Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Вы задумывались над тем, почему кошка не намокает во время дождя и легко пролезает в узкие проходы, быстро двигается в траве, густом кустарнике? (2)Дело в том, что природа позаботилась, чтобы при беге и прыжках это животное испытывало наименьшее сопротивление воздуха. (3) _____ волоски, образующие «мех» кошки, расположены по правилам оптимального обтекания: укладываются назад и друг на друга, образуя гладкую поверхность.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. При беге и прыжках кошка испытывает наименьшее сопротивление воздуха.

2. Кошка - очень подвижное животное, которое может легко пролезать в узкие проходы, быстро двигаться в траве, густом кустарнике.

3. Волоски на теле кошки расположены по правилам оптимального обтекания, что позволяет животному быстро двигаться и не намокать под дождём.

4. Искусственным путём была выведена порода кошек, шерсть которых не намокает во время дождя.

5. Волоски на теле кошки, расположенные по правилам оптимального обтекания, позволяют животному быстро двигаться, не намокая.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

2. Вопреки этому

3. Именно поэтому

4. Несмотря на это,

5. Во-первых,

3

Прочитайте словарную статью, в которой приводятся значения слова ПРИРОДА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

ПРИРОДА, -ы, ж.

1. Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Мёртвая п. (неорганический мир: не растения, не животные). Живая п.(органический мир).

2. Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы.

3. Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства). Любоваться природой. На лоне природы. Выезжать на природу(прост.).

4. перен., чего.Основное свойство, сущность (книжн.). 77. социальных отношений. Вирусная п. заболевания. По природе - по характеру, по натуре. По природе он добр.

5. От природы - от рождения, от начала существования. Он уж от природы такой странный.В природе вещей (книжн.) - о чём-н. обычном: так и бывает.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

углубИть

прорвалА

позвонИм

5

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

КРАСИВЫЕ всего

две СЕДЬМЫХ

около ПЯТИСОТ страниц

много ВИШЕН

ПОСАДИ дерево

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Расположившись на земляной насыпи, зрителям был виден весь стадион. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) Большинство книг, рассказывающим о жизни рептилий, издано в нашей стране. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Среди научных трудов Ф.И. Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка». 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Все, кто знал великого писателя, отмечает его скромность и принципиальность. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) На предсказания метеорологов как ориентируются городская хозяйственная, так и медицинская службы. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пол..гаться

оз..боченный

уд..стоен

зак..зать

р..сточек

9

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..клонный, пр..винтить

бе..кровно, и..черпав

под..тожить, меж..нститутский

не..хватный, р..зместить

пр..градить, пр..смотреться

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

слыш..мый

эмал..вый

несговорч..вый

удоста..вавший

улыбч..вый

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И?

заброш..нный

потревож..нный

независ..мый

подмеч..нный

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Наш спутник оказался молчаливым, далеко (НЕ)РАЗГОВОРЧИВЫМ человеком.

2. Птиц гонит на юг (НЕ)НАСТУПАЮЩИЙ холод, а отсутствие корма.

3. Домашним животным (НЕ)ЧЕГО было опасаться людей.

4. Трухлявая сосна (НЕ)УДЕРЖАЛАСЬ под напором ветра и рухнула.

5. Представленный на обсуждение вопрос (НЕ)РАЗРАБОТАН в должной мере.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. Братья остались (НА)ЕДИНЕ и (С)НАЧАЛА только посматривали друг на друга.

2. Николай (В)ТЕЧЕНИЕ всего спора молчал и только однажды В(ПОЛ)ГОЛОСА попросил Марину убрать самовар.

3. Даже в полусонном существовании Илья Ильич не мог, по его словам, равнодушно вспоминать ту самую женскую арию из оперы Беллини, которая КАК(БЫ) слилась с обликом Ольги Ильинской, а ТАК(ЖЕ) и с драматическим итогом любви Обломова к ней.

4. Продавец ТАК(ЖЕ) несёт ответственность перед покупателем за повреждение или поломку груза (В)СЛЕДСТВИЕ ненадлежащей упаковки, как и покупатель перед продавцом за своевременную оплату товара.

5. Роль гуманитарных наук велика (ПО)ТОМУ, что именно СЛОВО(ТО) и может объединить людей культуры.

14

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

На картине изображе(1)а весёлая деревенская свадьба, пёстрая масса людей удачно вписа(2)а в пейзаж - широкий, с прекрасно написа(3)ым высоким голубым небом.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. В роще невысокой липа да орешник разрослись широко.

2. Его любили не столько за возвышенный ум сколько за какую-то трогательную наивность и способность всему удивляться.

3. Травы и цветы горячо и сладко пахли на припёке.

4. Речной жемчуг беловатого или жёлтого цвета встречается в озёрах с чистой водой.

5. Как раннее так и позднее творчество М. Цветаевой вызывает огромный интерес.

16

Леонид Леонов (1) являясь классиком русской литературы XX века (2) был неутомимым защитником русского леса (3) названного им (4) «зелёным другом».

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Июльский вечер был замечательный, он (1) словно (2) набросил тонкую полупрозрачную ткань на всё. И краски дня (3) казалось (4) слегка поблёкли: облака медленно теряли отблески, речная гладь побледнела.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мышление обеспечивает способность человека (1) правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового рецепта.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Яркая зелень камыша перемешивалась на живописном лесном болоте с белыми облаками цветущего дягиля и кудрявого ивняка (1) и (2) когда идёшь краем леса (3) то невольно хватаешься за длинные ветки болотных кустарников (4) которые протянулись к тропинке.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)С течением времени начинаю понимать, что до человека порой может достучаться только совесть - внутренний его голос, он куда действенней, чем бесконечные призывы, требования учителей, воспитателей, даже родителей.

(2)Поступок, совершённый целиком по совести, - это свободный поступок.

(3)Я спрашиваю себя: а зачем человеку навязали эту самую совесть, ведь никто не мешает отмахнуться от неё, какой от неё прок, если она не приносит никаких выгод, если не даёт человеку преимуществ ни карьерных, ни материальных?

(4)Благодаря чему она существует, совесть, которая грызёт и мучает, от которой порой не отвяжешься, не отступишься? (5)Откуда она взялась? (6)На самом деле в течение жизни мы убеждаемся, что она исходит из глубины души и не бывает ложной. (7)Она не ошибается.

(8)Поступок по совести не обесценивается, не приводит к разочарованию.

(9)Когда я говорю «поступок по совести», мне приходит на память удивительный пример, впечатливший меня надолго.

(10)28 июля 1958 года умер Михаил Михайлович Зощенко. (11)На «Литераторских мостках» партийное начальство хоронить его не разрешило, видимо, высокие начальники посчитали, что недостоин. (12)Им всегда виднее.

