Название: Penthouse №5 (May 2017) USA
Страниц: 134
Формат: PDF
Качество: Высокое
Иллюстрации: Цветные
Размер файла: 102.3 Мб
Язык: Английский

Penthouse - популярный американский мужской эротический журнал. Кроме США выпускается на различных языках по всей планете и считается одним из самых известных в мире брендов. Отличается от Playboy более «жёстким», но, в тоже время, высокопрофессиональным сексуальным содержанием.

I HAD a strange dream the other night. I was in the men’s room at Penthouse, halfway through what felt like the biggest pee of my life. When I looked down, however, I realized I was urinating into a trash can. My stream had filled the bin completely-impressive!-and the brilliant yellow liquid spilled onto the floor around my feet. But the strange part was that I felt fine about it. No embarrassment or shame...no desire to clean it up...nothing. I finished up, washed my hands, and left the bathroom to discover puddles of my sunshine yellow tinkle pooling on the floor all across the white-tiled hallway.

I was amused when I woke up, and wanted to learn more about the subliminal curtain-raiser I had just starred in. But even Google didn’t know what to do with “sunshine yellow pee, dreams, trash can, overflow, work, puddles." From what I can glean, I’m either coming into a boatload of money, losing control of an aspect of my life, or I"m experiencing some literal parallel of relief.
Perhaps the answer lies closer to relief; after all, the May issue marks exactly one year that I have been entrusted with this magazine-1 know! I didn"t see that coming either! And I can think of no better way to celebrate than with the 2017 Pet of the Year. (See what I did there?)
Enjoy!

10: FORUM
This month’s reader exploits.
12: THE DEBRIEF
Curated news from around the world.
20: MUSIC
Is EDM dead or what?
22: MAN OF THE MOMENT
T. J. Miller is fucked in the head.
24: CRUSH
Diane Guerrero, girl on a mission.
26: STAR LIQUOR
Can we really trust celebrity booze endorsements?
20: GAMING
South Park’s new videogame, The Fractured But Whole.
30: WEIRD HISTORY
As it turns out, the last woman to the moon was our October 71 Pet.
32: ROOGH TEXT
Dave Camie reviews My Damage, by Black Rag cofounder Keith Morris.
34: ARE YOU LONESOME TONIGHT?
Chris Nieratko’s sex-toy review for those who don’t know their ass from their elbow.
50: VOICE OF REASON
Alan Dershowitz argues our constitutional right to masturbate.
52: NO FILTER
May Pet of the Month, Charlotte Stokely.
72: THE EVOLUTION OF A HIT MAN
Seth Ferranti profiles Detroit’s Best Friends, one of the crack era’s most brutal gangs.
78: EROTIC ANGEL
We go backstage with aenalist/dancer/ striptease artist Joey Kim.
86: GOOD GIRLS DON"T
Jenny Nordbak’s secret year in an LA. dungeon.
90: RODRIGO DUTERTES REIGN OF TERROR
Jeff Kamen on the horrors of the Philippines’ new president.
96: FORUM REJECTS
The best of the worst from Penthouse Letters.
98: CAPRI FUN
Capri Cavanni and Celeste Star get steamy.
112: HOT LINES
Leah McSweeney keeps us in check.
114: EMBRACE THE SUCK
Matt Gallagher pays tribute to Vietnam vets.
118: SHAMELESS PLUG
We play with Uma Jolie and the OhMiBod Club Vibe.
120: NOT SO INNOCENT
Our first featured CyberCutie, Eliza Jane.
130: WHY WOULD YOU EVER SMUGGLE YOUR WEED?
Mish Barber-Way talks to some brave idiots who’ve tried.
132: ENDGAME
Dave Camie on fucking chickens.
134: PARTING SHOT

Всю весну 2010 года архитекторы немецкой студии Lecarolimited работали над интересным проектом перепланировки двухэтажного пентхауса в Берлине площадью 400 кв. метров.

