 году она закончила войну с Польшей и по заключенному мирному договору получила во владение Киев и Смоленск. Этот успех окрылил молодую девушку, и она решила предпринять поход на Крым.

К сожалению, оба Крымских похода в 1687 году и 1689 году оказались неудачными. И это очень пошатнуло власть Софьи, которая не хотела признавать несостоятельность своего фаворита Василия Голицина на посту военачальника. Чтобы компенсировать эти неудачи, Софья постаралась укрепить внешнеполитические связи с европейскими государствами, открывая в них российские посольства.

Борьба Софьи за власть

В 1689 совершеннолетний царевич Петр отстранил от государственных дел свою сестру и закончил период "троевластия". Софью сослали в монастырь и повелели находиться там до скончания дней.

Но царевна не могла отказаться от идеи вернуть себе власть. Несколько раз она пыталась поднять бунты и восстания с помощью верных ей стрельцов. Каждый раз Петр, не испытывавший к ним симпатии и доверия, твердой рукой пресекал все попытки бунта. Зачинщиков показательно казнили на площади.

В итоге возле монастыря была поставлена царская охрана, не допускающая к царевне посетителей. Царевна Софья умерла в возрасте пятидесяти лет, так и не смирившись со своей участью отставной правительницы России.

Царевна Софья

Софья Алексеевна Романова (рожд. 17 (27) сентября 1657 г. — смерть 3 (14) июля 1704 г.) — царевна, правительница-регентша Российского царства. Дочь и его первой жены - Марии Ильиничны Милославской.

Ранние годы. Характер

Все чаще придворные и многочисленные няньки замечали непокладистый и дерзкий характер Софьи. Когда же о тяжелом нраве 7-и летней царевны донесли государю, тот не только не рассердился, но и велел заняться серьезным воспитанием дочери, наняв для этого самых лучших наставников и учителей. Так, к 10-ти годам девочка смогла освоить грамоту, чтение, науку, историю и иностранные языки.

Слухи о необыкновенной царевне распространялись за пределами дворца, а царь гордился дочерью и даже, вопреки всему, начал брать ее в свои поездки по стране. Перед умом и мудростью юной принцессы преклонялись приближенные, о ее эрудированности и проницательности рассказывали небывалые легенды, а мужчины, казалось, даже перестали придавать значение тому, что молодая девушка не могла похвастаться правильными чертами лица и статной фигурой. Наоборот, она была немного полноватой, с резкими, угловатыми движениями и крепким, далеко не женским телосложением. Вместе с тем в мужчинах Софья вызывала искреннее любопытство и симпатию, но ее сердце молчало.

Предыстория прихода к власти

Воспитателем ее был Симеон Полоцкий. Софья никогда не была замужем и не имела детей. Единственной ее страстью было желание властвовать. После смерти на царство был избран (1682 год). В результате чего возвышался род Нарышкиных, родственники и приверженцы матери Петра I Натальи Кирилловны. Род Милославских, родственников первой супруги царя Алексея Михайловича, во главе которого была царевна Софья Алексеевна, воспользовался происходившими тогда волнениями стрельцов, чтобы истребить главных представителей рода Нарышкиных и парализовать влияние на государственные дела Натальи Кирилловны. В результате чего стало провозглашение 23 мая 1682 года двух царей, Иоанна и Петра Алексеевичей, которые должны были править совместно, при этом Иоанн оставался первым царем, а Петр - вторым.

1) Царь Алексей Михайлович (1629-1676); 2) Царица Мария Милославская (Ю. Рябцев)

Регентство

29 мая, по требованию стрельцов, за малолетством обоих царевичей, правительницей государства провозгласили царевну Софью. С этого времени и до 1687 года она сделалась по сути правительницей государства. Попытались даже провозгласить ее царицей, но она не нашла сочувствия среди стрельцов.

Усмирение бунтов

Первым делом Софья усмирила волнение, поднятое раскольниками, которые, под предводительством Никиты Пустосвята, начали добиваться восстановления «старого благочестия». По велению Софьи, главных предводителей раскольников схватили; Никиту Пустосвята казнили. Против раскольников приняли суровые меры: их начали преследовать, били кнутом, а наиболее упорных предавали сожжению.

Софья продолжила борьбу с «расколом» и на законодательном уровне, приняв в 1685 году знаменитые «12 статей», на основании которых были казнены тысячи раскольников.