(13)И рядом не разрешили. (14)Наконец указали (!) похоронить его в Сестрорецке, где он иногда жил на даче.

(15)Гражданскую панихиду проводили в Доме писателя. (16)Вести её поручили Александру Прокофьеву, первому секретарю Союза писателей. (17)Обязали вести кратко, не допуская никакой политики, строго придерживаясь регламента, не позволять никаких выпадов, нагнали много милиции и работников Большого дома. (18)Все желающие в Дом попасть не могли, люди заполонили лестницу, ведущую к залу. (19) Большая толпа осталась на улице. (20)Радиофицировать не разрешили. (21)Слово дали Виссариону Саянову, Михаилу Слонимскому, его другу времён «Серапионовых братьев».

(22)Церемония заканчивалась, когда вдруг, растолкав всех, прорвался к гробу Леонид Борисов. (23)Это был уже пожилой писатель, автор известной книги об Александре Грине «Волшебник из Гель-Гью», человек, который никогда не выступал ни на каких собраниях, можно считать, вполне благонамеренный.

(24)Наверное, поэтому Александр Прокофьев не стал останавливать его, тем более что панихида проходила благополучно, никто ни слова не говорил о травле Зощенко, о постановлении ЦК, словно никакой трагедии не было в его жизни, была благополучная жизнь автора популярных рассказов.

(25)«Миша, дорогой, - закричал Борисов, - прости нас, дураков, мы тебя не защитили, отдали тебя убийцам, виноваты мы, виноваты!»

(27)Александр Прокофьев не посмел нарушить ритуал. (28)Рыдая, Леонид Борисов отошёл.

Источник задания: Решение 4440. ЕГЭ 2017. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов.

Задание 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Часть комнаты было решено ОТГОРОДИТЬ шифоньером.

ПРОДУКТОВЫЙ склад был хорошо оборудован.

В связи с ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ необходимостью главный инженер отдела был переведён в цех.

Василий начинал прикладывать усилия, только когда понимал, что его деятельность принесёт ПРАКТИЧНУЮ пользу.

Школьники приобрели АБОНЕМЕНТЫ в музей на цикл лекций о русской живописи.

Решение.

Определим лексическое значение (смысл) выделенных слов.

Часть комнаты было решено ОТГОРОДИТЬ (отделить загородкой, забором, обособить) шифоньером.

ПРОДУКТОВЫЙ (связанный с продажей, хранением, переработкой, перевозкой продуктов; продовольственный) склад был хорошо оборудован.

В связи с ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (относящийся к производству или предназначенный для производства) необходимостью главный инженер отдела был переведён в цех.

Школьники приобрели АБОНЕМЕНТЫ (право пользования чем-либо, а также документ, подтверждающий это право) в музей на цикл лекций о русской живописи.

Найдём слово, которое употреблено неверно.

Василий начинал прикладывать усилия, только когда понимал, что его деятельность принесёт ПРАКТИЧНУЮ (разбирающийся в практических делах, успешный в практической стороне жизни, выгодный, удобный) пользу.

Вспомним слово-пароним к этому слову.

Практический - 1) относящийся к практике, 2) занимающийся каким-либо делом непосредственно, лично, 3) являющийся применением знаний и умений на практике.

Примеры употребления: практическая деятельность, практическое применение, практическое значение; практическое руководство, практический центр; практические занятия, практические знания и умения, практические приёмы.

Проверка. Вспомните слова-паронимы ко всем выделенным словам в задании. При подстановке этих паронимов предложения утратили смысл? Если да, то ответ верный.

Часть комнаты было решено ОГОРОДИТЬ (обнести изгородью, оградой) шифоньером.

ПРОДУКТИВНЫЙ (приносящий результаты, создающий ценности; производительный, плодотворный; такой, который даёт продукцию (о сельскохозяйственных животных); (лингвистический термин) активный в настоящее время) склад был хорошо оборудован.

В связи с ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОЙ (производящий, создающий, продуктивный) необходимостью главный инженер отдела был переведён в цех.

Школьники приобрели АБОНЕНТЫ (подписчик, владелец абонемента, пользователь услугами) в музей на цикл лекций о русской живописи.

Во всех предложениях смысл потерялся.

В ответ записываем подобранное слово заглавными буквами.

Ответ: ПРАКТИЧЕСКУЮ

Вариант 21. Задания по ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов

Прочитайте текст и выполните задания 1 -3

(1)В теле большинства беспозвоночных и всех позвоночных животных и человека есть мышцы, которые играют основную роль в осуществлении двигательных актов. (2)Функциональные свойства различных мышц неодинаковы. (3) гладкие мышцы отличаются от поперечнополосатых меньшей скоростью протекания процессов возбуждения, более замедленным сокращением.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Принцип действия электрической лампы с нитью накаливания, электрических нагревателей, электрочайников, утюгов основан на способности электрического тока вызывать нагрев проводника, по которому он течёт, и об этом знают даже самые нерадивые школьники.

2) Существуют материалы, при прохождении через которые электрический ток приобретает высокую плотность, не охлаждая при этом сам проводник.

3) Школьники знают, что удивительные материалы - сверхпроводники - не имеют электрического сопротивления при их охлаждении до весьма низких температур.

4) В природе существуют материалы, которые не имеют при охлаждении электрического сопротивления и, таким образом, не нагреваются даже при огромных значениях плотности протекающего по ним электрического тока, - сверхпроводники.

5) Сверхпроводники - это материалы, не имеющие электрического сопротивления даже при сильном охлаждении, поэтому плотность электрического тока, протекающего по такому материалу, может достигать гигантских значений, но сверхпроводник при этом не нагреется.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Например,

Вследствие этого

К сожалению,

В соответствии с этим

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МАТЕРИАЛ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МАТЕРИАЛ, -а, м.

1) Предметы, вещества, идущие на изготовление чего-н. Строительный м.

2) Источник, сведения, служащие основой для чего-н. М. для биографии писателя. М. для наблюдений.

3) Собрание документов по какому-нибудь вопросу. Папка для служебных материалов. Материалы следствия.

4) Тканьёвое, трикотажное или синтетическое изделие, предназначенное для шитья. Шерстяной м. Нетканые материалы. М. на платье,

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

цемЕнт облЕгчить определЁнный занятА отозвалАсь

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Часть комнаты было решено ОТГОРОДИТЬ шифоньером.

ПРОДУКТОВЫЙ склад был хорошо оборудован.

В связи с ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ необходимостью главный инженер отдела был переведён в цех.

Василий начинал прикладывать усилия, только когда понимал, что его деятельность принесёт ПРАКТИЧНУЮ пользу.