Им предстояло иметь дело с квартирой, в которой оказалось огромное количество лишних перегородок и непонятных захламленных уголков. По этой причине основным в вопросе перепланировки стал момент объединения большей части комнат в одно пространство, где царит единство форм и стиля, однако есть место магии и волшебству.

Так в интерьере пентхауса и появился новый диковинный элемент - зеркальный «пояс». Эта конструкция плавно соединяет одну зону квартиры с другой и объединяет в себе функции кухни, лаунж-зоны и бара.

Идея проста и практична, а выбор зеркальных панелей в качестве материала не случаен. Зеркалу издавна приписывают самые разные свойства, оно ассоциируется с мифами, легендами, магией и даже грехом. Суеверные люди боятся разбить его или увидеть свое отражение в осколке. Так что архитекторы, которые хотели добиться шокирующего эффекта, достигли своей цели вот таким нехитрым способом.

Изначально зеркальный «пояс» был выполнен в виде простой деревянной конструкции. Затем на ней закрепили зеркальные панели из раскрашенного стекла, изготовленные по специальному заказу. Стену «пояса» выкладывали из отдельных кусочков стекла разной формы, что добавило интерьеру динамики и необычности.

Каждый кусочек «зеркала» вырезан вручную таким образом, что все составляющие мозаики плотно прилегают друг к другу. Кроме того, полосы и волны на поверхности зеркала делают каждый «осколок» уникальным: ведь такие рисунки сложно повторить. Фрагментация поверхности оживляет пространство за счет бесчисленных отражений, создавая эффект легкой ряби на водной глади.

Главная гостиная и спальни выполнены в одном стиле, под стать новой супер-поверхности. Комнаты гостей, куда ведет темный коридор, непохожи на гостиную, здесь царят яркие и сочные цвета.

Кроме основной конструкции «пояса» в квартире есть и другие необычные предметы мебели. К примеру, «треугольный стол», который также был выполнен по индивидуальному заказу. Шестиметровый стол можно сделать обеденным, разложив его в длину. А можно собрать в четыре маленьких столика-«осколка» и задать неформальный тон общению с гостями.

Творческую атмосферу в новой квартире поддерживают работы известных современных художников и дизайнеров: Такехито Коганезава, Терри Роджерса, Лори Герсбергера и Джейсона Мартина.

Текст: Ирина Лузина, специально для Д.Журнала

About project

As the result of an invited competition, during the spring of 2010 Lecarolimited was commissioned to remodel the Berlin penthouse of a German apartment building, spread over two floors, situated beside an inner-city football ground, on a small but active street in the middle of a large gallery district.

Identifying the existing situation – large apartment, warren of partitions and closed rooms – we instead proposed a unitary object which, not boxing-off, simply shapes and shelters each different activity.

This principle ambition was developed into a new surface logic which, becoming lounge, bar and kitchen…then wall again, instead guides gently with a continuity from space to space.

We projected into the design both a tradition of Loos-ian sensuality, as well as Mirror’s history of associations with myth and magic; a notion of the unnatural or sinful, where mirror feeds identities, and represents likenesses with an ever-so-slightly distorted truth. Meanwhile, both the material and the spatial application facilitate the dynamic and whimsical aspect over a German city roof-scape.


Александр Егоров

Жесть - это просто материал истории: пивная банка, хрустнувшая под ногой бомжа, возможно, когда-то была частью обшивки крыла сверхзвукового Ту-144, который взорвался в небе на глазах тысяч зрителей. Поэтому автор заранее отвергает все упреки в жесткости отдельных моментов. И эта книга - вовсе не о самолетах.

А о чем? О любви, наверно. О чем же еще.

Однажды в беседе с обозревателем «Коммерсанта» сценарист Пол Браун вспомнил слова своего учителя, Роя Ландена. «Любая история - о любви, о власти или о смерти», - говорил Рой Ланден. Но перед тем как умереть самому, он изменил свое мнение. «Все истории - только о любви», - сказал он. Кажется, ему можно верить.