После раскольников были усмирены стрельцы. Начальник стрелецкого приказа, князь Хованский, пользовавшийся большой популярностью среди стрельцов и показывавший на каждом шагу свое высокомерие не только по отношению к боярам, но и к Софье, был схвачен и казнен. Стрельцы смирились. Начальником стрелецкого приказа был назначен думный дьяк Шакловитый.

Царица Наталья Кирилловна показывает взбунтовавшимся стрельцам живого и здорового царевича Ивана

Внешняя, внутренняя политика

Софья Алексеевна заключила с Польшей выгодный для России «Вечный мир» и Нерчинский договор с Китаем. Россия получила навсегда Киев, Смоленск, но за это Россия взяла на себя обязательство начать войну с Крымским ханством, потому как крымские татары подвергали опустошению Речь Посполитую (Польшу). Польша окончательно отказалась от левобережной Малороссии.

1687 год — князь В. В. Голицын повел русское войско в поход на Крым. Армия дошла до притока Днепра, тем временем татары подожгли степь, и русским ничего не оставалось как повернуть назад.

1689 год — Голицын отправился во второй поход на Крым. Русское войско дошло до Перекопа. Однако взять его не смогли и бесславно вернулись. Эти неудачи нанесли сильный удар по престижу правительницы Софьи. Многие приверженцы царевны потеряли веру в нее.

1687 год — в Москве была открыта Славяно-греко-латинская академия – это первое светское высшее учебное заведение в России. 1755 год — она была преобразована в Императорский Московский университет.

Арест царевны Софьи (К. Вещилов)

Потеря власти

1689 год, август — в Москве произошел переворот. К власти пришел Петр, а царевна Софья была заключена в Новодевичий монастырь; оттуда она не переставала различными возможными путями поддерживать связь со стрельцами, которые были недовольны своей службой. Жизнь Софьи в монастыре вначале была спокойной и даже счастливой. При ней жили кормилица и горничные. С царской кухни ей присылали хорошую пищу и разные лакомства. К Софье допускали посетителей в любое время, она имела возможность по желанию прогуливаться по всей территории монастыря. Только у ворот стоял караул из верных Петру солдат.

1698 год — когда Петр находился заграницей стрельцы подняли восстание, с целью, поручить правление снова царевне Софье. закончился неудачей, главари были казнены. Петр вернулся из-за границы. Казни возобновились.

Царевна Софья через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов (И. Репин)

Монашеский постриг

После личного допроса Петра, Софья Алексеевна была насильно пострижена в монашество под именем Сусанны. За ней установили строгий надзор. Более тысячи стрельцов казнили, 195 из них царь велел повесить перед окнами сестры в Новодевичьем монастыре. Тела казненных, для острастки, провисели всю зиму.

Сестра Софьи, Марфа, была пострижена под именем Маргариты и была отослана в Александровскую слободу, в Успенский монастырь. Софья оставалась в Новодевичьем монастыре. Сестрам запрещалось видеться с ней кроме Пасхи и храмового праздника в Новодевичьем монастыре. Еще на протяжении пяти лет длилось ее заточение в монастыре под неусыпным надзором стражников. Умерла царица Софья в 1704 году. Была похоронена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве.

СОФЬЯ АЛЕКСЕЕВНА Романова (1657-1704) - правительница России с 29 мая 1682 по 7 сентября 1689 с титулом «Великая государыня, благоверная царица и великая княжна», старшая дочь царя Алексея Михайловича от первого брака с царицей Марией Ильиничной, урожденной Милославской.

Встреча Алексея Михайловича и Марии Милославской

Алексей Михайлович Романов (Тишайший)

Мария Ильинична Милославская

Порой случается, что сильным, оригинальным личностям не ве-зет со временем или обстоятельствами рождения. Царевна Софья могла бы стать великой правительницей, могла бы прославиться на весь мир, подобно Екатерине II, но судьба сыграла с ней злую шут-ку — она опоздала появиться на свет, а история уже начинала благо-волить ее противникам и стремительно вела к власти великого рефор-матора — Петра I. Софья оказалась обреченной.

С самого детства ее судьба, казалось, дразнила, манила иллюзи-ями, подталкивала к решительным поступкам и в конечном счете обманывала. Софья рано лишилась матери. Среди своих восьми сестер и четырех братьев она оказалась самой смышленой, а главное — самой здоровой. К несчастью, царица Мария Ильинична была плодовита, но дети, особенно мальчики, рождались болезненными — и умом сла-бые, и боязливые, и хилые. Но отец Алексей Михайлович без радости замечал, как резво опережает в развитии маленькая Софья будущего царя. И почему Бог не дал ума наследнику? Кому же передавать трон?