Школьники приобрели АБОНЕМЕНТЫ в музей на цикл лекций о русской живописи.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

КРАСИВШЕ других

две СЕДЬМЫХ

около ПЯТИСОТ страниц

много ВИШЕН

ПОСАДИ дерево

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) ошибка в построении сложного предложения

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Сначала я подумал, что это один из кредиторов, но вскоре понял: передо мной не столько опасность, как неприятная обязанность вести долгие разговоры.

2) Те, кто помогал писателю в трудные годы, навсегда останется в его памяти.

3) С одной стороны к форуму примыкало здание государственного архива, которое стояло на сводчатых подземных этажах.

4) Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающим туристов со всего света, связано с вулканами.

5) Наверное, каждого, кто интересуется историей, волнует непростой вопрос, что неужели можно забыть о событиях, сформировавших нас как народ.

6) Одной из острых экологических проблем является изменение климата на Земле, происходящее в результате так называемого парникового эффекта.

7) Астров, герой чеховской пьесы «Дядя Ваня», говорит, что «в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

8) Сюжет поэмы «Мёртвых душ» был подсказан Н. В. Гоголю А. С. Пушкиным.

9) В сатирическом журнале «Живописец», который Н. И. Новиков стал издавать в 1772 году, осуждались не только пороки частных лиц, но и недостатки управления государством.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

оз..боченный

уд..стоен

зак..зать

р..сточек

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..клонный, пр..сел

не..хватный, р..звёл

бе..кровно, и..черпав

пр..градив, пр..смотр

под..тожил, по..скал

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

перекра..вая

удоста..вавший

эмал..вый

улыбч..вый

несговорч..вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

неиссяка..мый

выбер..шь (тему)

подмеч..нный

независ..мый

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Наш спутник оказался молчаливым, далеко (НЕ)РАЗГОВОРЧИВЫМ человеком.

Птиц гонит на юг (НЕ)НАСТУПАЮЩИЙ холод, а отсутствие корма.

Домашним животным (НЕ)ЧЕГО было опасаться людей.

Трухлявая сосна (НЕ)УДЕРЖАЛАСЬ под напором ветра и рухнула.

Представленный на обсуждение вопрос (НЕ)РАЗРАБОТАН в должной мере.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Братья остались (НА)ЕДИНЕ и (С)НАЧАЛА только посматривали друг на друга.

Николай (ВО)ВРЕМЯ спора молчал и только однажды В(ПОЛ)ГОЛОСА попросил Марину убрать самовар.

Даже в полусонном существовании Илья Ильич не мог, по его словам, равнодушно вспоминать ту самую женскую арию из оперы Беллини, которая КАК(БЫ) слилась с обликом Ольги Ильинской, а ТАК(ЖЕ) с драматическим итогом любви Обломова к ней.

Продавец ТАК(ЖЕ) несёт ответственность перед покупателем за повреждение или поломку груза (В)СЛЕДСТВИЕ ненадлежащей упаковки, как и покупатель перед продавцом за своевременную оплату товара.

В (ТО)ЖЕ время роль гуманитарных наук велика (ПО)ТОМУ, что именно слово может объединить людей.

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

На картине изображе(1)а весёлая деревенская свадьба, пёстрая масса людей удачно вписа(2)а в пейзаж - широкий, с прекрасно изображё(3)ым высоким голубым небом.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В роще невысокой липа да орешник разрослись широко.

2) Его любили не столько за возвышенный ум сколько за какую-то трогательную наивность и способность всему удивляться.

3) Накануне всю ночь дул сильный ветер и наутро пригнал холодную морось и низкие облака.

4) Речной жемчуг беловатого или жёлтого цвета встречается в озёрах с чистой водой.

5) Вечереет и в густой синеве неба сверкают всполохи зарницы.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Леонид Леонов (1) являясь классиком русской литературы XX века (2) был неутомимым защитником русского леса (3) названного им (4) «зелёным другом».

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Июльский вечер был замечательный, он (1) словно (2) набросил тонкую полупрозрачную ткань на всё. И краски дня (3) казалось (4) слегка поблёкли: облака медленно теряли отблески, речная гладь побледнела.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять залятая(-ые).

Мышление обеспечивает способность человека (1) правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового рецепта.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Яркая зелень камыша перемешивалась на живописном лесном болоте с белыми облаками цветущего дягиля и кудрявого ивняка (1) и (2) когда идёшь краем леса (3) то невольно хватаешься за длинные ветки болотных кустарников (4) которые протянулись к тропинке.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В преклонном саду яснополянской усадьбы Л. Н. Толстого гости увидели не только привычные яблони, груши, вишни, но и несколько лимонных и апельсиновых деревьев.

Прочитайте текст и выполните задания 21 -26

(1)Кажется, я был в пятом классе, когда у нас появилось сразу несколько новых молодых учителей, только что вышедших из университета. (2)Одним из первых появился Владимир Васильевич ИгнатОвич - учитель химии. (3)Это был модой человек, только что с университетской скамьи, с чуть заметными усиками, маленького роста, с пухлыми розовыми щеками, в золотых очках. (4)Говорил он голосом, в котором звучали тонкие, как будто детские, нотки. (5)В классе несколько робел, и лицо его часто заливал застенчивый румянец. (6)Новый учитель обращался с нами вежливо, преподавал старательно, заданное спрашивал редко, к отметкам выказывал пренебрежение, уроки объяснял, как профессор, читающей лекцию.

(7)Первым результатом его системы было то, что класс почти перестал учиться. (8)Вторым - то, что ему порой начали слегка грубить. (9)Бедный юноша, приступивший к нам с идеальными ожиданиями, вынужден был расплачиваться за общую систему, которая вносила грубость и цинизм. (10)Впрочем, это было недолго. (11)Однажды, когда класс шумел и ИгнатОвич напрасно надрывал свой мягкий голосок, одному из нас показалось, будто он называл нас стадом баранов. (12)Другие учителя очень часто называли нас стадом баранов, а порой и хуже. (13)Но то были другие. (14)Они были привычно грубы, а мы привычно покорны. (15)Гнатович же сам приохотил нас к другому обращению.

(16)Один из учеников, Заруцкий, очень хороший, в сущности, малый, но легко поддававшийся настроениям, встал среди шумевшего класса.

-(17)Господин учитель, - сказал он громко, весь красный и дерзкий. - (18)Вы, кажется, сказали, что мы стадо баранов. (19)Позвольте вам ответить, что… в таком случае…

(20)Класс вдруг затих так, что можно было слышать пролетевшую муху.