Герой этой книги, подобно тому же Полу Брауну, проводил в Жуковке тренинги для богатых подростков. Все остальные совпадения в книге - случайны и оттого особенно удивительны.

Упомянутые в тексте торговые марки, к сожалению, являются собственностью их владельцев. Квартира в пентхаусе (на последнем этаже высотки в Крылатском) после отъезда хозяина выставлена на продажу, но не продана до сих пор. До кризиса ее оценивали в 4,5 миллиона USD (вот это, на взгляд автора, настоящая жесть).

001. Внутренний космос

На солнце набежала тень, и я кинул быстрый взгляд в окно; тогда пациент отдернул руку и попробовал высвободить вторую. Я перехватил его кисть. Ласково, но непреклонно водворил руку обратно на подлокотник и защелкнул браслеты.

Пациент не проронил ни слова.

Как обычно, я застегнул ремешки не втугую, а в свободном, щадящем режиме. Ему не было больно. По крайней мере, сейчас.

Я тронул пульт. В блестящих шарнирах кресла загудели электромоторчики, и человек начал медленно перемещаться в пространстве. Теперь он завис в целомудренной позе эмбриона, слегка согнувшись, со склоненной головой. Сидя так, он мог наблюдать свой немалый живот - в футболке с надписью:

Надпись повыше, пожалуй, он уже не мог прочитать - тем более, вверх ногами:

thanks God we"re not in

Еще выше располагалась золотая цепь, всякий раз включавшая в моем сознании дубовые пушкинские шаблоны. Пора кончать с литературщиной, думал я. Никогда не катит, а сегодня особенно.

Итак, цепочка белого золота, уверенно обтягивающая крепкую шею пациента, отличалась редкой красоты плетением. Цепочка эта говорила сразу о трех вещах:

Чувак купил ее недавно, за немалые деньги, причем вероятнее всего - в той самой Америке, где-нибудь на углу 5-й авеню и 52-й улицы. Надпись на футболке как бы нейтрализовала этот порыв: насколько я успел узнать клиента, в его голове всегда варилась густая идеологическая каша;

В продолжение предыдущего: на прошлом сеансе на цепочке висел крестик, сегодня - нет;

В продолжение предыдущего: и цепочка, и крестик «с гимнастом» вернее всего выдавали и возраст, и жизненный опыт моего клиента. Совершенно понятно было, что в былые годы его звали Жориком, а может, Гошей (он и подстрижен-то был под Куценко). Теперь Жориками он звал других, а его самого величали Георгием Константиновичем. Как маршала Жукова.

Его маршальский жезл не стоял уже давно, и с этой-то бедой он и пришел ко мне две недели назад. Правильнее сказать, дело было не в жезле и даже не в его ориентации. Просто (признавался Георгий Константинович) его все заебло . И это уже было серьезно.

Теперь он сидел передо мной, зафиксированный и готовый к контакту.

Скоро начнем, - пообещал я негромко.

Он сглотнул слюну и кивнул. Никто не мешает ему говорить. Просто он захвачен важностью момента.

«Захвачен - это правильное слово», - думал я, поворачиваясь к пациенту спиной. Прочные захваты на запястьях и щиколотках - это вынужденная мера. Иначе процесс может выбиться из сценария. Так написано в наиболее продвинутых пособиях по боевому психоанализу, а непродвинутые я в расчет не беру.

Я сижу за столом, а Георгий - в кресле, прикрытый простынкой. Это его второй сеанс. Он уже знает, что перед разговором доктору нужно как следует сосредоточиться. Отчасти это так.

Я гляжу на экран ноутбука (клиенту не видно, что там). Он слегка потеет. Прошлый катарсис еще жив в его памяти. Но он приехал снова, и приедет еще столько раз, сколько будет нужно.

Мне - двадцать семь. Мой офис - в тесном полуподвале. Клиент значительно старше, и он приехал сюда на «Бентли». Охранники ждут его в «гелике» у дверей. И все же расклад именно такой.

Стиснув зубы, я делаю длинный выдох.