Софья Алексеевна родилась 17 сентября 1657 в Москве. Получила хорошее домашнее образование, знала латынь, свободно говорила по-польски, писала стихи, много читала, обладала красивым почерком. Ее учителями были Симеон Полоцкий , Карион Истомин, Сильвестр Медведев , которые с детства привили ей уважение к византийской царевне Пульхерии (396-453), добившейся власти при больном брате Феодосии II.

Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович (Симеон Полоцкий)

Старавшаяся на людях казаться богобоязненной и смиренной, Софья в действительности с юности стремилась к полноте власти. Хорошее образование и природная цепкость ума помогли ей завоевать доверие отца, царя Алексея Михайловича.

Софья Алексеевна Романова

Потеряв в 14 лет мать (1671), она болезненно пережила скорую вторую женитьбу отца на Наталье Кирилловне Нарышкиной и рождение сводного брата Петра (будущего царя Петра I).

После смерти отца (1676) начала интересоваться государственными делами: страной в 1676-1682 правил ее родной брат, царь Федор Алексеевич , на которого она имела сильное влияние. Болезненный, увлекавшийся стихосложением и церковной музыкой, бывший на четыре года младше своей 19-летней сестры, Федор был несамостоятелен в своих действиях.

Фёдор Алексеевич Романов

Поэтому вначале страной попыталась распоряжаться овдовевшая царица Нарышкина, но родственникам и сочувствующим Федора и Софьи удалось умерить на время ее активность, направив ее вместе с сыном Петром в «добровольную ссылку» в подмосковное село Преображенское.

Скоропостижную смерть Федора 27 апреля 1682 Софья восприняла как знак и сигнал к активным действиям. Попытка патриарха Иоакима провозгласить царем 10-летнего сводного брата Софьи, царевича Петра, и отстранить от престола 16-летнего Ивана V Алексеевича , последнего мужского представителя рода Романовых от брака с М.И.Милославской, была оспорена Софьей и ее единомышленниками.

Иван V Алексеевич

Воспользовавшись восстанием стрельцов 15-17 мая 1682, поднявших бунт против обременительных налогов, Софья сумела добиться провозглашения наследниками престола сразу двоих братьев - Ивана V и Петра (26 мая 1682) при «первенстве» Ивана.

Это дало Софье основание быть «выкрикнутой» регентшей 29 мая 1682 - «чтоб правительство ради юных лет обоих государей вручить сестре их». Царей короновали спустя месяц, 25 июня 1682.

Фактически узурпировав верховною власть, Софья стала во главе страны. Ведущую роль в ее правительстве играли опытные царедворцы, близкие Милославским - Ф.Л. Шакловитый и особенно кн. В.В. Голицын - умный, европейски образованный и обходительный красавец, на 40-м году жизни опытный в обращении с женщинами. Статус женатого человека (он женился в 1685 повторным браком на боярыне Е.И. Стрешневой, ровеснице Софьи), не помешал ему стать фаворитом 24-летней царевны.

Василий Васильевич Голицын

Однако на пути задуманных этим правительством реформ оказались приверженцы «старой веры» (старообрядцы), которых было немало и среди возведших Софью на вершины власти стрельцов. Им покровительствовал князь Иван Хованский, ставший в июне 1682 главой Судного приказа и имевший обманчивые надежды на политическую карьеру.

Иван Андреевич Хованский Тараруй

Старообрядцы хотели добиться равноправия в вопросах вероучения, настаивали на открытии «прений по вере», на которые образованная и уверенная в своем интеллектуальном превосходстве Софья дала согласие. Прения открылись 5 июля 1682 в кремлевских палатах в присутствии Софьи, патриарха Иоакима и ряда священнослужителей высокого ранга.

Главным оппонентом официальной церкви в лице патриарха Иоакима и Софьи выступал «расколоучитель» Никита Пустосвят, потерпевший при этом позорное поражение.