-(21)Что в таком случае… Вы сами баран…

(22)Стеклянная колбочка, которую держал в руках ИгнатОвич, звякнула о реторту. (23)Он весь покраснел, лицо его как-то беспомощно дрогнул от обиды и гнева. (24)В первую минуту он растерялся, но затем ответил окрепшим голосом:

Я этого не говорил… (25)Вы ошиблись…

(26)Простой ответ озадачил. (27)В классе поднялся ропот, значение которого сразу разобрать было трудно, и в ту же минуту прозвенел звонок. (28)Учитель вышел; Заруцкого окружили. (29)Он стоял среди товарищей, упрямо потупившись и чувствуя, что настроение класса не за него. (30)Сказать дерзость учителю, вообще говоря, считалось подвигом, и если бы он так же прямо назвал бараном одного из «старых», то совет бы его исключил, а ученики проводили бы его горячим сочувствием. (31)Теперь настроение было недоуменно-тяжелое, неприятное…

- (32)Свинство, брат! - сказал кто-то.

-(33)Пусть жалуется в совет, - угрюмо ответил Заруцкий.

(34)Для него в этой жалобе был своего рода нравственный выход: это сразу поставило бы нового учителя в один ряд с учителями старыми и оправдало бы грубую выходку.

-(35)И пожалуется! - сказал кто-то.

-(36)Конечно! (37)Думаешь, спустит?

(38)Этот вопрос стал центом в разыгравшемся столкновении. (39)Прошло два дня, о жалобе ничего не было слышно. (40)Прошел день совета… (41)Признаков жалобы не было.

(42)На следующий урок химии ИгнатОвич явился несколько взволнованный; лицо его было серьезно, глаза чаще потуплялись, и голос срывался. (43)Видно было, что он старается овладеть положением и не вполне уверен, что это ему удастся. (44)Сквозь серьезность учителя проглядывала обида юноши, урок шел среди тягостного напряжения. (45)Минут через десять Заруцкий, с потемневши лицом, поднялся с места. (46)Казалось, что при этом на своих плечах он поднимает тяжесть, давление которой чувствовалось всем классом.

- (47)Господин учитель… - с усилием выговорил он среди общей тишины. (48)Веки у молодого учителя дрогнули под очками, лицо все покраснело. (49)Напряжение в классе достигло высшего предела.

-(50)Я… прошлый раз… - начал Заруцкий глухо. (51)Затем, с внезапной резкостью, он закончил:

Я извиняюсь.

(52)И сел с таким видом, точно сказал новую дерзость. (53)Лицо у ИгнатОвича посветлело, хотя краска залила его до самых ушей. (54)Он сказал просто и свободно:

Я говорил уже, господа, что баранами никого не называл.

(55)Инцидент был исчерпан. (56)В первый еще раз такое столкновение разрешилось таким образом. (57)«Новый» учитель выдержал испытание. (58)Мы были довольны им и - почти бессознательно - собою, потому что также в первый раз не воспользовались слабостью этого юноши, как воспользовались был слабостью кого-нибудь из «старых». (59)Самый эпизод скоро изгладился из памяти, но какая-то ниточка своеобразной симпатии, завязавшейся межд. новым учителем и классом, осталась.

В. Г. Короленко

21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Стремясь перекричать класс и понимая, что ему не удаётся это сделать, учитель химии оскорбил учеников.

2) Учитель химии Владимир Васильевич Игнатович получил университетское образование.

3) Одноклассники Заруцкого не одобрили его поступка по отношению к учителю химии.

4) Заруцкий принёс учителю свои извинения, потому что побоялся, что тот пожалуется в совет.

5) Разрешение конфликта привело к возникновению определённой симпатии во взаимоотношениях класса с учителем.

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 3-5 представлено описание.

2) В предложениях 12-15 представлено рассуждение.

3) Предложения 27-28 содержат повествование.

4) Предложение 38 содержит аргументированный ответ на вопрос, сформулированный в предложении 37.

5) В предложениях 39-41 содержится описание.

23. Из предложений 32-35 выпишите антонимы (антонимическую пару).

24. Среди предложений 1-6 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

25. «Создавая образ учителя химии Владимира Васильевича Игнатовича, автор использует синтаксическое средство - (А)___ (в предложениях 3, 6) и троп - (Б)___ ("как будто детские" в предложении 4, "как профессор, читающий лекцию" в предложении 6). Отношение одноклассников Заруцкого к его поступку и их оценку дальнейшего развития событий выражают лексическое средство - (В)___ ("свинство" в предложении 32, "спустит" в предложении 37), а также восклицательные предложения, использованные в такой форме речи, как (Г)___ (предложения 32-33, 35-37)».

Список терминов:

1) сравнение

3) ряды однородных членов предложения

4) анафора

5) обращение

6) разговорная лексика

7) олицетворение

8) противопоставление

26. Напишите сочинение.

Вариант 21

Номер задания

Ответ

Номер задания

Ответ

наединесначала

облегчить

практическую

красивее

134 или любая комбинация этих цифр

заказать

бескровноисчерпав

235 или любая комбинация этих цифр

эмалевый

123 или любая комбинация этих цифр

независимый

новогостарыми

Проблема

Проблема влияния учителя на учеников. (Какое влияние может оказать учитель на формирование характера учеников? Посредством чего осуществляется это влияние?)

Уважительное отношение со стороны учителя создаёт условия для формирования в характере учеников лучших качеств: способности к объективной оценке своего поведения по отношению к другим людям, способности к совершению честного поступка не под внешним давлением, а по велению собственной совести, потребности в самоуважении. Учитель может влиять на формирование характеров учеников самой своей личностью, свойственной ему манерой поведения, своей речью.

Вариант 21
Часть 1
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)О том, что электрический ток за счёт сопротивления вызывает нагрев проводника, по которому он течёт, знают даже самые нерадивые школьники, ведь на этом основан принцип действия электрической лампы с нитью накаливания, электрических нагревателей, электрочайников, утюгов. (2) в природе существуют удивительные материалы - сверхпроводники, которые не имеют электрического сопротивления при их охлаждении до весьма низких температур. (3)Отсутствие сопротивления приводит к тому, что плотность электрического тока, протекающего по таким материалам, может достигать гигантских значений, но сверхпроводник при этом нагреваться не будет.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Принцип действия электрической лампы с нитью накаливания, электрических нагревателей, электрочайников, утюгов основан на способности электрического тока вызывать нагрев проводника, по которому он течёт, и об этом знают даже самые нерадивые школьники.
2) Существуют материалы, при прохождении через которые электрический ток приобретает высокую плотность, не охлаждая при этом сам проводник.
3) Школьники знают, что удивительные материалы - сверхпроводники - не имеют электрического сопротивления при их охлаждении до весьма низких температур.
4) В природе существуют материалы, которые не имеют при охлаждении электрического сопротивления и, таким образом, не нагреваются даже при огромных значениях плотности протекающего по ним электрического тока, - сверхпроводники.
5) Сверхпроводники - это материалы, не имеющие электрического сопротивления даже при сильном охлаждении, поэтому плотность электрического тока, протекающего по такому материалу, может достигать гигантских значений, но сверхпроводник при этом не нагреется.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Однако
Например,
Вследствие этого
К сожалению,
В соответствии с этим
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МАТЕРИАЛ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
МАТЕРИАЛ, -а, м.
1)Предметы, вещества, идущие на изготовление чего-н. Строительный м.
2)Источник, сведения, служащие основой для чего-н. М. для биографии писателя.
М. для наблюдений.
3)Собрание документов по какому-нибудь вопросу. Папка для служебных материалов. Материалы следствия.
4)Тканьевое, трикотажное или синтетическое изделие, предназначенное для шитья.
Шерстяной м. Нетканые материалы. М. на платье.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
цемЕнт
облЕгчить
определЁнный
зАнят
отозвалАсь
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Часть комнаты было решено ОТГОРОДИТЬ шифоньером.·
ПРОДУКТОВЫЙ склад был хорошо оборудован.
В связи с ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ необходимостью главный инженер отдела был переведён в цех.
Василий начинал прикладывать усилия, только когда понимал, что его деятельность принесёт ПРАКТИЧНУЮ пользу.
Школьники приобрели АБОНЕМЕНТЫ в музей на цикл лекций о русской живописи.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
КРАСИВШЕ
много ВИШЕН
две СЕДЬМЫХ
ПОСАДИ дерево
около ПЯТИСОТ страниц
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1)На предсказания метеорологов не только ориентируются городская хозяйственная, так и медицинская службы.

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

2)Те, кто не раз помогали писателю в трудные годы, навсегда останутся в его памяти как самые светлые и добрые люди.

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3)С одной стороны к форуму примыкало здание государственного архива, которое стояло на сводчатых подземных этажах.

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
4)Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающим туристов со всего света, связано с вулканами.

Д) ошибка в построении сложноподчинённого предложения

5)Мне хотелось бы заметить о том, что мудрость понимается по-разному.

6)Одной из острых глобальных экологических проблем является изменение климата на Земле, которое происходит в результате так называемого парникового эффекта.

7)Белые кувшинки дремали и едва покачивались на убаюкивающей зыби огромного озера.

8)Сюжет поэмы «Мёртвых душ» был подсказан Н. Гоголю А. Пушкиным.

9)По окончании института наши выпускники могут рассчитывать на трудоустройство в профильных компаниях.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
пол.. гаться
оз.. боченный
уд.. стоен
зак.. зать
р.. сточек
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр.. клонный, пр.. сел
не.. хватный, р.. звёл
бе.. кровно, и.. черпав
пр.. градив, пр.. смотр
под.. тожил, по.. скал
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
перекра.. вая
удоста.. вавший
эмал.. вый
улыбч.. вый
несговорч.. вый
11 Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
эаброш.. нный сыпл.. шь потревож.. нный подмеч.. нный независ.. мый
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Наш спутник оказался молчаливым, далеко (НЕ)РА3ГОВОРЧИВЫМ человеком.
Птиц гонит на юг (НЕ)НАСТУПАЮЩИЙ холод, а отсутствие корма.
Домашним животным (НЕ)ЧЕГО было опасаться людей.
Трухлявая сосна (НЕ)УДЕРЖАЛАСЬ под напором ветра и рухнула.
Представленный на обсуждение вопрос (НЕ)РА3РАБОТАН в должной мере.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Братья остались (НА)ЕДИНЕ и (С)НАЧАЛА только посматривали друг на друга.
Николай (В)ТЕЧЕНИЕ всего спора молчал и только однажды В(ПОЛ)ГОЛОСА попросил Марину убрать самовар.
Даже в полусонном существовании Илья Ильич не мог, по его словам, равнодушно вспоминать ту самую женскую арию из оперы Беллини, которая КАК(БЫ) слилась с обликом Ольги Ильинской, а ТАК(ЖЕ) и с драматическим итогом любви Обломова к ней.
Продавец ТАК(ЖЕ) несёт ответственность перед покупателем за повреждение или поломку груза (В)СЛЕДСТВИЕ ненадлежащей упаковки, как и покупатель перед продавцом за своевременную оплату товара.
Роль гуманитарных наук велика (ПО)ТОМУ, что именно СЛОВО(ТО) и может объединить людей культуры.

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
На картине изображе(1)а весёлая деревенская свадьба, пёстрая масса людей удачно вписа(2)а в пейзаж -- широкий, с прекрасно написа(3)ым высоким голубым небом.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1)В роще невысокой липа да орешник разрослись широко.
2)Его любили не столько за возвышенный ум сколько за какую-то трогательную наивность и способность всему удивляться.
3)Травы и цветы горячо и сладко пахли на припёке.
4)Речной жемчуг беловатого или жёлтого цвета встречается в озёрах с чистой водой.
5)Как раннее так и позднее творчество М. Цветаевой вызывает огромный интерес.
16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Леонид Леонов (1) являясь классиком русской литературы ХХ века (2) был неутомимым защитником русского леса (3) названного им (4) «зелёным другом».
17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Июльский вечер был замечательный, он (1) словно (2) набросил тонкую полупрозрачную ткань на всё. И краски дня (3) казалось (4) слегка поблёкли: облака медленно теряли отблески, речная гладь побледнела.
18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Мышление обеспечивает способность человека (1) правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового рецепта.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Яркая зелень камыша перемешивалась на живописном лесном болоте с белыми облаками цветущего дягиля и кудрявого ивняка (1) и (2) когда идёшь краем леса (3) то невольно хватаешься за длинные ветки болотных кустарников (4) которые про тянулись к тропинке.

Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

(1)С течением времени начинаю понимать, что до человека порой может достучаться только совесть -- внутренний его голос, он куда действенней, чем бесконечные призывы, требования учителей, воспитателей, даже родителей. (2)Поступок, совершенный целиком по совести, -- это свободный поступок. (3)Я спрашиваю себя: а зачем человеку навязали эту самую совесть, ведь никто не мешает отмахнуться от неё, какой от неё прок, если она не приносит никаких выгод, если не даёт человеку преимуществ ни карьерных, ни материальных? (4) Благодаря чему она существует, совесть, которая грызёт и мучает, от которой порой не отвяжешься, не отступишься? (5)Откуда она взялась? (6)На самом деле в течение жизни мы убеждаемся, что она исходит из глубины души и не бывает ложной. (7)Она не ошибается. (8)Поступок по; совести не обесценивается, не приводит к разочарованию.
(9)Когда я говорю «поступок по совести», мне приходит на память удивительный пример, впечатливший меня надолго.
(10)28 июля 1958 года умер Михаил Михайлович Зощенко. {11)На «Литераторских мостках» партийное начальство хоронить его не разрешило, видимо, высокие начальники посчитали, что недостоин. (12)Им всегда виднее. (13)И рядом не разрешили. (14)Наконец указали (!) похоронить его в Сестрорецке, где он иногда жил на даче.
(15)Гражданскую панихиду проводили в Доме писателя. (16)Вести её поручили Александру Прокофьеву, первому секретарю Союза писателей. (17)Обязали вести кратко, не допуская никакой политики, строго придерживаясь регламента не позволять никаких выпадов, нагнали много милиции и работников Большого дома. (18)Все желающие в Дом попасть не могли, люди заполонили лестницу, ведущую к залу. (19)Большая толпа осталась на улице. (20)Радиофицировать не разрешили. (21)Слово дали Виссариону Саянову, Михаилу Слонимскому, его другу времён «Серапионовых братьев».
(22)Церемония заканчивалась, когда вдруг, растолкав всех, прорвался к гробу Леонид Борисов. (23)Это был уже пожилой писатель, автор известной книги об Александре Грине «Волшебник из Гель-Гью», человек, который никогда не выступал ни на каких собраниях, можно считать, вполне благонамеренный. (24)Наверное, поэтому Александр Прокофьев не стал останавливать его, тем более что панихида проходила благополучно, никто ни слова не говорил о травле Зощенко, о постановлении ЦК, словно никакой трагедии не было в его жизни, была благополучная жизнь автора популярных рассказов.
(25)«Миша, дорогой, - закричал Борисов, - прости нас, дураков, мы тебя не защитили, отдали тебя убийцам, виноваты мы, виноваты!»
(26)Надрывный тонкий голос его поднялся, пронзил всех, покатился вниз, люди передавали друг другу его слова, на улице толпа всколыхнулась. (27)Александр Прокофьев не посмел нарушить ритуал. (28)Рыдая, Леонид Борисов отошёл.
(29)Я возвращался домой с Алексеем Ивановичем Пантелеевым, он говорил: «Слава Богу, хоть кого-то допекло, нашелся человек, спас нашу честь, а мы-то, мы-то... »
(30)Что это было? (31)Борисов не собирался выступать, но что-то прорвалось, и он уже не мог справиться с собой, это было чувство нерассуждающее, подсознательное, неспособное выбирать. (32)Это была совесть, совесть
взбунтовалась!
(33)Бессовестность сегодня многие стремятся оправдать: «Ничего не поделаешь, таково наше общество». (34)Можно, конечно, считать, что наше общество унаследовало советскую мораль, когда никто не каялся, участвуя в репрессиях, когда поощряли доносчиков, стукачей.
(35)Но при чём тут совесть? (36)Она относится к личности, она принадлежит душе, единственной, неповторимой, той, что нас судит.
(По Д. А. Гранину*)
* Даниил Александрович Гранин (род. в 1918 г.) - русский писатель, общественный деятель.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Писатель Михаил Зощенко был похоронен в Ленинграде на «Литераторских мостках».
2) Пантелеев Алексей Иванович, один из авторов «Республики ШКИД», выступил с последним словом, отдавая дань памяти великому писателю Михаилу Зощенко.
3) Многие сегодня стараются оправдать свои бессовестные поступки внешними обстоятельствами.
4) Поступок, совершённый «по совести», вызывает уважение, не обесценивается.
5) Слова Леонида Борисова, сказанные на похоронах Михаила Зощенко, - это поступок благородного человека, не.побоявшегося осуждения начальства.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1-8 представлено рассуждение.
2) В предложениях 22, 25, 28 перечислены последовательные действия персонажа.
3) Предложения 31-32 содержат ответ на поставленный в предложении 30 вопрос.
4) Предложение 9 противопоставлено по содержанию предложениям 10-28.
5) В предложениях 35-36 представлено повествование.

22. Из предложений 27-29 выпишите разговорное слово.

23. Среди предложений 2-8 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

24. «Признанный классик отечественной литературы, автор многих ярких произведений Д. А. Гранин, размышляя о понятии "совесть", обращается к драматическим событиям, связанным с похоронами М. М. Зощенко. При этом автор даже не пытается придерживаться ровного, бесстрастного тона. Общий эмоциональный тон помогают передать синтаксические средства выразительности: (А) - _______ (предложения 3-5), употреблённые в пятом и шестом абзацах (Б) _______ (например, предложения 13, 15, 16, 20, 21), а также (В) _______ (предложение 32). Убедительно и точно передать впечатление от поступка Леонида Борисова Д. А. Гранину помогает троп - (Г) _______ ("голос его поднялся, пронзил всех, покатился вниз" в предложении 26)».

Список терминов:
неопределённо-личные предложения
развёрнутая метафора
контекстные синонимы
сравнение
парцелляция
вопросительные предложения
восклицательное предложение
литота
антонимы

Часть 2
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком

Вариант 21

задания
Ответ

2
однако

4
облегчить

5
практическую

6
красивее

8
заказать

9
бескровноисчерпав исчерпавбескровно

10
эмалевый

11
независимый

12
нечего

13
наединесначала сначаланаедине

16

19
134 любая другая последовательность этих цифр

20
345 любая другая последовательность этих цифр

21
123 любая другая последовательность этих цифр

22
допекло

1. Проблема определения понятия «совесть». (Что такое совесть?)
1. Совесть это черта духовного облика человека, выражающая его способность к внутренней оценке своего поведения, своих чувств, а также поведения других людей, это внутренний судья человека.

2. Проблема вечных моральных ценностей. (Влияет ли время, в которое живёт человек, на его моральные ценности, и в частности на совесть?)
2. Совесть относится к вечным моральным ценностям человека и не зависит от времени, в которое он живёт.

.
3. Проблема «стоимости» поступка по совести. (Какова цена поступка по совести?)
3. Поступок по совести не обесценивается, за него не может быть стыдно.

4. Проблема искренности в поступке по совести. (Может ли совесть «солгать»?)
4. Совесть исходит из глубины души и не бывает ложной.

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером, выполняемого вами задания (А1-А30) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

д! [ В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

    нАжился 2) позвОним 3) опошлИть 4) вручИт

Д2 | В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

    Часть комнаты было решено ОТГОРОДИТЬ шифоньером.

    ЗЛОСТНЫЙ нарушитель правил размещения наружной рекламы после очередного предупреждения, которое было оставлено им без внимания, был привлечён к административной ответственности.

    Воспитанные, ласковые и ИГРИВЫЕ котята бывают у тех заводчиков, которые умеют создать для домашних питомцев атмосферу любви и заботы.

    В конце мая на экскурсиях в ботаническом саду, рассчитанных на специалистов в области цветоводства, вниманию посетителей будет ПРЕДОСТАВЛЕНА коллекция древовидных пионов.