Регентша сразу проявила решительность: она распорядилась казнить Пустосвята и его сторонников (некоторые из них были биты кнутами, самых упорных предали сожжению). Затем она принялась за Хованского, который своим властолюбием, высокомерием и напрасными надеждами на трон для себя или своего сына оттолкнул от себя не только «партию Милославских», но и всю аристократическую верхушку. Поскольку среди возглавленных им стрельцов поползли слухи о недопустимости женщин на русском престоле («Давно пора в монастырь!», «Довольно мутить в государстве!») Софья вместе с приближенными выехала из Москвы в деревню Воздвиженское рядом с Троице-Сергиевым монастырем. Слухи о намерении Хованского истребить царскую семью заставили ее спасать царевичей: 20 августа 1682 Иван V и Петр были вывезены в Коломенское, а затем в Саввино-Сторожевский монастырь под Звенигородом. По согласованию с боярством, Хованский был вызван вместе с сыном в Воздвиженское. Подчинившись, он приехал, не зная, что уже обречен. 5 (17) сентября 1682 казнью Хованского с сыном был положен конец «хованщине».

Однако положение в столице стабилизировалось лишь к ноябрю. Софья со своим двором вернулась в Москву и окончательно взяла власть в свои руки. Во главе Стрелецкого приказа она поставила Шакловитого, чтобы исключить возможность бунтов. Стрельцам были сделаны небольшие уступки, касающиеся повседневного быта (запрещение разлучать мужа и жену при отдаче в отработку долга, отмена долгов со вдов и сирот, замена смертной казни за «возмутительные слова» ссылкой и наказанием кнутом).

Укрепив свое положение, Софья при поддержке Голицына занялась внешнеполитическими вопросами, регулярно присутствуя на заседаниях Боярской Думы. В мае 1684 в Москву прибыли итальянские послы. Побеседовав с ними, Софья - неожиданно для многих приверженцев старины и истинной веры - «даровала свободу» вероисповедания для проживавших в Москве иезуитов, вызвав тем самым недовольство патриарха. Однако гибкого подхода к иностранцам-католикам требовали интересы внешней политики: направляемая своим учителем, «прозападником» С. Полоцким и при поддержке Голицына, Софья распорядилась подготовить подтверждение заключенному ранее Кардисскому миру со Швецией, а 10 августа 1684 заключила аналогичный мир с Данией. Считая главной задачей России борьбу с Турцией и Крымским ханством, в феврале-апреле 1686 Софья направила Голицына отстаивать интересы страны в переговорах с Польшей. Они завершились подписанием 6 (16) мая 1686 «Вечного мира» с нею, закрепившего за Россией Левобережную Украину, Киев и Смоленск. Этот мир, даровавший свободу православного вероисповедания в Польше, обуславливал все уступки вступлением России в войну с Турцией, угрожавшей южным польским землям.

Связанное обязательством начать войну в 1687, правительство Софьи издало указ о начале Крымской кампании. В феврале 1687 войска под командованием Голицына (был назначен фельдмаршалом) отправились в Крым, но поход против союзника Турции, Крымского ханства, оказался неудачным. В июне 1687 русские войска повернули назад.

Неудачи военного похода компенсировались успехами культурно-идеологического плана: в сентябре 1687 в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия - первое высшее учебное заведение в России, что придало Софье статус образованной и просвещенной правительницы. Царский двор стал превращаться в средоточие научной и культурной жизни Москвы. Оживилось строительство, обновлялись кремлевские стены, началось возведение Большого каменного моста у Кремля через Москву-реку.

В феврале 1689 Софья вновь отдала распоряжение начать поход против крымцев, который также оказался бесславным.

Несмотря на очередную неудачу, любимец Софьи Голицын был пожалован за него «выше всех заслуг» - золоченым кубком, кафтаном на соболях, вотчиной и денежным подарком в 300 рублей золотом.

И все же неудача Крымских походов стала началом его падения, а вместе с ним и всего правительства Софьи. Дальновидный Шакловитый советовал регентше немедленно предпринять радикальные меры (прежде всего убить Петра), но Софья на них не решилась.

Петр, которому 30 мая 1689 исполнилось 17 лет, отказался признать поход Голицына удачным. Он обвинил его в «нерадении» во время Крымских походов и осудил за подачу докладов одной Софье, минуя царей-соправителей. Этот факт стал началом открытого противостояния Петра и Софьи.

В августе 1689 Голицын, ощущая приближение скорой развязки, спрятался в своем подмосковном имении и тем самым предал Софью. Она пыталась собрать силы стрелецкого войска, в то время как Петр вместе с Нарышкиными укрылся под защитой Троице-Сергиевой лавры. На его сторону перешел присланный Софьей патриарх Иоаким (который не простил ей допущения иезуитов в столицу), следом стрельцы выдали Петру Шакловитого (он вскоре был казнен).