ДЗ | Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    красивше 3) две седьмых

    много вишен 4) посади дерево

| | Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Расположившись на земляной насыпи,

    зрителям был виден весь стадион.

    игры на стадионе проходили под одобрительные или возмущённые крики зрителей.

    у зрителей был прекрасный обзор всего поля.

    можно было наблюдать за ходом соревнований.

I Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

    На предсказания метеорологов ориентируются как городская хозяйственная, так и медицинская службы.

    Большинство книг, рассказывающих о жизни рептилий, издано в нашей стране.

    Среди научных трудов Ф.И. Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка».

    Все, кто знал великого писателя, отмечали его скромность и принципиальность.

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя

Заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

    В древнерусском языке слово дом, которое обозначало и хозяйство, и семью, и домочадцев, было очень важным.

    В 1882 году Виктор Михайлович Васнецов встречается с художниками из славной плеяды передвижников: Репиным, Поленовым, Суриковым, которые оказали большое влияние на творчество художника.

    Гравёр Пожалостин - один из лучших русских гравёров, работы которого хранятся не только в России, но и во Франции, в Англии.

    Предложения, которые в тексте связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств, образуют самостоятельное, целостное и законченное сообщение.

Прочитайте текст и выполните задания А7-А12.

(1)... (2)Осенние ночные заморозки - это налетающий с севера холодный воздух и открытое небо. (З)Земля теряет накопленное за день тепло в результате конвекции и теплового инфракрасного излучения, и корни деревьев могут промёрзнуть, пока они не укрыты снегом. (4)Дым от костров поднимается невысоко и не сразу опускается на землю. (5)Он расстилается над садом, образуя некое «одеяло». (6)... оно препятствует конвекции воздуха и отражает инфракрасное излучение земли над всей площадью сада.

Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

    Что такое конвекция?

    Зачем садовод осенью при первых ночных заморозках поджигает разложенные по саду кучи влажного мусора?

    Когда наступают осенние заморозки?

    Осень - пора сбора урожая и окончания сельскохозяйственных работ.

дф I Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?

    Именно 3) Кроме того,

    Наоборот, 4) Также

Какое сочетание слов является одной из грамматических основ в третьем (3) предложении текста?

    день теряет 3) корни могут промёрзнуть

    тепло теряет 4) они не укрыты снегом

Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.

    сложноподчинённое

    сложносочинённое

    сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями

    сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями

Укажите верную морфологическую характеристику слова УКРЫТЫ (предложение 3).

    Деепричастие

    глагол в форме прошедшего времени

    краткое прилагательное

    краткое причастие

Укажите значение слова ЗЕМЛЯ в предложении 4.

1) планета 2) почва 3) суша 4) страна

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

На картине изображе(1)а весёлая деревенская свадьба, пёстрая масса людей удачно вписа(2)а в пейзаж - широкий, с прекрасно нарисова(3)ым высоким голубым небом.

1) 1 2) 1, 2, 3 3) 3 4) 2, 3

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

    бл..годенствие, приноровиться, полагаться

    интеллектуальный, заказать, распор..диться

    озабоченный, раск..лоть, р..сточек

    заб..левание, обр..зцовый, уд..стоен

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

    проследовать, пр..клонный, пр..винтить

    бе..крайний, ни..падающий, и..черпать

    подотожить, об..скать, меж..нститутский

    не..хватный, пр..молчать, р..зместить

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

    беспоко..шься, заброшенный

    накорм..шь, потревож..нный

    поджар..шь, независ..мый

    сыпл..шь, подмеч..нный

В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А. перекраивая В. удостаивавший

Б. эмал..вый Г. дешёв..нький

1) А, Б 2) Б, Г 3) В 4) А, В, Г

В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

    Наш спутник оказался молчаливым, (не)разговорчивым человеком.

    Егор слыл (не)утомимым тружеником.

    Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие корма.

    Домашним животным (не)чего было опасаться людей.

В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

    Братья остались (НА)ЕДИНЕ и (С)НАЧАЛА только посматривали друг на друга.

    Николай (В)ТЕЧЕНИЕ всего спора молчал и только однажды В(ПОЛ)ГОЛОСА попросил Марину убрать самовар.

    Даже в полусонном существовании Илья Ильич не мог, по его словам, равнодушно вспоминать ту самую женскую арию из оперы Беллини, которая КАК(БЫ) слилась с обликом Ольги Ильинской, а ТАК(ЖЕ) и с драматическим итогом любви Обломова к ней.

    Продавец ТАК(ЖЕ) несёт ответственность перед покупателем за повреждение или поломку груза (В)СЛЕДСТВИЕ ненадлежащей упаковки, как и покупатель перед продавцом за своевременную оплату товара.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Весело гремящие бунчуки метались среди конного строя () и рвались вперёд от трубного воя кони командиров.

    Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

    Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

    Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

    Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Леонид Леонов (1) являясь классиком русской литературы XX века (2) был неутомимым защитником русского леса (3) названного им (4) «зелёным другом».

1) 1, 2, 3 2) 2 3) 3 4) 1, 2, 3, 4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Июльский вечер был замечательный, он (1) словно (2) набросил тонкую полупрозрачную ткань на всё. И краски дня (3) казалось (4) слегка поблёкли: облака медленно теряли отблески, речная гладь побледнела.

    1, 2, 3, 4 2) 2 3) 3, 4 4) 1, 3

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

    В роще невысокой липа да орешник разрослись широко.

    Его любили не столько за возвышенный ум сколько за какую-то трогательную наивность и способность всему удивляться.

    Травы и цветы горячо и сладко пахли на припёке.

    Речной жемчуг беловатого или жёлтого цвета встречается в озёрах с чистой водой.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

И.А. Гончаров отправился в путешествие не с развлекательной, а с конкретной

практической целью: ему хотелось вглядеться, вдуматься в чужую жизнь и провести

параллель между чужим и своим.

    Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

    Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

    Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

    Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, следствие того, о чём говорится в первой части.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мышление обеспечивает способность человека (1) правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового рецепта.

    1, 3 2) 2, 4 3) 2, 3, 4 4) 2

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте" которых в предложении должны стоять запятые?

Яркая зелень камыша перемешивалась на живописном лесном болоте с белыми облаками цветущего дягиля и кудрявого ивняка (1) и (2) когда идёшь краем леса

    то невольно хватаешься за длинные ветки болотных кустарников (4) которые протянулись к тропинке.

    1, 2, 3, 4 2) 1, 3, 4 3) 1, 3 4) 2, 3

Прочитайте текст.