16 сентября попытался покаяться и заявить о своей лояльности сводному брату Софьи и бывший ее «сердечный друг» Голицын, но не был принят Петром. На следующий день, 7 сентября 1689, правительство Софьи пало, ее имя исключили из царского титула, а сама она была направлена в Новодевичий монастырь в Москве - правда, без пострижения в монахини. Грозной в гневе и готовой к сопротивлению изобразил ее два века спустя И.Е. Репин (Царевна Софья в Новодевичьем монастыре, 1879): на картине им изображена седовласая старуха, хотя ей было в то время всего 32 года.

Любимца Софьи Голицына Петр сослал с семьей в Архангельский край, где тот и умер в 1714. Но и в его отсутствие царевна не собиралась сдаваться. Она искала сторонников и находила их. Однако попытки организовать реальное сопротивление Петру I проваливались: доносы и слежка за нею в монастыре исключали успех. В 1691 среди казненных сторонников Софьи оказался последний ученик С. Полоцкого - Сильвестр Медведев. В марте 1697 провалился еще один стрелецкий заговор в ее пользу - под предводительством Ивана Цыклера. В январе 1698, воспользовавшись отсутствием в столице Петра, уехавшего в Европу в составе Великого посольства, Софья (которой на тот момент исполнился 41 год) вновь попыталась вернуться на трон. Использовав недовольством стрельцов, жаловавшихся на обременительность Азовских походов Петра в 1695-1696, а также на условия службы в приграничных городах, она призвала их к неподчинению начальникам и пообещала освободить от всех тягот в случае возведения ее на престол.

Петр получил известие о заговоре, находясь в Западной Европе. Срочно вернувшись в Москву, он направил против стрельцов войско во главе с П.И. Гордоном, которое и разбило заговорщиков под Новоиерусалимским монастырем 18 июня 1698.

Патрик Леопольд Гордон оф Охлухрис

Последний всплеск стрелецких волнений Россия пережила вес-ной 1698 года. Софья ждала этих выступлений и, хотя не принимала активного участия, надеялась, что ненавистный Петр не сможет удер-жаться у власти, что разочарованные и просветленные соотечествен-ники падут у ее ног, призывая на трон. Однако и последнее восстание закончилось кровавыми расправами. А Софья не была забыта: перед ее кельями царь повелел повесить 195 человек, из которых трем, висевшим перед самими ее окнами, вложены были в руки показания о письмах, которые писала царица, подстрекая к бунту. И долго, целых пять месяцев, имела возможность царица любоваться на истле-вающие человеческие тела и вдыхать едкий трупный запах

21 октября 1698 Софья была насильно пострижена в монахини под именем Сусанны. Умерла в заточении 3 июля 1704, приняв перед смертью схиму под именем Софии. Погребена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.

Новодевичий монастырь в Москве

Софья Алексеевна Романова в Новодевичьем монастыре

Никогда не бывшая замужем, не имевшая детей, она осталась в воспоминаниях современников личностью «великого ума и самых нежных проницательств, больше[го] мужска[го] ума исполненная дева». По словам Вольтера (1694-1778), она «имела много ума, сочиняла стихи, писала и говорила хорошо, с прекрасной наружностью соединяла множество талантов, но все они были омрачены громадным ее честолюбием». Реальных портретов Софьи не сохранилось, за исключением гравюры, созданной по указу Шакловитого. На ней Софья изображена в царском облачении, со скипетром и державой в руках.

Оценки личности Софьи сильно разнятся. Петр I и его почитатели считают ее ретроградкой, хотя государственные способности сводной сестры Петра были отмечены уже в историографии 18 - начала 20 в. - Г.Ф.Миллером,Н.М.Карамзиным , Н.А.Полевым , Н.В.Устрялов и И.Е.Забелин видели в ней воплощение византийского идеала самодержицы, С.М.Соловьев считал ее «богатырь-царевной», освободившей внутренней свободой своей личности всех русских женщин от теремного затворничества, трагически не нашедшей поддержки в обществе. К такой оценке склонялись и другие историки (Н.А.Аристов, Е.Ф.Шмурло, часть советских ученых). Зарубежные исследователи считают ее «самой решительной и способной женщиной, когда-либо правившей в России» (С.В.О"Брайн, Б.Линкольн, Л.Хьюз и др.).

Наталья Пушкарева