Вы задумывались над тем, почему кошка не намокает во время дождя и легко пролезает в узкие проходы, быстро двигается в траве, густом кустарнике? Дело в том, что природа позаботилась, чтобы при беге и прыжках это животное испытывало наименьшее сопротивление воздуха. Именно поэтому волоски, образующие «мех» кошки, расположены по правилам оптимального обтекания: укладываются назад и друг на друга, образуя гладкую поверхность.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация,

    При беге и прыжках кошка испытывает наименьшее сопротивление воздуха.

    Кошка - очень подвижное животное, которое может легко пролезать в узкие проходы, быстро двигаться в траве, густом кустарнике.

    Волоски на теле кошки расположены по правилам оптимального обтекания, что позволяет животному быстро двигаться и не намокать под дождём.

    Искусственным путём была выведена порода кошек, шерсть которых не намокает во время дождя.

    Рус. яз., ЕГЭ-2012

Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.

(1)В конце жизни Гёте сказал: (2)«Добрые люди не знают, как много времени и труда необходимо, чтобы научиться читать. (3)Я затратил на это восемьдесят лет и всё ещё не могу сказать, что достиг цели».

    Действительно, читать - это осмысливать жизнь, себя самого в этой жизни. (5)Книги пишут в расчёте на тех людей, которые способны сопереживать и тем соучаствовать в творчестве. (6)А тут многое нужно, в том числе и мудрость, и опыт жизни... (7)Тогда словом ли, фразой ли коснулся чего-то в душе и - «Минувшее проходит предо мною...». (8)«Нельзя представить себе, как это трудно, хотя и кажется, что быть простым очень просто, - говорил Пушкин. - (9)Все те, которые обладают этим даром, поэты с будущностью, особенно если эти свойства проявляются в ранней молодости, потому что вообще молодые поэты редко бывают просты».

(Ю)Впервые серьёзно начал я читать, когда ко дню рождения подарили мне книгу Льва Толстого «Хаджи-Мурат», голубую, с серебряным тиснением. (11)Эта книга оказалась для меня особенной на всю дальнейшую мою жизнь. (12)Я не только её вид помню, но помню запах, хотя нет сомнений, что это просто запах клея и коленкора...

    Я всегда завидовал моим сверстникам, у кого были и сохранились отцовские библиотеки. (14)Мне же многое приходилось открывать поздно. (15)Бунина, Хемингуэя, Ремарка я прочёл только в конце сороковых - середине пятидесятых годов. (16)А потом были годы, когда я пытался во что бы то ни стало объять необъятное и перечитал массу книг.

(17)В разные годы разные книги и разные писатели становятся интересней, нужней. (18)Но богом для меня был и остался Лев Толстой...

    Все великие книги созданы страданием и любовью к людям. (20)И если книга причинит вам боль, это боль исцеляющая. (21)Эта боль вызвана состраданием, сочувствием к другому, а такое сочувствие и должна вызывать литература, чтобы в людях не угасло человеческое. (22)Литература до тех пор жива, пока она рассказывает

о человеке, о человечном и бесчеловечном в нём, то есть о Добре и Зле, творит Добро.

    Я сейчас говорю, по сути, о традициях русской литературы.

    Толстой, например, едет на голод, едет с дочерью, дочь ходит по избам, где тиф.

    Ну ладно сам, но пустить дочь?! (26)По-другому совесть не позволяла.

    А Чехов разве не отправился спасать от холеры, в жуткую эпидемию, как будто не существовало угрозы самому заразиться? (28)Но для него вопрос - лечить или не лечить, разумеется, не возникал. (29)Так всегда было. (30)И не только в России Толстого и Чехова. (31)Какие традиции великой русской литературы продолжает в XX веке Светлана Алексиевич? (32)То, что она сделала, её “Чернобыльская молитва”, - это творческий и нравственный подвиг. (ЗЗ)Ездила несколько лет в зону, зная, что неминуемо схватит радиацию, что малые дозы тоже таят опасность, но не остановилась, написала книгу, которая буквально переворачивает душу.

(34)Цена такого слова всегда велика. (35)А сейчас велика особенно, потому что в обществе нашем усталость и тусклое равнодушие. (36)И всё упорней пишут о том, что литература избавилась, наконец, от несвойственного ей - быть совестью, болью, философией, историей человеческой души, а ведь к писателям не только за советом обращались. (37)Исповедовались.

(По Г.Бакланову*)

*Григорий Яковлевич Бакланов (1923-2009) - русский советский писатель, публицист.

Какое высказывание не соответствует содержанию текста?

    Милосердие, сострадание к людям, жертвенность всегда были в традиции у великих русских писателей.

    Любовь к чтению иногда начинается с чтения первых, подаренных к празднику книг.

    Чтение книг - это прежде всего постижение самого себя, осознание смысла своей жизни.

    В литературе XX века, в отличие от классической, нет писателей, чьё творчество вызывало бы сильнейший отклик в душах читателей.

Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

    В предложениях 23-33 содержится описание.

    Предложения 1-3 подтверждают суждение, высказанное в предложении 4.

    В предложениях 15-16 представлено повествование.

    В предложениях 19-22 представлено рассуждение.

Укажите номер предложения, в котором использован фразеологизм.

    10 2) 16 3) 21 4) 4

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1-В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.

вд I Укажите способ образования слова СОЧУВСТВИЕ (предложение 21).

22 I Из предложений 10-12 выпишите притяжательные местоимения.

20 I Из предложения 13 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.

I 24 I Среди предложений 10-16 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.

I цд I Среди предложений 9-18 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.

| 26 | Среди предложений 21-33 найдите сложное предложение, в состав которого входят однородные придаточные. Напишите номер этого сложного предложения.

Среди предложений 10-16 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора и указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28-АЗО, В1-В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

средство выразительности, как (предложение 22). Желая быть

убедительным, Григорий Бакланов использует такие приёмы, как

(«В разные годы разные книги и разные писатели» в предложении 17) и

(предложения 2-3, 8-9). Такой троп, как (предложение 22),

образно определяет нравственный стержень литературного творчества».

Список терминов:

    ряды однородных членов 6) диалектизм

    литота 7) развёрнутая метафора

    лексический повтор 8) риторический вопрос

    эпитеты 9) восклицательные предложения

    цитирование

Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов М 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

ЕГЭОсновная образовательная программа

Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина. Русский язык .10-11 классы.М: 2010. Драбкина С.В., Субботин Д.И. ЕГЭ 2012 . Русский язык . Ступени подготовки...

  • Инструкция по организации и проведению пробного егэ по русскому языку (23 марта 2012 года)

    Инструкция

    Организации и проведению пробного ЕГЭ по русскому языку (23 марта 2012 года) Каждая сельская... сверху по центру написать Пробный ЕГЭ -2012 . Русский язык ВАРИАНТ - Все СОШ должны... комиссии по проверке пробного ЕГЭ по русскому языку должны прибыть в 12. ...